СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
УДК 316.346.32-053.6(470+571):172.15
О.А. Зайцева ПАТРИОТИЗМ В СРЕДЕ МОЛОДЕЖИ
ЗАЙЦЕВА Ольга Андреевна — студентка Государственного университета управления. E-mail: zaitseva. olga1990@rambler. ru
Статья подготовлена на основе материала, с которым автор вошел в число финалистов конкурса студенческих работ по социологии 2010-2011 ВЦИОМ.
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования, посвященного проблеме патриотизма в среде молодежи. Изучалось отношение студентов к политике государства, анализировались факторы, влияющие на формирование патриотизма и специфику его проявления. На основе полученных данных обозначены проблемные сферы патриотического воспитания молодежи.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, молодежь, культура, традиции.
В последнее время растущее внимание исследователей, экспертов, политиков привлекает вопрос формирования патриотических чувств среди российской молодежи. Молодежь является носителем перспектив в их исходном состоянии. От того, насколько удачно пройдет первичная и вторичная социализация, насколько четко будут сформированы взгляды молодежи не только относительно своего будущего, но и будущего своей страны, зависит современная жизнь и завтрашний день нашей страны.
В условиях реформ в России на первый план выходит формирование новых социальных институтов и коренное преобразование старых. Однако, для подобных преобразований нужны опора, заключающаяся, прежде всего, в настроениях общества. Если вспомнить советское прошлое, то во многом именно благодаря сильным эмоционально-чувственным порывам была восстановлена страна после войны. Мышление, основанное на советской идеологии, осознание себя как части огромной страны, патриотический подъем, связанный с победой в войне, позволили посредством пятилеток поднять страну на новый уровень развития. Сегодня возможность подобных прорывов, основанных на самосознании и настроениях населения, далеко не очевидна.
Настоящая статья подготовлена на основе материалов социологического исследования, целью которого было выявление факторов, влияющих на формирование патриотизма в молодежной среде. В ходе исследования было опрошено 50 студентов в возрасте от 17 до 23 лет.
© Зайцева О.А., 2011
103
Что такое патриотизм для современной молодежи? Как показало исследование, 67% респондентов понимают патриотизм как любовь к Родине, по 15% считают, что это понятие отражает эмоциональное отношение к Родине либо чувство привязанности и долга. При этом образцом истинного патриота студенты видят ветеранов Великой Отечественной войны, военных, а также политических персон прошлого и современности (по 20%), героев-освободителей (15%), деятелей науки и искусства (12%).
Большинство молодых россиян признают важность подвигов своих предков и даже гипотетически готовы их повторить. Так, отдавая долг мужеству, героизму и патриотизму участников Великой Отечественной войны, 30% опрошенных считают, что скорее повторили бы их подвиги, 20% абсолютно уверены в том, что смогли бы это сделать. Не пошли бы по стопам своих героических предшественников только 20% респондентов. Полученные данные выступают свидетельством присутствия чувства гражданского долга у студенческой молодежи.
В то же время, с течением времени роль военного прошлого в формировании патриотических установок молодых россиян будет, по всей видимости, постепенно снижаться. Так, по данным исследований ВЦИОМ1, наблюдается устойчивая тенденция к постепенному забыванию даты начала Великой Отечественной войны, которая непосредственно связана с историей России и является реперной точкой для всех поколений.
Если говорить о сферах жизни, более актуальных и насущных для молодежи, то здесь в качестве критерия патриотичности студенческой молодежи рассматривалось отношение к России как к стране проживания. Полученные данные показывают неоднозначную картину. С одной стороны, рациональные мотивы устройства своей жизни заставляют молодежь делать выбор не в пользу России. Так, в гипотетической ситуации, представленной в вопросе «Остались бы Вы в России из патриотических убеждений и любви к Родине, если бы Вам сделали выгодное предложение, предполагающее долгое проживание за границей?», лишь меньшинство опрошенных остались бы в России (28%), а большинство в случае подобного предложения покинули бы страну (58%). Также выбор не в пользу России респонденты делают и при ответе на вопрос о том, где они хотели бы продолжить обучение: 66% хотели бы продолжать свое образование за границей.
С другой стороны, большинство опрошенных (88%) считают, что Россия - достойная страна для создания семьи и рождения детей (10% считают другие страны более достойными). При этом, комментируя свое желание продолжить образование за границей, респонденты, прежде всего, говорили о возможности получить интересный опыт (56%), найти с помощью этого образования хорошую работу в России (32%), а отнюдь не о возможности последующего постоянного проживания за рубежом (4%) или о престиже зарубежного образования (8%). Ответы же на вопрос «Хотели бы Вы по окончании университета уехать на постоянное проживание за границу?» разделились приблизительно поровну: 42% отметили, что рассматривают такую возможность, 40% - ответили отрицательно.
1 Только 41% (38 чел из 94) опрошенных смогли назвать точную дату начала Великой Отечественной войны»; 65% (от 53% в группе 18-24-летних до 72% в группе тех, кто старше 60 лет) знают точную дату начала ВОВ, еще 14% верно называют год, и 10% - число и месяц (год не помнят). Приводится по: Каждый 10-й россиянин не знает дату начала ВОВ. URL: http://top.rbc.ru/society/21/06/2007/107081.shtml ; Что знает современная российская молодёжь о Великой Отечественной Войне?
URL: http://www.narodsobor.ru/default.asp?trID=426&artID=5988.
104
Важным фактором формирования патриотизма является отношение к истории, культуре и традициям страны. Судя по полученным результатам, большинство (64%) респондентов считают русские традиции и язык основой культуры и воспитания. 25% отметили свое уважение к традициям и языку, но при этом соглашаются с тем, что в их жизни они не играют никакой роли. А 10% посчитали их «не хуже и не лучше, чем в других странах». Таким образом, большинство студенческой молодежи видит в русских традициях и языке основу культуры России, тогда как людей безразличных или абсолютно не принимающих русскую культуру среди опрошенных - меньшинство. При этом русская история и культура вызывает однозначный интерес у 50% опрошенных респондентов, еще 40% склоняются к тому, что им это интересно, и лишь 10% не испытывают интереса к русской истории и культуре.
Ярко выражены проявления патриотизма молодежи в восприятии русской нации и ее роли в мировом развитии. Большинством голосов опрошенные представители молодежи поддержали идею о том, что русские - особая нация, и что она занимает особое место среди других стран (51% согласны с этой идеей, еще 31% скорее согласны). Также большинство в той или иной степени ощущают свое единство с русской нацией (49% ощущают, еще 35% скорее ощущают); испытывают чувство гордости от своей принадлежности к русской нации: 63% гордятся тем, что они русские, 27% скорее гордятся этим.
Патриотизм существует не только как абстрактное понятие в сознании студенческой молодежи. Конкретные его проявления связаны с чувствами, вызванными различными событиями, происходящими в жизни страны. На вопрос «Вызывает ли у Вас чувство гордости и радости упоминание о достигнутых успехах в спорте, политике, искусстве представителями России?» 80% опрошенных ответили положительно, еще 16% склонны к скорее положительному ответу. Таким образом, успехи страны важны для молодежи, способствуют формированию чувства гордости за свою Родину.
Существенной характеристикой проявления патриотизма являются также намерения респондентов действовать тем или иным образом в ситуации, когда кто-то негативно отзывается о России и русской нации. Большинство (62%) сочли бы подобную ситуацию обидной и повели бы себя мирно, но твердо - попытавшись выяснить причины негативных высказываний и попробовав переубедить оппонента. Еще 12% отреагировали бы крайне негативно вплоть по применения физической силы. На противоположной чаше весов мнения 21% респондентов, считающих, что на подобные мысли есть определенные причины, и 5%, относящихся к подобным высказываниям безразлично. Иначе говоря, проявление патриотизма у молодежи в большинстве случаев носит выраженный, но скорее не агрессивный характер.
Как известно, большинство качеств человека закладывается в детстве. Поэтому мы задали студентам вопрос о том, прививалась ли им идея любви к Родине в детские годы. 56% опрошенных ответили на этот вопрос положительно, 34% не помнят, происходило ли подобное, и 10% однозначно утверждают, что такую идею им не прививали. Источником идей патриотизма служат в основном школа (22%) и семья (20%); фильмы и книги оказали патриотическое влияние в меньше степени (6% и 4%). Из этих данных можно сделать вывод, что больше чем у половины молодёжи патриотические качества воспитывались с детства. Преемственность семейных традиций и по сей день прослеживается в нашей жизни. Если большинству молодежи прививались идеи любви к Родине, то велика вероятность, что они постараются передать их своим детям и внукам.
105
Однако, оценивая нынешнее состояние российского общества с точки зрения условий для развития патриотизма, респонденты настроены весьма критично. Так, современную Россию 42% опрошенных оценивают как страну, где очень мало делается для создания условий патриотического воспитания, 14% — вообще отрицают создание таких условий.
Между тем, отношение к политике государства, в том числе в сфере работы с молодежью, является важнейшим фактором формирования патриотизма, удовлетворенность государственной политикой служит значимым критерием отношения человека к своей стране. На сегодняшний день на вопрос об удовлетворенности политикой государства в молодежной сфере были получены скорее негативные ответы: 38% опрошенных респондентов политика государства не удовлетворяет, 30% не чувствуют на себе её влияние, что тоже можно интерпретировать как отсутствие должного внимания к молодежи со стороны государства. Причем, подобный скептицизм нельзя списать на невключенность, отчужденность молодежи от общественно-политической жизни - по данным нашего исследования, большинство студентов «в теме», они так или иначе отслеживают политическую жизнь страны (36% — иногда, 32% — следят часто, 22% — следят постоянно). И хотя подавляющее большинство (96%) студентов не участвуют в молодежных движениях и не состоят в политических молодежных организациях, у них есть другая альтернатива общественно-политического участия: для молодежи, как для самого активного пользователя Интернета, все более распространенным способом выражения мнения становится общение в социальных сетях, участие в тематических группах, в том числе политических или общественных.
Сегодня молодежь становится свидетелем многочисленных изменений в стране и обществе. Её отношение к этим изменениям, к России, ее месту в мире обусловлено не только эффективностью реформ, но и духовными ценностями, которые заложены в период первичной социализации. Фиксируемые в ходе опроса настроения респондентов свидетельствуют, что современная российская молодежь имеет существенный запас «патриотической прочности», однако жизненные реалии и вытекающие из них рациональные соображения заметно корректируют желание молодых людей связывать свои жизненные планы и стратегии с Россией.
В этой связи все более актуальным становится вопрос о молодежной политике в области патриотического воспитания, нынешний уровень которой явно не отвечает задачам формирования настроений патриотизма. Необходимо разрабатывать, развивать и поддерживать программы, направленные на введение молодежи в историко-культурное пространство страны, акцентируя внимание на важности и необходимости подобных знаний для любого гражданина, формируя четкую осознанную гражданскую позицию молодежи. И, конечно, России важно достигнуть такого уровня и качества жизни, чтобы проживание здесь было приоритетной ценностью. Человек, осознающий, что корни его неразрывно связаны именно с этой страной, и что здесь он может жить достойно и благополучно, является самым надежным носителем гражданского самосознания и истинным патриотом своей страны.