Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ'

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова С. В., Миненкова А. О., Иванова Н. А.

В данной статье рассматривается положительный опыт использования электронного обучения английскому языку в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Определяются формы электронного обучения, которые используются при подготовке к предметным олимпиадам и творческим конкурсам, участии в научно-исследовательской деятельности на иностранном языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова С. В., Миненкова А. О., Иванова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC LEARNING IN ENGLISH IN THE CONDITIONS OF THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

This article discusses the positive experience of using e-learning in English in the context of the implementation of the Federal State Educational Standards. The forms of e-learning are determined. They are used in preparation for subject Olympiads and creative competitions, participation in research activities in a foreign language.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ»

УДК 372.881.1

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Светлана Владимировна Попова

доктор педагогических наук, профессор

elovskayasv@mail.ru Анастасия Олеговна Миненкова

магистрант minenkova.anastasya@yandex.ru Наталья Александровна Иванова преподаватель английского языка ivanovanatalya-2017@yandex. т Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В данной статье рассматривается положительный опыт использования электронного обучения английскому языку в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Определяются формы электронного обучения, которые используются при подготовке к предметным олимпиадам и творческим конкурсам, участии в научно-исследовательской деятельности на иностранном языке.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, электронное обучение, английский язык.

Осуществляя преподавание английского языка в средней и старшей школе, необходимо помнить, что методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся [7]. Формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции в общеобразовательной школе осуществляется на основе системно-деятельностного подхода с применением современных средств, организационных форм, методов и приемов [1-3, 5- 6].

Электронное обучение, или е-learning (сокращение от англ. Electronic Learning) в России стремительно набирает обороты в своём развитии. В е-learning основными и ведущими средствами обучения выступают информационные технологии.

Электронное обучение английскому языку является частью образовательного процесса в МАОУ Татановская СОШ и осуществляется в старших классах основного общего образования (8-9 класс), социально-экономическом и университетском классах (10 - 11 класс) в рамках предмета «Английский язык» и элективного курса «Хочу все знать на английском». Выбор педагога и обучающихся не случаен, так как в старшем возрасте для школьника уже недостаточно материала, предложенного ему на уроке, из-за его глубокой внутренней потребности к саморазвитию средствами английского языка.

Электронное обучение в рамках предмета и элективного курса имеет формы, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Формы электронного обучения

№ п/п Форма обучения Количество человек (%)

1 Поиск информации в интернете 100

2 Получение обучающимися и их родителями (законными представителями) сведений из электронного журнала Netschool 100

3 Общение с преподавателем посредством электронной почты, мессенджеров 86

4 Участие в онлайн-олимпиадах (Фоксфорд, Основы наук, Время знаний и т.д.) 68

5 Использование учебных интернет-ресурсов международных организаций (Британский совет, Макмиллан, Кембриджский университет и т.д.) 45

Работая с обучающимися на уроках, преподавателю необходимо помнить требования федерального государственного образовательного стандарта (далее -ФГОС) по иностранному языку (базовый уровень), где предметные результаты должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на допороговом уровне в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, метапредметной (учебно-познавательной).

Особое место электронное обучение английскому языку занимает при работе с талантливыми обучающимися в рамках занятий «Хочу все знать на английском». Здесь необходимо следовать следующему требованию ФГОС — «Требования к предметным результатам освоения углубленного курса иностранного языка должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

1) достижение уровня владения иностранным языком, превышающего пороговый, достаточного для делового общения в рамках выбранного профиля;

2) сформированность умения перевода с иностранного языка на русский при работе с несложными текстами в русле выбранного профиля;

3) владение иностранным языком как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях» [4].

Следовательно, на первое место здесь выходит электронное обучение с использованием профильных материалов, например в социально-экономическом классе: работа с сайтами фирм, экономическими словарями, видеофрагментами, связанными с деловым этикетом и особенностями делового общения и т.д.

При подготовке к предметным олимпиадам и творческим конкурсам, участии в научно-исследовательской деятельности на иностранном языке на первое место выходят формы обучения, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Формы обучения при подготовке к предметным олимпиадам и творческим конкурсам

№ п/п Форма обучения Количество человек (%)

1 Поиск информации в интернете 100

2 Общение с преподавателем посредством электронной почты, мессенджеров 100

3 Использование учебных интернет-ресурсов международных организаций (Британский совет https://www.bnti shcouncil.ru/english/online-test, Макмиллан https://www.macmillan.ru/catalogue/15/, Кембриджский университет https://dictionary.cambridge.org/ и т.д.) 100

4 Выполнение онлайн-тестов в форматах РЕТ, TOEFL, IELTS, FCE 100

5 Просмотр учебных и научно-популярных видеофильмов 60

Главным качеством такой формы обучения является возможность полной реализации всех преимуществ индивидуального подхода к обучению, учитывая специфические потребности каждого талантливого ребенка.

Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде, конкурсу, конференции и т.п. составляется на основе потребностей и пожеланий школьника.

По желанию ребенка тому или иному аспекту программы может быть уделено особое внимание.

Для каждого обучающегося выстраивается индивидуальный график занятий по специально разработанной программе, что позволяет ему успешно двигаться по индивидуальной образовательной траектории.

Занятия в школе в рамках уроков, а затем дома обучающиеся работают с дополнительно предложенными учебными ресурсами в рамках изученной темы.

Опираясь на одно из важнейших требований ФГОС, при профильном обучении, «сформированность умения перевода с иностранного языка на русский при работе с несложными текстами в русле выбранного профиля» стоит особое внимание необходимо уделить совершенствованию навыка работы с онлайн-словарями без русского перевода. Зачастую навыки перевода большинства современных школьников ограничиваются тем, что они целиком копируют текст в Google или любой другой переводчик, а затем представляют учителю не имеющий никакого смысла текст. В данных условиях учащиеся должны владеть навыками работы с онлайн-словарями, например: https: //dictionary.cambridge.org/, https: //www. macmillandictionary.com/,

https://www.merriam-webster.com/, профессиональными словарями

и справочниками на русском и английском языках.

В заключение необходимо отметить, что при организации образовательного процесса с использованием электронного обучения на первое место выходит контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, которая включает в себя не только работу в рамках уроков других занятий в школе по индивидуальному расписанию, но и согласованную

возможность постоянного контакта с преподавателем в процессе обучения. Обучающиеся МАОУ Татановская СОШ уже не представляют свою учебную деятельность без электронного обучения, ассоциируя с ним следующие качества: удобство, быстрый доступ к информации, работа в собственном темпе, обучение в удобное время, объективность, эффективность, занимательность, высокое качество, соответствие их личным образовательным потребностям.

Список литературы:

1. Еловская С.В., Круглова Е.А. Коммуникативная методика обучения английскому языку в вузе: традиции и инновации // Актуальные вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков: сборник научных трудов XV Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Издательство ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2018. С. 22-26.

2. Манаенкова М.П. Компетентностный подход: от теории к практике // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. Материалы Х1 Всероссийской научно-практической Internet-конференции (с международным участием). Тамбов: Издательский дом «Державинский». 2020. С. 127-131.

3. Попова С.В., Ульянов С.С. Обучение иностранному языку в вузе на основе смешанного обучения «перевернутый класс» // Лингводидактика и методика преподавания иностранных языков: актуальные вопросы и перспективы исследования: сборник научных статей по материалам XXXI Международной научно-практической конференции. Чебоксары: ЧПГУ. 2021. С.126-130.

4. Сатунина А. Е. Электронное обучение: плюсы и минусы //Современные проблемы науки и образования. 2006. №. 1. С.89-90

5. Сидорова И.В., Гераськина В.А., Томонов Д.С. Дебаты на уроках истории для формирования коммуникативной компетенции у школьников // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

6. Сидорова И.В., Илюхин К.Э., Томонов Д.С. Развитие творческих способностей обучающихся // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

7. ФГОС URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 10.01.2023).

UDC 372.881.1

ELECTRONIC LEARNING IN ENGLISH IN THE CONDITIONS OF THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL

STANDARDS

Svetlana V. Popova

doctor of pedagogical sciences, professor

elovskayasv@mail.ru Anastasia O. Minenkova master student minenkova.anastasya@yandex.ru Natalya A. Ivanova

english teacher ivanovanatalya-2017@yandex. ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. This article discusses the positive experience of using e-learning in English in the context of the implementation of the Federal State Educational Standards. The forms of e-learning are determined. They are used in preparation for subject Olympiads and creative competitions, participation in research activities in a foreign language.

Key words: system-activity approach, e-learning, English.

Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.

The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.