Педагогика
УДК 378(091); 378.02 В.А. Заставенко*, А.П. Шарухин**
Патриотическое воспитание в военно-учебных заведениях России во второй половине XIX - начале XX века
Статья посвящена анализу организации, содержания и методики патриотического воспитания в военно-учебных заведениях России во второй половине XIX - начале XX вв. При этом авторы рассматривают также интерпретацию понятия «патриотизм» в этот период.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, образование, воспитание, воспитательный процесс.
* V.A. Zastavenko*, A.P. Sharuhin**. Patriotic education in military educational institutions of Russia in the second half of XIX - early XX century. This article analyzes the organization, content and methods of Patriotic education in military educational institutions of Russia in the second half of XIX - early XX century. The authors also consider the interpretation of the concept of patriotism in this period.
Keywords: patriotism, Patriotic education, education, education, educational process.
Патриотическое воспитание воинов на всех этапах становления и развития Российского государства выступало приоритетной задачей его внутренней политики. В то же время пути и способы решения задач связанных с патриотическим воспитанием военнослужащих страны в различные периоды имели специфические особенности, что было вызвано как объективными (экономическая, социальная и политическая ситуация в стране, внешне-политическое положение и т.д.), так и субъективными (индивидуально-психологические особенности императора и степень влияния на него тех или иных общественных и политических деятелей) факторов.
Вторая половина XIX - начало XX вв. в истории России является периодом серьезных экономических, социальных и политических реформ, которые обусловили вступление страны в эпоху серьезных перемен и потрясений. В результате реформ было уничтожено крепостное право, которое в Европе прямо называли «русским рабством». Земская и городская реформы привели к созданию системы местного самоуправления. В ходе финансовой реформы была сделана попытка проведения денежной реформы. Результатом реформы просвещения в России стало создание стройной системы образования, включавшей начальные, средние и высшие учебные заведения. Военная реформа позволила сделать Вооруженные Силы и управление ими современными, отвечающими требованиям, которые предъявляли армии и флоту новые способы ведения вооруженной борьбы. Внешнеполитическая ситуация в рассматриваемый период была непростой. Интересы экономического развития, а также соображения стратегической безопасности требовали восстановления не только утраченных позиций на Черном море, но и всего международного престижа России, что достигалось не только дипломатическими усилиями, но военной мощью государства. На армию и флот возлагались серьезные задачи, связанные с ведением вооруженной борьбы как на Балканах, так и в «ближнем зарубежье» - в Средней Азии и на Кавказе.
Несмотря на успехи в экономическом и социальном развитии, наступившие в результате реализации реформ, проведенных Александром II, внутриполитическая ситуация в стране обострялась. Это было вызвано не доведенной до логического завершения земельной проблемой, трудностями проведения реформ, запутанностью национальных отношений, появлением рабочего класса, изначально более организованного и ориентированного на борьбу за свои права. К этому можно добавить и появление в российском искусстве талантливых писателей, живописцев, музыкантов, многие из которых посвятили свое творчество бичеванию пороков российской действительности. В свою очередь, борьба
* Заставенко, Валерий Александрович, начальник отдела аспирантуры и докторантуры, доцент кафедры социально-культурной деятельности, туризма и гостеприимства Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, 191119. Санкт-Петербург, ул. Правды, д. 13. Телефон: (812) 315-70-29. E-mail: [email protected].
** Шарухин, Анатолий Петрович, доктор педагогических наук, профессор. Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].
* Zastavenko, Valery Alexandrovich, the head of the department of applicant and doctoral studies, assistant professor of social and cultural activities, tourism and hospitality of St Petersburg State Institute of Film and Television, candidate of pedagogic sciences. Address: Russia, 191119, St Petersburg, Pravda str,, 13. Phone: (812) 315-70-29. E-mail: [email protected]
** Sharuhin, Anatoly Petrovich, doctor of pedagogical sciences, professor of the St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].
© Заставенко В.А., Шарухин А.П., 2015
Заставенко В.А., Шарухин А.П. Патриотическое воспитание в военно-учебных заведениях России...
правительства с противниками «слева» обрела жестокий характер: подавление крестьянских выступлений, аресты либералов, разгром польского восстания. В этих условиях усиление патриотического воспитания населения, прежде всего военнослужащих, становится одной из неотложных задач государства. Именно патриотическое воспитание приобретает роль того скрепа, который может помочь в сплочении российского общества. В рассматриваемый период в художественной и публицистической литературе, а также в научных, в т.ч. педагогических трудах осуществляется теоретическое осмысление патриотизма и патриотического воспитания. Российские учёные постарались идентифицировать это понятие с аналогичными категориями, относящимися к самоопределению нации, а также установить философское и педагогическое содержание российского патриотизма в его практическом проявлении.
В словаре В. И. Даля термин «патриот» определяется как «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм - любовь к Отчизне» [6, с. 24]. Возникает несколько толкований понятия «патриотизм». В конце века официальная идеология предлагает в качестве основной патриотической идеи формулу «Православие. Самодержавие. Дух смирения» созвучную идее времен Николая I «Православие, самодержавие и народ». Однако слово «народ» удаляется как опасное. Ведущим качеством патриота считалась преданность престолу, государству, безусловная вера в Бога. Представители либерального направления (Н.И. Пирогов, В.С. Соловьев, К.Д. Ушинский) не разделяли такого подхода, и главной характеристикой патриотизма считали любовь к своей Отчизне, к своему народу, готовность к работе и борьбе за процветание страны. Так, К.Д. Ушинский считал патриотизм общественным цементом, связывающим людей в честное, дружное общество, чувством, которое при общей гибели всего святого и благородного в человеке гибнет последним [16]. При этом большинство передовых представителей российской интеллигенции различали патриотизм истинный и псевдопатриотизм. В.С. Соловьев в статье «Народная беда и общественная помощь» писал, что настала пора возвратить патриотизму его истинный положительный смысл, - понять его не как ненависть к инородцам и иноверцам, а как деятельную любовь к своему страдающему народу [12].
Воспитание патриотизма наиболее актуальным представлялась для армии и флота, и прежде всего для носителей армейских и флотских традиций и устоев, - офицерского состава. В конце XIX -начале XX вв. в России сложилась достаточно гармоничная система подготовки офицерских кадров, которая включала в себя обучение в кадетских корпусах, военных училищах, юнкерских училищах и военных академиях. Система обучения и воспитания в военно-учебных заведениях позволяла осуществлять поэтапный перевод офицера с одного низшего уровня на другой - высший, формируя в конечном итоге военного профессионала, способного выполнять самые сложные задачи.
В рассматриваемый период в отечественной педагогике появились комплексные исследования, посвященные подготовке будущих офицеров в условиях военно-учебных заведений. Эти исследования связаны с именами Н.И. Пирогова, М.И. Драгомирова, С.О. Макарова, А.Н. Галкина и др.
Вполне обосновано уделяя огромное внимание задачам обучения будущих офицеров, тому, что необходимо на войне, они выделяют особую роль воспитания, прежде всего патриотического. В то же время следует отметить, что в рассматриваемый период патриотическое воспитание как отдельное направление в системе подготовки будущих офицеров не рассматривалось. Как правило, о патриотизме речь шла в контексте нравственного воспитания в военно-учебных заведениях.
Н.И. Пирогов, один из основоположников отечественной педагогики, в стремлении к идеалу человека предполагает раскрытие прекрасных сторон своей национальности. У Пирогова идеал человека связан с национальной почвой, на которой вырастает человек, и вместе с тем с историческим развитием каждой нации: Он считал, что все мы, к какой бы нации ни принадлежали, можем сделаться через воспитание настоящими людьми, нисколько не переставая быть гражданином своего Отечества [2].
Одна из ведущих педагогических идей М.И. Драгомирова заключалась в том, чтобы ставить дело воспитания выше обучения. Он видел три стороны военного воспитания: воспитание ума и воли; воспитание нравственное; воспитание физическое. Говоря о нравственном воспитании, М.И. Драгомиров подчеркивал, что оно заключается в воспитании у будущего офицера чести. Воспитание чести будет завершением нравственной подготовки, потому что там, где человек любит свою Родину, любит свою честь, там он не задумывается жертвовать собою для их блага [7]. Уже в начале XX в., продолжая лучшие традиции отечественной военной педагогики, подполковник Генерального штаба М.С. Галкин в своей книге «Новый путь современного офицера» писал, что современный руководитель должен проникнуться идеей, что армия трудами тысяч офицеров-воспитателей должна обратиться в огромный дом нравственного и умственного развития и гигиены, оставаясь в то же время школой чести, доблести, дисциплины, здорового, надежного патриотизма [5]. Безусловно, в условиях монархического государства, несмотря на различную интерпретацию природы и сущности патриотизма представителями общественности, цели патриотического воспитания в военно-учебных заведениях довольно четко фиксировали связь патриотизма с преданностью Отечеству, государству и царю.
Особенно рельефно цели воспитания обозначены в документах, регламентирующих подготовку воспитанников кадетских корпусов. Например, в «Наставлении для образования воспитанников военно-учебных заведений» отмечалось, что цель воспитания кадета религиозно-нравственная и патриотическая. Все преподавание проникнуто любовью к Вере, Государю, России, Закону и Долгу [11].
В «Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов» (издана в 1886 г. и переиздана в 1905 г.) указывалось, что воспитание в кадетских корпусах должно быть живо проникнуто духом христианского вероучения и строгого согласования с общим началом русского государственного устройства, иметь главной целью «подготовление» воспитывающихся юношей к будущей службе государю и отечеству, с детского возраста выработки в кадетах тех верных понятий и стремлений, которые
Педагогика
служат прочной основой искренней преданности Престолу, сознательного повиновения власти и закону, чувства чести, добра и правды [8, с. 1]. В конце Х1Х - начале ХХ вв. в военно-учебных заведениях России сложилась стройная система нравственных ориентиров. От каждого офицера, выходящего из военного училища, требовалось обладание теми нравственными качествами, которые должны быть присущи каждому правильно развитому человеку вообще, и теми, которые отвечают долгу и обязанностям, налагаемым на военнослужащего его званием. Воспитание должно вести к тому, чтобы сформировать из него прежде всего человека, который умеет исполнять свои обязанности, всегда готов жертвовать собою Престолу и Отечеству [15]. Цели патриотического воспитания в военно-учебных заведениях России определяли его содержание и методы. Анализ литературных источников позволяет выделить следующие направления воспитательной работы по формированию у будущих офицеров патриотических чувств.
Во-первых, изучение истории страны, отечественной литературы и географии в процессе обучения в кадетских корпусах, юнкерских и военных училищах.
В военных и юнкерских училищах изучались гуманитарные дисциплины, которые формировали культурный облик будущего офицера: история, география, военная история, русский язык. Так, изучение истории русской армии в военных училищах было ориентированно на то, чтобы заставить юнкера мыслью и сердцем проследить всю боевую жизнь армии от Петра Великого до тогдашней современности [10, с. 18].
Во-вторых, воспитание на лучших образцах русского искусства, воспевающих любовь к Родине и образцы мужества воинов, проявленные в сражениях по защите её интересов. Вторая половина XIX в. вошла в историю как период расцвета русской культуры. В литературе он проявился в творчестве талантливых русских писателей: И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. В музыке - в творчестве композиторов М.А. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского и др. Началом нового этапа в развитии русской национальной культуры является искусство мастеров исторической живописи И.Е. Репина и В.И. Сурикова. Центральной темой всех без исключения гениальных представителей русской культуры является любовь к Отечеству, к своему народу, гордость за его прошлое и вера в лучшее будущее. В произведениях А.С. Пушкина (поэма «Полтава»), М.Ю. Лермонтова (поэма «Бородино»), Н.В. Гоголя («Тарас Бульба») воспевается ратный подвиг воинов, их готовность к самопожертвованию во имя Отечества.
В военных училищах по теории словесности, включенной в программу русского языка для 1-го специального класса, предполагалось изучение баллад Жуковского, знакомство с произведениями Шиллера и Гёте, Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, лирикой Кольцова, одами Ломоносова и Державина, трагедиями Шекспира, комедиями Мольера и др. Для 2-го специального класса были отобраны произведения Гончарова, Достоевского, Толстого, Островского, Некрасова, Майкова и других видных литераторов.
Насыщенными были программы обучения кадетских корпусов. От кадетов требовалось знание наизусть произведений Г.Р. Державина, Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, Д.И. Фонвизина, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и других выдающихся писателей того времени.
В-третьих, воспитание на традициях русской армии, среди которых ведущее место занимала вера в победу, основанная на любви к Родине и уверенности в её могуществе. Вера выступала в качестве нравственного стимула выполнения воинского долга. Кроме веры, к ценностям относились верность Знамени своего полка, которое при императоре Павле I приобрело статус полковой реликвии; войсковая дружба и товарищество, о которых афористично высказался А.В. Суворов: «Сам погибай, а товарища выручай».
Основными носителями и проводниками традиций русской армии в среде военно-учебных заведений были преподаватели и воспитатели кадетских корпусов, которые в большинстве своём являлись офицерами, имеющими значительный стаж командирской службы. К примеру, к преподаванию военных наук в военные и юнкерские училища допускались офицеры на основании трёх условий: экзамена и пробной лекции; пробной лекции без экзамена; без всяких испытаний. К преподаванию без испытаний допускались: профессора, адъюнкты и преподаватели всех военных академий; лица, известные своими учёными трудами, в случае, если они намерены преподавать науку, составляющую предмет их специальных знаний. На основании пробной лекции без экзамена допускались офицеры, окончившие Николаевскую академию Генерального штаба, Михайловскую артиллерийскую и Николаевскую инженерную академии [1]. В ходе индивидуальных бесед, личным примером, наставлением, требовательностью к обучающимся командиры, преподаватели и воспитатели развивали у будущих офицеров уважение к лучшим боевым традициям русской армии.
Большую роль в распространении и закреплении традиций русской армии как важнейшего направления патриотического воспитания играли различные нормативные акты в виде уставов, наставлений, инструкций, уложений и т.д. В них законодательно закреплялись требования к будущим офицерам, которые, как правило, отражали большинство боевых и воинских традиций русской армии. Устав внутренней службы (ст. 33) содержал вполне конкретные нормативные требования к военнослужащему. Каждому воинскому чину надлежало быть благочестивым, беспредельно преданным Государю и Отечеству и правдивым, беспрекословно повиноваться начальству, быть храбрым в сражениях и терпеливо переносить все тягости, которые подчас бывают неизбежны; присягу же, как основание всех добродетелей, хранить свято и нерушимо [14].
В-четвертых, активная опора на Церковь в нравственном и патриотическом воспитании будущих офицеров. Роль религии определялась тем, что она, по сути, являлась одним из ведущих средств воспитания, развития духовных сил и укрепления морально-психологического потенциала армии. К концу XIX - началу XX вв. исторически сложились традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих в русской армии и на флоте. Они представляли собой способ и бытия, и воспроизводства элементов социального и
Заставенко В.А., Шарухин А.П. Патриотическое воспитание в военно-учебных заведениях России...
культурного наследия. Церковь, будучи органично вписана в систему воспитания, при помощи обрядов, церковных ритуалов, проповедей, через веру в Бога развивала у кадетов и юнкеров ценностные ориентиры, связанные с беззаветным служением Отечеству, государству, монарху, народу. Митрополит Московский Филарет в своих поучениях выражал главную патриотическую идею, провозглашаемую церковью. Она заключалась в том, что, уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, умирают преступником или рабом; умирая за веру и Отечество, на небе принимают жизнь и венец [3].
В-пятых, создание культурной среды, способствующей пробуждению и развитию у обучающихся кадетских корпусов, юнкерских и военных училищ сильных позитивных эмоциональных переживаний, связанных с ощущением принадлежности к Отечеству, народу и армии, на основе которых осуществляется воспитание чувства любви к Родине, уважения к государству, преданности престолу. Среда обитания включала в себя предметно-эстетическую и собственно военную стороны [13]. Предметно-эстетическая среда представляла культурно-эстетическое пространство военно-учебных заведений, наполненное предметами культуры настоящего и прошлого, вызывающее у обучающихся сильные эмоциональные переживания и способствующее пробуждению и закреплению чувства любви к Родине. Этой же цели служили копии картин выдающихся русских художников, знаменитых архитектурных и исторических памятников, портреты признанных отечественных писателей, поэтов, композиторов, ученых, полководцев; картины известных русских баталистов, картины мирной жизни, отражающие реальную действительность во всем ее многообразии. Кроме того, на видных местах располагались реликвии, возбуждавшие глубокие и сильные чувства гордости за героическое прошлое и мирное настоящее России. К их числу относились знамена, штандарты, мраморные доски, корпусные музеи [13].
Военная среда была представлена военной формой, воинскими ритуалами, символикой военных и юнкерских училищ, кадетских корпусов. Кадеты, юнкера, воспитанники военных училищ носили военную форму, которая не только выделяла их из среды учащейся молодежи, но и являлась средством педагогического воздействия, отражая преемственность военных традиций и подчеркивая принадлежность обучающихся военно-учебных заведений к славной истории и подвигам русской армии.
Немаловажную роль в воспитании у обучающихся военно-учебных заведений России гордости за принадлежность к русской армии и флоту и готовности продолжать и укреплять их боевые традиции играли различные символы, которым можно отнести нагрудные знаки, жетоны военно-учебных заведений, темляки на оружии и т.д. Многие военно-учебные заведения носили имя государственного деятеля или были связаны с личностью, которая играла выдающуюся роль в данную эпоху.
Идея государственности и императорской власти выражалась в использовании символов государства при разработке символики военно-учебных заведений, а также девизов кадетских корпусов, военных и юнкерских училищ. К примеру, у Киевского Константиновского пехотного училища - «Помните, чье имя носите!», у Алексеевского пехотного - «Дисциплина - прежде всего!».
Особое значение придавалось знаменам, которые имелись во всех военно-учебных заведениях России. Знамена являлись центральным звеном всех воинских ритуалов, проводимых в кадетских корпусах, военных и юнкерских училищах. К таким ритуалам относились прежде всего государственные и православные праздники, знаменательные даты, связанные с победами русского оружия, принятие присяги, празднование знаменательных дней военно-учебных заведений.
Таким образом, анализ литературных источников по данной проблеме позволяет сделать вывод, что в рассматриваемый период в военно-учебных заведениях России была выстроена продуманная система патриотического воспитания будущих офицеров, которая во многом обусловила высокую степень боевого потенциала русской армии, проявившуюся в войнах и военных конфликтах.
Список литературы
1. Алехин, И. А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII - начала XX века: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01 /Алехин Игорь Алексеевич. - М., 2004. - 43 с.
2. Антология педагогической мысли России первой половины Х1Х века. - М.: Педагогика, 1987. - 614 с.
3. Байдуков, А. В. Христианское вероучение о войне и воинской службе // Журнал московской патриархии. - 1999. - № 8. - С. 42-46.
4. Воробьева, А. Ю. Российские юнкера. 1864—1917: История военных училищ. - М.: ООО «Издательство ACT»; ООО «Издательство Астрель», 2002. — 61с.
5. Галкин, М. С. Новый путь современного офицера. - М.: Воен. тип., 1907. - 143 с.
6. Даль, В. Толковый словарь живаго великорусскаго языка Владимiра Даля. Том третш. - М., 1882. - 584 с.
7. Драгомиров, М. И. Избранные произведения. - М.: Воениздат, 1956. - 688 с.
8. Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. - СПб., 1886.
9. Курмышов, В. М. Воспитание в кадетских корпусах России (Анализ педагогического опыта, 1882-1917 гг.) : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Курмышов Василий Михайлович. - СПб., 1997. - 199 с.
10. Программы и руководящие указания для преподавания учебных предметов в военных училищах. - СПб., 1911.
11. Ростовцев, Я. И. Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений. Высочайше утвержденное 24 декабря 1848 г. - СПб.: Тип. военно-учебных заведений, 1849. - 185 с.
12. Соловьев, В. С. Народная беда и общественная помощь // Соч.: В 2 т. - Т. 1. - М., 1989. - С. 450-481.
13. Смирнов, С. Н. Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса : автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Смирнов Сергей Николаевич. - Кострома, 2002. - 21 с.
14. Столепе военнаго министерства. 1802-1902. Главный штабъ. Историческш очеркъ. Образоваше (обучеше) войскъ. Уставы и наставлешя. - СПб.: Тип. М.О. Вольфа, 1914. - 314 с.
15. Труды первого съезда офицеров-воспитателей кадетских корпусов (22-31 декабря 1908 г.). - СПб, 1909. - 538 с.
16. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений в 2 т. - М.: Педагогика, 1987. - Т. 2. - 317 с.