Научная статья на тему 'ПЕДАГОГ-ХУДОЖНИК М.Д. ВОРОНЬКО'

ПЕДАГОГ-ХУДОЖНИК М.Д. ВОРОНЬКО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
147
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИХАИЛ ДАНИЛОВИЧ ВОРОНЬКО / КУЛЬТУРА / ИРКУТСКИЕ ХУДОЖНИКИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА / УЧЕНИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / КАФЕДРА МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ / ВЫСТАВКИ / ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Малкина Лариса Николаевна

В статье рассматриваются основные аспекты биографии М.Д. Воронько, годы учебы, становления его, как художника, педагога. Представлены уникальные автобиографические записи воспоминаний Михаила Даниловича о детстве, отрочестве, юности, о родных и близких, о тяжелом периоде войны и послевоенного времени. Описываются годы учебы М.Д. Воронько в художественном училище в городе Алма-Ате и в Харьковском государственном художественном институте, воспоминания об учителях и наставниках, повлиявших на дальнейшее его становление как художника и педагога. Анализируется материал Государственного архива Иркутской области. На основе справок по изобразительному искусству в Прибайкалье и исторических справок о художниках Иркутской области представлен материал о художественной среде Иркутска в изучаемый период. Даны сведения о художественной школе Иркутска. Освещается методика преподавания Михаилом Даниловичем в Иркутском художественном училище и его работа в Иркутском областном художественном фонде в качестве художника и главного художника фонда. Представлен материал о достижениях Михаила Даниловича как художника и как педагога, а также об его учениках и их достижениях. Кратко описывается история создания высшего художественного образования в Иркутске, а также история создания кафедры монументально-декоративной живописи и кафедры дизайна в ИрГТУ, активное участие в их развитии Михаила Даниловича Воронько. Представлен материал о педагогической деятельности М.Д. Воронько: освещаются основные принципы и особенности его педагогической системы, методики преподавания живописи, а также задачи воспитания в ученике художника. Проведен анализ выставочной деятельности художника Воронько и его учеников. В результате исследования архивных материалов, источников СМИ и личного общения с учителем, был собран и уточнен биографический материал о выдающемся педагоге-художнике, заслуженном работнике культуры Михаиле Даниловиче Воронько. Сведения могут быть использованы в изучении культуры и художественного образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TEACHER-ARTIST M.D. VORON’KO

This article describes the highlights of the career of M.D. Voron’ko, the years of study, and his formation as an artist and a teacher. It also covers the unique events of Mikhail Danilovich’s memories about his childhood, adolescence and youth, about his family and friends, about the difficult war and the post-war periods. There is a description of the years of study at the School of Art in the city of Alma-Ata and at the Kharkov State Art Institute, about his teachers and mentors, who influenced his further development as an artist and a teacher. This article delves into the documents of the State Archives of the Irkutsk Region, it describes the artistic environment of Irkutsk during that period, referencing the visual arts in the Baikal region and historical information about the artists of the Irkutsk region as well as the information about the Art School in Irkutsk. It describes Voron’ko’s teaching methodology at the Irkutsk Art School, his work in the Irkutsk Regional Art Fund as an artist and the Chief artist of the Fund, his achievements as an artist and a teacher, as well as the stories about his students and their achievements are done. It briefly covers the history of the creation of Irkutsk higher education in Art, tells about the formation of the Department of Monumental and Decorative Painting at the ISTU, and Mikhail Danilovich Voron’ko’s active participation in its development, as well as in the development of the Department of Design. Here is presented such material on the teaching activity of M.D. Voron’k as basic principles and features of his teaching system, methods of teaching painting technics, as well as the importance of educating an artist in a student. There is an analysis of the exhibition activities of the artist Voron’ko and his students. The biographical material about the outstanding teacher-artist, an Honored Worker of Culture Mikhail Danilovich Voron’ko was collected from the archival dataset, media sources and personal communication with the teacher. This information can be used in the studies of culture and art education in Russia.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГ-ХУДОЖНИК М.Д. ВОРОНЬКО»

Оригинальная статья / Original article УДК 007:071

DOI: https://doi.org/10.21285/2415-8739-2020-4-254-272

Педагог-художник М.Д. Воронько © Л.Н. Малкина

Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия

Аннотация: В статье рассматриваются основные аспекты биографии М.Д. Воронько, годы учебы, становления его, как художника, педагога. Представлены уникальные автобиографические записи воспоминаний Михаила Даниловича о детстве, отрочестве, юности, о родных и близких, о тяжелом периоде войны и послевоенного времени. Описываются годы учебы М.Д. Воронько в художественном училище в городе Алма-Ате и в Харьковском государственном художественном институте, воспоминания об учителях и наставниках, повлиявших на дальнейшее его становление как художника и педагога. Анализируется материал Государственного архива Иркутской области. На основе справок по изобразительному искусству в Прибайкалье и исторических справок о художниках Иркутской области представлен материал о художественной среде Иркутска в изучаемый период. Даны сведения о художественной школе Иркутска. Освещается методика преподавания Михаилом Даниловичем в Иркутском художественном училище и его работа в Иркутском областном художественном фонде в качестве художника и главного художника фонда. Представлен материал о достижениях Михаила Даниловича как художника и как педагога, а также об его учениках и их достижениях. Кратко описывается история создания высшего художественного образования в Иркутске, а также история создания кафедры монументально-декоративной живописи и кафедры дизайна в ИрГТУ, активное участие в их развитии Михаила Даниловича Воронько. Представлен материал о педагогической деятельности М.Д. Воронько: освещаются основные принципы и особенности его педагогической системы, методики преподавания живописи, а также задачи воспитания в ученике художника. Проведен анализ выставочной деятельности художника Воронько и его учеников. В результате исследования архивных материалов, источников СМИ и личного общения с учителем, был собран и уточнен биографический материал о выдающемся педагоге-художнике, заслуженном работнике культуры Михаиле Даниловиче Воронько. Сведения могут быть использованы в изучении культуры и художественного образования в России.

Ключевые слова: Михаил Данилович Воронько, культура, иркутские художники, образование, художественная школа, ученики, педагогическая система, методика преподавания, педагогическая задача, кафедра монументально-декоративной живописи, выставки, искусство

Для цитирования: Малкина Л.Н. Педагог-художник М.Д. Воронько // Известия Лаборатории древних технологий. 2020. Т. 16. № 4. С. 254-272. https://doi.org/10.21285/2415-8739-2020-4-254-272

The teacher-artist M.D. Voron'ko © Larisa N. Malkina

Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia

Abstract: This article describes the highlights of the career of M.D. Voron'ko, the years of study, and his formation as an artist and a teacher. It also covers the unique events of Mikhail Danilovich's memories about his childhood, adolescence and youth, about his family and friends, about the difficult war and the post-war periods. There is a description of the years of study at the School of Art in the city of Alma-Ata and at the Kharkov State Art Institute, about his teachers and mentors, who influenced his further development as an artist and a teacher. This article delves into the documents of the State Archives of the Irkutsk Region, it describes the artistic environment of Irkutsk during that period, referencing the visual arts in the Baikal region and historical information about the artists of the Irkutsk region as well as the information about the Art School in Irkutsk. It describes Voron'ko's teaching methodology at the Irkutsk Art School, his work in the Irkutsk Regional Art Fund as an artist and the Chief artist of the Fund, his achievements as an artist and a teacher, as well as the stories about his students and their achievements are done. It briefly covers the history of the creation of Irkutsk higher education in Art, tells about the formation of the De-

partment of Monumental and Decorative Painting at the ISTU, and Mikhail Danilovich Voron'ko's active participation in its development, as well as in the development of the Department of Design. Here is presented such material on the teaching activity of M.D. Voron'k as basic principles and features of his teaching system, methods of teaching painting technics, as well as the importance of educating an artist in a student. There is an analysis of the exhibition activities of the artist Voron'ko and his students. The biographical material about the outstanding teacher-artist, an Honored Worker of Culture Mikhail Danilovich Voron'ko was collected from the archival dataset, media sources and personal communication with the teacher. This information can be used in the studies of culture and art education in Russia.

Keywords: Mikhail Danilovich Voron'ko, culture, Irkutsk artists, education, art school, students, pedagogical system, teaching methods, pedagogical task, Department of Monumental and Decorative Painting, exhibitions, art

For citation: Malkina L.N. (2020) The teacher-artist M.D. Voron'ko. Izvestiya Laboratorii drevnikh tekhnologii = Reports of the Laboratory of Ancient Technologies. Vol. 16. No. 4. P. 254-272. (In Russ.). https://doi.org/10.21285/2415-8739-2020-4-254-272

Многие иркутские художники оставили свой яркий след в отечественной культуре. Огромный вклад в формирование художественного воспитания, образования, профессионализма молодых художников в Иркутске, а значит, в культурной жизни Сибири и всей России внес заслуженный работник культуры Российской Федерации Михаил Данилович Воронько. Пятьдесят четыре года своей жизни он посвятил преподавательской деятельности. Неоценим его вклад и в методику преподавания изобразительного искусства.

Родился Михаил Данилович в многодетной семье 21 ноября 1926 г. в селе Ново-Барановка Карасукского района Алтайского края. Родители, по причине страшного голода на Украине, переехали на Алтай всем селом, сохранив его название. Отец - из рабочей семьи, мать - безграмотная крестьянка. Это были первые годы строительства города Сталинска и Кузнецкого металлургического комбината (История Новокузнецка)1. Правительственная комиссия летом 1926 г. приняла решение о строительстве завода на Горбуновской площадке около города Кузнецка. В 1929 г. здесь под руководством академика И.П. Бардина было начато строительство Кузнецкого металлургического комбината (Шадрина, 1998). В черте запланированного города строиться было нельзя, и по-

1 История Новокузнецка. Википедия. [Электронный ре-

сурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D 0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%9D%D0%BE%D0%B2 %D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1% 86%D0%BA%D0%B0 (дата обращения 12.11.2020).

этому весь рабочий люд строил себе жилье на склонах гор, обрамлявших с двух сторон равнину.

В семье было четверо детей, Миша был самым младшим, в школе учился хорошо. Из воспоминаний Михаила Даниловича:

«Мне повезло в том, что в семье я был младшим. Сестра и братья были «читалками». В школе была хорошая библиотека, и все книги, которые брали домой братья и сестра, я читал, опережая свой возрастной допустимый познавательный уровень. Мне думается, что эта привязанность к чтению развила во мне потребность как-то выразить свои чувства и мысли».

Тяга к рисованию возникла, видимо, от Бога, так как в семье никто не рисовал, интереса к изобразительному искусству ни у кого не было, никакого влияния или поощрения со стороны семьи тоже не было. Миша рано начал рисовать и писать стихи. После окончания седьмого класса поступил в металлургический техникум, но учеба не задалась, физика и химия были явно не для него, а вот вся художественно-оформительская работа техникума была по душе юному студенту. Оставив техникум, Миша год проработал в кинотеатре на рекламе и в это время познакомился с выпускником Алма-Атинского художественного училища, который и посоветовал ему поступить в это училище. Из воспоминания Михаила Даниловича:

«Это был период войны и первые два года послевоенного времени. Во время войны мы с матерью жили вдвоем. Отец, старый коммунист, в возрасте 50 лет ушел добровольцем на фронт и погиб. Брат, не многим старше меня, добровольцем ушел на фронт и тоже погиб. Сестра с первых

дней войны и до конца была на фронте в качестве медицинского работника. Старший брат служил на Востоке, принимал участие в боях с Японией. Все члены семьи, кроме меня и матери, были коммунистами, честными, искренними, и я горжусь ими до сих пор, так как имею возможность их сравнивать со многими лжекоммунистами разных времен. Сам же я не был ни пионером, ни комсомольцем. Был сам по себе. Я как-то подсознательно чувствовал, что искусство не должно формально быть приписано к какой-либо партийности, но в душе считаю идеи коммунизма и социализма передовыми идеями. Формация развития человеческого общества не может заканчиваться капитализмом - это всего лишь исторический этап, обусловленный каким-то периодом времени. Я и сейчас считаю, что сущность человека должна определять не партийность, а честность, совесть и порядочность. И считаю себя счастливым человеком, поскольку лишен как религиозных, так и партийных предрассудков. В этом случае я не ставлю знак равенства между идеей и партией. В свое время Ленин предостерегающе заметил по поводу идеи социализма, признавал идею передовой, если ее не загубят сами же большевики, что и случилось. Хорошо это или плохо - время покажет, но уже без многих из нас».

В 1947 г. Михаил Данилович поступил в Художественное училище в городе Алма-Ате, где в то время преподавали замечательные художники-педагоги - выпускники Академии художеств. С благоговением он вспоминает о своем любимом учителе профессоре Абраме Марковиче Черкасском, который до войны преподавал в Киевском художественном институте, одна из его известных выпускниц - Татьяна Яблонская (Яблонская)2. В Алма-Ату Черкасский попал во время войны в эвакуацию. «В этом городе он остался до конца своих дней, полюбив его и все свое творчество, посвятив этому городу и его людям», - вспоминает М.Д. Воронько о своем любимом учителе. В своей

методике преподавания М.Д. Воронько впоследствии многое взял от А.М. Черкасского, который убежденно доказывал, что недостаточно списывать с натуры, это будет только копирование. В военную пору в Алма-Ате оказались эвакуированные из России и Украины многие учебные заведения, творческие коллективы, в частности, киностудия им. Горького («Мосфильм»)3. Пополнились прекрасными исполнителями филармония, труппы оперного, драматического театров. В годы войны в Алма-Ату эвакуировали лучших деятелей культуры, звезд оперы, балета и театра со всего Советского Союза («Ночные театры»)4. Будучи студентом художественного училища, Михаил Данилович с жадностью впитывал в себя новые веяния всех видов искусств, формируя в себе высокообразованную творческую личность. По окончании Художественного училища в 1952 г. Михаил Данилович уехал в Мурманск, где работал в течение года во Дворце культуры руководителем изостудии для старшеклассников и самодеятельных художников.

В 1954 г. М.Д. Воронько поступает в Харьковский государственный художественный институт на графический факультет. С первого курса он увлекается техникой офорта. Михаил Данилович вспоминает, что кафедру графики тогда возглавлял профессор В.Ф. Мироненко. Увидев офорты Воронько (тогда он учился на первом курсе), Мироненко стал показывать его работы на старших курсах. В процессе учебы Михаил Данилович постоянно занимался творческой деятельностью. По окончании института участвовал в Республиканской художественной выставке в Киеве (работа приобретена Киевской картинной галереей) и в Декадной Украинской в Москве. Был награжден Дипломами и Почетной грамотой Министерства Культуры Украины.

Яблонская Татьяна Николаевна. [Электронный ресурс]. URL: http://artru.info/ar/15544/ (дата обращения 12.11.2020).

Мосфильм. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D 1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC (дата обращения 12.11.2020).

4 Ночные театры. [Электронный ресурс]. URL: https://almaty.tv/news/75-letie-velikoy-pobedy/2030-uly-dgeniske-75-dgyl-sogys-dgayly-tuyndyny-tungysh-ret- kazak-redgisserleri-sakhnalagan (дата обращения 12.11.2020).

В 1960 г. Михаил Данилович Воронько приехал в Иркутск и был приглашен работать в Иркутское художественное училище преподавателем предметов: рисунок, живопись, композиция, дипломный эскиз. На протяжении ряда лет был председателем предметной комиссии (рис. 1).

Художественная школа в Иркутске изначально со времени ее образования И.Л. Копыловым, составляла сильнейшую базу развития изобразительного искусства Сибири (Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. Р-3518. Оп. 1. Ед. хр. 1), в связи с чем во второй половине ХХ века в Иркутск начали стекаться профессиональные художники, каждый из которых приезжал со своей школой: А.И. Вычугжанин, Г.В. Богданов, А.И. Алексеев, М.Д. Воронько - из Харькова, Г.В. Анциферов, сначала учившийся в Краснодаре, а затем в Львове, И.И. Несынов - из Таллина. Они представляли академические, капитальные, рисовальные школы. А Сибирь всегда славилась академической школой, в

том числе Иркутское художественное училище (рис. 2).

Со времени появления в ИХУ группы педагогов - А.И. Алексеева, А.И. Вычугжанина, Г.В. Богданова, М.Д. Воронько - в училище резко поднимается профессиональный уровень студентов, будущих художников, и как следствие - статус Иркутской художественной школы (Малкина, 2015). Направленность и представление о грамоте и мастерстве сразу были отмечены и не только членами Союза старшего поколения, но и на первых республиканских и всесоюзных выставках. За время преподавания этих мастеров училище приобрело совершенно другой профессиональный уровень, т. к. это были по-настоящему талантливые художники-преподаватели, которые умели объяснить и показать, они полностью пересмотрели весь учебный процесс, всю систему обучения с акцентом на фигуративное искусство, на человека (рис. 3, 4). В Художественном училище сразу было заметно повышение качества

Рис. 1. М.Д. Воронько на защите дипломных работ (Иркутское художественное училище 1960-е годы) Fig. 1. M.D. Voron'ko presenting his theses (Irkutsk Art School, 1960s)

Рис. 2. М.Д. Воронько и Б. Т. Бычков на защите дипломных работ (Иркутское художественное училище 1960-е годы) Fig. 2. M.D. Voron'ko and B.T. Bychkov presenting their theses (Irkutsk Art School, 1960s)

мастерства, сложилась особая творческая атмосфера, которая не могла не отразиться на формировании вкусов и взглядов молодых авторов. Достаточно сказать, что почти из каждого выпуска молодые художники поступали в московские и ленинградские художественные вузы. Даже те ученики этих преподавателей, которые и не закончили институты, в дальнейшем проявили себя как великолепные художники, их достаточно и в Иркутском Союзе художников (ГАИО. Ф. 2802. Оп. 2. Ед. хр. 115).

Учениками Михаила Даниловича Воронько являются известные иркутские художники: Виталий Смагин, Сергей Коренев, Александр Шпирко, Нико-

лай Аносов, Валерий Мошкин, Николай Башарин, Николай Морозов, Анатолий Погребной, Гелий Мамилов, Александр Муравьев, Валерий Чевелев, московский художник Виктор Грачев, беларусский - Борис Кошкин, бурятские - Алла Цибикова, Александр Доржиев и другие. Многие его выпускники поступили и окончили центральные художественные учебные заведения России в городах Санкт-Петербурге, Москве (Новости...)5.

5 Новости министерства культуры и архивов. [Электронный ресурс]. URL: https://irkobl.ru/sites/culture/news/news/12 (дата обращения 12.11.2020).

Рис. 4. Экзаменационный просмотр студенческих работ (Иркутское художественное училище 1980-е годы) Fig. 4. Reviewing of student works during the final exams (Irkutsk Art School, 1980s)

Ученики М.Д. Воронько продолжили образование в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Штиглица - 5 человек, в Санкт-Петербургском государственным педагогическом университете имени Герцена (факультет изобразительного искусства) -3 человека, Иркутском государственном техническом университете (факультет изобразительного искусства) - 12 человек, Красноярском художественном институте - 15 человек (Новости...)5.

Многие выпускники продолжили свою профессиональную деятельность в качестве руководителей (А.Ю. Талащук - ректор Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Штиглица, профессор, народный художник РФ; В.Г. Смагин - зав. кафедрой монументально-декоративной живописи факультета изобразительного искусства ИрГТУ (в настоящее время ИРНИТУ), профессор, народный художник. Немало преподавателей, доцентов, кандидатов наук и в других художественных заведениях: в Иркутском художественном училище - 4 человека, в Иркутском государственном техническом университете (кафедра монументально-декоративного искусства) - 6 человек, в Восточно-Сибирской государственной академии - 2 человека, в Иркутском госуниверситете - 1 человек, в Иркутских областных детских школах искусств. Во многих городах России таких как: Москва, Санк-Петербург, Новосибирск, Красноярск, Новокузнецк, Кемерово, Улан-Удэ, Чита, Владивосток, а также в Монголии, творят и трудятся члены союза художников России - ученики Михаила Даниловича Воронько (Новости.)5.

Тридцать три года Михаил Данилович Во-ронько отдал воспитанию будущих художников в стенах Иркутского художественного училища. Преподавательскую деятельность в Иркутском художественном училище на вечернем отделении М.Д. Воронько с 1971-1984 гг. совмещал с работой в Иркутском областном художественном фонде в качестве художника и главного художника Фонда. С 1960 г. был постоянным членом художественного совета (ГАИО. Ф. 2802. Оп. 2. Ед. хр. 229).

Из воспоминаний Михаила Даниловича: «Среду художников я познал в ситуации, когда был

приглашен в художественный фонд в качестве главного художника. В мастерских бывал при сдаче работ (договорных или по распределению). По особенности своего характера, невзирая на личности, говорил авторам работ то, что думал, о живописи, рисунке или оформительском производстве. И всегда было взаимопонимание и взаимоуважение. Атмосфера, как и в любом творческом коллективе (у писателей, музыкантов, актеров), была не без шероховатостей, но это была поистине творческая жизнь, и ядром ее были: А.И. Алексеев, А.И. Вычугжанин, Г.В. Богданов. Они задавали ей тон. Эти мастера своего дела были очень образованны, тактичны, и это, конечно, сказывалось на жизни всех членов Союза художников».

В период работы в Иркутске М.Д. Воронько совмещал преподавательскую работу с творческой деятельностью, выставлялся на четырех Зональных выставках и двух Республиканских, его работы приобретены Министерством культуры РСФСР, а он награжден Почетной грамотой Министерства культуры. В 1993 г. Михаилу Даниловичу было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации»6 (рис. 5, 6, 7).

Несмотря на то, что многие ученики Михаила Даниловича после окончания Иркутского художественного училища поступали в московские и другие художественные вузы страны, его заветной мечтой оставалось создание художественного института в Иркутске. На всей огромной территории Сибири долгое время не было ни одного высшего учебного заведения творческого и искусствоведческого характера, хотя еще в 1976 г. Совет Министров РСФСР поручил Министерству культуры (постановление от 26 ноября) изучить возможность организации подготовки художников с высшим образованием в одном из городов Сибири в целях дальнейшего развития изобразительного искусства (ГАИО. Ф. 2802. Оп. 2. Ед. хр. 161). Из воспоминаний Народного художника, члена Российской академии художеств А.И. Алексеева: «Центральный комитет и Совмин после долгих размышлений и

6 Указ Президента РФ от 22.05.1993 г. № 753 «О присвоении Почетного звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Рис. 5. Монументально-декоративная работа «Строители» 1967 г. Мозаика из керамической плитки. Фасад

строительного колледжа, ул. Жуковского (у произведения авторы: М.Д. Воронько, В.Г. Смагин) Fig. 5. Monumental and decorative work "Builders", 1967. Mosaic from ceramic tiles. Facade of the Building College, st. Zhukovsky (the authors are standing by their work: M.D. Voron'ko, V.G. Smagin)

Рис. 6. Монументально-декоративная работа «Строители». 1967 г. Мозаика из керамической плитки. Фасад строительного колледжа, ул. Жуковского (авторы: М.Д. Воронько, В.Г. Смагин). Фото 2015 года Fig. 6. Monumental and decorative work "Builders", 1967. Mosaic of ceramic tiles. Facade of the Building College, st. Zhukovsky (authors: M.D. Voron'ko, V.G. Smagin). Photo of 2015

Рис. 7. Монументально-декоративная работа «Тепло и свет людям» 1980 г. Мозаика из смальты. Фасад

Энергетического техникума (авторы: Е.В. Ушаков, М.Д. Воронько) Fig. 7. Monumental decorative work "Warmth and Light for People", 1980. Mosaic from smalt. Facade of the Power Engineering College (authors: E.V. Ushakov, M.D. Voron'ko)

бюрократических проволочек в 1990 г. приняли решение о создании Сибирского художественного института. Я, будучи секретарем Сибирского региона в составе правления Союза художников РСФСР, настаивал на размещении художественного вуза в Иркутске. Однако, несмотря на согласие Центрального комитета с этим решением, губернатор Иркутской области Ю.А. Ножиков отказался его поддержать, мотивируя свою позицию отсутствием помещения и невозможностью финансировать его строительство».

Начало девяностых годов - время, когда во всей Восточной Сибири, от Красноярска до Дальнего Востока, не было ни одного высшего учебного заведения, где можно было получить высшее художественное образование. Это в настоящее время в нашем областном центре доступно получение такого образования. А тогда, в том далеком 1994-м, впервые в Иркутском государственном техническом университете решением Госкомвуза

России от 10.01.94 г. на Восточном факультете открылась специальность «Монументально-декоративное искусство», создана выпускающая кафедра «Монументально-декоративная живопись», призванная вести подготовку специалистов, указанной специальности. Это событие стало важным явлением в системе высшего образования в России и культурной жизни Сибири (Кафедра.)7.

По словам Михаила Даниловича, организовать учебное заведение несложно, но все дело в том, кто учит? Не стены учат, а педагог и институт. Кафедру монументально-декоративной живописи возглавил Народный художник России, профессор Виталий Георгиевич Смагин, и не случайно он пригласил на кафедру своего учителя по художественному училищу М.Д. Воронько. «Михаил Данилович

7 Кафедра монументально-декоративной живописи. [Электронный ресурс]. URL:

https://www.istu.edu/structure/57/9746/1989/ (дата обращения 12.11.2020).

- талантливый учитель, я один из первых его учеников и могу сказать, что его главной чертой являлось всегда стремление поддержать студентов, развить в них индивидуальность, обратить на них внимание других преподавателей», - отмечает В.Г. Смагин (Памяти мэтра)8.

Виталий Георгиевич Смагин, приглашая на кафедру своего учителя, был убежден, что рисовальная и живописная школа М.Д. Воронько будет способствовать успешному освоению сложнейшей специальности «Монументально-декоративное искусство».

Монументально-декоративное искусство -область декоративного искусства, включающая многообразные художественные произведения, создаваемые для украшения архитектурных сооружений и комплексов (декоративная живопись и скульптура в городе, на фасадах и в интерьерах зданий, в парках и т. д.).

Специальность «Монументально-декоративное искусство» готовит художников, которые способны осуществлять комплексную разработку (проектирование) художественного убранства как отдельных архитектурных сооружений, так и крупных архитектурных ансамблей, создавать произведения монументально-декоративной живописи (фреска, мозаика, роспись, витраж, гобелен), а также произведения станковой живописи и графи-

9 и

ки (Малкина, 2014. С. 4) . «Академический рисунок» и «Академическая живопись» являются одними из основных дисциплин для освоения данной специальности. Эти дисциплины с начала образования кафедры монументально-декоративной живописи вел М.Д. Воронько, специальные дисциплины вел В.Г. Смагин.

Из воспоминаний Михаила Даниловича:

«Изначально на кафедре было всего два преподавателя - В.Г. Смагин и я, но в последующие годы возникла потребность в преподавателях, а

Памяти мэтра. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ogirk.ru/2011/11/28/voronko (дата обращения 12.11.2020).

Малкина Л.Н. Академический рисунок. Академическая живопись для 3,4,5 курсов: учеб. пособие. Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2014. 171 с.

опытных художников-монументалистов на данный момент не находилось. Нельзя учить тому, чего не умеешь делать сам, и этот принцип должен быть во главе угла. И в этой ситуации было необходимо подготовить молодых преподавателей по данной специальности». Вследствие этого был сформирован курс ускоренной подготовки, состоящий из выпускников кафедры архитектуры, которые в течение трех лет освоили специальность «Художник монументально-декоративной живописи» и стали дипломированными специалистами, в последствии преподавателями специальных дисциплин таких как: композиция, специальный рисунок, специальная живопись, основы художественного производства, технический рисунок (Э.В. Змановских, О.Г. Романюк, Е.Р. Сидельникова). Одновременно был набран первый курс. Это были в основном студенты, проучившиеся один год в Иркутском художественном училище, преподавателем которых являлся Михаил Данилович Воронько. Авторитет учителя был настолько высок, что, когда Михаил Данилович был приглашен преподавать на кафедру монументально-декоративной живописи в Ир-ГТУ, студенты первого курса художественного училища, всем составом, пошли за своим учителем, в 1994 г. успешно поступили в университет и стали студентами кафедры МДЖ (рис. 8). По окончании университета в последствии многие выпускники этого курса стали преподавать специальные дисциплины на кафедре МДЖ: С.С. Аносова, Е.Г. Иль-кова, Н.В. Малышева; на кафедре дизайна -В.В. Михайлов, Е.В. Шубаба; на кафедре ювелирного дизайна и технологий - Т.В. Анисимова.

В 2000 г. после окончания ИрГТУ (кафедра монументально-декоративной живописи) дисциплины «Академический рисунок» и «Академическая живопись» была приглашена вести Л.Н. Малкина. Методика преподавания Михаилом Даниловичем Воронько этих дисциплин Ларисе Николаевне была знакома не только по учебе в университете, но еще с времен обучения в художественном училище, которое она закончила с отличием и являлась ученицей М.Д. Воронько (рис. 9).

Каждый год кафедра МДЖ выпускает подготовленных квалифицированных специалистов. По-

Рис. 8. Занятия академической живописью (кафедра монументально-декоративной живописи, 1 курс, 1994 г.) Fig. 8. Class of Academic painting (Department of Monumental and Decorative Painting, 1st. year students, 1994)

Рис. 9. М.Д. Воронько и Л.Н. Малкина со студентами кафедры монументально-декоративной живописи,

2004 г.

Fig. 9. M.D. Voron'ko and L.N. Malkina with students of the Department of Monumental and Decorative Painting, 2004

следующие ученики М.Д. Воронько, успешно окончившие университет, были приглашены преподавать на кафедре, это такие как: Е.В. Сергейчук, М.А. Быкова, Н.А. Довнич.

А.В. Халипова и Ю.С. Ермолаев являются преподавателями кафедры изобразительного искусства и методики Педагогического института ИГУ, Н.А. Вертлиб преподает в Иркутском государственном университете, Н.Н. Шиглова-Соковцова и О.З. Рыбчинская преподают в Иркутском областном художественном колледже имени И.Л. Копылова (бывшее художественное училище) (рис. 10).

Шестнадцать лет Михаил Данилович работал доцентом на кафедре монументально-декоративной живописи, являясь ведущим специалистом по рисунку и живописи, бессменным членом Государственной аттестационной комиссии (рис. 11). Во время работы на кафедре большое значение он придавал подготовке и накоплению методического материала. С помощью Михаила Даниловича со

времен образования кафедры МДЖ было положено хорошее начало создания методического фонда, состоящего из лучших программных работ по дисциплинам «Академический рисунок» и «Академическая живопись», выполненных студентами кафедры под руководством Воронько.

В 2005 г. на кафедре дизайна и прикладного искусства возникла потребность в педагогах, способных осуществить подготовку молодых преподавателей по таким дисциплинам, как рисунок и живопись. М.Д. Воронько, не сомневаясь ни на минуту, официально переходит преподавать на эту кафедру, ведет предметы: рисунок, живопись, факультатив для преподавателей, заведует графической мастерской. Работая на кафедре дизайна, продолжает тесную связь с кафедрой монументально-декоративной живописи, является членом Государственной аттестационной комиссии. До последних своих дней Михаил Данилович проработал на факультете изобразительного искусства НИ ИрГТУ (2010 г.). Университет гордится лидерами

Рис. 10. Преподаватели и выпускники кафедры монументально-декоративной живописи на открытии юбилейной

выставки «Наша школа - школа Смагина», 2010 г. Fig. 10. Teachers and graduates of the Department of Monumental and Decorative Painting at the opening of the anniversary exhibition "Our School - Smagin's School", 2010

Рис. 11. М.Д. Воронько на защите дипломной работы (кафедра монументально-декоративной живописи, 2005 г.) Fig. 11. M.D. Voron'ko on the defending of thesis (Department of Monumental and Decorative Painting, 2005)

образования, науки, культуры (рис. 12). Одним из них был Заслуженный деятель культуры М.Д. Воронько - кафедра дизайна, профессор, Заслуженный работник культуры РФ (Заслуженные деятели культуры)10.

Михаил Данилович Воронько прошел огромный жизненный, творческий и трудовой путь, весь свой опыт, мастерство и знания передавая своим ученикам, многие из которых известны не только в России, но и за рубежом. Он говорил:

«Роль художника в культуре и в обществе сводится к тому, что художник сам должен быть, в первую очередь, человеком, гражданином, а по-

10 Заслуженные деятели культуры. [Электронный ресурс]. URL: https://www.istu.edu/ob_irnitu/dostizheniya/lidery/deyate li_kultury?special=vkl (дата обращения 12.11.2020).

том художником». Не случайно большинство учеников М.Д. Воронько являются членами союза художников России, активно участвуют на многих выставках различного ранга, от городских, до международных и имеют высокие награды.

Благодарные ученики в память о своем учителе организовали в Иркутске несколько значимых выставок работ учеников и работ самого мастера. Выставки произвели в городе большой резонанс.

В галерее современного искусства Дома художника 21.11.2011 г. была открыта выставка, посвященная 85-летию со дня рождения мастера, педагога, заслуженного работника культуры РФ Михаила Даниловича Воронько. В выставке приняли участие многочисленные ученики М.Д. Воронь-ко - художники разных поколений, те, в ком он развивал творческое начало. Более 100 работ вы-

Рис. 12. М.Д. Воронько, И.М. Головных, А.М. Тришечкин, Б.Б. Пономарев на открытии юбилейной выставки

«Наша школа - школа Смагина», 2010 г. Fig. 12. M.D. Voron'ko, Golovnykh I.M., Trishechkin A.M., Ponomarev B.B. at the opening of the anniversary exhibition

"Our School - Smagin's School", 2010

ставили художники. Это живопись и графика, декоративно прикладное искусство, лоскутная мозаика, гобелены, чеканка (Выставка.)11.

10.09.2012 г. в Иркутском городском выставочном центре имени В.С. Рогаля состоялась выставка «Осенний вернисаж», посвященная памяти мастера. Не случайно она открылась в первые дни нового учебного года. Посвященная вечной теме -взаимодействие учителя и ученика - она стала продолжением проекта «Учитель и ученики» (Осенний вернисаж)12.

25.11.15 г. в Иркутском областном художественном музее прошла выставка графических работ художника и педагога Михаила Даниловича Во-ронько «Мастер». В экспозиции представлены 62 картины художника, выполненные в разных техниках: офорт, акварель, карандаш, уголь, линогравюра, акватинта, офорт, монотипия, гуашь (Выстав-ка...)13.

28.10.2016 г. в галерее «Радуга» ИРНИТУ была организована выставка живописных и графических работ выдающегося живописца, доцента ИРНИТУ

11 Выставка, посвященная 85-летию Михаила Воронько. [Электронный ресурс]. https://baikal24.ru/text/18-11-2011/vystavka/ (дата обращения 12.11.2020).

12 Музей истории города Иркутска имени А.М. Сибиря-

кова. Выставка «Осенний вернисаж». [Электронный ре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сурс]. http://irkmuseum.ru/archives/1364 (дата обращения 15.11.2020).

13 Выставка работ Михаила Воронько «Мастер». [Электронный ресурс]. URL: https://gallerix.ru/pr/vystavka-rabot-mixaila-voronko-master/ (дата обращения 12.11.2020.).

Михаила Даниловича Воронько, посвященная 90-летию мастера (Памяти М.Д. Воронько)14.

Автором этой статьи был написан портрет своего учителя «Заслуженный работник культуры М.Д. Воронько», работа подарена Иркутскому областному художественному музею имени В.П. Сукачева, а также опубликована в издании «Мастер и мастерская», посвященном 85-летию Иркутского регионального отделения «Союза художников России»15 (рис. 13).

Говоря о таком выдающемся педагоге, как Михаил Данилович Воронько, нельзя не упомянуть о его методике преподавания, об основных принципах педагогической системы и их особенностях.

Одной из основных педагогических задач является правильная оценка склонности и особенности дарования ученика, возможности наиболее полно им выразиться и развиться.

В основе педагогической системы Воронько лежит глубокое убеждение, что задачей педагога-художника является воспитание художника.

Определяя своей задачей - воспитание в ученике художника, М.Д. Воронько, безусловно, не утверждает, что художником может быть любой. «Сверх ремесла в искусстве необходимо еще нечто, секрет чего не откроет никакой профессор. Точность, очарование, а это надо иметь в себе самом», - утверждал Ренуар (Воллар, 1995. С. 167). Этим убеждениям придерживается и Воронько. Михаил Данилович утверждает, что обучение ремеслу еще не создает художника, а зачастую может сломать неокрепшую творческую индивидуальность. Он убежден, что учебную цель необходимо подчинять творческой задаче. «Возродить угасающую живописную традицию, вырастить подлинных колористов, выявить самобытность - так понимает свою задачу педагога Михаил Данилович Воронько», - утверждает Т. Драница (Драница Т.Г. Михаил

14 Памяти М.Д. Воронько. [Электронный ресурс]. URL: https://www.istu.edu/news/26338/ (дата обращения 12.11.2020).

15 Мастер и мастерская. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.calameo.com/books/00505332296bec0eb032a (дата обращения 15.11.2020).

Рис. 13. Портрет заслуженного работника культуры М.Д. Воронько (автор: Малкина Л.Н., 2003 г.) Fig. 13. Portrait of the Honored Worker of Culture M.D. Voron'ko (author: Malkina L.N., 2003)

Данилович Воронько и его ученики // Советская молодежь. Иркутск. 1988. № 94. С. 3).

Будучи практикующим художником-живописцем, педагог Михаил Данилович Воронько учит своих учеников мыслить, как художник, быть достойным живописи. Он говорит о живописи так вдохновенно и с таким уважением, что учащегося переполняет желание создать произведение самое красивое, как можно только представить. В своей педагогической деятельности он увлекается и умеет увлекать. О гармонии колорита, о магии цвета в живописи, о законах построения конструктивной формы он рассказывает интересно и завораживающе.

Для того чтобы быть музыкантом, нужно обладать не только обычным физическим слухом, необходимо иметь кроме того, особый музыкальный слух, для того чтобы быть художником, не достаточно просто видеть физически, а надо уметь видеть художественно. Вот почему, прежде чем обучать начинающего сложной теории и практике живописи, Воронько начинает с обучения именно видеть. Ведь еще Бальзак говорил, что «смотреть еще не значит видеть» (Шегаль, 1957. С. 9).

Ни одно другое искусство - ни поэзия, ни музыка, ни архитектура не претерпевает, подобно живописи, самоуверенного напора ошибочных мнений многих людей, не берущих на себя смелость судить ни об архитектуре, ни о музыке, ни о поэзии. Объясняется это тем, что чувство зрения, к которому обращается живопись, определяет связь людей с внешним миром.

Что такое художественное зрение, чем оно отличается от зрения физического и как можно научиться художественно видеть? Каждый художник обладает одновременно как физическим, так и художественным зрением. Как и всякий человек он смотрит на окружающий мир при помощи своего физического зрения, но, когда он смотрит на природу, людей, предметы, как художник, с целью запечатлеть виденное на бумаге или холсте, на помощь его физическому зрению приходит зрение художественное. В этот момент он не только смотрит, но и создает образ. Как бы ни был совершенен этот образ, он никогда не будет абсолютно совпадать с природой, не может быть тождественным с ней, а всегда будет являться вольным или невольным видоизменением, преображением ее. Некоторые черты природы, особенно взволновавшие художника, он выделяет, другие, мало его трогающие, опускает, фантазирует, и по образному замечанию К. Коровина, творит «не только глазами, но и чувствами» (Коровин, 1963. С. 437).

Воспитание умения художественно видеть -сложная педагогическая задача. Художественно-педагогические взгляды базируются на проникновенном изучении натуры, постижении ее пластической формы, ее конструктивности. Однако Воронько всегда напоминает ученикам о том, что натуру

нельзя только копировать, что для художественного произведения не довольно одного только копирования с натуры. В том и заключается смысл художественного творчества, что художник передает не какую-то внешнюю видимость, а нечто иное -ему только доступное и составляющее эмоциональную образно-цветовую интерпретацию видимого. Лишь постепенно происходит затем у зрителя процесс какого-то уравнения между образами действительности и тем миражом, который внутренним зрением видит художник.

Бессмысленное срисовывание, слепое подражание натуре Воронько отрицает. Он настойчиво добивается от учащихся выявления характерного, индивидуального, стремясь сделать процесс живописного изучения натуры глубоко творческим, активным и познавательным.

Решая проблемы воспитания художественного видения, Воронько сознает и то, что чувства, мысли и идеи по-разному воплощаются в разных видах художественного творчества. Образ художественного произведения должен возникнуть, по мнению Воронько, сразу же в форме пластического представления. Художественный образ проявляется в мозгу художника в пластической определенности формы.

Воронько, безусловно, близка мысль Крамского о том, что живопись только тогда становится живописью, когда «та сторона жизни, какую показывает художник никакими другими средствами, кроме живописи и не могла быть передана с большей убежденностью!» (Ковалевская, 1988. С. 37).

На протяжении веков велся спор о приоритете формы или цвета, рисунка или колорита в живописи. Художники Возрождения были единодушны в своей оценке рисунка, как первоосновы изобразительного искусства, хотя в самой их среде противостояли друг другу: линейная школа флорентийцев и живописно-колористическая школа венецианцев. Познавая неразрывную связь рисунка и живописи, Тинторетто говорил: «Я напишу над входом моей мастерской «Школа рисунка», а буду туда впускать только живописцев» (Шегаль, 1957. С. 9).

Особенностью педагогического метода Во-ронько является неразрывная связь рисунка и жи-

вописи. Для живописи нужен соответствующий рисунок. Можно, казалось бы, хорошо рисовать, но это рисование может быть в непримиримом противоречии с живописью. Воронько дает возможность раскрываться способностям и рисовальщика, и живописца, определить в начале пути, что же заложено в начинающем - живописец или нет -трудно. Для методики преподавания живописи Воронько характерен индивидуальный подход к ученику, что позволяет смотреть на натуру не с точки зрения изображения ее выученным техническим приемам, а с точки зрения индивидуального чувства, сохранения индивидуальности в цветоощущении и выражении формы.

Все художники работают по тем или иным законам и принципам. Эти законы и принципы разные. Одни основаны на цвете, живописи, а другие - на форме и рисунке.

Система Воронько, частично жертвуя общим тоном, наполняет работу звучным цветом, контрастами теплого и холодного. Теплохолодность обогащенного сложно-сочиненного цвета, считает Воронько, основа живописи, его метод идет не только и не столько от восприятия пространства, а от восприятия конструктивной формы, живописно окрашенной и находящейся в пространстве. Метод восприятия цвета у Воронько позволяет работать не только глазами, но и чувствами. Воронько призывает писать не «с натуры» а «по поводу натуры».

Особенность методики преподавания Воронько, его эстетическое кредо обращается к мировому художественному наследию и исходит из мысли, высказанной Эженом Делакруа: «Живопись не что иное, как мост, переброшенный от души художника к душе зрителя. Холодная точность не есть искусство. Блистательный вымысел, обладающий

Рис. 14. Юбилей кафедры монументально-декоративной живописи, 2010 г. Fig. 14. Anniversary of the Department of Monumental and Decorative Painting, 2010

выразительностью и обаянием, - вот в чем искусство» (Делакруа, 1961. С. 280).

М.Д. Воронько внес огромный вклад в Российскую культуру, являясь ярким представителем Иркутской художественной школы, примером, эталоном для всех своих учеников и коллег. Художник для него всегда является представителем той части общества, которая более способна воспринимать эстетические и духовные ценности и через свое творчество влиять на другую часть общества, поднимая его на ступеньку выше. Это и есть задача художника. Михаил Данилович был очень современен, он учил каждого из своих учеников чувствовать и мыслить как художник. Своим ученикам он постоянно напоминал: «Живопись - это музыка в цвете».

«Природа содержит в цвете и в формах элементы всех картин, подобно тому, как клавиатура содержит звуки всякой музыки, но художник рожден для того, чтобы выбрать и сгруппировать эти элементы, как музыкант выбирает свои звуки и образует аккорды, пока не добудет из хаоса великолепную гармонию» (Уистлер, 1970. С. 188).

«Зеркальное отображение действительности никогда не было и не будет искусством» - утверждает Воронько. Ему безусловно близка формули-

Библиографический список

Воллар А. Ренуар. М.: Республика, 1995. 255 с.

Делакруа Э. Дневник Делакруа. В 2 т. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1961. Т. 1. 454 с. ; Т. 2. 441 с.

Коровин К. Письма. Документы. Воспоминания. М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1963. 526 с.

Коровин К. Константин Коровин вспоминает. М.: Изобразительное искусство, 1990. 607 с.

Ковалевская Т.М. Крамской об искусстве. М.: Изобразительное искусство, 1988. 176 с.

Малкина Л.Н. Художественная жизнь Иркутска 1932-2000 гг.: монография / Л.Н. Малкина. Иркутск: Изд-во ИрНИТУ, 2015. 235 с.

Уистлер Дж.М. Изящное искусство создавать себе врагов. М.: Искусство, 1970. 287 с.

Шадрина А.С. История Кузнецка ХVII - начала ХХ в. Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 1998. 36 с.

ровка К. Коровина: «Реализм в живописи имеет нескончаемые глубины, но пусть не думают, что протокол есть художественное произведение» (Коровин, 1990. С. 80). Воронько убежден, что живопись сама в себе и есть искусство.

Не нужно стоять на месте, на одном уровне творческого мастерства, - считал художник, - нужно быть всегда в поиске. А любой поиск дороже результата, потому что в поиске художник мучается, ищет, а когда все уже состоялось, он как бы в холодную воду опущен, и для него уже как бы все кончилось, пока не начнется что-то новое, потому что сам процесс важнее, чем результат. Результат может не получиться, а поиск - это ценное качество в любом виде искусства. Художник, если он Художник, должен в первую очередь быть сам восхищен, чем-то удивлен. И если это с ним произошло и что-то его привело в восторг, а красивое можно видеть во всем и всюду вокруг себя, то это невольно передается зрителю. Поэтому всегда можно по работе определить, чем дышал и в каком состоянии художник находился. Трудно не согласиться с Михаилом Даниловичем, сказавшим однажды: «Мастерство художнику нужно для того, чтобы полнее выразить свои чувства и мысли». Об этом помнят его ученики (рис. 14).

References

Vollar A.(1995) Renoir. Moscow: Respublika. 255 p. (In

Russ.)

Delakrua E. (1961) Delacrya diary. In 2 Vol. Moscow: Izdatel'stvo Akademii Khudozhestv SSSR. Vol. 1. 454 p.; Vol. 2. 441 p. (In Russ.)

Korovin K. (1963) Letters. Documents. Memories. Moscow: Izdatel'stvo Akademii Khudozhestv SSSR. 526 p. (In Russ.)

Korovin K. (1990) Konstantin Korovin recalls. Moscow: Izobrazitel'noe iskusstvo. 607 p. (In Russ.)

Kovalevskaya T.M. (1988) Kramskoy about art. Moscow: Izobrazitel'noe iskusstvo. 176 p. (In Russ.)

Malkina L.N. (2015) The artistic life of Irkutsk 19322000. Monograph. Irkutsk: Irkutsk National Research Technical University. 235 p. (In Russ.)

Uistler Dzh.M. (1970) The fine art of making enemies for yourself. Moscow: Iskusstvo. 287 p. (In Russ.)

Shadrina A.S. (1998) History of Kuznetsk of the 17th -20th century. Novokuznetsk: Kuznetsk fortress. 36 p. (In Russ.)

Шегаль Г.М. Колорит в живописи. М.: Искусство, 1957. 72 с.

Сведения об авторе Малкина Лариса Николаевна,

кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры монументально-декоративной живописи и дизайна им. В.Г. Смагина,

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, Россия, e-mail: larisamalkina1@yandex.ru

Заявленный вклад авторов

Л.Н. Малкина выполнила исследовательскую работу, на основании полученных результатов провела обобщение и подготовила рукопись к печати.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Информация о статье

Поступила в редакцию 1 октября 2020 г. Поступила после рецензирования и доработки 30 ноября 2020 г.

Принята к публикации 7 декабря 2020 г.

Shegal' G.M. (1957) Coloring in painting. Moscow: Iskusstvo. 72 p. (In Russ.)

Information about the author Larisa N. Malkina,

Cand. Sci. (Cultural studies), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Monumental and Decorative Painting and Design named after V.G. Smagin, Irkutsk National Research Technical University, 83, Lermontov street, Irkutsk 6664074, Russia, ^ e-mail: larisamalkina1@yandex.ru

Contribution of the authors

L.N. Malkina carried out a research work, based on the obtained results made the generalization and prepared the manuscript for publication.

Conflict of interest

The author declares no conflict of interest.

The author has read and approved the final manuscript.

Article info

Received October 1, 2020. Received November 30, 2020. Accepted December 7, 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.