Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЗМ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ'

ПАТРИОТИЗМ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
238
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / отечество / Родина / воспитание / личность / политика / этика / patriotism / fatherland / motherland / upbringing / personality / politics / ethics
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЗМ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

Мартысюк П. Г.

д.филос.н., доктор культурологии, доцент, профессор кафедры философии и социологии Санкт-Петербургского

университета МВД России

Pr_martis@yahoo.com

ПАТРИОТИЗМ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова: патриотизм, отечество, Родина, воспитание, личность, политика, этика.

Keywords: patriotism, fatherland, motherland, upbringing, personality, politics, ethics.

Под патриотизмом принято понимать чувство и действия, выражающие любовь и преданность Родине, способствующие её успехам во всех сферах внутренней жизни, повышению могущества и укреплению авторитета на международной арене. Патриотизм включает в своё смысловое поле осознание общности интересов людей, веками живущих в обособленных отечествах, уважение к историческому прошлому своего народа, гордость за его достижения и горечь за неудачи, беды и ошибки предков и современников, потребность в создании условий, способствующих процветанию Родины.

В настоящее время идея патриотизма притягивает к себе пристальное внимание, что легко объясняется значительными переменами, происходящими в современном российском обществе. Все мы являемся свидетелями переосмысления и смены мировоззренческих парадигм, формирования новых духовных ценностей, которые во многом идут вразрез с ценностями, постулированными предыдущей эпохой. Идеологический хаос, разброд, коснувшиеся России в 90-е годы ХХ века, неминуемо сказались на состоянии патриотического сознания. Наряду с переменами, приведшими к реформированию политической системы российского общества, мир захлестнули глобальные изменения, вызвавшие кардинальное перераспределение сил на международной арене, что потребовало новых концептуальных подходов мирового сообщества к разным аспектам международной безопасности.

В настоящее время современный мир переживает период трансформации. В нём увеличивается количество центров экономического и политического развития, происходит укрепление позиций новых глобальных и региональных стран-лидеров, что приводит к изменению миропорядка, формированию иных правил и принципов мироустройства. Всё это в своей совокупности актуализирует проблему возрождения и последующего формирования патриотического сознания на других основаниях - духовно-нравственных, религиозно-мировоззренческих, культурно-исторических.

Патриотическое сознание представляет собой духовное образование, обладающее конкретной внутренней структурой, включающей различные виды (патриотическую идеологию и патриотическую психологию), уровни (теоретическое и обыденное патриотическое сознание) и важнейшие её составляющие (национальное сознание и интернациональное сознание). Базируясь на патриотических ценностях, патриотическое сознание представляет собой некоторые общие для всех исторических эпох духовные условия жизнедеятельности индивидов и формы человеческого общежития, отражающиеся во всеобщих требованиях (типичный пример - нравственные принципы), задающих определенный гуманистический вектор деятельности людей.

Патриотизм является одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства. Он во многом определяет развитие личности и проявляется в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм утверждает любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине. Как личностное качество патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса положительных, реально проявляемых качеств человека. Стержнем этого развития являются духовно-нравственный и историко-культурный компоненты. Истинный патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно-деятельностного участия в решении важнейших проблем современного общества, духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

С этико-гуманистической точки зрения значение патриотизма обусловлено тем, что он является одной из форм соподчинения личных и общественных интересов единения человека и Отечества. Не случайно, «понятие «национальное» связано с осознанием принадлежности к конкретному народу, проявлением национального самосознания и коренных традиций своего народа. Национальное тесно связано с любовью к Родине, знанием истории, культуры, языка, обычаев своего края, гордостью за ее социальные и культурные достижения, заботой об интересах, суверенитете и будущем отечества»1. Чувства и идеи только тогда возвышают человека и народ, когда сопряжены с уважением к

1 Мартысюк П.Г. Этика: Учеб. пособие. - Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 2001. - С. 35.

629

другим народам и способствуют изменению психологии национальной исключительности и недоверия в сторону взаимоотношения в межнациональных и межгосударственных отношениях.

Нужно помнить, что патриотизм, патриотическое сознание не могут возникнуть стихийно и на пустом месте. Этот процесс носит ярко выраженный антиэнтропийный характер, т.е. требует постоянных и неослабных усилий. Если не прилагать эти усилия, то будут происходить энтропийные процессы, процессы эрозии, деградации, запустения. Патриотическое сознание стихийно само по себе не формируется, а требует систематических и эффективных усилий. Патриотизм должен опираться на определенные ценностные основания. Это могут быть политико-идеологические основания. Политико-идеологические основания патриотизма относятся, в отличие от мировоззренческих, духовно-нравственных оснований, к вторичным ценностным образованиям, которые более доступны для воздействия со стороны соответствующих структур, более управляемы. Но зато это более узкие основания, они менее прочны, больше подвержены энтропийной эрозии в случае ослабления управляющего воздействия и нуждаются в постоянной подпитке, идеологической антиэнтропийной «накачке». Например, советский патриотизм основывался, главным образом, на политико-идеологических основаниях. Но как было уже отмечено, помимо идеологических оснований патриотизма, есть еще мировоззренческие, духовно-нравственные основания как более широкие, глубокие и прочные.

Наиболее ранними являются духовно-нравственные, религиозно-мировоззренческие основания патриотизма -это основания архетипического плана, которые коренятся в автохтонной традиции и передаются из поколения в поколение на протяжении столетий.

В период первобытности патриотизм соотносится с кровной связью между всеми членами рода или племени. Не вызывает сомнений, что в его основе лежит архаический миф, который повествует о Матери-Земле. По мнению Ю. Антоняна, «психологическая идентификация Земли с Матерью была особенно сильна в архаических религиях, многие предания которых рассказывают о том, что раньше люди жили в Земле. В мифологических описаниях их выхода на поверхность Земли онтогенез совпадает с филогенезом»1. Мать-Земля в древности выступала в качестве той первичной субстанции, из которой выходил и в которую входил, т. е. возвращался человек. Подобное пробуждало более чем смутное, но тем не менее реальное ощущение биологической и психологической общности человека со всем своим земным окружением. Отсюда же проистекало и стремление к формированию большой единой семьи, проживающей на общей территории. Здесь связь между личностью и ее страной не являлась географической или случайной. Это была своего рода жизненная, духовная и священная связь. Своя страна являлась одновременно и символом и средством общения по отношению к невидимому и могущественному миру предков и сил, от которых исходила жизнь людей и природы.

Древняя языческая традиция сформировала любовь к Земле как жизнеобеспечивающему пространству, вне которого жизнь человека представлялась немыслимой. Нерасторжимая связь с Землей приводила к тому, что защита собственной жизни от угрозы внешней опасности, сопровождалась и отстаиванием интересов целостности земли как жизненного пространства. Родина должна быть для верующих в неё священным, религиозным образом, внешне выражающим архетип нации и концентрирующим в себе всю природную национальную мифологию. Необходимо заметить, что Архетип Великой Матери (Родины) остается непоколебимым и в наше время. Он активно питает сегодняшнюю жизнь, создавая все условия для воспитания патриота. Связанный с патриотизмом архетип Великой Матери (Родной Земли), воспетый в народном эпосе, сыграл и играет исключительную роль в формировании любви к Родине. Эта любовь имеет исторические, социальные, экономические и другие обоснования. Данное чувство возникло еще в глубокой древности и связано с тем, что на своей земле человек ощущал себя психологически и физически наиболее защищенным.

Духовно-нравственные основания патриотизма более основательны и жизнестойки, когда опираются на религиозные ценности, которые восходят в вечность, к личностному Абсолюту. Эта сопричастность вечности и придает фундаментальный смысл религиозно-мировоззренческим основаниям человеческого бытия, которые в свою очередь формируют подлинное чувство патриотизма. Г. Флоровский вполне справедливо обращает внимание на то, что «содержание нашего идеала, а не темп и страстность, с которыми мы его переживаем, должно определять в последнем в последнем итоге оценку нашего пути. Есть любовь к отечеству праведная и святая, и она спасительна и действенна»2.

Если политико-идеологические и религиозно-мировоззренческие основания патриотизма более или менее адекватны друг другу, то такой патриотизм может быть и сильным, и прочным. Если же идеология вступает в противоречие с автохтонной традицией, религиозным мировоззрением, то патриотизм, сформированный в таких условиях, может быть достаточно сильным, но он не может быть прочным и долговечным.

Настоящий патриотизм должен опираться не на идеологические основания, а на мировоззренческие, культурно-исторические, духовно-нравственные. Это, прежде всего, любовь к своему отечеству, Родине, народу, которая глубже и прочнее любви к своей стране, государству, классу, партии, имеющей политико-идеологический, классовый подтекст. Истинный патриотизм проверяется в трудную годину, когда Родина унижена, больна, немощна. Подобного рода отношение к родной земле стоит гораздо больших усилий и заслуживает большего уважения, чем любовь к преуспевающей стране.

Как личностное качество, патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса положительных, реально проявляемых качеств человека. Стержнем этого развития являются духовно-нравственный и историко-культурный компоненты. Истинный патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно-деятельностного участия в решении важнейших проблем современного

1 Антонян Ю.М. Миф и вечность. - М.: Логос, 2001. - С. 346.

2 Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. - М.: Аграф, 1998. - С. 143.

общества, духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Несмотря на свою изначально позитивную направленность, патриотизм обнаруживает и деструктивные оттенки. Нетрудно заметить, что смысловые оттенки, которые приобрел патриотизм на ранних этапах формирования человеческой культуры, имеют явно выраженные языческие корни. Аксиологическая направленность языческой культуры способствует «привязыванию» человека к земле, а также ограничение его самости пределами бесконечно обновляющейся материи. Она же предполагает тотальную зависимость индивида от рода. Чрезмерная симбиотическая связь с родом, расой, иной социальной группой или религией может представлять опасность. В этом случае жесткая привязанность лишает человека свободы, делает его глухим и слепым, препятствует его развитию, являясь мощным источником национализма, расизма, шовинизма, религиозной и политической нетерпимости, всякого рода фанатизма, хотя и прикрываемого звонкими фразами и внешне привлекательной символикой. В случае расторжения связей с Родиной возникает опасность остаться одиноким, беззащитным, предоставленным лишь своим слабым силам, что означает значительное повышение тревожности, даже до уровня страха смерти. Такой же страх выступает в качестве одного из самых мощных стимулов поведения, деструктивного в том числе.

В некоторой степени негативная сторона патриотизма возникла из стремления внести мир и лад в разъярившиеся исторические стихии одною формальною энергией воли, одною дисциплиною, одним темпераментом власти. Отсюда возникает нечуткость, незоркость к глубине и сложности жизненных противоречий. В лоне христианского мировоззрения обнаруживают себя попытки преодоления негативных последствий патриотизма. Здесь формируется точка зрения, сводящаяся к тому, что позитивная сторона патриотизма отталкивается от нравственной и духовной стороны личности патриота, полагая, что не на пути внешней борьбы, а на пути внутреннего, духовного преображения личности открывается путь преодоления различных социальных катаклизмов. Патриотизм, осмысленный в лоне христианства, получает ярко выраженную позитивную направленность. Он наполняется духовным смыслом, формирующим соответствующее целеполагание, в результате чего человек, воспитанный на идеалах христианского спиритуализма, в отношении к себе подобными придерживается принципа христианского гуманизма.

«Прекрасная вещь - любовь к отечеству, но есть нечто еще более прекрасное - это любовь к истине. Любовь к отечеству рождает героев, любовь к истине создает мудрецов, благодетелей человечества. Любовь к родине разделяет народы, воспитывает национальную ненависть и подчас одевает землю в траур; любовь к истине распространяет свет знания, создает духовные наслаждения, приближает людей к Божеству. Не чрез родину, а чрез истину ведет путь на небо»1. Ощущая в процессе духовной деятельности в себе некую высшую сверхчеловеческую силу, личность одновременно осознает себя саму не простым пассивным орудием этой внеличностной силы, каковой она ощущает себя в качестве только лишь природного и социального существа, а активным его соучастником. В результате чего человек становится чем-то большим, чем просто средством идеологических и политических игр.

В рамках современной культуры обращение к историческому прошлому сохраняет актуальность. Его архаические интенции в рамках современной культуры демонстрируют удивительную живучесть и способность к самовоспроизводству. Современный человек, сам того не замечая, по-прежнему находится во власти различного рода архетипов, во многом определяющих его жизнь и ценностную ориентацию.

Патриотическое воспитание предполагает систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Патриотизм является одним из слагаемых гражданственности, включающей освоение и реализацию прав и обязанностей по отношению к себе как личности, своей семье, обществу, Отечеству, планете в целом. В качестве критериев сформирован-ности гражданственности у человека могут выступать знания и их реализация в выполнении гражданских, политических, трудовых, экологических, экономических, социальных и культурных прав человека. В то же время стержнем личности гражданина-патриота являются его базовые убеждения и принципы: свобода, независимость, любовь к тому месту, где родился и вырос, любовь к Отечеству, служение ему, сохранение традиций и обычаев своих предков, знание истории своей страны и др., позволяющие сохранить ему личностную устойчивость.

1 Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего // Собр. Соч.: В 2 т. - М., 1991. - Т. 1. - С. 523-524.

631

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.