Научная статья на тему 'Педагог как субъект формирования гражданской (российской) идентичности личности учащихся'

Педагог как субъект формирования гражданской (российской) идентичности личности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
556
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ (РОССИЙСКАЯ) ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / CIVIL (RUSSIAN) IDENTITY / INDIVIDUAL / TEACHER OF SUPPLEMENTARY EDUCATION / IN-SERVICE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьячкова Татьяна Владимировна

В статье предпринята попытка рассмотрения вопроса о важности проблемы формирования у воспитанников гражданской (российской) идентичности личности. Автор определяет сущность процесса формирования гражданской (российской) идентичности личности и приоритетные проблемы деятельности педагога дополнительного образования в контексте заявленной проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher as an individual developing civil (Russian) identity of pupil’s personality

The article makes an attempt to consider the importance of the problem of developing pupils' civic identity. The author defines the essence of the process of developing civil (Russian) identity and priority problems of activities of the teacher of additional education in the context of the stated problem

Текст научной работы на тему «Педагог как субъект формирования гражданской (российской) идентичности личности учащихся»

Т. В. Дьячкова

(Тула)

Педагог как субъект формирования гражданской

(российской) идентичности личности учащихся

В статье предпринята попытка рассмотрения вопроса о важности проблемы формирования у воспитанников гражданской (российской) идентичности личности. Автор определяет сущность процесса формирования гражданской (российской) идентичности личности и приоритетные проблемы деятельности педагога дополнительного образования в контексте заявленной проблемы.

Сегодня российская система образования находится в активном поиске оснований гражданского воспитания. Работы А. Г. Асмолова, А. М. Кондакова, Е. Е. Вяземского, Д. В. Григорьева, А. А. Андрюшкова, М. В. Шакуровой и других ученых ориентируют образовательный процесс на контуры будущей национальной идеи. Федеральный государственный стандарт нового поколения определяет ценностные ориентиры современной системы образования - это гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности; идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценности человеческой жизни и семейные ценности, трудовая этика; патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур.

В Концепции развития дополнительного образования детей отмечается, что «в настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен» [1].

Рассматриваемая нами проблема относительно нова для педагогической науки и для системы дополнительного образования детей в целом, существуют различные трактовки термина «гражданская идентичность». Мы понимаем гражданскую (российскую] идентичность как свободное отождествление человека с российской нацией (народом]; включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности прошлому, настоящему и будущему российской нации.

А. Г. Асмолов отмечает, что «...формирование гражданской идентичности представляет собой не временную акцию, а генеральную цель системы образования и предполагает широкое использование возможностей дополнительного образования детей» [2, с. 96].

На сегодняшний момент система дополнительного образования детей характеризуется актуализацией проблемы создания особых психолого-педагогических условий для формирования гражданской (российской] идентичности воспитанников. Это связано прежде всего с необходимостью предоставления социальным заказчикам качественных образовательных услуг и удовлетворением потребности современного общества в подготовке целеустремленных, творческих, активных, успешных воспитанников, любящих свою Родину, обладающих ценностно-смысловым стержнем, готовых отстаивать свою гражданскую позицию. Задача формирования гражданской (российской] идентичности созвучна целям и задачам, которые ставит перед собой идущая в ногу со временем образовательная организация дополнительного образования детей.

Следовательно, в сложившихся социально-экономических и культурно-национальных условиях перед педагогом дополнительного образования ставится задача формирования способности воспитанника соотносить себя с гражданской общностью, с ее ценностями и нормами, что, в свою очередь, позволит ребенку осознать себя полноценным гражданином своей страны.

Опираясь на научные разработки отечественных и зарубежных ученых в сфере психологии, педагогики, социологии, философии

образования в области проблем субъектно-сти, мы рассматриваем субъектную характеристику педагога дополнительного образования в контексте аксиологической и когнитивной плоскости [3, с. 76].

В работах В. А. Петровского подчеркивается важная с точки зрения формирования идентичности личности мысль: «... быть личностью как субъектом общения невозможно без той или иной степени идеальной репре-зентированности человека в жизни других людей» [4, с. 251].

С. Л. Рубинштейн, дифференцируя понятия «личность» и «субъект», отмечал: «Всякая личность есть субъект в смысле «Я», а «Я»-как субъект - это образование, неотделимое от многоплановой совокупности тенденций, составляющих в целом психологический склад личности». Мы придерживаемся положения С. Л. Рубинштейна, что «субъект -всегда личность, а личность - всегда субъект» [5, с. 131].

Ключевой фигурой формирования гражданской (российской] идентичности личности учащегося, безусловно, является педагог, а результаты данного процесса напрямую зависят от качества его профессиональной подготовки, полисубъектной личностно-профес-сиональной и ценностной позиции [6, с. 45]. Предметом деятельности педагога дополнительного образования как субъекта образовательного процесса является совокупность общечеловеческих ценностей, система знаний и способов действий в определенной направленности системы дополнительного образования детей.

Обозначим параметры педагога дополнительного образования как субъекта формирования гражданской (российской] идентичности личности ребенка:

- осознание и принятие педагогом целевых установок формирования гражданской (российской) идентичности личности ребенка как цели и результата своей профессиональной деятельности;

- гуманистическая направленность личности педагога дополнительного образования в условиях взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

- активная гражданская позиция педагога дополнительного образования;

- осознание необходимости диверсификации дополнительных общеобразовательных

программ в контексте формирования гражданской (российской] идентичности личности ребенка;

- владение современными технологиями формирования гражданской (российской] идентичности личности;

- оптимистическое преодоление трудностей и проблем в процессе формирования гражданской (российской] идентичности личности ребенка.

Профессиональная позиция педагога дополнительного образования как субъекта формирования гражданской (российской] идентичности личности воспитанника характеризуется специфическим набором профессиональных знаний, умений и навыков, профессиональной мотивацией. Важно отметить существенные отличия педагога дополнительного образования от школьного педагога, обусловленные спецификой педагогики дополнительного образования: направленность на гуманистический характер взаимоотношений, общий предмет интереса педагога и ребенка, безотметочное оценивание продукта творческой деятельности, открытое личностно значимое общение, неоднократное попадание «в ситуацию успеха», «ненавязчивость» воспитания, максимально комфортные для развития ребенка условия и др.

Формирование гражданской (российской] идентичности личности воспитанника является одной из важнейших целей и результатов реализации личностно-профессиональ-ной позиции педагога дополнительного образования. Как показывают проведенные исследования, в целом ряде образовательных организаций дополнительного образования формирование гражданской (российской] идентичности происходит стихийно, определен низкий уровень мотивации педагогов на данную деятельность. Необходима системная и целенаправленная работа с педагогом, помогающая ему в формировании гражданской (российской] идентичности личности воспитанника.

Каковы ценностный мир и гражданская позиция современного педагога, воспитывающего новое поколение, которое совсем скоро будет развивать демократический потенциал нашего общества? Готов ли он говорить на языке современного «сетевого» ребенка и быть референтом, влияющим на формирование его гражданской идентичности?

Дьячкова Т. В. Педагог как субъект формирования гражданской (российской) идентичности личности учащихся

Какие нравственные принципы, идеалы, требования и нормы мы - взрослые - закладываем в основу своей деятельности в контексте формирования гражданской идентичности личности учащихся? Данные вопросы являются сегодня достаточно актуальными. От ответов на них будет зависеть пересмотр содержания дополнительного образования, технологий обучения и воспитания. Педагог дополнительного образования нового поколения - это носитель реальной педагогической практики, заряженной особой, живой энергией, с помощью которой он притягивает к себе воспитанников, родителей и социальных партнеров, создавая вокруг себя особый фейерверк событий.

Формирование гражданской (российской] идентичности личности связано не только с прошлым и настоящим, но и с видением будущего. Результатом работы педагога дополнительного образования является включение детей в разнообразные и интересные для них социокультурные практики, но особенно важна мотивация ребенка на то в будущем, чтобы жить и работать на родной земле.

Разнообразные формы работы с воспитанниками выводят детей и педагогов в состояние событийной общности. Жизнь творческого объединения в рамках системы дополнительного образования детей - это круговорот ярких событий, которые рождают новые идеи, новые ценностные установки, создают условия для разработки и реализации авторских программ.

Для повышения профессионализма педагога дополнительного образования в контексте формирования гражданской (российской] идентичности важным, на наш взгляд, является его развитие как субъекта, способного адаптироваться к известному и неизвестному, умеющего преобразовывать собственную профессиональную деятельность в новых реалиях. Одна из главных задач, стоящих перед педагогами дополнительного образования, - это реализация идеи становления гражданина, социально активной личности, что, в свою очередь, предполагает построение такой системы деятельности, в которой главным направлением становится формирование способности личности к самоопределению и выбору своей позиции в процессе познания и творческой деятельности. Эта спо-

собность выражается в умении и желании управлять прежде всего собой, растить себя и развиваться.

На данном этапе решению этой задачи могут способствовать реализация дополнительной профессиональной программы переподготовки педагогов дополнительного образования, организация и проведение профессиональных (образовательных] экскурсий для педагогов, совершенствование практики корпоративного повышения квалификации, функционирование в активном режиме региональной Ассоциации педагогических работников системы дополнительного образования детей Тульской области. Это позволит объединить усилия педагогического сообщества для комплексного решения проблем развития качества регионального дополнительного образования детей.

Таким образом, сегодня нужно смотреть на проблему становления гражданской (российской] идентичности глазами нового педагога - педагога будущего, реализующего современные эффективные технологии, владеющего диагностическим инструментарием для осуществления мониторинга реализации данного процесса, его результатов и эффектов.

Педагог дополнительного образования XXI века может и должен предложить социуму не только набор образовательных услуг, но и процесс, наполненный конкретным содержанием, проживанием каждым ребенком взаимоотношений с возможностью выражения широкого спектра чувств.

Именно этот аспект профессиональной деятельности педагога дополнительного образования позволит ему выйти на иной уровень развития себя как субъекта формирования гражданской (российской] идентичности личности и определить круг проблем, которые стоят перед системой дополнительного профессионального образования: ориентация в повышении квалификации педагога на ценностно-смысловое содержание деятельности в системе дополнительного образования; развитие субъектной позиции педагога в пространстве современных социальных проблем; мотивация педагогов и воспитанников детских объединений на деятельность, носящую социально продуктивный и преобразующий характер.

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении «Концепции развития дополнительного образования детей».

2. Асмолов А. Г. Как рождается гражданская идентичность в мире образования : от феноменологии к технологии : монография. В 2 ч. / А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова, Т. Д. Марциновская, М. С. Гусельцева, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, В. В. Гребкин, М. В. Левит / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Федеральный институт развития образования, 2011. - 112 с.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004. -384 с.

4. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъ-ектности : учеб. пособие. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. - 509 с.

5. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. -М.: Изд-во АН СССР, 1969. - С. 116-137.

6. Григорьева А. И. Педагог как профессиональный воспитатель: теория и технология поддержки профессионального развития педагога школы. - Тула: ИПК и ППРО ТО, 1999. - 144 с.

7. Кант И. Критика практического разума // Кант Иммануил. Сочинения. В 6 т. / под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. Т. 3. - М.: Мысль, 1964. - 799 с. - (Серия «Философское наследие»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.