Научная статья на тему 'Гражданственность и патриотизм. Проблемы патриотического воспитания в условиях глобализации'

Гражданственность и патриотизм. Проблемы патриотического воспитания в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
241
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Полухин О.Н.

Формирование гражданственности как важнейшей основы современного общества в условиях концептуального формирования национальной идеи невозможно без переосмысления понятия патриотизма в новом, глобальном контексте развития России не только как научной категории, но и как элемента чувственного восприятия. В данном аспекте, на всех этапах патриотического воспитания молодежи чрезвычайную важность приобретает чёткое разделение истинного патриотизма и лжепатриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданственность и патриотизм. Проблемы патриотического воспитания в условиях глобализации»

Полухин О. Н., д-р полит. наук, проф.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ И ПАТРИОТИЗМ ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ

ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Info@bsu.edu.ru

Формирование гражданственности как важнейшей основы современного общества в условиях концептуального формирования национальной идеи невозможно без переосмысления понятия патриотизма в новом, глобальном контексте развития России не только как научной категории, но и как элемента чувственного восприятия. В данном аспекте, на всех этапах патриотического воспитания молодежи чрезвычайную важность приобретает чёткое разделение истинного патриотизма и лжепатриотизма.

Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, национальная идея, самоидентификация, патриотическое воспитание._

Основными компонентами, необходимыми для формирования истинного гражданина, являются гражданственность и патриотизм. Иногда гражданственность, патриотизм, государственный взгляд на жизнь приобретают значение синонимов. Но это не значит, что можно говорить об их тождественности. Объектом гражданственности является государство, объектом же патриотизма выступает Отечество-Родина. Гражданственность и патриотизм органически объединяются, когда государственные интересы совпадают с интересами Отечества. В течение последних 20 лет многие страны мира были потрясены глубочайшими политическими кризисами. Структура биполярного мира, сменилась однополюсностью, сегодня появились тенденции уже к многополярности в урегулировании международных отношений.

Все чаще приходится слышать об усугубляющих политический кризис, как в отдельных странах, так и в мире, вспыхивающих практически по всей территории планеты локальных конфликтах. Не стало исключением и наше государство. Россия в течение нового этапа своей истории с 1991 года жила в состоянии практически постоянной политической нестабильности. Это путч 1991 года, тяжелое и болезненное изменение политической системы страны, события октября 1993 года. Кроме того, объективно вынужденная вести пассивную политику в отношении одного их своих субъектов федерации, Россия была вовлечена в локальный внутренний конфликт с Чеченской республикой, принимая активное участие в данном конфликте, порой разрешая его при помощи военных мер (ведя боевые действия с декабря 1994 года по август 1996 года и с сентября 1999 до второй половины 2000 года). Некоторая стабилизация политического процесса в стране стала просматриваться только в конце 1999-2000 году.

Осмысление понятия патриотизма начинается с момента формирования наций, создающихся, по мнению Флориана Знанецкого, группой интеллектуалов, принадлежащих к этносу, своего рода умственной аристократией эпохи, которая вырабатывает комплекс представлений, становящийся основой генотипа национальной культуры. К такой аристократии можно отнести в первую очередь религиозных деятелей и ученых, жрецов. Так на первых этапах формирования наций и государств они всегда находились в верхней части иерархической пирамиды. Исполняемые ими функции - религиозная, властная, политическая, бюрократическая, научная, педагогическая, информационная, военная -требовали патриотической направленности в любой деятельности.

Рассматривая дальнейшую историю понятия патриотизма, можно говорить об утере во многих странах, с развитием государственности, его первоначальной функции регулирования всех сторон общественной жизни. А также о неправомерном сужении понятия патриотизма до уровня обслуживания защитной функции государства.

Категория патриотизм имеет различные толкования, ассоциируемые с такими высоко духовными понятиями, как Родина, Отечество.

Так, Владимир Даль достаточно четко определял категории, непосредственно связанные с патриотизмом - «Патриот, любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник, от-чизник. Патриотизм, любовь к отчизне. Патриотический, отчизненный, отечественный, полный любви к отчизне. Патримониальный, отечесткий, отний, отчий, отчи-ный» [3, с. 21].

В словаре русского языка С. И. Ожегова патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу.

Словарь по этике предлагает нам определять данную категорию таким образом: «Патриотизм (греч. paler - родина) - это социально-политический и нравственный принцип, в обобщенной форме выражающий чувство любви к родине, заботу об ее интересах и готовность к защите ее от врагов. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в уважении к ее историческому прошлому и в бережном отношении к народной памяти, национально-культурной традиции» [9, с. 244].

Западная наука понимает патриотизм, как «преданность людей своим группам, с которыми они себя отождествляют».

Современная российская наука также выводит свои понятия патриотизма, рассматривая его как «осознание конкретным человеком своего особого, любовно возвышенного, преданного отношения к Отечеству, проявляющегося в целенаправленной деятельности по его прогрессивному развитию и процветанию» [2, с. 109]; «совокупность действий, направленных на процветание своей Родины, это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагают общество и человек»; «чувство, объективирующее человека в общество. Он предполагает не борьбу за свое личное, а борьбу за общее, которое в известной мере становится личным. ... Я - патриот - это не значит, что человек отдал себя обществу. Это означает, что общество, в котором он живет, дает ему все для жизнеутверждения, и он его сознательная, созидающая часть» [1, с. 279].

Исходя из приведенных выше воззрений на категорию патриотизма, выведем определение. В узком смысле патриотизм - это характеристика любви человека к своей Родине, готовности к самопожертвованию во имя ее. В широком смысле, при условии сохранения истинности первой трактовки, патриотизм - это духовное качество человека, составляющее его мировоззрения, его гражданских позиций, отражающее позитивное социальное отношение индивида к Родине, Отчизне.

Исходя из данного определения, можно выделить основной аспект, составляющий качественный компонент патриотизма - духовность. Духовность - специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности, позиция ценностного сознания, свойственная всем его формам - нравственной, эстетической, художественной, религиозной и политической. Основным отличием духовности является то, что данное качество не доступно ни животному, ни моделирующим действия человека машинам [9].

Данная трактовка позволяет нам четко ограничить группу элементов, влияющих на содержание и развитие как духовности, так и патриотизма. Среди них можно выделить тесно взаимосвязанные культуру, религию, язык и историю. Каждый из данных элементов можно рассматривать через призму перечисленных форм ценностного сознания человека.

Так, культура может представать перед нами в форме нравственных норм, сложившихся в данном обществе, принятого здесь эстетического вкуса, религиозного мировоззрения, политических ориентиров, выражающихся в произведениях искусства.

Религия, являющаяся в узком смысле частью культуры, в широком - может определять ее изменение и развитие.

В свою очередь язык, как средство вербального общения между людьми, выражает отношение конкретного индивида к объекту обсуждения, корректирует воззрения индивидов в процессе общения, участвует в создании новых культурных ценностей.

Чувство патриотизма выражает гордость за Отечество, привязанность, любовь к родной стране, природе, истории, национальной культуре, чувство этнической принадлежности. Поэтому, говоря о патриотизме, как духовной идее способной определять жизнь человека и государства, стоит также отметить, что патриотизм не может существовать в виде чисто теоретической идеи. Чувство патриотизма может возникнуть только тогда, когда субъект патриотизма вступит в практические отношения с объектом патриотизма, когда он не просто будет осознавать себя гражданином государства, а когда начнет действовать, как истинный патриот.

Основой этого действия является осознание, самоидентификация со своей Родиной, своей страной.

Немаловажным в самоидентификации человека с Отечеством является восприятие имени государства. Имя страны не возникает случайно, как бессмысленный набор символов. Оно вынашивается годами, веками, отражает доброе отношение человека к своей земле, истории и легализуется при создании государства, как символ духовного единения индивидов. Так, С. Л. Мухина, в частности, выдвигает версию о том, что имя нашего государства могло произойти от названия древних героических народов [5, с.82-83] - этруссков, учителей древних римлян, называвших себя русенами или русичами; древнего народа России, упоминавшегося в работах восточных авторов начала нашей эры; мужественных роксоланов, рассказы о которых сохранились в работах античных писателей;

народа, упоминаемого в славянской «Велесовой книге» - русколанов, живших на земле Рускола-ни.

Итак, имя страны, государства, как духовный и духообразующий символ требует определенного уважения и поклонения этому символу. Соответственно существуют позитивное и негативное отношение к имени государства. В последнее десятилетие на страницах отечественной прессы можно было отследить постоянное использование названия государства, и наименования основного народа государства в негативном плане - русская мафия, русские - воры, русские - недалекие люди, русские - захватчики. Кроме того, и Основной Закон нашего государства, принятый в 1993 году был не совсем этичным по отношению к истории названия нашей страны, ее населению. Так, на волне демократических настроений, оголтелой космополитизации и скрытого патриотизма, в Конституции России было закреплено положение о новом определении людей, живущих в России - присвоение им наименования «россияне», что не столько послужило консолидирующей силой для нашего многонационального государства, сколько стало скрытым мотивом для возможного разрушения национального самоопределения и замалчивания наименований народов, населяющих наше государство, и прежде всего, как доминирующую - нацию русских.

В мировой практике такое отношение в национальной культуре не ново. Так, к примеру, в Конституции национальной республики Франции записано положение о том, что человек любой национальности, принявший французское подданство, становится французом. С одной стороны это хорошо - законодательно отрицается сама возможность развития шовинистских и националистических настроений. Но с другой стороны, такое положение позволяет называть французами людей, не относящихся исторически к стране с богатыми историческими, культурными политическими традициями пришедшим с других континентов, привнесшим свою культуру, историю, свои морально-этические и этнические нормы. Таким образом, при достаточно высокой экспансии иностранцев в такую небольшую по территории, в сравнении с Россией, страну, как Франция, подобное положение вещей может привести к разрушению национальной самобытности, культуры, норм, сложившихся в обществе.

Для того, чтобы избежать подобного разрушения государства, на первом месте при идентификации себя с государством, должна стоять одна из высших духовных категорий -Родина. По словам И.А. Ильина, Родина - есть

нечто от духа и для духа. Таким образом, понятие «моей Родины» может быть ограничено до уровня района, города, села, улицы, дома, группы друзей, трудового коллектива [2, с. 111]. Такое местничество в патриотическом чувстве особенно пагубно действует на социально-духовный климат в большой стране, к каковым относится и Россия. Академик МПА, доктор философских наук В.И. Лутовинов предлагает свое видение типологии лжепатриотизма [4, с. 42-43].

За последнее время Россия «де юре» успела отказаться от четкой морально-политической доктрины, закрепив в Конституции догмат о том, что ни одна идеология не может быть признана государственной, и, не предложив ничего взамен. Таким образом, беззаветное служение Отечеству потеряло поддержку со стороны национальной идеи. Это позволило развиться спекулятивным воззрениям на почве патриотизма. Многие из них представляли собой формы так называемого лжепатриотизма. У понятия патриотизма попытались отнять его самостоятельность, сделать разменной картой в процессе политической борьбы. Такая политизация патриотизма также как и его космополитизация, одинаково разрушительно влияют на понимание нашими соотечественниками смысла служения Отечеству. В первом случае срабатывает формула: «Что хорошо для меня - то хорошо для государства». Во втором случае, при космополитизации общественного сознания, на первый план встает так называемая любовь к Вселенной, человечеству, а любовь к Родине объявляется практически несостоятельной, ненужной.

Концепция «просвещенного» патриотизма предлагает создавать политические теории на основе элементов различных идеологических концепций политики, например социализма, капитализма. Это несправедливо: любовь к Родине не может быть привита искусственно, она всегда самобытна.

Типология лжепатриотизма приводит нас к необходимости определения истинного патриотизма. Истинный патриотизм - это одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, выступающая в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность и нераздельность с Отечеством, свой долг и значимость в интересах его возрождения и надежной защиты.

Как мы можем увидеть, истинный патриотизм в нашей стране основывается непосредственно на национальной русской идее.

Русская идея была сформулирована еще в XI в. и представляет собой триаду «Православие - самодержавие - народность». Она была изложена митрополитом Илларионом в середине XI

в. в «Слове о законе и благодати» на основе уже имеющегося православного опыта и государственного устроения земли» [2; 7, с. 97]. Тем более, русский патриотизм отличает «особая любовь к родной природе; высокая гуманистическая направленность русской патриотической идеи; приверженность к православию; соборность и законопослушание; общность, как устойчивая склонность и потребность русских людей в коллективной жизни; отрицание шовинизма и национализма».

Исходя из вышесказанного, можно определить, что русская идея, исторически внедрявшаяся в общественное сознание российских граждан, придерживалась, как основных добродетелей, умеренности, терпимости и уважения ко всему живому. Эти качества одновременно являются определяющими истинного патриотизма: любви к своей Родине, умеренности в притязаниях, терпимости к соседним государствам и уважения к живущим рядом национальностям.

Таким образом, можно говорить о доминирующей роли русской идеи в историческом формировании патриотизма, а также о вероятном превращении русской национальной идеи в истинный патриотизм.

Итак, можно заключить, что категория патриотизм - понятие сложное и многоплановое. По поводу этого понятия существует множество различных воззрений. Говоря о патриотизме можно выделять патриотизм истинный и ложный, истинный и местнический, истинный и псевдопатриотизм. Понятие истинного патриотизма связано с историческим духом государства, его основной идеей, исторически сложившимися моральными нормами этноса, образующего государство. Кроме того, «патриотические чувства и идеи только тогда нравственно возвышают народ и человека, когда сопряжены с уважением к народам других стран и не вырождаются... в психологию национальной исключительности» [7, с. 85].

Патриотическое воспитание граждан является важным фактором стабильности в государстве. Так, одной из основных задач, возлагаемых на систему патриотического воспитания, в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы» определялось обеспечение решения задач «по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации». Под патриотическим воспитанием в Программе понималась систематическая и целенаправленная «деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого

патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [6]. Программа сыграла заметную роль в усилении патриотического воспитания в России. Одной из важнейших задач патриотического воспитания является формирование личности, которая будет способна воспринимать высшие ценности бытия, проявлять любовь к своей Отчизне.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, предусмотренное Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

В России исторически предопределено, как высшее качество человека - безграничная любовь, готовность к самопожертвованию во имя Родины. Такая неразрывная связь истории народа, его судьбы с беззаветным служением России, на первый план выводит проблему воспитания защитников Отечества, делает армию эталоном нравственности и отношений в обществе.

Венцом развития теории воспитания защитника Отечества на досоветском этапе осмысления настоящей категории, стал Курс военно-прикладной педагогии Д.Н. Трескина [10]. Каналом распространения патриотического воспитания являлись армейская служба, учебные заведения, пресса.

С появлением в начале XX века новой формы Российского государства, Советской России, а затем и Советского Союза в ситуации постоянной идеологической конфронтации с рядом западных буржуазных стран, понадобились новые подходы к воспитанию патриотизма. Появились новые угрозы. Государству стало необходимо защищать себя не только с точки зрения территориальной, но и идеологической безопасности. Необходимо было оградить страну от влияния противоречащих государственной социалистической идеологии буржуазных идей других стран. Поэтому новый этап развития патриотического воспитания, формирования гражданственности можно назвать идеологическим.

Основными задачами идейно-

воспитательной работы определялись формирование определенного мировоззрения, отвечающего интересам государства; дальнейшее укрепление патриотического воспитания масс; воспитание нравственных качеств гражданина государства; борьба с чуждым государству идейным влиянием; идеологическое обеспечение и окраска обучения.

Также необходимо отметить тот факт, что идейное воспитание предусматривало научный подход к процессу воспитания, что определяло

негативность примитивного воздействия на массы, и необходимость дифференцированного подхода к каждому индивидууму.

Идейное воспитание включало в себя создание самодостаточной личности. Идейно убежденный человек рассматривался как патриот у которого самые яркие свершения, дела, поступки были одухотворены любовью к Родине. Человек, стремящийся сделать свое Отечество сильным, процветающим, могучим.

Что касается каналов распространения идейного воспитания, то среди них выделялись образовательные учебные заведения, средства массовой информации, служба в армии.

После развала Советского Союза и появления нынешней формы нашего государства -Российской Федерации, произошел определенный идеологический коллапс, в связи с которым идейное воспитание, потерявшее свой базис перестало существовать. От всей системы советского военно-патриотического воспитания на государственном уровне осталась разве что начальная военная подготовка. За двадцатилетнюю историю новой России появилось только два государственных документа, попытавшихся определить новые подходы к патриотическому воспитанию граждан. Это Президентская программа патриотического воспитания 1995-2000 годов и государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», принятая постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 года.

Итак, говоря о сущности патриотического воспитания в России можно отметить, что оно во все времена рассматривалось, как объективно необходимая деятельность государства, государственной элиты по формированию у граждан страны, в целях консолидации общества и формирования гражданского менталитета, чувства долга перед Родиной, верности и беззаветной преданности, любви к своему Отечеству, а именно - развитие патриотических чувств.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Геллер Э. Нации и национализм. М.,

1991.

2. Горбова М. А. Методологические основы патриотического воспитания старшеклассников // Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое или будущее России. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Волгоград, «Перемена», 1999. С. 109.

3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. М., 1935.

4. Лутовинов В.И., Некрасов П.Ф. На благо Отечества! Или что такое патриотизм // Ориентир, 2000. № 12. С. 42-43.

5. Мухина С. Л. Имя страны, народа и патриотизм II Патриотическая идея накануне ХХ1 века: прошлое или будущее России. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Волгоград, «Перемена». 1999. С. 82-83.

6. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, на 2001-2005 годы», принятая постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 года // Российская газета. №49. 12 марта 2001 г.

7. Попов С. П. Вернуться к данному Богом // Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое или будущее России. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Волгоград, «Перемена», 1999.

8. Семенов А. И., Суслов А. А Патриотизм и духовное возрождение России // Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое или будущее России. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Волгоград, «Перемена», 1999. С. 85.

9. Словарь по этике. Под ред. Кураева В. И. М., Политиздат. 1989.

10. Трескин Д. Н. Курс военно-прикладной педагогии. Дух реформы русского военного дела. Киев, 1909.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.