Научная статья на тему 'Метаморфозы современной армянской прессы'

Метаморфозы современной армянской прессы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
433
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ АРМЯНСКАЯ ПРЕССА / МЕТАМОРФОЗЫ / ИНТЕРНЕТ-МЕДИА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ / КУЛЬТУРНАЯ / MODERN ARMENIAN PRESS / METAMORPHOSES / ONLINE MEDIA / GLOBALIZATION / POLITICAL / ECONOMIC / CULTURAL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петросян Давид Владимирович

Изучение современной армянской прессы актуально для выявления ее глубинных смысловых и формальных метаморфоз. Оно способно уточнить место, значение и ценностные ориентиры этой важной профессии в современном обществе. В контексте нынешней глобализации в статье предпринята попытка осветить сдвиги армянской прессы на фоне трех важнейших сфер социальной активности политической, экономической и культурной. Интернет-пространство выявило определенные изменения форм освещения процессов политической сферы. В частности, ослабла партийно-идеологическая направленность армянских газет и сайтов, заметно активизировалась интерактивная связь «периодика-читатель». Тем самым парадигма вертикального общения стала уступать место горизонтальной, сделав читательскую публику многослойной. В экономике стихийное развитие рыночных отношений влияет на средства массовой информации, ставя их деятельность в зависимость от олигархической системы. Интересные процессы наблюдаются в культурной сфере. В армянских медиа появились новые тенденции глобализации национального (многоязычность армянских сайтов, быстрое распространение информации о событиях Армении в разные уголки планеты, активная деятельность сайтов армянской диаспоры и т. д.), которые создали реальные условия для представления национальной культуры иностранной аудитории. Следовательно, необходимо разумное совмещение ресурсов национальной идентичности и армянского медиапространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metamorphoses of Modern Armenian Press

The importance of studying modern Armenian press is accounted for by the necessity of identifying its underlying semantic and formal metamorphoses. It allows us to specify the location, significance and value orientations of this important profession in modern society. The article attempts to highlight the metamorphosis of modern Armenian press within the current context of globalization based on the study of the three most important layers of social structure political, economic and cultural. The Internet space has revealed certain changes in the forms of covering the political sphere. In particular, party and ideological orientation of the Armenian newspapers and websites has weakened, whereas «periodical-reader» interactive communication has markedly increased. Thus, the vertical paradigm of communication has been replaced by the horizontal one creating a multifaceted audience. In economics, the spontaneous development of market relations affects the mass media making their activity dependent on the oligarchic system. Interesting processes are observed in the cultural sphere. New trends of globalization have emerged in the Armenian media (multilingualism of Armenian websites, the rapid spread of information about the Armenian events in different parts of the planet, the active work of the Armenian Diaspora sites, etc.) which have created real conditions for presenting the national culture to a foreign audience. It is therefore necessary to combine the potential of national identity and the possibilities of Armenian media space wisely.

Текст научной работы на тему «Метаморфозы современной армянской прессы»

ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПРАКТИКА JOURNALISTIC PRACTICE

УДК 070(479.25) DOI 10.17150/2308-6203.2017.6(1).41-48

Петросян Давид Владимирович

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и теории журналистики, Ереванский государственный университет, 0025, Республика Армения, г. Ереван, ул. Алек Манукяна, 1, e-mail: [email protected]

David V. Petrosyan

DPhil. in Philology, Professor, Head of the Department of the History and Theory of Press, Yerevan State University,

Republic of Armenia, Yerevan, 0025, 1 Alex Manoogian, e-mail: [email protected]

МЕТАМОРФОЗЫ СОВРЕМЕННОЙ АРМЯНСКОЙ ПРЕССЫ

Аннотация. Изучение современной армянской прессы актуально для выявления ее глубинных смысловых и формальных метаморфоз. Оно способно уточнить место, значение и ценностные ориентиры этой важной профессии в современном обществе. В контексте нынешней глобализации в статье предпринята попытка осветить сдвиги армянской прессы на фоне трех важнейших сфер социальной активности — политической, экономической и культурной.

Интернет-пространство выявило определенные изменения форм освещения процессов политической сферы. В частности, ослабла партийно-идеологическая направленность армянских газет и сайтов, заметно активизировалась интерактивная связь «периодика-читатель». Тем самым парадигма вертикального общения стала уступать место горизонтальной, сделав читательскую публику многослойной.

В экономике стихийное развитие рыночных отношений влияет на средства массовой информации, ставя их деятельность в зависимость от олигархической системы.

Интересные процессы наблюдаются в культурной сфере. В армянских медиа появились новые тенденции глобализации национального (многоязычность армянских сайтов, быстрое распространение информации о событиях Армении в разные уголки планеты, активная деятельность сайтов армянской диаспоры и т. д.), которые создали реальные условия для представления национальной культуры иностранной аудитории.

Следовательно, необходимо разумное совмещение ресурсов национальной идентичности и армянского медиапространства.

Ключевые слова. Современная армянская пресса, метаморфозы, Интернет-медиа, глобализация, политическая, экономическая, культурная.

Информация о статье. Дата поступления 19 декабря 2016 г.; дата принятия к печати 19 января 2017 г.; дата онлайн-размещения 31 января 2017 г.

© Д. В. Петросян, 2017

41

METAMORPHOSES OF MODERN ARMENIAN PRESS

Abstract. The importance of studying modern Armenian press is accounted for by the necessity of identifying its underlying semantic and formal metamorphoses. It allows us to specify the location, significance and value orientations of this important profession in modern society.

The article attempts to highlight the metamorphosis of modern Armenian press within the current context of globalization based on the study of the three most important layers of social structure — political, economic and cultural.

The Internet space has revealed certain changes in the forms of covering the political sphere. In particular, party and ideological orientation of the Armenian newspapers and websites has weakened, whereas «periodical-reader» interactive communication has markedly increased. Thus, the vertical paradigm of communication has been replaced by the horizontal one creating a multifaceted audience.

In economics, the spontaneous development of market relations affects the mass media making their activity dependent on the oligarchic system.

Interesting processes are observed in the cultural sphere. New trends of globalization have emerged in the Armenian media (multilingualism of Armenian websites, the rapid spread of information about the Armenian events in different parts of the planet, the active work of the Armenian Diaspora sites, etc.) which have created real conditions for presenting the national culture to a foreign audience.

It is therefore necessary to combine the potential of national identity and the possibilities of Armenian media space wisely.

Keywords. Modern Armenian press, metamorphoses, online media, globalization, political, economic, cultural.

Article info. Received December 19, 2016; accepted January 19, 2017; available online January 31, 2017.

Армянской прессе присуща непосредственная связь с глубинными социальными сдвигами той или иной эпохи. Адекватные ответы на циви-лизационные вызовы имеют целью сохранить и развивать национальную идентичность [1; 2]. В этом смысле не является исключением и начало XXI в. Именно этим объясняется необходимость детального анализа роли и деятельности армянского ме-диапространства в его разных проявлениях — пресса, радио, телевидение, соцсети и т. д.

Куда ведут метаморфозы современной армянской прессы, каким вызовам ей предстоит дать ответы — вот круг вопросов, которому посвящена данная статья.

ГЛОБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ПРЕССА

В первые постсоветские годы пресса, освободившись от идеологических пут, получила возможность полноценного самовыражения. Параллельно шел процесс проникновения в различные сферы общественной жизни духа глобализации, вобравшего в своей круговерти почти все постсоветское пространство [3—6]. Новая цивилизационная реальность — рыночные отношения, частная собственность, формирование гражданского общества и др., — коренным образом изменила социальную значимость и ценностные ориентиры прессы [7]. Вертикальные отношения пресса-аудитория (и вооб-

ще, СМИ-аудитория),свойственные журналистике советского периода, стали уступать место горизонтально-диалогическим отношениям, что в свою очередь подчеркнуло важность непосредственной связи с «читающей, слушающей и видящей аудиторией» [8].

XXI в. свойственна глобальная цивилизация, ее самым важным приобретением стал Интернет, который заставил пересмотреть ряд укоренившихся стереотипов в сфере коммуникации. К информационному обществу и свойственным ему процессам теоретики журналистики начали подходить с новыми ценностными ориентирами [9—11]. В этом смысле, в частности, весьма интересную теорию предложили датские исследователи Т. Петтитт и Л. О. Зау-ерберг. Историю информационного общества они делят на три периода — догутенберговский, гутенбергов-ский и пост-гутенберговский. Гутен-берговский — цивилизация печати и книги — рассматривается как переходный период между двумя полярными. Он сохранил свои технологические и ценностные приоритеты вплоть до начала ХХ в. Его основа — письменный текст — считался единственно достоверным и легитимным.

С Интернетом человечество входит в новый — пост-гутенберговский период интеллектуальности, когда устность общения вновь обретает важную роль. Вследствие этого мир движется вперед [...] к прошлому» [9].

Подход датских теоретиков весьма примечателен, хотя, как и всякая теория, не лишен схематизма. В качестве главного аргумента хотелось подчеркнуть следующее: в письменном тексте, в отличие от устного, наличие правдивости имеет архитипическую смысловую нагрузку. Сам Т. Петтитт свидетельствует: печатная

речь на протяжении веков доказала, что «ей можно доверять» [9]. Посему, в пост-гутенберговский период формы трансляции печатных информативных потоков продолжает оставаться в центре внимания исследователей.

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ АРМЯНСКОЙ ПРЕССЫ

В советские годы армянская пресса действовала в тоталитарной среде с четкой идеологией и централизованным управлением, в рамках которой к инакомыслящим царило агрессивно-нетерпимое отношение [12]. В начале 1990-х гг. ситуация в корне изменилась: освободившись от идеологических пут пресса быстро набирала скорость, вбирая в круг своих интересов новые социальные и политические, национальные и индивидуальные, культурные и религиозные темы.

В начале XXI в. интернет-медиа твердо утвердились и на армянском информационном пространстве. В связи с этим армянская печатная пресса стала издаваться также в онлайн-режиме, что существенно увеличило ее потенциал в новых условиях — расширение аудитории, интерактивная связь, активизация журналистской сети и др.

Попытаемся систематизировать ряд тенденций трансформации, рассматривая их в трех важных аспектах — политическом, экономическом и культурном.

Политический. В постсоветские годы переход от тоталитаризма к демократии осуществлялся, в первую очередь, посредством политических реформ. В связи с этим армянской прессе, как и в прессе других республик, предстояло преодоление болезни однопартийного мышления и образа действия. В начале 1990-х гг.

животрепещущей тематикой публикаций и, следовательно, широтой читательской аудитории выделялась партийная периодика — «Айк» («Армения»), «Еркир» («Страна»), «Аза-тамарт» («Освободительная борьба»), «Азг» («Нация») [13] и др. Они отражали точку зрения лидирующих партий — Армянское общенациональное движение, Армянская революционная федерация Дашнакцутюн, Либерально-демократическая партия. Аудитория испытывала потребность в свежих идеях. Зачастую их корни прослеживались в мифологизированном прошлом народа, аспект, который до того игнорировался [14]. Материал, накопленный в прессе этих лет, имел целью привить обществу ценности национального духа1.

В последние 5—6 лет онлайн-прес-са внесла существенные изменения в содержательную, тематическую и жанровую сферы армянской периодики. В результате этого:

— существенным образом ослабла партийная и идеологическая направленность газет и сайтов;

— расширилась интерактивная связь «периодика—аудитория», и теперь особенно сайты не могут обходить молчанием читательские комментарии на материалы;

— наличие многочисленных он-лайн-сайтов увеличило возможность выбора читателем новых изданий; в

1 Мы разделяем идею В. Четеряна о том, что в 1990-е гг. элитарные постсоветские СМИ во многом напоминают советские, когда «журналист позволяет себе поучать читателя, вместо того, чтобы информировать его и открывать полемику». Однако не согласны с ним в том, что «постсоветский плюрализм девяностых годов был плюрализмом олигархов» [15]. На наш взгляд, пожалуй, это явление было свойственно российской среде, в Армении же олигархизм в те годы был на ранней стадии формирования.

результате, читательская аудитория стала многовекторной;

— активизировались ссылки на онлайн периодические издания; это заметно на примере издательств, близких направлений — «Грапарак» («Площадь») ссылается на «Жого-вурд» («Народ»), «Жоговурд» — на «Айкакан жаманак» («Армянское время»), «168 жам» («168 часов») и т. д.2

Подобные наблюдения можно продолжить, но приведенный материал достаточен для общих выводов. Один из них представляется особенно важным: в новой социальной среде родилось новая онлайн-пресса, которая активно способствует формированию гражданского общества.

Экономический. В армянском обществе также рыночные отношения влияют на экономическую деятельность СМИ. Рынок зачастую приводит и к нежелательным последствиям. Об этом еще в конце прошлого века метко заметил Ю. Хабермас: рыночные отношения «часто заставляют СМИ хуже исполнять стоящие перед ними социальные и культурные задачи, не способствуют, а наоборот, препятствуют развитию общественной сферы в интересах всех ее участников[16]».

Теоретические установки философа отражают положение вещей и в армянском обществе. Состояние печатной прессы у нас незавидное: периодика в основном не продается, существенно сократилась публикуемая в газетах реклама, поле экономической деятельности ощутимо сократилось. Не только пресса, но и СМИ вообще и онлайн средства массовой информации в основном находятся под контролем олигархов.

2 URL: http://hraparak.am ; www. armtimes.com,168.am, armlur.am.

Возникшая по причине неестественного развития рынка сверхцентрализация капитала и, вследствие этого, социальная поляризация препятствуют здоровой экономической деятельности средств массовой информации. По мнению исследователей, в условиях рыночной экономики функции не только прессы, но и вообще медиа, обусловлены, с одной стороны, их вовлеченностью в социально-политическою жизнь, с другой, — жесткими механизмами распространения потребительских отношений [17].

С этой проблемой сталкиваются средства массовой информации и развитых стран. В этом свете, интересную схему предложил Д. Галтунг, которая известна как «треугольник Галтунга». На трех сторонах треугольника представлены государство, бизнес и гражданское общество. СМИ, находящиеся внутри треугольника, должны сохранять одинаковое расстояние от этих сторон. Только в этом случае они достойно исполнят свою функцию «четвертой власти» [Там же]. Подобная ситуация -идеал даже для стран с развитыми демократическими традициями. Что касается армянской прессы (и остальных средств массовой информации), то ей предстоит длинный путь совершенствования.

Культурный. В новой социальной среде система культурных ценностей также не могла не подвергнуться трансформации. Пресса — лучшее пространство встречи разных мировоззрений, ценностных ориентиров, идей и концепций. Она — плодородная почва для диалога.

В советские годы возможность подобного диалога в корне исключалась — пресса рассматривалась в качестве идеологического оружия. В постсоветский же период (в особенности с появлением Интернета)

культурный диалог вышел на первый план [18]. Всего лишь один аргумент: инакомыслящие деятели культуры в советской Армении были отлучены от прессы, и их диалог вокруг высоких ценностей культуры происходил в основном в элитных кафе. В наши дни печатных и онлайн-изданий, публикующих подобные диалоги, много: еженедельник «Азг-Мшакуйт» («Нация-Культура»), сайты cultural. am, magaghat.am, bun.tv, granich.am, gallery.am, naregatsi.org и др.

Новую социальную среду невозможно представить без глобального развития. Следовательно, рассмотрение современных тенденций печатной и онлайн-прессы в контексте культуры вполне естественно. В наши дни зачастую можно встретить статьи, авторы которых выражают серьезные опасения об отрицательных последствиях глобализации для культуры: «Каждый день на наших телеканалах новые и новые выходцы из одного и того же стереотипа безвкусицы, друг друга расхвалившие драматурги, актеры, поэты, композиторы, бесконечно веселые рекламные шуты [...] выступают, круглосуточный марафон продолжается, а культуры нет» [19], — пишет автор статьи в газете «Нация-Культура». Явление, что и говорить, вызывает озабоченность: глобальные проявления массовой культуры извращают национальное мышление и психологию народа. Однако попытаемся рассмотреть проблему с обратной стороны: имеется ли тенденция глобализации национального, и какова в нем роль прессы? Хотим выделить следующие три аспекта:

1. Еще годы назад онлайн вариант газеты «Азг» читателю был представлен на шести языках. И сейчас трудно найти более или менее известную газету или сайт, которые не представ-

лялись бы в Интернете на нескольких иностранных языках3.

2. Сообщения, вести и аналитические статьи о событиях в Армении в тот же день через несколько секунд доходят до наших соотечественников, живущих в разных уголках планеты. И не только до них.

3. В процессе «глобализации» армянской прессы активную роль играет и пресса армянской диаспоры [20], многочисленные сайты которой на различных языках выполняют миссию профессионального вещания достижений армянской культуры в чужой среде4.

Наблюдения о глобализации национального можно продолжить, однако вышеотмеченное достаточно для заключения, что новая цивилиза-ционная среда расширила пространство диалога разных культур. Это наилучший повод для объединения внутреннего потенциала армянского общества и позиционирования армянского народа в цивилизованном мире с достойными качествами национального облика.

3 URL: www.Panorama.am., www. hetq. am, www. Iragir.am.

4 Из армянских газет и сайтов, издаваемых в России, хочется выделить «Ноев ковчег» и «Еркрамас», «Край», у которых есть свои онлайн версии. Тираж «Ноев Ковчега» — 104.500, что говорит о ее популярности. URL: www.yerkramas.org, noev-kowcheg.ru.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В конце XX и начале XXI в. одно из главных достижений цивилизации — создание интернет-медиа. Подвергаясь трансформации в он-лайн-сфере, армянская печатная пресса существенно расширила как свои возможности, так и общение с аудиторией, и выявила новые тенденции самовыражения в трех важных сферах.

В политической сфере ослабла партийно-идеологическая направленность печатных газет и сайтов, оживилась интерактивная связь «пресса — аудитория», аудитория стала многослойной.

В экономической сфере стихийное развитие рыночных отношений продолжает препятствовать самостоятельной экономической деятельности средств массовой информации.

В культурной сфере печатная и онлайн-периодика стала свободным пространством для культурных диалогов. Развертыванию этого диалога способствуют новые тенденции глобализации национального, возникшие благодаря Интернету и он-лайн-сайтов на новом пространстве межкультурных отношений.

Теперь многое зависит от потенциала национальной идентичности и разумных шагов армянского медиа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тер-Арутюнян Г. О цивилизационных ориентациях [Электронный ресурс] / Г. Тер-Арутюнян // Нораванк. — Режим доступа: http://www.noravank.am/arm/issues/detail. php?ELEMENT_ID=2480.

2. Мхитарян А. Западная или восточная цивилизация, дилема или новый выбор? [Электронный ресурс] // Лрагир. — Режим доступа: www.lragir.am/index/arm/0/ society/51449/70970. — (На арм. яз.).

3. Короченский А. П. Журналистика после СССР: два десятилетия обретений и утрат // Журналистика постсоветских республик: 20 лет спустя : сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Белгород, 24-27 сент. 2012 г. / под ред. А. П. Короченского, М. Ю. Казак. — Белгород : Константа, 2012. — С. 7-11.

4. Постсоветские СМИ: от пропоганды к журналистике : сб. ст. / под ред. И. Исканда-ряна. — Ереван : Кавказ. ин-т СМИ, 2005. — 192 с.

5. Касьянов С. В. Глобализация как фактор трансформации мировоззренческих ориентиров личности / С. В. Касьянов // Вестник Ставропольского государственного университета. — 2007. — № 48. — С. 21-26.

6. Джазоян А. Трансформации журналистской деятельности в современном медиапро-странстве : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / А. Джазоян. — М., 2014. — 32 с.

7. Блохин И. Н. Перспективы существования периодической печати в условиях системного социального кризиса / И. Н. Блохин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9, Филология, востоковедение, журналистика. — 2013. — Вып. 2. — С. 222-230.

8. Хорольский В. В. Коммуникативистика и теория журналистики в контексте медийной глобализации: методологические загадки / В. В. Хорольский // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 8, Литературоведение. Журналистика. — 2009. — Вып. 8. — С. 78-79.

9. Почепцов Г. Новое в теории журналистики: цивилизация Гутенберга как временное состояние [Электронный ресурс] / Г. Почепцов. — Режим доступа: http://psyfactor.org/ lib/postjournalism3.htm.

10. Почепцов Г. Новое в теории журналистики: Ален де Боттон о роли новостей в современном мире [Электронный ресурс] / Г. Почепцов. — Режим доступа: http://psyfactor. org/lib/postjournalism4.htm.

11. Засурский Я. Н. Колонка редактора: интернет как фактор международной журналистики / Я. Н. Засурский // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. — 2011. — № 1. — С. 5-10.

12. Гаджиев К. С. Тоталитаризм как феномен XX века / К. С. Гаджиев // Вопросы философии. — 1992. — № 2. — С. 10-12.

13. Ананян Г. Г. Свет и тень современной армянской прессы / Г. Г. Ананян. — Ереван, 2001. — 110 с. — (На арм. яз.).

14. Саргсян З. Создание новых мифов в прессе Армении (1988-1995) / З. Саргсян. — Ереван, 2014. — 59 с. — (На арм. яз.).

15. Четерян В. О неоднозначной роли СМИ в постсоветских обществах / В. Четерян // Постсоветские СМИ: от пропаганды к журналистике : сб. ст. / под ред. В. Четеряна. — Ереван : Кавказ. ин-т СМИ, 2005. — С. 11-12.

16. Вартанова Е. Теоретический анализ российской медиасистемы: между общим и особенным, формальным и неформальным / Е. Вартанова // Вопросы теории и практики журналистики. — 2013. — № 2. — С. 10.

17. Вартанова Е. Факторы модернизации российских СМИ и проблемы социальной ответственности / Е. Вартанова // Меди@льманах. — 2008. — № 6. — С. 8-10.

18. Петросян Д. В. Ценности национальной и глобальной культур: мастерство диалога (на примере еженедельника «Азг-Мшакуйт») / Д. В. Петросян //Меди@льманах. — 2015. — № 5. — С. 47-53.

19. Бабаян Б. Национальную культуру надо сохранить какгосударственную границу / Б. Бабаян // Азг-Мшакуйт. — 2007. — № 19. — (На арм. яз.).

20. Взаимосвязи Родина-Диаспора в армянской печати (контент анализ газет Армении и диаспоры) / отв. ред. Р. Карапетян. — Ереван : Гитутюн, 2018. — 208 с. — (Этносоциоло-гические исследования Армении и Диаспоры № 1). — (На арм. яз.).

REFERENCES

1. Ter-Harutyunyan G. On Civilizational orientation. Noravank Foundation. Available at: http://www.noravank.am/arm/issues/detail.php?ELEMENT_ID=2480. (In Russian).

2. Mkhitaryan A. Western or eastern civilization, dilemma or a new choice? Lragir. Available at: www.lragir.am/index/arm/0/society/51449/70970. (In Armenian).

3. Korochensky A. P. Post-Soviet Journalism: Two Decades of Gains and Losses. In Koro-chensky A., Kazak M. (eds). Journalism in Post-Soviet Republics: 20 Years After. Materials of International Research Conference. Belgorod, September 24—27, 2012]. Belgorod, Constanta Publ., 2012, pp. 7-11. (In Russian).

4. Iskandaryan I. (ed.). Post-Soviet Mass Media: from propaganda to journalism. Yerevan, Caucasus Media Institute Publ., 2005. 192 p.

5. Kasyanov S. V. Globalization as the factor of transformation of world view reference point of a personality. Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Stavropol state University, 2007, iss. 48, pp. 21-26. (In Russian).

6. Jazoyan A. Transformatsii zhurnalistskoi deyatel'nosti v sovremennom mediaprostrans-tve. Avtoref. Kand. Diss. [The Transformation of Journalistic Activity in Modern Media Space. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 2014. 32 p.

7. Blokhin I.N. Prospects for the periodical press in the context of a systemic social crisis. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 9, Filologiya, vostokovedenie, zhurnalis-tika = Vestnik of St. Petersburg State University. Series 9. Philology. Asian Studies. Journalism, 2013, iss. 2, pp. 222-230. (In Russian).

8. Khorol'skii V. V. Communication Science and Theory of Journalism in the Framework of the Media Globalization: Methodological Issues. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 8, Literaturovedenie. Zhurnalistika = Science Journal of Volgograd State University. Literary Criticism. Journalism, 2009, iss. 8, pp. 78-79. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Pocheptsov G. Novoe v teorii zhurnalistiki: tsivilizatsiya Gutenberga kak vremennoe sostoyanie [New in the Theory of Journalism: The civilization of Gutenberg as a temporary condition]. Available at: psyfactor.org/lib/postjournalizm3.htm. (In Russian).

10. Pocheptsov G. Novoe v teorii zhurnalistiki: Alen de Botton o roli novostei v sovremennom mire [New in the Theory of Journalism: Alen de Botton on the Role of News in The Modern World]. Available at: psyfac-tor.org/lib/postjournalizm3.htm. (In Russian).

11. Zasurskii Ya. N. Editorial: Internet in International Journalism. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 10, Zhurnalistika = Moscow University Bulletin. Journalism, 2011, no 1, pp. 5-10. (In Russian).

12. Gadjiev K. S. Totalism as a 20th Century Phenomenon. Voprosy filosofii = Issues of Philosophy, 1992, no. 2. (In Russian).

13. Ananyan G.G. Svet i ten' sovremennoi armyanskoi pressy [The light and the Shadow of the Modern Armenian Press]. Yerevan, 2001. 110 p. (In Armenian).

14. Sargsyan Z. Sozdanie novykh mifov v presse Armenii (1988—1995) [The Creation of new myths in Armenian Press (1988-1995)]. Yerevan, 2014. 59 p. (In Armenian).

15. Cheteryan V. On the Media Controversial Role in Post-Soviet Societies. In Cheteryan V. (ed.). Postsovetskie SMI: ot propagandy k zhurnalistike [Post-Soviet Media: from Propaganda to Journalism]. Yerevan, Caucasus Media Institute Publ., 2005, p. 11. (In Russian).

16. Vartanova E. Theoretical analysis of Russian media system: between the general and the particular, formal and informal. Voprosy teorii i practiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2013, no. 2, p. 10-14. (In Russian).

17. Vartanova E. Modernization Factors of Mass Media and Problem of Social Responsibility. Medi@almanakh, 2008, no. 6, p. 8-10. (In Russian).

18. Petrosyan D. V. National and Global Cultural Values: the Art of Dialogue (a case study of the Azg-Mshakuyt weekly). Medi@almanakh, 2015, no. 5, pp. 47-53. (In Russian).

19. Babayan B. The National Culture must be preserved as the state border. Azg-Mshakuyt' = Nation-Culture, 2007, no. 19. (In Armenian).

20. Karapetyan R. S. (ed). Motherland-Diaspora in Armenian Press (Based on Armenian Periodicals' Content Analysis). Yerevan, Gitutyun, 2012. 208 p. Ethno-sociological studies of Armenia and the Diaspora no. 1. (In Armenian).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Петросян Д. В. Метаморфозы современной армянской прессы / Д. В. Петросян // Вопросы теории и практики журналистики. — 2017. — Т. 6, № 1. — С. 41-48. — DOI : 10.17150/2308-6203.2017.6(1).41-48.

REFERENCE TO ARTICLE

Petrosyan D. V. Metamorphoses of Modern Armenian Press. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2017, vol. 6, no. 1, pp. 41-48. DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(1).41-48. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.