Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПАТРИОТИЗМ / ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родин Алексей Борисович, Рашитова Луиза Камилевна, Курилов Сергей Николаевич

Статья посвящена вопросам патриотического воспитания студенческой молодежи в России. Выявлена роль высших учебных заведений в патриотическом воспитании молодежи. В качестве основополагающего инструмента формирования патриотических и гражданских качеств у студенческой молодежи определена практическая программа, разработаны ключевые направления ее реализации. При формировании программы по патриотическому воспитанию студенческой молодежи авторы ориентировались на реальные мировоззренческие парадигмы современной молодежи. Отдельное внимание акцентируется на механизме реализации практической программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родин Алексей Борисович, Рашитова Луиза Камилевна, Курилов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS: PRACTICAL ASPECT

The article is devoted to the issues of patriotic education of student youth in Russia. The role of higher educational institutions in the patriotic education of youth is revealed. A practical program has been defined as a fundamental tool for the formation of patriotic and civic qualities among students, and key directions for its implementation have been developed. When forming a program for the patriotic education of student youth, the authors focused on the real worldview paradigms of modern youth. Special attention is focused on the mechanism for implementing the practical program.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 37.01

DOI 10.23672/a9721-1762-3010-f

Родин Алексей Борисович

доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и лингвистики, Национальный исследовательский университет «МЭИ» [email protected]

Рашитова Луиза Камилевна

кандидат социологических наук, доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и лингвистики, Национальный исследовательский университет «МЭИ» [email protected]

Курилов Сергей Николаевич

кандидат философских наук, доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и лингвистики, Национальный исследовательский университет «МЭИ» [email protected]

Alexey B. Rodin

Associate Professor of the Department of Advertising, Public Relations and Linguistics, National Research University «MEI» [email protected]

Louise K. Rashitova

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Advertising, Public Relations and Linguistics, National Research University «MEI» [email protected]

Sergey N. Kurilov

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Advertising, Public Relations and Linguistics, National Research University «MEI» [email protected]

Патриотическое воспитание

студенческой молодежи: практический аспект

Patriotic education

of students: practical aspect

Аннотация. Статья посвящена вопросам патриотического воспитания студенческой молодежи в России. Выявлена роль высших учебных заведений в патриотическом воспитании молодежи. В качестве основополагающего инструмента формирования патриотических и гражданских качеств у студенческой молодежи определена практическая программа, разработаны ключевые направления ее реализации. При формировании программы по патриотическому воспитанию студенческой молодежи авторы ориентировались на реальные мировоззренческие парадигмы современной молодежи. Отдельное внимание акцентируется на механизме реализации практической программы.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, студенческая молодежь, патриотизм, формирование патриотических качеств, высшее учебное заведение, практическая программа.

Annotation. The article is devoted to the issues of patriotic education of student youth in Russia. The role of higher educational institutions in the patriotic education of youth is revealed. A practical program has been defined as a fundamental tool for the formation of patriotic and civic qualities among students, and key directions for its implementation have been developed. When forming a program for the patriotic education of student youth, the authors focused on the real worldview paradigms of modern youth. Special attention is focused on the mechanism for implementing the practical program.

Keywords: patriotic education, student youth, patriotism, formation of patriotic qualities, higher educational institution, practical program.

В условиях систематической интенсификации глобализационных процессов, дестабилизации внешнеполитической среды и тотальной ве-стернизации российского общества, проблемы патриотического воспитания молодежи существенно актуализируются. Вопросам патриотического сознания молодежи в публичном и научном дискурсах принадлежит одна из доминирующих ролей, а формирование патриотических ценностей в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской

Федерации» провозглашается приоритетным направлением государственной социальной политики.

Необходимо четко осознавать, что патриотическое воспитание в современной России с достаточно прогрессивной молодежью не может производиться директивными, назидательными методами и агрессивной пропагандой. Данный процесс требует внутреннего согласия субъекта воспитания и должен базироваться на синергии

личностных глубинных убеждений и мировоззренческих парадигм, ибо патриотизм - это инструмент миросозерцания, мироощущения, а не незыблемая догма. Патриотическое самосознание молодежи должно формироваться в форме свободного утверждения, это должен быть акт доброй воли [1].

Инструменты, механизмы и методы патриотического воспитания должны быть направлены на создание благоприятного (но не идеализированного) образа Родины-матери, в которой остается огромный простор для активной созидательной деятельности личности на благо своего Отечества. Одни лишь реверансы в сторону победоносного прошлого недостаточны, стратегия патриотического воспитания должна быть полномасштабной, полноаспектной, разнонаправленной, призванной зажечь в молодом человеке активную, творческую любовь к Родине, желание быть полезным для себя, общества и страны. Безусловно, историческая память важна, однако, чувство гордости за Отечество зиждется на самоидентификации себя с Родиной, что требует уверенного настоящего и перспективного будущего.

Фундаментальная роль в патриотическом воспитании молодежи принадлежит высшим учебным заведениям как ключевым общественным институтам, где наращивание социального капитала и общественно-учебная кооперация возводятся в высшую степень. Основным инструментом формирования патриотических и гражданских качеств у студенческой молодежи, на наш взгляд, является практическая программа, обеспечивающая активную интеграцию студентов в решении социально-экономических, культурных, научных, экологических и других задач страны. Необходимо не просто «зажечь» в студентах чувство гордости за страну, но продемонстрировать горизонт возможностей в построении личного и общественного счастья [2].

Практическая программа по патриотическому воспитанию студенческой молодежи в вузах должны включать несколько основополагающих направлений:

1. Воспитание чувства гордости за великое историческое прошлое. Обязательными нам представляются:

- знакомство первокурсников с историей страны, города, университета;

- ежегодные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;

- организация книжных и музейных выставок, посвященным памятным датам истории родного края и России;

- проведение «круглых столов», творческих вечеров, концертов и выставок военно-патриотической тематики «Война в лицах», «Писатели на фронтах», «Священные книги» и т.д.;

- оказание помощи ветеранским и другим общественным организациям.

2. Просветительская деятельность, направленная на иллюстрацию культурного вклада России (наследие в области науки, искусства, философии, художественной литературы, медицины) в развитие мировой цивилизации, что предполагает включение в образовательную программу специализированных дисциплин: «Русская художественная литература», «Искусствоведение», «Деятели российской науки», «Российское просвещение и философия русского космизма» и т.п. Искусство, религия и философия - этой некий портал в бессознательное, открывающий перед человеком бесконечную перспективу эквивалентного эволюционирования субъективного и объективного (национально-народного) духа, что формирует в нем стойкий иммунитет к эгоистическим иллюзиям и псевдопатриотизму.

3. Воспитание гражданина, знающего и умеющего защищать свои законные права и гражданскую позицию, знакомого с традициями народов России, понимающего условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности. Патриотизм - иммунная система любой страны, однако, в многонациональной, многоконфессиональной России дефиниция «патриотизм» не должна заменяться ее суррогатами - национализмом, ксенофобией и шовинизмом. Соответственно, важное значение имеет ознакомление студентов с народами России, традициями различных республик, их географическим положением, спецификой (этнорегиональной, экономической, политической), природными ландшафтами, что обеспечит осознание единства и монолитности Родины.

4. Формирование экономического патриотизма, предполагающее исследование результатов деятельности системы инновационных институтов развития (Роснано, Сколково, РВК, ВЭБ-иннова-ции, наукограды и т.д.), ознакомление с новаторской продукцией российского предпринимательства.

5. Продуцирование сострадания к согражданам и осознание собственной полезности посредством включения в работу волонтерских организаций. Патриотическое волонтерство - особое направление добровольческой деятельности, направленное на сохранение исторической памяти и предоставление помощи соотечественникам. Патриотическое волонтерство в современной коннотации - это не только помощь ветеранам, участие в организации парадов Победы и благоустройство военных памятников, но и, в целом, организованная, системная помощь своим согражданам. Добровольческая деятельность позволяет студентам приобщиться к «боли собственной земли», в в себе эмпатию и сострадание к соотечественникам, ощутить свою значимость для российского общества, быть инициатором общественных трансформаций. В условиях популяризации философии гуманизма, осознанности, экологичности мышления и новой этики, волон-терство становится доминирующей формой проявления молодежной субкультуры. Волонтерство как созидательное социальное явление позволяет сформировать у молодого поколения четкую гражданскую позицию, интегрировать в

социально-активную и познавательную деятельность, социализировать и воспитывать. В условиях сегодняшнего идеологического вакуума, на волонтерство возлагается ответственность по возрождению в социальной среде общечеловеческих ценностей культур и нравственности. Волон-терство выступает «окном в новый мир», открывающим колоссальные перспективы для самоутверждения молодых людей как социально значимых членов общества, влияния на исторический ландшафт и конкретно-историческую ситуацию, преобразования социокультурных кодов человечества [3].

Эффективная реализация практической программы обеспечит «приращивание» молодежи к стране, ее культуре, сформирует понимание своей роли в процветании России, повысит патриотическую культуру, ответственность и т.д. К реализации практической программы необходимо привлечь весь профессорско-преподавательский состав, библиотеку университета, студенческий совет, студенческие волонтерские организации, творческие коллективы, студенческий театр в целях обеспечения диалектического единства и органической связи между учебным материалом и содержанием воспитательных мероприятий. Со стороны администрации вуза должны быть разработаны механизмы по

Литература:

1. Авилова Н.Л. Современные формы патриотического воспитания студенческой молодежи / Н.Л. Авилова // Теория и практика образовательного процесса, 2021. № 5. С. 23-30.

2. Муравьев А.Н. Стратегия патриотического воспитания подрастающего поколения граждан России / А.Н. Муравьев // КШпэоп, 2021. № 1. С. 67-75.

3. Набойченко Е.С. Формирование нравственно-патриотических качеств у студентов / Е.С. Набой-ченко // Педагогическое образование в Росси, 2018. № 9. С. 25-32.

4. Яровова Т.В. Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях / Т.В. Яровова // Среднерусский вестник общественных наук, 2020. № 3. С. 23-30.

обеспечению эффективной деятельности студенческих самоуправлений, их взаимодействия с государственными органами и общественными организациями, осуществляющими молодежную политику, поскольку именно в рамках студенческих самоуправлений патриотическая деятельность приобретает системный, централизованный, консолидированный характер, обеспечивается наиболее полное использование студенческого потенциала.

Итак, в вузах сфокусированы ключевые ресурсные центры, обеспечивающие организацию патриотического воспитания студенческой молодежи. В целях успешной реализации практической программы по патриотическому воспитанию студенческой молодежи требуется синтезирование деятельности высшего учебного заведения (дифференцировано по уровням: группа, кафедра, факультет, университет, межвузовский уровень) с деятельностью общественных/волонтерских организаций, СМИ, объединений и движений, научных организаций и т.д. Деятельность вуза в рамках патриотического воспитания студенческой молодежи должна быть направлена на формирование внутренних, искренних, глубинных побуждений личности к любви к собственной стране, народу, его ценностям, традициям, прошлому, настоящему и будущему [4].

Literature:

1. Avilova N.L. Modern forms of patriotic education of student youth / N.L. Avilova // Theory and practice of the educational process, 2021. № 5. P. 23-30.

2. Muravyov A.N. The strategy of patriotic education of the younger generation of Russian citizens / A.N. Muravyov // Kilinson, 2021. № 1. P. 67-75.

3. Naboychenko E.S. Formation of moral and patriotic qualities among students / E.S. Naboychenko // Pedagogical education in Russia, 2018. № 9. P. 2532.

4. Yarovova T.V. Patriotic education of youth in modern conditions / T.V. Yarovova // Central Russian Bulletin of Social Sciences, 2020. № 3. P. 23-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.