Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание в детско-молодежном экскурсионно-туристическом клубе «Одиссей»'

Патриотическое воспитание в детско-молодежном экскурсионно-туристическом клубе «Одиссей» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание в детско-молодежном экскурсионно-туристическом клубе «Одиссей»»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Е.Б. Антонов

Патриотическое воспитание в детско-молодежном экскурсионно-туристическом клубе «Одиссей»

Кто прошел в годы отрочества и ранней юности сотни километров по родной земле, тому доступно большое чувство - чувство красоты Родины, чувство привязанности к ней.

В. А. Сухомлинский

Патриотическое воспитание - неотъемлемая составная часть воспитательной системы детско-молодежного экскурсионно-туристического клуба «Одиссей».

Он возник в 1974 г. в средней школе № 43 г. Ярославля, которая и все последующие годы остается базовой для клуба.

Основные формы деятельности клуба - организация и проведение туристических походов и экскурсий.

За 30 лет его существования было проведено только категорийных (спортивных) походов 121, среди которых были пешие, горные, конные, лыжные, велосипедные и водные путешествия. География походов обширна: Камчатка, Алтай, оз. Байкал, Саяны, Кавказ, Крым, Украина, Прибалтика, Карелия, Кольский полуостров, Урал. За все эти годы в них участвовали около 1400 человек, в основном школьников. Число пройденных километров составило более 20 тысяч.

Экскурсионные поездки проводились по историческим, литературным, мемориальным и культурным центрам как в нашей стране, так и за рубежом.

Строя работу клуба, мы исходим из того понятия патриотизма, которое включает в себя любовь к родине, чувство привязанности к языку, истории, культуре и традициям Отчизны.

Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к клубу. Оно осуще-

ствляется благодаря музею клуба «Одиссей», где представлены туристические реликвии прежних поколений участников походов. Здесь находятся флаги «Одиссея» с его эмблемой, под которыми члены клуба совершали путешествия. Кубки, почетные грамоты и вымпелы, завоеванные на соревнованиях по детскому туризму, рассказывают о победах старших товарищей. Лыжи, принадлежавшие первому почетному члену клуба, руководителю походов на Полярный Урал Ю.К. Докторову, вызывают много вопросов у современных ребят. Необычная реликвия - рюкзак, с которым ходили в поход на Камчатку. Самодельный парус с гербом города Ярославля напоминает о давнем походе по Байкалу. Здесь проводятся встречи и беседы со старшими членами клуба, занятия на темы по истории туризма. Но именно своя история клуба и примеры прошедших походов дают наиболее ощутимый результат в воспитании современных членов клуба. Все это создает чувство единства, приобщения к традициям клуба, гордость за успехи «Одиссея».

Особенность клуба - участие в походах родителей со своими детьми. Так, например, семья учительницы русского языка и литературы школы № 43 Н.А. Писаревой вот уже два десятка лет входит в коллектив школьных тургрупп. Подготовка к походу, совместное прохождение маршрута раскрывают новые качества как родителей, так и детей. Общность интересов к путешествиям, единство духовных ценностей формируют привязанность к семье и дому.

Е.Б. Антонов

Чувство любви к Родине воспитывалось и по-прежнему воспитывается как в военно-патриотическом, так и в культурно-историческом, природно-экологическом аспектах.

Походы военно-патриотического содержания надолго остаются в памяти школьников. Ярославский край позволяет обратиться к разным эпохам российской боевой славы. Одиссеевцы не раз совершали путешествия на родину Александра Невского в г. Переславль-Залесский. Здесь же в конце ХУП в. Петром 1 создавался военно-морской флот России. Были проложены маршруты на родину военачальников: флотоводца Ф.Ф. Ушакова, адмирала И.А. Колышкина, маршалов В.К. Блюхера и Ф.И. Толбухина, генерала армии П.И. Батова.

Ярким, запоминающимся был лыжный поход в зимние каникулы 1982 г. на родину конструктора танка Т-34, нашего земляка М.И. Кошкина в деревню Брынча-ги Переславского района. Школьники 1516 лет преодолели более 100 км при 30градусном морозе и сильном ветре. В этом году, в год 60-летия победы в Великой Отечественной войне, мы участвовали в марш-броске на родину М.И. Кошкина. Он был организован в конце февраля Областным обществом ветеранов вооруженных сил совместно с МЧС. Марш-бросок для 7 членов клуба носит символический характер. В нем участвуют те, кто ходил в поход 1982 г., на Полярный Урал, в Хибины, а также начинающие туристы-школьники.

В разные годы члены клуба совершали дальние путешествия по местам славы русского оружия: в Брестскую крепость, Севастополь, Ленинград, Смоленск.

В 2002 г. - в год 190-летия Бородинского сражения - школьники побывали на Бородинском поле. Там они стали свидетелями чествования памяти героев войны 1812 г.

Культурно-исторический аспект воспитания патриотизма в деятельности ДМЭТ клуба «Одиссей» проявляется в

комплексных походах, экскурсионных поездках, а также организации туристического лагеря.

Комплексные путешествия включают в себя знакомство с историко-культурными объектами и затем прохождение определенного маршрута. Такие путешествия проходят каждый год вот уже на протяжении 30 лет.

Одним из наиболее ярких путешествий был поход летом 1989 г. по достопримечательностям Архангельской области. 21 член клуба посетил Соловецкий архипелаг, село Холмогоры (родину великого русского ученого М.В. Ломоносова), музей деревянного зодчества Малые Корелы, а затем совершил поход по берегам Северной Двины. Своеобразием воспитательного эффекта подобных путешествий является троекратное обращение к теме похода. Сначала, во время подготовки, идет знакомство с маршрутом и культурно-историческими достопримечательно-

стями. Затем, в процессе путешествия, происходит непосредственное постижение особенностей данного объекта. И, наконец, после похода в клубе происходит обсуждение увиденного и подведение итогов за «круглым столом». Приобретенные знания используются школьниками в сочинениях по литературе, в сообщениях на уроках истории и физических семинарах, в ответах на уроках географии.

Особое место в тематике исторических экскурсий занимают в работе клуба памятные места Ярославского края. Родина преподобного Сергия Радонежского -село Варницы Ростовского района, места, связанные с именем Н.А. Некрасова и А.М. Опекушина, родина В.В. Терешковой в селе Никульском хорошо знакомы нескольким поколениям одиссеевцев. Исторические и архитектурные памятники Ростова, Углича, Рыбинска, Тутаева и, конечно, Ярославля воспитывают привязанность к родному краю.

Для учащихся школы им. А.С. Пушкина особым содержанием наполняются поездки в Михайловское, Болдино, Цар-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

ское Село. Когда школьники приехали на Черную речку - место дуэли А. С. Пушкина - они еще раз пережили трагедию этого события.

Члены клуба познакомились со знаменитыми историко-культурными центрами России. Кижи, Соловки, Великий Новгород, Санкт-Петербург - вот неполный перечень мест, посещенных школьниками за эти годы.

В 1990-е гг. возникла новая форма воспитательной работы в клубе: стали проводиться летние туристические лагеря, основной целью которых было углубленное знакомство с историей и культурой тех мест, где они были созданы. Большой популярностью вот уже много лет пользуется туристический лагерь в пригороде Санкт-Петербурга. В ходе его работы учащиеся посещают музеи северной столицы, дворцы и парки пригородов, а также наиболее значимые достопримечательности Ленинградской области. Наибольшая ценность такой формы работы заключается в том, что школьники погружаются в культурно-историческую среду данного региона, что, в конечном итоге, рождает понимание единства Российского государства.

Отдельное направление работы клуба «Одиссей» - экскурсионные поездки за рубеж и совместные путешествия с иностранцами. Именно в них формируется чувство причастности к русской национальной традиции и культуре. Первое знакомство с Европой произошло в 1988 г., когда группа туристов «Одиссея» впервые совершила поход по Польской земле с посещением Варшавы. В 1990-е гг. состоялись экскурсионные поездки в Германию, Францию, Венгрию, Чехию. Знакомясь с памятниками и музеями Праги, Парижа, Берлина, школьники воочию убеждаются в значимости российского культурного наследия.

В 1997 г. 17 одиссевцев и 13 членов английского молодежного туристического клуба во главе со старшим инструктором Джорджем Клейтоном совершили водный поход по карельской реке Охта. На катамаранах развевались флаги России, Великобритании и клуба «Одиссей». В каждом экипаже были как русские школьники, так и англичане. Ярославцы, как хозяева и более опытные туристы, помогали англичанам осваивать преодоление порогов, организовывать туристский быт. Для англичан многое было в диковинку, и одиссевцы передавали им традиции русской туристской культуры.

В каждом спортивном походе реализуется и природно-экологический аспект патриотического воспитания. Детьми непосредственно осознается и уникальность озера Байкал, и хрупкость природы Полярного Урала, и чистота карельских рек и озер. Безусловным правилом для членов клуба является забота о чистоте места стоянки. В путешествиях воспитывается бережное отношение к лесу - национальному богатству нашей страны.

В походах формируется умение общаться друг с другом, участвовать в коллективных делах, помогать друг другу. Таким образом шлифуется личность человека как существа общественного. Члены клуба убеждены, что истинный патриот сочетает в себе хорошую физическую форму и духовную силу, а также умение действовать в экстремальных ситуациях.

Таким образом, патриотизм формируется всеми аспектами деятельности клуба «Одиссей». Преимущество патриотического воспитания в туристическом клубе состоят в том, что это, во-первых, активный вид приобщения к истории и культуре своей страны; во-вторых, это непосредственно-чувственный, контактный способ знакомства со своей Родиной и, наконец, это многоаспектный вид патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.