Научная статья на тему 'Чувство родины'

Чувство родины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чувство родины»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

111

Е.Б. Антонов

Чувство Родины

2005 год был отмечен значительным юбилеем - 60-летием победы в Великой Отечественной войне. Именно поэтому педагоги и воспитатели ярославского Детско-молодежного экскурсионно-туристического клуба «Одиссей» главной воспитательной задачей этого года поставили донести до современных школьников величие этой Победы. Необходимо было найти такие формы воспитательной работы, которые бы сделали близкими и понятными нашим детям как неимоверные тяготы, лишения и потери военного времени, так и героизм, самопожертвование и патриотизм нашего народа. Планируя работу на год, совет турклуба «Одиссей» наметил такие туристические дела, которые носят историко-краеведческий характер. Для нас принципиально важно было выделить события и героев Великой Отечественной войны, которые связаны с Ярославским краем.

Главные туристические дела года были приурочены к праздникам военной славы России. Из зимних маршрутов выбрали малый лыжный поход на родину маршала Ф.И. Толбухина и марш-бросок на родину конструктора танка Т-34 М.И. Кошкина. К 23 февраля в клубе была организована встреча с ветераном Великой Отечественной войны Л.Н. Долинкиным.

Педагогические задачи решались разные. На встрече с участником обороны Ленинграда, человеком, который прошел пешком по Дороге жизни через Ладожское озеро, присутствовали участники клуба разных возрастов. Леонид Николаевич рассказал, что испытывал воин, шедший в неизвестность, в самое

«... самое яркое и сильное, что на всю жизнь запечатлевается в сердце патриота и что воплощает в себе Родину, - это люди».

В. А. Сухомлинский

пекло войны. Дети почувствовали в рассказе ветерана глубокую веру в победу, стойкость и мужество солдат Великой Отечественной.

В малом лыжном походе в с. Тол-бухино Ярославского района участвовали как одиннадцатиклассники - опытные туристы, имеющие на своем счету не один большой категорийный поход, так и начинающие, пятиклассники, которые еще и значка «Юный турист» не имели. Цель комбинированного путешествия - познакомиться с музеем маршала-ярославца Ф. И. Толбухина, а также проложить свою лыжню на родине одного из военачальников Красной Армии. Важно, что старшие - сильные -тропили в глубоком снегу лыжню, а младшие - начинающие - шли пока по готовому, накатанному следу. После похода один из его участников, одиннадцатиклассник Сергей Ласкин, начал составлять альбом туристических маршрутов по местам, связанным с известными полководцами Ярославского края.

В марш-броске на родину М. И. Кошкина в деревню Брынчаги Пере-славского района приняли участие немногие члены клуба. Сложность маршрута заставила сделать выбор в пользу опытных старшеклассников, к которым присоединились молодые люди - «ветераны» клуба Максим Корж и Сергей Никитин. Еще в свои школьные и студенческие годы они совершили многочисленные спортивные походы и теперь передают традиции клуба. Совместная деятельность в мужском коллективе восполняет недостаток современной школы в мужском воспитании. Действительно, сейчас в школе мало учителей

- мужчин, особенно молодых и инициативных. А если еще в семье парнишка растет без отца, где ему увидеть проявление настоящих мужских качеств? Растить личность в трудном деле землепроходца - одна из главных задач клуба. Преодоление верст по заснеженным перелескам, подъем на Тархов холм, посещение родины М.И. Кошкина - достойное испытание юношества. Именно здесь, на лыжне, в мороз и под рюкзаком можно многое понять о себе, приблизиться к осознанию того, что испытывали солдаты в годы войны.

На весну и лето были намечены главные путешествия года: в июне -водный, на озеро Селигер, а в августе -пешеводный на Соловецкий архипелаг. Маршрут на озеро Селигер начался в памятные дни начала Великой Отечественной войны. Группа школьников из 13 человек - разновозрастная. Это тот случай, когда в категорийный поход можно взять и «обкатать» на доступном маршруте начинающих туристов.

Именно в таком не очень напряженном путешествии лучше всего работать с юными, передавая им опыт и традиции клуба. А передавать есть кому. В группе

- и участник похода на Камчатку 1981 года, а ныне профессор медицинской академии В. И. Филимонов, и участник лыжного похода на Полярный Урал 1990 г., а ныне кандидат технических наук Леонид Матросов. Здесь в одной байдарке - разрядник по туризму одиннадцатиклассник Илья Кравченко и 6-классник Антон Индрупский; опытный турист - студент питерского физтеха Павел Алексеев и семиклассник Павел Зеленцов. Преодолевая грозу, ветер и волны, в совместной деятельности со старшими школьники формировали свои нравственные и физические качества. Маршрут проходил по местам линии обороны нашей армии во время Великой Отечественной войны. Особое чувство вызывали встреченные в пути памятники войны - остатки окопов, землянок, блиндажей, братская могила в лесу.

Маршрут на Соловецкие острова был выбран из-за редкой возможности посетить места, где проходило взросление ярославских мальчишек в школе юнг в суровые годы войны. Этому путешествию предшествовала разнообразная подготовка. Будущие участники похода посетили флотилию юных моряков им. Ф. Ф. Ушакова, прочитали и обсудили книгу В. Пикуля «Мальчики с бантиками» и сборник воспоминаний ярославских юнг «Море зовет смелых».

Нам посчастливилось в майские праздники встретиться с бывшим юнгой первого набора В. И. Кирилловым. Он рассказал о строительстве школы юнг руками мальчишек-подростков в 1942 г., а также о своей учебе и дальнейшей службе на Северном флоте. На вопрос ребят о наградах ветеран ответил: «Самая большая награда для меня -жизнь. Мне посчастливилось остаться в живых при том, что каждый четвертый юнга погиб в годы войны».

В июле, перед началом похода, мы провели еще одну встречу с ветераном школы юнг - В. А. Буфетовым. Его рассказ передал атмосферу школы и показал, какие трудности были по плечу ровесникам современных мальчишек. Закалку, полученную в школе юнг, Василий Александрович пронес через всю жизнь.

Маршрут на Соловецкие острова -долгий и разнообразный. Лучшие экскурсоводы знакомили детей с драматичной историей Соловков. В местечке Савватий мы увидели, где располагался учебный центр школы юнг. Прямо в лесу руками 14-16-летних мальчишек были построены землянки, остатки которых сохранились до нашего времени.

Сильные переживания вызвало участие в праздновании дня Военноморского флота, который на островах отмечается по-особому. Наше участие в празднике началось с возложения букетов цветов к памятнику погибшим соловецким юнгам, а продолжилось на борту одного из катеров. Во главе с пограничным катером мы движемся по Белому

морю к Большому Заяцкому острову. Здесь, у деревянной церкви Андрея Первозванного, поставленной Петром Великим, служится панихида по всем погибшим в морях. Затем катера вновь выходят в море, где под звуки сирены на воду опускаются венки. Среди цветов, покачивающихся на морских волнах, - и наш букет.

Самым ценным в делах прошедшего года было то, что дети лично, непосредственно прикоснулись к тем местам, где проходили военные события. Установилась связь между поколения-

ми, пришло осознание будней войны и цены победы.

Таким образом, воспитательная система турклуба «Одиссей» позволяет одновременно решать комплекс воспитательных задач нравственного, физического и гражданственного становления личности. Она дает редкую возможность в конкретной практической деятельности формировать бережное отношение к культурному наследию Отечества, сохранять историческую память и тем самым воспитывать патриота России.

Е.М. Савина

Познавательный центр как фактор развития воспитательной системы школы

Школа № 11 г. Кирово-Чепецка Кировской области, изначально создаваемая на новом месте командой педа-гогов-единомышленников как школа по интересам, начиная со второго года жизни уже имела разветвленную сеть разнообразных по содержанию клубных объединений и кружков.

Несмотря на то, что в разработанной учеными ЯГПИ им. К.Д. Ушинского при участии педагогического коллектива концепции школы приоритетными видами деятельности были определены клубная и познавательная, взаимодействие которых обеспечивает единство «школы-академии» и «школы-клуба», позже других был создан познавательный центр. Это объясняется тем, что, во-первых, системообразующей сначала стала клубная деятельность, а, во-вторых, познавательная деятельность, оставаясь приоритетной, была в первые годы достаточно автономной в педагогическом процессе, большую ее часть составляла урочная деятельность, внеурочная же познавательная деятельность долгое время оставалась бессистемной. Кроме того, решая задачу по созданию в новой школе основ воспитательной системы, создавая условия для самовыражения, самоутверждения, са-

мовоспитания личности, педагогический коллектив стремился охватить как можно больше детей и взрослых разнообразными видами внеурочной деятельности. Клубная работа способствовала этому более всего: в процессе занятий по интересам ребенку легко самореализоваться, найти свое место во вновь сформированных коллективах, а таковыми в первый год были все классы. Начальный этап развития клубов и кружков по интересам стал этапом поиска различных путей их включения в систему воспитательной работы школы. В основном это были кружки и объединения эстетической направленности и разнообразные спортивные секции. Познавательная деятельность носила эпизодический характер, при этом создавались временные коллективы, как правило, объединяющие детей разного возраста, педагогов и родителей. Эта положительная тенденция создания разновозрастных групп, сохранившаяся и в настоящее время, позволяет достичь многим школьникам больших успехов в познавательных конкурсах, турнирах, соревнованиях и олимпиадах разного уровня, способствует развитию интеллектуальных возможностей и коммуникабельности всех членов этих объеди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.