Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ОНЛАЙН-СЕРВИСЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ОЛИМПИАДЫ И КОНКУРСЫ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корухова Людмила Владимировна

Цель исследования - осветить популярные сервисы по организации и проведению олимпиад и образовательные языковые платформы. В статье акцентировано внимание на возможных способах применения данных Интернет-ресурсов в процессе обучения английскому языку. Научная новизна представленной статьи обусловлена рассмотрением выбранной автором проблемы сквозь призму изучения английского языка в неязыковом вузе. В результате исследования освещены популярные образовательные Интернет-ресурсы, представлены данные об их применении в рамках программы "Иностранный язык" в УлГТУ для реализации образовательных целей, проанализированы результаты, полученные в ходе апробации применения наиболее значимых электронных образовательных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EDUCATIONAL INTERNET RESOURCES IN STUDYING ENGLISH

The purpose of the study is to highlight popular services for organizing and holding olympiads and educational language platforms. The article focuses on the possible ways of using these Internet resources in the process of teaching English. The scientific novelty of the presented article is due to the consideration of the problem chosen by the author through the prism of learning English in a non-linguistic university. As a result of the study, popular educational Internet resources are highlighted, data are presented on their use within the framework of the "Foreign Language" program at UlSTU for the implementation of educational goals, and the results obtained during testing the use of the most significant electronic educational resources are analyzed.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

11. Толстикоеа И.И., Игнатьева О.А., Кондратенка К.С., Плетнев А.Б. Blended learning поколения Z: технология возможностей // Internationa! Journal of Open information Technologies. - 2021. - №12. -C. 90-98.

12. Bonk C.J., Graham C.R. Handbook of blended learning: Global Perspectives, local designs. San Francisco, CA: Pfeiffei Publishing, 2005. 624 p.

13, Gozieva N.E. Blended Learning // Scientific progress. 2021. №2. Pp.1116-1118.

MODERN EDUCATIONAL INTERNET RESOURCES IN STUDYING ENGLISH

Koroukhova Ludmi/a Vhdimirovna, PhD of Philological sciences, Associate Professor, Ulyanovsk State Technical ^ University, Ulyanovsk ^

The purpose of the study is to highlight popular services for organizing and holding olympiads and educational ^

language platforms. The article focuses on the possible ways of using these Internet resources in the process of С

teaching English. The scientific novelty of the presented article is due to the consideration of the problem chosen sg

by the author through the prism of learning English in a non-linguistic university As a result of the study, popular cd

educational Internet resources are highlighted, data are presented on their use within the framework of the ""

"Foreign Language" program at U/SW for the implementation of educational goals, and the results obtained [л during testing the use of the most significant electronic educational resources are analyzed.

*tfr

Keywords: internet resources; online services; educational language platforms; Olympiads and contests; the foreign О language; the English Language.

DO I 10.24923/2222-243X.2022-45.41

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВЛ ТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ УДК 372.881.111 ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ВАК РФ 5.8.2

S

Цель исследования осветить популярные сервисы по организации и прове- ф Корухова Л.В., 2022 дению олимпиад и образовательные языковые платформы. В статье акценти ровано внимание на возможных способах применения данных Интернет-ре■ 241

сурсое в процессе обучения английскому языку. Научная новизна представленной статьи обусловлена рассмотрением выбранной автором проблемы сквозь призму изучения английского языка в неязыковом вузе. В результате исследования освещены популярные образовательные Интернет-ре-сурсы, представлены данные об их применении в рамках программы "Иностранный язык" в УлП'Удля реализации образовательных целей, проанализированы результаты, полученные в ходе апробации применения наиболее значимых электронных образовательных ресурсов.

Ключевые слова: Интернет-ресурсы; онлайн-сервисы; образовательные языковые платформы; олимпиады и конкурсы; иностранный язык; английский язык.

Введение

Важной проблемой российского общества в современных условиях является повышение качества образования. Решение этого вопроса связано с модернизацией содержания образования и приме-нением новейших технологий и электронных ресурсов. В этой связи актуальность данного исследования определяется необходимостью всестороннего анализа проблемы организации материала на уроках иностранного языка с применением современных образовательных электронных ресурсов.

Цель исследования структурировала следующие задачи. 1} изучить корпус учебной и методической литературы, содержащей данные о современных электронных ресурсах; 2} осветить популярные образовательные Интернет-ресурсы (сервисы по проведению онлайн олимпиад и конкурсов по английскому языку, обучающие языковые платформы и т.д.); 3) представить данные о применении ин-тернет-ресурсов в рамках программы "Иностранный язык" в УлГТУ для реализации образовательных целей; 4) проанализировать результаты, полученные в ходе апробации применения наиболее зна-

КОРУХОВА Людмила Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, Ульяновский г ос у даре твенный технический университет, Ульяновск

чимых электронных образовательных ресурсов.

Для решения поставленных задач в статье применяются следующие методы исследования. 1) метод систематизации и обобщения информации, 2) метод анализа данных, 3) метод статистического подсчета, 4) описательный метод, 4} анкетирование.

Теоретической базой исследования послужили изыскания таких отечественных и зарубежных исследователей, как О.П. Фесенко [10J, М.А. Акопова [1,51, Л.Г. Жук [1, 5,8], В.Г. Апаль-ков [2], ТА Видова [3], Е.А. Дубень [4], П.В. Сысоев [9], М.Н. Евстигнеев [9], H.A. Минасян [б], Н.Ю. Миронова (7], A.A. Строева [8J и др. Практически все из перечисленных авторов внесли свой вклад в развитие проблематики, связанной с применением Интернет-технологий при обучении иностранному языку. Однако данная проблема освещена фрагментарно и требует детализации. Данная публикация ориентирована на устранение данного пробела.

Практическая значимость заключается в возможности применения комплекса образовательных ресурсов, отобранных автором исследования, на занятиях по иностранному языку.

Основная часть

Концепция настоящей работы определяется стремлением в первом приближении осветить популярные современные образовательные ресурсы, которые можно применять в обучении иностранному языку. В этой связи считаем целесообразным рассмотреть комплекс современных образовательных Интернет-ресурсов, направленных на развитие языковых навыков обучающихся. В данной статье приводятся наиболее популярные среди обучающихся УлГТУ электронные сервисы.

Сервисы по проведению онлайн-олимпиад по английскому языку

1. Международный педагогический портал "Солнечный свет" (https://solncesvet.ru) реализует свыше 2Ö00 тестов, олимпиад и викторин, в том числе и по английскому языку. Результаты олимпиады можно получить в течение одного дня. После прохождения олимпиады выдаются сертификаты и дипломы, оформленные в соответствии с требованиями аттестационной комиссии.

Важной особенностью платформы "Солнечный свет" является то, что олимпиады ориентированы как на школьников, так и на студентов. Вместе с тем можно заметить еще одну важную деталь сервиса - разделение студенческих олимпиад по английскому языку на кур-

сы. Это дает студентам оценить свои способности в рамках учебной программы соответствующего курса.

2. "Англиус" (https://anglius.ru/) представляет собой Международный портал дистанционных проектов по английскому языку, который дает участнику принять участие в конкурсах международного уровня и получить сертификат или диплом. Участие проводится на коммерческой основе по приемлемым ценам. Интересно то, что возрастные ограничения минимальны: участниками могут стать желающие в возрасте от шести лет и старше.

На портале можно найти онлайн-олимпиа-ды для дошкольников, школьников, студентов и педагогов. Цель каждой олимпиады определяется ее тематикой. К примеру, цель Международного лексического конкурса "English crossword" - развитиелексических навыков учащихся, совершенствование навыков работы со словарем, смекалки и эрудиции. Цель Международной лингвострановедческой викторины "Great British Quiz" - проверить знания о стране изучаемого языка, развивать навыки письма, чтения и перевода. Таким образом, каждый уча-стник имеет возможность выбрать конкурс или викторину в соответствии с поставленными целями.

Главной особенностью портала являются творческие конкурсы для педагогов, учащихся и студентов (Международный творческий конкурс "Sum mer creativity", Международный творческий конкурс "Цифровая открытка, посвященная достижениям родной страны", Международный творческий конкурс видеороликов "My English videos" и др.). На конкурсы принимаются презентации, конспекты занятий, постеры, цифровые открытки, рисунки, плакаты, видеоролики фотографии, кроссворды, аудиозаписи песен, статьи, образовательные продукты, сочинения, стенгазеты, проекты и т.д.

Кроме того, "Англиус" проводит педагогические конференции, в рамках которых у участников есть возможность опубликовать свои материалы.

3. Онлайн-олимпиады, организованные Ульяновским государственным университетом (г. Ульяновск), (https://www.ulsu.ru/ru/sveden/ struct/676632c2-187b-11 e4-a0fe-00237dcfö128/) Ежегодно Институтмеждународных отношений, кафедра английского языка для профессиональной деятельности приглашают студентов принять участие в Всероссийской онлайн-олимпи-аде по английскому языку "Lingua Profi", нацеленной на повышение интереса молоде-

жи к изучению иностранных языков и мировой культуры, выявление знаний в области иностранных языков. Особенность олимпиады состоит в том, что она проводится по двум направлениям: языковые и неязыковые направления подготовки. Олимпиада включает в себя 5 разделов: Reading, Listening, Language and Culture, Vocabulary, Sentence Structure (для языковых направлений) и Reading, Listening, Grammar, Vocabulary, British Culture (для неязыковых направлений). По результатам участники получают электронные сертификаты, а победители -электронные письма.

Кафедра английского языка для профессиональной деятельности также ежегодно проводит Всероссийскую олимпиаду по английскому языку "Знаменитые естествоиспытатели", посвященная выдающимся ученым s области физики и химии. Участникам предлагается посмотреть четыре видеоролика и ответить на предложенные вопросы. Электронные сертификаты и дипломы предоставляются после подведения результатов.

Все олимпиады отличаются тем, что они проводятся на бесплатной основе и не требуется предварительная регистрация для участия.

Образовательные платформы

/.engVid (Free English Video Lessons) (https:/ /www.engvid.com/) - зарубежная площадка, на которой размещены видео уроки продолжительностью 15 мин. Сервис содержит 1876 уроков на данный момент, и он постоянно обновляется. Доступ к ресурсам бесплатный. Занятия ведут опытные зарубежные преподаватели (Adam, Alex, Jade, Benjamin, Rebecca, Emma, James, Ronnie, Gill). Уроки затрагивают грамматические, лексические, фонетические аспекты английского языка. Кроме того, содержится информация о IELTS nTOEFL и многое другое. Полезным может стать раздел, где представлены тематические ресурсы по грамматике, лексике и правописанию, которые можно распечатать, К примеру, "30 Literal Phrasal Verbs in English", "Stative Verbs in English", "Resume Sample STips", Vocabulary: Crime & Criminals" и др.

Важная особенность контента engVid в том, что уроки разбиты по уровням (1 - Beginner, 2 -Intermediate. 3-Advanced) и по темам (Business English, Comprehension, Culture and Tips, Exams, Expressions, Grammar, IELTS, Pronunciation, Slang, speaking, TOEFL, TOEiC, Vocabulary, Writing). Обращает на себя внимание еще одна важная деталь: учащийся может выбрать из предложенного списка преподавателей тех, кто больше импонирует по манере подачи материала, возрасту, тембру голоса и т.д.

2. Deep English (https://deepengiish.com/) -это зарубежный ресурс, позволяющий улучшить навыки говорения, понимания и слушания, расширить грамматический и словарный запас. Материалы Deep English представлены на коммерческой основе, однако можно подписаться на бесплатный курс. Все аудио уроки будут отправляться с определенной регулярностью на электронную почту учащегося. Каждый урок - это отдельная история. Текст можно прослушать с разной скоростью (slow/ normal/fast). Ниже приводится печатный вариант текста, записанного на аудио, ссылки на источники, рекомендации к уроку для наиболее эффективного усвоения материала, комментарии к тексту и лексические задания для выполнения онлайн.

3. ESOL Courses (Free English Lessons Online) (https://www.esolcourses.com/) - бесплатный образовательный ресурс, предлагающий оригинальный контент. Уроки разбиты по уровням (Pre-intermed¡ate/intermediate/Advanced и т.д). Тематика занятий вариативна: "The World's Greatest Football Superfan", "The Life in the UK (UK Citizenship)", "Taking Action on Climate Change", " Martin Luther King", "Waterloo Sunset", "American superstitions". На этом ресурсе предлагаются разные по содержанию заданий уроки. В целом, в уроках предлагается просмотреть видеоролик и выполнить предложенные задания к нему. Задания выполняются онлайн и после выполнения проверяется автоматически, результаты проверки отображаются на экране.

Практический аспект настоящего исследования отображен в нижеприведенной таблице.

Результаты, представленные в таблице, отображают тенденцию интереса студентов к обсуждаемым в исследовании интернет-ресурсам и порталам. Очевидно, что наибольшим спросом пользуются Онлайн-олимпиады, организованные УлГУ и образовательные платформы engVid и Deep English.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

1. В результате исследования изучен корпус учебной и методической литературы, содержащей данные о современных электронных ресурсах.

2. Освещенные в работе популярные образовательные Интернет-ресурсы (сервисы по проведению онлайн олимпиад и конкурсов по английскому языку, электронные словари, обу-

rv

f\J

о rv л

Cl

\о fü V

О <

о 21

i

243

Таблица - Использование Интернет-ресурсов в рамках учебной программы "Иностранный язык" в УлГТУ

Группа Интернет-ресурсы Количество

участников

МТМбд-11 «Солнечный свет» 3

«Англиус» 4

Онлайн-опимпиады, организованные УлГУ 9

engVid (Free English Video Lessons) 10

Deep English 10

ESOL Courses 5

Эбд-21 «Солнечный свет» 2

«Англиус» 3

Онлайн-опимпиады, организованные УлГУ 7

engVid (Free English Video Lessons) 8

Deep English 9

ESOL Courses 8

РТбд-21 «Солнечный свет» 5

«Англиус» 3

Онлайн-опимпиады, организованные УлГУ 11

engVid (Free English Video Lessons) 8

Deep English 11

ESOL Courses 4

ТГВбд-21 «Солнечный свет» 1

«Англиус» 1

Онлайн-олимпиады, организованные УлГУ 9

engVid (Free English Video Lessons) 7

Deep English 7

ESOL Courses 4

Нбд-11 «Солнечный свет» 4

«Англиус» 2

Онлайн-олимпиады, организованные УлГУ 6

engVid (Free English Video Lessons) 10

Deep English 10

ESOL Courses 5

Рбд-11 «Солнечный свет» 2

«Англиус» 2

Онлайн-олимпиады, организованные УлГУ 6

engVid (Free English Video Lessons) 8

Deep English 7

ESOL Courses 6

Эбд-12 «Солнечный свет» 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Англиус» 2

Онлайн-олимпиады, организованные УлГУ 10

engVid (Free English Video Lessons) 9

Deep English 8

ESOL Courses 4

ЭАбд-11 «Солнечный свет» 2

«Англиус» 1

Онлайн-олимпиады, организованные УлГУ 4

engVid (Free English Video Lessons) 9

Deep English 7

ESOL Courses 1

ФКбд-21 «Солнечный свет» 5

«Англиус» 2

Онлайн-олимпиады, организованные УлГУ 7

engVid (Free English Video Lessons) 7

Deep English 5

ESOL Courses 5

ЭАбд-21 «Солнечный свет» 1

«Англиус» 1

Онлайн-олимпиады, организованные УлГУ 6

engVid (Free English Video Lessons) 7

Deep English 8

ESOL Courses 5

чающие языковые платформы и т.д.} успешно используются в рамках программы "Иностранный язык" в УлГТУ для реализации образовательных целей.

3. Анализ данных, полученных в ходе анкетирования студентов УлГТУ неязыковых специальностей, подтвердил значимость и востребованность электронных образовательных ресурсов, приведенных в настоящем исследовании.

В заключение отметим, что все вышеперечисленные современные образовательные

ресурсы носят положительный характер и могут быть активно введены в практику преподавания иностранного языка. Каждый из предложенных ресурсов требует детального рассмотрения, что не входит в рамки настоящего исследования. Для нас важно осветить основной корпус Интернет-ресурсов и осмыслить ихприменение в практике преподавания английского языка.

Данная работа выполнена в парадигме исследования проблемы изучения иностранных языков с применением современных технологий и отражает основную концепцию автора. Выбранная тема соответствует ряду научных школ и направлений УлГТУ: "Современные технологии обучения иностранным языкам", "Современные проблемы лингво-дидактики и методики преподавания иностранного языка" и др. Интерес исследователей к выбранной теме диктует необходимость более углубленного рассмотрения. 8 этой связи дальнейшая разработка проблемы представляется перспективной и требует детального изучения и анализа.

Литература:

1. Акопова М.А„ Жук Л.Г. Интернет как инструмент самостоятельной деятельности студентов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе / М. А. Акопова, Л. Г. Жук // Вопросы методики Преподавания В вузе. - СПб.: Нестор, 2006. - Вып. 9. - С. 15-18.

2. Апальков 6.Г. Использование современных средств обучении и интернет технологий е обучении иностранным языкам // Открытое образование - 2013. - №6. - С.71-75.

3. Видова ТА. Применение сети Интернет в преподавании иностранных языков в вузе // Интернет как реальность: сб. докладов ill Международной научно-практической конференции. - Вып. 3 / под ред. A.M. Грибкова, Л.А. Виликотс-кой. -Рязань: Нервопечатникъ, 2017. - С. 36-38.

4. Дубень Е.А. Использование современных информационных технологий при обучении иностранному языку // Иностранные языки в шко ле. - 2016, - № 1,-С. 45-50.

5. Жук Л. Г., Акопова М. А. Проблема выбора критериев оценки качества Интернет-ресурсов при обучении иностранному языку / Л. Г. Жук, М. А. Акопова // XXXIV Неделя науки СПбГПУ: материалы Всероссийской межвузовской научно-техии-ческой конференции студентов и аспирантов. -СПб.: СПбГПУ, 2005. - Ч. XI. - С 77-79.

6. Минасян H.A. ИКТ как средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка // Научно-методический электронный журнал "Концепт". - 2017. - №58.-0,3 п.л.// [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://e-koncepT.tn/2017/ 470104.htm. (дата обращения: 09.08.2022).

7. Миронова Н.Ю. Использование интернет-техно-логйй на занятиях по иностранному языку со студентами неязыковых профилей в условиях дистанционного обучения // Современные проблемы науки И образования. - 2021. - № 4. URL: https:// seience-educatiön.ru/ru/article/view?ltl='i 10Sl (дата обращения: 01.08.2022).

8. Строева A.A., Жук Л.Г. Контент-анализ статей, посвященных использованию Интернета в пре подавании иностранного языка / A.A. Строева, Л.Г. Жук // ХХХШ Неделя науки СПбГПУ: материалы

Все рос. межвуз. науч.-технич. конф. студентов и аспирантов. - СПб.: СПбГПУ, 2005. - Ч. VIII. - С. 151 153.

9, Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе, - 2008. -№6.-С. 1-10.

10. Фесенко О.П. Электронное обучение культуре речи и деловым коммуникациям в техническом вузе: возможности интернета // Концепт. - 2022. -№3 (март). - С. 51-65. URL: http:/e-ко псе pt.ru/2022/ 221017.htm (дата обращения: 08.08.2022).

THE PROBLEM OF FORMING THE MODERN SUBJECT OF DIGITAL REALITY IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT*

Krauze Aleksandra AmtoHevm, PhD of Philosophy, Associate Professor

Sohveva 5vet/ana Igorevna, PhD of Pedagogical sciences, Lecturer

Shishigm Audrey Vladlslavovlch, PhD of Sociological sciences, Associate Professor

Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Perm

The proposed article has the character of an interdisciplinary study. It deals with the problem of the formation of a modern subject of social action in the context of the digitalization of modern society, the transition to digital technologies in the education system. The author highlights the main aspects that reveal the specifics and problems of the formation of the subject in the new realities, as well as the content and prospects of its formation as a national discourse, The study is based on philosophical and pedagogical approaches to explaining the educational reality and its influence on the modern subject.

Keywords; subject; education; digital Nation; digital educational reality. DO I 10.24923/2222-243X.2022-45.42

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО СУБЪЕКТА ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ **

Предлагаемая статья носит характер междисциплинарного исследования. В ней рассматривается проблема формирования современного субъекта социального действия в контексте цифровизации современного общества, перехода на цифровые технологии в системе образования. Автор выделяет основ ные аспекты, раскрывающие специфику и проблемы формирования субъекта в новых реалиях, а также содержание и перспективы его формирования как национального дискурса. Исследование основывается на философском, социологическом и педагогическом подходах к объяснению образовательной действительности и ее влияния на современного субъекта.

Ключевые слова-, субъект; образование; цифровюация; цифровая образовательная реальность.

УДК 37.01:130.2 ВАК РФ 5.8.1

Ф Краузе A.A., 2022 Ф Соловьева СМ, 2022 Ф Шишигин A.B., 2022

rv

f\J

о rv л

Cl

\о fü

о <

о

S

245

Введение

Феномен "цифровая образовательная реальность" настолько прочно входит в педагогическую практику, что позволяет рассматривать его довольно широко, выходя за узкие рамки дидактического совершенствования методов и способов обучения. В целом информатизация и как следующая ступень -цифровизация исследуется

" The article was prepared as part of the implementation of state assignment No. 07-00080-21-02 dated August 18, 202] (registry entry number No. 730000F.99.1) with the Ministry of Education of the Russian Federation on the topic 'Research of the formation and scientific and methodological support of digital formats of additional education, organisation of project and research activities of students'.

** Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания №07-00080-21-02 от 18.08.2021 г. (номер реестровой записи №730000ф.99.1) с Министерском просвещения Российской Федерации по теме "'Исследование становления и научно-методическое сопровождение цифровых форматов дополнительного образования, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся"'.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.