Научная статья на тему '"Содружество". Роспись в интерьере Дворца спорта "Труд" г. Иркутска'

"Содружество". Роспись в интерьере Дворца спорта "Труд" г. Иркутска Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
126
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕННАЯ РОСПИСЬ / "СОДРУЖЕСТВО" / ФРЕСКА / ВИТАЛИЙ ГЕОРГИЕВИЧ СМАГИН / МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ / ДВОРЕЦ СПОРТА "ТРУД" ГОРОДА ИРКУТСКА / КАФЕДРА МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ ИРНИТУ / MURAL / "SODRUZHESTVO" / FRESCO / VITALY GEORGIEVICH SMAGIN / MONUMENTAL AND DECORATIVE PAINTING / "TRUD" SPORTS PALACE IN IRKUTSK / DEPARTMENT OF MONUMENTAL AND DECORATIVE PAINTING INRTU

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сергейчук Елена Владимировна, Довнич Наталья Анатольевна, Тумед Хишигбат Оидов

Цель работы заключается в изучении, систематизации и анализе опыта по восстановлению уникальной стенной росписи «Содружество», выполненной в 1975 г. в интерьере Дворца спорта «Труд» г. Иркутска. Автором и исполнителем росписи является народный художник России, профессор Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ) В.Г. Смагин. Перед началом восстановления стенной росписи была произведена оценка состояния, сохранности произведения. Площадь потери красочного слоя (механические повреждения) составила около тридцати процентов. Была проведена очистка красочного слоя от загрязнений и пыли, заштукатурены, отшлифованы и пропитаны места глубоких выбоин и царапин. Важным этапом работы явилось составление палитры основных колеров. Реставрация красочного слоя производилась акрилатными красками финской фирмы «Тikkurila» эти краски являются современным аналогом темперы ПВА, материала, которым изначально была выполнена авторская роспись. Выполнено последовательное восстановление стенной росписи с учетом всех технологических особенностей. В статье дана оценка значимости, проанализированы особенности памятника монументально-декоративной живописи стенной росписи «Содружество». Приведена историческая справка о возведении Дворца спорта «Труд» и создании росписи в ансамбле с архитектурным объектом. Произведен структурный (формальный) анализ интерьера вестибюля Дворца спорта «Труд». Выявлены композиционные, функциональные, взаимосвязи архитектурного объекта и монументально-декоративного произведения «Содружество». Отмечены положительные результаты опыта по восстановлению росписи «Содружество». Результаты исследований и практической работы могут быть полезны художникам, реставраторам, искусствоведам, студентам художественных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Сергейчук Елена Владимировна, Довнич Наталья Анатольевна, Тумед Хишигбат Оидов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Restoration of the mural painting Sodruzhestvo in the interior of the Trud sports palace in Irkutsk

The purpose of the work is to study, systematise and analyse the experience in restoring the unique Sodruzhestvo ("Commonwealth") mural, created in 1975 in the interior of the Trud ["Labour"] sports palace in Irkutsk. The author and realiser of the painting is V.G. Smagin, People's Artist of Russia, Professor of the Irkutsk National Research Technical University (INRTU). Prior to commencement of the restoration process, an assessment was made of the state of preservation of the work. The area of loss of the paint layer (mechanical damage) was about thirty percent. Next, the paint layer was cleaned of dirt and dust, plastered and sanded. Areas with deep indentations and scratches were impregnated. An important stage of the work was the compilation of a palette of basic colours. Restoration of the paint layer was carried out with acrylic paints produced by the Finnish company Tikkurila. These paints are a modern analogue of PVA tempera, the medium in which the painting was originally produced. A consistent restoration of the wall painting was completed taking all technical characteristics into account. As well as analysing its salient features, the article assesses the significance of the monumental and decorative mural painting Sodruzhestvo . A historical reference is provided concerning the construction of the Trud sports palace and the creation of murals in an ensemble with an architectural object. A structural (formal) analysis of the interior of the lobby of the Trud sports palace is presented. The compositional and functional interconnections of the architectural object and the monumental and decorative work Sodruzhestvo are revealed. Positive results of the experience in restoring the Commonwealth mural are noted. The results of the research and practical work can be useful for artists, restorers, art historians and students of art specialties.

Текст научной работы на тему «"Содружество". Роспись в интерьере Дворца спорта "Труд" г. Иркутска»

Оригинальная статья / Original article УДК 7.025.4

DOI: https://d0i.0rg/l 0.21285/2227-2917-2019-3-644-655

«Содружество». Роспись в интерьере Дворца спорта «Труд» г. Иркутска

© Е.В. Сергейчука, Н.А. Довнича, Хишигбат Оидов Тумедь

аИркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия ьУниверситет Внутренней Монголии, Синьчэн (Хух-Хото), Китай

Резюме: Цель работы заключается в изучении, систематизации и анализе опыта по восстановлению уникальной стенной росписи «Содружество», выполненной в 1975 г. в интерьере Дворца спорта «Труд» г. Иркутска. Автором и исполнителем росписи является народный художник России, профессор Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ) В.Г. Смагин. Перед началом восстановления стенной росписи была произведена оценка состояния, сохранности произведения. Площадь потери красочного слоя (механические повреждения) составила около тридцати процентов. Была проведена очистка красочного слоя от загрязнений и пыли, заштукатурены, отшлифованы и пропитаны места глубоких выбоин и царапин. Важным этапом работы явилось составление палитры основных колеров. Реставрация красочного слоя производилась акрилатными красками финской фирмы «Tikkurila» - эти краски являются современным аналогом темперы ПВА, материала, которым изначально была выполнена авторская роспись. Выполнено последовательное восстановление стенной росписи с учетом всех технологических особенностей. В статье дана оценка значимости, проанализированы особенности памятника монументально-декоративной живописи -стенной росписи «Содружество». Приведена историческая справка о возведении Дворца спорта «Труд» и создании росписи в ансамбле с архитектурным объектом. Произведен структурный (формальный) анализ интерьера вестибюля Дворца спорта «Труд». Выявлены композиционные, функциональные, взаимосвязи архитектурного объекта и монументально-декоративного произведения «Содружество». Отмечены положительные результаты опыта по восстановлению росписи «Содружество». Результаты исследований и практической работы могут быть полезны художникам, реставраторам, искусствоведам, студентам художественных специальностей.

Ключевые слова: стенная роспись, «Содружество», фреска, Виталий Георгиевич Смагин, монументально-декоративная живопись, Дворец спорта «Труд» города Иркутска, кафедра монументально-декоративной живописи ИРНИТУ

Информация о статье: Дата поступления 29 мая 2019 г.; дата принятия к печати 11 июля 2019 г.; дата онлайн-размещения 30 сентября 2019 г.

Для цитирования: Сергейчук Е.В., Довнич Н.А., Хишигбат Оидов Тумед. «Содружество». Роспись в интерьере Дворца спорта «Труд» г. Иркутска. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2019;9(3):644-655. DOI: 10.21285/2227-2917-2019-3-644-655.

Restoration of the mural painting Sodruzhestvo in the interior of the Trud sports palace in Irkutsk

Elena V. Sergeichuk, Natalya А. Dovnich, Khishigbat Oidov Tumed

Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia Inner Mongolia Normal University, Sinchen (Huh-Hoto), China

Abstract: The purpose of the work is to study, systematise and analyse the experience in restoring the unique Sodruzhestvo ("Commonwealth") mural, created in 1975 in the interior of the Trud ["Labour"] sports palace in Irkutsk. The author and realiser of the painting is V.G. Smagin, People's Artist of Russia, Professor of the Irkutsk National Research Technical University (INRTU). Prior to commencement of the restoration process, an assessment was made of the state of preservation of the work. The area of loss of the paint layer (mechanical damage) was about thirty percent. Next, the paint layer was cleaned of dirt and dust, plastered and sanded. Areas with deep indentations and scratches were impregnated. An important stage of the work was the compilation of a palette of basic colours. Restoration of the paint layer was carried out with acrylic paints produced by the Finnish company Tikkurila. These paints are a modern analogue of PVA tempera, the medium in which the painting was originally produced. A consistent restoration of the wall painting was completed taking all technical characteristics into account. As well as analysing its salient features, the

Том 9 № 3 2019

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 644-655 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 3 2019 _pp. 644-655

ISSN 2227-2917

article assesses the significance of the monumental and decorative mural painting Sodruzhestvo. A historical reference is provided concerning the construction of the Trud sports palace and the creation of murals in an ensemble with an architectural object. A structural (formal) analysis of the interior of the lobby of the Trud sports palace is presented. The compositional and functional interconnections of the architectural object and the monumental and decorative work Sodruzhestvo are revealed. Positive results of the experience in restoring the Commonwealth mural are noted. The results of the research and practical work can be useful for artists, restorers, art historians and students of art specialties.

Keywords: mural, "Sodruzhestvo", fresco, Vitaly Georgievich Smagin, monumental and decorative painting, "Trud" sports palace in Irkutsk, Department of monumental and decorative painting INRTU

Information about the article: Received May 29, 2019; accepted for publication July 11, 2019; available online September 30, 2019.

For citation: Sergeichuk E.V., Dovnich N.A., Khishigbat Oidov Tumed. Restoration of the mural painting Sodruzhestvo in the interior of the Trud sports palace in Irkutsk. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitelstvo. Nedvizhimost = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2019;9(3):644-655. (In Russ.) DOI: 10.21285/2227-2917-2019-3-644-655.

Введение

Стенная роспись - одна из самых распространенных техник монументально-декоративной живописи. Роспись - это особая технология, способ нанесения различных красок на специально подготовленную поверхность (стену, перекрытие и т.д.).

Фреска - это разновидность росписи. Фреска (от итальянского «fresco» - свежий) -живопись по сырой (свежей) штукатурке, разведенными на чистой или известковой воде красками. Фреска - техника стенных росписей, позволяющая создавать произведения монументально-декоративной живописи. В Италии фреской называют все росписи в любой технике, выполненные в архитектуре. Потому понадобилось два уточнения: «bouone fresco» -«истинная фреска» и «fresco a secco» - так называемая фреска по-сухому, которая по существу является просто работой известковыми красками по отвердевшей, но смоченной перед работой штукатурке1.

Таким образом, фреской часто называют росписи красками, выполненные на архитектурных поверхностях [1-3].

Как известно, монументально-декоративная живопись - это род изобразительного искусства, неразрывно связанный с архитектурой как конструктивно, так и образно. Произведения монументально-декоративной живописи (фрески, мозаики, витражи) проектируются специально для конкретной архитектурной среды, учитывают ее особенности, назначение, пластику. Они отличаются значительностью идейного содержания, обобщенностью форм, крупным масштабом [4].

В г. Иркутске сохранилось не много произведений монументально-декоративной

живописи советского периода, особенной редкостью является роспись. Такое уникальное произведение - стенная роспись «Содружество» - было создано народным художником России, членом-корреспондентом Российской академии художеств В.Г. Смагиным в 1975 г. в интерьере вестибюля иркутского Дворца спорта «Труд».

Виталий Георгиевич Смагин

(1937-2015) - художник монументально-декоративной живописи, живописец, профессор ИРНИТУ, выпускник Иркутского художественного училища (1965), затем Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной (1971) (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица), внес наиболее существенный вклад в развитие монументально-декоративного искусства в г. Иркутске, долгие годы занимал должность главного художника города. Смагин явился одним из основателей высшего художественного образования в г. Иркутске, основателем кафедры монументально-декоративной живописи ИрГТУ, ныне кафедра монументально-декоративной живописи и дизайна носит его имя. «Роль художника в культуре и обществе сводится к тому, что художник сам должен быть, в первую очередь, человеком, гражданином, а потом художником», - говорил заслуженный работник культуры, педагог и учитель В.Г. Смагина, доцент ИрГТУ М.Д. Воронько [5, 6].

Одними из значительных монументальных произведений Смагина 1970-х гг. являются: проект мемориала «Вечный огонь» в память об иркутянах, погибших в годы Великой Отечественной войне и многофигурная роспись «Содружество» в интерьере Дворца спор-

1Сергейчук Е.В. Композиция монументально-декоративной живописи : учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИРНИТУ, 2016. С. 42-43.

Том 9 № 3 2019 ISSN 2227-2917

та «Труд» (1975-1976). Роспись создает настроение праздничности, она органично вошла в интерьер и стала его основной эмоциональной доминантой [7].

В 1962 г. председателем Иркутского городского исполнительного комитета был избран Н.Ф. Салацкий. Это назначение оказалось для города удачным. Н.Ф. Салацкий стал организатором благоустройства и озеленения города, за 18 лет его работы в Иркутске было построено значительное количество новых школ, детских садов, несколько бытовых учреждений, а в 1975 г. открыт мемориал «Вечной Огонь», закончено строительство Дворца спорта «Труд» [8], автором которого является заслуженный архитектор России, иркутянин В.П. Шматков. Здание «Труда» органично дополнило сооружения стадиона 1950-х гг. (архитекторы Б.М. Кербель и Н.А. Румянцева).

«Роспись изначально была задумана в интерьере Дворца спорта «Труд» архитектором, и писалась параллельно со строительством здания. Поэтому ее важность в архитектурном и историческом смысле сложно переоценить. Данная фреска - это не рядовая работа. Чтобы приступить к росписи, необходимо было согласовать работу с высшим руководством. Будущее произведение «Содружество» утвердила комиссия Союза монументалистов РСФСР, председателем которой являлся Заслуженный художник, лауреат Государственной премии СССР Борис Тальберг», -вспоминал Виталий Георгиевич [9].

Тема фрески отражает дух, характер и реалии того времени, и является отличным примером искусства советской эпохи. Автор изобразил то, что олицетворяет успех советского народа, - поступательное движение вперед, содружество людей в спорте, культуре, освоении космоса, науке и т.д.

Работая в архитектуре, Смагин ставит перед собой сложные пространственные и пластические задачи. Его произведения в интерьере выполняют свою основную функцию эстетической организации внутренней среды здания. Так, роспись во Дворце спорта «Труд» помогает раскрыть главную идею спортивного комплекса: формировать человека гармонического, сильного, создает настроение праздничности.

Методы

Перед началом восстановления была произведена оценка состояния и сохранности произведения. Роспись находилась в удовлетворительном состоянии, площадь потери красочного слоя (механические повреждения) составила около 30% (рис. 1). К счастью, потери не затронули значимые и наиболее сложные участки композиции (лица, руки, фигуры главных персонажей), а пришлись на нижнюю часть композиции (фоны, конечности фигур и детали).

В первую очередь была проведена очистка красочного слоя от загрязнений и пыли, заштукатурены, отшлифованы и пропитаны места глубоких выбоин и царапин (рис. 2 и 3).

Рис. 1. Состояние росписи до восстановления Fig. 1. Condition of painting before the restoration

ISSN 2227-2917 Том 9 № 3 2019 646 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 644-666 646 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 3 2019 _(online)_pp. 644-666

Рис. 2. Процесс восстановления Fig. 2. Recovery process

Рис. 3. Шлифовка фрагментов Fig. 3. Grinding of fragments

Важным этапом работы явилось составление палитры основных колеров росписи. Авторская роспись была выполнена поливи-нилацетатной (ПВА) темперой. Реставрация красочного слоя производилась акрилатными красками финской фирмы «ШкигПа», эти краски являются современным аналогом темперы ПВА. Акрилатовые краски - водно-дисперсные краски на основе полиакрилатов (преимущественно полимеров метил-, этил- и бутил акри-латов), а также их сополимеров в качестве

пленкообразователей. Акрилатные краски -сравнительно молодой класс лакокрасочных материалов. С химической точки зрения акри-латы - сложные эфиры акриловой кислоты или ее производных, которые представляют собой прозрачную жидкость и легко полимеризуются. Один из представителей семейства полиакри-латов известен каждому: это плексиглас, или оргстекло. А акрилатные краски и лаки представляют собой водную дисперсию полиакри-

Том 9 № 3 2019

с. 644-666 Vol. 9 No. 3 2019 pp. 644-666

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate

ISSN 2227-2917

(print) ISSN 2600-164X (online)

латов, при высыхании образующих прочную паропроницаемую пленку [10].

Достоинства акрилатных красок:

- не токсичность и пожаробезопас-

ность;

- могут применяться на разных типах поверхностей: бетон, кирпич (в т.ч. силикатный), дерево, ДВП и ДСП, асбоцемент, гипсо-картон, штукатурка;

- обладают отличной адгезией с разными типами материалов, не отслаиваются;

- дают насыщенный цвет, не выцветающий со временем;

- устойчивы к высоким и низким температурам, а также к высокой влажности;

- акрилатная пленка эластична, поэтому не растрескивается даже на наружных деревянных поверхностях, меняющих свою геометрию в зависимости от погодных условий;

- покрытие устойчиво к истиранию и выдерживает мытье с применением бытовых моющих средств [10].

«Гармония», стойкая к очистке интерь-ерная краска создает мягкую бархатистую поверхность, устойчива к воздействию солнечного освещения, имеет высокие светостойкие характеристики, не выцветает с течением времени. Так же данная краска обладает высокой укрывистостью - способностью перекрывать собой более ранние слои краски, а так же имеет широкую палитру цветов. Согласно техническим характеристикам упомянутая интерь-ерная краска, выдерживает чистящие химикаты и слабые растворители, например, уайт-спирит. Данная краска явилась современным, экологичным и инновационным решением для успешного проведения реставрационных работ.

Результаты и их обсуждение

Композиция состоит из трех частей: «Спорт - проводник мира», «Движение вперед» и «Содружество в мировом космосе» (рис. 4 и 5). Такое композиционное решение не случайно, оно обусловлено структурой интерьера, задуманного архитектором. На плане вестибюля видно (рис. 6), что четыре ряда колонн визуально «делят» рабочую плоскость на три части. При панорамном обзоре интерьера колонны с разных точек зрения скрывают определенные части рабочей плоскости, создают, так называемые, «слепые» зоны восприятия. Это было необходимо учитывать при создании композиции, не размещать фигуры главных персонажей или значимые детали в «слепых» зонах стены. Свободно справившись с проблемами «неудобства» архитектурного сооружения Смагин размещает изображение так,

что оно обозревается в целом с разных точек зрения. Роспись несет большой эмоциональный заряд, органично входит в интерьер и становится его основной эмоциональной доминантой [11].

Данный интерьер по типу и характеристикам сложившихся интерьерных пространств входит в вестибюльную группу:

- имеет распределительную и коммуникативную функции,

- условие временного восприятия среды ограниченное,

- планировочная организация сквозная,

- динамика эмоциональной напряженности зрителя максимальная при первом впечатлении,

- масштабная соразмерность крупная,

- возможная наполняемость 100 и более человек,

- зрительное восприятие рабочей плоскости, в основном, фронтальное,

- характер эмоционального воздействия динамичный.

Пространство вестибюля рассчитано на передвижение больших потоков людей, насыщенно большим количеством крупномасштабных архитектурных элементов (колонны, лестничные марши), значительно по величине и протяженности, поэтому характеризуется крупным масштабом. С позиции входящего в здание, вестибюльное пространство значительно развито в горизонтальном направлении. Относительно вертикальной оси симметрии - пространство развивается равноценно симметрично, что соответственно диктует фронтальный характер восприятия среды2. Таким образом, композиция в данном пространстве является для зрителя «манящим» ориентиром, направляет посетителей от главного входа внутрь пространства.

Роспись имеет высоту 5 м и ширину 24 м. Схема композиции ясно говорит о взаимосвязях произведения и архитектурного объекта. Помимо трехчастной структуры, с явным выделением центральной группы, в композиционной структуре выявлены множественные диагональные ритмические направления (рис. 7), отзываясь на многочисленные лестничные марши по обеим сторонам стены. Так называемое «кулисное» композиционное решение росписи (рис. 8) подчеркивает главенство центральной части интерьера. Дисиммет-рия композиционной схемы, равновесие композиционных масс правой и левой части росписи органично дополняют зеркальную симметрию архитектурной композиции вестибюля.

2Змановских Э.В. Основы теории и методологии художественного проектирования. Монументально-декоративная живопись в интерьерах общественных зданий: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2011. С. 39.

ISSN 2227-2917 Том 9 № 3 2019 648 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 644-666 648 ISSN 2600-164X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 3 2019 _(online)_pp. 644-666_

Рис. 4. Роспись «Содружество» после восстановления Fig. 4. The list "Sodruzhestvo" after the restoration

Рис. 5. Панорама интерьера с росписью «Содружество» Fig. 5. Panorama of the interior with painting "Sodruzhestvo"

t* ■

-fa—

-e-

Рис. 6. План вестибюля Дворца спорта «Труд» Fig. 6. Plan of the lobby of the Palace of sports "Trud"

Том 9 № 3 2019

с. 644-666 Vol. 9 No. 3 2019 pp. 644-666

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate

ISSN 2227-2917

(print) ISSN 2500-154X (online)

Рис. 8. Схема композиции. «Кулисная» композиция Fig. 8. The scheme of the composition. "Kulisnaia" composition

В постсоветский период вестибюль Дворца спорта был расчленен перегородками и сдавался в аренду под множество магазинов, лавочек, здесь проводились торговые ярмарки. Совершенно ясно, что сохранению произведения искусства эти обстоятельства не способствовали, никто этим специально и не занимался. «С начала 1990-х каждый год для росписи идет за 10. Уже сейчас все, что на уровне человеческого роста - просто изуродовано. И, если с реставрацией повременить еще несколько лет, то восстанавливать просто будет нечего», - сетовал еще в 2007 г. Виталий Георгиевич [11]. К счастью, реставрация была выполнена.

Хочется отметить, что роспись «Содружество», спустя десятилетия, в местах от-

сутствия механических повреждений, имело превосходную сохранность: отсутствие выцветания, покороблений, шелушения красочного слоя. О художественной ценности данного памятника монументально-декоративной живописи советского периода не приходится говорить. О великолепном колорите, композиционных находках, прекрасном рисунке, уникальной технике письма художника В.Г. Смагина не раз упоминалось в искусствоведческой литературе.

Студенты кафедры монументально-декоративной живописи на протяжении 25 лет имели возможность непосредственно изучать принципы композиции и технологию стенописи на примере уникальной росписи Смагина. Ежегодно в стенах Дворца спорта «Труд» летнюю практику «Копия произведения на объекте»

ISSN 2227-2917

(print) ISSN 2600-164X _(online)_

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate

Том 9 № 3 2019

с. 644-666 Vol. 9 No. 3 2019 pp. 644-666

проходят студенты третьего курса кафедры монументально-декоративной живописи и дизайна ИРНИТУ.

Весьма символично, что в 2015 г. спустя 40 лет после создания, незадолго до ухода из жизни мастера, роспись была восстановлена силами учеников В.Г. Смагина, преподавателями кафедры монументально-декоративной живописи ИРНИТУ, при содействии руководства спорткомплекса. Восстановлением росписи занимались шесть преподавателей кафедры, члены Иркутского регионального отделения Союза художников России: С. Аносова, Д. Дорохин, М. Быкова, А. Ижганайтене, Е. Сергейчук и Г. Свердлов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе Свидетельства3 краски «ШкигПа» соответствуют единым санитарно-эпидемиологическим и санитарно-

гигиеническим требованиям к товарам подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) от 28.05. 2010 г. № 299 [12].

Выводы

Насколько мы знаем, упомянутые материалы прекрасно проявили себя на практике. Они неоднократно были использованы в процессе создания целого ряда произведений монументально-декоративной живописи, на протяжении 15 лет, в интерьерах ИРНИТУ, в дипломных работах студентов кафедры монументально-декоративной живописи.

Резюмируя и намечая направления будущих исследований по этой тематике, хочется подчеркнуть: реставрация монументальной живописи - сложный технологический процесс, в котором помимо собственно художников-реставраторов обычно участвуют архитекторы, конструкторы, строители и другие специалисты самых разных специальностей, занимающихся обеспечением сохранности живописи [13, 15].

Не претендуя на профессиональный подход к реставрационным работам, мы скорее занимались восстановлением произведения монументальной живописи, имея определенный практический опыт работы в данной области. Непосредственно в процессе восстановления письма мы имели прекрасную возможность углубить наши знания и практический опыт по работе над фреской, изучить уникальную технику, последовательность, способы письма, авторский колорит мастера. Было произведено восстановление, как крупных площадей красочного слоя, так и мельчайших деталей (рис. 9-11).

Работа явилась для нас счастливой возможностью прикоснуться к фреске учителя и вернуть городу одно из немногих в Иркутске и стране произведений монументально-декоративной живописи советской эпохи.

Рис. 9. Процесс восстановления деталей росписи Fig. 9. The process of restoring the details of the painting

Свидетельство о государственной регистрации» № KZ.16.01.96.015.E.011955.06.11 от 03.06.2011 г.

Том 9 № 3 2019 ISSN 2227-2917

Рис. 10. Восстановление верхней части росписи с портретными изображениями Fig. 10. Restoration of the upper part of the painting with portrait images

Рис. 11. Процесс восстановления крупных площадей красочного слоя Fig. 11. The process of restoration of large areas of the paint layer

Вероятно, результаты наших исследований и практической работы могут быть полезны художникам и реставраторам, искусствоведам, студентам художественных специальностей.

Надеемся, наш опыт послужит положительным примером подхода к восстановлению произведений стенописи. Надеемся, что руко-

водители службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области обратят внимание на уникальную, пожалуй, единственную сохранившуюся в Иркутске монументальную роспись 70-х гг. XX в. Необходимо как можно скорее поставить вопрос о включении произведения в перечень объектов культурного наследия федерального значения.

ISSN 2227-2917 Том 9 № 3 2019 6со (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 644-666 662 ISSN 2600-164X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 3 2019 _(online)_pp. 644-666

Рис. 12. Фотофиксация (март 2019 г.). Нынешнее состояние интерьера Дворца спорта «Труд»

Fig. 12. Photographic images (March 2019). The current state of the interior of the Palace of sports "Trud»

На данный момент, как видно на рис. 12, в интерьере вестибюля Дворца спорта «Труд» время от времени проходят ярмарки-продажи различных товаров, понятно, что панорама росписи нарушена. Хочется верить, что роспись «Содружество» не постигнет участь многих произведений монументально-декоративной живописи уничтоженных в нашей

стране за последнее время, вследствие попустительства властей и невежества новых арендаторов.

В статье использованы фотоматериалы доцентов кафедры монументально-декоративной живописи и дизайна им. В.Г. Смагина ИРНИТУ Е.В. Сергейчук и Д.В. Дорохина.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ceccarelli M., Blanco-Moreno F., Carbone G., Roig P., Cigola M., Regidor J. A Robotic Solution for the Restoration of Fresco Paintings // International Journal of Advanced Robotic Systems. 2015. Vol. 12. N 11. P. 160.

DOI: 10.5772/61757.

2. Colalucci G. Michelangelo Buonarroti: Restoration of the Frescoes on the Vaulted Ceiling and the Last Judgment in the Sistine Chapel // Conservation Science in Cultural Heritage. 2017. Vol. 16. N 1. P. 89-126.

DOI: 10.6092/issn.1973-9494/7166.

3. Mazzoni M., Cecconi L. Principi e il restauro degli affreschi di Luca Signorelli nella Basilica della Santa Casa di Loreto // Il Capitale Culturale: Studies on the Value of Cultural Heritage. 2012. № 4. C. 157-176.

DOI: 10.13138/2039-2362/361.

4. Сергейчук Е.В. Особенности произведений монументально-декоративного искусства в архитектурной среде Иркутска на примере улицы Лермонтова. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2016. № 3 (18). С. 170-180.

5. Смагин, Виталий Георгиевич // Сайт «Ирки-педия ru. Энциклопедия и новости Прианга-рья» [Электронный ресурс].

URL: http://irkipedia.ru/content/smagin_vitaliy_ georgievich

6. Малкина Л.Н. Художественная жизнь Иркутска. 1932-2000 гг.: монография. Иркутск: Изд-во ИРНИТУ, 2015. 236 с.

7. Художники городу: альманах / сост.: Н.С. Сысоева, М.Г. Марцинечко, Я.Ю. Лисицина. Иркутск: ООО «Репроцентр А-1», 2011. 236 с.

Том 9 № 3 2019 ISSN 2227-2917

8. Салацкий Н.Ф. // Иркипедия ru. Энциклопедия и новости Приангарья [Электронный ресурс]. URL: http://irkipedia.ru/content/salackiy _nikol ay_fra ncevich

9. Преподаватели ИРНИТУ восстановили фреску Виталия Смагина «Содружество» в иркутском Дворце спорта «Труд» // ИРНИТУ. Новости [Электронный ресурс]. URL: http://www.istu.edu/news/18901/

10. Акрилатная краска: особенности и преимущества // Сайт «Лидер ЛКМ» [Электронный ресурс]. URL: https://liderlkm. com/informatsiya-po-tovaram/akrilatnaya-kraska-osobennosti-i-preimushhestva/

11. Скальский А. Уникальная роспись советских времен под угрозой исчезновения // Сайт Babr 24 [Электронный ресурс]. URL: http://babr24.com/?IDE=38365

12. Лакокрасочные материалы для стен // Сайт Tikkurila [Электронный ресурс]. URL: https://www.tikkurila.ru/dlya_vashego_ doma/produkty/harmony#tehnicheskaya_spetsifi katsiya

13. Комаров А. А. Технология материалов стенописи. 2-е изд. М.: Изобраз. искусство, 1994. 237 с.

14. Colalucci G. Michelangelo Buonarroti: Restoration of the Frescoes on the Vaulted Ceiling and the Last Judgment in the Sistine Chapel / Conservazione e Restauro S.n.c., Rome. // Conservation Science in Cultural Heritage. 2017. №16.1. C. 89-126. ISSN 1974-4951

DOI: 10.6092/issn.1973-9494/7166.

15. Лукьянова Т. А., Кукс Ю. М. История развития фрески. Ч. 4. Расцвет технологии фрески // Перспективы науки и образования. 2015. Вып. 1 (13). С.121-130.

REFERENCES

1. Ceccarelli M, Blanco-Moreno F, Carbone G, Roig P, Cigola M, Regidor J. A Robotic Solution for the Restoration of Fresco Paintings // International Journal of Advanced Robotic Systems. 2015. Vol. 12. N 11. P. 160.

DOI: 10.5772/61757.

2. Colalucci G. Michelangelo Buonarroti: Restoration of the Frescoes on the Vaulted Ceiling and the Last Judgment in the Sistine Chapel // Conservation Science in Cultural Heritage. 2017. Vol. 16. N 1. P. 89-126.

DOI: 10.6092/issn.1973-9494/7166.

3. Mazzoni M., Cecconi L. Principi e il restauro degli affreschi di Luca Signorelli nella Basilica della Santa Casa di Loreto // Il Capitale Culturale: Studies on the Value of Cultural Heritage. 2012. № 4. C. 157-176.

DOI: 10.13138/2039-2362/361.

4. Sergeichuk E. V. Features of works of monumental and decorative art in the architectural environment of Irkutsk on the example of Lermontov street. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitelstvo. Nedvizhimost = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2016;3(18).170-180.

5. Smagin Vitalii Georgievich. Website "Ikipedia EN. Encyclopedia and news of the Angara region. Available from: http://irkipedia.ru/content/ smagin_vitaliy_georgievich [Accessed 15th July 2019]

6. Malkina LN. The artistic life of Irkutsk. 1932-2000 years. Irkutsk: Publishing house IRNITU, 2015; 236 p.

7. The artists of the city: the anthology / sost.: NS. Sysoeva, MG Martineck, JY Lisitsina. Irkutsk: LLC "Reprocenter A-1", 2011; 236 p.

8. Salacki NF. // Ikipedia EN. Encyclopedia and news of the Angara region. Available from:

http://irkipedia.ru/content/salackiy_nikolay_france vich [Accessed 15th July 2019]

9. Teachers of the Irkutsk national research technical University restored the mural of Vitaly Smagin "Commonwealth" in Irkutsk Palace of sports "Trud" // the Irkutsk national research technical University. News Available from: http://www.istu.edu/news/18901/ [Accessed 15th July 2019]

10. Acrylic paint: features and benefits // Website "the leader of the LMB". Available from: https://liderlkm.com/informatsiya-po-tovaram/akrilatnaya-kraska-osobennosti-i-preimushhestva/ [Accessed 15th July 2019]

11. Skalsky A. Unique painting of Soviet times under the threat of extinction. Babr 24. Available at: http://babr24.com/?IDE=38365

12. Paints and varnishes for walls // Site Tikkurila [Electronic resource]. Available at: https://www.tikkurila.ru/dlya_vashego_doma/prod ukty/harmony#tehnicheskaya_spetsifikatsiya [Accessed 15th July 2019]

13. Komarov AA. Technology of wall painting materials. 2nd ed. Moscow: Izobrazitel'noye iskusstvo, 1994; 237 p.

14. Colalucci G. Michelangelo Buonarroti: Restoration of the Frescoes on the Vaulted Ceiling and the Last Judgment in the Sistine Chapel / Conservazione e Restauro S.n.c., Rome. // Conservation Science in Cultural Heritage. 2017. №16.1. C. 89-126. ISSN 1974-4951 DOI: 10.6092/issn.1973-9494/7166.

15. Luk'yanova TA, Kuks JM. History of the development of frescoes. Part 4. The flourishing technologies of murals. Prospects of science and education. 2015;1(13):121-130.]

ISSN 2227-2917 Том 9 № 3 2019 664 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 644-666 664 ISSN 2600-164X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 3 2019 _(online)_pp. 644-666

Критерии авторства

Сергейчук Е.В., Довнич Н.А., Хишигбат Оидов Тумед имеют равные авторские права. Сергейчук Е.В. несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Сведения об авторах

Сергейчук Елена Владимировна,

доцент кафедры

монументально-декоративной живописи

и дизайна им. В.Г. Смагина,

Иркутский национальный исследовательский

технический университет,

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83,

Россия,

Ие-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2522-7554

Довнич Наталья Анатольевна,

доцент кафедры

монументально-декоративной живописи

и дизайна им. В.Г. Смагина,

Иркутский национальный исследовательский

технический университет,

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83,

Россия,

e-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4225-8934

Хишигбат Оидов Тумед,

преподаватель,

директор факультета искусств,

Университет Внутренней Монголии, Китай,

e-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0630-2563

Contribution

Sergeichuk E.V., Dovnich N.A., Khishigbat Oidov Tumed have equal author's rights. Sergeichuk E.V. bears the responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.

Information about the authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Elena V. Sergeichuk,

Associate Professor of the Department of Monumental and Decorative Painting and Design named after V.G. Smagin, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk 664074, Russia, He-mail: [email protected] ORCID:https://orcid.org/0000-0003-2522-7554

Natalya A. Dovnich,

Associate Professor of the Department of Monumental and Decorative Painting and Design named after V.G. Smagin, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk 664074, Russia, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4225-8934

Khishigbat Oidov Tumed,

Lecturer, Director Academy of Fine Arts, Inner Mongolia Normal University, China, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0630-2563

Том 9 № 3 2019 ISSN 2227-2917

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.