rencii, Novosibirsk, 19-21 aprelja 2023 goda. Novosibirsk, 2023, pp. 108-115. EDN CIJKWO. (In Russian).
5. Novikova I. A. Preemstvennost' v organizacii i soderzhanii vneu-rochnoj dejatel'nosti nachal'noj i osnovnoj stupenej shkoly v uslovijah vvedenija i realizacii FGOS [Continuity in the organization and content of extracurricular activities at the primary and primary school levels in the context of the introduction and implementation of the Federal State Educational Standard]. Barnaul, 2013, pp. 6-13. (In Russian).
6. Oboldina T. A. Razvitie poznavatel'noj aktivnosti uchashhihsja vo vneurochnoj dejatel'nosti po fizike [Development of cognitive activity of students in extracurricular activities in physics]. Global'nyj nauchnyj potencial, 2022, no. 5 (134), pp. 157-159. (In Russian).
7. Popova A. V., Holina S. A. Problemy organizacii vneurochnoj dejatel'nosti po fizike [Problems of organizing extracurricular activities in physics]. Vestnik Moskovskogo gosudarstven-
nogo oblastnogo universiteta. Serija: Pedagogika, 2020, no. 3, pp. 95-101. EDN DXXSAJ. (In Russian).
8. Popova M. N., Sitnova E. V. Nekotorye osobennosti organizacii vneurochnoj dejatel'nosti po fizike v hode realizacii FGOS OOO [Some features of the organization of extracurricular activities in physics during the implementation of FGOS LLC]. Ceteris Paribus, 2015, no. 5, pp. 102-104. EDN VASCDZ. (In Russian).
9. Rozhkova E. M. Osnovnye polozhenija organizacii vneurochnoj dejatel'nosti [The main provisions of the organization of extracurricular activities]. Permskij pedagogicheskij zhurnal, 2014, no. 5, pp. 21-26. EDN TCGDIL. (In Russian).
10. Fedorova N. B., Kuznecova O. V. Vneurochnaja dejatel'nost' po fizike kak sredstvo povyshenija motivacii uchenija semiklass-nikov [Extracurricular activities in physics as a means of increasing the motivation of seventh graders]. Shkola budushhego, 2020, no. 5. pp. 262-269. EDN JPQNFB. (In Russian).
УДК /UDC 371.4+377.5
DOI 10.54509/22203036_2024_2_102
EDN EWFFDG
Морозова Елена Алексеевна
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента имени И. П. Поварича, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово
Кочнева Оксана Петровна
методист научно-аналитического центра, ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» им. А. М. Тулеева, г. Кемерово
Morozova Elena A.
Doctor of Economic Sciences, Full Professor, Professor of the I. P. Povarich Department of Management, Kemerovo State University, Kemerovo
Kochneva Oksana P.
Methodologist of the Scientific and Analytical Center, A. M. Tuleyev Kuzbass Regional Institute of Professional Education Development, Kemerovo
ПАТРИОТИЗМ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
PATRIOTISM AND PATRIOTIC EDUCATION THROUGH THE PRISM OF STUDENT PERCEPTION
Аннотация. Перед обществом в целом, перед системой образования - в частности, стоит сложная задача усиления, переформатирования патриотического воспитания, поиска новых подходов. Чтобы понять, как «достучаться» до молодежи в этом непростом процессе, важно, кроме прочего, учитывать и ее мнение. Поэтому целью исследования стал анализ представлений и оценок студентов кузбасской системы профессионального образования относительно патриотизма и патриотического воспитания. Его результаты показали, что обучающиеся весьма положительно относятся к родине, что патриотизм для них - это, прежде всего, бережное
отношение к природе и ресурсам страны, любовь и уважение к родине, гордость за достижения в различных сферах деятельности, любовь к малой родине, законо-послушание. Интегральный показатель - уровень патриотизма - составил 4,22 балла по пятибалльной шкале. Но настоящими патриотами студенты считают в среднем лишь половину молодежи страны и поддерживают идею уделять патриотическому воспитанию больше внимания. К числу более результативных патриотических мероприятий студенты относят встречи с ветеранами и участниками военных действий, патриотические фильмы, акции в активной форме.
Abstract. Society as a whole, and the education system in particular, faces the difficult task of strengthening, reformatting patriotic education, and searching for new approaches. To understand how "reach out" to young people in this difficult process, it is important, among other things, take into account their opinion. Therefore, the purpose of study was analyze the ideas and assessments of students of the Kuzbass vocational education system regarding patriotism and patriotic education. Its results showed that students have a very positive attitude towards their homeland, that patriotism for them is, first of all, respect for nature and resources of the country, love and respect for the homeland, pride in achievements in various fields of activity, love for the small homeland, law-abiding. The integral indicator - the level of patriotism - was 4.22 scores on a five-point scale. But on average, students consider only half of the country's youth to be real patriots and support the idea of paying more attention to patriotic education. Among the more effective patriotic events, students include meetings with veterans and participants of military operations, patriotic films, and actions in an active form.
Ключевые слова: патриотизм, студент, воспитание, родина, патриотическое мероприятие.
Keywords: patriotism, student, education, homeland, patriotic event.
Введение
Патриотическое воспитание является составной частью воспитательного процесса любой образовательной организации. В то же время работа, направленная на формирование и развитие патриотических качеств детей и молодежи, получила в последние годы новый импульс. Несмотря на то, что в России принимались нормативные документы, разрабатывались методические материалы, регулирующие ориентиры и процесс воспитательной деятельности, соответствующая работа зачастую велась несистемно, а ее результативность была низкой или же вообще не анализировалась. В новых социально-политических обстоятельствах пришло понимание значимости воспитательной работы и необходимости проводить ее комплексно, грамотно, опираясь на научные методы и приемы, постоянно отслеживая при этом ее результативность.
В целом о важности патриотического воспитания, необходимости формирования и развития гражданских ценностей у молодежи убедительно говорят многие исследователи [1-5], предлагая различные воспитательные механизмы: активное участие в акциях патриотической, военно-спортивной направленности [6-9], игровые, диалоговые, общественно-полезные меро-
приятия [10-15], непосредственную проектную работу, направленную на решение реальных социальных проблем [16-18]. Можно также выделить исследования, направленные на изучение особенностей организации воспитательной работы гражданско-патриотической направленности студентов вузов [19-21].
Несмотря на достаточно активное обсуждение в научной литературе проблем патриотического воспитания, соответствующих педагогических технологий, пока не сформировано понимание, как можно оценивать результативность воспитательного процесса, какие меры дают значительный положительный результат, а какие остаются незамеченными или могут вызывать негативную реакцию. Настоящее исследование является попыткой поиска ответов на некоторые из подобных вопросов. Итак, его целью стало изучение отношения студентов к патриотизму и патриотическому воспитанию в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области - Кузбасса.
Методология
Для реализации исследовательской цели была разработана авторская социологическая методика, с помощью которой определялись: понимание студентами патриотизма, его уровень, действенные виды и формы патриотического воспитания в образовательных организациях, предложения по его совершенствованию. Объектом исследования явились студенты кузбасских профессиональных образовательных организаций (ПОО); предметом - отношение к патриотизму и воспитательным мерам по его формированию.
Опросы студентов осуществлялись в апреле-мае 2023 года в онлайн-режиме с использованием Yandex Forms. Общий массив опрошенных после отбраковки некорректных анкет и ремонта выборки составил 1 150 человек. В исследовании приняли участие студенты всех 53 ПОО Кемеровской области, подведомственных Министерству образования Кузбасса.
Среди участников опроса оказались 49 % юношей и 51 % девушек; 44% студентов в возрасте до 18 лет и 56% - от 18 лет и старше; 35% первокурсников, 28% второкурсников, 25% третьекурсников и 12% четверокурсников (в сравнительном анализе студенты 3-го и 4-го курсов объединены в одну группу - старшекурсники). Обучающиеся группировались по уровню успеваемости на основе самооценки: 28 % респондентов заявили, что их успеваемость значительно выше среднего (отличники), 53 % - немного выше среднего (хорошисты), 13 % - немного ниже среднего, 1 % - значительно ниже среднего, 5% затруднились ответить (в сравнительном анализе студенты, оценившие свою
успеваемость ниже среднего, и затруднившиеся с ответами, объединены в одну группу - троечники).
Отметим, что 68 % опрошенных студентов проживали на момент опроса с родителями или другими родственниками, 15 % - в общежитиях, 11 % - в арендуемом жилье, 5 % - в собственном жилье, для 1 % характерны другие варианты (студенты, проживающие в съемном и собственном жилье отдельно от родителей, а также в других местах, объединены в одну категорию - самостоятельно проживающие). При оценивании уровня материального благосостояния своей семьи (себя) 11 % студентов посчитали его очень высоким, 49 % - скорее высоким, 23 % - скорее низким, 2 % -очень низким, 15% не смогли дать конкретный ответ (в сравнительном анализе данная группировка укрупнена: респонденты с очень и скорее высокими оценками благосостояния объединены в категорию «более обеспеченные», остальные - в категорию «менее обеспеченные студенты»). Также отметим, что 42 % опрошенных обучаются в крупных городах региона (Кемерово и Новокузнецк), а 58 % - в других населенных пунктах (средних, малых городах и поселках городского типа).
Социологическая методика, разработанная авторами для проведения исследования, позволяет не только описать распределение данных в разрезе отдельных вопросов и их сравнение по социально-демографическим группам, но и рассчитать интегральные показатели. Данный прием использовался для определения уровня патриотизма молодежи на основе четырех индикаторов. Предлагаемые ответы на соответствующие вопросы представляли собой порядковые шкалы, при обработке полученных в ходе опроса данных каждому ответу присваивалась оценка по пятибалльной шкале (5 - положительный ответ, 4 - скорее положительный,3 - нейтральный, неопределенный ответ, 2 - скорее отрицательный, 1 - отрицательный), а затем рассчитывались средние значения и по каждому индикатору, и в целом. Усредненное значение и отражало уровень патриотизма студентов.
Результаты
Термин «патриотизм» и в обыденном понимании, и в научных работах представляется по-разному. В обобщенном варианте целесообразно согласиться с трактовкой Большой российской энциклопедии, которая позиционирует патриотизм (в переводе с греческого -«родина, отечество») как осознанную любовь к родине, своему народу, его традициям [22]. Поэтому изначально следует понять, как люди относятся к своей родине.
Студенты ПОО Кемеровской области выражали эмоциональное отношение к России с помощью вопроса
«Скажите, пожалуйста, какие эмоции Вы испытываете, когда думаете о России?», количество ответов на который не было ограничено. В среднем студенты назвали по 2,5 чувства, которые они испытывают в отношении России. Но самое распространенное из них - гордость (74% ответивших). На втором месте любовь к родине (64%), на третьем - вера в Россию (61 %). Остальные чувства отмечались значительно реже. Среди достаточно популярных эмоций также можно назвать надежду по отношению к России (27%) и тревогу за Россию (14 %). Незначительные доли респондентов (по 1-2 %) назвали такие эмоциональные состояния, как разочарование, стыд и раздражение.
Если сравнить число ответов студентов, отражающих, с одной стороны, положительные эмоции, а с другой - отрицательные (а среди вариантов ответов они были количественно уравновешены), то первых было в 12,5 раз больше, чем вторых. При этом чувство тревоги за Россию нельзя считать однозначно негативным (оно вызывает психологическое напряжение у человека, но не показывает, что он не любит родину, относится к ней отрицательно). Сопоставление данных в разрезе социально-демографических характеристик респондентов показало, что позитивные эмоции по отношению к России чаще испытывают девушки, более успешные в учебе студенты, проживающие с родителями и относящие свои семьи к благополучным с материальной точки зрения.
Ответы на следующий анкетный вопрос продемонстрировали, как воспринимают понятие патриотизма студенты ПОО Кемеровской области - Кузбасса (рис. 1). Патриотизм для них - комплексное, многоаспектное понятие, так как по большинству предложенных для оценивания утверждений получены достаточно высокие значения согласия с ними - более 4 баллов по пятибалльной шкале.
В топ-5 утверждений, отражающих понимание патриотизма, вошли следующие: «бережно относиться к природе, ресурсам страны», «любить и уважать свою страну», «гордиться за достижения страны в науке, культуре, спорте и т.д.», «любить малую родину», «знать и соблюдать законы страны». Более 4,5 баллов набрали такие трактовки: «стремиться к изменению положения дел в стране для обеспечения достойного будущего», «защищать свою страну от любых нападок и обвинений», «работать и действовать во благо процветания страны», «считать, что у твоей страны нет недостатков», «знать историю, обычаи, традиции своего народа». Менее 4,5, но более 4 баллов получили категории: «говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была», «поддерживать политику руководства
Бережно относиться к природе, ресурсам страны Гордиться за достижения страны в науке, культуре, спорте и т.д.
Любить и уважать свою страну Любить малую родину
Знать и соблюдать законы страны
Стремиться к изменению положения дел в стране для обеспечения достойного будущего
Защищать свою страну от любых нападок и обвинений Знать историю, обычаи, традиции своего народа Работать и действовать во благо процветания страны Чувствовать себя единым целым со своим народом Говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была Поддерживать политику руководства страны Считать, что твоя страна лучше, чем другие страны Считать, что у твоей страны нет недостатков
Рис. 1. Ответы на вопрос «Насколько Вы согласны с утверждениями: «БЫТЬ ПАТРИОТОМ - ЗНАЧИТ...» (ответы следовало давать по пятибалльной шкале, где 5 баллов - полностью согласны и т. д., 1 балл - совсем не согласны, 0 - затруднились ответить)
страны», «считать, что твоя страна лучше, чем другие страны». Самая низкая оценка (3,6 балла) досталась понятию «считать, что у твоей страны нет недостатков» - единственная менее 4 баллов.
Студенты также оценили, какие доли россиян, в частности молодежи, являются патриотами страны. Ответы на вопрос «Какую часть россиян в целом Вы считаете патриотами страны?» варьировались в значениях от 0 % до 100 %. Чаще всего встречались ответы:
целом гордитесь - 40
Не очень гордитесь - 2 Совсем
не гордитесь - 1
Не можете сказать
определенно - 2
Очень гордитесь - 55
Рис. 2. Ответы на вопрос «Насколько Вы гордитесь тем, что являетесь гражданином России?», % от числа опрошенных
50 % (14,6 % ответивших), 70 % (13,2 %), 80 % (14,3 %). В среднем показатель составил 66%. Сравнительный анализ данных выявил, что немного выше уровень патриотизма россиян оценили студенты старшей возрастной группы, с успеваемостью на среднем уровне, проживающие с родителями и в крупных городах; ниже -первокурсники, троечники, проживающие самостоятельно. Определяя долю патриотичной молодежи, студенты были более сдержаны в оценках. Их ответы также колебались от 0 % до 100 %, а самым распространенным ответом был 50 % (19 % ответивших), но среднее значение составило 51 %, что на 15 пунктов меньше, чем при оценке доли патриотов среди всего населения.
Чтобы оценить уровень патриотизма самих студентов ПОО, рассчитывался интегральный показатель (УП) на основе ответов на 4 индикатора. Приведем, прежде всего, распределения ответов на соответствующие вопросы, первый из которых определял, гордится ли молодежь своим российским гражданством (рис. 2).
Подавляющее большинство обучающихся в системе СПО Кузбасса (95 %) испытывает чувство гордости по поводу своей принадлежности к российскому обществу (гражданству). При этом для 55 % характерно сильное чувство. Но 3 % студентов либо не очень гордятся своим российским гражданством, либо совсем не гор-
дятся им, а еще 2% затруднились конкретно ответить на анализируемый вопрос.
Одним из проявлений патриотизма является желание жить в родной стране. Как показывают ответы на соответствующий вопрос, такое желание есть почти у трех четвертей студентов, но 15 % хотели бы уехать из России на постоянное место жительства, а каждый восьмой респондент затруднился с ответом на вопрос (рис. 3).
Большинство студентов (73 %) готово с оружием в руках защищать родину в случае необходимости, но 14% к подобным действиям не готовы. 13 % опрошенных воздержались дать конкретный ответ (рис. 4).
Патриотичные люди, как правило, желают работать в своей стране, приносить ей пользу и одновременно реализовывать свои потребности, жизненные планы, видят возможности для развития. 60% опрошенных студентов не сомневаются, что Россия создает такие условия, еще треть полагает, что условия скорее имеются. Но 3 % студентов не видят возможностей для молодежи в реализации их жизненных планов и способностей. Небольшая доля респондентов (3 %) не смогли оценить анализируемую ситуацию (рис. 5).
Как было сказано ранее, ответы респондентов на приведенные вопросы подверглись перекодированию и расчету средней оценки. Индикатор «гордость за принадлежность к гражданам России» набрал 4,47 балла; «желание уехать из страны» - 3,96; «готовность защищать страну с оружием в руках» - 3,94; «оценка возможностей для самореализации в России» -4,50. А итоговый показатель УП как среднее значение по 4 индикаторам составил 4,22 балла. Сравнительный анализ данных по социально-демографическим группам показал, что чуть более высокий уровень патриотизма продемонстрировали девушки; студенты, проживающие с родителями; более обеспеченные. Немного ниже показатель УП у старшекурсников, у студентов, имеющих собственное жилье или арендующих его. А самое заметное влияние на УП оказала успеваемость студентов: чем она выше, тем больше значение УП.
Сравнение показателей уровня патриотизма в зависимости от тех чувств, которые рождаются у студентов, когда они думают о России, дали интересный, но вполне ожидаемый результат: УП значительно выше у той молодежи, которая испытывает позитивные эмоции (рис. 6).
Патриотизм - понятие широкое и может характеризоваться разной масштабностью, то есть не только по отношению к стране в целом, но и по отношению к региону, городу или району (малой родине). В исследовании два вопроса были посвящены данной теме: «Как Вы считаете, в Кузбассе у молодых людей сейчас есть возможность реализовать себя, найти приме-
Скорее нет - 28
Скорее да - 9
Да - 6
Нет - 45
Не можете сказать
определенно - 12
Рис. 3. Ответы на вопрос «Хотели бы Вы уехать из России на постоянное место жительства, если бы была такая возможность?», % от числа опрошенных
Скорее да - 34
Точно да - 39
Скорее нет - 10
Точно нет - 4
Не можете сказать
определенно - 13
Рис. 4. Ответы на вопрос «Готовы ли Вы с оружием в руках защищать свою страну в случае опасности?», % от числа опрошенных
Скорее есть возможность - 34
Скорее нет возможности - 2
Точно нет возможности - 1
Затрудняетесь ответить - 3
Безусловно, есть возможность - 60
Рис. 5. Ответы на вопрос «Как Вы считаете, в целом в России у молодых людей сейчас есть возможность реализовать себя, найти применение своим способностям, добиться успеха в жизни или такой возможности нет?», % от числа опрошенных
Гордость за Россию 4,38
Тревога за Россию 4,04
Любовь к России Разочарование в России ^| 2,83 Вера в Россию Стыд за Россию Надежда по отношению к России Раздражение
0,0 0,5 1,0 1,5 2,0 2,5 3,0 3,5 4,0 4,5 5,0 Рис. 6. Уровень патриотизма в зависимости от чувств, вызываемых мыслями о России, баллы
Обязательно надо усилить внимание Скорее надо усилить внимание Не надо усиливать внимание, з/о
0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5
Рис. 7. Уровень патриотизма в зависимости от мнений о необходимости уделять больше внимания патриотическому воспитанию молодежи, баллы
нение своим способностям, добиться успеха в жизни или такой возможности нет?» и «А как Вы считаете, в Вашем городе/округе/районе у молодых людей сейчас есть возможность реализовать себя, найти применение своим способностям, добиться успеха в жизни или такой возможности нет?». Как показали ответы на них, большинство студентов ПОО признали, что Кемеровская область (87% от числа опрошенных) и малая родина (76%) вполне приемлемы для реализации способностей, жизненных амбиций и планов. Об отсутствии таких условий на уровне региона сказали 9 % молодежи, на уровне города/района - 19 %. Небольшая часть студентов затруднилась с ответами.
Одним из ярких проявлений патриотизма является отношение молодежи к службе в Вооруженных Силах (ВС). Индикатором соответствующего показателя стала оценка студентами доли юношей, которые не желают служить в армии. Как показал опрос, мнения респондентов по данному вопросу сильно отличаются. Их ответы варьировались в значениях от 0 % до 100 %; наиболее популярными были: 50% (13,6% от числа ответивших), 10 % (12,3 %), 0 % (11 %). А среднее значение составило 32 %. Сравнительный анализ данных выявил, что юноши называют более весомую долю нежелающих служить в ВС, чем девушки: 37% и 27% соответственно. Все прочие социально-демографические характеристики респондентов существенно не отразились на их ответах.
А основными причинами отказа служить в армии являются нежелание разлучаться с близкими людьми и угроза жизни. Данные аргументы приводили более половины опрошенных в каждом случае (54% и 53% соответственно). Весомыми факторами нежелания служить в ВС также оказались: неготовность к большим физическим нагрузкам (37%), боязнь унижений и издевательств (30 %), отсутствие патриотизма (28 %). Менее распространены такие ответы, как низкий престиж военной службы (18 %), религиозные убеждения (11 %) и бытовая неустроенность (10%). Часть респондентов не смогла дать конкретного ответа (9 %).
В целом студенты ПОО Кузбасса продемонстрировали позитивное отношение к родной стране, достаточно высокий уровень патриотизма, хотя истинными патриотами они считают в среднем лишь половину молодежи России. Данный факт свидетельствует о необходимости и целесообразности усиления патриотического воспитания среди юных россиян.
Подавляющее большинство обучающихся региональной системы СПО (86%) согласилось с мнением о необходимости уделять больше внимания вопросам патриотического воспитания молодежи. Им оппонировали лишь 9% студентов, 6% затруднились с ответом. Сравнительный анализ выявил заметную зависимость ответов на анализируемый вопрос от уровня патриотизма студентов (рис. 7). Так, у респондентов, кото-
рые считают обязательным усиление внимания к патриотическому воспитанию, УП составил 4,56 баллов, у респондентов, давших ответ «скорее да», - 4,06 баллов, а у выразивших отрицательное или неопределенное мнение - 3,52 балла.
Опрошенные студенты поделились предположениями, какие воспитательные пути и меры являются более действенными для формирования и закрепления у них чувства патриотизма (табл. 1).
Таблица 1
Какие направления патриотического воспитания оказывают, на Ваш взгляд, наибольшее влияние на формирование патриотических ценностей у обучающихся? (% от числа опрошенных)
Итак, самыми эффективными мероприятиями, по мнению студентов, являются встречи с ветеранами и участниками военных действий, патриотические фильмы и ролики. Данные направления патриотического воспитания поддержало большинство обучающихся. Далее следуют военно-спортивные игры, патриотическое воспитание в семье, деятельность патриотических клубов, музеев, волонтерских центров; литература патриотической направленности, СМИ, фестивали, конкурсы патриотической направленности; участие в благотворительных патриотических акциях (данные типы мероприятий набрали от 42 % до 29 % голосов). Менее популярными оказа-
лись такие меры, как систематическое поднятие флага и исполнение гимна России, выставки, стенды патриотической направленности, лектории, беседы (классные, кураторские часы) на патриотические темы (около 20 % в каждом случае).
Каждый двадцатый студент не смог дать конкретный ответ на рассматриваемый вопрос («Какие направления патриотического воспитания оказывают, на Ваш взгляд, наибольшее влияние на формирование патриотических ценностей у обучающихся?»), каждый сотый (1 %) уверяет, что никакие воздействия на обучающихся не смогут повысить уровень патриотизма. Интересно, что показатель уровня патриотизма (УП) у студентов, которые считают, что никакие мероприятия не смогут повлиять на формирование патриотических ценностей у молодежи, составляет всего 2,7 балла, тогда как в среднем по массиву опрошенных он равен4,22 балла.
В деле патриотического воспитания, выбора оптимальных форм и методов работы с молодежью важно понимать, на кого она равняется, кто для нее служит образцом патриотизма. Чаще всего (в 61 % случаев) они говорили о ком-то из своих родственников. Треть студентов в качестве примера патриотизма воспринимает кого-то из своих педагогов, наставников. Друзей, иных сверстников как образцов патриотизма назвала пятая часть студентов. Около 20% студентов дали более конкретные или даже персонифицированные ответы, указывая на героев художественных произведений (4 % опрошенных), известных людей (6 %), руководителей и политиков (6 %), а также иных личностей (3 %).
С помощью специального вопроса у студентов кузбасских ПОО выяснялись причины недостаточной сформированности патриотизма у юношей и девушек. При ответах на соответствующий вопрос респонденты в среднем давали по два ответа. Чаще всего упоминались четыре причины: зарубежная пропаганда, навязывание западных ценностей; сложная современная политическая ситуация; большой объем антипатриотичной информации в Интернете; недостаточное внимание к патриотическому воспитанию со стороны руководства страны. Еще две причины (слабая работа по патриотическому воспитанию в образовательных организациях и малое количество произведений культуры на патриотическую тему) звучали значительно реже.
Подчеркнем, что более патриотичные студенты (УП выше среднего значения) в качестве причин сдерживания формирования патриотизма у молодежи чаще называли зарубежную пропаганду и большой объем антипатриотичной информации в Интернете, а менее
Встречи с ветеранами и участниками военных действий 69
Патриотические фильмы, ролики 57
Военно-спортивные игры 42
Патриотическое воспитание в семье 40
Деятельность патриотических клубов, музеев, волонтерских центров 37
Литература патриотической направленности 33
Средства массовой информации 33
Фестивали, конкурсы патриотической направленности 31
Участие в благотворительных патриотических акциях 29
Систематическое поднятие флага и исполнение гимна России 22
Выставки, стенды патриотической направленности 20
Лектории, беседы (классные, кураторские часы) на патриотические темы 19
Другое 0,3
Никакие 1
Затрудняетесь ответить 5
патриотичные - сложную современную политическую ситуацию, малое количество произведений культуры на патриотическую тему, слабую работу по патриотическому воспитанию в образовательных организациях.
Поделились студенты и предложениями по поводу мероприятий в техникумах и колледжах, которые были бы целесообразны в рамках патриотического воспитания. На открытый вопрос «Проведение каких мероприятий, акций патриотического характера Вы бы предложили для своей образовательной организации?» ответили 42% всех участников исследования. Правда, немногим более 3% отпрошенных просто констатировали, что в их ПОО проводится много патриотических мероприятий, а около 2 % заявили, что никаких рекомендаций давать не будут. Активнее других различные предложения высказывали девушки, отличники, проживающие с родителями, менее обеспеченные, представители больших городов; реже - первокурсники и троечники.
Чаще всего студенты предлагали организовывать просмотр патриотических фильмов как художественных, так и документальных, в том числе коротких роликов (91 чел.; 7,9% от общего числа опрошенных). Некоторые обучающиеся считают, что такие просмотры следует проводить в стенах образовательных организаций. Немалая часть опрошенных (88 чел.; 7,7 %) рекомендует встречи со знаковыми людьми, в том числе с ветеранами (53 чел.), с военнослужащими, участниками СВО (33 чел.).
Около 6% респондентов (68 чел.) предложили участвовать в различных акциях и мероприятиях патриотического характера как массовых (Бессмертный полк, парад ко Дню Победы, Свеча памяти, День России, День Государственного флага Российской Федерации и т.п.), так и более узкого, организационного уровня (например, мероприятия про ВОВ, патриотов, культурно-просветительские, про блокаду Ленинграда, к 23 февраля, к 9 мая, флешмобы, смотр строя и песни). Ряд студентов предложил проведение патриотических акций без их конкретизации.
Некоторые студенты (67 чел.; 5,8 %) акцентировали внимание на активных формах патриотического воспитания - походах, военно-спортивных лагерях, туристических слетах, зарницах, спортивных соревнованиях, профильных сменах. Среди респондентов оказались и сторонники творческих, игровых, конкурсных мероприятий патриотической направленности (59 чел.; 5,1 %). Часть из них (35 чел.) предложили организовывать литературные встречи, фестивали, исторические реконструкции, рассказы про молодых героев ВОВ, подвигах россиян, концерты, спектакли и проч., часть (16 чел.) - конкурсы, викторины (плакатов, стен-
газет, театральные, чтецов), часть (8 чел.) - патриотические игры (в том числе компьютерные).
Примерно 5 % студентов (59 чел.) выразили мнение, что в ПОО следует чаще проводить классные часы, лекции, беседы (включая индивидуальные), другие образовательные мероприятия патриотической направленности, в том числе по изучению истории России и ВОВ (57 чел.; 5%). Еще 2 человека упомянули веби-нары и презентации. Некоторые воспитанники системы СПО (41 чел.; 3,6 %) рекомендуют активнее посещать музеи, библиотеки, выставки, экскурсии патриотического плана. Чуть более 3% студентов (36 чел.) предложили участвовать в благотворительных акциях, заниматься волонтерской деятельностью; 8 человек из них уточнили, что имеют в виду поддержку участников СВО и такие акции, как «Письмо солдату», пошив носилок и т.п.
Каждый сотый студент (1 %) предлагает вводить военную (в том числе разбор и сбор автомата), строевую, усиливать спортивную подготовку. Менее 1 % студентов назвали такие мероприятия, как поднятие флага и исполнение гимна (9 чел.), работа патриотических клубов, движений типа Юнармия (7 чел.), установление особых дат (день добра, день помощника ветеранам, день патриота, неделя памяти) (4 чел.), публикации в СМИ на патриотическую тему и оглашение новостей на переменах, линейках (4 чел.).
В целом следует подчеркнуть, что студенты высказали достаточно много разнообразных рекомендаций по совершенствованию видов и мер патриотического воспитания в образовательных организациях. Обращает на себя внимание их желание участвовать в акциях и мероприятиях преимущественно в активном формате.
Заключение
Проведенное исследование среди студентов системы среднего профессионального образования Кузбасса позволило выявить их отношение к патриотизму и патриотическому воспитанию. Так, думая о России, студенты испытывают чаще всего чувства гордости, любви к родине и веры в свою страну. Патриотизм в понимании обучающихся означает, прежде всего, бережное отношение к природе и ресурсам страны; любовь и уважение к родине; гордость за достижения в различных сферах деятельности; любовь к малой родине; законопослушание. Учащиеся техникумов и колледжей считают, что две трети россиян являются патриотами, но среди молодежи доля таких людей, по их представлениям, скромнее - лишь половина.
Уровень патриотизма студенческой молодежи, рассчитанный путем интегрирования ответов на четыре вопроса, составил 4,22 балла по пятибалльной шкале.
Большинство опрошенных студентов считает, что в настоящее время у молодых людей имеются возможности реализовать себя, найти применение своим способностям, добиться успеха в жизни в Кузбассе и в родном городе/районе/округе.
Студенты полагают, что примерно треть юношей не хочет служить в вооруженных силах страны, а основными причинами тому являются нежелание разлучаться с близкими людьми и угроза жизни (эти доводы привели более половины опрошенных).
По мнению большинства представителей техникумов и колледжей Кузбасса, в России следует уделять больше внимания патриотическому воспитанию молодежи. При этом в качестве более эффективных патриотических мероприятий они называют встречи с ветеранами и участниками военных действий; патриотические фильмы и ролики. Многие отметили и другие формы работы.
Около 60% студентов в качестве примера настоящего патриотизма называют кого-то из своих родственников, треть - своих педагогов, наставников; почти 30 % - знакомых, пятая часть - друзей, иных сверстников. Около 20 % студентов дали более конкретные/персонифицированные ответы.
Обучающиеся поделились мнениями о причинах, которые сдерживают развитие патриотизма у молодежи, и назвали в первую очередь зарубежную пропаганду, навязывание западных ценностей; сложную современную политическую ситуацию; большой объем антипатриотичной информации в Интернете; недостаточное внимание к патриотическому воспитанию со стороны руководства страны.
Более трети студентов дали разнообразные рекомендации своим ПОО по поводу целесообразных патриотических мероприятий. Чаще всего они предлагали проводить акции в активной форме (военно-спортивные, творческие, культурно-массовые и т.п.), а также организовывать просмотры фильмов и роликов соответствующей тематики; встречи с ветеранами войн, в том числе с участниками СВО.
Результаты исследования целесообразно использовать в образовательных организациях для корректировки и реализации программ воспитания, поиска более адекватных и интересных для молодежи мероприятий патриотической направленности, что будет способствовать росту результативности воспитательной деятельности.
Литература
1. Александрова С. М., Бугеро Н. В., Никольская Л. В., Понома-ренко И. Н., Кривуля И. В. Понятие и сущность гражданско-патриотического воспитания [Электронный ресурс] // Современное педагогическое образование. 2023. № 10. С. 229-232. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-grazhdansko-patrioticheskogo-vospitaniya/viewer (дата обращения: 26.02.2024).
2. Быстрова Н. В., Спиридонова Д. А., Чеснокова П. Н. Патриотическое воспитание в системе профессионального образования [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-3. URL: https:// cyberleninka. ru/art icle/n/teoreticheskiy-analiz-problemy-organizatsii-effektivnogo-vzaimodeystviya-shkolnikov-i-pedagogov- dopolnitelnogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 26.02.2024).
3. Иванова Д. В., Константинова В. В. Организационно-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания студентов вуза [Электронный ресурс] // Вестник Марийского государственного университета. 2019. № 3 (35). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno- pedagogicheskie-usloviya- grazhdansko-patrioticheskogo- vospitaniya-studentov-vuza (дата обращения: 26.02.2024).
4. Поломошнов А. Ф. Патриотическое воспитание в системе образования // Гуманитарный вестник Донского государственного аграрного университета. 2022. № 4. С. 178-188.
5. Щелина Т. Т. Сущностные характеристики гражданственности и патриотизма как ценностная основа в воспитании студентов // Человек. Наука. Социум. 2021. № 3 (7). С. 229-243.
6. Бухтояров Н. И., Шахова М. Н., Князева О. Н. Патриотическое воспитание в вузе как одно из приоритетных направлений формирования личности студента // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2020. № 2. С. 123-126.
7. Ермаков С. В. Социально-педагогические технологии в формировании патриотических ценностных ориентаций современной молодежи во внеучебное время в вузе // Проблемы высшего образования. 2019. № 1. С. 391-395.
8. Переверзева Ю. С., Филимонюк Л. А. Нравственно-воспитательный потенциал внеучебной деятельности в формировании профессиональных качеств у студентов колледжа [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. С. 204-210. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/nravstvenno- vospitatelnyy-potentsial- vneuchebnoy-deyatelnosti-v-formirovanii- professionalnyh-kachestv-u-studentov-kolledzha/viewer (дата обращения: 26.02.2024).
9. Фоминых С. В. К вопросу об организации деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию студентов [Электронный ресурс] // Образовательные ресурсы и технологии. 2022. № 2 (39). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/k-voprosu- organizatsii-deyatelnosti-po-grazhdansko-patrioticheskomu-vospitaniyu- studentov/viewer (дата обращения: 26.02.2024).
10. Баханова Е. В. Технологии контекстного обучения в воспитательном процессе при развитии социальной активности студентов среднего специального учебного заведения // Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 3 (32). С. 44-49.
11. Иванова Д. В. Гражданско-патриотическое воспитание студентов на современном этапе развития поликультурного общества: ресурсы и технологии [Электронный ресурс] // Ped. Rev. 2022. № 5 (45). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/grazhdansko- patrioticheskoe-vospitanie- studentov-na-sovremennom- etape-razvitiya- polikulturnogo-obschestva-resursy-i-tehnologii/viewer (дата обращения: 26.02.2024).
12. Ивченков С. Г., Сайганова Е. В. Ценностные ориентиры и их влияние на восприятие патриотизма у молодежи [Элек-
тронный ресурс] // Вестник Института социологии. 2020. Т. 11. № 2. C. 106-125. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ tsennostnye-orientiry-i-ih-vliyanie-na-vospriyatie-patriotizma-u-molodyozhi/viewer (дата обращения: 26.02.2024).
13. Кондратьев С. В., Ткаченко А. В., Волосков И. В., Суковатый В. Г. Инновационные социально-педагогические технологии организации работы с молодежью // The Unity of Science. 2019. № 1. С. 21-23.
14. Марков К. В., Шевченко Е. В., Левищев В. А. Проблемы патриотического воспитания студентов в гражданском вузе // E-Scio. 2022. № 9 (72). С. 118-124.
15. Сучкова О. А. Информационно-коммуникационные технологии в системе педагогического сопровождения личностного саморазвития обучающихся в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2022. № 6. С. 190-201. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ inform atsionno-kommunikatsionnye-tehnologii-v-sisteme-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-lichnostnogo-samorazvitiya-obuchayuschihsya/viewer (дата обращения: 26.02.2024).
16. Барышникова Е. В. Проектные технологии в профессиональной деятельности социально-педагогического направления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 27-30.
17. Мирошниченко И. В., Шпиро Л. А., Федоренко К. А. Проектный подход в государственной молодежной политике РФ: институциональные практики и потенциал развития [Электронный ресурс] // Южно-российский журнал социальных наук. 2022. Т. 23. № 1. С. 26-47. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/proektnyy- podhod-v-gosudarstvennoy- molodezhnoy-politike-rf-institutsionalnye- praktiki-i-potentsial- razvitiya/viewer (дата обращения: 26.02.2024).
18. Ваганова О. И., Гладкова М. Н., Кутепов М. М. Гуманистические технологии в высшем образовании [Электронный ресурс] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 2 (35). С. 193-196. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/gumanisticheskie-tehnologii-v-vysshem-obrazovanii/viewer (дата обращения: 26.02.2024).
19. Боровцов В. А. Воспитательная работа вуза по формированию гражданско-патриотических ценностей обучающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2024. № 1 (53). С. 62-67. DOI 10.54509/22203036_2024_1_62. EDN FIJCFB.
20. Зникина Л. С., Боровцов В. А. Методологические подходы к формированию гражданско-патриотической позиции будущих выпускников вуза // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 1 (104). С. 53-56. DOI 10.24412/1991-5497-2024-1104-53-56. EDN BGFFHT.
21. Зникина Л. С. Формирование гражданско-патриотической позиции обучающихся как направление профессионального воспитания в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 82-1. С. 170-172. EDN YVHINI.
22. Большая российская энциклопедия 2004-2017 [Электронный ресурс]. URL: https://old.bigenc.ru/search?q=патриотизм. (дата обращения: 26.02.2024).
References
1. Aleksandrova S. M., Bugero N. V., Nikol'skaja L. V., Pono-marenko I. N., Krivulja I. V. Ponjatie i sushhnost' grazhdansko-patrioticheskogo vospitanija [The concept and essence of civil- patriotic education]. Современное педагогическое образование, 2023, no. 10, pp. 229-232. (In Russian).
2. Bystrova N. V., Spiridonova D. A., Chesnokova P. N. Patrioti-cheskoe vospitanie v sisteme professional'nogo obrazovanija [Patriotic education in the system of professional education]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija, 2023, no. 79-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-
analiz-problemy-organizatsii-effektivnogo-vzaimodeystviya-shkolnikov-i-pedagogov-dopolnitelnogo-obrazovaniya/viewer (accessed 26.02.2024). (In Russian).
3. Ivanova D. V., Konstantinova V. V. Organizacionno-pedagogiches-kie uslovija grazhdansko-patrioticheskogo vospitanija studentov vuza [Organizational and pedagogical conditions of civil-patriotic education of university students]. Vestnik Marijskogo gosu-darstvennogo universiteta, 2019, no. 3 (35). URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/organizatsionno- pedagogicheskie-usloviya-grazhdansko-patrioticheskogo- vospitaniya-studentov-vuza (accessed 26.02.2024). (In Russian).
4. Polomoshnov A. F. Patrioticheskoe vospitanie v sisteme obra-zovanija [Patriotic education in the education system]. Gumani-tarnyj vestnik Donskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2022, no. 4, pp. 178-188. (In Russian).
5. Shhelina T. T. Sushhnostnye harakteristiki grazhdanstvennosti i patriotizma kak cennostnaja osnova v vospitanii studentov [Essential characteristics of citizenship and patriotism as a value basis in the education of students]. Chelovek. Nauka. Socium, 2021, no. 3 (7), pp. 229-243. (In Russian).
6. Buhtojarov N. I., Shahova M. N., Knjazeva O. N. Patrioticheskoe vospitanie v vuze kak odno iz prioritetnyh napravlenij formi-rovanija lichnosti studenta [Patriotic education at a university as one of the priority directions in the formation of a student's personality]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Serija: Problemy vysshego obrazovanija, 2020, no. 2, pp. 123-126. (In Russian).
7. Ermakov S. V. Social'no-pedagogicheskie tehnologii v formiro-vanii patrioticheskih cennostnyh orientacij sovremennoj molo-dezhi vo vneuchebnoe vremja v vuze [Social and pedagogical technologies in the formation of patriotic value orientations of modern youth during extracurricular time at university]. Problemy vysshego obrazovanija, 2019, no. 1, pp. 391-395. (In Russian).
8. Pereverzeva Ju. S., Filimonjuk L. A. Nravstvenno-vospitatel'nyj potencial vneuchebnoj dejatel'nosti v formirovanii profes-sional'nyh kachestv u studentov kolledzha [Moral and educational potential of extracurricular activities in the formation of professional qualities among college students]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija, 2018, no. 58-4, pp. 204-210. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ nravstvenno- vospitatelnyy-potentsial- vneuchebnoy-deyatelnosti-v-formirovanii- professionalnyh-kachestv-u-studentov- kolledzha/ viewer (accessed 26.02.2024). (In Russian).
9. Fominyh S. V. K voprosu ob organizacii dejatel'nosti po grazhdansko-patrioticheskomu vospitaniju studentov [On the issue of organizing activities for civil-patriotic education of students]. Obrazovatel'nye resursy i tehnologii, 2022, no. 2 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-organizatsii-deyatelnosti-po-grazhdansko- patrioticheskomu-vospitaniyu-studentov/viewer (accessed 26.02.2024). (In Russian).
10. Bahanova E. V. Tehnologii kontekstnogo obuchenija v vospit a-tel'nom processe pri razvitii social'noj aktivnosti studentov sred-nego special'nogo uchebnogo zavedenija [Technologies of contextual learning in the educational process in the development of social activity of students of a secondary special educational institution]. Obrazovatel'nye resursy i tehnologii, 2020, no. 3 (32), pp. 44-49. (In Russian).
11. Ivanova D. V. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie studentov na sovremennom jetape razvitija polikul'turnogo obshhestva: resursy i tehnologii [Civil-patriotic education of students at the current stage of development of a multicultural society: resources and technologies]. Ped.Rev, 2022, no. 5 (45). URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/grazhdansko- patrioticheskoe-vospitanie-studentov-na-sovremennom- etape-razvitiya- polikulturnogo-obschestva-resursy-i-tehnologii/viewer (accessed 26.02.2024). (In Russian).
12. Ivchenkov S. G., Sajganova E. V. Cennostnye orientiry i ih vlija-nie na vosprijatie patriotizma u molodjozhi [Value guidelines and their influence on the perception of patriotism among young people]. Vestnik Instituta sociologii, 2020, vol. 11, no. 2, pp. 106-125. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7tsennostnye-orientiry-i-ih-vliyanie-na-vospriyatie-patriotizma-u-molodyozhi/viewer (accessed 26.02.2024).(In Russian).
13. Kondrat'ev S. V., Tkachenko A. V., Voloskov I. V., Suko-vatyj V. G. Innovacionnye social'no-pedagogicheskie tehnologii organizacii raboty s molodezh'ju [Innovative social and pedagogical technologies for organizing work with youth]. The Unity of Science, 2019, no. 1, pp. 21-23. (In Russian).
14. Markov K. V., Shevchenko E. V., Levishhev V. A. Problemy patrio-ticheskogo vospitanija studentov v grazhdanskom vuze [Problems of patriotic education of students in a civil university]. E-Scio, 2022, no. 9 (72), pp. 118-124. (In Russian).
15. Suchkova O. A. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v sisteme pedagogicheskogo soprovozhdenija lichnostnogo samo-razvitija obuchajushhihsja v obrazovatel'nom processe vuza [Information and communication technologies in the system of pedagogical support for personal self-development of students in the educational process of a university]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2022, no. 6, pp. 190-201. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/informatsionno- kommunikatsionnye-tehnologii-v-sisteme-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya- lichnostnogo-samorazvitiya-obuchayuschihsya/viewer (accessed 26.02.2024). (In Russian).
16. Baryshnikova E. V. Proektnye tehnologii v professional'noj dejatel'nosti social'no-pedagogicheskogo napravlenija [Design technologies in the professional activities of social and pedagogical directions]. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologija, 2020, vol. 9, no. 4 (33), pp. 27-30. (In Russian).
17. Miroshnichenko I. V., Shpiro L. A., Fedorenko K. A. Proektnyj pod-hod v gosudarstvennoj molodezhnoj politike RF: institucional'nye
praktiki i potencial razvitija [Project approach in the state youth policy of the Russian Federation: institutional practices and development potential]. Juzhno-rossijskij zhurnal social'nyh nauk, 2022, vol. 23, no. 1, pp. 26-47. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/proektnyy-podhod-v-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politike-rf-institutsionalnye-praktiki-i-potentsial-razvitiya/viewer (accessed 26.02.2024). (In Russian).
18. Vaganova O. I., Gladkova M. N., Kutepov M. M. Gumanisticheskie tehnologii v vysshem obrazovanii [Humanistic technologies in higher education]. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologija, 2021, vol. 10, no. 2 (35), pp. 193-196. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/gumanisticheskie-tehnologii-v-vysshem-obrazovanii/viewer (accessed 26.02.2024). (In Russian).
19. Borovcov V. A. Vospitatel'naja rabota vuza po formirovaniju grazhdansko-patrioticheskih cennostej obuchajushhihsja [Educational work of the university on the formation of civil and patriotic values of students]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2024, no. 1 (53), pp. 62-67. (In Russian).
20. Znikina L. S., Borovcov V. A. Metodologicheskie podhody k formirovaniju grazhdansko-patrioticheskoj pozicii budushhih vypusknikov vuza [Methodological approaches to the formation of the civil-patriotic position of future university graduates]. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija, 2024, no. 1 (104), pp. 53-56. DOI 10.24412/1991-5497-2024-1104-53-56. (In Russian).
21. Znikina L. S. Formirovanie grazhdansko-patrioticheskoj pozicii obuchajushhihsja kak napravlenie professional'nogo vospi-tanija v vuze [Formation of students civil-patriotic position as a direction of professional education at a university]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija, 2024, no. 82-1, pp. 170-172. (In Russian).
22. Bol'shaja rossijskaja jenciklopedija 2004-2017 [The Great Russian Encyclopedia 2004-2017]. URL: https://old.bigenc.ru/ search?q=naTpMOTM3M. (accessed 26.02.2024). (In Russian).
УДК /UDC 373.2
DOI 10.54509/22203036_2024_2_112 EDN CHORWI
Рязанова Людмила Григорьевна
учитель-логопед, МКДОУ «Центр развития ребенка -детский сад № 202», г. Киров
Ryazanova Lyudmila G.
Speech Therapist Teacher, Child Development Center -Kindergarten No. 202, Kirov
НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
MENTORING IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF SPEECH THERAPY TEACHERS IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Аннотация. Одним из актуальных направлений в педагогике выступает логопедическая деятельность, то есть деятельность, направленная на коррекцию речевых нарушений, ориентированная на создание условий для полноценного обучения и воспитания детей с теми или иными речевыми отклонениями.
Логопед должен иметь знания и опыт в таких областях, как обучение, воспитание, развитие учащихся, организация взаимодействия с субъектами образования, формирования образовательной среды, инновационной деятельности и др. Очевидным является то, что многие начинающие учителя-логопеды испытывают компе-