Научная статья на тему 'Формирование и развитие патриотических ценностей у кадет'

Формирование и развитие патриотических ценностей у кадет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КАДЕТЫ / ПАТРИОТИЗМ / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусев Ю.Г.

В статье рассмотрен опыт работы с кадетами по формированию и развитию у них патриотических ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие патриотических ценностей у кадет»

Теория и методика обучения и воспитания

113

- признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения;

- поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в сильных сторонах, стимулирование самоанализа ребенка;

- умение быть товарищем для ребенка, готовность ничего не требовать взамен;

- самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Подводя итог к сказанному, попробуем определить, что же является главным в работе будущего педагога.

Поддержать ребенка в трудную минуту - дело нелегкое. Прежде всего нужно поддержать духовно, убедить его в том, что все в его жизни можно изменить к лучшему, затем помочь найти путь выхода из кризисной ситуации и, приняв решение вместе, последовательно его реализовывать. Будущий педагог работает с отдельным ребенком, подростком, а если и с группой, то небольшой. Работу с семьей он также строит с использованием индивидуального и личностного подходов, с учетом специфики конкретной семьи.

Список литературы:

1. Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций / М.А. Галагу-зова. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000. - 416 с.

2. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева // Социс. - 2005. - № 1. - С. 55-60.

3. Бакаева О.Н. Особенности взаимодействия детского сада с неполными (распавшимися) семьями детей предшкольного возраста / О.Н. Бакаева // Вхождение ребенка предшкольного возраста в систему российского образования: позиция ребенка, родителя и педагога: мат. Всерос. науч.-практ. конф. -Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. - С. 121-126.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У КАДЕТ

© Гусев Ю.Г.*

Оренбургское президентское кадетское училище, г. Оренбург

В статье рассмотрен опыт работы с кадетами по формированию и развитию у них патриотических ценностей.

Ключевые слова ценности, патриотическое воспитание, кадеты, патриотизм, проект.

Начальник 2 учебного курса.

114

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

«Родина не может существовать без свободы, свобода без добродетели, добродетель без граждан. У вас будет все, если вы воспитаете граждан; без этого у вас все, начиная с правителей государства, будут лишь жалкими рабами. Однако воспитать граждан - дело не одного дня; и чтобы иметь граждан-мужей, нужно наставлять их с детского возраста».

Руссо Ж.Ж.

Значительные качественные изменения в социальной структуре, образе жизни и общественно-политической ориентации россиян, ликвидация существовавшей при социализме достаточно стройной системы воспитания юношества привели к серьезным изменениям в условиях жизни подрастающего поколения, а также к сдвигам социально-ценностных мотивов поведения подростков и молодежи.

В период взросления и становления школьников как личностей, молодые люди сталкиваются с возможностями выбора различных альтернатив, предлагаемых обществом.

В условиях социальных перемен этот выбор становится наиболее сложным, так как само общество, утратив свои прежние ценностные ориентиры, еще не в полном объёме готово предложить молодежи стройную систему новых наработанных гражданских ценностей и идеалов, помочь в осмыслении глубоких изменений, происходящих в эпоху социальных кризисов.

В таких условиях необходимо обогащать духовный мир личности и формировать у индивида неисчерпаемый арсенал ценностей. Ценности, существующие в материальной и духовной форме, представляют собой сердцевину культуры, где духовно-нравственным ценностным ориентирам принадлежит ведущая роль в развитии структуры личности. Среди духовнонравственных ценностей выделяется патриотизм, как основа дальнейшего развития общества и становления его национального самосознания.

Уникальность становления современного российского поколения заключается в том, что оно совпадает с преобразованиями во всех основных сферах жизнедеятельности общества и, прежде всего, в общественном сознании, ее ценностных ориентаций, ее субкультуры и девиаций для лучшего понимания и прогнозирования модели будущего общества.

Подрастающее поколение само по себе является одной из величайших ценностей любого общества, поскольку оно несет в себе зерно дальнейшего потенциального развития человечества. Именно поэтому от того, какое воспитание будет дано российской молодежи сегодня, к каким духовным идеалам и ценностям оно будет стремиться, зависит дальнейшее развитие российского общества.

Реформы, произошедшие в сфере российского образования, определили новые подходы к образовательному процессу в целом, уделив особое внимание воспитывающей деятельности, направленной, прежде всего, на формирование в молодых людях духовности, нравственности, патриотических

Теория и методика обучения и воспитания

115

ценностей и идеалов, способствующих будущему становлению личности в процессе ее социализации.

Новая образовательная концепция, в свою очередь, востребовала новый тип общеобразовательного учреждения, сочетающего в себе комплексный подход в единстве всех сфер педагогической деятельности, направленных на формирование ценностно-патриотических ориентаций юношества, путем воспитания Гражданина и Патриота своего Отечества.

К таким новообразованиям, успешно сочетающим в своей работе высокий уровень предлагаемого образования, соответствующего современным стандартам и воспитательную патриотическую деятельность, способствующую становлению Гражданина и Патриота, в самом высоком смысле этого слова, готового служить своему Отечеству на любом достойном поприще, относятся кадетские училища, которые стремятся взять все лучшее из опыта работы кадетских корпусов России XVII-XX веков и, переосмыслив и переработав его, дополнив новым содержанием, перенести в XXI век.

Ценности, существующие в любом обществе, наделены определенным смыслом, имеющим непреходящее значение. Человек, исходя из своей биосоциальной сущности, не может развиваться сам по себе, для его духовного становления необходим ряд факторов, важнейшим из которых является соприкосновение с культурой, которая организует духовную жизнь общества в различные исторические периоды и оказывает определенное влияние на жизнь конкретного человека. Элементами культуры становятся те результаты человеческой деятельности, которые имеют социальную значимость, и как раз они и получают статус ценности. В рамках любой культуры формируется определенный набор и иерархия ценностей и ценностных ориентаций. Они являются отражением восприятия людей разнообразных явлений, как прошлого, так и настоящего. История убедительно доказывает, что человеку, помимо материально-производственной практики, необходима и «духовная пища».

К такой «пище», в первую очередь, относятся духовные ценности, которые являются стержнем и основой любого человеческого общества.

«Источник силы или бессилия общества - духовный уровень жизни, а уже потом - уровень промышленности. Если в нации иссякли духовные силы - никакое наилучшее государственное устройство и никакое промышленное развитие не спасут ее от смерти, с гнилым дуплом дерево не стоит» [1].

Сегодня, когда российское общество находится на новом витке своего развития, когда в обществе еще остро ощущается дефицит духовной культуры и национального сознания, существует глубокий смысл в утверждении основных, базовых ценностей в сознании людей, а также в процессе формирования и воспитания этих ценностей и ценностных ориентаций у подрастающего поколения.

Здесь уместно поставить вопрос: почему именно ценности являются отправными пунктами и одной из составляющих базовой основы будущего общества, и как происходит процесс их формирования и восприятия?

116

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

В социуме любые события выполняют какую-то роль. Эта роль может иметь различное значение в жизни и деятельности людей с точки зрения человеческих потребностей и целей. За критериями оценки любого социального или духовного вида деятельности закреплен некий обобщенный образ, стереотип, правило, норма, идеал, либо определенная группа ценностей.

Ценность - философская категория, представляющая собой значимость чего-либо для человека, класса либо общества в целом, имеющая непреходящее исторически-временное значение, вырабатывающаяся в процессе жизнедеятельности людей и, так или иначе, формирующая внутренний мир человека, преобладающая в разнообразных видах его деятельности.

Сам термин «ценность» уже давно существовал в философских трудах, он употреблялся не только в книжном, но и в разговорном языке как самое обычное слово наряду со многими другими. Слово это не обладало строго однозначным смыслом и поэтому имело множество синонимов: достоинство, заслуга, польза, благо, стоимость, достояние и т.п.

Первые ростки и зачатки учения о ценностях (еще не употребляя это слово) появились в трудах мыслителей античной философии, которая дала возможность:

- выделить само понятие «ценность» из мира умопостигаемого бытия, (Парменид - Абсолютная мысль, Сократ - идеал, Платон - идея, Аристотель - ценимое);

- наделить ее сутью и оценочным смыслом, размышлять, думать о ее содержании и значении (Демокрит - прекрасное, Сократ - сдержанность, мужество, справедливость, Платон - мудрость, храбрость, умеренность, справедливость);

- придать ей определенные атрибуты, такие, как вечность, неизменность и непреходящий характер (Сократ, Платон, Аристотель);

- иерархизировать ценности по степени их значимости в процессе познания и в жизни человека (Платон - вершина благ - идеи Красоты и Добра, Аристотель - ценимые, хвалимые, возможные);

- разработать критерии нравственной оценки определенной ценности (Аристотель - понятия «правосудности» и справедливости);

- выделить принцип активной деятельности личности в освоении ценностной проблематики (Аристотель - необходимо следовать и жить в соответствии с добродетелью).

Ценность, как социологическая категория, представляет собой обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества. Система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей.

А также «ценности - суть те явления (или стороны явлений) природы и общества, которые являются благами жизни и культуры людей определен-

Теория и методика обучения и воспитания

117

ного общества или класса в качестве действительности или идеала. Эти блага называются ценностями потому, что люди их ценят, ибо они обогащают их личную и общественную жизнь».

Ценность как социально-психологическая категория принимает статус социальной ценности и, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входит в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, являясь основой развития мотивационной сферы внутреннего мира человека.

Подводя итог, следует отметить что ценности - это обобщенные представления человека относительно цели, к которой он стремится в процессе своей активной деятельности в соответствии с нормами и правилами поведения, воплощающими исторический опыт, и выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества.

Патриотические ценности составляют «ядро» духовной культуры любого этноса, любой нации, ибо без любви к своей Родине, своей Земле и своему народу не может быть культуры, а культура - это фундаментальная основа общественного развития, продуктивное средство становления личности. Человек «погружает свою индивидуальность в культуру как в общечеловеческую память, запечатлевшую развитие духовности в результатах событий культурного характера, и, обращаясь к ней как к живому, говорящему зеркалу, творит свою личность и свой образ» [4].

Патриотизм - это достоинство, мужество, честь, стойкость, преданность, верность личности своим идеалам и жизненным принципам, которые «цементируют» общество, определяя дальнейшие пути его развития.

Патриотические ценности, являясь важнейшей составляющей национального самосознания личности, ориентируют человека на идентификацию с духовными традициями и историей своей страны, своего народа. В отличие от материальных ценностей, они не отрицаются новыми возникающими ценностями, продолжая существовать в своем первозданном виде, или преобразуются в другие духовные идеалы. Эту преемственную связь ценностных «поколений» можно проследить на примерах мужества и патриотизма русских людей в борьбе за независимость своего Отечества.

Неразрывная связь человека с Отечеством, с ее природой и ее культурой порождает специфическое душевное состояние, определенное патриотическое настроение и сознание, которое и утвердилось в повседневном языке как чувство Родины.

Философский смысл понятия патриотизма как безусловной ценности раскрывается через его духовную сущность.

«Нечто, взятое само по себе, в отрыве от духа, - ни территория, ни климат, ни географическая обстановка ... ни привычный быт ... ни язык ... -ничто не составляет Родину, не заменяет ее, и не любится патриотической любовью. Ибо все это, взятое в отдельности, подобно телу без души. все это есть не более чем . ее материал, но не она сама ибо Родина есть нечто

118

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

от духа и для духа» [5]. И, далее - суть истинного, духовного патриотизма состоит в том, что, во-первых, «истинный патриот любит свое Отечество «духовно зрячею любовью», исходящей из признания объективного достоинства, присущего его Родине.

Во-вторых, зрячая любовь патриота «... совмещает страстную любовь и жертвенность с мудрым отрезвлением и чувством меры.».

В-третьих, духовный патриотизм, - плод добровольного избрания и самопознания объекта любви. «Заставить человека любить какую-нибудь «страну», как свою Родину, или быть националистом чужой ему нации -невозможно». Любовь «... есть дело внутренней свободы человеческого самоопределения».

В-четвертых, истинный патриотизм, соединяя свою судьбу с судьбой своего народа в его достижениях и в его падении, в опасности и в благоденствии, сливает свой дух с духом своего народа.

В-пятых, поскольку «Родина есть, прежде всего, духовная реальность и чтобы найти и узнать ее, человеку нужна личная духовность».

Духовная сущность российского патриотизма зависит не столько от экономики и политики государства, сколько от национального самосознания всех граждан России, всех тех, кто не мыслит себя вне культуры своей страны. Но патриотизм тогда становится основой единой национальной идеей, когда выходит на уровень общественного сознания.

«В философии общественное сознание анализируется в основном в гносеологическом аспекте (диалектическое единство научных, объективно-истинных и ценностно-практических моментов)», и с философской точки зрения патриотизм представляет собой совокупность ценностных элементов, любой формы общественного сознания, являющихся отражением сущности Отечества через призму общественных интересов [6]. Социологический смысл ценности патриотизма раскрывается через социальную деятельность человека. Любовь к Родине является мощно действующим мотивом социальной практики людей.

Активная деятельность и благородные поступки во имя Отечества являются не только условием истинного патриотизма, но также и его критерием.

«Усвоенные человеком социальные ценности служат определенным источником его «деятельной сущности», воплощаясь в такие черты и качества, которые помогают ему преодолеть жизненные трудности, обеспечить благо и безопасность Отечества».

Психологическая сущность личности проявляется в выражении патриотических чувств, в чувстве сопричастности себя к судьбам Отечества, что сказывается на уровне формирования ее потребностей и интересов, желаний и стремлений, предопределяет внутренний настрой человека на патриотические поступки и действия.

Осознание, осмысление и ощущение любви к своей Родине ориентирует личность на определенную форму проявления патриотических чувств:

Теория и методика обучения и воспитания

119

гордость за свою страну, ответственность за ее судьбу, формирует чувство долга перед ней, желание взять на себя ответственность за ее судьбу.

Таким образом, следует отметить, что патриотизм - это глубокая и искренняя преданность, бескорыстная любовь к своей Родине, состояние кровной связи со своей землей, долг и ответственность перед своим народом, духовная связь всех поколений во имя жертвенной и благородной любви к своему Отечеству.

Патриотизм как одна из высших ценностей личности находится в тесной взаимосвязи с его глубоким пониманием, эмоциональным осмыслением и выбором, т.е. с ценностной ориентацией личности в ценностном пространстве.

Одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности Оренбургского президентского кадетского училища является патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание заключается в оказании воспитательных воздействий на личность кадет с целью формирования у них готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание в любви к малой родине и стране в целом, воспитание чувства гордости за свой народ.

Следует отметить, что патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей своё единство с Отечеством. Он формируется под влиянием многих факторов: в процессе обучения и социализации подрастающего поколения, однако главную роль при этом играет воспитание. Ведь оно всегда оказывало решающее воздействие на становление личности и, соответственно, на благополучие целого общества. Одной из основных задач нашего училища является воспитание у кадет чувства патриотизма, готовности к защите Отечества; формирование и развитие у обучающихся чувства верности воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера и воспитание любви к военной службе.

В воспитательном процессе Оренбургского президентского кадетского училища особая роль отводится проведению курсовых и училищных мероприятий посвященных дням воинской славы России, знаменательным датам и праздникам:

- Дню пожилого человека;

- Дню солидарности в борьбе с терроризмом;

- Всероссийскому дню призывника;

- Дню полного снятия блокады Ленинграда;

- Дню защитника Отечества;

- Дню победы и др.

Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения кадет в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.

120

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

В преддверии праздника Дня защитника Отечества кадеты традиционно посещают ветеранов Великой Отечественной Войны, оказывают адресную помощь. В непринужденной обстановке ветераны рассказывают кадетам о тяжёлых фронтовых буднях и напряженных послевоенных годах, о своих боевых и трудовых наградах. Ежегодно кадеты приглашают ветеранов на торжественные мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества.

Строевое обучение (строевая подготовка) оказывает влияние на все стороны жизни и деятельности подростков. Оно закаляет волю обучаемых, совершенствует их умение владеть своим телом, развивает внимательность, наблюдательность, коллективизм и исполнительность способствует соблюдению порядка и укреплению дисциплины. Стало традиционным проводить конкурс «Смотр строя и песни», посвященный победе советского народа в Великой Отечественной войне. Нахождение кадета в строю приучает его к собранности, дисциплине. Конкурс направлен на формирование у кадет армейской выправки, командной дисциплины и слаженности действий, а также патриотизма, чувства гражданственности и верности Отечеству.

Современное состояние патриотического воспитания во многом предопределено историческим прошлым.

Участие воспитанников Оренбургского президентского кадетского училища в подготовке и проведении празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов посредством создания военно-патриотического проекта «Оружие Победы» (Советская военная техника времен Великой Отечественной войны), осознание себя частицей этой Великой Победы, становится важнейшей составляющей воспитательного процесса на шестом учебном курсе в целом.

Данный проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении гордиться и ценить момент сопричастности к героическим страницам.

Проект необходим для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность всех кадет курса посредством различных форм проведения комплекса мероприятий, для развития творческих начал личности, для нового осмысления исторического наследия.

Отзываясь на призыв Президента РФ В.В. Путина о доскональном изучении военных страниц, данный проект стал инициативой кадет при поддержке воспитателей курса провести собственную поисково-собирательную и исследовательскую деятельность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целью создания проекта является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы кадет, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к истории отечества, и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

Теория и методика обучения и воспитания

121

Заключение

Среди духовных качеств любого современного государства, в том числе России, патриотизм занимает доминирующие положение, а беззаветная любовь граждан к своей Родине, государству, народу, его историческим достижениям лежит в основе политических и экономических успехов общества. Для России гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях имеет особое значение.

Только сформировав личность гражданина и патриота России с соответствующими ценностями, взглядами, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач. Одной из важных задач такого воспитания является воспитание любви к Родине. Любовь к Родине начинается с малого: с любви к своему дому, к родителям, к любимому делу. Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовнонравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в различных социально значимых видах деятельности, а значит, - сможет успешно пройти процесс социализации.

Список литературы:

1. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию. Посильные соображения. - Л.: ЛГУ, 1990. - С. 28-29.

2. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социологические исследования - М.: Наука, 1994.

3. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. - Л.: ЛГУ, 1960. - С. 3.

4. Лихачев Д., Симвелян Н. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем. - М.: ЛБЗ, 1988. - С. 8.

5. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Собр. Соч.: в 10 т. - Т. 1. -М.: Прогресс, 1993. - С. 172-177.

6. Беляев Г.Г., Торгашев Г.А. Духовные корни русского народа. - М.: Былина, 2002. - С. 152.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ НА УРОКАХ ОБЖ

© Карпачёва Т.В.*

Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск

Самостоятельная работа обучающихся является важной составляющей процесса обучения ОБЖ. Она обеспечивает повышение эффек-

* Доцент кафедры Безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.