Научная статья на тему 'Тульские СМИ в статистике Роскомнадзора'

Тульские СМИ в статистике Роскомнадзора Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1228
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / РОСКОМНАДЗОР / ТУЛЬСКИЕ СМИ / INFORMATION TECHNOLOGY AND MASS MEDIA (ROSKOMNADZOR) / YPOLOGY / TRANSFORMATION / FEDERAL SERVICE FOR SUPERVISION OF COMMUNICATIONS / TULA MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Играев Борис Анатольевич

Зучая современное функционирование периодической печати Тульской области, с определенной долей уверенности можно утверждать, что ни государственные структуры, ни органы статистики, ни само медиасообщество не обладают точными данными по типологическим характеристикам изданий. Дается анализ современного состояния печатных СМИ региона, способствующий более четкой систематизации и выявлению определенных типологических характеристик, отражающих специфику местной журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TULA MASS MEDIA IN ROSKOMNADZOR STATISTICS

Having studied the modern functioning of Tula region periodicals, we can assert that neither government agencies nor statistics bodies nor media society itself has exact data on the typological characteristics of the periodicals. The article analyzes the modern situation in the printed media of the region which provides for the clearer systematization and identification of certain typological characteristics, reflecting the specific features of local periodicals.

Текст научной работы на тему «Тульские СМИ в статистике Роскомнадзора»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 070 (470.312)

ТУЛЬСКИЕ СМИ В СТАТИСТИКЕ РОСКОМНАДЗОРА

Б.А. Играев

Изучая современное функционирование периодической печати Тульской области, с определенной долей уверенности можно утверждать, что ни государственные структуры, ни органы статистики, ни само медиасообщество не обладают точными данными по типологическим характеристикам изданий. Дается анализ современного состояния печатных СМИ региона, способствующий более четкой систематизации и выявлению определенных типологических характеристик, отражающих специфику местной журналистики.

Ключевые слова: типология, трансформация, Роскомнадзор, тульские СМИ.

Пять лет назад в Тульской области было зарегистрировано более 450 средств массовой информации. После последней реорганизации Роском-надзора в 2009 году в этом контрольном ведомстве предприняли попытку навести порядок в регистрации средств массовой информации и обязать редакции СМИ выполнять предписанные законодательные нормы. Судебными решениями, инициированными управлением Роскомнадзора по Тульской области, были закрыты не выходившие по Закону о СМИ в течение года почти 230 печатных изданий, радио-, теле-, видеопрограмм. Сегодня в реестре зарегистрированных остаются 219 средств массовой информации, среди которых 147 печатных изданий, 16 телеканалов, 20 радиоканалов, 5 электронных периодических изданий и 5 информационных агентств. Ещё существуют теле-, радио-, и видеопрограммы, также подлежащие регистрации.

По данным управления Роскомнадзора по Тульской области на 1 января 2014 года в регионе зарегистрировано 147 периодических печатных изданий, в том числе 97 газет и 50 журналов. Среди них: общественно-политических - 56, рекламных - 42, деловых- 4, религиозных - 3, образовательных - 2, одно литературно-художественное. Такие данные выдал специальный программный фильтр, установленный в компьютерной базе Роском-надзора по тематике или специализации СМИ, указанной учредителем при регистрации средства массовой информации. В том, что некоторые цифры в

сводных таблицах не точны и лукавы, компьютер не виноват - программа, безошибочно вычленяющая важные для надзорного ведомства рекламные и эротические издания, подпадающие под особый законодательный контроль, не учитывает в полной мере другие характеристики общепринятых типологических признаков печатных изданий, а следовательно, не отражает существующих практик функционирования СМИ.

База данных Роскомнадзора формируется при регистрации СМИ, которая является обязательной для средств массовой информации, но носит скорее уведомительный характер.

В стандартном заявлении-анкете о регистрации средства массовой информации учредитель самостоятельно заполняет десять пунктов, в которых указывает требуемую информацию: наименование СМИ, форму распространения, периодичность выпуска и максимальный объем, территорию распространения, источники финансирования, адрес редакции и т.д. Пункт 6 заявления-анкеты «Примерная тематика и (или) специализация» дан без расшифровки: видимо, подразумевается, что у учредителей и издателей СМИ не возникнет вопросов при заполнении этой графы. В «Требованиях к заполнению заявления о регистрации (перерегистрации) СМИ», выпущенных тем же федеральным Роскомнадзором, дополнительно разъясняется, что «при заполнении графы "тематика и (или) специализация" рекомендуется руководствоваться прилагаемым тематическим списком:

1. Детская.

2. Подростковая.

3. Для инвалидов.

4. Образовательная.

5. Культурно-просветительская.

6. Религиозная.

7. Информационная (с уточнением характера информации).

8. Спортивная.

9. Развлекательная.

10. Рекламная».

Список, к сожалению, исчерпан, хотя любой студент отделения журналистики вуза предложит с десяток дополнительных специализаций, а точнее типов СМИ, сигментированных по целевой аудитории и функциональному назначению.

Скажем, к какому типу изданий можно отнести возникшие в последнее время кулинарные СМИ: образовательному? развлекательному? или культурно-просветительскому? А если это специализированное кулинарное издание публикует кошерные или рецепты мусульманской кухни - то к религиозной? А какую тематику указывать учредителям профессиональных дизайнерских СМИ?

Вместо того, чтобы, к примеру, заполнить одну графу - «общественно-политическое издание» - учредителю, по логике Роскомнадзора, потре-

буется перечислить в заявлении весь «рекомендуемый тематический список» из десяти пунктов, потому что издания подобного универсального типа пишут обо всем. Самого же понятия «общественно-политическое СМИ» в реестре Роскомнадзора как бы и не существует. Как нет в рекомендуемом тематическом списке молодежной, женской, медицинской, парламентской, научной, корпоративной специализации, или типа СМИ, изданий для пенсионеров и т.д.

Казалось бы чего проще: трансформационные процессы в СМИ сами подсказывают появление новых типов изданий - измени форму заявлений, введи новые графы в тематику и неизбежную классификационную путаницу легко преодолеть. Учредителю невозможно будет ошибиться, заполняя в заявлении-анкете нужную графу, отражающую практику функционирования его СМИ. Сегодня же программный фильтр компьютерной базы Роскомнадзора скорее выдает набор субъективно оцениваемых учредителем своих тематических пожеланий, чем сообщает конкретные данные по общепринятым типологическим характеристикам изданий.

Попробуем классифицировать зарегистрированные тульские СМИ в «ручном режиме», определяя тип издания по практикам функционирования и данным, сообщенным учредителями.

Так, несмотря на отсутствие в темнике Роскомнадзора графы изданий для молодежи, два учредителя определили для своих СМИ именно такую специализацию, обозначив «молодежную тематику» приоритетной. Это -студенческий журнал «Импульс» профсоюзной организации ТулГУ и зарегистрированный частным лицом в августе 2013 года журнал «Info Drive».

Среди детских изданий в реестре Роскомнадзора значатся зарегистрированные частными инвесторами рекламная газета «Детский городОК-Тула», газета «Маленький Мук», журналы «Мамино время» и «Незабудка. Тула» благотворительного фонда содействия национальным проектам в сфере образования и здравоохранения.

Как развлекательные издания себя позиционируют лишь два журнала: «Премьера в Туле», издаваемая ООО «Квартал-Пресс» и «REC journal», зарегистрированный физическим лицом. Учредители ряда выходящих в Туле действительно развлекательных изданий по каким-то соображениям отнесли свою периодику к группе информационных СМИ.

Вместо трех зарегистрированных религиозных изданий мы насчитали четыре. Это - «Тульские епархиальные ведомости», «Белевские епархиальные ведомости», «Ведомости тульской метрополии» и «Православный Алексин». Лукавая статистика не упоминает выходящие в регионе незарегистрированные издания Тульской Епархии: газеты «Вестник Тульской духовной семинарии», «Щегловский благовест» и «Белевская звонница», журналы «Свято-Ильинский храм», «Вестник Тульской православной классической гимназии», издающиеся в Новомосковске православные журналы «Прихожанин», «Православный Новомосковск» и «Обитель».

А ведь эти «неучтенные» издания публикуют материалы и на общественно-политические темы, несут огромную социальную нагрузку, оказывая большое влияние на духовно-нравственный климат достаточно многочисленной аудитории, исходя из собственных представлений о морали и нравственности транслируемого медиаконтента.

Числится в реестре и один литературно-художественный и публицистический журнал «Приокские зори»: нет у муз сегодня меценатов. Хотя ряд заявителей указали при регистрации СМИ среди прочих и публицистическую тематику: газеты «Голос Алексина», «Новомосковский набат», «Приокский край» и ряд других.

Корпоративная пресса области представлена в списке Роскомнадзо-ра всего лишь восьмью изданиями, зарегистрированными как общественно-политические, информационные, производственные или «прочие» издания. Это так называемые бывшие заводские многотиражные газеты «Узловский металлист», «Щекинский химик», «Новотульский металлург», «Вестник ЕЗСК» (Ефремовский завод синтетического каучука), достаточно новый журнал «Наше дело» (ООО ПКФ «Автоматика»), газета «Наш взгляд. Тула-оборонпроф», издаваемая с 2012 года Тульской областной общественной организацией Всероссийского профессионального союза работников оборонной промышленности.

На самом же деле подобных, но не учтенных в реестре и по сути «потерянных» для статистики изданий больше. Не всегда периодично, но продолжают выходить с тиражами до тысячи экземпляров бывшие заводские многотиражки «Кировец» (ОАО «Тульский патронный завод»), «За прогресс» (КБП), «Машиностроитель» (АК «Туламашзавод»), «Косогорец» (Косогорский металлургический завод), «Заводской вестник» (ЗАО «Тяж-промарматура», г.Алексин), «Заводская проходная» (ООО «Полипласт. Новомосковск»), многотиражка ТулГУ «Университетская газета» и ряд других.

Отметим, что по Закону о СМИ Роскомнадзор не обязан регистрировать издание, тираж которого не превышает одну тысячу экземпляров.

Отметим и то, что корпоративные печатные СМИ, издающиеся на крупных промышленных градообразующих предприятиях, вполне могут приравниваться к муниципальным изданиям - по тематике, тиражу, географии распространения. Примеров, когда корпоративная пресса стремится разнообразить свое содержание посредством материалов, выходящих за рамки профессиональной тематики, можно встретить немало [1]. Это свидетельствует о расширенном информационном поле, в котором пребывают корпоративные СМИ, что, в свою очередь, позволяет воспринимать их как весьма сложное явление в типологии современной российской печати, не вписывающееся в рамки предлагаемой общепринятой классификации.

Вообще, отношение исследователей журналистики к корпоративной прессе не однозначно. Ряд учёных (А.Ю. Горчева, Д.А. Мурзин) [2] утвер-

ждают, что корпоративная пресса является частью деловой. А, скажем, Д.П. Гавра и Ю.В. Чемякин [3] к корпоративной прессе относят не только прессу предприятий, коммерческих фирм и корпораций, а издания любых корпораций, в том числе общественных и религиозных организаций, политических партий, учебных заведений и иных учреждений.

И в этом смысле многие тульские издания следует перевести из разряда общественно-политических, аналитическо-информационных и «прочих» в категорию корпоративной прессы.

К корпоративным изданиям следует отнести выходящую с сентября 2013 года газету регионального министерства образования «Тульская школа», газету «СофтЭксперт», посвященную вопросам бухгалтерского учета, автоматизации производства и издаваемую ООО с тем же названием, журналы «Арт Штрих», «Вестник Тульской областной Думы», «Деловая Тула» Тульской торгово-промышленной палаты. Газеты «Лицом к лицу» Тульского регионального отделения общественной организации ветеранов органов внутренних дел, «Позиция» Тульской федерации профсоюзов, «Экология и культура» и ряд других, обозначенных в реестре Роскомнадзора как «информационно-аналитические и прочие», также можно классифицировать по аудиторному принципу и функциональному назначению как корпоративные издания.

В статье «Условия и факторы системной трансформации СМИ» [4] автором уже отмечалось, что корпоративные СМИ могут принимать на себя функции традиционных универсальных и специализированных региональных масс-медиа. Скажем, в условиях экономической невозможности выразить свои политические взгляды в общенациональных и региональных СМИ, крупные хозяйствующие субъекты могут использовать собственные корпоративные СМИ в достижении политических амбиций. В этом смысле корпоративная пресса в состоянии декларировать политические взгляды собственников предприятий и фирм, например, при решении ими вопросов, за кого голосовать на очередных выборах или какую позицию занять по поводу решений политического руководства. В результате корпоративные СМИ, в определённом смысле, замещают общественно-политические издания, а в периоды, предшествующие дням единого голосования, зачастую становятся агитационно-пропагандистскими листками того или иного кандидата.

Скажем, газета «Тульский диапазон» (официальное издание Тульского областного радиотелевизионного передающего центра), являющаяся корпоративным изданием и «распространяющаяся бесплатно на территории Тулы и области», и особенно назойливо в здании администрации области, не только широко пропагандирует полезность и прогрессивность деятельности своего учредителя - РТРС, но и в значительной мере формирует положительный имидж местной власти.

Надо отметить, что у исследователей журналистики нет единого взгляда на функции корпоративной прессы: одни рассматривают их в качестве инструмента массовых коммуникаций, другие как маркетинговые коммуникации. Действительно, корпоративные издания иногда превращаются в инструмент PR и гораздо в меньшей степени отражают объективную экономическую, общественно-политическую ситуацию, но все же роль корпоративных СМИ остается очень существенной. И отсутствие этой типологической классификации в реестре Роскомнадзора существенно затрудняет систематизацию масс-медиа. Или говорит о неполной легитимности рынка корпоративной прессы в Тульской области, когда многочисленные полурекламные периодические издания медицинских компаний, агентств недвижимости и т.п. не публикуют информацию об учредителе, указывают в выходных данных тиражи в 999 экземпляров, обходя необходимость регистрации.

Для понимания необходимости типологической классификации СМИ важно отметить, что в зависимости от доминирования той или иной функции, корпоративные издания могут быть отнесены к информационным, информационно-развлекательным, просветительским, развлекательным, идеологическим и другим типам СМИ.

Рекламные издания. Следуя рекомендациям Роскомнадзора, изложенным в «Требованиях к заполнению заявления о регистрации (перерегистрации) СМИ», учредителям подобных изданий при заполнении графы «Тематика и (или) специализация» предлагается лишь указать: «Рекламная». Такие записи в тульском реестре существуют. Учредители ряда СМИ дали расшифровку: «Реклама более 40 %». Подобных изданий мы насчитали 47, в базе Роскомнадзора их числится 42. Допускаем, что именно 42 издания оплатили повышенную регистрационную пошлину, но по сводной таблице это не определишь.

Какие только записи не встретишь в заявлениях учредителей: «Рекламная; информационная; развлекательная; реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе», «Рекламное СМИ; культурно-просветительская», «Публицистическая; рекламное издание». Вообще, принадлежность «рекламное СМИ» встречается в реестре 53 раза.

Какими соображениями руководствовались учредители не рекламных изданий при заполнении заявлений, определяя первым приоритетом «рекламу», а затем перечисляя в графе чуть ли не всю рекомендованную тематику: информационная, развлекательная, информационно-справочная и т.д., понять не сложно. Числиться рекламным СМИ экономически не выгодно. Скажем, НДС с продаж тиража общественно-политические издания платят в размере 10 %, рекламные - 18 %, дороже и госпошлина. Хитрость - в уверенности и безнаказанности: проверить каждый номер издания на соответствие 40-процентной рекламной площади Роскомнадзор не в состоянии.

Примем за точку отсчета 47 зарегистрированных рекламных СМИ, среди которых 25 журналов, 20 газет, один рекламный сборник с претенци-

озным названием «Spektr товаров и услуг» и один рекламный справочник «Регион 71 Авто». Как форма периодического издания справочник в бланке заявления Роскомнадзора вовсе отсутствует. Но в тульском реестре значится.

Учредителями рекламных газет выступили 17 юридических и 6 физических лиц, учредителями журналов стали 13 юридических и 11 физических лиц. Частные лица - ориентируются на журналы. 8 рекламных СМИ, распространяющихся в Тульской области, принадлежат иногородним издателям из Москвы, Челябинска и Брянска. 3 издания зарегистрировали жители Новомосковска и Щекино.

Тематический анализ издательских предпочтений выглядит следующим образом:

Мода, стиль жизни - 10.

Потребительские товары - 10.

Стройка, ремонт, недвижимость - 5.

Автомобильная тематика - 5.

Работа - 3.

Дом, дизайн интерьера - 2.

Смешанных информационно-рекламных - 12 (от обычной «Ту-ласправки» до универсальных «Центр 71» и «Тульский Arsenal».

В списке управления Роскомнадзора по Тульской области значатся с десяток изданий, зарегистрированных как информационные (реклама не более 40 %), но по сути являющихся рекламными, о чем говорят и названия этих СМИ: журнал «Справочник покупателя», газеты «Ефремовская реклама», «Узловская реклама», «Щекинская реклама», «Бюро вакансий», «Деловой посредник».

В графе «Тематика» известных московских газет «Из рук в руки» и «Работа сегодня» значится «Информационно-аналитическая, информация в виде мини-резюме людей, ищущих работу; о вакансиях в России и за рубежом. Аналитические, статистические и литературные материалы о рынке труда и занятости; реклама не более 40 %». Прослеживается явная уловка войти в группу «не рекламных» СМИ.

Зарегистрированные по форме распространения сборниками, но называемые в реестре Роскомнадзора справочниками «Автоуслуги в Туле и Тульской области», «Для Дома, Квартиры, Офиса в Туле и Тульской области», «Медицинские и оздоровительные услуги в Туле и Тульской области», «Образовательные услуги и сопутствующие товары в Туле и Тульской области «Хочу учиться» так же трудно отнести к не рекламным.

На подобную путаницу можно было бы не обращать внимания, так как регистрация СМИ - ответственность учредителя, если не брать во внимание шельмование потенциальных рекламодателей и сокрытие части налогов.

Общественно-политические издания. Таковыми в Тульской области официально числятся 56 изданий.

Роскомнадзор к этому типу относит все районные, городские и областные СМИ, политические, деловые издания, имиджевые рекламно-информационные журналы, такие, как «Суворов» (последний номер вышел в 2013 году), «Тульские губернские ведомости». По сути, к общественно-политическим изданиям наше контрольное ведомство относит все местные локальные медиа (в англоязычных странах они обозначаются community media или general interest) - медиа различных социальных общностей, к которым можно отнести как «самиздат» и сетевые медиа по интересам, корпоративные издания, так и городские, районные СМИ.

Мы классифицировали по типу общественно-политические СМИ 62 издания, определили, что в областном центре их издаются 28, в районах -34, из которых 24 - районные газеты.

Из 62 общественно-политических СМИ 36 выпускаются частными лицами и компаниями, 26 - являются государственными, издающимися с привлечением бюджетного финансирования.

Разовый суммарный тираж постоянно выходящих частных изданий -около 200 тыс. экз.

Разовый тираж бюджетных общественно-политических изданий -около 90 тыс. экз.

Но тиражный показатель мало о чем говорит. В Тульской области частное издание - не есть независимое. И коль скоро, следуя общепринятым типологическим признакам, нам необходимо выделить в структуре тульских СМИ частные и государственные издания, введем такое понятие, как «СМИ влияния».

Среди частных изданий как «СМИ влияния» можно выделить газеты «Слобода» и «Тульский молодой коммунар». Газета «позитивных новостей» «Центр 71», работающая на массовую аудиторию и, несомненно, являющаяся по тиражу газетой влияния, выбрала для себя безопасную рекламную нишу.

Из бюджетных газет к категории «СМИ влияния» можно отнести «Тульские известия» и городскую газету «Тула».

Зарегистрированную в 2013 году газету «Хорошие новости Тульской области», издаваемую ООО «Хорошие новости», по юридической принадлежности учредителя следует отнести к частным изданиям, но по всем типологическим признакам это - «газета власти», которая последовательно демонстрирует приоритет пропагандистской компоненты. Основная функция «Хороших новостей» - создание позитивного имиджа областной власти, или PR-функция, формирование идеалистической картины состояния дел на территории распространения газеты. Вывод легко сделать на основе контент-анализа уровня критичности публикаций: материалы, содержащие критику тех или иных действий органов власти, в газете отсутствуют.

«Хорошие новости» распространяются бесплатно, разовые тиражи газеты доходят до 400 тыс. экз. (предвыборный август 2014 года) при отсутствии рекламной составляющей. Какой частный бизнес, кроме аффелиро-ванного с властью, позволит себе выпуск подобного затратного издания?

С допустимыми оговорками в список «газет влияния» возможно включить и три общероссийских издания с региональными вкладками: «КП в Туле», «АиФ-Тула», «Московский комсомолец в Туле».

Для сравнения. В Рязанской области выходит 15 областных и городских газет, «СМИ влияния» местные журналисты называют только 3 издания. Из 11 областных СМИ, издающихся в Калужской области, «СМИ влияния» - 4. Столько же и в Орле, где выходят 10 областных и городских газет. То есть, по тиражам и количеству выходящих в областном центре изданий мы явно проигрываем соседям, но свои 4,5 «газеты влияния» все же имеем. Вообще же, присутствие на информационном поле Тульской области всего трех десятков периодически выходящих, а не просто числящихся зарегистрированными СМИ позволяет отнести Тулу к группе регионов с низким уровнем медийной насыщенности.

Обозначенные в группе общественно-политических изданий Роском-надзора оппозиционные газеты «Куликовский набат», «Новомосковский набат», «За народный контроль», «Прямой разговор», еще несколько лет назад являвшиеся пугалом для чиновников и партии власти в период выборов, сегодня выходят по крайней необходимости и минимальными тиражами.

Не балуют аудиторию постоянством выхода и партийные газеты: «Справедливая Россия в Тульском регионе», областной вестник «Единая Россия», «Тульская гвардия» партии пенсионеров. Достаточно редко издается депутатский «Засечный рубеж».

Среди зарегистрированных в регионе общественно-политических изданий встречаются и совсем редкие, необычные экземпляры. Так Тульская городская ассоциация ветеранов труда и военной службы «Зрелость» зарегистрировала в 2006 году газету «Время зрелых решений», тематика которой определена как «общественно-политическая: правовая защита, социальная поддержка и оздоровление населения г. Тулы». Благотворительный фонд поддержки независимой журналистики «Честное слово» зарегистрировал в 2010 году газету под названием «Честное слово в нашем городе».

Итак, из 62 общественно-политических изданий области, 36 из которых выпускаются частными лицами и компаниями, к независимым СМИ с определенной долей уверенности можно отнести не более десяти.

Это результат государственной информационной политики в отношении СМИ, при которой частные издания развиваются в основном как ре-кламно-коммерческие. Особенность информационного поля Тульской области заключается и в том, что разровняли, расчистили его не только органы власти, а сами учредители и редакторы газет. Издания, формально не зави-

симые от органов власти, широко практикуют сегодня договоры на их информационное обслуживание, наложившие табу на критику деятельности первых лиц. Особенно это заметно на примере районных газет.

Районная пресса. Всего в районах области издается 49 периодических печатных изданий всех типов, среди которых 2 официозных «Вестника» администраций муниципальных образований (Суворов, Щекино), общественно-политических - 34, в числе которых 24 «районки», входящие в издательский дом «Пресса 71».

Государственное учреждение Тульской области «Издательский дом «Пресса 71» был учреждён комитетом по печати и телерадиовещанию правительства области в августе 2012 года в результате реорганизации районных муниципальных газет. Тип учреждения - автономный. Два учредителя: комитет по печати и ИД «Пресса 71», статус юридического лица бывшие районные газеты потеряли.

В статье «Тульские «районки»: вместе - лучше» [5] генеральный директор ИД Н.Н. Костомарова сообщает, что «экономический эффект от реорганизации — налицо. Вместо 24 бухгалтеров теперь - единая бухгалтерия из трех человек. Есть экономия за счет централизованной системы пе-чати<...> После объединения оснастили все редакции современным компьютерным оборудованием. <...> Благодаря реорганизации рекламодателям стало удобнее работать с «районками». Невысокие цены на публикации и гибкая система скидок способствуют постоянному увеличению числа клиентов издательского дома. Кроме того, информацию, одинаково интересную для жителей всех городов и поселений региона, теперь можно разместить централизованно. <...> Плюс — публикация нормативных документов областного уровня, которые важны для всех жителей нашей области. И эта информация обязательно дойдет до адресатов».

У областных чиновников, видимо, были и другие побудительные мотивы реорганизации районной прессы: 1) уменьшить нагрузку на бюджет; 2) улучшить корпоративную управляемость газетами; 3) консолидировать и монополизировать медиабизнес. Последний пункт вызывает особое неприятие: если проект грядущей приватизации будет когда-то реализован, это может привести к уничтожению местных универсальных районных СМИ.

Проект «Пресса 71» требует отдельного серьезного анализа. Отметим лишь, что, на наш взгляд, он не будет стимулировать редакции к достижению самоокупаемости, а творческая составляющая в деятельности редакционных коллективов сократится до минимума. Уже сегодня журналистскую информацию в местных газетах теснят официальные, сугубо пропагандистские и рекламно-справочные материалы.

Парадоксальность функционирования бывших районных газет заключается в том, что, являясь компонентом региональной системы СМИ, они существуют сегодня вне сферы рынка: финансируются из областного бюджета, не конкурируют за внимание рекламодателя (кроме самого руковод-

ства «Прессы 71»), распространяют часть тиража по служебной (обязательной) подписке. Но, выполняя функцию публикатора документов региональных органов власти, осуществляя информационное сопровождение государственной политики во всех сферах, они реализуют, по сути, две различные типологические модели: 1) региональный официоз; 2) массовая общественно-политическая газета с очевидной социальной составляющей контента.

Среди методов регулирования районной печати мы обнаружим все тот же авторитарный дискурс: формой экономического контроля стали субсидии в бюджеты редакций, ограничивающие экономическую и редакционную самостоятельность районной периодики. Добавим к этому идеологическую составляющую: каждая редакция обязана (проводится мониторинг выполнения) ежемесячно опубликовать материалы на «предложенные» областными политологами 24 темы.

Как аксиома уже звучит: журналисты должны служить обществу, просвещать его, нести разумное, доброе, вечное. Но все-таки не обслуживать или оказывать услуги. В этом есть большое искажение сути журналистской работы.

В период активной трансформации СМИ, слияний и поглощений областное информационное поле будет меняться. Разумно собранные и обработанные статистические данные реестра Роскомнадзора могут позволить на местном уровне верифицировать объемы данных о развитии и функционировании СМИ Тульской области. А научный анализ современной ситуации позволит скорректировать типологические характеристики региональных изданий, выделить их проблемные зоны, оценить перспективы, найти пути решения проблем системного характера.

Список литературы

1. Играев Б.А. Корпоративные СМИ и коммуникации в бизнес-процессах.// Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Ч.1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 15-21.

2. Горчева А.Ю. Корпоративная журналистика. М.: Вест-Консалтинг, 2008; Горчева А.Ю. Корпоративные издания // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2008. № 2; Мурзин Д. А. Феномен корпоративной прессы. М.: Издательский дом «Хроникер», 2005.

3. Гавра Д.П. Деловая журналистика: к определению понятия //Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Межвуз. науч.-практ. конф., 24-25 апреля 2007 г.: сб. докл. СПб, 2007; Чемякин Ю. В. Корпоративные СМИ: секреты эффективности. Екатеринбург: Издательский дом «Дискурс Пи», 2006; Чемякин Ю.В. Соотношение понятий «деловая пресса» и «корпоративная пресса» //Известия Уральск. гос. ун-та, 2008. №60.

4. Играев Б.А. Условия и факторы системной трансформации СМИ// Вестн.

Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2009. №5. С. 148-155. 5. Журнал «Деловая Тула». 2013. №4. С. 34.

Играев Борис Анатольевич, канд. филол. наук, зав. тф., kaf-jour@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

TULA MASS MEDIA IN ROSKOMNADZOR STATISTICS

B.A. Igraev

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Having studied the modern functioning of Tula region periodicals, we can assert that neither government agencies nor statistics bodies nor media society itself has exact data on the typological characteristics of the periodicals.

The article analyzes the modern situation in the printed media of the region which provides for the clearer systematization and identification of certain typological characteristics, reflecting the specific features of local periodicals.

Key words: typology, transformation, Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Media (Roskomnadzor), Tula media.

Igraev Boris Anatolievich, PhD (Philology), Associate Professor, Head of Department, kaf-jour@yandex.ru , Russia, Tula, Tula State University

УДК 316.422

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В РОССИИ

Е.Н. Гоголева

Раскрывается сущность понятия экономическая безопасность; данный феномен анализируется в предметном поле социологии. Показана трансформация экономической безопасности в России c 1990-х годов XX по настоящий период. Акцент сделан на государственной политике по обеспечению экономической безопасности, рассмотрены угрозы экономической безопасности в современной России.

Ключевые слова: экономическая безопасность, экономика, социально-экономическое развитие, национально-государственные интересы, экономический кризис.

В настоящее время состояние, переживаемое российским обществом, характеризуется следующими характеристиками: быстротечность и изменчивость социальных процессов, возможность наступления трудно предсказуемых последствий развития сложных общественно-политических явлений и т.д. В подобные периоды общество особенно беззащитно перед угрозами экономической безопасности. В этот период значительно актуализирована потребность в действенной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.