Научная статья на тему 'Патриотизм как имидж (психолингвистический аспект)'

Патриотизм как имидж (психолингвистический аспект) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
289
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТЬ / ИМИДЖ / ОБРАЗ / ГОСУДАРСТВО / СИМВОЛЫ / НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Казаченко Оксана Васильевна, Хамула Лилия Александровна

Введение. Как известно, патриотизм является одной из важнейших национальных ценностей многих стран. На современном этапе в формировании образа этой ценности большую роль играют СМИ и Интернет, которые различными невербальными средствами передают определенный смысл, очень часто неосознанно дополняющий образ исследуемого явления, что позволяет конструировать отношение людей к определенным феноменам их жизни. В связи с этим целью работы стало рассмотрение экспликации ценности патриотизм невербальными средствами в таких странах, как Россия, Великобритания, США и Франция. Материалы и методы. Авторами было отобрано 40 изображений, иллюстрирующих ценность патриотизм в вышеперечисленных странах на основе принципа частотности и системной ценности. Далее результаты подтверждались данными ассоциативных словарей. Основными методами исследования стали: метод сплошной выборки, сопоставительный метод исследования, качественный и количественный методы исследования. Результаты исследования и обсуждения. При анализе изображений, репрезентующих ценность патриотизм в разных культурах были отмечены универсальные черты, сходство в некоторых характеристиках, что говорит об универсальности исследуемого понятия. Также были выявлены различия, обусловленные факторами этнического своеобразия. Заключение. Невербально имидж патриотизма проявляется совершенно дифференцированно в разных странах, чему способствуют традиции и обычаи, принятые в конкретных странах, исторический путь развития и современная политика государства. При этом в визуальной репрезентации ценности патриотизм наблюдаются как общие составляющие, такие как тесная взаимосвязь анализируемого имиджа с государственной символикой и территориальными границами, связь с освоением космоса, так и национальные и культурно-специфические особенности, характерные для определенных стран. Авторами доказывается, что образы патриотизма, воплощенные невербально в изображениях, отражают специфику и конструкт понимания ценности определенным государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Казаченко Оксана Васильевна, Хамула Лилия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotism as an image (psycholinguistic aspect)

Introduction. It is widely known that patriotism is one of the most important national values of many countries. Nowadays mass media and internet resources play a great role in shaping the image of this value, which, with the help of different non-verbal means convey a certain meaning, very often unconsciously supplementing the image of the phenomenon under study. It allows to construct the attitude of people to certain phenomena of their lives. Therefore, the purpose of the scientific paper is to analyze the explication of value of patriotism by non-verbal means in such countries as Russia, Great Britain, the USA and France. Materials and methods. The authors selected 40 images that illustrate the value of patriotism in the above-mentioned countries on the principle of frequency and system value. Further, the results were confirmed by the data of associative dictionaries. The main methods of research were: continuous sampling method, comparative method, qualitative and quantitative research methods. Results and discussion. In the analysis of images representing the value of patriotism in different cultures, universal features and similarities in some characteristics were noted which indicates the universality of the concept. Differences due to factors of ethnic identity were also identified. Conclusion. The image of patriotism manifests itself quite differentially in different countries due to traditions and customs adopted in specific countries, the historical path of their development and modern state policy. At the same time, in the visual representation of the value of patriotism, we can find some common components, such as the close interrelation of the analyzed images with the state symbols and territorial boundaries, the connection with space exploration, as well as the national and specific cultural features of certain countries. The authors prove that the images of patriotism embodied non-verbally in the images, reflect the specifics and structure of understanding the value of a particular state.

Текст научной работы на тему «Патриотизм как имидж (психолингвистический аспект)»

удк 81.23 doi: 10.30914/2072-6783-2019-13-1 -68-75

Патриотизм как имидж (психолингвистический аспект)

О. В. Казаченко1, Л. А. Хамула2

1 Московский городской университет (МГПУ), г. Москва 2 Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков, г. Краснодар

Введение. Как известно, патриотизм является одной из важнейших национальных ценностей многих стран. На современном этапе в формировании образа этой ценности большую роль играют СМИ и Интернет, которые различными невербальными средствами передают определенный смысл, очень часто неосознанно дополняющий образ исследуемого явления, что позволяет конструировать отношение людей к определенным феноменам их жизни. В связи с этим целью работы стало рассмотрение экспликации ценности патриотизм невербальными средствами в таких странах, как Россия, Великобритания, США и Франция. Материалы и методы. Авторами было отобрано 40 изображений, иллюстрирующих ценность патриотизм в вышеперечисленных странах на основе принципа частотности и системной ценности. Далее результаты подтверждались данными ассоциативных словарей. Основными методами исследования стали: метод сплошной выборки, сопоставительный метод исследования, качественный и количественный методы исследования. Результаты исследования и обсуждения. При анализе изображений, репрезентующих ценность патриотизм в разных культурах были отмечены универсальные черты, сходство в некоторых характеристиках, что говорит об универсальности исследуемого понятия. Также были выявлены различия, обусловленные факторами этнического своеобразия. Заключение. Невербально имидж патриотизма проявляется совершенно дифференцированно в разных странах, чему способствуют традиции и обычаи, принятые в конкретных странах, исторический путь развития и современная политика государства. При этом в визуальной репрезентации ценности патриотизм наблюдаются как общие составляющие, такие как тесная взаимосвязь анализируемого имиджа с государственной символикой и территориальными границами, связь с освоением космоса, так и национальные и культурно-специфические особенности, характерные для определенных стран. Авторами доказывается, что образы патриотизма, воплощенные невербально в изображениях, отражают специфику и конструкт понимания ценности определенным государством.

Ключевые слова: патриотизм, национальные ценности, ценность, имидж, образ, государство, символы, невербальные средства коммуникации.

Patriotism as an image (psycholinguistic aspect)

O. V. Kazachenko1, L. A. Khamula2

1 Moscow City University, Moscow 2 Krasnodar Air Force Institute for Pilots, Krasnodar

Introduction. It is widely known that patriotism is one of the most important national values of many countries. Nowadays mass media and internet resources play a great role in shaping the image of this value, which, with the help of different non-verbal means convey a certain meaning, very often unconsciously supplementing the image of the phenomenon under study. It allows to construct the attitude of people to certain phenomena of their lives. Therefore, the purpose of the scientific paper is to analyze the explication of value of patriotism by non-verbal means in such countries as Russia, Great Britain, the USA and France. Materials and methods. The authors selected 40 images that illustrate the value of patriotism in the above-mentioned countries on the principle of frequency and system value. Further, the results were confirmed by the data of associative dictionaries. The main methods of research were: continuous sampling method, comparative method, qualitative and quantitative research methods. Results and discussion. In the analysis of images representing the value of patriotism in different cultures, universal features and similarities in some characteristics were noted which indicates the universality of the concept. Differences due to factors of ethnic identity were also identified. Conclusion. The image of patriotism manifests itself quite differentially in different countries due to traditions and customs adopted in specific countries, the historical path of their development and modern state policy. At the same time, in the visual representation of the value of patriotism, we can find some common components, such as the close interrelation of the analyzed images

with the state symbols and territorial boundaries, the connection with space exploration, as well as the national and specific cultural features of certain countries. The authors prove that the images of patriotism embodied non-verbally in the images, reflect the specifics and structure of understanding the value of a particular state.

Keywords: patriotism, national values, value, image, non-verbal means of communication, form, state, symbols, non-verbal means of communication.

Введение

В своих сложных взаимосвязях с внешним миром человек черпает информацию, при восприятии и осмыслении которой впоследствии формируется определенный индивидуальный образ мира (термин А. Н. Леонтьева), из самых разнообразных источников, одним из которых служат невербальные средства, дополняющие уже существующие или формирующиеся представления в сознании носителя определенного языка и культуры о том или ином предмете, явлении или событии его жизни.

Невербальные средства коммуникации изучены не так тщательно, как вербальные, вследствие сложности выделения предмета исследования. На это, в частности, обращал свое внимание В. Ф. Петренко в своей ставшей классикой работе «Введение в экспериментальную психосемантику», утверждавший, что исследование невербальных значений в форме визуальных образов, т. е. «значений изображений, плакатов, эмблем, мимических выразительных движений» [8, ^ 7] необоснованно игнорированы, поэтому не случайно, на наш взгляд, первые фундаментальные работы, касающиеся роли различных видов невербальной коммуникации при восприятии и понимании информации, зародились именно в лоне психолингвистики, как науке о процессах кодирования - декодирования речи языковой личностью. Первой монографией в исследовании этого нового направления стала работа И. Н. Горелова «Невербальные компоненты коммуникации», в которой автор убедительно доказывает, что использование паралингвистических знаков -жестов, мимики и др., является важным процессом в развитии знакового поведения человека. По мнению ученого, система знаков являет собой «внешнюю моторику функционального базиса речи» [2, с. 24], которая сохранилась в первой сигнальной системе. Здесь формируются протопонятия, являющиеся результатом обобщения наглядных образов. Таким образом, вторая сигнальная система (язык) накладывается

на более древнюю первую, не «подминая» ее под себя, а органически дополняя ее. Особенно важным в нашем случае является положение автора о том, что на этапе смыслообразования вербализация не всегда имеет место [2].

В данном исследовании нас интересуют не все виды невербальной информации, а только изображения, поскольку современная жизнь людей наполнена знаками различного характера, т. е. сконструированными образами, что особенно ярко проявляется в телевидении и Интернете. Тенденция запечатлевать в знаках информацию в СМИ на сегодняшний день была замечена и исследована в рамках научных течений, таких как семи-осоциопсихология и лингвосоциописхология (Т. М. Дридзе), а также в рамках семиологиче-ских исследований следующих областей: лингво-семиотики, когнитивной семиотики, визуальной семиотики и семиотики концептов1.

Уникальным источником смыслонаполнения понятий, хранящихся в сознании, являются те визуальные образы, с которыми современный человек повсеместно сталкивается в своей жизни: на работе, учебе или досуге. Это естественный процесс, отмечают И. Н. Горелов и К. Ф. Седов, увеличивать объем, ресурсы и возможности зрительной информации для «экономии» усилий в условиях все возрастающего количества информации в настоящее время. Однако при этом следует помнить, что такая экономия «тормозит не просто процесс обучения чтения, где надо "декодировать" текст, развивать собственное воображение для понимания его»2, без привычки к чтению (что наблюдается повсеместно среди молодежи и подростков, предпочитающих проводить свой досуг за компьютерными играми, а не чтением художественной литературы) тормозится весь процесс развития ребенка. При этом

1 Толковый словарь Кузнецова // GUFO.ME. URL: https:// gufo.me/dict/kuznetsov (дата обращения: 27.11.2018).

2 Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Лабиринт, 2001. 304 с. С. 49.

воспринимаются уже готовые образы, которые не требуют «перекодирования» в отличие от вербального текста, и поэтому картинки становятся первичными образами и, следовательно, усваиваются быстрее.

Визуализация представляет собой гносеологический механизм, дающий возможность сделать сам процесс познания и формирования значений слов более насыщенным и полным. Как показывают исследования, развитие человеческой деятельности и мышления напрямую связано с визуализацией, поскольку с самого раннего детства такая информация воспринимается быстрее, что особенно важно в цифровую эпоху, характеризующуюся нарастанием потока информации и необходимости ее быстрой обработки и усвоения. Стоит отметить, что вместе с расширяющейся аудиторией социальных сетей также возросло количество графически подаваемой информации, либо отдельной, либо вместе с вербальным комментарием, такой как смайлики, мемы, демоти-ваторы и другое. В педагогике высшей школы также получила распространение такая форма работы, как лекция-визуализация, акцентирующая внимание на развитии визуального мышления [6]. Для дальнейшего накопления, освоения, хранения, переработки и передачи информации во всех сферах человеческой деятельности необходимы новые, компактные, мобильные средства отражения объективного мира в сознании субъекта, одним из которых является визуализация [3].

В различных словарях имидж рассматривается как «образ, мнение, представление, сложившиеся в обществе (или целенаправленно созданные (разрядка наша - О. К., Л. Х.) о каком-либо человеке, организации, товаре и т. д.»1 [16], то есть, по сути, он равен образу, однако, с нашей точки зрения, это не так. Образ включает в себя имидж как дополняющий его элемент, но может и противоречить ему.

Считается, что образ целостен и обладает естественной природой, в то время как имидж зачастую искусственно конструируется при помощи определенных (на современном этапе развития общества цифровых, медийных) технологий. Образ вторичен и пассивен по отношению к объекту, который он отражает, в то время как имидж первичен, при этом сам объект отражения

1 Толковый словарь Кузнецова // GUFO.ME. URL: https:// gufo.me/dict/kuznetsov (дата обращения: 27.11.2018).

может быть симулякром (по Ж. Бодрийяру), то есть вообще не существовать в реальности. Однако он призван определенным образом формировать мнение целевой аудитории, как бы подстраиваясь под нее. В связи с этим имидж обычно довольно гибок и подвижен. Помимо этого, образ представляет собой объективацию самостоятельно сложившихся представлений, имидж же конструируется извне и присваивается уже в готовой форме [3; 7].

С нашей точки зрения, имиджи ценностей становятся конструктами, предлагаемыми СМИ и Интернетом, которые формируют или дополняют необходимые для истеблишмента (и не только для него) образы того или иного явления.

Общеизвестно, что после развала Советского Союза образовался идеологический и ценностный вакуум и именно молодое поколение стало целевой аудиторией для новых веяний и идей, формирующихся не только СМИ, но также представителями сект и даже эмиссарами террористов [4]. А поскольку в настоящее время человечество живет в век перехода от laissez-faire (эпохи, позволяющей развитию идти своим ходом или стихийно приспосабливаться) к п л а н и р у е м о м у обществу, то роль и внимание к национальным ценностям как естественным регуляторам, к которым безусловно относится и патриотизм, необходимо повсеместно увеличивать [5].

Следует отметить, что зрительные образы, а вместе с ними и имиджи, входя в чувственную ткань (термин А. Н. Леонтьева) образа мира человека, наряду со значением и личностным смыслом, формируют цельное представление и отражение внешнего мира в сознании человека.

По нашему мнению, визуальная составляющая играет важную роль в формировании значений конкретных предметов, поскольку именно на ее основе впоследствии будут строиться те интегральные признаки, отличающие, например, стол от стула. Сложнее дело обстоит с абстрактными словами, поскольку они не имеют конкретного денотата. Однако, с точки зрения психологии, в абстрактных понятиях реализуется иной тип ментальности. Интересными нам представляются такие абстракции, сквозь призму которых строится человеческое поведение и мировоззрение, то есть ценности.

В работе будет рассмотрена ценность патриотизм, которая воплощается на национальном уровне, имеющая основания в этнической культуре

(в форме духовных и культурных ценностей) и учитывающая исторический опыт страны или государства. Понятие национальных ценностей включает психологическую и социальную самобытность этноса, его отличие от «чужих», общность идей и установок. По мнению некоторых европейских ученых, «каждая нация должна иметь помимо общего языка, общего прошлого и общей судьбы так же национальную культуру, национальный характер (или ментальность), национальные ценности и национальные вкусы, национальный ландшафт, галерею национальных легенд и героев (и жертв), систему символов, включающую национальный флаг и гимн, сакральные тексты и образы» [12, а 7]. Как будет показано ниже, многие из перечисленных составляющих национальных ценностей наполняют изображения, олицетворяющие понятие патриотизм, что еще раз доказывает, что обсуждаемая нами ценность является частью важнейших национальных ценностей многих стран и культур.

Патриотизм служит одной из скреп, которые объединяет группу людей в общность (чувство сопричастности очень важно для человека, как существа социального), принадлежащую к одной нации, признающую единство происхождения и исторического развития и общее будущее. При этом, как нам представляется, патриотизм не может относиться к универсальным ценностям, поскольку, во-первых, он формирует чувство принадлежности к определенной группе людей (космополит не может быть патриотом), и, во-вторых, семантическое и образное наполнение понятия патриотизм будет существенно меняться у разных наций, как мы покажем ниже.

Сама система ценностей (иначе говоря, нравственных ориентиров), в том числе и чувство патриотизма, закладывается в детстве и юности семьей, школой, обществом и культурно-образовательной политикой самого государства. На современном этапе развития общества роль этих социальных институтов снижена, значительно уступая СМИ и Интернету, при этом, как показывает исторический опыт, ценностные коды являются сферой жесткой конкуренции. Это еще раз доказывает, что реальность современного человека (особенно в периоды его сензитивности) конструируется часто неосознанно для него самого.

Целенаправленный сформированный имидж какого-либо явления, события или лица часто включает некоторые ценностные характеристики.

Он оказывает эмоционально-психологическое влияние на определенную (заданную) аудиторию. Будучи сложным концептуальным феноменом, имидж представляет собой результат типизации (стереотипизации), определений, оценок, восприятий, представлений и мышления, элемент символического мира, фактор коммуникации, а также абстрактное впечатление. Все перечисленные факторы важны с точки зрения психологии и психолингвистики, поскольку они включают проблемы социального восприятия и познания, символического интеракционизма, Я-образа и Я-концепции в лингвистическом преломлении [9].

Образ, в широком смысле можно определить, как субъективную картину мира, включающую самого субъекта и его взаимоотношения с другими людьми, так и временные и пространственные измерения. В узком смысле образ есть представление, отражающее увиденную и переработанную человеком информацию, наполненную смысловым содержанием. Другими словами, при помощи определенных стратегий через графические средства, формирующие или даже конструирующие имидж феномена, транслируется конкретный смысл, зачастую неосознанно дополняющий образ этого явления в индивидуальном сознании человека.

Имидж всегда связан с воображением, поэтому в его создании зачастую важными выступают ассоциации. С их помощью можно наделить практически любое явление «нужными» характеристиками, поскольку имиджи - «это своего рода полуфабрикаты», задающие «определенные направления для домысливания» [1, с. 9].

Целью данной работы является рассмотрение имиджа ценности патриотизм невербальными (визуальными, графическими) средствами в таких странах, как Россия, Великобритания, США и Франция и сравнение полученных данных с результатами анализа значения слова патриотизм.

Материалы и методы

Попробуем проанализировать, какими имиджами представлена ценность патриотизм в различных иллюстрирующих ее картинках и какие имиджи анализируемой ценности они формируют. Для этого нами было отобрано 40 изображений из Интернета на запрос «патриотизм картинки» и «патриотизм изображения» (в России, Великобритании, США и Франции) по 10 изображений соответственно, исходя из принципа частотности

и системной ценности, символически отражающих заданную ценность.

Основными методами исследования стали: метод сплошной выборки, подразумевающий отбор единиц в порядке, представленном в источнике (всех подряд); сопоставительный метод исследования; качественный и количественный методы исследования. Качественный метод в исследовании реализовывался в понимании и интерпретации эмпирических данных, являясь источником формирования гипотез и продуктивных идей. Сущность количественного метода заключалась в использовании подсчетов и измерений при изучении языковых явлений. Для верификации выводов мы попробуем сравнить полученные нами результаты с данными ассоциативных словарей.

Результаты и обсуждения

При анализе невербальных средств коммуникации в форме изображений, репрезентирующих имидж ценности патриотизм в разных культурах, стоит отметить как универсальные черты, сходство в некоторых характеристиках, так и различия, обусловленные факторами этнического своеобразия. Общей идеей, прослеживаемой во всех культурах, является близость патриотизма идее государства, занимаемой им территории (хотя общность территории не является релевантной характеристикой для американцев, так как их гражданство приобретается либо по месту рождения, либо благодаря свободному выбору) и его символики: флага, карты с выделенными государственными границами и государственного лидера (президенты (Россия - В. В. Путин, США - первый президент Дж. Вашингтон), королевской семьи (Великобритания) или лилии (как символа королевской власти во Франции).

Данные ассоциативных словарей подтверждают наши выводы:

Патриотизм: Родина 89; Россия 40; родина 38; страна 18; любовь к Родине 10; к Родине 5, народа, отечество, патриот 4; флаг 3; в России, везде, государство, гражданина, к стране, народ, родины, страны 2; 9 Мая, вера в Отечество, герб, гимн, за родину, за Родину, защита родины, знамя, к родине, красный флаг, любить Родину, любовь Родины, по Родине, Родине, русский, Русь, Советский Союз, СССР, Сталин, триколор, флаг, РФ 1 1.

1 Русский региональный ассоциативный словарь-тезаурус (ЕВРАС). Т. 1. От стимула к реакции. М., 2014. 280 с. С. 149.

Ценность патриотизм в ассоциативном словаре французского языка под редакцией М. Дербенн не представлена в качестве стимула, но проанализировав данное понятие в качестве реакции, можно выделить следующие ассоциации: «drapeau» (флаг) 4, «nation» (нация) 3, «defendre» (защищать) 1, «devoir» (обязанность) 1, «national» (национальный) 1, «pays» (страна) 1, «soldat» (солдат) 1 [18, с. 324].

К сожалению, мы не располагаем данными ассоциативного тезауруса английского языка под редакцией Дж. Киша (Associative Thesaurus of English, Kiss & all, 1972), явившегося моделью для всех современных ассоциативных словарей разных языков, поэтому мы воспользуемся анализом особенностей языковой репрезентации концепта patriotism в диссертационных исследованиях Т. А. Пашутиной, Е. В. Ноженко и Е. В. Декленко2. Они утверждают, что ядерную позицию в когнитивной структуре анализируемого концепта занимают такие признаки, как «ancestral land» (земля предков, вотчина) 174, «Founding Fathers» (Отцы-основатели) 102, при-ядерную - «president as commander-of-chief» (президент как главнокомандующий) 85, «official demonstration of national symbols» (официальная демонстрация национальной символики) 85, «service to your country» (служение своей стране) 74, «good governance» (добросовестное государственное управление) 713. В американской лингво-культуре патриотизм часто ассоциируется не просто с человеком, индивидом, действующим в интересах страны, но с конкретной личностью. Так, в качестве патриотов своей страны были названы следующе имена президентов -Дж. Буш (6) и Дж. Вашингтон (4)4.

2 Пашутина Т. А. Ключевые концепты американской культуры «PRIVACY» и «PATRIOTISM» и особенности их языковой репрезентации в различных типах дискурса: дис. ... канд. филол. наук. Белгород. 2009. 199 с.; Ноженко Е. В. Этнокультурная специфика стереотипов-концептов национального характера: «уверенность в себе», «патриотизм», «успешность» американской лингвокультуры: дис. ... канд. филол. наук. Кемерово. 2008. 206 с.; Декленко Е. В. Лингвокультуроло-гический аспект патриотического дискурса: дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2004. 224 с.

3 Ноженко Е. В. Этнокультурная специфика стереотипов-концептов национального характера: «уверенность в себе», «патриотизм», «успешность» американской лингвокультуры: дис. ... канд. филол. наук. Кемерово. 2008. 206 с. С. 125-126.

4 Декленко Е. В. Лингвокультурологический аспект патриотического дискурса: дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2004. 224 с. С. 162.

Кроме того, патриотизм через государство связан во Франции с аллегорическими названиями или знаками, такими как Marianne (Марианна -символ революции и свободы), и le coq gaulois (галльский петух - символ Франции). Неудивительно, что на стимул «symbole» (символ), «liberté» (свобода), «français» (французский) в ассоциативном словаре часто встречается реакция Marianne [11, c. 367].

Однако следует помнить, что французы иначе относятся к таким понятиям, как родина, патриотизм, патриот, ведь им с детства прививают любовь не к родине, а к французскому языку и французской республике. Для французов более типичной является забота о чистоте своего языка, о том, чтобы он не был ни искажен, ни испорчен. Эта черта и проявляется графическими средствами в виде французского флага и фразы «Parlez-vous français?» (Ты говоришь по-французски?).

Даже частичные совпадения демонстрируют тот факт, что, несмотря на действительно большие различия в понимании данной ценности в ее графической репрезентации, существуют также и нечто общее, что позволяет все-таки странам говорить «на одном языке».

Символически и ассоциативно похожими, что неудивительно, учитывая их историческую близость, оказались американская и английские культуры. Обе «вписали» в понимание патриотизма фактор еды и культуру принятия пищи (fish&chips, 5 o'clock tea, Christmas turkey). Считается, что англичане лишены любого откровенного выражения своего патриотизма. Они предпочитают образ жизни, сформировавшийся на протяжении столетий, противостоят переменам, поэтому понятие патриотизм, в их понимании, соотносится с традиционным укладом британской жизни, приверженностью историческим обычаям, что и проявилось в анализируемых изображениях. Следует отметить сходную ассоциацию у французов, однако она включала больше традицию приема пищи, а не саму еду (ср. французская кухня, сыры и виноградники).

С традицией связаны также знаковые для народов строения и символы: Тауэрский мост (Tower Bridge), статуя Свободы (Statue of Liberty), Эйфелева башня (La Tour Eiffel), Марианна (Marianne), галльский петух (le coq gaulois), Собор Парижской богоматери (La Cathédrale Française de Notre-Dame), Родина-мать и другие.

Те же национальные символы проявляются и в вербальных ассоциациях: США - Статуя Свободы (1) [5, c. 170], Родина-мать (1)1, Марианна 5 [11, c. 373].

В отличие от британцев, французов и русских американцы откровенно и наглядно демонстрируют превосходство собственной нации, что выражается в ассоциативном ряде как изображений, так и вербальных реакций, связанных с понятием патриотизма в США. В качестве периферийных когнитивных признаков стереотипа-концепта паториотизм выделяются следующие реакции: sole selected nation (единственно избранная нация) 40, pioneers (пионеры) 39, reordering the world (передел мира) 33, leading the world (ведущая роль в мире) 322. Анализ семантической структуры слова patriot и patriotism показал, что в их составе выделяются следующие компоненты значений: любовь к своей стране, приверженность к каким-либо идеям (в широком смысле), поддержка интересов своей страны некоторые другие3, что безусловно коррелирует с теми невербальными сконструированными средствами передачи информации, т. е. имиджами, анализируемыми нами. У американцев имидж патриотизма связан с идеологией личной свободы, главенством закона, независимостью судебной системы, непоколебимой конституцией и верой в превосходство американской власти, что проявилось в изображениях статуи Свободы (Statue of Liberty), орла на фоне американского флага и тому подобное.

Значимым в образе патриотизма оказался символ освоения космоса в изображениях Ю. А. Гагарина и Нила Армстронга (Neil A. Armstrong) в русской и американской культурах.

Совершенно естественной представляется и тема Великой Отечественной войны в ассоциации с патриотизмом у русских, что было обусловлено множеством изображений с парадом Победы, флагом над Рейхстагом, скульптурой «Родина-мать зовет!» и акцией «Бессмертный полк».

1 Ассоциативный словарь употребительной русской лексики 1080 стимулов / науч. ред.: А. В. Рудакова, И. А. Стернин. Воронеж: Истоки. 2011. 187 с. С. 149.

2 Ноженко Е. В. Этнокультурная специфика стереотипов-концептов национального характера: «уверенность в себе», «патриотизм», «успешность» американской лингвокультуры: дис. ... канд. филол. наук. Кемерово. 2008. 206 с. С. 126.

3 Декленко Е. В. Лингвокультурологический аспект патриотического дискурса: дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2004. 224 с.

Заключение

Подводя итог, следует подчеркнуть, что имидж патриотизма проявляется невербальными средствами в форме графических изображений совершенно по-разному в вышеупомянутых странах. Это обусловлено традициями и обычаями, принятыми в этих странах, историческим путем развития и современной политикой государства. При этом в визуальной репрезентации ценности патриотизм наблюдаются как общие составляющие, такие как тесная взаимосвязь анализируемого имиджа с государственной символикой и территориальными границами, связь с освоением космоса, так и национальные и культурно-специфические особенности, проявляющие-

ся в превалировании значимости языка над нацией и государством (Франция), а также в присутствии фактора еды и принятия пищи (Великобритания, США) и символов Великой Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Проанализированные имиджи ценности патриотизм позволяют утверждать, что графическими средствами формируется определенный конструкт, понятный зачастую лишь гражданам одной страны, что, на наш взгляд, существенно усложняет вопрос о существовании универсальных ценностей, общих для всего мира и человечества, которые широко проповедываются наряду с идеями глобализации и всеобщей интеграции.

Литература

1. Глинская И. Ю. Формирование имиджа России в контексте глобальных процессов. М. : Изд-во РАГС, 2009. 142 с.

2. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / под. ред. В. Н. Ярцева. 4-е изд. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 112 с.

3. Козловцева Н. А. Образ Русского мира в актуальном социокультурном пространстве // Вестник культуры и искусств. 2018. № 1 (53). С. 58-67. URL: https://elibraiy.ru/item.asp?id=32765014& (дата обращения: 27.11.2018).

4. Лущиков В. В. Проектирование воспитательных мероприятий в образовательной организации как элемент в формировании полноценного гражданина-патриота // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 1 (21). С. 30-34.

5. Манхейм К. Избранное: диагноз нашего времени: пер. с нем. и англ. М.: Изд-во «РАО Говорящая книга», 2010. 744 с.

6. Паули И. А., Никитина Е. И. Использование различных форм визуализации информации при чтении лекций // Современные тенденции развития науки и технологий. Белгород: Индивидуальный предприниматель Ткачева Е. П. 2016. № 1-9. С. 83-87. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25431308_24045693.pdf (дата обращения: 27.11.2018).

7. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа. М.: Аспект Пресс. 2002. 223 с.

8. Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во МГУ, 1983. 176 с.

9. Семиотика и Авангард: Антология / под ред. Ю. С. Степанова. М.: Академический Проект; Культура, 2006. 1168 с.

10. Чикаева Т. А. Родина как ключевое понятие русского менталитета // Сб. науч. ст. по материалам Международной научной конф. Московского художественно-промышленного института. 2017. С. 31-38. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=29786350 (дата обращения: 27.11.2018).

11. Debrenne M. Le dictionnaire des associations verbales du français et ses applications // Variétés, variations et forme, Ecole Polytechnique. 2011. P. 355-366.

12. Logfred O. The Nationalization of Culture // Ethnologia European. 1989. V. 1.

References

1. Glinskaya I. Yu. Formirovanie imidzha Rossii v kontekste global'nykh protsessov [Shaping the image of Russia in the context of global processes]. Moscow: Izd-vo RАGS, 2009, 142 p. (In Russ.).

2. Gorelov I. N. Neverbal'nye komponenty kommunikatsii [Non-verbal communication components]. Ed. by V. N. Yartsev, 4th ed. Moscow: Book house «LIBROKOM», 2009, 112 p. (In Russ.).

3. Kozlovtseva N. А. Obraz Russkogo mira v aktual'nom sotsiokul'turnom prostranstve [The image of the Russian world in the actual socio-cultural space]. Vestnik kul'tury i iskusstv = Culture and Arts Herald, 2018, no. 1 (53). pp. 58-67. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32765014& (accessed 27.11.2018). (In Russ.).

4. Lushchikov V. V. Proektirovanie vospitatel'nykh meropriyatii v obrazovatel'noi organizatsii kak element v formirovanii polnotsennogo grazhdanina-patriota [Design of educational activities in the educational organization as an element in upbringing of the real citizen and patriot]. VestnikMariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2016, no. 1, pp. 30-34. (In Russ.).

5. Mankheim K. Izbrannoe: diagnoz nashego vremeni [Favorites: the diagnosis of our time]. Trans. from Germ and Engl. Moscow: Publishing House "R^O Talking book", 2010, 744 p. (In Russ.).

6. Pauli I. А., Nikitina E. I. Ispol'zovanie razlichnykh form vizualizatsii informatsii pri chtenii lektsii [The use of various forms of information visualization at the lectures]. Sovremennye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologij = Modern trends in the development of science and technology, Belgorod: Private entrepreneur Tkacheva E. P., 2016, no. 1-9, pp. 83-87. Available at: https://elibrary.ru/ download/elibrary_25431308_24045693.pdf (accessed 27.11.2018). (In Russ.).

7. Perelygina E. B. Psikhologiya imidzha [Image psychology]. Moscow: Aspect Press, 2002, 223 p. (In Russ.).

8. Petrenko V F. Vvedenie v eksperimental'nuyu psikhosemantiku: issledovanie form reprezentatsii v obydennom soznanii [Introduction to experimental psychosemantics: the study of forms of representation in the common consciousness]. Moscow: MSU Publ. house, 1983, 176 p. (In Russ.).

9. Semiotika i Avangard: Antologiya [Semiotics and Avant-garde: Anthology]. Ed. by. Yu. S. Stepanov. Moscow: Academic Project; Culture, 2006, 1168 p. (In Russ.).

10. Chikaeva T. А. Rodina kak klyuchevoe ponyatie russkogo mentaliteta [Motherland as the key concept of the Russian mentality] . Sb. nauch. st. po materialam Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii Moskovskogo khudozhestvenno-promyshlennogo instituta = Collection of scientific articles based on the materials of the International Scientific Conference of the Moscow Art and Industry Institute, 2017, pp. 31-38. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29786350 (accessed 27.11.2018). (In Russ.).

11. Debrenne M. Le dictionnaire des associations verbales du français et ses applications. Variétés, variations et forme, Ecole Polytechnique, 2011, 366 p. (In Fr.).

12. Lögfred O. The Nationalization of Culture. Ethnologia European, 1989, vol. 1.

Статья поступила в редакцию 3.12.2018 г.; принята к публикации 10.01.2019 г.

Submitted3.12.2018; revised 10.01.2019.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

Для цитирования:

Казаченко С. В., Хамула Л. А. Патриотизм как имидж (психолингвистический аспект) // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 1. С. 68-75. DOI: 10.30914/2072-6783-201913-1-68-75

Об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Казаченко Оксана Васильевна

доцент, Московский городской университет (МГПУ), г. Москва, ORCГО 0000-0001-9208-6785,

ка1аскепко_07@таИ. ги

Хамула Лилия Александровна

доцент, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков, г. Краснодар, ORCID 0000-0002-5507-5734, xla-1411@mail.ru

Citation for an article :

Kazachenko S. V., Khamula L. A. Patriotism as an image (psycholinguistic aspect). Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 1, pp. 68-75. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-1-68-75 (In Russ.).

About the authors Oksana V. Kazachenko

Associate Professor, Moscow City University, Moscow, ORCID 0000-0001-9208-6785, kazachenko_07@mail.ru

Liliya A. Khamula

Associate Professor, Krasnodar Air Force Institute for Pilots, Krasnodar, ORCID 0000-0002-5507-5734, xla-1411 @mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.