Научная статья на тему 'Педагог и ФГОС: кто кого?'

Педагог и ФГОС: кто кого? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагог и ФГОС: кто кого?»

ПЕДАГОГ И ФГОС: КТО КОГО?

О. И. Малороссиянова, зав.лабораторией мониторинга внедрения ГОС ПО ГОУ «КРИРПО

С уверенностью можно говорить, что в условиях подготовки УПО к переходу на реализацию ФГОС с 1 сентября 2011 года каждый преподаватель, каждый мастер производственного обучения не один раз глубоко задумался о грядущих изменениях в своей профессиональной деятельности и личной жизни. Вчера еще было все понятно и привычно: есть в государственном образовательном стандарте наименование предмета, который я преподаю, есть перечень тем, а в рабочей учебной программе я сформулировала знания и умения обучающихся как цель обучения и спокойно работаю. И вдруг...

Новые стандарты не определяют содержание образования, они рамочно дают структуру образовательной программы и формулируют требования к результату обучения и его условиям. Очень хочется перенести в утвержденный Министерством макет новых программ привычное содержание, но это получается плохо, потому что текст нового стандарта, при его детальном изучении, меняет парадигму профессионального образования, философию профессиональной деятельности педагога. Я могу вообще не найти преподаваемой дисциплины, появились загадочные МДК (междисциплинарный курс), в котором результат обучения предполагает предметное поле нескольких дисциплин из сегодняшнего учебного плана по профессии, а количество часов предусмотрено меньше, чем у меня было. Появились часы на самостоятельную работу, практические и, отдельной строкой, лабораторные работы, необходимо предусмотреть формы и методы контроля степени достижения результата обучения, включить в образовательную программу использование интернет-источников, справочной литературы, отраслевых периодических изданий. А главное, руководство требует срочно, до отпуска точно, разработать ОПОП по дисциплинам или профессиональным модулям, которые придется реализовывать с начала нового учебного года, при этом примерных программ нет нигде.

Лаборатория мониторинга провела экспресс-исследование, чтобы выяснить, как же воспринимается необходимость перехода на ФГОС педагогами учреждений профессионального образования области. Проведен опрос методом анкетирования случайной выборки по 3-5 работника, занимающих разные должности, из 25 учреждений начального и среднего профессионального

образования, всего 108 человек. Все вопросы анкеты были открытыми, так как исследователям интересен весь спектр мнений. Все респонденты ответили, что со стандартами нового поколения знакомы, подробно изучили стандарт по профессии, специальности, занимаются разработкой ОПОП.

Сравнивая новые стандарты с реализуемыми в настоящее время, оценивая их, респонденты отметили в качестве их преимуществ следующие:

- практико-ориентированность;

- активизация самостоятельности обучающихся;

- компетентностный подход;

- модульное построение;

- нет детализации распределения бюджета времени внутри разделов БУП;

- наличие вариативной части;

- обязательность использования в образовательном процессе интернет-источников;

- связь с работодателями;

- необходимость пополнить материальную базу.

Однако около 20 % респондентов не видят в

новых стандартах никаких преимуществ. Практически половина опрошенных не находят в новых стандартах никаких недостатков и противоречий, вторая половина среди них выделяет:

- сокращенный до 2,5 лет срок обучения в начальном профессиональном образовании;

- наличие общей компетенции «исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний»;

- не указан рабочий разряд, присваиваемый после освоения образовательной программы;

- недостаточное количество времени и на изучение теоретического материала, и на практику.

Интересно, что две позиции «большой объем самостоятельной работы» и «высокие требования к учебно-материальной базе» по 15 % ответивших на вопросы анкеты (это разные люди) отнесли к преимуществам и к недостаткам.

Респонденты сформулировали конкретные замечания по тексту ФГОС по профессиям «Сварщик», «Секретарь» и специальности дошкольное образование.

Никаких изменений в своей профессиональной жизни после перехода учреждения на реализацию новых стандартов не ожидают 6 % респондентов, 7 % не знают, какие изменения произойдут, но уверены, что в худшую сторону. Спектр ожидаемых изменений широк и носит в

целом тревожный характер: необходимость внедрения в практику педагогической деятельности новых технологий обучения, форм и методов педагогического взаимодействия с обучающимися, использование электронных средств обучения, информационных технологий, интернет-источников, обновление дидактических средств; необходимость организации самостоятельной работы и контроля ее результата приведет к изменению структуры уроков; неизбежен пересмотр содержания изучаемого материала и, как следствие, освоение новой информации; важным становится повышение своего профессионального уровня. Около 5 % заполнивших анкеты отмечают, что в текущем учебном году в связи с подготовкой к переходу на новые стандарты проделано много ненужной работы и станет еще больше бумажной работы, 3 % - опасаются увольнения в связи с сокращением стажа.

Преподаватель спецдисциплин по профессии «Художник по костюму» (педагогический стаж - 5 лет) написала в анкете: «Буду продолжать повышать свой профессиональный уровень и работать на благо процветания нашей области и ее культуры, но не в сфере государственного образования». Не собираются менять свою педагогическую концепцию при переходе на новые стандарты 17 % опрошенных, они считают, что, работая, и по действующим стандартам стремились реализовывать цели профессионального образования, которые сформулированы во ФГОС как обязательные требования. Уверены, что концепцию профессиональной деятельности предстоит пересмотреть около 80 % ответивших на вопросы анкеты, они указывают аспекты, которые необходимо включить в свою педагогическую практику: практическая направленность преподавания учебных дисциплин, целенаправленное развитие самостоятельности обучающихся, активное использование информационно-коммуникационных технологий, модульность содержания образования, повышение собственной квалификации, ориентир на требования работодателей при определении целей воспитательно-образовательного процесса. Педагоги со стажем работы до двух лет отмечают, что переход на новые стандарты будет способствовать становлению их педагогической концепции. Не знают, как изменится их педагогическая концепция 15 % респондентов.

Никаких предложений Департаменту образования и науки Кемеровской области и Министерству образования и науки Российской Федерации не высказали 14 % респондентов, остальные предложили ряд мер, возможно, небесспорных:

- увеличение срока обучения в НПО до 3 лет;

- обеспечение учреждений профессионального образования примерными ОПОП;

- не переходить на новые стандарты;

- продумать плавный, безболезненный переход на ФГОС;

- отработать переход на новые стандарты через эксперимент в базовых учреждениях профессионального образования;

- разрабатывать образовательные стандарты на основе профессиональных;

- создать законодательную базу для взаимовыгодного сотрудничества учреждений профессионального образования с работодателями;

- профинансировать оснащение учебных мастерских в соответствии с требованиями ФГОС;

- организовывать повышение квалификации и стажировку преподавателей спецдисциплин;

- создать творческие группы на базе ГОУ «КРИРПО» по разработке методических рекомендаций по выполнению лабораторных и практических работ;

- разработать четкие предписания, инструкции, как составлять расписание, чем оснащать кабинеты;

- разработать базисные учебные планы, в которых определено количество часов на изучение каждой дисциплины;

- сократить количество часов на самостоятельную работу.

Некоторые ответы на отдельные вопросы анкеты вызывают горькую улыбку: то ли читать педагоги не умеют (в т. ч. текст стандарта), то ли наслушались не понятно кого, где и зачем. Например, как преимущество новых стандартов указывается:

- возможность самому студенту выбрать содержание изучаемой дисциплины;

- по математике добавить темы, которые заинтересуют ребят, и, следовательно, повысится мотивация обучения (преподаватель математики 31 год педагогического стаж);

- больше внимания уделяется обучающимся на первом курсе обучения (мастер производственного обучения, 13 лет педагогического стажа);

- ответственность за знания обучающихся снимается с педагога (преподаватель, 12 лет педагогического стажа).

Неоднократно к недостаткам новых стандартов респонденты относят:

- отсутствие предвыпускной производственной практики;

- для учащихся 1 курса не предусмотрены часы производственного обучения;

- количество часов по спецпредметам значительно сократилось.

Целый коллектив (11 педагогов), осуществляющий подготовку рабочих по профессии «Закройщик», уверен: без освоения ПК ПМ.04 «Пошив изделий по индивидуальным заказам» не представляется возможным освоение ПК 2.2.

Выполнять конструктивное моделирование ПМ.02. Изготовление лекал.

Поражает новость, сообщенная мастером производственного обучения с 35-летним стажем: государственный стандарт должен быть единый, а разработку ФГОС государство возложило на каждое учебное заведение.

Проведенное экспресс-исследование готовности педагогических работников к переходу на реализацию ФГОС нового поколения дает основания для планирования методической работы в учреждениях профессионального образования, содержания консультаций, семинаров и других мероприятий лаборатории мониторинга внедрения ГОС ПО института.

ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА УПО

К ВВЕДЕНИЮ ФГОС

Н. Л. Лабунская, зам. дир. по УМР ГОУ НПО ПЛ № 70, А. В. Шершнева, руководитель музейно-выстовочного центра ГОУ НПО ПЛ № 70

Система образования переживает сегодня не просто изменения, она трансформируется, меняется структурно и качественно. Какие бы реформы ни проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе - педагоге. Именно от уровня профессионализма педагога, его способности к непрерывному профессиональному образованию напрямую зависит повышение качества образования. Поэтому профессиональная компетентность педагога становится одной из важнейших целевых ориентаций деятельности методической службы.

В соответствии со статьей 7 п. 4 Закона Российской Федерации «Об образовании» (п. 4 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-Ф3) федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ, соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Традиционно задачи управления процессом повышения профессионализма педагогов заключались, главным образом, в обновлении и расширении профессионально-педагогических и предметных знаний с доминирующей установкой на предметно-ориентированный характер профессионального развития педагогов. Переход на стандарты нового поколения выдвигает перед методической службой требования по

формированию у педагогов и руководителей совокупности новых компетенций, обеспечивающих качество профессионального образования соответствующего целям опережающего развития современной профессиональной школы, требованиям экономики, основанной на знаниях. Другими словами, реализация модульно-ком-петентностного подхода требует подготовки кадров, способных работать в рамках данного подхода. Особые требования предъявляются к информационной культуре педагога, он должен иметь навыки работы с различными программами.

В ПЛ № 70 большое внимание уделяется реализации следующих направлений методической работы, способствующих профессиональному развитию педагога: создание условий для адаптации молодых специалистов; использование форм и методов работы, активизирующих профессиональную деятельность педагогов; создание открытого образовательного пространства, обеспечивающего педагогам выбор оптимального сочетания корпоративного обучения, курсов и стажировки; психологическое сопровождение педагога, профилактика профессионального «выгорания» педагога; создание условий для научно-исследовательской деятельности педагогов; организация и участие в профессиональных конкурсах, являющихся важнейшим средством повышения мастерства педагогов.

Внедрение преподавателями в образовательный процесс деятельностных технологий обучения (проектная, кейс-метод, игровая) не только позволяет формировать глубокие теоретические знания учащихся по предмету, активизировать их аналитические, коммуникативные способности, но и представить обучающимся по профессиям парикмахер, художник по костюму, автомеханик неоднозначность решения проблем в реальной жизни, стратегии выхода из нестан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.