Научная статья на тему 'ПЕДАГОГ КАК КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПЕДАГОГ КАК КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ФАСИЛИТАЦИЯ / СОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишина Е. Н.

В статье рассматриваются изменения роли педагога в процессе подготовки современных специалистов в системе высшего образования. Особое внимание уделяется личности преподавателя, который должен уметь формировать ситуации успеха и уверенности обучающихся при изучении теоретических и практических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TEACHER AS A KEY FIGURE IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

The article discusses the changes of therole of the teacher in the process of training modern specialists in the system of higher education. Particular attention is paid to the personality of the teacher, who must be able to create situations of success and confidence for students.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГ КАК КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 372.881.1

ПЕДАГОГ КАК КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Елена Николаевна Мишина

кандидат филологических наук, доцент elenam_2010@mail.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются изменения роли педагога в процессе подготовки современных специалистов в системе высшего образования. Особое внимание уделяется личности преподавателя, который должен уметь формировать ситуации успеха и уверенности обучающихся при изучении теоретических и практических дисциплин.

Ключевые слова: роль преподавателя, эффективность организации учебного процесса, фасилитация, содействие и взаимопомощь.

Основной задачей системы высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к самостоятельной работе и обеспечению научного, образовательного, социально-экономического и культурного развития общества. Личность будущего специалиста, выпускника вуза формируется не только в процессе его учебной деятельности, но и при его постоянном участии в различных видах внеаудиторной и самостоятельной работы. Ключевыми фигурами образовательного процесса являются личности преподавателей вуза, формирующие его профессиональную компетентность, его отношение к выбранной профессии и ответственность при выполнении своей миссии. В зависимости от того, кто и каким образом помогает молодому человеку в процессе познания и формируются его профессиональные качества. Очевидно, что преподаватели системы высшего образования должны иметь не только высокий знаниевый уровень, но и постоянно быть в курсе всех изменений, происходящих в системе образования в целом и в конкретных предметных областях, в частности.

Преподавание, по нашему мнению, это постоянный процесс поиска эффективных методов обучения и формирования собственного стиля работы для успешного выполнения поставленных задач. Многие современные исследователи обращают внимание на то, что «педагогическая парадигма переживает глубокие изменения, которые выражаются в следующем: на педагога возлагается роль координатора, фасилитатора и тьютора учебного процесса...» [1]. Таким образом, деятельность современного педагога характеризуется многозадачностью и многофункциональностью. «В современных условиях постоянного реформирования системы высшего образования и реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшему учебному заведению нужен преподаватель, который должен быть не просто лектором, докладчиком, но и менеджером, тренером, организатором самостоятельной работы студентов.» [8]. Расширение функций современного преподавателя являются закономерным процессом изменений,

происходящих в современном глобальном мире. Принципы существования мирового сообщества в 21 веке это:

- гуманизация,

- гуманитаризация,

- открытость,

- переход к самореализации и самообучению,

- сотрудничество,

- творческая атмосфера,

- непрерывность образования,

- взаимодействие образования и воспитания.

Все эти принципы реализуются и в новых подходах к обучению в системе высшего образования в мире и в нашей стране. Современные педагоги также должны быть готовы к тому, что цифровизация привела к резкому росту объема информации, осваиваемой студентами самостоятельно. Многие обучающиеся уже в школе имеют опыт самостоятельного изучения интересующих из предметов и тем посредством различных онлайн - курсов, языковых платформ, аутентичных видео - уроков, поэтому зачастую с предубеждением относятся к традиционным занятиями и не довольствуются рутинными подходами к изучению нового материала. Важную роль в это случае призвана выполнить применяемая педагогом система психолого-педагогических и технологических решений, реализуемая на занятиях в различных видах заданий, упражнений и промежуточных и итоговых формах контроля.

Новая система стандарта высшего образования предполагает отказ от авторитарного стиля обучения и переход к использованию в образовательном процессе широкого набора педагогических ролей. В методических рекомендациях педагогу предлагается выполнение в зависимости от ситуации организаторских, модераторский и тьюторских функций, а также функций тренера или наставника. Особый интерес у нас вызывает фасилитаторский стиль в обучении. Анализ методической литературы показал, что это термин

пользуется популярностью в различных сферах образования. Перевод английского глагола to facilitate означает создавать благоприятные условия, содействовать, облегчать и, следовательно, педагог, использующий этот образовательный метод создает благоприятную атмосферу в процессе усвоения материала, поддерживает обучающихся в трудных ситуациях, облегчает поиск решений и консультирует при выполнении самостоятельной работы. Шушерина О.А. и Грицкевич Е.В. подчеркивают, что под педагогической фасилитацией понимается усиление продуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого стиля общения и личности педагога» [7]. К. Роджерс, которого считают одним из основоположником данного метода определил сущность этого подхода, заключающегося в «необусловленном позитивном внимании к человеку» [9].

Наиболее актуальным является применение этого метода при обсуждении проблемных тем и решении сложных задач. Студенты учатся взаимодействовать, координировать свои усилия, помогать друг другу, раскрывать свой творческий потенциал, определять круг интересов и находить выход в конфликтных ситуациях. Исследователи данного феномена подчеркивают, что именно такой педагог способен сформировать у обучающихся высокую внутреннюю мотивацию к самостоятельной учебной деятельности, выявить их сильные стороны и задать индивидуальную образовательную траекторию для каждого.

«При фасилитации обучения преподаватель получает возможность использовать догматические методы и приемы не в полном объеме» [11]. Несомненно, что именно за педагогом остается право выбора способа общения со студентами, использования одного на постоянной основе или нескольких вариантов при решении конкретных задач обучения, но главным принципом фасилитаторского метода является интерес к учебному процессу, к возможности совместного освоения трудного материала, восприятию учебных

задач для каждого в группе как посильных и возможности успеха при решении многокомпонентных проблем.

Список литературы:

1. Базанова И.В., Захарова Е.Н Психолого-педагогические особенности многозадачности преподавателя английского языка в современных условиях // Образование в современном мире. Сборник научных статей. Выпуск 15. Под редакцией Ю.Г. Голуба. Саратов. 2020. С. 264-267.

2. Ефименко С. М. Теоретический анализ тьюторского сопровождения развития будущих педагогов профессионального обучения как результат смены парадигмы образования//Сибирский педагогический журнал. 2011. № 6. С. 143154.

3. Задорина О. С. Педагог как ключевая фигура в системе непрерывного образования // Материалы 11-й междунар. Конф. «Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития». Вып. 11. Ч. 1. СПб., 2013.

4. Мишина Е.Н., Логунова А.В., Логунова П.В. Развивающий потенциал дисциплины «Иностранный язык» в системе вузовского образования. В сборнике: Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики. Материалы Национальной контент-платформы. Под общей редакцией Г.В. Коротковой. 2019. С. 30-33.

5. Мишина Е.Н., Воспитательные возможности процесса обучения иностранному языку//Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 353.

6. Райс О.И. Фасилитация как метод интерактивного обучения // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7.

UDC 372.881.1

THE TEACHER AS A KEY FIGURE IN THE SYSTEM OF HIGHER

EDUCATION

Elena N. Mishina

candidate of philological sciences, associate professor

elenam_2010@mail.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article discusses the changes of therole of the teacher in the process of training modern specialists in the system of higher education. Particular attention is paid to the personality of the teacher, who must be able to create situations of success and confidence for students.

Key words: the role of the teacher, the effectiveness of the organization of the educational process, facilitation, assistance and mutual assistance.

Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.

The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.