Научная статья на тему 'Организация хореографического образования в Свердловске (1935-1941)'

Организация хореографического образования в Свердловске (1935-1941) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
91
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / БАЛЕТНОЕ УЧИЛИЩЕ / В.И ШЕЛКОВ / В.А. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ / Л.В. ЯКОБСОН / V.I. SHELKOV / V.A. PREOBRAJENSKY / L.V. JACOBSON / THE ORGANIZATION / CHOREOGRAPHIC COLLEGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Силкин Петр Афанасьевич, Чернявских Елена Анатольевна

Статья посвящена организации в Свердловске в 30-е гг. XX в. балетного училища, в становлении которого принимали участие мастера ленинградского балета В.И Шелков, В.А. Преображенский, Л.В. Якобсон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization choreographic of Sverdlovsk choreographic college (school) education system (1935-1941)

This article is dedicated to the organization of Sverdlovsk choreographic college (school) in 1930s of XX century and the role of artists of leningrad’s ballet: V.I. Shelkov, V.A. Preobrajensky, L.V. Jacobson in this process.

Текст научной работы на тему «Организация хореографического образования в Свердловске (1935-1941)»

Е.А. Чернявских, П.А. Силкин

ОРГАНИЗАЦИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕРДЛОВСКЕ (1935-1941)

Статья посвящена организации в Свердловске в 30-е гг. XX в. балетного училища, в становлении которого принимали участие мастера ленинградского балета В.И Шелков, В.А. Преображенский, Л.В. Якобсон.

Ключевые слова: организация, балетное училище, В.И Шелков, В.А. Преображенский, Л.В. Якобсон.

В 20-х гг. ХХ в. балет в Екатеринбурге, как вид искусства, утверждался в недрах оперного спектакля. Здание театра оперы и балета, отвечающее всем современным требованиям, которое и сегодня украшает город, было выстроено в Екатеринбурге в 1912 г. Первое время антрепризы давали только оперные спектакли, в которых были небольшие балетные сцены. Во главе балетной труппы Екатеринбурга с 1919 по 1924 гг. стоял балетмейстер Константин Залевский, работавший прежде в Варшавской опере. Он и ставил танцы в операх. Наконец, 4 марта 1922 г., в свой бенефис, посвященный 25-летию творческой деятельности, К. Залевский осуществил постановку полнометражного балета Лео Делиба «Коппелия». За два сезона спектакль прошел семь раз. Труппу пополняли учащиеся любительских студий.

В начале 30-х гг. в Свердловский театр стали приезжать выпускники Ленинградского хореографического техникума. Кроме того, балетная труппа пополнилась мастерами ленинградского балета, среди них были Владимир Алексеевич Преображенский, Нина Федоровна Млодзинская, Валентин Иванович Шелков, Валентина Владимировна Крапивина, Леонид Вениаминович Якобсон, Олег Николаевич Сталинский, который совершенствовался в классе Е.О. Вазем, и В.И. Пономарева. Именно им принадлежит заслуга создания профессиональной балетной школы в Свердловске.

В 1935 г., благодаря стараниям Валентина Ивановича Шелкова, выпускника Ленинградского хореографического техникума (училища) по классу А.И. Пушкина, ведущего танцовщика Свердловского театра, городские власти отдали под балетную школу деревянное здание в центре города. Помимо специальных дисциплин, были введены общеобразовательные предметы. В сентябре 1935 г. начались занятия в балетной школе. Здесь преподавали В.А. Преображенский, Л.В. Якобсон, В.И. Шелков. Исследователь творческого пути Леонида Якобсона В.А. Звёздочкин указывает, что «в 1936 году он едет в Свердловск (ныне Екатеринбург) и ставит в театре балет «Утраченные иллюзии» [1, с. 37]. В Свердловской балетной школе он работал два года. Леонид Вениаминович, приглашённый в театр вторым балетмейстером, одновременно танцевал и сам. Коллегам он запомнился как обладатель хорошего прыжка, аккуратно исполняющий классические соло, например, па-де-труа.

Молодой педагог Свердловского училища Владимир Алексеевич Преображенский работал в местном театре с 1935 по 1939 гг. Ученик В.И. Пономарёва, замечательный танцовщик, в дальнейшем партнёр Г. Улановой откликнулся на необходимость подготовки профессиональных кадров для театра. В младших классах он вёл классику и был очень требователен на уроках. Учениц поражал его безукоризненный аккуратный внешний вид, и они боялись его модных сапог - джимми, которыми он в педагогических целях наступал на стопы учениц, требуя убрать «навал» - часто встречающаяся ошибка у новичков.

Розалия Ивановна Алексеева (ученица со дня организации училища и до его закрытия) помнит, что в первый класс было набрано 20 девочек и отдельная группа мальчиков. В первом классе ритмику преподавал Л.В. Якобсон. Экзамены по специальности проводились каждую четверть. Несмотря на ежегодные переезды школы, набор на обучение осуществлялся каждый год.

Дети были заняты в спектаклях театра. Одна из фотографий 1937 г. в газете «Уральский рабочий» запечатлела один из таких

моментов. Педагоги Свердловского училища стремились, чтобы школа и театр были единым целым. Ученики были заняты в балете «Кавказский пленник», в опере «Черевички» танцевали чертиков, в «Пиковой даме» - арапчат. В 1938 г. школе было присвоено звание Государственного училища. Ему было отдано постоянное здание в два этажа в центре города. Все это время работает в школе В.И. Шелков.

Валентин Иванович Шелков впоследствии стал директором Ленинградского хореографического училища (1951-76 гг.). Упоминание о том, что он работал в Свердловске, помимо энциклопедии, находим в газетной рецензии за 1944 г.: «В балете «Каменный цветок» сильно проводит роль приказчика Северьяна В.И. Шелков» [2].

С 1938 г. дети получали образование по общеобразовательным и специальным предметам в одном здании. Занятия начинались в 8.30 утра. Расписание подстраивалось под распорядок дня педагогов танцевальных дисциплин, так как все они работали в театре. Ученики получали горячие завтраки и обеды. Всем были сшиты белые платьица для занятий хореографией. Балетные туфли с жестким носком - пуанты - были введены с четвертого года обучения.

В средних классах классику вели В.В. Крапивина - жена В.И. Шелкова и К.А. Кузьмичева - солистка балета театра, в 1934 г. окончившая Ленинградский хореографический техникум. Приезд в театр выпускниц ленинградской школы способствовал тому, что балетная труппа, не исключая балетмейстера, училась чистоте линий, академичности пластических комбинаций, правильности постановки рук. Характерный танец преподавал яркий танцовщик Григорий Иосифович Цвыбак, а исторический танец - Мария Ивановна Леонова, которую в театре называли «мазуристкой» за мастерское исполнение характерных танцев. Ученики любили своих педагогов и занимались с энтузиазмом. Именно духовные ценности педагогов, среди которых нужно отметить веру в свое дело, любовь к искусству танца, и порождали духовную мотивацию юных служителей

искусства. Этому способствовал традиционный ежегодный концерт училища на сцене театра оперы и балета, проводившийся в утреннее время 1 и 2 мая.

Для детей ставили номера все педагоги, подключился в качестве балетмейстера и Вячеслав Иосифович Наумкин, который впоследствии многое сделает для профессионального обучения хореографическому искусству в Свердловске. Для маленьких учеников был поставлен номер «Цыплята». Для детей постарше - «Норвежский танец». В репертуаре юных исполнителей появился юмористический номер в постановке Л. Якобсона с политической направленностью: «Буржуи идут на конференцию», где дети изображали семенящих с портфелями под мышкой буржуев. Исследователь творчества Л. Якобсона отмечает, что «в конце войны Якобсон создал целую серию политических хореокарикатур: «4Г», «2 Наполеона» [1, с .42]. Мы можем высказать предположение, что характер гротесково-сатирического направления привлекал Л. Якобсона ещё до войны.

Детей, хорошо проявивших себя в учёбе, летом направляли на базу отдыха на озеро Шарташ. Именно здесь в июне 1941 г. дети узнали о начале войны, и все спешно разъехались по домам. В июле В.И. Шелков обзвонил учеников, и всем было приказано явиться в училище. Дети собрались в своём здании, и им сказали, что училище закрывается. Тут же всем выдали документы, и педагоги распрощались с учениками. Р.И. Алексеева вспоминает, как много было слёз в тот день!

Далее ученики Свердловского хореографического училища продолжали обучение в простых школах. Но в середине 1942 г. театр испытывает огромную нехватку артистов балета. В.И. Шелков находит девушек, которые не доучились в балетном училище. Занимается с ними отдельно по вечерам в театре, вводит в небольшие массовые номера, чтобы девушки привыкали к сцене. За выступления им платили кусочком хлеба и суфле, чему юные артистки были безмерно рады. В 1943 г. группу девушек 15-16 лет официально приняли в балетную труппу театра.

Во время войны в театр с концертами приезжали знаменитости. Артист балета театра оперы и балета им. С.М. Кирова М. Михайлов писал, что в составе концертных бригад были «звезды во главе с Г. Улановой, Н. Дудинской, Ф. Балабиной, Т. Вечесловой, К. Сергеевым, Н. Зубковским. Зрительный зал на каждом концерте заполнялся до отказа» [3, с. 265]. Девочки с замиранием сердца смотрели их выступления.

Для определения вклада выпускников Петербургской (Ленинградской) балетной школы в становление хореографического образования в Свердловске-Екатеринбурге важным источником явилась небольшая статья В.И. Наумкина «Наш балет». В ней он конкретно сообщает: «В 1935 году открывается Свердловское хореографическое училище по образцу и программам Московского и Ленинградского училищ. В годы войны многие артисты балета помогают техническим цехам, работают по устройству госпиталей. С бригадами на фронт выезжают артисты балета. В эти годы коллектив пополнился учениками нашего закрывшегося хореографического училища, и они - еще дети 14-15 лет - продолжают свое образование в стенах театра. Это нынешние солисты балета И. Шильдер, С. Сушкина, З. Холмова, Э. Круглова, И. Невоструева, З. Красовицкая и др.» [4].

Приход юных артисток в балетную труппу сыграл положительную роль в жизнедеятельности театра: зритель в тяжелые времена военного лихолетья тянулся к искусству, с помощью которого он мог отвлечься, развеяться. С началом войны многие артисты ушли на фронт. Для восполнения численности труппы было необходимо пополнение, оно и пришло в лице юных недоученных учащихся местного хореографического училища, для которых работа в театре стала продолжением профессионального образования.

Во время войны силами балетной труппы были поставлены следующие спектакли: 1942 г. - «Раймонда», 1943 г. - «Конек-Горбунок», «Гаянэ», 1944 г. - «Каменный цветок». И свершилось это во многом благодаря В.И. Шелкову, который, следуя заповеди Н. Легата, гласящей, что «секрет петербургского балета -

в дисциплине безжалостной и беспощадной» [5, с. 276] помог юным артистам обрести себя в искусстве балета, невзирая на робость, недоученность и страх перед профессиональной сценой.

Таким образом, Отечественная война не остановила работу Свердловского театра, но прервала жизнедеятельность Свердловского хореографического училища, а значит, и развитие профессионального хореографического обучения в Свердловске.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Звездочкин В.А. Творчество Леонида Якобсона. - СПб: СПБГУП, 2007.

2. Газета «Уральский рабочий», 24 августа 1944. - № 204.

3. Михайлов М.М. Жизнь в балете. - Л.-М.: Искусство, 1966.

4. Наумкин В.И. Наш балет. - За социалистический реализм / Стенная газета театра оперы и балета им. Луначарского. Спец. выпуск, посвященный 40-й годовщине Октябрьской революции, 27.11.19S7.

5. Громова Е.Н. Детские танцы из классических балетов: хрестоматия. -СПб: СПбГУП, 2000.

Abstract

This article is dedicated to the organization of Sverdlovsk choreographic college (school) in 1930s of XX century and the role of artists of leningrad's ballet: V.I. Shelkov, V.A. Preobrajensky, L.V. Jacobson in this process.

Keywords: the organization, choreographic college, V.I. Shelkov, V.A. Preobrajensky, L.V. Jacobson.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.