УДК 372 ТЕХТИВ.Л.
соискатель кафедры педагогики и психологии, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова Е- т ail: bekoevama г in а@та И. ги
UDC372 TEKHTI V.L.
the competitor of chair of pedagogics and psychology, North Ossetian State University named K.L. Khetagurov E-mail: bekoevamarina@mail.ru
ПАТРИОТИЗМ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ PATRIOTISM AND PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN
В процессе исторического развития, по мере укрепления государств, их территориального расширения, прояснялось представление об отечестве, создании условий для повышения гражданской ответственности. За ним формировалось, усиливалось и чувство патриотизма. Возникновение национального патриотизма большинство ученых относят к XIV столетию. С развитием классовой структуры, шел параллельный процесс - процесс становления патриотизма. Однако, патриотизм возобновлялся, все более переставал быть однообразным, появились исследования, направленные на разработку новых программ, методических подходов и технологий патриотического воспитания. В XX веке появились советский, а далее и социалистический патриотизм.
Ключевые слова: патриотическое воспитание школьников, патриотизм, патриотические чувства, гражданственность.
In the process of historical development, as the states strengthened, their territorial expansion became clearer, the idea of the fatherland was clarified, and conditions for increasing civil responsibility were created. Behind it, the sense of patriotism was developing and growing. The emergence of national patriotism, most scientists refer to the XIV century. With the development of the class structure, there was a parallel process - the process of the formation of patriotism. However, patriotism was resumed, it ceased to be monotonous, and studies aimed at developing new programs, methodological approaches and technologies for patriotic upbringing appeared. In the twentieth century, Soviet, and then socialist, patriotism emerged.
Keywords: patriotic education of schoolchildren, patriotism, patriotic feelings, citizenship.
Определимся, что же такое «патриотизм», и кого можно называть патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложный. В толковом словаре (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов) дается следующее определение: «Патриотизм - преданность и любовь к своей Родине, к своему народу» [7]. Более развернутую дефиницию мы находим у В.Ф. Фарфоровского: «Патриотизм - любовь к родной земле, к отечеству, к своей культурной среде на основе общественно значимых ориентаций. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма...» [8]. Патриотическое воспитание в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» определяется как «Систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан чувства верности своей Родине, высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отечества» |4|.
Современные определения «патриотизма» (A.A. Волчкова [3], О.В. Лебедева [6], С.Н. Пищулин [3]) устанавливают связь сознания человека с эмоциями на проявления влияний внешней среды в месте его рождения, его воспитания, детских и юношеских воспоминаний, становления его как личности, индивидуальности. Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы почти всех его соотечественников (Д.А. Алгазин) [2], сотнями и тысячами нитей соединен с ландшафтом его обитания со свойственным ему животным и растительным миром, с традициями, обрядами, обычаями данных местностей, с образом жизни здешнего населения, его историческим прошлым, потомственными корнями.
Обобщение перечисленных определений позволяет нам рассматривать патриотизм как чрезмерно сложное, моментами даже разноречивое чувство, которое включает целый комплекс неоднородных внутренних состояний, смысловое содержание которых меняется во времени и пространстве в зависимости от определенных исторических событий и обстановок. Род, Родина, родители, народ, природа, родственник, родной - не случайно однокоренные слова. Это оригинальная последовательность слов, выражающих со-
© ТехгиВ.Л. © Tekliti V.L.
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (75), 2017 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 75. 2017
держание гражданского патриотизма, в основе которых лежат чувства к Родине, родству, ответственности и солидарности, симпатии. В тесном контакте, как отмечает И.А Зимняя, «педагогический коллектив работает с родительской общественностью. Родители принимают активное участие в творческих, спортивных, познавательных конкурсах и мероприятиях» [9, с. 41]. Только вместе с родителями педагогический коллектив школы может получить от ученика столько же, сколько ему отдают сами. Собственно, в этом и заключается мудрость патриотического воспитания.
Сама дефиниция патриотизма с развитием цивилизации обогащалась и наполнялась новым смысловым содержанием. Любовь к Родине у разных социальных групп приобретала свои особенности и характерные свойства. Присоединение человека к определенному образу патриотизма становится следствием преднамеренного выбора, и, стало быть, частью мировоззрения и идеологии. Эту разновидность патриотизма можно обозначить как «социально классовый» или «политический».
Таким образом, пространность понимания рубежей своей Родины, степень осознанности величия своей Родины, любви к своим соотечественникам, а также перечень ежедневных действий и поступков, устремленных на поддержание в надлежащем состоянии и развитие ее территории, а также проживающих на ней населения - все это обусловливает характер патриотизма каждого человека и выступает критерием сформированное™ уровня его истинно патриотического самосознания. Чем обширнее территория, которую патриот считает своей Родиной (большой или малой), чем больше он проявляет любви и заботы к своим соотечественникам, чем больше ежедневных истинно человеческих действий и поступков он совершает для блага данной территории и ее жителей (своей семьи, двора, улицы, района, города, области, края и т.д.), тем большим патриотом считается этот человек, тем выше и подлинные его патриотические чувства.
Настоящий патриот поддерживает тех и то, что укрепляет и развивает его Родину и выступает против тех и того, кто и что ее разваливает, причиняет ей ущерб. Истинный патриот уважает население любого другого государства, и не будет вредить на чужбине. У себя на Родине он совместно с другими соотечественниками-патриотами противоборствует с теми, кто наносит ей урон, то есть с согражданами с низким уровнем самосознания, деформацией сознания. В этой связи нетрудно понять, насколько непатриотичными являются граждане нашей страны, которые сеют неприязнь к своим соотечественникам, отравляет окружающую природу, тяготит своих сограждан, сквернословит, мусорит, браконьерствует, ведет аморальный образ жизни. Побоище или ежедневная вражда с соседом, нападки членов одной партии на членов другой, фанатов одной футбольной команды на фанатов другой, пьянство, наркомания, казнокрадство, неуставные отношения в армейских подразделениях. коррупция, - все это элементы проявления
различных непатриотических форм в России.
Нет, и не может существовать такая национальность, одна лишь принадлежность к которой давала бы приоритетное или исключительное право считать себя «истинным патриотом». Вместе с тем, любовь к Родине чаще носит национальный характер, так как человек с выраженными патриотическими чувствами и взглядами принадлежит к конкретной национальности, расе, этносу, народу. Поистине, мы боготворим нашу Родину не как общество абстрактных «человеческих существ» -этнически стерильных гуманоидов, которые лишь в процессе взросления и социализации «завоевывают» право принадлежности к определенной нации, разумно выбирая, отождествлять себя с родиной или нет. С социологической точки зрения, суть дела заключается как раз в другом. Более того, уже неосознанно (через жизненные образцы и идеалы) мы «укоренились» в родную землю и любим ее именно как белорусы, евреи, осетины, русские, татары, украинцы и т.д. По мере роста и социализации мы осмысливаем, как своеобразно проявляются и индивидуально проявляются в нашей личности родовое и народное начала, национальные особенности и черты этнического характера, - и только на основании этого рассудка происходит самоидентификация с «родимым этносом», а в дальнейшем вырабатывается самосознание «человека вообще», представителя «человечества» или «земной планетарной цивилизации».
Решающее влияние на формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений часто оказывает национальная общность. Так, например, в России русский среди русских чувствует себя обычно «дома», а это - инстинктивное чувство естественного патриотического ощущения. Тем не менее, этническая или расовая общность редко бывает исключительной основой патриотизма, несмотря на всю «непосредственность» такого отношения.
Разновидностью патриотизма на национальной основе выступает двойной патриотизм представителей национально-этнических диаспор, имеющихся практически во всех государствах мира: почти у всех представителей диаспор две Родины - историческая Родина (страна предков) и собственно Родина (страна, где они родились и постоянно проживают). Например, у многих выходцев из России, живущих в Германии, Великобритании. Испании, США. Франции и других странах, сохраняется экспансивное отношение к России как исторической Родине, но в то же время к этим странам возникает тоже патриотическое чувство. По этому поводу уместно обратиться к мнению И.Ф.Харламова, который пишет, что «Патриотизм ничего общего не может иметь с замыканием человека в односторонних национальных интересах. Подлинный патриотизм по своему характеру гуманистичен и содержит в себе почтение к другим народам и государствам, к их традициям и национальной культуре, к их су веренности, и неразрывно связан с культурой межнациональных взаимоотношений» [9, с. 44].
Патриотизм на национальной основе и нацио-
нализм, насыщаемый патриотическими эмоциями и идеями, - тесные, но не идентичные понятия. У них различные объекты любви и фетишизма: с одной стороны, «родная территория», «родной город», «родная страна», «родное окружение»; с другой стороны - «родная нация», «родной народ», «родной язык» и т.д. Это оказывает существенное влияние на характер и направленность обращенных к ним эмоций и чувств. Обычно патриотизм ассоциируется со здоровым национализмом, ощущением и сознанием национального достоинства, незаносчивым уважением к самому себе как к представителю конкретной национальной общности. И напротив, здоровый национализм выражается в любви к родной стране, родному народу.
Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство. Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации; Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2016 г. № 122; Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.». В соответствии с перечисленными государственными програм-
мами «...ожидается значительное повышение уровня военно-патриотического воспитания граждан, направленного на обеспечение их готовности к защите Родины, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах Российской Федерации, а также повышение уровня социальных коммуникаций между российским обществом и Вооруженными Силами Российской Федерации, правоохранительными органами и организациями» [4 ].
Таким образом, система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Представляется также, что существенной стороной гражданско-патриотического воспитания в таком поликультурном, полиэтническом государстве, как Россия, выступает воспитание культуры межнационального общения школьников. В противном случае, патриотическое воспитание способно провоцировать и обострять существующие разлады между многообразными этническими группами, стать подпиткой для национализма.
Библиографический список:
1. АбрамовР.С. Введение в практическую психологию. М., 2010. 242 с.
2. Алгазин Д.А. Воспитание юных патриотов. М., 2009. 312 с.
3. Волчкова А.А., Пищулпн С.Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. М.: МГПУ 2012. 156 с.
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» http:// govenmient.ru/media/files/8qq
5. ЗимняяП.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 2011.
6. Лебедева О.В. Патриотическое воспитание - верноподданническое или гражданское //Педагогика. 2013. № 9. С. 77-83,
7. Ожегов СЛ., ШведовН.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. 748 с.
8. Фарфоровский В.Ф. Военно-патриотическое воспитание школьников. М.,2011. 344 с.
9. ХарламовП.Ф. Педагогика. М.: Гардарики. 1999. 520 с.
References
1. Abramov R.S. Introduction to practical psychology. M., 2010. 242 p.
2. Algazin D.A. Education of young patriots. M., 2009. 312 p.
3. Volchkova AA, Pischulin S.N. Patriotism and patriotic education in the public opinion of the province and the capital: Monograph. M.: MSPU. 2012. 156 p.
4. State program «Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020» http://govemment.ru/media/files/8qq
5. Zimnaya I.A. Pedagogical psychology. Rostov-on-Don, 2011.
6. Lebedeva О. К Patriotic education is loyal or civil //Pedagogy, 2013. №9. Pp. 77-83.
7. Ozhegov S.I., Shvedm' N.Y. Explanatory dictionary of the Russian language. M., 1995. 748 p.
8. Farforovsk\> V.F. Military-patriotic education of schoolchildren. M., 2011. 344 p.
9. Harlamov I.F. Pedagogy: M.,Gardariky.l999.520 p.