Научная статья на тему 'Вспоминая славные имена'

Вспоминая славные имена Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
213
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вспоминая славные имена»

М. Л. Вивьен

ВСПОМИНАЯ СЛАВНЫЕ ИМЕНА

Марина Леонидовна Вивьен (р. 1925) — училась в Ленинградском хореографическом училище (педагог Н. А. Камкова), окончить которое помешала война. Закончила Ленинградский театральный институт. Актриса, затем завлит Театра драмы им. А. С. Пушкина (Алек-сандринский театр). В 19862000 гг. заведовала музеем Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. Живет во Франции.

На 22 июня 1941 года в старейшей балетной школе России была назначена генеральная репетиция выпускного спектакля. Через три дня, несмотря на объявление войны, он состоялся на сцене Театра оперы и балета имени С. М. Кирова. В программе был одноактный балет «Бэла» и концертное отделение.

Буквально через несколько дней после выпускного спектакля 1941 года многие из его участников встали в ряды защитников Родины. Уходили на фронт и те, кто имел за плечами всего год-два актерского стажа. Увы, не всем довелось дожить до победы. Погибли Н. Байбатыров, С. Большаков, И. Васильев, Б. Войцеховский, С. Дубинин, Б. Кавокин, О. Петров, Б. Стукалин, О. Широков, В. Филиппов, братья И. и О. Якобсоны...

Классы Ленинградского хореографического училища с первого по седьмой уже 5 июля эвакуировались из города в сопровождении директора и группы педагогов. 19 августа выехали вместе с коллективом Кировского театра в нынешнюю Пермь (город, который в ту пору назывался Молотов) старшеклассники, преподаватели и сотрудники училища.

Педагоги и старшеклассники, оставшиеся в блокадном Ленинграде, наладили круглосуточное дежурство в здании школы и на крыше; все лето выступали на призывных пунктах, на вокзалах, в госпиталях. Учащиеся наравне со взрослыми несли дежурства в отрядах противовоздушной обороны, работали на строительстве оборонительных укреплений вокруг города, очищали улицы после первой блокадной зимы.

Немало сил, здоровья, таланта отдали воспитанию артистов балета в военные годы педагоги главной школы Русского балета.

М. Л. Вивьен и Л. Л. Мельникова (Коротеева)

в Мемориальном кабинете АРБ

имени А. Я. Вагановой. 2000 г.

Фото из личного архива М. М. Мельникова

12 Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 2 (37) 2015

В декабре 1942 — январе 1943 года в осажденном городе А. П. Бажаева, В. С. Костровицкая и Л. И. Ярмолович сумели организовать набор детей в училище. Им удалось собрать группу из двадцати человек, среди которых были В. Зимин, В. Лопухин, В. Новоченок, воспитанники детдома. Поразительно, что осенью того же 1943-го состоялся второй прием учащихся. Именно тогда в Школу поступили А. Грибов, Л. Коротеева, Т. Легат, Т. Удаленкова.

Испытания войной сполна хлебнули и эвакуированные в Молотов. Процесс обучения пришлось налаживать не в самом городе, а в двух небольших поселках на берегах Камы — Полазне и Курье, где школа провела в общей сложности тридцать три месяца, то есть почти три года! Осенью 1942-го на Урал с трудом добралась Агриппина Яковлевна Ваганова1. Во главе с ней соратники-педагоги делали все возможное и невозможное, чтобы ни в коем случае не потерять замечательных традиций школы, сохранить высочайший профессионализм преподавания. В то же время, что и в Ленинграде, в январе 1943-го, училище в условиях эвакуации провело набор в первый класс. В январе следующего, 1944 года, началась подготовка выпускного спектакля: для него Л. В. Якобсон ставил балеты «Ромео и Джульетта» (на музыку П. Чайковского) и «Испанское каприччио» (на музыку Н. Римского-Корсакова). Однако показать их удалось лишь в конце года, уже по возвращении школы в город на Неве.

За период работы в Молотове в школу приняли шестьдесят детей, уроженцев города на Каме. Было решено, что часть педагогов останется здесь и продолжит обучение уральских ребят. Так в 1945-м родилось еще одно хореографическое училище, сегодня известное как Пермское2, а возглавила его (и оставалась художественным руководителем вплоть до 1956 года) Е. Н. Гейденрейх — ленинградский педагог классического танца.

Владимир Иванович Пономарев (1892-1951) преподавал в училище с 1913 г. и до конца своих дней, сделал для разработки методики преподавания мужского танца то, что сделала А. Я Ваганова для танца женского. Сам блестящий представитель академического стиля в балете, он воспитал замечательных мастеров — А. Ермолаева, В. Чабукиани, К. Сергеева, С. Каплана, Н. Зубковского.

Почти двадцать лет, в том числе и в военные годы, художественное руководство Ленинградским хореографическим училищем осуществлял Николай Павлович Ивановский (1893-1963). Виртуозный исполнитель характерных и панто-мимно-игровых партий, он создал методику преподавания историко-бытового танца и написал превосходную книгу «Бальный танец ХУ1-Х1Х вв.», давно уже ставшую библиографической редкостью.

С 1927 по 1947 год преподавал в училище выдающийся танцовщик Андрей Васильевич Лопухов (1898-1947). За эти двадцать лет Лопухов (совместно

1 См. также: Абызова Л. И.. Агриппина Яковлевна Ваганова в годы Великой Отечественной войны (материалы к биографии) // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 3. 2014. С. 9-16.

2 Подробнее об истории создания Пермского хореографического училища см.: Полисадова О. Н. А. Я. Ваганова и создание Молотовского (Пермского) хореографического училища // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 5. 2014. С. 25-29.

М. Л. Вивьен. Вспоминая славные имена 13

с А. В. Ширяевым и А. И. Бочаровым) подготовил к изданию книгу «Основы характерного танца», первый учебник такого рода, и выпустил в большое искусство И. Бельского, Ю. Григоровича, А. Макарова.

Много сделавшая для училища в годы войны Любовь Ипполитовна Ярмолович (работала с 1934 по 1963-й) проявила себя талантливым преподавателем-методистом. Она плодотворно занималась проблемами музыкального оформления урока и выпустила две книги, одна из которых — «Принципы музыкального оформления урока классического танца» — выдержала два издания.

С 1931 по 1963 год классический танец в средних классах и старших классах училища преподавала Наталия Александровна Камкова (1907-1973), этот безгранично влюбленный в свое дело педагог. Именно ей обязаны профессиональным мастерством Н. Тимофеева, А. Сизова и многие другие балерины России и нынешнего «ближнего» зарубежья.

Замечательный педагог, которого столько бывших учениц поминают добрым словом, Лидия Михайловна Тюнтина (1899-1989), преподавала в училище классический танец с 1937 по 1982 год. Она была и неутомимым репетитором. Среди ее учениц — Н. Большакова, Е. Евтеева, Г. Покрышкина.

С 1937 по 1965 год преподавала классический танец в училище Вера Сергеевна Костровицкая (1906-1979). Она дала путевку в профессию Г. Комлевой, М. Сабировой, другим одаренным балеринам. Чуткий истолкователь учения Вагановой, превосходный методист, Костровицкая оставила после себя несколько очень нужных балетным педагогам книг. Одна из них — «Школа классического танца», написанная вместе с А. Писаревым — выдержала три издания и переведена на английский язык.

Невозможно не сказать хотя бы двух слов об отменных педагогах-методистах, также немало потрудившихся в эвакуации, — Варваре Павловне Мей и Надежде Павловне Базаровой, соавторах прекрасного учебника «Азбука классического танца».

Все эти имена навсегда вписаны в историю Ленинградского хореографического училища, составляют его гордость и славу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.