Научная статья на тему 'Использование потенциала методов психосемантики в исследовании ценностно-смысловой сферы будущих педагогов'

Использование потенциала методов психосемантики в исследовании ценностно-смысловой сферы будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПСИХОСЕМАНТИКА / PATRIOTISM / VALUABLE ORIENTATIONS / CIVIL AND PATRIOTIC VALUES / PSYCHOSEMANTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Е. А.

В статье представлены результаты исследования ценностей гражданственности и патриотизма с использованием методов психосемантики. Автором обосновывается возможность применения методов семантического дифференциала и ассоциативной методики для анализа аксиосферы будущих педагогов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF POTENTIAL OF METHODS OF PSYCHOSEMANTICS IN RESEARCH OF THE VALUABLE AND SEMANTIC SPHERE OF FUTURE TEACHERS

Results of research of values of civic consciousness and patriotism are presented in article with use of methods of psychosemantics. The author possibility of application of methods of semantic differential and an associative technique for the analysis aksiosfer of future teachers locates

Текст научной работы на тему «Использование потенциала методов психосемантики в исследовании ценностно-смысловой сферы будущих педагогов»

УДК-378.937

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА МЕТОДОВ ПСИХОСЕМАНТИКИ В ИССЛЕДОВАНИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Е.А. Макарова

В статье представлены результаты исследования ценностей гражданственности и патриотизма с использованием методов психосемантики. Автором обосновывается возможность применения методов семантического дифференциала и ассоциативной методики для анализа аксиосферы будущих педагогов.

Ключевые слова: патриотизм, ценностные ориентации, гражданско-патриотические ценности, психосемантика

Образовательное учреждение в современных условиях выступает в качестве института социальной трансляции ценностных ориентиров вступающим в жизнь поколениям, передавая воспитанникам отношение к мировой и национальной культуре, приобщая подрастающее поколение к базовым ценностям. Актуализация внимания на аксиологических проблемах образования обусловлена пониманием того, что позитивные изменения в социуме опосредованно зависимы от таких же изменений в системе образования. Главным критерием этих изменений в образовании является подготовка будущего учителя с позиций осознания реалий современного мира.

Сегодня существует множество подходов к исследованию аксиосферы личности. В нашем исследовании мы сочли целесообразным применение психосемантического подхода, который является сравнительно новой областью отечественной психологии, возникшей в начале 70-х годов (Е.Ю. Артемьева, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев, В.В. Столин, А.А. Нистратов, В.И. Похилько, О.В. Митина и др.). Психосемантика - область психологии, изучающая развитие, строение и функционирование индивидуальной системы значений, опосредующей процессы восприятия, мышления, памяти, принятия решений [1; 4].

Психосемантика, являясь областью психологии, имеет в то же время и междисциплинарный аспект, перекликаясь с философией, культурологией, языкознанием, социологией и др.

Основным методом психосемантики является построение субъективного семантического пространства, которое можно определить как совокупность определенным образом организованных признаков, описывающих и дифференцирующих объекты некоторой содержательной области (Петренко В.Ф., 1983).

Процедура построения семантического пространства включает реализацию трех последовательных этапов:

1. Выделение семантических связей анализируемых объектов (понятий, символов и т.д.), т.е. установление смыслового сходства между ними.

2. Математическая обработка.

3. Интерпретация выделенных структур.

Целью нашего исследования являлось определение особенностей ценностно-смысловой сферы будущих педагогов. Для достижения цели исследования мы использовали комплекс специально отобранных психосемантических методик различного типа (ассоциативный эксперимент и семантический дифференциал).

Тематика заданий была направлена на выявление отношения студентов-будущих педагогов к различным аспектам патриотизма и гражданственности как ценностей личности. Методики применялись при опросе студентов 3-5 курсов социально-педагогического факультета Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Репрезентативность выборки была обеспечена опросом 241 студента. Среди опрошенных 5,3% составляли мужчины, остальные респонденты - женщины.

В процессе исследования нами был использован метод семантического дифференциала, который позволяет выявить эмоционально-оценочный компонент значения понятий и символов. Этот метод исследования был разработан в 1955 г. группой американских психологов под руководством Ч. Осгуда и получил широкое применение в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов. Его используют в психологии и социологии, теории массовых коммуникаций и рекламе, а также в области эстетики. Метод семантического дифференциала (греч. semantikos —обозначающий и лат. differentia — разность) — метод психолингвистики и экспериментальной семантики, является частной разновидностью способов построения субъективных семантических пространств.

Необходимо отметить, что метод семантического дифференциала позволяет оценить не

значение как знание об объекте, а коннотативное значение, связанное с личностным смыслом, социальными установками, стереотипами и другими эмоционально насыщенными, слабо структурированными и мало осознаваемыми формами обобщения. Иными словами, данный метод позволяет измерять те состояния, которые следуют за восприятием символа-раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным операциям с символом. Наиболее близким аналогом коннотативного значения является понятие личностного смысла — "значения для субъекта" (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев). Этот метод является комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования. В данной методике измеряемые объекты (понятия, изображения, отдельные персонажи и т.п.) оцениваются по ряду биполярных градуальных (трех-, пяти-, семибалльных) шкал, полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов.

Семантический дифференциал помогает увидеть тот образ оцениваемого объекта, который складывается в сознании респондента. Любой воспринимаемый индивидом объект (предмет, изображение предмета, название предмета) вызывает у него определенные реакции. Система установок индивида по отношению к исследуемым понятиям обнаруживается в его оценочных суждениях, которые классифицируются сознанием по схеме логических дихотомий (приятный -неприятный, опасный - неопасный и др.). Возникающие биполярные оценки методом семантического дифференциала можно измерить количественно. Семантическое пространство является своеобразным метаязыком описания значений, позволяющим путем разложения их содержания в фиксированном алфавите категорий-факторов проводить семантический анализ этих значений, выносить суждения об их сходстве и различии путем вычисления расстояний между соответствующими значениям координатными точками в пространстве.

Особенность методики семантического дифференциала - отсутствие прямых характеристик у оцениваемого объекта, за которые бы респонденты ставили балл. Метафоричность процедуры диагностики не всегда понимается респондентами, задача экспериментатора - объяснить принцип оценивания: списывание своих впечатлений от объекта оценки.

Испытуемым предлагаются 12 антонимичных пар, которые имеют семантическую связь с характеристиками активности (пары 2, 5, 8, 11), силы (пары 1, 4, 7, 9), оценки (пары 3, 6, 9, 12). Обязательное условие - прилагательные не должны содержать прямых характеристик объекта, а обязаны иметь ассоциативные характеристики.

Используя методику семантического дифференциала, мы попытались наглядно представить соотношение семантических полей для концептов «семья», «Россия» и «государство». Испытуемым в данном задании предлагалось оценить каждый стимул (понятие) с помощью предложенного набора шкал (пар прилагательных, выражающих качественно противоположные характеристики оцениваемых понятий). При работе с понятиями испытуемому дается установка определить степень выраженности у стимула того или иного свойства (качества). Каждый студент получал инструкцию следующего содержания:

«Уважаемый респондент! Вам предлагается оценить предложенные понятия («Россия», «государство», «семья») по парным качествам, описывающим определенное впечатление от оцениваемого объекта. Отрицательный или положительный знак предлагаемых признаков нужен нам только для обработки результатов. Нет качеств хороших или плохих, каждому понятию соответствует их определенное сочетание. Оцените близость каждому понятию качества из левого или правого столбика и поставьте соответствующий знак. Затем оцените меру выбранного Вами качества в баллах:

1 или - 1 - качество присуще в незначительной степени;

2 или - 2 - качество присуще в средней степени;

3 или - 3 - качество присуще в сильной степени;

0 - если затрудняетесь отнести к данному понятию оба качества».

Будущие учителя производили шкалирование трех понятий по 12-ти шкалам:

спокойный 3 2 1 0 -1 -2 -3 оживленный

красивый 3 2 1 0 -1 -2 -3 безобразный

уверенный в себе 3 2 1 0 -1 -2 -3 неуверенный в себе

трудолюбивый 3 2 1 0 -1 -2 -3 ленивый

добрый 3 2 1 0 -1 -2 -3 злой

доминирующий 3 2 1 0 -1 -2 -3 подчиняющийся

тихий 3 2 1 0 -1 -2 -3 шумный

родной 3 2 1 0 -1 -2 -3 чужой

уравновешенный 3 2 1 0 -1 -2 -3 импульсивный

решительный 3 2 1 0 -1 -2 -3 нерешительный

честный 3 2 1 0 -1 -2 -3 лживый

умный 3 2 1 0 -1 -2 -3 глупый

С целью наглядной демонстрации результатов эксперимента нами были разработаны представленные на рисунках 8 и 9 диаграммы, визуально отражающие соотношение семантических полей понятий «семья», «Россия», государство» (рис.1).

Россия Государство Семья

умный -глупый

решительный -нерешительный

уравновешенный импульсивный

спокойный - оживленный

честный - лживый

красивый - безобразный

уверенный в себе -неуверенный в себе

трудолюбивый - ленивый

добрый - злой

родной - чужо

оминирующий -подчиняющийся

тихий - шумный

Рис. 1. Результаты исследования по методике семантического дифференциала

Итоги исследования подтверждают предположение о том, что наиболее позитивными характеристиками наделяется концепт «семья», но значения по характеристикам «красивый» и «родной» практически совпадают со значениями концепта «Россия». По остальным позициям семантика слов «Россия» и «государство» оценивается будущими педагогами как очень близкая, в целом же слово «Россия» оценивается студентами положительно. Это связано, по нашему мнению, с тем, что концепты «семья» и «Россия» относятся к категории конкретных понятий, которые испытуемым близки и знакомы, а понятие «государство» носит обобщенный характер, поэтому оценки респондентов отличаются сдержанностью и неопределенностью - именно при характеристике этого концепта студенты чаще всего выставляли по многим исследуемым позициям оценку «0».

Этот вывод подтверждается и результатами ассоциативной методики, которая была использована нами с целью изучения ценностно-ориентационного единства исследуемой группы.

В своей работе мы использовали метод свободных ассоциаций, который позволяет на основе совокупности генерируемых испытуемым ассоциаций построить семантическое поле определенного стимула (понятия, знака, предмета и т.п.). Наш эксперимент имеет целью определить семантические поля таких понятий, как: «патриот», «гражданин», «Родина», «государство».

В результате анализа ассоциаций удалось выявить несколько типов понимания будущими педагогами патриотизма (в дальнейшем они представлены в порядке убывания частоты встречаемости).

1) патриотизм как любовь к Родине (под этим названием мы объединили такие ассоциации, как любящий Родину, Родина, радеющий за Родину, патриот, переживание за Родину, привязанность к Родине, преданный своей стране, знающий культуру своей страны.);

2) патриотизм как нравственная характеристика человека (ассоциации: уважение, отвага, мужество, честность, послушный, вера, поддержка, единение и пр.);

3) патриотизм как защита государства (ассоциации: военный, участник войны, защитник, герой, подвиг и пр.);

4) патриотизм как жизненная ценность (ассоциации: семья, любовь, дом, жизнь, культура и пр.) представлен 10 категориями (всего 18 понятий);

5) патриотизм как категория истории нашей страны (Ленин, коммунист, участник войны);

6) эту группу мы обозначили как «другое», в которую были включены общие понятия-характеристики (человек, гражданин).

Таким образом, можно сделать вывод, что «патриот», по мнению студентов, это (рис.2): человек (8%), «любящий Родину» (8%). Достаточно большое количество респондентов (6%) затруднились с ответом, что свидетельствует, на наш взгляд, о недостаточной сформированности понятия о патриотизме как качестве личности у студентов-будущих учителей. Нужно отметить, что абсолютное большинство ответов несут яркую, сильную смысловую нагрузку, из чего можно сделать вывод о положительном отношении будущих педагогов к исследуемому понятию.

Далее нашей целью было определение семантического поля понятия «гражданин» (рис.3). Анализируя ответы студентов, мы выяснили, что почти у половины опрошенных слово «гражданин» ассоциируется со словом «человек», что указывает на определенные затруднения студентов в характеристике исследуемого понятия.

Отметим также, что 7% респондентов вовсе не смогли сформулировать каких-либо ассоциаций и оставили вопрос без ответа. В остальных оценках будущих педагогов доминируют такие ассоциации, как «уверенность», «ответственность», «справедливость», «законопослушность». Это, по нашему мнению, соответствует представлению студентов о гражданине как представителе правового государства. В целом классифицировать ассоциации со словом «гражданин» можно по различным основаниям:

1. По их смысловой близости (синонимичность). В эту категорию можно объединить такие ассоциации, как «правда» и «честность».

2. По смысловой противопоставленности (антонимичность), например, «право выбора» -«безвольный»; «право выбора» - «долг».

3. По отношению (выше-ниже, единичное-общее, причина-следствие и пр.). Например, «человек, владеющий общечеловеческими моральными ценностями» - «человек» (выше-ниже); «закон» - «законопослушность», «я» - «человек» (единичное-общее), «житель страны» - «долг», «право выбора» -«ответственность» (причина-следствие)

- по принадлежности к одному классу (парадигмальные, синтагматические и субъективные) [2; 78]. Например:

- парадигмальные: «гражданин» - «человек», «гражданин» - «житель страны», «гражданин» - «я».

участник войны 4%

мужество 2%

знающий культуру своей страны 2%

уважение

4% Ленин

2%

нет ответа

защитник память

.гражданин 4%

послушный 2%

чувство 2%

честность 2%

преданный своей стране 4%

обычай 2%

любящий Родину 8%

Рис. 2. Ассоциации со словом "патриот"

герой 4%

радеющий за Родину 2%

вера Родина 2% 2%

поддержка 2%

гордость 2%

коммунист 6%

- синтагматические: «гражданин» - «честность», «ответственность», «безвольный», «право выбора» и пр.

человек, владеющий общечеловече

скими моральными ценностями 2%

я право выбора

2% 2%

работа 2%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

безвольный _ 2% закон 2%

житель страны 2%

уверенность

2%

нет ответа 7%

справедливост ответственнос

ь честность ть

2% 5% 5%

Рис. 3. Ассоциации со словом "гражданин"

В целом, сравнивая итоги, полученные относительно концептов «патриот» и «гражданин» можно сделать вывод, что семантическое поле слова «патриот» является более широким и разнообразным. В процессе анализа слова «патриот» респонденты испытывали меньшее количество затруднений. «Гражданин» для будущих учителей - понятие более общее, отвлеченное. В основном при характеристике этого концепта студенты использовали слова-характеристики качеств личности. Интересно, что при характеристике концепта «патриот» в ответах респондентов встречается ассоциация «гражданин» (4%), а в ассоциативном ряде концепта «гражданин» ассоциация «патриот» не встречается. Говоря о пересечении семантических полей сравнивемых концептов, нужно отметить, что она практически равна нулю. В двух ассоциативных рядах встречаются только три одинаковые ассоциации: «человек», «правда» и «честность». Из этого можно сделать вывод, что гражданин страны, по мнению будущих педагогов, не обязательно должен быть патриотом. На основании проведенного исследования мы приходим к выводу о необходимости проведения воспитательной работы с будущими учителями по формированию ценностей гражданственности и патриотизма.

природа 2%

поле столица страна

честь

.нет ответа

2%

стихи из учебника

родители

2%

край 4% любимая

место,где родился 7%

спокойствие

2%

Рис. 4. Ассоциации со словом "Родина"

Концепт «Родина» неоднократно становился объектом исследования литературоведов, психологов, философов. Однако в последнее время в России происходит переоценка ценностей и

смена стереотипов, формируется новое мышление, новая языковая картина мира, потому исследование концепта «Родина» как одного из ключевых для русского народа является важным и актуальным В нашем исследовании мы обратились к рассмотрению концепта «Родина» в связи с тем, что он является основополагающим для российского этноса.

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы (рис.4): абсолютное большинство студентов в качестве ассоциации со словом «Родина» предложили слово «мать» (25%). На наш взгляд, подобная ассоциация может с большой долей вероятности считаться речевым штампом, не отражая реальных ассоциаций испытуемых.

Остальные ассоциации распределились следующим образом: отдельные реакции связаны с уровнем восприятия, например, «честь», «любимая», «близкое», «спокойствие». В целом можно сказать, что концепт «Родина» в сознании будущего педагога имеет положительную смысловую окраску.

С уровнем представлений соотносятся следующие ассоциации:

- объекты природы (поле), реакции указывают на размер (большая, малая, бесконечность),

- некое место (местность; край; место,где родился; дом; Россия, столица)

- артефакт (учебник, стихи из учебника)

Следовательно, на уровне представлений концепт «Родина» репрезентирован, прежде всего, определенным географическим местом (конкретным или общим). Кроме того, учитыая преобладание ассоциаций понятийного уровня, можно говорить о том, что концепт «Родина» в концептосфере будущего педагога является понятийным.

С целью сравнения семантических полей обратимся к анализу концепта «государство» (рис.

5).

общество

2%

работа

2%

территория равенство----2%

2%

президент_

2% порядок

2%

ответственность 4%

демократическое

2%

дом

4%

ложь, обман

4% система 4%

флаг

2%

мощь

2%

.уверенность

2%

могучее 2%

.большое

4%

.стабильность

2%

Рис. 5. Ассоциации со словом "государство"

При анализе данных ассоциативного ряда данного концепта выяснилось, что 14% респондентов никаких ассоциаций со словом «государство» не испытывают, что говорит о недостаточном уровне сформированности гражданской культуры будущего учителя.

В остальном ассоциативный ряд слова «государство» свидетельствует о том, что в сознании будущего педагога данный концепт представлен через призму организации политической и экономической сфер в России, через призму специфики территории русского государства. За словом «государство» для студента-будущего педагога стоит, прежде всего, «Россия» (12%) как «страна» (8%). То есть, основные ассоциации имеют тесную смысловую близость (синонимичны). Также семантическое поле данного концепта отражает административные единицы российской власти («президент» 2%), также в семантическом пространстве концепта отражены «общество» (2%), «люди», населяющие территорию страны (4%). Концепт «государство», исходя из ассоциативного ряда, характеризуется такими характеристиками, как «власть» (6%), «закон» (4%), «мощь» («могучее») (4%), что свидетельствует о масштабности и силе государства как системы. Кроме того,

концепт «государство» связан в сознании современного человека с наличием специфической символики («герб» (2%), «флаг» (2%)). Также прослеживается ассоциативная связь с семьей как малой моделью организации государственного устройства, домом, обществом.

Кроме того, зафиксированы моменты негативного эмоционального переживания, сопряженного с концептом «государство», например, «ложь, обман» (4%).

Понимание результатов ассоциативного эксперимента позволило сделать вывод о том, что понимание государства студентами связано практически со всеми сферами жизнедеятельности современного человека.

Сравнивая результаты, полученные относительно концептов «Родина» и «гражданин» можно сделать вывод, что семантические поля этих слов в отдельных случаях представлены одинаковыми ассоциациями («Россия» (12%), «защита» (6%), страна (5%)), причем по этим позициям процентное соотношение также практически совпадает. Ассоциация «дом» встречается в три раза чаще в семантическом поле концепта «Родина» (13%). Таким образом, можно сделать вывод, что понятия «Родина» и «государство» для студентов не являются синонимичными, но судя по тому, что семантические поля этих концептов пересекаются, можно говорить об определенной близости значений этих слов в сознании респондентов. Разница состоит в том, что общая характеристика слова «Родина» является положительной, а «государство» - сдержанной, иногда с отрицательным оттенком. Результаты проведенного исследования подтверждают необходимость дальнейшей работы с будущими педагогами по формированию ценностей гражданственности и патриотизма.

Однако, нужно отметить, что в процессе обработки результатов ассоциативного эксперимента выяснилось, что многие слова-ассоциации испытуемых относятся к категории речевых штампов, что, конечно же, является недостатком данного вида методик и в некотором смысле искажает конечный результат экспериментальной работы.

В процессе исследования мы посчитали целесообразным выяснить мнение будущих педагогов по поводу необходимости проведения воспитательной работы по формированию чувства патриотизма у подрастающего поколения. В итоге ответы распределились следующим образом (рис.6):

- более половины опрошенных (55%) считают, что проводить работу по гражданско-патриотическому воспитанию необходимо;

- треть студентов (32%) готовы с большой долей уверенности согласиться с утверждением, что работа по формированию гражданско-патриотических ценностей нужна;

- 2% респондентов выражают сомнение в целесообразности воспитания патриотизма и гражданственности у молодежи, но склоняются скорее к положительному ответу;

- 8% будущих педагогов считают, что работу по гражданско-патриотическому воспитанию проводить скорее не нужно;

- оставшиеся 3% испытуемых твердо уверены в том, что гражданственность и патриотизм воспитывать не нужно.

В своих пожеланиях по улучшению патриотического воспитания молодежи более трети (35,2%) опрошенных называют улучшение работы в этом направлении средств массовой информации; 28,8% опрошенных предлагают больше внимания уделять этой проблеме при изучении общественных дисциплин; 11,4% респондентов считают, что в таком воспитании помогут лекции и беседы.

Результаты проведенной работы доказывают, что осознание важности ценностей гражданственности и патриотизма присуще большинству опрошенных. Студенты в большинстве своем патриотичны, так как многие ответы раскрывают любовь будущих учителей к Отечеству, нежелание покидать Родину, как бы ни тяжело приходилось жить во время перемен, стремление принимать участие в общественно-политической жизни России.

Results of research of values of civic consciousness and patriotism are presented in article with use of methods of

psychosemantics. The author possibility of application of methods of semantic differential and an associative technique for the analysis aksiosfer of future teachers locates.

The key words: patriotism, valuable orientations, civil and patriotic values, psychosemantics

Список литературы

1. Косаревская, Т.Е. Психосемантический подход к исследованию индивидуального сознания: методические рекомендации / Т.Е. Косаревская, Р.Р. Кутькина. Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. 61 с.

2. Серкин В.П. Методы психосемантики. М.: Аспект Пресс, 2004. 207с.

Об авторе

Макарова Е. А.- аспирант, ассистент кафедры педагогики и социального образования Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, elema20@yandex.ru.

тел. 8-9605565610, г. Брянск, ул. Бежицкая, 16, корп. 2А, комн. 402/1, 241036

USE OF POTENTIAL OF METHODS OF PSYCHOSEMANTICS IN RESEARCH OF THE VALUABLE AND SEMANTIC SPHERE OF FUTURE TEACHERS E. A. Makarova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.