Научная статья на тему 'Некоторые типологические особенности печатных СМИ Республики Армения'

Некоторые типологические особенности печатных СМИ Республики Армения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1550
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЕНИЯ / ПЕЧАТНЫЕ СМИ / ДЕЛОВАЯ ПРЕССА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алексеенко Дмитрий Игоревич

Независимые печатные СМИ Армении, как и в других постсоветских странах, имеют сравнительно недолгую историю существования. За практически 22-летную историю печатные издания нашли свою нишу в информационном пространстве страны. Особенности становления независимых периодических изданий в до и после советское время автор данного исследования попытался раскрыть в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые типологические особенности печатных СМИ Республики Армения»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ

УДК 316.77(091)

Дмитрий ИгоревичАлексеенко

Российско-Армянский (Славянский) университет

НЕКОТОРЫЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИПЕЧАТНЫХСМИ

РЕСПУБЛИКИАРМЕНИЯ

Независимые печатные СМИ Армении, как и в других постсоветских странах, имеют сравнительно недолгую историю существования. За практически 22-летную историю печатные издания нашли свою нишу в информационном пространстве страны. Особенности становления независимых периодических изданий в до и после советское время автор данного исследования попыталсяраскрыть в данной статье.

Ключевые слова: Армения, печатные СМИ,

До перестройки пресса Армении являлась подсистемой советской печати и развивалась на тех же идеологических, экономических, социокультурных основаниях, что и СМИ других союзных республик, входящих в состав СССР. По вхождении Армении в состав Советского Союза новые власти в качестве мощного средства влияния на сознания масс отдавали большое значение развитию печатных СМИ и сформировали ее по единой идеологической схеме, в основе которой лежал еще декрет 10 ноября 1917 года о печати. В свете формирования однопартийной политической системы большевистская печать выражала нетерпимость по отношению к любым небольшевистским средствам информации, к такому понятию, как свобода мысли и слова, в чем власти видели опасность для государственности. Пресса в Армении, как и в других советских государствах, развивалась в крайне сложной социально-экономической и политической ситуации. Крайне ограничены были материально технические ресурсы, попросту не было печатных станков, бумаги и самое главное - квалифицированных специалистов. Однако данный кризис постепенно угасал, и пресса начала развиваться. Печатные издания активно освещали правительственные решения КПСС, декреты, постановления Наркомов, освещалась партийная жизнь в целом. Однако следует отметить, что вся непартийная пресса исчезла с горизонта.

Первым периодическим изданием в советской Армении является газета «Коммунист» [3], она начала издаваться в 1920 году на армянском языке. Далее на арене начали появлять-

деловая пресса.

ся русскоязычные издания, такие как «Наша Правда», «Известия Центрального комитета коммунистической партии Армении. На азербайджанском выпускалась газета «Ранчпар», на курдском «Риа - Таза» и т. д.

Серьезная работа проводилась по освещению советской идеологии в Восточной части Армении. С этой целью были основаны такие периодические издания, как «Нор Аревелк» (новый восход) и «Кармир орер» (красные дни). С целью освещения проблем так называемой «Всемирной социалистической революции» в Армении начала издаваться газета «Новый восход» (1922 год). Периодике данного этапа был присущ революционный пафос. Переход к нэпу в 1921 году спровоцировал большое количество споров в прессе. Начали печататься критикующие власть статьи, был поднят вопрос о свободе слова. На что власть ответила статьей В. И. Ленина «Наболевшие вопросы», по которой вопрос о свободе слова фактически был закрыт и в советской Армении. В дальнейшем все события в стране освещались с точки зрения официальной советской идеологии.

В первые советские годы большое внимание было обращено на создание местных изданий для советских государств. Изначально данная идея воплощалась путем специальных листовок. Далее появилась и студенческая пресса. Первенцем считается созданная при участии Центрального комитета ВЛКСМ газета «Молодой коммунист», издавалась на армянском языке. Уже к 1923 году в Армении издается порядка 8 студенческих газет. В особенности следует отметить издание компартии Арме-

нии «Авангард» (ред. ЕхиаЧубар). Изначально тираж газеты составлял 1000 экземпляров, к 1988 году достиг показателя 240000 [3].

Во времена Великой отечественной войны перед прессой была поставлена задача воодушевлять население страны победами Красной армии и великими подвигами советских граждан. Советская пресса встала перед задачами преобразования прессы на военный лад, вследствие чего пришлось сократить гражданскую прессу. Были созданы также и армянские периодические издания военной тематики, однако издавались вне Армении.

После войны на время было приостановлено развитие прессы. К 1950 годам пресса в Армении, да и в Союзе в целом, достигла дореволюционного показателя, тиражи газет сокращались.

Уже к 1970 годам армянская советская пресса более развивалась вертикально. Издавались 81 газета с общим тиражом в 1,117 млн экземпляров. Порядка одной газеты на одного совершеннолетнего советского гражданина (данный показатель сократился в сотни раз на данный момент). К 1985 году армянская пресса насчитывала уже 91 издание с общим тиражом в 1,560 млн экземпляров. Печать вся была партийная, не было альтернативной прессы. В основном большой популярностью пользовались газеты «Коммунист», «Авангард», «Вечерний Ереван».

Начатый в 1985 году процесс перестройки, привел к освещению в прессе недостатков советской идеологии и строя в целом. Начали издаваться «Хроника текущих событий», «Гласность», «Экспресс-хроника», «Меркурий», «Община», «День за днем», «Благовест», «Референдум», «Российские ведомости», «Демократическая оппозиция» и т. д. Данные издания носили свободный, демократичный характер. Идеологией данных газет было изменение, свержение советского строя, разрушение советских утопий. Газеты начали принимать активное участие в формировании свободной мысли в стране.

В 1987 году начались издаваться газеты «Гласность» и «Независимость». Газеты издавались на двух языках при содействии некогда советского диссидента Паруйра Айрикяна (кандидат в президенты на выборах в Армении в 2013 году). Данные газеты представляли собой первые оппозиционные издания в стране и сыграли большую роль в формировании свободной мысли в сознании граждан советской Армении.

После распада Советского Союза средства массовой информации Армении радикально изменились. На пороге независимости СМИ Армении должны были пройти путь от вертикальной и партийной структуры прессы к горизонтальной и коммерческой. Вся советская журналистика была направлена на пропаганду советского образа жизни, на воспитание истинного коммуниста и патриота. После распада партии и идеологии закрылось большинство партийных газет в Армении, на их базе начали открываться независимые издания. Далее определяющим фактором в становлении постсоветской прессы послужил распад административно-командной системы управления прессы. Тем самым исчезла вертикаль прессы от газеты партии до районных изданий. Стали появляться первые предпосылки налаживания системы свободной и демократической прессы.

Получив независимость, газетные издания в Армении недолго находились в руках журналистских сообществ и были стремительно приобретены политическими и бизнес-структурами.

Армянская пресса в своем развитии, как и почти все сферы деятельности, отстали в развитии от большинства постсоветских стран ввиду нестабильной политической ситуации в Армении и внешнеполитических конфликтов. Процесс зарождения новых СМИ в Армении проходил на фоне карабахского движения, которое оказало решающее влияние на армянскую прессу в начале 90-х годов. Первые армянские независимые газеты должны были, прежде всего, проделать сложный путь перехода от пропагандистских листовок до газет в обычном смысле этого слова. Образцы армянских печатных изданий в 1989-1991 годах были по формату и содержанию, действительно, похожи на типичные листовки с пламенными воззваниями и призывами [4].

Подписание меморандума о независимости Армении (1991 год) стало точкой отсчета для жизни новой прессы Армении. В октябре 1991 года был подписан закон о «Прессе и средствах массовой информации», по которому не только была разрушена система однопартийной печати, но и провозглашалось такое понятие, как свобода слова и свобода прессы. Данный закон спровоцировал интенсивный рост периодических изданий. Уже к 1992 году в Армении насчитывалось 40 газет. Некоторые советские издания сохранились, поменяв на-

правленность, и сократились в тираже в сотни раз. Демократические процессы и развивающиеся рыночные отношения влияли на структуру прессы и изменяли ее язык и стиль.

Уже к 1999 году пресса в Армении резко сократилась. После трагедии расстрела ряда важнейших лиц государства (председателя Национального собрания, премьер-министра) официальная Армения была в неком шоке. Оправиться удалось к концу 2000 года, когда пресса стала полностью служить политическим и оппозиционным силам в период накала политической ситуации. К 2002 году пресса Армении насчитывала 98 газет с общим тиражом в 300 тыс. экземпляров (порядка 0,1 газета надушунаселения) [5].

По итогам 2011 года в Армении насчитываются 137 периодических изданий с общим тиражом в 400,000 экземпляров [6].

Партийная принадлежность прессы, как оставшееся с советских времен наследие, была перенята армянскими СМИ начала 90-х годов. Своими печатными органами обзавелись почти все действующие на тот момент партии, в частности, Объединение «Национальное самоопределение» (газеты «Анкахутюн» и «Свобода»), Армянское общенациональное движение («Айк») и др. В частности, отметим, что самым влиятельным печатным изданием в Армении в период 1992 -1994 годов являлось именно «Айк». Газета принадлежала правящей партии Армянское общенациональное движение, первым лицом которой был президент Армении Левон Тер-Петросян. Контент газеты в период 1992-1994 годов был заполнен патриотической тематикой, военной хроникой.

Таким образом, начало своего становления армянская пресса оттянула до 1994-1995 годов, тем самым на порядок отстав в развитии от стран-соседей.

По прошествии почти 22 лет развития независимой прессы Армении возможно уже подвести некоторые промежуточные итоги и оценить эффективность проделанной работы по возрождению журналистики.

Эволюционный переход от партийной к классической печатной прессе в течение 22 лет оказался неполным. Газеты сохранили высокую степень субъективной идеологизирован-ности. Издания фактически делятся на про-властные и антивластные, золотой середины между ними почти нет. Подобная пристрастность превращает СМИ, скорее, в средство пропаганды.

Однако поскольку почти ни у одного из печатных изданий ежедневный тираж не превышает 3000-5000 экземпляров, печатные СМИ Армении играют ограниченную роль в информировании общества. Отставание печатных СМИ от новых медиа обусловлено, в том числе, неиспользованием возможностей технического прогресса для продвижения своей продукции. Также сказывается низкая рентабельность газет, и бизнес не рассматривает средства массовой информации как средства дохода.

Так, не у всех газет есть сайты, которые при желании могли бы успешно соперничать с другими электронными СМИ, а имеющиеся сайты печатают материалы с опозданием и не стремятся к модернизации. В числе одной из главных причин финансовой слабости печатных СМИ - ограниченность рынка коммерческой рекламы.

Печатные издания, как и иные СМИ, не рассматриваются как бизнес. Данный фактор крайне важен с учетом того, что, если смотреть на прессу с точки зрения самодостаточного хозяйствующего субъекта, можно говорить хоть о каких-либо предпосылках создания качественной журналистики. В реалиях рынка информационных услуг в целом и периодической прессы в частности предоставление объективной информации отходит на второй план, уступая место политической борьбе.

В качестве своеобразного феномена армянской журналистики следует отметить оппозиционную печатную прессу Армении.

Среди оппозиционных газет Армении можно назвать: «Айкакан жаманак» («Армянское время»), «Грапарак» («Площадь»), «Жаманак» («Время»), «Жоговурд» («Народ»), «Чоррорд инкнишханутюн» («Четвертое самовластие») и др. Все указанные издания зарегистрированы как общества с ограниченной ответственностью.

Флагманом оппозиционной прессы в Армении в период становления независимой прессы принято считать «Иравунк» («Право»), которая выходит два раза в неделю тиражом 10 тыс. экземпляров, хотя заявлен тираж на 50 тыс. [1.С. 2].

Издание было основано в 1989 году союзом «Конституционное право». В середине 90-х годов после запрета на выпуск газет, принадлежащих или поддерживающих партию Армянской революционной федерации Даш-накцутюн, «Иравунк» стал самой многотираж-

ной газетой в Армении, выражающей мнение объединенной оппозиции. На основе этой газеты образовался целый издательский дом, выпускающий в том числе адаптированные варианты известных российских газет и изданий. Газета издается в Ереване и распространяется во всех регионах Армении.

Другим лидером оппозиционной прессы является газета «Айкакан жаманак». Газета выходит тиражом в 7 тыс. экземпляров и выступает в поддержку радикальной оппозиции и Левона Тер-Петросяна. Главным редактором газеты является оппозиционер, член партии «Армянский Национальный конгресс» Николь Пашинян [2. С. 16]. Газета заполнена в основном критическими статьями по отношению к действующей власти. Стилистическую палитру текстов газеты можно охарактеризовать как крайне фамильярную и несдержанную. Редакции газеты присущи крайний радикализм в текстах и во многих случаях излишняя эмоциональность. Газета распространяется на всей территории Армении, в основном в областях Армении.

Остальные оппозиционные газеты «Жаманак» («Время»), «Жоговурд» («Народ»), «Чоррорд инкнишханутюн» («Четвертое самовластие») также представляют собой аналогичного типа издания, но уступающие своему аналогу в политическом влиянии. Таким образом, оппозиционная газета «Жаманак» издается 5 раз в неделю с тиражом в 4 тыс. экземпляров [2. С. 17]. Аналогичные тиражи и у газеты «Четвертое самовластие». Необходимо отметить, что почти все оппозиционные печатные СМИ Армении так или иначе связаны с именем первого президента Армении Левона Тер-Петросяна. Общий ежедневный тираж оппозиционной прессы составляет порядка четверти всех изданий в стране.

Что касается провластной прессы, отметим, что власть не в достаточной степени заинтересована в лоббировании своих интересов через печатные издания. Осознавая низкий интерес к газетам у населения, государство делает упор как на средство пропаганды своих интересов на электронные СМИ, аудитория которых насчитывает порядка 300-400 тыс. человек в день, в десятки раз больше потенциала газетных изданий.

Тем не менее, интересы государства представлены в прессе такими изданиями, как «Республика Армении» и «Айастани Анрапе-тутюн» (в переводе тоже - «Республика Арме-

нии», газеты являются раздельными). Газета «Республика Армении» является государственным изданием, рассчитанным на русскоязычную аудиторию страны, и издается на русском языке тиражом в 3 тыс. экземпляров 2 раза в неделю. В основном газета освещает работу государственных структур и текущие социально-экономические изменения как в стране, так и за ее пределами.

Относительно газеты «Айастани Анрапе-тутюн» отметим, что газета и ее одноименный русскоязычный аналог «Республика Армения» первоначально были учреждены армянским парламентом в 1990 году как единое издание, но вскоре отделились друг от друга. С 12 января 2001 года «Айастани Анрапетутюн» прекратила выходить в свет в связи с необходимостью привести свой юридический статус в соответствие с требованиями нового Гражданского кодекса и пройти регистрацию. В феврале государство в лице правительства создало ЗАО «Анрапетутюн», которое, в свою очередь, учредило газету «Айастани Анрапетутюн». Тираж газеты также составляет 3 тыс. экземпляров с периодичностью 5 раз в неделю.

В качестве негосударственной провластной прессы можно отметить газеты «Голос Армении» и «Азг». Газета «Голос Армении» также издается на русском языке. Тираж газеты составляет 2 тыс. экземпляров, издается газета 3 раза в неделю.

Наиболее влиятельной негосударственной армяноязычной провластной газетой является газета «АЗГ» («Нация»). Газета создана 16 февраля 1991 года как газета, издающаяся три раза в неделю. С 1992 - ежедневная газета. С 1999 года «Азг» имеет сайт, который ежедневно обновляется. Интернет-версия газеты представлена на четырех языках: армянском, русском, английском, турецком. Читают ее в 70 странах мира, ежедневно в среднем 2500 человек.

В настоящее время тираж «Азг» составляет 3 тыс. экземпляров.

Характерной особенностью армянских печатных СМИ является также засилье желтой прессы, занявшей огромную нишу в политической журналистике и привлекающей значительную читательскую аудиторию.

Процесс трансформации оппозиционной прессы в желтую длился полтора десятилетия и привел к размыванию границ между серьезными и бульварными изданиями. Публикация непроверенной информации, пространные ана-

литические статьи на основании слухов и домыслов, к сожалению, фактически стали нормой в армянской прессе. Став нормой, данные процессы формируют высокий спрос на подобного рода информацию, что делает процесс выживания качественных периодических изданий крайне сложным. К данным видам желтых изданий можно отнести порядка 80 % оппозиционных изданий, включая описанные выше.

Неким особняком в этих процессах стоят русскоязычные СМИ, также пережившие определенную эволюцию и пытающиеся приспособиться к нынешним реалиям. Газеты, выходившие и выходящие в Армении на русском языке, в основном предназначены для интеллигенции. Сегодня на русскоязычную читательскую аудиторию, помимо указанных выше, направлена газета «Новое время». Издание появилось в 90-х годах, была в оппозиции к первому президенту Армении Левону Тер-Петросяну, к ныне действующим властям относится лояльно.

Рынок русскоязычной прессы представлен всего лишь пятью изданиями. Это упоминавшиеся «Голос Армении», «Новое время», а также государственная газета «Республика Армения», «Собеседник Армении» и «Деловой экспресс».

Деловые печатные СМИ - новый для армянской прессы формат издания. Они появились в первые годы независимости Армении как самостоятельного государства. Флагманом деловой прессы Армении принято считать газету «Деловой экспресс». Основным поставщиком контента служат экономические информационные агентства Армении. Однако сложности развития армянской экономики стали препятствовать дальнейшему развитию деловой прессы в целом.

Деловая пресса в Армении не является востребованным инструментом в экономической жизни страны. Данный фактор обусловлен отсутствием основного источника информации для деловой прессы - развитого фондового рынка в стране, а также отсутствия сырьевой биржи. В западных странах биржи являются неиссякаемым источником важнейшей информации, которая пользуется большим спросом, вследствие чего является стимулом для развития данного вида печати.

Вторым сдерживающим фактором развития деловой прессы является высокая монополизация рынка Армении. Практически все рынки товаров первой необходимости монополизированы. Разрушительный для деловой прессы монополизм просочился практически во все

крупные отрасли экономики. Предприниматели, действуя фактически не в рыночных условиях конкуренции, не нуждаются в деловой информации.

Третий фактор, и самый основной, - убыточность экономических изданий ввиду малого спроса и скудного рекламного рынка, что есть следствие монополизированной экономики. Предприниматели не нуждаются в рекламе в том объеме, который могла бы обеспечить экономика на основе конкуренции. Их товары, являясь безальтернативными на рынке потребления, не нуждаются в рекламе.

В данной связи можно назвать деловое издание «Капитал», которое вследствие нерентабельности было вынуждено свернуть свою деятельность и прекратить существование.

Таким образом, пресса Армении в XXXIX веках пережила имела три основных этапа. Первый представлял собой становление советской прессы. В данный период армянская периодика развивалась по законам и на основе идеологии советского периода, что присуще всем советским государствам. К 1985 году, после начала перестройки, пресса Армении постепенно начала входит во вторую трансформационную фазу. В 1991 году после приобретения независимости армянская пресса вступила во второй этап, ознаменовавшийся созданием демократических основ для развития прессы. Глотком воздуха для армянской периодики стал закон о прессе и средствах массовой информации РА, по которому периодическая печать Армении начала развиваться на основах свободы слова и свободы печати. Ближе к началу XXI начался третий период изменений в армянской периодике, что было ознаменовано сближением прессы и политики. Пресса постепенно превратилась в рычаг формирования общественного мнения путем политической пропаганды. В связи с этим вся неполитическая пресса осталась за занавесом общественной жизни страны. Исчезли деловые издания и развлекательная пресса, которые в поисках своих потребителей перебрались в более рентабельный и свободный рынок, получив статус электронных СМИ.

Список литературы

1. Ереванский Пресс клуб : мониторинг армянских СМИ.

2. ОБСЕ-Мониторинг печатных СМИ Армении. - 2012.

3. URL : http://www.azg.am/AM/print/201111 1223.

4. URL : http://www.100storon.ru/smi_20_ years/20111110/249453194.html.

5. URL : http://www.armstat.am/file/article/sv-03-04r_513.pdf.

6. URL : http://www.mediamax.am/am/news/ media/2358/.

Bibliography

1. Erevanskij Press klub : monitoring

armjanskih SMI.

2. OBSE-Monitoring pechatnyh SMI Armenii. -2012.

3. URL : http://www.azg.am/AM/print/201111 1223.

4. URL : http://www.100storon.ru/smi_20_ years/20111110/249453194.html.

5. URL : http://www.armstat.am/file/article/sv-03-04r_513.pdf.

6. URL : http://www.mediamax.am/am/news/ media/2358/.

УДК 316.77(091)

Татьяна МихайловнаАртишевская

Челябинский государственный университет

ВЛИЯНИЕ СМИНА ОБРАЗ ГЕРОЯНАШЕГО ВРЕМЕНИ

Представлены результаты соцопроса студентов журналистов на определение «героя нашего времени», что является проекцией самого себя на социум и журналистскую деятельность.

Ключевые слова: медиасреда, аксиология, ценностные ориентации, коррекция.

Возвращаясь к теме аксиологического наполнения медийного пространства, хочется заострить внимание на том, как средства массовой коммуникации могут изменить не только настроение человека, но и повлиять на их ментальные особенности. По мнению Д. В. Хова-лыг, деятельность средств массовой информации и массовой коммуникации находится в искусственно сформированном противоречии с законами духовного производства, поэтому в целом не способствует созданию общей системы нравственных ориентиров российского общества, объединяющих его ценностей, адекватных ментальным запросам аудитории [3].

А если это так, то остается открытым вопрос - нужно ли осуществлять коррекцию медийной политики как важнейшего средства формирования информационной культуры и кто это может делать? Казалось бы, ответ очевиден: в первую очередь журналисты, отражающие мнения представителей государственного и общественного сектора; мнения частных лиц о различных проблемах в стране; свое собственное мнение, когда очень надо его выразить по какой-либо проблеме. Но журналист, так же, как все люди, переживает эффект воздействия

от информации любого содержания. Особенно если эта информация связана с развитием экономической и политической систем, например, как далеко под ведущим началом партии «Единая Россия» и его предводителя в лице Президента страна шагнула в коррупционную яму? И в этом смысле журналист «капитулирует».

Так, став уже журналистами, бывшие студенты, понимая, что в нашей стране ничего изменить невозможно, просто зарабатывают на жизнь и о ценностных ориентациях предпочитают не говорить и не задумываться об этом. Их, так же как подавляющее большинство населения, «выучили в беспомощности» [5]. Здесь стоит привести свежий пример взаимодействия ведущих известных журналистов, который не может не отражаться в сознании начинающих.

В конце февраля этого года Владимир Познер в интервью Олегу Кашину сказал: «Я вообще не очень понимаю, почему знакомство с Абрамовичем может кого-то дискредитировать. Да, я согласен, если бы я был на пляже, например, с Мамонтовым - ну, я понимаю, что это дискредитирует. А при чем тут Абрамович - это я не очень понимаю».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.