Научная статья на тему 'Печатные издания политических организаций национально-патриотической направленности 1992 1996 гг. (на примере РОСа, РОДа, «Черной сотни»)'

Печатные издания политических организаций национально-патриотической направленности 1992 1996 гг. (на примере РОСа, РОДа, «Черной сотни») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
402
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / РЕДАКТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ТИРАЖ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ / РУБРИКИ ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ / ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ / PRINT EDITIONS / POLITICAL PARTIES / EDITORIAL TEAM / CIRCULATION OF PRINTED EDITIONS / HEADINGS OF PRINT EDITIONS / ELECTIONS OF DEPUTIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бобкова Наталья Петровна

Актуальность темы исследования обуславливается возрастающей ролью малотиражной оппозиционной пропаганды и проявлением интереса к изучению проблемы в историческом аспекте. Предметом научной работы являются первичные печатные издания партий нового формата начала 1990-х гг. XX столетия. В основе исследования лежит принцип историзма, а главным методом является контент-анализ прессы. Результатом работы стал анализ первичных независимых изданий, который позволил автору сделать выводы о том, что все печатные издания политических организаций постсоветского периода различались по типам, содержанию, идеологии, но имели общую цель влияние на массовое сознание избирателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Бобкова Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINTED EDITIONS OF THE NATIONAL-PATRIOTIC POLITICAL ORGANIZATIONS IN 1992 1996 (EXAMPLES OF ROS, ROD, "BLACK HUNDRED")

The increasing role of small-circulation opposition propaganda and the professional interest to the study of this problem in the historical aspect explain the actuality of the present research. It focuses on primary print editions of new-format parties in the early 1990s. The historical principle and general method of content-analysis of the press are basic for this research. The result of the work was the analysis of the primary independent editions which allowed the author conclude that all print periodicals of the post-soviet period political organizations were different in types, contents and ideology, but they had a comon goal: influencing voters’ mass consciousness.

Текст научной работы на тему «Печатные издания политических организаций национально-патриотической направленности 1992 1996 гг. (на примере РОСа, РОДа, «Черной сотни»)»

ИСТОРИЯ

УДК 070.12:329.052

ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 1992 - 1996 ГГ.

(НА ПРИМЕРЕ РОСА, РОДА, «ЧЕРНОЙ СОТНИ»)

Н. П. Бобкова

PRINTED EDITIONS OF THE NATIONAL-PATRIOTIC POLITICAL ORGANIZATIONS IN 1992 - 1996

(EXAMPLES OF ROS, ROD, "BLACK HUNDRED”)

N. P. Bobkova

Актуальность темы исследования обуславливается возрастающей ролью малотиражной оппозиционной пропаганды и проявлением интереса к изучению проблемы в историческом аспекте. Предметом научной работы являются первичные печатные издания партий нового формата начала 1990-х гг. XX столетия. В основе исследования лежит принцип историзма, а главным методом является контент-анализ прессы. Результатом работы стал анализ первичных независимых изданий, который позволил автору сделать выводы о том, что все печатные издания политических организаций постсоветского периода различались по типам, содержанию, идеологии, но имели общую цель - влияние на массовое сознание избирателей.

The increasing role of small-circulation opposition propaganda and the professional interest to the study of this problem in the historical aspect explain the actuality of the present research. It focuses on primary print editions of new-format parties in the early 1990s. The historical principle and general method of content-analysis of the press are basic for this research. The result of the work was the analysis of the primary independent editions which allowed the author conclude that all print periodicals of the post-soviet period political organizations were different in types, contents and ideology, but they had a comon goal: influencing voters’ mass consciousness.

Ключевые слова: печатные издания, политические партии, редакторский коллектив, тираж печатных изданий, рубрики печатного издания, выборы депутатов.

Keywords: print editions, political parties, editorial team, circulation of printed editions, headings of print editions, elections of deputies.

Социально-политические и экономические преобразования в Российской Федерации начала 1990-х гг. отражались на страницах различных печатных изданий, а некоторые из них и провоцировались прессой. В настоящей статье рассматривается роль центральных и региональных печатных средств массовой информации (СМИ) в политических событиях указанного периода.

Следует отметить, что под массовой информацией принято понимать предназначенные для неограниченного круга лиц печатные и иные материалы

[6].

В период коренных преобразований советского государства слова «демократизация» и «гласность» приобрели большую популярность. Главными вопросами политической борьбы, на базе которых формировалась критическая масса напряжения в обществе, были изъяны существующей общественнополитической системы, положение коммунистической партии СССР [24]. С принятием закона СССР от 9 октября 1990 г. № 1708-1 «Об общественных объединениях» стала возможной официальная регистрация политических партий, первыми из которых стали зарегистрированные Минюстом РСФСР 14 марта 1991 г.: Демократическая партия России, Социал-демократическая партия России, Республиканская партия Российской Федерации [9]. К концу июля 1991 г. в стране было зарегистрировано 197 партий и общественных объединений [24].

Формирование и выражение интересов новых объединений происходило благодаря радио и телевидению, а также с помощью печатных СМИ. Сис-

тема иерархической коммуникации, где главным компонентом был приказ, стала меняться на систему демократической коммуникации, где основой становится убеждение [17]. Кроме того, новые перспективы для редакторских коллективов открылись после отмены статьи № 6 Конституции СССР о руководящей роли партии и принятия Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» № 1552-1 в 1990 г.

В качестве материала для анализа первичных периодических изданий (иного вида) новых политических сил следует рассмотреть печатные СМИ таких организаций, как РОС, РОД, «Черная сотня».

Российский общенародный союз (РОС) как общественно-политическое движение был создан по инициативе народных депутатов РСФСР - членов депутатской группы «Россия» и части группы «Союз» в бывшем Верховном Совете РСФСР в 1991 г. Лидером был С. Н. Бабурин. В феврале в 1995 г. РОС участвовал на выборах депутатов Государственной Думы (ГД) в составе избирательного блока «Власть - народу». Блок набрал 1,61 % голосов по РФ и 8,44 - по Омской области. Девиз РОС: «Народовластие - Патриотизм - Справедливость» [13, с. 12]. Наиболее активные организации РОС имелись в г. Москве, Новгородской, Омской и Новосибирской областях [12]. Омское отделение РОС возглавлял В. Б. Николаев - декан математического факультета ОмГУ и в 1994 г. в политической жизни общества активного участия не принимало [1, с. 49].

В Томске РОС являлся соседом ЛДПР по оппозиционной области политического спектра. Партор-

Н. П. Бобкова

13

ИСТОРИЯ

ганизация из 12 человек зарегистрировалась в апреле 1994 г. Возглавлял в Томске «партию Бабурина» ведущий специалист ТОО «Экологический центр» Олег Котиков. В этой же партии состоял адвокат Андрей Ведерников. Томское отделение РОСа выступало за многоукладную экономику при ее государственном регулировании и сохранении значительной доли госсектора. В декабре 1994 г. партия была занята подготовкой к очередным выборам, участвовала в работе общественной палаты, совета патриотических сил, вела оргработу. На январь 1994 г. был запланирован съезд РОС, на который томичи собирались отвезти свой вариант программы [26, с. 3]. В то же время данных о собственных печатных СМИ Томского отделения РОСа автором не найдено.

Анализ периодической печати Кемеровской области и Алтайского края указывает на отсутствие какой-либо информации о численности или деятельности организаций РОС. По всей видимости,

С. Н. Бабурину и его сторонникам не удалось создать структуру политической партии в данных регионах [10, с. 74].

Главным печатным органом общероссийского патриотического движения «Российский общенародный союз» была газета «Омское время». В январе 1992 г. газета выходила в качестве ежемесячного 4-полосного приложения к газете «Коммерческие вести», главным редактором в тот период была Г. И. Кускова, по совместительству помощник депутата С. Н. Бабурина. Ответственным за выпуск четырех полос являлся М. И. Машкарин. Уже в апреле 1992 г. «приложение» переросло в самостоятельную газету. С июля 1992 г. «Омское время» стала выходить еженедельно. Материальную поддержку газете, по данным М. И. Машкарина, в это время оказывал председатель РОС С. Н. Бабурин. Учредителем газеты тогда стало ООО «Омский торговый дом». Тираж газеты варьировался от 13 до 25 тысяч экземпляров. Особенностью этого периодического издания являлась регулярная публикация интервью с известными деятелями оппозиции: Н. И. Рыжковым, С. И. Маня-киным, Г. А. Зюгановым [11, с. 73].

С декабря 1994 г. газета «Омское время» поменяла свое название на «Сибирское время». В ее редколлегию вошли С. Н. Бабурин, А. Г. Тулеев, В. Распутин, Т. Саблина, под редакцией все той же Г. И. Кусковой. В сентябре 1996 г. редактором газеты «Сибирское время» был назначен корреспондент Омского радио А. В. Грасс, являвшийся председателем немецкого культурного общества «Согласие» [22, с. 1].

«Дорогие читатели!!!» - так на первой полосе газеты начинается обращение коллектива редакции. -«Вы держите в руках первый видоизмененный номер газеты «Сибирское время». Мы, творческая редакция, прекрасно знаем и отдаем себе отчет в том, что форма подачи материала, формат газеты играют в общении с Вами важную роль. Мы также знаем и о добром, здоровом консерватизме наших постоянных читателей. Но этот шаг - мера вынужденная, обусловлена она и техническими, и эстетическими, и потребительскими моментами. Да, жизнь становится все быстротечнее, да, идет жесткая бескомпромисс-

ная борьба за умы и сердца людей...» [22, с. 1]. Далее редакция печатного издания сообщала читателям о тех изменениях, которые претерпела концепция газеты. Например, большое внимание стало уделяться местным, городским и областным событиям. В подаче информации редакторы обещали придерживаться не только традиционного принципа «что, где и когда», но и искать ответы на другие вопросы: как, зачем и почему. Кроме того, с 1996 г. редакция газеты сделала ставку на некоммерческие неполитические общественные организации, на религиозные и конфессиональные группы. По мнению редактора, именно эти формирования отражали на тот момент мнения, взгляды, чаяния большой группы людей («Согласие-Айнтрахт», «Надежда-Хоффнунг», «Воз-рождение-Видергебург», Немецкий клуб имени Ф. Ф. Штумпфа) [22, с. 4].

То, что газета «Сибирское время» имела ярко выраженный оппозиционный характер, становится понятным по материалам первой полосы октябрьского номера 1996 г., где в рубрике «событие недели» были размещены публикации о митинге протеста рабочих, учителей и врачей 1996 г. По мнению автора статьи, «бедный народ не может понять доро-гущие областные выставки, разъезды по заграницам с ненасытной свитой.». Также в газете с негативной оценкой приводятся данные об объемах производства, перспективах социально-экономической и экологической ситуации [22, с. 1].

РОСом в исследуемый период издавались и такие печатные издания, как: За единую Россию. История РОС в документах 1991 - 1994 гг. М.: 1995;

С. Н. Бабурин. Российский путь. Становление российской геополитики кануна XX века. Статьи, выступления, интервью 1990 - 1995 гг. М.: 1995; Вестник РОС - информбюро (1994 - 1995 гг.); В. Хайрю-зов. Бабурин: политический портрет. М.: Новатор, 1996. 144 с.

Тираж последнего издания составил 1000 экземпляров, в которых на основе личных впечатлений в ходе многолетнего общения автора с С. Н. Бабуриным сообщается об основных этапах биографии известного политического деятеля посткоммунистической России. На 102 странице размещены стихи под названием «РОС» Ивана Савельева, посвященные С. Н. Бабурину, имеющие, по-видимому, глубокий смысл:

«Не разрешился ни один вопрос.

Чем дальше путь - тем больше сеть вопросов...

Но поднимает выше знамя РОС -

И крепнет в людях дух великороссов.

Прошел по душам времени разлом,

И вырыли нам общую могилу,

Украв страну и обесчестив дом, -

Но честь украсть им не под силу .».

В книге содержится большое количество фотографий из личного архива С. Н. Бабурина (фото родителей, детские фото, армейские, рабочие моменты, с известными личностями: А. Карповым, Л. Леоновым и др.) [25].

В исследуемый период РОСом выпускались листовки без указания тиража. В 1992 г., в период противостояния исполнительной и законодательной

14 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 2

ИСТОРИЯ

власти, листовки РОСа поддерживали Верховный Совет и осуждали действия Б. Н. Ельцина, называя их «антиконституционными», а также призывали к проведению досрочных выборов президента РФ [7]. Кроме того, местные печатные СМИ («Независимая газета» от 12 июня 1992 г., «Вечерний Омск» от 5 июля 1990 г., «Ореол» 1991 г., 1992 г.) уделяли некоторое внимание партии С. Н. Бабурина и непосредственно самому лидеру. Надо сказать, что не все из них доверяли призывам РОСа. Так, например, в 1991 г. в газете «Ореол» корреспондент С. Богдановский приводит данные о том, что С. Н. Бабурин «опровергает самого себя». Автор статьи напомнил читателям, что лидер РОСа неоднократно выступал с заявлениями о том, что не является сторонником Б. Н. Ельцина, однако несколько раз открыто поддерживал президента РФ [16, с. 2].

Интересен тот факт, что на страницах газеты «Сибирское время» 1995 г. речь идет о другой не менее известной политической организации - «Российском общенародном движении (РОД)». В статье «А теперь еще и РОД...» избиратель Н. Павлов подозрительно отнесся ко вновь образованной партии. Причинами недоверия стали скоропалительность создания перед выборами, личность лидера (главы нефтяной фирмы А. Баженова), навязчивость рекламы, щедрые жесты (бесплатные походы в кинотеатры, парки, прогулочные катера), представительство разных конфессий, а также схожесть в названиях «РОД» и «РОС» [21, с. 2].

«Российское Общенародное Движение» (РОД) было на тот момент относительно молодой политической силой, основанное в конце 1994 г. В марте 1995 г. состоялся Учредительный съезд РОД в Омске, который объединил представителей патриотического движения ряда регионов России. Среди основателей движения были: врач и бизнесмен

А. В. Баженов из Омска, а также историк по образованию, журналист В. В. Мошняков из Волгограда. Официальным лозунгом организации являлся «Духовность - Народовластие - Патриотизм». Основным акцентом в идеологии была нацеленность на ограничение и запрещение нетрадиционных конфессий, отстаивание православных духовных ценностей [13, с. 47].

В 1995 г. в Омске вышла брошюра «Народ-Власть-Государство» в цитатах российских мыслителей XVIII - XIX вв. с символикой РОДа на титульном листе. Тираж издания составил 5 тыс. экземпляров. В материале от издателя содержится информация о РОДе, его принципах и о содержании данного издания. Составители брошюры поместили в книгу 511 перенумерованных цитат, сгруппированных по авторам - «мысли наших предшественников, их боль за свою Родину, их неукротимое желание помочь своим соотечественникам». В брошюру вошли цитаты таких деятелей, как К. С. Аксаков,

С. Ю. Витте, П. А. Вяземский, А. И. Герцен,

А. С. Грибоедов, Ф. М. Достоевский, Н. М. Карамзин, Екатерина II, М. М. Сперанский [8].

В следующей брошюре «РОД. Омское областное отделение» 1996 г. содержались материалы II конференции Омского областного отделения РОД. На

страницах издания активно обсуждались вопросы, связанные с успехами и промахами участия в предвыборной кампании 1995 г. Некоторыми участниками конференции были отмечены «промахи движения»: в целом листовки были красочными, яркими, но недостаточно информационными и, кроме того, не было ни одной листовки с фотографией А. Баженова и с его биографией. А В. И. Потапов в своем докладе особенно подчеркивал необходимость четкого определения своего электората; основания своей газеты; широкого использования символики РОДа; использования каналов центрального телевидения [8].

Примечательным является то, что в брошюре приведены выдержки из статей сибирских газет о РОДе, некоторые из которых носили явно негативный характер по отношению к движению. Так, в уже упомянутой нами газете «Сибирское время» от 23 -29 февраля 1996 г. в статье «За народ ли РОД?» автор С. Антонов обратил внимание читателей на то, что четкой позиции относительно кандидатов на пост президента РФ РОД пока не выработа: «. или просчитывают - повезет ли РОДу с Ельциным, как повезло с Полежаевым?». В «Коммерсант-DAILY-Сибирь» дается «ответ» представителей РОДа: «если придется выбирать между Б. Н. Ельциным и Г. А. Зюгановым, мы поддержим нынешнего президента России» [8].

Одним из печатных органов РОДа был журнал «Вера и мужество», который выходил в г. Москве и рассылался в областные подразделения движения РОД, созданные в 65 субъектах Федерации. В это время к выше упомянутым лидерам В. В. Мош-някову и А. В. Баженову присоединился в качестве сопредседателя генерал В. К. Платонов. Председателем редакционного совета журнала был президент корпорации «Русский купеческий дом» В. Нестеров, главным редактором издания был Ю. Белов. Журнал печатался в типографии АО «Новости» тиражом в 10 тысяч экземпляров. По некоторым данным, в 1995 г. вышло пять номеров журнала; тираж шестого номера журнала был в два раза больше - 20 тысяч экземпляров. Распространяли издание по подписке. Кроме того, этот журнал можно было купить в почтовых отделениях, в киосках Роспечати [3]. На страницах издания было много фотографий: крестный ход с участием представителей православного духовенства, военных-казаков, членов РОД; выступление артистов в национальных костюмах (в руссконародном стиле, кавказском, казацком, украинском, индийском), тем самым подчеркивая, что, обозначив «русский вопрос» РОД считает, что «. каждый россиянин, будь он русский, татарин, украинец, белорус или представитель другого этноса, является незаменимой частицей общего организма - Российской нации» [2].

Кроме того, в номерах размещались снимки православных храмов, предметов культуры и искусства, фрагменты национальных праздников, обрядов, а также фото Николая II с подписью: «Его императорское Величество Государь Император в действующей армии» и т. п. Редакторский коллектив трудился в рамках следующих рубрик: «С Богом!», «Верую»,

Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 2 15

ИСТОРИЯ

«С точки зрения юриста», «Дорога к храму», «Если Родина в опасности», «О времени и о себе», «За рубежом», «Жизнь замечательных людей», «Листая старую тетрадь». В журнале также печатались материалы РОДа, предоставленные авторами из Омска, Москвы, Ростова-на-Дону, Новочеркасска, где структурные подразделения РОДа были наиболее активны. Так, в номере 5-95 главный редактор журнала Михаил Смыслов в рубрике «Страничка главного редактора» в статье «РОД шагает по стране» признается в солидарности с омичами-родовцами: «... в самой что ни на есть Российской глубинке, на которую мы, москвичи, в гордыне своей забыли когда и оглядывались, выросли люди, способные мыслить и поступать по-государственному.» [2].

Газетой Омского областного отделения «Российского Общенародного Движения» являлось общественно-политическое издание «Родина», выходившее в 1995 г. Ответственным за выпуски газеты «Родина» была Т. Ю. Вихляева. Тираж газеты составлял 990 экземпляров. Тематика газеты была посвящена анализу общественно-политической ситуации в России и в странах ближнего зарубежья [19]. На первой полосе первого выпуска газеты в октябре 1995 г. содержалась следующая информация: «Одной из целей РОДа является установление связей с единомышленниками в СНГ и Балтии, стратегическое сотрудничество с ними. Поэтому ближайшие номера газеты «Родина» будут посвящены анализу общественнополитической ситуации в странах ближнего зарубежья», а также статьи: «Ростовские мероприятия РОД-проблема выживания Российской нации на повестке дня», «Россия-Грузия: вчера, сегодня, завтра», «Обращение к зарубежным «Новаторам» и всем рас-членителям России» и агитационный лист за кандидата в депутаты Государственной Думы РФ по Общефедеральному округу В. В. Мошнякова [20, с. 1]. Автором найдено всего 2 номера газеты, по некоторым данным, это были единственные выпуски издания.

В 1995 г. в информационном поле Омского региона появилось еще одно издание с ярко выраженными политическими позициями по заказу ПрессЦентра РОД тиражом 990 экземпляров. Так, в № 1 газеты «За народ» были размещены следующие рубрики: «Слово к читателю», «Знакомьтесь - новая книга», «Отражение курса реформ» в сельской печати, «Армия вчера, сегодня, завтра», «РОД обращается к учителям», «Страницы истории», «Нам пишут», «Символика РОД». В первой рубрике В. Гордиенко (председатель Омского областного отделения РОД, он же ответственный за выпуск) обращается к читателям с такими словами: «. только одно движение, пользующееся безграничным доверием россиян, способно вывести страну из кризиса и создать правительство народного доверия. Это - РОД. Ибо только оно провозгласило высшими ценностями права и свободы граждан» [4].

Немного позже на страницах февральского номера «Омской правды» 1996 г. разместилась статья с негативным отзывом одного из преподавателей ПТУ города Омска о деятельности РОД. По ее мнению многих настораживают те самые слова лидера

В. Гордиенко о том, что только РОД способно вывести страну из кризиса и только РОД отражает интересы граждан [14, с. 3].

В январе 1996 г. вышел в свет ежемесячный спецвыпуск газеты «За народ» - «Der Werdegang» тиражом 999 экземпляров. В газете немецкого культурного общества «Согласие» информация подавалась в рамках следующих рубрик: «Немецкое культурное общество «Согласие» - программные документы»; «Визы в Германию: экономический беспредел продолжается»; «Бруно Рейтер: человек на трех стульях». В редколлегию входил уже упомянутый выше А. Грасс [5].

Общественно-политическая газета «Воскресенье» также являлась периодическим изданием Омского областного отделения РОД. Инициатором этой газеты выступила Омская областная администрация, которая в то время поддерживала идеи РОД. В начале 1996 г. кандидатура Т. И. Зубрицкой называлась в ряду тех, кто мог бы возглавить печатный орган РОДа. Постепенно газета приобрела форму иллюстрированного цветного журнала, учредителем, издателем и распространителем которого являлось «Региональное информационное агентство ЦЕНТР». Тираж журнала составлял 5000 экземпляров. Журнал издавался в г. Омске, на страницах практически не было агитационных материалов РОДа [1, с. 53]

Кроме вышеперечисленных изданий, имели место и несколько иные по форме и содержанию, но также с символикой РОДа. К ним относятся: календари с лозунгом «За Россию единую и неделимую», некоторые со словами А. С. Пушкина: «Ничто не может нас среди мирских печалей успокоить, ничто, ничто. едина разве совесть»; буклеты РОДа «Россия единая и неделимая», на 1 полоске размещались краткие сведения о движении, на 2 - фото и основные позиции лидеров движения: А. В. Баженова,

В. В. Мошнякова, В. К. Платонова, на 3-й - позиции самого движения; листовки РОДа с подобным текстом:

«Разных партий в Думу набрали .

Одно лишь успели понять:

Демократию мы не создали

РОД готов за народ постоять!

РОД - это не партия, а объединение народов России, которое действует в интересах России! Голосуйте за РОД!» [7].

Следует рассмотреть особенности печатных изданий еще одной политической организации, возникшей после утраты коммунистами гегемонии власти в стране, «Черной сотни». Исследователь данного явления С. Степанов отмечал, что термину «черная сотня» суждено было родиться дважды. В политический лексикон начала ХХ века это словосочетание вошло как презрительная кличка участников патриотических манифестаций и погромов. По данным исследователя многие положения черносотенной идеологии переплетались с официальной монархической доктриной, платформой националистов, а в некоторых случаях с октябристской программой. Эта идеология не была единой [23].

Возрождение черносотенного движения наблюдалось в конце и после перестройки. Организация-

16 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 2

ИСТОРИЯ

правопреемница ставила перед собой задачи следующего характера: возрождение в России православного государства и общества в интересах русского и иных коренных народов; воссоздание Единой, Великой и Неделимой Российской Империи. В программе было прописано, что в стране дискриминация по национальному признаку не допускается

[15].

В 1992 году член общества «Память» А. Р. Штиль-марк начал издавать газету «Чёрная сотня», которая выходила в Москве под эпиграфом «За веру, Царя и Отечество» тиражом 5000 экземпляров. По словам редактора, пять лет жизни он «потратил» на организацию «Память», что поначалу казалось напрасной тратой времени, но впоследствии стало понятно -накоплен опыт организационной работы, опыт макетирования газеты. Но когда организация стала поддерживать политику Б. Н. Ельцина, А. Р. Штильмарк и его команда летом 1992 года решили уйти и создать новую организацию. «Тогда мы осознанно пошли на некий эпатаж: да, мы - «Чёрная Сотня», Русская организация, бескомпромиссная в своей идеологии, искренняя, непримиримая к врагам России», -сообщал А. Р. Штильмарк [15].

Так редактор вспоминал выпуск первых номеров газеты: «Весь макет первых номеров печатали на обычной машинке, заголовки рисовали от руки -фломастерами, плакатными перьями, кисточками. Приклеивали текст к чистому листу бумаги, подгоняли, переклеивали. На полу раскладывался макет, номер был тогда маленьким, восьмистраничным. Потом стал 16-страничным, потом - 36-страничным... Кто-то рисовал обложку, кто-то фотографировал, и эти фотографии мы тоже приклеивали к бумаге, сооружая макет. Компьютерный набор стал применяться только в 1998 г.» [15].

В статье газеты 1996 г. «Великая ложь нашего времени (к итогам выборов)» были опубликованы размышления черносотенцев о демократии, их собственное представление о «добре и зле». По мнению авторов, народовластия не существует, выборы «никаким образом не выражают волю избирателей, но руководятся собственным расчетом.». Также черносотенцы считали понятия «воля народа», «массовое сознание» частью популизма [27, с. 1].

Несколько позже, за рамками исследуемого периода, газета исчезла из информационного поля, но появился журнал «Православный набат». В одном из интервью А. Р. Штильмарк прокомментировал эти изменения так: «а знаете, надоело быть преследуемыми, наравне с националистами, бандитами, бомжами... Пусть наши идеи будет отражать «Право-

славный набат» - это наш новый журнал с другим названием, но прежней идеей» [15].

Итак, изменение расстановки сил на рынке СМИ, появление в 1990-е гг. «независимой прессы» создало новые возможности использования печати для достижения целей политиками, используя весь арсенал - от информирования до фальсификации и манипуляции общественным мнением с использованием СМИ [17].

Таким образом, анализ первичных независимых изданий позволяет нам сделать следующие выводы:

- все печатные издания политических организаций можно разделить на группы: основные издания, отражающие общую позицию партии; книги, брошюры и другая мемуарная литература; рекламная продукция (листовки, буклеты, календари); а также публикации политических лидеров в центральных и местных газетах;

- характер переживаемых Россией событий, в первую очередь политические дискуссии и агитация, нашёл своё отражение на всех, без исключения, страницах политической печати в регионе;

- рассматриваемый период был временем относительной независимости политической оппозиционной печати; последующие события повлияли на «смещение» приоритетов СМИ в область провластного «режиссирования», сервильности перед государственным аппаратом или просто «бизнеса».

Что касается риторики статей и агитационных материалов на страницах рассмотренных печатных изданий национально-патриотических движений, то она очень напоминает тактику политических организаций - спойлеров во время избирательных кампаний и выборов, то есть участия с целью «отрыва голосов» от основных претендентов на власть в Российской Федерации. С одной стороны, злободневные статьи в рамках типичных рубрик: «письма с фронта», «репортажи из гущи событий», «народная трибуна», «предвыборные программы», «критика и сатира» и т. д. А с другой стороны, если посмотреть в ретроспективе, это такие же «выразители дум народных», как и те партии и движения, что уже преуспели в политической карьере. Сегодня не наблюдается активной деятельности национально-патриотических движений, как и значительных тиражей их печатных изданий. Однако данные организации выполнили свою миссию в формировании трех- или даже четырехпартийной политической системы. Их идеи нашли отражение в программах оппонентов и соратников, а лидеры заняли свои места в общественнополитической нише России.

Литература

1. Бекбаева А. Г. Становление и проблематика национальной периодической печати Западной Сибири 1990 - 2002 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Омск, 2011. 232 с.

2. Вера и мужество. 1995. № 5.

3. Вера и мужество. 1996. № 6.

4. За народ. 1995. № 1.

5. За народ. 1996. Спецвыпуск.

6. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 02.07.2013) "О средствах массовой информации". Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.09.2014).

7. Личный архив Н. П. Бобковой. Листовки, календари, буклеты РОДа.

Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 2 17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИСТОРИЯ

8. Народ-Власть-Государство в цитатах мыслителей XVIII - XIX вв. М., 1995. 95 с.

9. Никто не хочет выходить из подполья // Журнал «Коммерсантъ-Власть» № 1 (51) от 31.12.1990. Режим доступа: http://dictionary.sensagent.com. Перестройка.ги/ (дата обращения: 02.09.2014).

10. Новиков В. С., Новиков С. В. Региональные отделения политических партий и печатные СМИ в процессе формирования предпочтений избирателя. 1992 - 2000 гг. На материалах Западной Сибири: монография / под ред. В. Н. Худякова. Омск: ИПК Макшеевой Е. А., 2011. 200 с.

11. Новикова И. В., Новиков В. С., Новиков С. В. Влияние печатных СМИ на результаты избирательных кампаний федерального уровня. Омское Прииртышье. (1992 - 2003 гг.): монография / под. ред. С. В. Новикова. Омск: Сфера, 2007. 340 с.

12. Новосибирский политический справочник / под ред. А. Г. Осипова. Новосибирск: Сибирь-Форум, 2001.

13. О политических партиях и движениях Омской области // Информационный вестник. Омск : РЦСО, 1999. - 53 с.

14. Омская правда. 1996. 22 февраля. № 35.

15. Организация «Черная сотня». Режим доступа: http://sotnia.ru/ (дата обращения: 05.09.2014).

16. Ореол. 1992. № 2.

17. Пеньков В. Ф. Коммуникативный ресурс политического процесса в России 1990-х - начала 2000-х гг. Режим доступа: http://www.intelros.ru/ (дата обращения: 29.04.2014).

18. «РОД. Омское областное отделение». Омск: Магик, 1996. 103 с.

19. Родина. 1995. Октябрь. Вып. 1.

20. Родина. Специальный номер по национальной проблематике РОД. 1995. Октябрь. Вып. 1.

21. Сибирское время. 1995. 8 сентября. № 36.

22. Сибирское время. 1996. Октябрь. № 38.

23. Степанов С. Черная Сотня. Режим доступа: http://neofit.narod.ru/ (дата обращения: 04.09.2014).

24. Формирование многопартийности в России. Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/ (дата обращения:

11.05.2014).

25. Хайрюзов В. Бабурин: политический портрет. М.: Новатор, 1996.

26. ЦДНИ ТО. Ф. 5643. Оп. 1. Д. 204. Л. 3. Томский вестник от 6 декабря 1994 г.

27. Черная сотня. 1996. № 6.

Информация об авторе:

Бобкова Наталья Петровна - аспирант кафедры философии, истории, экономики и права Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина; volodina 84 [email protected].

Natalya P. Bobkova - post-graduate student at the Department of Philosophy, History, Economics and Law,

P. A. Stolypin Omsk State Agrarian University.

(Научный руководитель: Малышенко Геннадий Иванович - доктор исторических наук, доцент кафедры философии, истории, экономики и права Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина.

Scientific advisor: Gennady I. Malyshenko - Doctor of History, Associate Professor at the Department of Philosophy, History, Economics and Law, P. A. Stolypin Omsk State Agrarian University).

Статья поступила в редколлегию 10.09.2014 г.

18 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.