Научная статья на тему 'Патриотизм как фундамент национальной идеи в воспитании молодежи'

Патриотизм как фундамент национальной идеи в воспитании молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
54
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / нация / национальная идея / национальная идеология / patriotism / nation / national idea / national ideology

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ибрагимова Лилия Ахматьяновна, Подболотова Светлана Дмитриевна

В условиях информационного образования необходимо продолжать отвечать запросам государственной общественности, совершенствовать и создавать новые инновационные модели подготовки молодого поколения к «мобильной» адаптации воспитательной среды в неопределенном будущем нашей страны. Наше государство должно быть готово преодолевать экономико-политический, военный, образовательный и информационный хаос. В статье рассматриваются проблемы воспитания патриотизма, сущность национальной идеи. Анализируется исследовательский опыт авторов в контексте социально-исторической и педагогической мысли. Выявление задач развития Российской Федерации. Анализируется и характеризуется нормативный материал. Описывается международный опыт данных областей в Японии, Финляндии и Республике Узбекистан. Цель нашего исследования – поиск решения вопроса воспитания чувства патриотизма во взаимосвязи с национальной идеей в молодёжной социальной среде. Предложен подход к воспитанию патриотизма в качестве неотъемлемой части идеологического аспекта ценностно-смысловых ориентиров, установок, личностных позиций в условиях образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM AS THE BASIS OF THE NATIONAL IDEA IN THE EDUCATION OF YOUNG PEOPLE

In the conditions of information education, it is necessary to continue to meet the demands of the state public, improve and create new innovative models for preparing the younger generation for the “mobile” adaptation of the educational environment in the uncertain future of our country. Our state must be ready to overcome economic, political, military, educational and information chaos. The article discusses the problems of educating patriotism and the essence of the national idea. The authors’ research experience is analyzed in the context of socio-historical and pedagogical thought. Identification of development tasks of the Russian Federation. The normative material is analyzed and characterized. The international experience of these areas in Japan, Finland and the Republic of Uzbekistan is described. The purpose of our research is to find a solution to the issue of cultivating a sense of patriotism in connection with the national idea in the youth social environment. An approach to the education of patriotism as an integral part of the ideological aspect of value and semantic guidelines, attitudes, and personal positions in the educational process is proposed.

Текст научной работы на тему «Патриотизм как фундамент национальной идеи в воспитании молодежи»

Патриотизм как фундамент национальной идеи в воспитании молодежи

Ибрагимова Лилия Ахматьяновна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогического и социального образования, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» E-mail: laibra@yandex.ru.

Подболотова Светлана Дмитриевна,

ассистент кафедры музыкального образования, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» E-mail: savannari@yandex.ru

В условиях информационного образования необходимо продолжать отвечать запросам государственной общественности, совершенствовать и создавать новые инновационные модели подготовки молодого поколения к «мобильной» адаптации воспитательной среды в неопределенном будущем нашей страны. Наше государство должно быть готово преодолевать экономико-политический, военный, образовательный и информационный хаос. В статье рассматриваются проблемы воспитания патриотизма, сущность национальной идеи. Анализируется исследовательский опыт авторов в контексте социально-исторической и педагогической мысли. Выявление задач развития Российской Федерации. Анализируется и характеризуется нормативный материал. Описывается международный опыт данных областей в Японии, Финляндии и Республике Узбекистан. Цель нашего исследования - поиск решения вопроса воспитания чувства патриотизма во взаимосвязи с национальной идеей в молодёжной социальной среде. Предложен подход к воспитанию патриотизма в качестве неотъемлемой части идеологического аспекта ценностно-смысловых ориентиров, установок, личностных позиций в условиях образовательного процесса.

Ключевые слова: патриотизм, нация, национальная идея, национальная идеология.

Введение

На сегодняшний день, современные исследования показывают, что воспитание чувства патриотизма является актуальным вопросом общесоциальных и научных моделей, в том числе многоаспектным фактором в формировании национальной идентичности. Человек, поглощенный социальной средой эпизодически обращается к силлогизмам природы и собственного в ней бытия, что приводит к преследованию причинно-следственных связей действительности - это: сущность жизненного бытования, значение ценностей, важность общественного предназначения, отражение собственного наследия в будущем поколении. Эти размышления образуются вокруг таких патриотических понятий, как: человеческий род и его корни, семья, место рождения, социальное окружение, будущее, Родина. Имея ингерентный характер, с течением времени, данные значения стали не только патриотичными, но и приобрели «окрас» одной из составляющей части сущности национальной идеи (идеология). Референтным критерием воспитания патриотизма и национальной идеи является отражение тех принципов, идеалов и основных ценностей сообщества, которые определяют нравственную и культурную основу страны через процесс самого воспитания.

На наш взгляд, данная тема представляет особую актуальность. Определенно, не смотря на существующие общепринятые в научном сообществе идеи, относительно национального идеала воспитания, необходимо продолжать побуждать молодых гражданинов к потребности поиска модифицирования национальной идеи посредством патриотизма, которая в дальнейшем должна быть передана следующему молодому поколению в целях обеспечения стабильности и прогресса страны.

Методология

Для описания исследования социально-исторических и педагогических проблем воспитания патриотизма и взаимосвязи с сущностью национальной идеи, были применены метод анализа психолого-педагогической литературы и принцип системного подхода.

Результаты исследования

Слово «национальный» произошло от слова «нация». В словарях «нация» (от лат. па^о - племя, народ) часто описывается как историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических

о с

и

со

связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Некоторые исследователи связывают нацию с различными народностями, имеющие коллективное сознательное и социальный уклад, другие рассматривают ее в контексте принадлежности к государству, остальной процент ученых считают, что нация не ограничена исторической направленностью, а в целом включает в себя совокупность национальностей и народностей, сконсолидированных в конкретном государстве, его историческими истоками, культурой, идеалами и ценностями.

Нельзя не согласиться с мнением автора-исследователя Г.Н. Лебедевой о том, что каждый существующий народ определяет собственную «национальную идею» сообразно своим представлениям в условиях меняющихся идеологических концепций в различные исторические периоды. В частности автор научной статьи констатирует, что в концепции Святой Руси «русская национальная идея», зародившаяся в период преодоления ордынского ига, представляла собой не только распространение истины в другие народы, но и сохранение ее в своих интересах [4, с. 18].

В последующие периоды национальная идеология достигла иного уровня. Во второй половине XIX века была принята теория официальной народности, согласно которой, русское бытование базировалось на трёх элементах - это «Православие. Самодержавие. Народность». Каждый из этих принципов и в XXI веке являют собой распространенную формулу нашей страны. Причинностью данного основания является представление самой народной массы, ее отражение в различных сторонах собственной действительности и в искусстве в том числе. Например, в музыкальной культуре - это опера «Иван Сусанин» (ранее «Жизнь за царя»), которая является квинтэссенцией проявления любви к Родине - готовности на жертвы ради родной земли; в киноискусстве -фильм «Александр Невский» (1938 г.), где показывается героический подвиг русского князя и его дружины, которые боролись против тевтонских рыцарей-крестоносцев.

В своей научной работе кандидат политических наук А.И. Владимиров освещает, что должен представлять из себя центр сущности идеологии России. По его мнению, основа должна быть объединена «и национальными, и государственными» аспектами. Патриотизм в меньшей мере не представляет особо важную направленность, в частности в философской и политической сторонах, тем не менее, идея трактуется как фактор «выживания и существования народа». Исследователь полагает, что национальная идея будет эффективной в том случае, если объединить: цельность, ценностно-ориентированный подход, коренной классовый интерес, тактическую направленность на потенциал развития государства, его положительная результативность «программного воплощения», а также структурированность идейно-смысловых показателей, объединенных традици-

онной значимостью и согласованностью практических действий общества [1, с. 24].

Национальная идеология рассматривается через рекламу, в национальных девизах, в политике, в экономике, в основах стратегического управления, в том числе и в системе образования России. В российском образовании целью воспитания подрастающего поколения является не только привитие любви к своей стране, но и способность развить личность на уровне гражданина-патриота, способного:

- к определению комплексного подхода, включающего в себя духовное, образовательное, социальное и культурное воспитание и саморазвитие;

- к творческому, трудовому, партнерскому бес-конфликтоному пониманию себя и своего места в социальной среде.

В качестве воспитательного фундамента исследователи выделяют идеологию патриотизма. Данная идея - традиционна, она «корнями» глубоко заложена в сознании российского общества. В своей работе Лебедева Г.Н. пишет, что «патриотизм есть сильнейшее чувство, которое сравнимо с чувством самосохранения или продолжения рода. Патриотизм цементирует нацию и побуждает к свершению. Исчезновение патриотизма означает исчезновение нации и страны. Патриотизм часто может быть выражен в некоей идее, в которой заключается смысл бытия страны и народа. Русский патриотизм отличается тем, что носит не этнический, а державный характер» [4, с. 23].

Очень интересно отзывается о патриотизме в своей статье В.И. Четверикова. Она считает, что патриотизм является нравственным и политическим принципом, неким социальным чувством, через содержание которого проходит любовь к Отечеству и готовность пожертвовать частными интересами во благо. [9, с. 229]. По большому счету, здесь предполагается гордость достижениями и культурой своей Родины; а также сохранение ее характера и культурных особенностей; желание сохранить особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям с соотечественниками.

В сегодняшней действительности одной из важных задач развития Российского государства всегда остается приемственность молодежного социума. Обращаясь к роли национальной идеи в развитии нравственной культуры молодых граждан У. Р. Равшанов отмечает, что гармонически развитые нравственные качества молодого общества выражены двумя факторами: способность регулирования собственного импульсивного поведения (самоконтроль); способность формирования патриотических чувств (ответственность и долг перед Родиной, государственным обществом). Учитывая идеологические и воспитательные факторы в формировании и развитии нравственной культуры молодежи автором определены следующие задачи [11, с. 579]:

1) масштабная популяризация продвижения полезных навыков, помогающих с первых дней жизни человека его нормальному развитию как духовно-развитой личности и воспитания поведенческих привычек;

2) соблюдение общепринятых норм, воспитание молодого поколения в различных условиях (дома, на улице, в общественных местах);

3) формирование субъективных позиций по отношению к окружающим (важная составляющая социального взаимодействия), умение учитывать вопросы, касающиеся их профессиональной деятельности, интересов;

4) воспитание социальных навыков: деликатность, забота, спокойствие, скромность, чувствительность, учет интересов большинства, культура отношений со взрослыми и сверстниками.

Обращаясь к выводам нашей прошлой научной статьи, выделим, что: «Патриотизм несет в себе фундаментальную мораль российского общества: чувство гордости к историческим событиям своей страны, почитание традиций и социальных ценностей, сохранение поликультурности на территории России. Иначе говоря «патриотизм» - это не только служение своей Родине, но и служение своему народу, быть ответственным за будущее своей страны» [3, с. 80]. Основываясь на данном выводе выделим единое - это «молодежный социум» и «ответственность за будущее своей страны». Будущее страны всегда зависит от того, насколько будет воспитано молодое общество, какие будут ценности в приоритете, будут ли они нести ту историческую память и традиции, которые складывались столетиями, и какую полезную значимость привнесут в будущее своей страны.

На заседании Госсовета 22 декабря 2022 года президент Владимир Владимирович Путин отметил, что многие молодые люди идут на защиту Родины, демонстрируют любовь к своим родным краям. Младшее поколение так же двигается вперед, они показывают высший уровень в образовании, решают социальные вопросы своего окружения, рефлектируют на нынешние политические обстоятельства, поддерживают защитников страны, а так же принимают участие в мероприятиях и являются членами клубов патриотического направления (https://clck.ru/33kUnR). Конечно, остается малый процент тех юных соотечественников, которые не интересуются подобной идеологией. Мы предполагаем, что причиной этому является воздействие зарубежной культуры на материальные и духовные ценности. В действительности можно заметить, как всё больше молодежь погружается в культуру других стран, перенимают их традиции, например в России всё чаще отмечают такие современные международные праздники как «Хэл-лоуин» (Канун дня всех Святых), «День Святого Валентина», который прочно утвердился в России, молодые семьи устраивают «Бейби шауэр» -вечеринка в честь неродившегося ребенка. Следующим примером является проведение в нашей стране аниме-фестивалей (фестиваль японской

анимации), а в следствии организуются и новые молодежные объединения, о которых знают только любители зарубежных мультфильмов и видеоигр. Стоит заметить частое употребление молодым поколением иностранных слов в русской речи, хотя имеются общеупотребительные аналоги. Таким образом, с 1 января 2025 года в силу вступит закон о защите русского языка [1]. Как отмечал русский философ, доктор государственных наук, профессор И.А. Ильин: «Мы должны научиться чтить в себе свое национальное достоинство, не переоценивая других народов и не подражая им; мы должны спокойно и уверенно внять инстинкту нашего национального самосохранения» [7, с. 6].

В разных странах патриотизм имеет большое значение в социальном окружении - он проявляет свою сущность как достижения общественной действительности в сферах культуры, искусства, политики, экономики, спорта, образования, науки и технологий.

Проведя анализ нескольких стран, патриотизм как «зерно» национальной идеологии в воспитании молодежи также имеет свою значимость. В системе японского образования было множество споров об истолковании патриотизма, но в 2006 году был пересмотрен «Основной закон об образовании», в которой установили дополнительную цель воспитания обучающихся «уважение к традициям и культуре Японии, любви к Родине и отечеству, а также сознания того, что каждый является членом международного общества» [10, с. 47]. По данным научного исследования Н.М. Мельниковой видно, что молодое поколение японского государства обоснованно выражает свои ответы в пользу патриотизма - это положительные отзывы о международном сотрудничестве и культурном обмене, не смотря на какие-либо разногласия; об отчетливом видении социальных проблем и их решений; о неприемлемости военных конфликтов. Однако, молодые японцы критично относятся к главе государства и вооруженным войскам, как считает автор исследовательской работы - респонденты «миролюбивы». Отличительной чертой молодого японского поколения является их интеллектуальный потенциал в свободном обсуждении военно-исторических конфликтов различных периодов. Немало важен и тот факт, что они нацелены на иную концепцию патриотизма - это придерживаться к чувству национальной самобытности, гордиться своей страной и почитать ее не связывая с военными процессами [5, с. 35].

В связи с вышеизложенным, следует отметить, что японское общество определяет патриотизм своей страны на высоком уровне по отношению к другим державам. Данное основание, в действительности, воплощено в их обширном культурно-историческом наследии, которое на сегодняшний день продолжает развиваться, принимает «идиа-листическую оболочку». В школьной системе особо прослеживается идея патриотического воспитания, так как учебная программа неразрывно связана с историей, национальными традициями,

сз о со "О

1=1 А

—I

О

сз т; о т

О от

З

и о со

обычаями и культурой. Дополнительно в образовательной организации после уроков обучающиеся принимают участие в школьных клубах по интересам, где так же могут заниматься изучением учебных предметов на более глубоком уровне восприятия. Соответственно, синтезируя собственное культурное мышление, молодое общество устанавливает соотношение японского символизма, культурного и исторического наследия с патриотическими чувствами, которые в свою очередь инкорпорируются в национальную идеологию.

Равным образом, Финское государство состоит в числе тех стран, которые имеют интерес к воспитанию патриотизма у молодого поколения. В качестве рационального решения, данной проблемы как неразрывного элемента национальной идеологии, является идея подъема духовно-материальной культуры на высшую ступень по отношению к истории и времени. Между тем, в ранних наших работах был проведен анализ опыта финского государства, где было выявлено, что в Финляндии социум в действительности хоть и кажется патриотичным, он сам себя подвергает осуждению в «плохом» патриотизме». Тем не менее, большинство финнов «самым главным для себя считают сохранение финских традиций, любовь к языку и гордость за свой народ». Стараются привлекать большее количество зарубежных студентов по программам международного обмена (clck.ru/368yXf). Не даром страна Суоми славится тем, что является квинтэссенцией объединения иностранных студентов. В целом, процесс воспитания в финской системе образования весьма неординарен по сравнению с нашей традиционностью. Учебное содержание имеет более свободную структуру, вариативность, но при этом учитывается патриотическая идеология, «прослеживается этнопедагоический подход», а на занятия могут приглашаться представители зарубежных стран [8, с. 14].

Анализ научной литературы позволил подчеркнуть патриотическую позицию и Республики Узбекистан в совокупности с национальной идеологией. Национальная идеология Узбекистана является важной составляющей национальной идентичности и способствует формированию единого национального сознания. Она играет ключевую роль в укреплении независимости и развитии страны, сохранении и уважении культурного наследия и традиций народов, а также воспитании патриотического и гражданского сознания у молодежи.

Сайдалиевич, Усмонов Сайдикромходжа в своей научной работе отмечает, что Национальная идеология Узбекистана определена поливариантностью идей из общечеловеческих принципов. Эти ценности являются гарантией развития, ° сохранения и укрепления независимости народа, " являются связующем звеном прошлого с настоя-^ щим и будущим, побуждает граждан жить и рабо-^ тать в качестве партнеров и солидарности на ос-£ нове идей терпимости к общим целям и интере-

сам. Нация призывает молодежь объединяться в патриотические ассоциации. Национальная идея воплощает в себе благородные цели, интересы, путь развития, убеждения и пользуется доверием всех народов, проживающих в стране, и воплощает в себе такие качества, как терпимость, благородство, человечность и великодушие, присущие социуму Узбекистана [12, с. 392].

Учитывая многонациональность страны, многообразие культурных традиций, узбекское государство строится на принципах укрепления независимости и суверенитета, демократии, национального движения, социальной справедливости и толерантности. Национальная идеология страны направлена на поддержку и развитие национального культурного наследия, исторического опыта, родного языка, образования, науки и искусства. Политическим подтверждением является видеоселекторное совещание по вопросам кардинального совершенствования системы духовно-просветительской работы, усиления взаимодействия государственных и общественных организаций в этом процессе (19.01.2021 г.): «Идеологией создаваемого нами нового Узбекистана будут доброта, человечность, гуманизм. Когда мы говорим об идеологии, то имеем в виду, прежде всего, воспитание разума, воспитание национальных и общечеловеческих ценностей. В их основе лежат тысячелетние жизненные представления и ценности нашего народа», - отмечает Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев. Вопрос национальной идеологии имеет очень важное значение в узбекском обществе, поскольку это связано с движением построения новой жизни страны и ее вхождения в ряд развитых государств.

Особое внимание уделяется воспитанию молодежи в духе патриотизма, гражданственности и национальной гордости. Для реализации воспитательного процесса была поставлена задача разработать до 2030 года «Концепцию развития исторической науки в Узбекистане». Данное решение обусловлено тем, что в образовательной деятельности недостаточно прослеживается эффект воспитательного процесса в предметной области «История». Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев предлагает национальную историю выводить на высшую ступень, расширять научно-исследовательские знания, преподавать в национальном духе. Благодаря данным аспектам молодое поколение будет способно извлекать полезную историческую информацию, делать поучительные выводы и оперировать ей в социальных сферах (https://clck.ru/368xJp).

Национальная идеология современного Узбекистана оказывает значительное влияние на политическую, социальную и культурную жизнь страны. Она создает основу для развития межнационального диалога и сотрудничества, а также обеспечивает стабильность и развитие узбекского общества, неразрывно адаптируется к новым реалиям, модернизируется на базе реализации программ

по социальному развитию и сохранению культурного наследия.

Заключение

Проведенное нами исследование показало, что особую значимость приобретают те идеи, которые обращены к Отечеству, связаны с патриотическим воспитанием, особенно в образовании России, следственно патриотизм во взаимосвязи с национальной идеологией является научно-воспитательным разумом, несет в себе функцию инструментария объединения молодежной нации, ее идентичности и лояльности.

Если учесть, что важным аспектом развития общества является гражданская культура молодого поколения страны, то можно предположить, что без них будет невозможно умеренное существование российского общества. Конечно, нынешний период в общественном развитии нашей Родины сейчас имеет переломный момент. Многие, считают себя патриотами, но ведут «непатриотичный» образ жизни. Ведь в последнее время молодежь больше предпочитает заграничное образование, а многие молодые семьи и вовсе переезжают в европейские страны. Для данного феномена причин может быть множество - это: экономические, политические, образовательные, семейные, культурные стороны.

Решение проблемы воспитания патриотизма определяет поиск усовершенствования национальной идеологии, поскольку отношение к Российскому патриотизму имеет плюралистический характер, т.е. свойство, имеющее колебательную единицу в отношении патриотизма как от «неприятия», так и до полной «поддержки».

Для того чтобы решить данный вопрос, необходимо вывести молодежный социум не только на высокий уровень понимания сущности патриотизма, но и сделать его более востребованным и инновационным. Пытаться реализовывать данный процесс воспитания не только в условиях очной организации, но и в условиях информационного и дистанционного окружения. В особенности учитывая тот факт, что в ходе распространения короновирусной инфекции в 2020 году правительством было внедрено онлайн-образование на замену традиционному.

Общеизвестно, что образовательный процесс играет решающую роль в формировании у молодого социума понимания патриотического воспитания, национальной идеологии. Следовательно, предполагается необходимая реализация эффективной подготовки к успешному участию в изучении и защите этих жизненно важных компонентов российского государства, учитывая определенные этапы организации содержания процесса:

Первый этап - исследование различных аспектов педагогического процесса на уровне теоретической и научно-прикладной базы;

Второй этап - определение важности участия молодежи в повышении эффективности уровня собственного научного познания, направленного

на развитие определенных когнитивных способностей патриотического характера и воспитание глубокого чувства ответственности за будущее национального наследия, духовных ценностей, культуры.

Мы считаем, что в условиях информационного образования необходимо продолжать отвечать запросам государственной общественности, появляется необходимость в поиске совершенствования и создания новых инновационных моделей [13, с. 81] подготовки молодого поколения к «мобильной» адаптации воспитательной среды в неопределенном будущем нашей страны. Наше государство должно быть готово преодолевать экономико-политический, военный, образовательный и информационный хаос, в том числе разобщенность русского народа, его умственное и духовно-нравственное «ядро».

Литература

1. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 28.02.2023 N 52-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_440549/3d0ca-c60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/.

2. Владимиров А.И. Концептуальные основы национальной стратегии России. Военно-политический аспект: автореферат дис. ... кандидата политических наук: 20.01.02 / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - Москва,-2004. - 28 с.

3. Ибрагимова Л.А., Подболотова С.Д. К вопросу о патриотическом воспитании в образовании // X Международная научно-практическая конференция «Культура, наука, образование: проблемы и перспективы». - 2022. - C. 75-81. doi: 10.36906/KSP-2022/10.

4. Лебедева Г.Н. Патриотизм как национальная идея // Царскосельские чтения. 2016. № XX. -С. 12-24.

5. Мельникова Н.М. Патриотизм и национализм глазами японской молодежи / Н.М. Мельникова // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. - 2019. - № 3. - С. 23-36.

6. Попп И.А. Проектный подход в патриотическом воспитании молодежи (на примере всероссийского патриотического проекта «Живая история») / И.А. Попп, И.С. Шахнович // Педагогическое образование в России. - 2015. -№ 12. - С. 210-214.

7. Русский колокол. Журнал волевой идеи. -1927. - № 1.

8. Хазеева И.Н. Сравнительная характеристика подходов к патриотическому воспитанию в музыкальном образовании России и Финляндии / И.Н. Хазеева, С.Д. Подболотова // Межкультурный диалог и сотрудничество ЕС и России: опыт реализации проектов Жан Монне в Нижневартовском государственном университете: материалы Международной научно-

сэ о со -а

А

—I

О

сз т; о m

О от

З

ы о со

практической конференции, Нижневартовск, 15-19 апреля 2019 года. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. - С. 11-15.

9. Четверикова Д.П. Образ теории как средство воспитания патриотизма. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 3. - С. 229-232.

10. Kei K., Koichi T., Miwako H. The Survey of Japanese Value Orientations: Analysis of Trends over Thirty-Five Years // NHK Broadcasting Studies. 2010. No. 8. P. 1-62.

11. Ravshanov U.R. Role Of The National Idea In The Development Of Moral Culture Of Citizens // The American Journal of Social Science and Education Innovations. March 31, 2021. - pp. 579-584

12. Usmonov S.S. Educational Importance Of National Idea In Society // The American Journal of Social Science and Education Innovations. April 30, 2021. - pp. 389-392

13. Ибрагимова Л.А., Новикова Е.А. Подготовка бакалавров к профессиональной деятельности в инклюзивном образовании: теоретический аспект / Л.А. Ибрагимова, Е.А. Новикова // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019 - № 4 - С. 78-83

PATRIOTISM AS THE BASIS OF THE NATIONAL IDEA IN THE EDUCATION OF YOUNG PEOPLE

Ibragimova L.A., Podbolotova S.D.

Nizhnevartovsk State University

In the conditions of information education, it is necessary to continue to meet the demands of the state public, improve and create new innovative models for preparing the younger generation for the "mobile" adaptation of the educational environment in the uncertain future of our country. Our state must be ready to overcome economic, political, military, educational and information chaos. The article discusses the problems of educating patriotism and the essence of the national idea. The authors' research experience is analyzed in the context of socio-historical and pedagogical thought. Identification of development tasks of the Russian Federation. The normative material is analyzed and characterized. The international experience of these areas in Japan, Finland and the Republic of Uzbekistan is described. The purpose of our research is to find a solution to the issue of cultivating a sense of patriotism in connection with the national idea in the youth social environment. An approach to the education of patriotism as an integral part of the ideological aspect of value and semantic guidelines, attitudes, and personal positions in the educational process is proposed.

Keywords: patriotism, nation, national idea, national ideology.

References

1. Federal Law "On Amendments to the Federal Law "On the State Language of the Russian Federation" dated 02/28/2023 N 52-FZ (latest edition) // [Electronic resource] // [Electronic resource] - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_440549/3d0cac60971a511280cbba229d9b-6329c07731f7/. [in Russian]

2. Vladimirov A.I. Conceptual foundations of the national strategy of Russia. Military-political aspect: abstract of the dissertation of the Candidate of Political Sciences: 20.01.02 / Russian Academy of State Services under the President of the Russian Federation. - Moscow,- 2004. - 28 p. [in Russian]

3. Ibragimova L.A., Podbolotova S.D. On the issue of patrologi-cal examination in education // International Scientific and Practical conference "Culture, Science, education: problems and prospects". - 2022. - C. 75-81. doi: 10.36906/KSP-2022/10. [in Russian]

4. Lebedeva G.N. Patriotism as a national idea // Krasnoyarsk readings. 2016. № XX. - pp. 12-24. [in Russian]

5. Melnikova N.M. Patriotism and nationalism through the eyes of Japanese youth / N.M. Melnikova // Bulletin of the Moscow University. Series 12: Political Sciences. - 2019. - No. 3. - pp. 2336. [in Russian]

6. Popp I.A. Project approach in patriotic education of youth (on the example of the All-Russian patriotic project "Living History") / I.A. Popp, I.S. Shakhnovich // Pedagogical education in Russia. - 2015. - No. 12. - pp. 210-214. [in Russian]

7. Russian bell. Journal of volitional ideas. - 1927. - № 1. [in Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Khazeeva I.N. Comparative characteristics of approaches to patriotic education in music education in Russia and Finland / I.N. Khazeeva, S.D. Podbolotova // Intercultural dialogue and cooperation between the EU and Russia: Jean Monnet's project implementation experience at Nizhnevartovsk State University: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Nizhnevartovsk, April 15-19, 2019. - Nizhnevartovsk: Nizhnevartovsk State University, 2019. - pp. 11-15. [in Russian]

9. Chetverikova D.P. The image of theory as a means of educating patriotism / [Electronic resource] - Electron. dan. // Pedagogical education in Russia. - 2016. - No. 3. - pp. 229-232. [in Russian]

10. Kei K., Koichi T., Miwako H. The Survey of Japanese Value Orientations: Analysis of Trends over Thirty-Five Years // NHK Broadcasting Studies. 2010. No. 8. P. 1-62.

11. Raxbarovich R.U. (2021). Role Of The National Idea In The Development Of Moral Culture Of Citizens // The American Journal of Social Science and Education Innovations. March 31, 2021. -pp. 579-584

12. Usmonov S.S. Educational Importance Of National Idea In Society // The American Journal of Social Science and Education Innovations. April 30, 2021. - pp. 389-392

13. Ibragimova L.A., Novikova Ye. A. Preparation of bachelors for professional activity in inclusive education: theoretical aspect // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019 No. 4 P. 7883.

o с

u

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.