Научная статья на тему 'К ВОПРОСАМ ИСТОРИИ ПЕРВЫХ ЛЕТ КАФЕДРЫ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ ЛЕНИНГРАДСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО УЧИЛИЩА'

К ВОПРОСАМ ИСТОРИИ ПЕРВЫХ ЛЕТ КАФЕДРЫ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ ЛЕНИНГРАДСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО УЧИЛИЩА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
182
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ШКОЛА / СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ / КАФЕДРА МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕ- КОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Крылов С.Н.

Автор данной статьи долгое время занимается изучением истории кафедры монументально-декоративной живо- писи Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица. Педагоги и студенты, знавшие Ленинградское высшее художественно-промышленное училище в 1945-1960-е годы, оставили после себя противоречивые воспоминания. В ходе исследования становится очевидным несоответствие действительности некоторых фактов опубликованных по истории кафедры. Автор статьи анализирует информацию, приведенную книге по истории кафедры, в воспоминаниях педагогов, в публикациях педагогов и архивные данные академии. В данной ста- тье приведен ряд неизвестных фактов по биографиям первых педагогов кафедры и по дипломным работам ранних лет существования кафедры МДЖ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUES OF THE HISTORY OF THE EARLY YEARS OF THE DEPARTMENT MONUMENTAL AND DECORATIVE PAINTING OF THE LENINGRAD SCHOOL OF INDUSTRIAL ART

The author of this article for a long time been studying the history of the department of monumental and decorative painting of the St. Petersburg State Art and Industry Academy. AL Stieglitz. Teachers and students who knew the Leningrad Higher School of Industrial Art in the 1945-1960's, left behind a conflicting memories. In the study, it becomes apparent discrepancy actually published some facts on the history of the department. The author analyzes the information provided by the book of the history of the department, in the memories of teachers, teachers in publications and archival data Academy. This article contains several unknown facts about the biographies of the first teachers of the department and degree works early years of the department of MDP.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСАМ ИСТОРИИ ПЕРВЫХ ЛЕТ КАФЕДРЫ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ ЛЕНИНГРАДСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО УЧИЛИЩА»

SZTUKA | ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

К ВОПРОСАМ ИСТОРИИ ПЕРВЫХ ЛЕТ КАФЕДРЫ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ ЛЕНИНГРАДСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО УЧИЛИЩА

Крылов Сергей Николаевич

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия

имени А.Л. Штиглица, преподаватель,

факультет монументально-декоративного искусства

TO THE ISS UES OF THE HISTORY OF THE EARLY YEARS OF THE DEPARTMENT MONUMENTAL AND DECORATIVE PAINTING OF THE LENINGRAD SCHOOL OF INDUSTRIAL ART

Krylov S.N., St. Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design St. Petersburg, Stieglitz State Academy of Art and Design, teacher, Department of monumetal and decorative art

ДО ПИТАНЬ1СТОРП ПЕРШИХ РОК1В КАФЕДРИ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНА ЖИВОПИСУ ЛЕШНГРАД-СЬКА ХУДОЖНЬО-ПРОМИСЛОВЕ УЧИЛИЩЕ

Крилов Сергш Миколайович, Санкт-Петербурзька державна художньо-промислова академiя iменi А.Л. Штилща, викладач, факультет монументально-декоративного мистецтва

АНОТАЦ1Я

Автор даног статтi довгий час займаеться вивченням кторгг кафедри монументально-декоративного живопису Санкт-Петербурзьког дер-жавног художньо-промисловог академгг iм. А.Л. Штклща. Педагоги та студенти, як знали Лешнградське вище художньо-промислове училище в 1945-1960-i роки, залишили тсля себе суперечливi спогади. У ходi до^дження стае очевидним невiдповiднiсть дiйсностi деяких фактiв опублтованих з кторгг кафедри. Автор статтi аналiзуе, шформацт наведену ^rni з кторгг кафедри, у спогадах педагогiв, в публтащях педагогiв, архiвнi дат академгг. Ця стаття мктить ктька невiдомих фактiв про бюграфт перших викладачiв кафедри та дипломш роботи раншх ротв департаменту МДЖ.

ABSTRACT

The author of this article for a long time been studying the history of the department of monumental and decorative painting of the St. Petersburg State Art and Industry Academy. AL Stieglitz. Teachers and students who knew the Leningrad Higher School of Industrial Art in the 1945-1960's, left behind a conflicting memories. In the study, it becomes apparent discrepancy actually published some facts on the history of the department. The author analyzes the information provided by the book of the history of the department, in the memories of teachers, teachers in publications and archival data Academy. This article contains several unknown facts about the biographies of the first teachers of the department and degree works early years of the department of MDP.

АННОТАЦИЯ

Автор данной статьи долгое время занимается изучением истории кафедры монументально-декоративной живописи Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица. Педагоги и студенты, знавшие Ленинградское высшее художественно-промышленное училище в 1945-1960-е годы, оставили после себя противоречивые воспоминания. В ходе исследования становится очевидным несоответствие действительности некоторых фактов опубликованных по истории кафедры. Автор статьи анализирует информацию, приведенную книге по истории кафедры, в воспоминаниях педагогов, в публикациях педагогов и архивные данные академии. В данной статье приведен ряд неизвестных фактов по биографиям первых педагогов кафедры и по дипломным работам ранних лет существования кафедры МДЖ.

Ключовi слова: академЫне мистецтво, монументальна школа, радянсь-кий живопис, кафедра монументально-декоративного живопису, художньо-промислове освту.

Keywords: academic art, monumental school, soviet painting, chair of monumental and decorative painting, industrial art education.

Ключевые слова: академическое искусство, монументальная школа, советская живопись, кафедра монументально-декоративной живописи, художественно-промышленное образование.

Важнейшая роль в создании нового облика разрушенных Великой Отечественной Войной городов в Советском Союзе принадлежала архитекторам, скульпторам и художникам-монументалистам. На тот момент в Санкт-Петербурге существовали вузы, выпускающие станковых и декоративно-прикладных художников. Специализиро-

ванная монументальная школа существовала только в Московском институте прикладного и декоративного искусства (до 1930-го года ВХУТЕИН) [1], которым в 1945— 1948 годах руководил Александр Александрович Дейнека (1988—1969). Для подготовки художников-монументалистов были открыты специальные отделения на воссоздан-

ных вузах. «В 1945 году Стро-га-нов-ское учи-лище было вос-со-здано под назва-нием «Москов-ское выс-шее ху-до-же-ственно-про-мыш-лен-ное учи-лище (быв-шее Строгановское)»» (после реформирования ВХУТЕНа 30 мая 1930 года Строгановская школа фактически не существовала) [3]. «5 февраля 1945 года Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР № 526 «О подготовке кадров для художественной промышленности и художественно отделочных работ» было создано Ленинградское художественно-промышленное училище (на базе училища барона А.Л.Штиглица) с включением его в состав Училища по архитектурной отделке зданий» [2, с. 12]. В том же году в училище был создан факультет декоративной живописи, просуществовавший до 1965 года. На основе данного факультета в 1946 году была сформирована кафедра монументально-декоративной живописи (МДЖ). Именно на базе Ленинградского художественно-промышленного училища в Советском Союзе сформировалась первая программа (школа) монументально-декоративной живописи.

Продолжая ленинский план «монументальной пропаганды», Правительство Советского Союза учло высокий профессионализм художников, приглашенных на кафедру, и возложило на них уникальную задачу сформировать учебную программу по подготовке художников-монументалистов. «Педагогический состав рос в общении с молодежью, стремясь использовать опят её работы в целях улучшения учебного процесса. Кафедра с самого начала организации считала, что искусство стенописи самобытно, в противовес бытовавшему, да и сейчас существующему мнению, что художник-станковист может без труда, в случае надобности, сделаться монументалистом, что спецификации не существует» [10, 41]. Спустя семьдесят лет проанализировать, кого из художников правительство пригласило преподавать на вновь открытой кафедре и создать учебную программу по специальности «художник-монументалист» для высшего учебного заведения, видится полезным.

***

«Первый профессорско-преподавательский состав кафедры, сформиро-вавший учебные программы и определивший характер и направление развития школы, уникален. Особенностью коллектива было то, что в него входили архитекторы К.Л. Иогансен, С.А. Петров, И.А. Вакс, М.Н. Шепилевский, Н.Ф. Марков, мастера альфрейного и декоративного искусства М.Ф. Сахаровский, А.М. Любимов, живописцы П.Д. Бучкин, Г.И. Рублев, А.Н. Самохвалов, А.А. Казанцев, Г.А. Савинов. Особая роль в этом процессе принадлежит Д.Ф. Филиппову, поскольку именно по его инициативе приглашались художники на педагогическую работу» [4, с. 54].

Дмитрий Филиппович Филиппов (1904, д. Золо-тово, Тихвинский уезд Петербургской губ. — 1967, Л.) — выпускник ЛИЖСА им.И.Е. Репина по мастерской Александра Ивановича Савинова (1881, Саратов — 1942, Л.). За дипломную работу — настенная роспись в доме отдыха посёлка Мартышкино под Ленинградом — было присвоено звание художника монументальной живописи. В 1945 году Д.Ф. Филиппов возглавил факультет декоративной росписи воссозданного ЛВХПУ и оставался в этой долж-

ности долгие годы (1945—1946, 1947—1949, 1951—1957). В первый год после воссоздания училища кафедры не было. Будучи деканом, Д.Ф.Филиппов фактически основал кафедру МДЖ и стал первым руководителем в 1946—1948 годах, и позднее, в 1965—1967; «его называли хозяином отделения» [9, с. 174]. Его увлеченность древнерусским искусством определила формирование характера школы в целом.

Первыми педагогами кафедры МДЖ, расположенной на пятом этаже знаменитого училища, стали такие художники советского искусства:

Лев Николаевич Орехов (1913, Тула — 1992, С.-Пб.) в 1939-м году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина с холстом «Отдых колхозников в обеденный перерыв на сенокосе» [13, с. 51], ученик А.А. Осьмеркина. Преподавал на кафедре МДЖ с 1946 по 1949 годы. В книге «Кафедра монументально-декоративной живописи» (С.-Пб., 2011) допущена ошибка, указано «Орехов Глеб Николаевич» [7, с. 64].

Пётр Андреевич Сидоров (1909—1990) завершил обучение во Всероссийской академии художеств с дипломной работой «Семья рабочего на отдыхе», был учеником А.И. Савинова. Преподавал на кафедре МДЖ с 1946 по 1971 годы [7, с. 67].

Иван Петрович Степашкин (1882, Саратов — 1960, Л.) — выпускник Императорской Академии художеств 1914 года, за дипломную картину «Фрина перед судом» был удостоен звания художника и командировки за границу. С 1937 года преподавал в ЛИЖСА им. И.Е.Репина, с 1946 года также преподавал в ЛХПУ, в 1957 году было присвоено звание профессора.

Василий Васильевич Ушаков (1905, Старая Русса — 1996) — живописец, ученик К.С. Петрова-Водкина по ЛИЖСА им.И.Е. Репина. Преподавал на кафедре МДЖ в 1947—1949 годах.

Александр Николаевич Самохвалов (1894, Бежецк, Тверская губ. — 1971, Л.) — заслуженный деятель искусств РСФСР, учился в ИАХ в 1914—1918, завершал образование в Петроградских Свободных художественных мастерских (1919—1923) с дипломной работой «Головомойка» (1923, Государственный Русский музей, СПб.). Среди учителей на него оказал большое влияние Кузьма Сергеевич Петро-ва-Водкин (1878, Хвалынск, Саратовская губ. — 1939, Л.). Обладатель многих наград, среди которых золотая медаль и Гран-при Международной выставки в Париже (1937). Художник также оформлял детские книги, в том числе по собственным текстам, является автором повести «В годы беспокойного солнца» и автобиографии «Мой творческий путь» (1977). В 1948—1951 годах А.Н. Самохвалов преподавал на кафедре МДЖ.

Особенностью школы кафедры МДЖ ЛХПУ с самого её основания являлось внимательное преподавание технологий монументальной живописи. Изучив особенности изображений в различных материалах, поняв монументальную стенопись через копирование классических образцов, студенты приходят к выполнению собственных проектов в мозаике, витраже, фреске, альфрейной росписи и прочих. Внедрение материалов происходило постепенно. Первыми педагогами по проектированию в мате-

риале были мастера альфрейного дела:

Эдуард Осипович Войткевич (1896—1988) «в 1937 году закончил пять курсов Академии художеств» [6, с. 79]. Преподавал в ЛХПУ, заведовал учебно-производственными мастерскими с 1945 до конца жизни. В своих воспоминаниях заслуженный художник СРФСР, народный художник Чувашской республики, выпускник кафедры МДЖ 1967 года Праски Витти (1936, д. Алгазино, Чувашская АССР) пишет: «Не менее любим был студентами мастер по мозаике Эдуард Осипович Валькевич. Он всегда находился на работе. Много делал для студентов и вместо них: сам готовил материал, колол смальту, содержал в должном порядке рабочие места и инструменты студентов» [8].

Михаил Фёдорович Сахаровский (1885—?) — мастер художественной отделки зданий, работал альфрейщиком с 1897 года. Автор книги «Работа мастера альфрейщика» [11]. Преподавал в ЛХПУ с 1945 по 1956 годы.

Людмила Александровна Ринова (1898—?) — химик-технолог, доктор химических наук, преподавала технологию материалов на кафедре МДЖ 1947—1975 годы.

Георгий Михайлович Осокин (1922—?) «в 1948 году окончил отделение мастеров ЛВХПУ им. В.И. Мухиной по специальности «альфрейщик, мастер-исполнитель». Учебный мастер ЛВХПУ им. В.И.Мухиной (1948—1964)» [6, с. 81].

В 1949 году преподавательский состав кафедры МДЖ значительно рас-ширился, пришли педагоги:

Глеб Александрович Савинов (1915, Натальевка, Харьковская губерния Российская губ. — 2000, СПб.) — Заслуженный художник РСФСР, посвятивший свою жизнь и талант кафедре МДЖ. 1934 году Г.А.Савинов поступает на живописное отделение ЛИЖСА, где занимается живописью у Павла Семеновича Наумова (1884—1942), рисунком у Михаила Давидовича Бернштейна (1875—1960) и Николая Эрнестовича Радлова (1889—1942). На третьем курсе подает заявление в мастерскую, которой руководит отец, А.И. Савинов. «После расформирования мастерской А. Савинова в 1938 году его студенты должны были перейти к другим педагогам. «Меня взял вернейший друг отца — Осмёркин», — с признательностью вспоминает Глеб Александрович» [5, с. 21]. В 1940 году Г.А.Савинов окончил институт по мастерской А.А. Осмеркина с присвоением ему звания художника живописи. Дипломная картина — «Детство М. Горького» [13, с. 54] — была удостоена первой премии на Всесоюзной выставке дипломных работ студентов художественных вузов 1940 года в Москве. В 1945—1947 годах. Г.А.Савинов работает ассистентом кафедры живописи и рисунка в ЛИЖСА им. И.Е.Репина, с 1949 года — на кафедре МДЖ ЛВХПУ им. В.И.Мухиной, которой руководит в 1959—1961 годы. В 1969 году Г.А.Савинова избирают профессором, и он возглавляет творческую мастерскую.

Александр Михайлович Любимов (1879, с. Пальцево Дмитриевского уезда Курской губ. — 1955, Л.) — художник, живописец, график, преподаватель ЛИЖСА (1934— 1941, профессор с 1939 года) и кафедры МДЖ ЛВХПУ в 1949—1955 годы, которой заведовал с 1949 по 1951.

Генрих Васильевич Павловский (1907—1973) окончил ЛИЖСА им.И.Е. Репина в 1937 году, мастерскую Александра Александровича Осьмеркина (1982, Елисаветград

— 1953, М.). Преподавал в Академии художеств с 1937 по 1950, на кафедре МДЖ ЛВХПУ им.В.И. Мухиной работал с 1950 по 1958 годы, после 1958 года перешёл на кафедру рисунка.

Петр Дмитриевич Бучкин (1886, д. Софроново, Тверская губ. —1965, Л.) в 1912 году оканчивает Высшее художественное училище при ИАХ по мастерской профессора В.В.Матэ с присвоением звания художника и правом преподавания в учебных заведениях. В качестве пенсионера Академии художеств в 1912—1914 годах художник посещает Италию, Францию, Германию, Испанию. В 1936— 1940 годах П.Д. Бучкин преподавал на кафедре рисунка ЛИЖСА им. И.Е. Репина, профессор с 1937 года. С 1950 по 1965 годы преподавал на кафедре МДЖ ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, профессор с 1952 года, заведующий кафедрой в 1951—1955, 1962—1965 годы.

Андрей Сергеевич Бантиков (1914, д. Ковригино, Московская губ. — 2001, СПб.) окончил ЛИЖСА им. И.Е.Репина в 1940 году, ученик Бориса Владимировича Иогансо-на (1983, М. — 1973, М.) и А.И. Савинова, преподаватель кафедры МДЖ в 1949—1951 годах.

Валентин Семёнович Щербаков (1880, Казань — 1957)

— живописец и реставратор, преподавал на кафедре МДЖ ЛВХПУ с 1949 по 1955 годы.

Рудольф Рудольфович Френц (1988, Мариенбург, Петербургская губ. —1956, Л.) — выпускник батальной мастерской Николая Семёновича Самокиша (1860—1944) ИАХ. Преподавал в ЛИЖСА им.И.Е. Репина 1929—1956 годов, руководил батальной мастерской, по совместительству преподавал на кафедре МДЖ ЛВХПУ с 1949 по 1956 годы. Будучи непосредственным участником Первой мировой войны и Великой октябрьской революции, прославился как автор монументальных панорам «Взятие Зимнего дворца» (1920, второй вариант 1929), «Защита Петрограда» (1937). После событий Великой Отечественной войны написал панораму «Сталинградская битва» (1946).

Иван Иванович Годлевский (1908—1998) — выпускник ЛИЖСА им.И.Е.Репина 1941 года, ученик Семёна Львовича Абугова (1877, Березино, Минской губ. — 1950, Л.) и А.А.Осьмёркина.

С 1950 года на кафедре МДЖ начинает педагогическую деятельность Кирилл Леонардович Иогансен (Иогансон) (28 июня 1909 — 1980) — архитектор, художественный проектировщик парковых ансамблей, художник-график, художник по керамике, профессор. В 1931 году закончил Ленинградский инженерно-строительный институт (ЛИСИ), в 1934 — архитектурный факультет ЛИЖСА с дипломной работой «Проект речного вокзала в г. Горьком». Преподавал на кафедре МДЖ ЛВХПУ им.В.И. Мухиной до конца жизни, в 1971—1976 годах заведовал кафедрой. Будучи единственным архитектором на кафедре МДЖ до 1968 года, принимал участие практически во всех первых дипломных проектах выпускников кафедры.

Значительные перемены в понимании специфики преподавания мону-ментальной живописи, в понимании гармонии, синтеза живописи и архитектуры начинаются в 1952 году. С приходом Георгия Иосифовича Рублёва (1902, Липецк — 1975, Москва) на кафедру МДЖ стало очевидным, что ранее преподавание живописи было совершен-

но станковое. «Все преподаватели до прихода Рублева не имели практики стенописи и были просто художниками, которые верили, любили и знали искусство» [9, с. 175]. Педагоги воспринимали роспись в качестве пышной и иллюзорной по композиции картины, повешенной на стену, без учета стиля и общей монументальности. «Рублёв был очень умным организатором. Наладил специфические предметы. До него мы были станковым вузом в какой-то мере. С приездом Рублева появились объекты сугубо монументального характера» [9, с. 176]. Во время его заведования кафедрой была профессионально поставлена практика совместной работы педагога и студентов на архитектурном объекте. «Живая, современная нота ярче звучала в формате, и, главным образом, в содержании их композиций. Москвичи любили практическую работу на стене, знали специфику материалов монументальной живописи, прелесть различных ее техник» [10, с. 44]. Учениками Г.И.Рублева и А.А.Дейнеки, пришедшими на кафедру МДЖ из МИПиДИ, были Борис Александрович Тальберг (1930—1984), Юрий Константинович Королев (1929—1992), Леонид Григорьевич Полищук (1925), Сергей Леонидович Тер-Григорян (1929), Николай Павлович Долбилкин (1923).

Рассматривая первый педагогический состав кафедры МДЖ, необходимо назвать Елену Георгиевну Франке (1915—2001). Елена Георгиевна стала одной из первых выпускниц кафедры ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, в 1953 году под руководством П.Д. Бучкина и К.Л. Иогансена она создала дипломный проект — эскиз росписи для кинотеатра «Художественный» (г. Ленинград), тема росписи: «Женщина-депутат». С выпускного года она начала преподавать фреску, сграффито, альфрейную живопись, получила благодарности и почетные грамоты за многолетнюю и плодотворную работу в Училище. Елена Георгиевна посвятила свою жизнь родной кафедре, все годы вела переписку с выпускниками, фактически, она является летописцем кафедральной школы. Праски Витти пишет: «Были мастера, самая из них памятная — Елена Георгиевна Франке, еще долгие годы после нашего выпуска она работала на кафедре. Вела у нас курсы техники и технологии клеевой живописи. Она была уважаема, отличалась внимательным отношением к студентам, всех помнила по именам и со многими поддерживала переписку. Несколько раз писала и мне, рассказывала о последних событиях в училище, приглашала на юбилейные празднования. Всем была рада при встречах. Она лучше всех знала историю кафедры...» [8].

***

Сегодня отличительной особенностью художественной школы кафедры МДЖ СПГХПА им.А.Л. Штиглица является уникальная учебная программа, сформированная

коллективным трудом передовых советских живописцев, архитекторов, мастеров альфрейного и декоративного искусства. Важная роль в постановке художественных задач на кафедре принадлежала архитекторам, именно они заложили принцип синтеза изобразительного искусства и архитектуры в композиционной работе. «Вклад ЛВХПУ в советское прикладное искусство, а так же монументальное, несомненно, значителен. Поэтому проследить путь развития нашей школы, отметить то ценное или характерное на различных этапах развития, так же как неудачи и заблуждения в учебно-творческом процессе, представляется полезным» [10, с. 40].

Структура кафедральных программ формировалась и развивалась не одно десятилетие. Правильным будет отметить три периода в работе отделения. Первый период можно охарактеризовать как декоративный станковизм вне подлинного синтеза с архитектурой. Второй — упрощение, плакатность, оформительство и своеобразная формальность в трактовке стенописи. Третий период, по существу начавшийся только в семидесятых годах, стал периодом достижения синтеза монументальной живописи с архитектурой. Истинный синтез архитектуры и живописи, логически продолжающей строй, ритм и характер сооружения, рождает единый художественный образ, свойственный искусству глубоко социальному, служащему обществу.

В наши дни мало кто знает, что в 1947—1962 годы года структура обучения в вузе имела две образовательные ступени. «Одна ступень — это курсы мастеров, где в течение двух лет слушатели овладевали знаниями и мастерством альфрейной живописи, мозаики, фрески, сграффито, клеевой живописи. Они получали дипломы мастеров исполнителей произведений монументальной живописи. Именно они стали впоследствии выдающимися реставраторами и сохранили для нас многие исторические и архитектурные памятники. Вторая ступень — шестилетний курс по изучению основ академической школы в области рисунка и живописи, истории искусств и архитектуры, философии и других академических дисциплин. И по сей день определяющими являются курсы изучения основ композиции и технологии материалов монументальной живописи» [4, с. 54], ставшие в итоге основой учебных программ кафедры. В статье Валентина Григорьевича Леканова (1939), заведующего кафедрой МДЖ в 2010—2015 годах, допущена ошибка: он пишет, что первой ступенью было двухлетнее образование, по сохранившимся в архиве академии данным обучение на курсах мастеров ЛВХПУ проходило в течение трёх лет. В архиве академии нет фотоматериалов, иллюстрирующих задания на курсах мастеров, однако в архиве кафедры есть данный методический фонд.

Мозаичная вставка для верхней комнаты Клуба Охотников выполнена учащимися отделения мастеров. 1951 г. Фото из архива кафедры МДЖ.

Чтобы понимать этапы становления любой школы, необходимо об-ратиться к дипломным проектам. На дипломных работах первых лет кафедры МДЖ сильно сказалось влияние архитектуры послевоенного времени, а именно излишества, затемняющие конструктивный строй здания, которые перешли в композиционный строй росписей:

• повышенная силуэтность;

• использование масс света и тени для достижения внешней выразительности;

• изображение сугубо декоративных форм архитектуры: балюстрад, арок, пышных лестниц, колоннад;

• барочный подход к изображению отдельных персонажей и толпы;

• театрализованная трактовка пейзажа.

Важно отметить тот факт, что роспись не вытекала из формы, строя и образа помещения, а фактически на-

вязывалась, приспосабливалась к архитектуре. «Для связи со стеной чаще всего употреблялся прием обрамления панно, по существу являющегося станковой картиной, широкой орнаментальной рамой, исполненной в технике гризайль. Рама заполнялась изображением гирлянд из листьев, плодов, иногда животных и птиц» [10, с. 42]. Прием использования писаных рам для единения росписи со стеной хорошо известен в истории искусства, в частности в стенописи Помпей, в произведениях Джотто, Веронезе, Микеланджело и Рафаэля. Включение рамы в композицию произведения часто применялось в античной мозаике. Однако ранее рама составляла единое целое с основной фигуративной росписью, собирая монументальные картины в цельную систему. Советская же школа монументальной живописи в те годы использовала раму в качестве белой накладки на одну цветную картину, случайно помещенную на стене.

Яромир Николаевич Грачёв (1926). Дипломная работа — эскиз росписи Клуба охот-ников в Сосновке (г. Ленинград). Панно «Беседа В.И. Ленина с охотниками», темпера, 1951 г. Рук.: А.М.Любимов. Фото из архива кафедры МДЖ.

Этот прием был использован уже при подготовке ди- двенадцати человек работала над одним общим проек-пломного проекта первого выпуска кафедры. Группа из том росписи в Клубе охотников в Сосновке. Дипломники

под руководством А.Н. Самохвалова (1894—1971) и А.М. Любимова (1879—1955) создали пять панно, работая над каждым группами или индивидуально. Первые дипломные работы — характерно станковые панно — были сформированы по принципу кулисности с сильно выявленным центром, для чего авторы использовали все художественные средства: цветовой акцент, силуэтность, освещенность, пространственную композицию.

Особое место в произведениях и в исследованиях выпускников кафедры занимают иллюзорные задачи [10],[12]. Создание иллюзорной глубины на плоскости стены — эффектный и легко понятный неискушенному зрителю способ увязать монументальную роспись с архитектурой. Несколько проектов второго выпуска кафедры МДЖ были посвящены исследованию этого типа изображения.

Валентина Петровна Колесникова (1923). Дипломная работа — роспись плафона на тему «Советская молодежь», исполнена в зале заседаний исполкома Дзержинского р-на г. Ленинграда, 1951 г. Рук.: профессор Р.Р.Френц, доцент архитектуры Модест Анатольевич Шепилевский (1906—1982). Фото из фотоархива СПГХПА им.А.Л. Штиглица.

А также семеро студентов сделали попытку создания иллюзорного изображения в росписи плафона Актового зала (Зал Совета) ЛВХПУ В наше время роспись плафонов — популярная декоративная задача в камерных, частных интерьерах, однако в масштабной общественной архитектуре этот вид живописи почти не применяется на практике.

***

Рассматривая творческие стремления и реализованные произведения педагогов кафедры разных лет ее существования, можно понять перемены в тенденциях монументальной школы Советского Союза. С годами, в результате творческого, морального, идеологического формирования кафедральной школы, а также вследствие изменений, происходящих в правлении государством и обществе, возникают новые независимые темы. Уже в произведениях художников-шестидесятников наряду с темами величия Советской власти, Победой в Великой Отечественной войне, радостью труда отображаются такие идеи, как свобода, равенство, космос, мир во всем мире и прочие.

«И спустя десятилетия после победы война по-прежнему занимала одно из ведущих мест в советском искусстве. По мере освоения темы победы всенародной войны против врага шел процесс обобщения жизненного материала, всё более глубокого, художественного постижения правды. Особенностью искусства 1970-х годов стало тяготение художников к проблемам нравственного характера, к углубленной трактовке психологии героев... Всё большее значение обрела неординарность подхода к событиям, личностная аннотация автора» [5, с. 108]. Позднее все чаще появляются росписи и цельные комплексные про-

екты, несущие лишь декоративные задачи, задачи украшения архитектуры, без какого-либо идеологического наполнения. В настоящее время многие художники-монументалисты высказывают недовольство по поводу ухода в декоративизм, но действенной системы выхода из данного положения пока никто не предложил.

Ссылки:

1. Artm.info [Электронный ресурс] // База данных по русскому и советскому искусству. — 2015. — URL: http://artru.info/uch/135/ (пров.: 18.10.2015).

2. Выржиковская Л.Я. Немного истории // Кафедра монументально-декоративной живописи. — СПб: Искусство России, 2011. — С. 11-12.

3. История МГХПА [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Москов-ской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова». — 2015. — URL: http://www.mghpu.ru/about/history/ (пров.: 18.10.2015).

4. Леканов В.Г. Комментарий // Кафедра монументально-декоративной живописи. — СПб: Искусство России, 2011. — С. 54-56.

5. Леонова Н.Г. Г.А. Савинов. — Л.: Художник РСФСР, 1988. — 176 с. ил.

6. Пономаренко С.П., Леканов В.Г., Сперанская В.С. Учебные мастера — преподаватели кафедры монументально-декоративной живописи // Ка-федра монументально-декоративной живописи. — СПб: Искусство России, 2011. — С. 79-82.

7. Пономаренко С.П., Леканов В.Г., Сперанская В.С. Художники — преподаватели кафедры монументально-декоративной живописи // Кафедра монументально-декоративной живописи. — СПб: Искусство России, 2011. — С. 60-69.

8. Праски Витти. Учеба в «Мухинке» [Электронный журнал] // Лик. Единая Россия. Чувашское региональное отделение: сетевой электронный журнал.. — №1 (январь-март). — 2012. — URL: http://www.edinros21. ru/?id=50818 (пров.: 18.10.2015).

9. Савинов Г.А. Воспоминания и размышления о работе кафедры монументально-декоративной живописи // Художественное наследие и современность. Сборник научных трудов. Вып. 3. — СПб.: «Астерион», 2004. — С. 174181.

10. Савинов Г.А. Кафедра — это моя жизнь // Кафедра

монументально-декоративной живописи. — СПб: Искусство России, 2011. — С. 40-53.

11. Сахаровский М.Ф. Работа мастера альфрейщика. - Л.; М.: ГОССТРОЙИЗДАТ, 1956. —- 36 с.: ил. - (Рассказы старых мастеров).

12. Шевардин А.В. Психологические особенности восприятия изображения на вертикальных и горизонтальных плоскостях (стена, плафон, пол) // Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов за 2004 г. Альманах Академии. — СПб.: СПГХПА, 2005. — С. 172-176.

13. Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. — Санкт Петербург: Первоцвет, 2007. — 90 с.

СЮИТА ЮРИЯ ФАЛИКА «ЭСТОНСКИЕ АКВАРЕЛИ» (К ПРОБЛЕМЕ: СЛОВО И

МУЗЫКА)

Равикович Лидия Леонидовна

кандидат искусствоведения, профессор кафедры хорового дирижирования

Красноярская академия музыки и театра

YURI FALIK'S SUITE «ESTONIAN WATER-COLOR'S» (TO THE PROBLEM: WORD AND MUSIC)

Ravikovich L.L., candidate of Sciences (Arts), professor Krasnoyarsk State Academy of the Music and Theatre

АННОТАЦИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья посвящена проблеме трактовки стихотворного текста в хоровой сюите выдающегося русского композитора Ю. Фалика. Основное внимание автора сосредоточено на взаимодействии поэтических и музыкальных средств выразительности, что, безусловно, важно в понимании общих закономерностей творческого процесса мастера, его стиля и мышления.

ABSTRACT

The article is devoted to the problem of interpretation of poetical text in suite of chorus of well-known Russian composer Y. Falik. The author's attention is first of all focused on the interaction of poetical and musical means of expression that certainly it is important for us to understand general rules of composer's creative process, his style and mentality.

Ключевые слова: текст, содержание, интонация, ритм, строфа, композиция.

Key words: text, contents, intonation, rhythm, stanza, composition.

В современной отечественной музыке творчество Юрия Фалика относится к числу ярких и самобытных явлений. Произведения его часто исполняют и публикуют, что говорит о неослабевающем интересе к этому талантливому мастеру, получившему заслуженное признание, как у музыкантов-профессионалов, так и у широкой публики.

Композитор создал большое количество произведений для смешанного хора a cappella, среди которых можно назвать такие циклы, как «Триптих» на стихи В. Солоухина (1969), «Осенние песни» на стихи русских поэтов (1970), «Два сольфеджио» (1973), «Незнакомка» на стихи А. Блока (1974), «Зимние песни» на стихи А. Жигулина, Б. Пастернака, Н. Заболоцкого (1975).

Значительное место в творчестве Фалика также занимает жанр хорового концерта, который в 70 - 80-е годы ХХ века (после долгих лет забвения) переживал пору своего возрождения. В русле этой волны композитор написал целый ряд сочинений, среди которых «Поэзы Игоря Северянина» (1979), «Троицын день» на стихи М. Цветаевой (1987), «О, природа» (1988) на стихи Б. Пастернака, «Пушкинские строфы» (1998), «Элегии» на стихи А. Ахматовой

и Н. Гумилева (2001). Они сразу обратили на себя внимание исполнителей и завоевали популярность.

Хоровое творчество Фалика поражает широким охватом тем, глубоким проникновением в образно-эмоциональное содержание поэтического первоисточника, своеобразием и выразительностью мелодико-ритмического и гармонического языка. Опираясь на лучшие традиции русской классики и народного песенного творчества, композитор создал свой особый, индивидуальный строй музыки, отличающийся многообразием и яркой характерностью образов. Эти качества снискали Фалику широкую известность среди дирижеров хора, о чем свидетельствуют многочисленные творческие контакты петербургского мастера с различными исполнительскими коллективами, которые постоянно включают в свой репертуар его произведения.

Так, в середине 70-х годов интерес к творчеству Юрия Фалика проявили хоровые коллективы Латвии и Эстонии. В результате по просьбе латышского ансамбля «Ave sol» был создан хоровой цикл «Зимние песни», торжественный «Cant-vivat» на стихи А. Сумарокова компози-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.