Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ / РОЛЬ УЧИТЕЛЯ / АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишина Е. Н., Ступникова Г. Н.

В статье рассматриваются особенности профессии преподавателя иностранных языков на современном этапе развития общества. Пристальное внимание уделяется составляющим его профессиональной компетенции и личностным характеристикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS OF A FOREIGN LANGUAGE

The article discusses the features of the profession of a teacher of foreign languages at the present stage of development of society. Close attention is paid to the components of his professional competence and personal characteristics.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

УДК 372.881.1

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Елена Николаевна Мишина

кандидат филологических наук, доцент elenam_2010@mail.ru Галина Николаевна Ступникова

магистрант galina.stupnikova@mail.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются особенности профессии преподавателя иностранных языков на современном этапе развития общества. Пристальное внимание уделяется составляющим его профессиональной компетенции и личностным характеристикам.

Ключевые слова: стиль преподавания, роль учителя, алгоритм работы с обучающимися, профессионально значимые качества педагога, методическая компетенция.

Преподаватели системы высшего педагогического образования постоянно работают над повышением уровня своей профессиональной компетенции. Под профессиональной компетенцией специалистов по иностранному языку мы понимаем их способность и готовность к реализации знаний, умений, навыков и опыта в своей профессиональной деятельности; системное интегративное единство когнитивной и деятельностной составляющих, личностных характеристик и опыта [2]. Подготовка конкурентоспособных учителей для общеобразовательных школ предполагает, что выпускники освоили на достаточном уровне программу и могут работать самостоятельно в соответствии с изменяющимися условиями образовательных нормативов и с учетом требований современной действительности.

С течением времени каждый специалист, работающий в системе образования, вырабатывает собственный стиль преподавания и постепенно начинает пересматривать организацию учебного процесса с целью его оптимизации или «подстройки под себя». Это относится, прежде всего к содержанию учебной дисциплины. Мы разделяем существующее мнение о том, что «главная задача всякого обучения - это решение вопроса, каким образом должно организовываться обучение, чтобы оно было адекватно усваиваемому предметно-профессиональному содержанию» [6]. Несомненно, что преподаватель в своей деятельности опирается на требования ФГОС, и уделяет внимание совершенствованию всех видов речевой деятельности, но отводит больше времени на изучение, по его мнению, принципиально важных лексических и грамматических тем, конкретных видов письменных и устных работ, контроля навыков чтения и аудирования. Можно констатировать, что отбор содержания происходит с учетом профессионального опыта преподавателя, его понимания цели обучения и решения конкретных задач, то есть через призму его личности.

Выстраивая алгоритм работы с обучающимися различных возрастов и уровней подготовки, преподаватель определяет и оптимальные для них методы обучения, выбирает типы уроков и виды самостоятельной работы,

осуществляет мониторинг результатов учебной деятельности, планирует использование цифровых технологий на регулярной основе. Однако образовательный процесс может успешно протекать лишь при активной познавательной деятельности обучающихся, их сотрудничестве с преподавателем и взаимодействии с группой в творческой атмосфере. Важной особенностью уроков иностранного языка является и то, что коммуникация осуществляется на иностранном языке с учетом закономерностей межкультурного общения. Знание норм межкультурной коммуникации, системы ценностей и невербальных средств общения различных стран входит в профстандарт каждого представителя этой педагогической специальности. Как мы уже писали ранее «преподаватель иностранного языка является также своего рода проводником в освоении универсальных и национально-специфических ценностей своей родной страны и стран изучаемого языка. Он создает интеллектуальный, нравственный, культурный уровни современного общества» [5].

Следует отметить, что многие методисты указывают на то, что большое значение для повышения интереса к выбранной специальности у студентов, изучающих иностранный язык как будущую профессию, имеет педагогическая практика на самом раннем этапе обучения. Такой подход позволяет обучающимся осознать себя преподавателем уникального предмета, который выступает и как цель, и как средство обучения. Развитие "вторичной языковой личности обучающихся" является главной целью изучения иностранного языка в школе и вузе. Как показывает собственный опыт, во время лингвистической практики происходит своего рода «погружение в языковую среду» и значительно повышается интерес студентов - практикантов, как к изучению иностранного языка, так и к его преподаванию.

Список профессионально значимых качеств учителя иностранного языка постоянно корректируется и дополняется. Так, Н.Д. Гальскова считает, что для успешного преподавания, следует, прежде всего, уметь анализировать

индивидуальные особенности обучающихся и выстраивать процесс обучения с учетом этих особенностей.

Наиболее существенной составляющей профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка, по нашему мнению, является его методическая компетенция, которая заключается в умении решать методические задачи в процессе формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Изучение работ по данной тематике показывает интегративный характер профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка. Макеева С.Н. указывает на то, что «профессиональная деятельность учителя представляет собой процесс решения многочисленных методических задач, поэтому, решая их, учитель демонстрирует свою профессиональную компетентность» [3].

Следует отметить и такой важный аспект деятельности преподавателя иностранного языка как способность постоянно поддерживать и совершенствовать, не только свой уровень владения иностранным языком, но и уровень владения методическими и педагогическими знаниями. Все это относится к сфере самообразовательной компетенции. Как считает И.А. Бредихина, «именно ее отсутствие замедляет рост коммуникативной компетенции и ... препятствует эффективному формированию методической и педагогической компетенций» [1]. Постоянная работа по обновлению знаний, совершенствованию речевых навыков и увеличению арсенала методических приемов позволяет совершенствоваться профессионально и расти личностно. Специфичность повышения профессиональной квалификации современных преподавателей иностранного языка заключается в обновлении и расширении уже имеющихся практических навыков и теоретического багажа знаний, активизации применения цифровых технологий, организации внеучебных видов деятельности.

Большие возможности для повышения уровня профессиональной компетенции представляют информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют облегчить процесс усвоения сложных грамматических и

лексических тем и совершенствовать навыки монологической и диалогической речи. Внедрение цифровых инструментов в повседневный учебный процесс также становится объективной реальностью и означает применение языковых ресурсов в различных видах и формах учебной деятельности в оффлайн и онлайн - режимах. Успешная реализация целей образовательного процесса происходит в данном случае при осуществлении постоянного взаимодействия обучающихся и преподавателей.

Список литературы:

1. Бредихина И. А. Особенности структуры профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка // Педагогическое образование в России. 2015 № 9 С. 77-81.

2. Гурина, Р. В. Как измерить профессиональную компетентность? // Высшее образование в России. 2008. № 10. С. 82-89.

3. Макеева С.Н. Формирование методической компетенции у будущего бакалавра педагогического образования в процессе профессионально направленного обучения по иностранному языку. Автореферат дис. канд. пед. Наук. Н-Новгород. 2013.

4. Мишина Е.Н., Плотникова А.Р. Особенности организации воспитательной работы по иностранному языку // В сб.: Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики: материалы Национальной контент-платформы. Мичуринск. Мичуринский государственный аграрный университет. 2019. С. 27-30.

5. Мишина Е. Н. Место страноведения в системе профессиональной подготовки учителей иностранного языка // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1.

6. Рахманова А.Т. Изменение содержания обучения иностранному языку // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2010. №2. с.92-97.

UDC 372.881.1

FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS OF A

FOREIGN LANGUAGE

Elena N. Mishina

candidate of philological sciences, associate professor

elenam_2010@mail.ru Galina N. Stupnikova master student galina.stupnikova@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation: the article discusses the features of the profession of a teacher of foreign languages at the present stage of development of society. Close attention is paid to the components of his professional competence and personal characteristics.

Key words: style of teaching, role of the teacher, algorithm of work with students, professionally significant qualities of the teacher, methodological competence.

Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.

The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.