Научная статья на тему 'Особенности начального этапа развития православной монументальной живописи Иркутской области дореволюционного периода'

Особенности начального этапа развития православной монументальной живописи Иркутской области дореволюционного периода Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
113
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ / ORTHODOX MURAL PAINTING / ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / IRKUTSK REGION / ИСКУССТВО / ART / ХРИСТИАНСТВО / CHRISTIANITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дорохин Дмитрий Владимирович

Представлены памятники православной монументальной живописи Иркутской области дореволюционного периода. Проанализированы формальные и стилистические особенности росписей, выявлены принципы синтеза архитектуры и монументальной живописи. Дана оценка значимости экстерьерных росписей в градостроительной ситуации, отмечена масштабность проводимых в то время художественных монументальных работ. Сделан вывод о стремлении православной монументальной живописи этого периода к самоидентификации на уровне иконографических программ. Выявлена роль Иркутска как центра развития монументальной живописи Иркутской области. Определена значимость дореволюционного периода как основы для дальнейшего развития монументальной живописи Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE INITIAL DEVELOPMENT STAGE OF IRKUTSK REGION ORTHODOX MURAL PAINTING IN THE PRE-REVOLUTIONARY PERIOD

The article describes the monuments of Orthodox mural painting of the Irkutsk region of the pre-revolutionary period. It analyzes formal and stylistic features of paintings, identifies the principles of architecture and monumental painting synthesis. The importance of exterior wall painting in urban environment is evaluated and the scale of artistic and monumental works carried out at the time is described. It is concluded that the Orthodox mural painting of that period strived after the self-identification at the level of iconographic programs. The paper shows Irkutsk as a development center of monumental painting of the Irkutsk region. The significance of the pre-revolutionary period as a basis for further development of monumental painting of the Irkutsk region is determined.

Текст научной работы на тему «Особенности начального этапа развития православной монументальной живописи Иркутской области дореволюционного периода»

УДК 7.067

ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРИОДА

© Д.В. Дорохин1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 8S.

Представлены памятники православной монументальной живописи Иркутской области дореволюционного периода. Проанализированы формальные и стилистические особенности росписей, выявлены принципы синтеза архитектуры и монументальной живописи. Дана оценка значимости экстерьерных росписей в градостроительной ситуации, отмечена масштабность проводимых в то время художественных монументальных работ. Сделан вывод о стремлении православной монументальной живописи этого периода к самоидентификации на уровне иконографических программ. Выявлена роль Иркутска как центра развития монументальной живописи Иркутской области. Определена значимость дореволюционного периода как основы для дальнейшего развития монументальной живописи Иркутской области.

Ключевые слова: православная монументальная живопись; Иркутская область; искусство; христианство.

FEATURES OF THE INITIAL DEVELOPMENT STAGE OF IRKUTSK REGION ORTHODOX MURAL PAINTING IN THE PRE-REVOLUTIONARY PERIOD D.V. Dorokhin

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article describes the monuments of Orthodox mural painting of the Irkutsk region of the pre-revolutionary period. It analyzes formal and stylistic features of paintings, identifies the principles of architecture and monumental painting synthesis. The importance of exterior wall painting in urban environment is evaluated and the scale of artistic and monumental works carried out at the time is described. It is concluded that the Orthodox mural painting of that period strived after the self-identification at the level of iconographic programs. The paper shows Irkutsk as a development center of monumental painting of the Irkutsk region. The significance of the pre-revolutionary period as a basis for further development of monumental painting of the Irkutsk region is determined. Keywords: Orthodox mural painting; Irkutsk region; art; Christianity.

Тема развития православной монументальной живописи Иркутской области дореволюционного времени изучена слабо. В связи с активизировавшимся в последнее время по всей стране и в частности в Иркутской области храмостроительством эта тема обрела особую актуальность.

По хронологическому принципу можно выделить два этапа в развитии православной монументальной живописи Иркутской области: первый - с начала до 40-х гг. XIX в.; второй - с 1880-х гг. до 1917 г. На сегодняшний день не обнаружено ни одного памятника монументальной живописи, созданного в сорокалетний период между первым и вторым этапами. Также нет упоминаний о росписях в храмах до начала первого этапа.

В рамках данной статьи более детально рассмотрим первый этап. К его началу Иркутск уже стал центром духовной жизни Иркутской Епархии, а также являлся административным и экономическим центром. Позитивная экономическая ситуация благоприятствовала развитию искусств, в том числе и монументальной живописи.

Сегодня известны семь церквей этого периода, которые были расписаны [1]. Это церкви, находящие-

ся в Иркутске: церковь Спаса Нерукотворного Образа, церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, церковь Владимирской иконы Божией Матери, Собор Вознесения Господня; и области: церковь Спаса Нерукотворного Образа (с. Урик), церковь Спаса Нерукотворного Образа (с. Знаменка), церковь Спаса Нерукотворного Образа (с. Илимск) [2].

Для этого этапа характерна барочная стилистика росписей, которой были свойственны использование приемов объемной моделировки формы, стремление создать пространственную глубину композиции, имитация архитектурных элементов и вписывание реальных архитектурных деталей в живописную систему композиции.

Все эти приемы мы находим в решении фасадов Спасской церкви г. Иркутска, где архитектурные лопатки на восточной стене центральной части вписываются в пространство росписи. Также средствами живописи формируются дополнительные бутафорные элементы архитектуры (колонны, арки, вазы). Между ними с помощью живописных приемов создаются пространственные прорывы в плоскости стены, где развиваются основные смысловые действия композиции (рис. 1).

1Дорохин Дмитрий Владимирович, старший преподаватель кафедры монументально-декоративной живописи Института изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук, член Союза художников России, тел.: 89246067085, e-mail: [email protected]

Dorokhin Dmitrii, Senior Lecturer of the Department of Monumental and Decorative Painting of the Institute of Fine Arts, Social Sciences and Humanities, a member of the Artists Union of Russia, tel.: 89246067085, e-mail: [email protected]

Рис. 1. Трехчастная роспись на восточном фасаде Спасской церкви (г. Иркутск)

В Спасской церкви села Урик использован тот же прием, в ее интерьерных композициях присутствует большая пространственная глубина. Но в то же время очень много пространства отдано обрамляющим композиции полям. Поля представлены несколькими рядами: темно- и светло-серыми с орнаментальным наполнением, охристо-желтым, имитирующим багет, и локальным светло-розовым. Ряды декоративных росписей проходят вокруг круглых и полукруглых окон, что подчеркивает конструкцию интерьера, где росписи вторят основным архитектурным формам. Насыщение декоративными элементами сдвинуто ближе к периметру архитектурных граней. Центральное пространство граней заполняется композициями, заключенными в простую геометрическую форму.

В Богоявленской церкви села Знаменка мы видим ковровый принцип заполнения стен храма росписями, который более традиционен для древнерусского искусства (рис. 2). Эти росписи располагаются ярусно, одна над другой, вписываясь в четкую геометрическую структурную сетку. Они отделены друг от друга узкими полосами локального цвета. Над композициями в этих полосках имеются поясняющие надписи. Нижний ярус росписей меньше двух верхних, которые имеют одинаковую высоту. Он носит декоративный характер. На нем изображены большие одинаковые локальные плоскости прямоугольной формы со срезанными углами. Они, следуя барочной традиции, имитируют архитектурный невысокий рельеф, задекорированный под камень. Этот же рельеф обрамляет входную дверь. Тут налицо стремление художников вписать заданные архитектурные элементы интерьера в живописно-пластический строй росписей, что соответствует тенденции в росписях других храмов этого периода. Если же говорить о пространстве в самих сюжетных композициях, то оно было обозначено довольно условно - с использованием параллельной перспективы и планов малой глубины. Объемы смоделированы очень графично - как полуобъемы. Это придает особую цельность росписям и сохраняет имеющуюся архитектонику интерьера.

Следующая черта росписей этого периода - малый масштаб фигур относительно окружения. Наименьший масштаб наблюдается в росписях тра-

пезной Спасской церкви в селе Урик. Фигуры здесь составляют 1/4 от высоты композиции. Очень много пространства отдано изображению облаков. В росписях на восточном фасаде Спасской церкви в Иркутске и в интерьерных росписях церкви села Знаменка фигуры укладываются в среднем в 2,5 раза по высоте в композиционные плоскости. В тех случаях, когда пространство более чем в два раза превышает размеры человеческих фигур, оно начинает нести особый смысл. Тоновые и цветовые движения в фонах становятся важными элементами эмоциональной составляющей росписей, что особенно заметно в росписях церкви села Урик и на фасаде Спасской церкви в Иркутске. Живописное решение облаков, окружающих фигуры, придает росписям особую динамику цвета.

Рис. 2. Фрагмент росписи стены Богоявленской церкви (с. Знаменка)

В этом плане выделяются росписи церкви села Знаменка, где пространство решено по-иному: оно выполнено с равным отношением к проработке элементов на передних и дальних планах.

Во всех случаях, где присутствует большое пространство, человек воспринимается частью большого мира. И этот большой мир либо абстрактен и являет собой надземное естество в виде облаков, либо соединяет в себе обе сферы - земную и небесную. Ввиду того что росписи стиля барокко в отличие от древнерусской стилистики приобрели под влиянием западной культуры объемно-пространственные характеристики, они лишились в какой-то мере знаковости и условности. Отход от знаковости привел к необходимости внесения в язык картины больших подробностей очевидного мира, через призму которого теперь стало восприниматься иконографическое пространство.

Среди рассмотренных росписей в этой стилистике есть те, которые отличаются влиянием народного искусства - Богоявленская церковь с. Знаменка, Спасская церковь с. Урик. Возможно, они расписывались мастерами из числа народных умельцев. Росписи этих церквей хотя и принадлежат к одной стилистической группе, все же очень различны по использованию художественных приемов. Росписи в церкви с. Знаменка графичны, с большей долей знаковости и условности. Росписи под центральным куполом и в трапезной на потолке церкви с. Урик выполнены экспрессивно, живописно, с большой пространственной глубиной (рис. 3).

Формальные характеристики росписей активно использовались художниками для придания композициям большей выразительности. Один из наиболее удачных примеров поиска гармоничных взаимосвязей с архитектурой - росписи восточного фасада Спасской церкви Иркутска (см. рис. 1). В основе структуры этой композиции лежат два треугольника, встречнонаправ-ленные по вертикальной оси (рис. 4). Структура композиции имеет смысловое наполнение: она олицетворяет двунаправленную связь - обращение Земли к Небу и ответ Неба Земле. Композиционная структура росписей трехчастна в ответ на трехчастное членение

фасадов центральной части. Отвечая на симметрию в основном здании и на продольную ось, композиция выстраивается соответственным образом. Ритмика в композиции представлена в основном ритмами вертикалей в ответ на вертикали в архитектуре. Масштаб фигур в композиции постепенно увеличивается в направлении к центральной части. Путь развития масштабов фигур практически симметричен относительно центральной оси и соответствует структуре композиции.

Рис. 3. Одна из росписей центрального купола Спасской церкви (с. Урик)

Рис. 4. Взаимопроникновение двух встречнонаправленных треугольника в структуре композиции восточного

фасада Спасской церкви (г. Иркутск)

В расположении росписей на южном фасаде Спасской церкви прослеживается треугольная композиция. Южная стена четверика от второго этажа имеет пять окон и делится на три яруса. На первом ярусе расположены три окна, на втором - два. На третьем ярусе, продолжая логику геометрии, располагается роспись «Николай Чудотворец», которая венчает треугольную композицию окон (рис. 5).

Все окна в верхней части имеют наличники сложной формы, но которые схематично можно привести к треугольнику. В нижнем ряду из трех окон у среднего нет наличника, потому что там располагается ниша с росписью «Святитель Митрофан Воронежский». Но продолжая ритм треугольников, поясная композиция этой росписи имеет тоже треугольную структуру, тем самым она гармонично вписывается в этот ряд.

Осмысленное использование формальной основы также заметно в интерьерных росписях церкви Спаса Нерукотворного Образа в селе Урик. Эти росписи выстроены по продольной оси храма. Композиции в алтаре и в трапезной ориентированы в направлении к центральной части церкви и своим строением по вертикальной оси предвосхищают вертикальное развитие центральной части церкви. Композиции центральной части выстраиваются в соответствии со структурой восьмигранного купола и, вторя замыслу архитектора, устремляют взгляд зрителя в малый восьмигранный световой барабан. Общая форма композиций в трапезной и алтаре круглая, что дает визуальную привязку к округлой пластике интерьера (полукруглые своды потолков, арки и окна) (рис. 6).

Рис. 5. Расположение росписей на южном фасаде Спасской церкви (г. Иркутск)

Рис. 6. Округлые формы композиции в трапезной церкви Спаса Нерукотворного Образа (с. Урик)

во взаимосвязи с архитектурной пластикой

При детальном анализе в композициях церквей села Знаменка, села Урик, Спасской церкви города Иркутска прослеживаются композиционные структуры в виде решеток из вертикалей, горизонталей и диагоналей, которые обеспечивают гармоничные связи частей композиций между собой. Все это говорит о глубокой продуманности формальной стороны росписей.

В работах этого этапа можно наблюдать специфические моменты в иконографических программах храмов. Так, в Спасской церкви села Урик были выполнены композиции «Заповеди Блаженства», которые очень редко встречаются в храмовом искусстве. При этом им было отдано место под куполом, очень значимое в структуре храма. В Вознесенском соборе (1749-1767) мужского монастыря были выполнены три редкие композиции: «Спаситель на четырех Иезеки-левых животных», «Церковь в образе невесты и юного Мессии», «Чудное тело, виденное Навуходоносором во сне». В Спасской церкви Иркутска в экстерьер-ной росписи в правой части изображен «Крестный ход для водоосвящения». В первых двух храмах в указанных композициях имеет место факт осмысления редких библейских сюжетов. В последнем же идет переосмысление исторических событий Иркутска. Это может говорить о стремлении к самоидентификации духовной культурной среды региона.

Масштабность работ этого периода впечатляет. Особенно выделяется Вознесенский собор в мужском монастыре. Судя по историческому описанию, росписи занимали практически все стены центральной части храма, включая купол [2]. В дополнение были расписаны стены перехода от паперти к центральной части. Общая иконографическая программа включала около 30 композиций.

Особо следует выделить экстерьерные росписи Спасской церкви Иркутска, в частности восточной стены. Сам факт наличия росписей в экстерьере церкви поразителен: суровые климатические условия нашего региона отнюдь не способствуют их сохранности. Но здесь уникальны еще и размеры этой композиции, сложность и насыщенность ее смыслового содержания и композиционной структуры.

Значение данных росписей в градостроительной ситуации, где им была отведена роль доминирующего ориентира в коммуникативном пространственном узле города на пересечении дорог, также очень важно. Они являлись презентативным элементом этого узла и формировали особый настрой у попадающих в это пространство зрителей.

Масштабные характеристики композиции рассчи-

таны на три уровня восприятия. Крупный масштаб, когда воспринимается силуэт и общий цветовой строй, рассчитан на восприятие с дальних точек. Средний масштаб, когда становятся различимы членения колонн и становится ясен общий принцип распределения светлого тона кверху, рассчитан на более близкие подходы. Малый масштаб, когда зритель способен различить фигуры и прочие детали, рассчитан на ближайшие точки рассмотрения.

Росписи на южном фасаде так же, как и росписи на восточной стене, играли определенную роль в формировании городской среды возле Спасской церкви. Они были обращены к Тихвинской площади -главной площади Иркутска, и предполагалось, что они будут восприниматься наибольшим количеством людей. Но, безусловно, они несли меньшую композиционную нагрузку, чем росписи на восточной стене, и были рассчитаны в основном на восприятие с близкого расстояния.

Подводя итог, следует сказать, что, к сожалению, в области изучения православной монументальной живописи этого периода остается много пробелов, что связано с недостатком исторических сведений. Активное разрушение памятников православной культуры в советский период лишило исследователей многих свидетельств. В целом же монументальная живопись этого этапа - уникальное явление для нашего региона. Впечатляет масштаб проводимых работ, который открывается перед нами даже по тем скромным данным, которые доступны сегодня. Центром наиболее активного развития монументальной живописи этого периода явился Иркутск. Несмотря на общие стилистические характеристики росписей, они заметно отличаются друг от друга по своему художественно-пластическому языку. Также заметно стремление к самоидентификации православной монументальной живописи этого периода, особенно на уровне иконографических программ. Одним из главных достижений здесь можно считать то, что в это время были заложены основы для дальнейшего развития монументальной живописи в регионе. Была осознана значимость и необходимость этого искусства для местной общественности. Знаменательно то, что некоторые из росписей этого периода, в частности на фасадах Спасской церкви в Иркутске, несмотря на трудные времена для христианского искусства в советский период, дошли до наших дней и не утратили своей актуальности сегодня.

Статья поступила 05.10.2015 г.

Библиографический список

1. Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии. XVII - начало XX века: научно-справочное издание. М.: Га-ларт, 2000. 496 с.

2. Описание Иркутского Вознесенского первоклассного муж-

ского монастыря, составленное на основании монастырских актов настоятелем монастыря и ректором Иркутской семинарии архимандритом Никодимом в 1839 году. СПб.: Типография Департамента Внешней Торговли, 1840. 65 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.