Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОВД В КОНТЕКСТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОВД В КОНТЕКСТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1068
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОТЕЧЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобылкин Роман Александрович, Доронин Юрий Петрович, Сухоруков Владимир Анатольевич

В статье раскрываются категории «патриотизм», «патриотическое воспитание» в контексте подготовки будущих полицейских. Организация патриотического воспитания строится исходя из сохранения и приумножения культуры и традиций народов России, а также органов внутренних дел. Воспитание гражданина и патриота сегодня является приоритетной задачей в системе МВД России. На исторических примерах авторы показывают проявления патриотизма в переломные для нашей страны моменты, обращают внимание на государственные символы, которые неразрывно связаны с историей России. Отмечается, что сегодня придается большое значение духовным ценностям современных россиян, а в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации указывается, что необходимо охранять исторические основы и патриотические традиции, связанные с защитой Отечества. Важным компонентом формирования патриотизма является внедрение программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» в жизнь российского общества.The article analyses the categories «patriotism», «patriotic education» in the context of law enforcement officers training. Patriotic education is based on the principles to preserve and extend the culture and traditions of the Russia's people(s) as well as ones of the interior bodies. Today process of education of both the citizen and the patriot is a priority task in the system of the Internal Affairs Ministry of Russia. Using the historical events as examples the authors demonstrate the manifestation of patriotism in the crucial moments, when problems to exist the country or not have been topical. It is interesting to know the state (national) emblem and flag' history related to our country history. It was noted that spiritual values are of great importance and part of the modern Russians life. The National Security Strategy of the Russian Federation states that it's necessary to preserve the historical foundations and patriotic traditions related to Motherland defense. The significant component of modern patriotism is implementation of the state program "Patriotic Education of the Russian Federation Citizens in 2016-2020" by the society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОВД В КОНТЕКСТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ»

Р. А. Кобылкин, Ю. П. Доронин, В. А. Сухорукое

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОВД В КОНТЕКСТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

В статье раскрываются категории «патриотизм», «патриотическое воспитание» в контексте подготовки будущих полицейских. Организация патриотического воспитания строится исходя из сохранения и приумножения культуры и традиций народов России, а также органов внутренних дел. Воспитание гражданина и патриота сегодня является приоритетной задачей в системе МВД России. На исторических примерах авторы показывают проявления патриотизма в переломные для нашей страны моменты, обращают внимание на государственные символы, которые неразрывно связаны с историей России. Отмечается, что сегодня придается большое значение духовным ценностям современных россиян, а в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации указывается, что необходимо охранять исторические основы и патриотические традиции, связанные с защитой Отечества. Важным компонентом формирования патриотизма является внедрение программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы» в жизнь российского общества.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, Родина, Отечество, государственные символы.

R. A. Kobylkin, Yu. P. Doronin, V. A. Sukhorukov

PATRIOTIC EDUCATION OF POLICE OFFICERS IN THE CONTEXT OF NATIONAL HISTORY

The article analyses the categories «patriotism», «patriotic education» in the context of law enforcement officers training. Patriotic education is based on the principles to preserve and extend the culture and traditions of the Russia's people(s) as well as ones of the interior bodies. Today process of education of both the citizen and the patriot is a priority task in the system of the Internal Affairs Ministry of Russia. Using the historical events as examples the authors demonstrate the manifestation of patriotism in the crucial moments, when problems to exist the country or not have been topical. It is interesting to know the state (national) emblem and flag' history related to our country history. It was noted that spiritual values are of great importance and part of the modern Russians life. The National Security Strategy of the Russian Federation states that it's necessary to preserve the historical foundations and patriotic traditions related to Motherland defense. The significant component of modern patriotism is implementation of the state program "Patriotic Education of the Russian Federation Citizens in 2016—2020" by the society.

Key words: patriotism, patriotic education, Motherland, homeland, state (national) symbols.

Правоохранительная система как неотъемлемая часть российского социума нуждается в новом ценностном осознании необходимости соблюдения норм морали, отвечающем современным реалиям в условиях глобализации. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что в России «...возрождаются традиционные российские духовно-нравственные ценности. У подрастающего поколения формируется достойное отношение к истории России. Происходит консолидация гражданского общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм» [1, с. 11].

По словам Президента Российской Федерации В. В. Путина, у нас не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма [2]. Его

главное предназначение состоит в сплочении российского общества и сохранении целостности государства. Он должен стать той духовной силой, которая может привести к реализации потенциала средств, направленных на поддержание единства нации: культуры, языка, истории, традиционной религии. Ослабление этих фундаментальных принципов духовности — верный показатель кризисного состояния социума, а ее размывание — путь к уничтожению народа. «Создание системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, внедрение принципов духовно-нравственного развития в систему образования, молодежную и национальную политику, расширение культурно-просветительской деятельности» обеспечит и укрепит национальную безопасность России [3, с. 82].

Духовным базисом или ценностной парадигмой нашего общества выступает поиск социокультурных идеалов. Лидирующее место среди них занимает мечта о справедливом общественном устройстве (согласно проведенному социологическому иссле-

дованию российских ученых так утверждают 64 % россиян) [4]. Эти данные указывают на то, что, несмотря на усилия западных стран навязать нашим соотечественникам после распада Советского Союза ценностные основания глобального характера, лишенные национального колорита, менталитет россиян оказался устойчив к изменениям, ведь на протяжении истории нашей страны духовное начало доминировало над материальным. На основе этого тезиса можно объяснить масштабные изменения политического устройства, наблюдавшиеся в России в ХХ в. Справедливость — это мечта большинства россиян о правовом государстве, где права и обязанности будут реализовываться вне зависимости от положения человека в обществе. Кроме нее, устойчивым ценностным основанием является потребность в защите Родины, «служение людям» лежит в основе истинно российского менталитета [5, с. 21—25]. Народы России во все времена рассматривали защиту Отечества как высшую обязанность человека.

На всех этапах развития советского государства большое внимание уделялось работе с кадрами, поступающими на службу в милицию, воспитанию сотрудников правоохранительных органов в духе преданности советской власти и защиты интересов народа. Политическая и правовая пропаганда служили средством формирования социалистического правосознания у сотрудников, обеспечивали «укрепление дисциплины среди личного состава, сознательное отношение к труду, большевистский стиль в работе и высокую чекистскую бдительность» [6, с. 22]. В культуре сотрудников правопорядка всегда присутствовала патриотическая идея самоотверженного, бескорыстного служения своей Отчизне, а патриотическому воспитанию личного состава МВД России всегда уделялось большое внимание. Быть патриотом — значит служить Родине, работать на ее благо, способствовать ее славе, жертвовать при необходимости личным благополучием, а в трудные времена, связанные с защитой независимости, и жизнью. Патриотизм совмещается с такими личностными качествами, как любовь к малой и большой Родине, готовность выполнять гражданский долг, социальная терпимость, включающая национальную и религиозную.

Воспитание гражданина и патриота и сегодня является приоритетной задачей в системе МВД России, основным направлением воспитательного воздействия на личность сотрудника органов внутренних дел. «Оно направлено на формирование и развитие у сотрудников личностных качеств гражданина-патриота, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, высокого патриотического сознания, готовности к выполнению задач, связанных с обеспечением законности, общественного порядка, прав

и законных интересов граждан [7].

Главными направлениями патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел по-прежнему являются:

— изучение истории России;

— разъяснение необходимости решительной борьбы с преступностью, личной ответственности каждого сотрудника за порученное дело как исполнение его патриотического долга;

— пропаганда примеров мужества и героизма сотрудников, образцового исполнения служебного долга;

— изучение и пропаганда истории органов внутренних дел, своего коллектива, его служебного пути и на этой основе воспитание у сотрудников верности традициям органов внутренних дел, стремления их развивать и приумножать;

— обеспечение преемственности поколений, постоянная забота о ветеранах органов внутренних дел, семьях погибших сотрудников;

— формирование у сотрудников культуры межнациональных отношений;

— использование духовно-нравственного и культурного потенциала конфессий в работе по формированию положительного имиджа сотрудника органов внутренних дел;

— противостояние проявлениям национализма, ксенофобии, политического и религиозного экстремизма [8, с. 121, 122].

Организация патриотического воспитания строится исходя из сохранения и приумножения культуры российского общества и органов внутренних дел. Сложившиеся ценности заключаются в исторически возникших и передаваемых из поколения в поколение элементов социального и культурного наследия общества — правил, обычаев, норм поведения. Традиции органов внутренних дел — это образцы и нормы поведения, моральные правила, обычаи, складывающиеся в ежедневной службе и мотивирующие сотрудников к выполнению служебного долга честно и самоотверженно.

Воспитательный потенциал, направленный на формирование умений, привычек, навыков, ценностных ориентиров, укоренение норм морали и нравственности, влияние традиций и обрядов должен быть всесторонне востребован. Устоявшийся жизненный опыт, авторитет уважаемых специалистов системы профессионального образования, культурные особенности региона, традиции — все это должно быть активизировано для создания благоприятной учебно-воспитательной среды гражданина и профессионала XXI в.

Патриотическое воспитание осуществляется в процессе:

— лекционной пропаганды;

— научно-практических конференций;

— занятий по общественно-государственной подготовке;

— деятельности музеев, комнат и уголков боевой славы органов внутренних дел;

— наглядной агитации;

— торжественных ритуалов;

— сохранения и приумножения традиций органов внутренних дел;

— увековечения памяти сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей;

— проведения совместных мероприятий с сотрудниками правоохранительных органов других регионов и государств.

В настоящее время действует план мероприятий МВД России по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы» [9]. Их целью является развитие сотрудников полиции, обучающихся образовательных организаций системы МВД России. Важная составляющая этого документа — формирование у полицейских таких духовных качеств, как готовность честно и добросовестно служить Отечеству, оставаться верным Присяге, выполнять задачи, связанные с обеспечением правопорядка и безопасности. Реализация данного плана должна проявляться в деятельности сотрудников МВД России. Каждый свой шаг, поступок, порученное дело полицейские должны соотносить с интересами страны и народа. Кроме того, необходимо безупречно выполнять гражданский и служебный долг.

Волгоградский обществовед И. Т. Патрин пишет: «Что может обеспечить могущество страны в новом столетии? Это под силу только нашему интеллектуальному и культурному потенциалу, технической мощи. Прискорбно, что мы не связываем свой патриотизм с этими ценностями. Нужен курс на любые успехи, выводящие страну на передовые позиции и прежде всего в науке, производстве, культуре. Курс на развитие... мозговых извилин» [10, с. 89]. Ранее в наших статьях мы отмечали, что «основным вопросом патриотического воспитания является вопрос о том, как и каким образом патриотизм может стать социальным, экономическим, духовным, политическим и культурным регулятором гармонии человека, коллектива, общества и государства. А процесс становления гражданина и патриота Отечества будет реализован через целенаправленное формирование у каждого человека опыта служения Отечеству» [11, с. 126].

Основываясь на духовно-нравственных позициях к осознанию сущности патриотизма, превознося духовность русского народа и возвеличивая культуру, отечественный философ И. А. Ильин был уверен в самобытности, самостоятельности, своеобразии, суверенности России. «Люди без Родины, — полагал он, — становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь» [12, с. 333, 334].

Патриотические чувства связаны с осознанием и принятием истории, государственных символов и святынь Отечества. Этот показатель — не просто проявление патриотизма, но и важное достижение духовной культуры. На основе распоряжения Президента Российской Федерации от 7 декабря 2004 г. № 572-рп был одобрен план мероприятий по популяризации государственных символов России. Они сопровождают сотрудника полиции на протяжении всей его службы, начиная с обучения в образовательной организации системы МВД России.

История герба, флага и гимна неразрывно связана с историей нашей страны. Они сочетают и отражают духовно-нравственные и геополитические традиции, отечественные ценности, пути государства, его роль и место в глобальном сообществе.

Во время правления Великого князя Московского Ивана III в качестве государственного герба использовалось изображение всадника на коне, убивающего копьем дракона (символическое изображение победы добра над злом). Позже, после венчания Ивана III с племянницей последнего императора Византии Софьей Палеолог (1497 г), на гербе стали изображать двуглавого орла как символ передачи наследия павшей Византии русскому государству.

В 1654 г. на сходе Переяславской Рады было принято решение о присоединении Украины к России. После этого события произошло воссоединение Левобережной Украины (с Киевом) и восточной части Белоруссии. Польская знать не хотела терять земли, которые считала своими, и объявила войну России. После ее окончания в 1667 г. был учрежден новый бело-сине-красный флаг России, который означал единство трех славянских народов: белорусов, украинцев и русских. Впервые трехцветный флаг был поднят на боевом корабле «Орел», спущенном на воду в Астрахани для охраны южных морских границ российского государства. Таким образом, при создании государственного флага России учитывалось то, что в стране живут представители разных национальностей.

Быть патриотом — значит знать и любить историю, культуру, язык своей страны. Можно привести множество примеров проявления патриотических чувств среди офицеров правоохранительной системы. Яркой личностью среди служителей закона является первый глава Министерства полиции, образованного в 1811 г., А. Д. Балашов. С началом Отечественной войны 1812 г. он был отправлен Императором Александром I к Наполеону с неким конфиденциальным письмом. Император Франции спросил у Министра, как лучше идти к Москве, на что А. Д. Балашов ответил: «Есть несколько дорог, государь. Есть одна, которая ведет через Полтаву» [13, с. 37]. Отечественная война 1812 г. показала огромный подъем патриотических чувств у всех слоев населения России, которые способ-

ствовали разгрому войск Наполеона и торжественному вхождению русской армии в Париж в 1814 г. На протяжении вот уже более 200 лет МВД России воспитывает защитников правопорядка, которые своими делами подтверждают любовь к Родине.

В настоящее время в нашей стране ведется работа по поиску ценностей, которые бы смогли объединить российское общество. Отечественные ученые отмечают, что поступил общественный заказ на патриотизм в общенациональном значении, и государство «через массовое искусство и патрио-тику формирует социально значимые смыслы» [14, с. 309], стремится достичь консенсуса среди граждан, найти символы, на основе которых возможно создание новой российской идентичности. Способствовать решению этой задачи в какой-то мере должны российские кинофильмы о войне, такие как «Мы из будущего», «Брестская крепость», «Сталинград», «Битва за Севастополь» «28 панфиловцев». В. В. Путин на заседании Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии в феврале 2011 г. подчеркнул: «Кино по сути своей много больше, чем развлечение. Это значительный ресурс образования, общения, формирования личности. И, учитывая его неизменную популярность, особенно в молодежной среде, этот ресурс должен использоваться в полной мере» [15].

Еще одним приоритетным направлением в формировании патриотических чувств у сотрудников правоохранительной системы является увековечивание подвига народа в годы Великой Отечественной войны. Показателен пример массового героизма личного состава 10-й дивизии НКВД в дни

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. Доступ из справ.-правовой системы «Консультан-тПлюс».

2. Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 10.05.2017).

3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Жизненный мир россиян: 25 лет спустя (конец 1980-х — середина 2010-х гг.) / под ред. Ж. Т. Тощенко. М.: ЦСП и М, 2016. 367 с.

5. Азарова А. В. К вопросу об истории развития идеологии патриотизма в России // Вестник военного университета. 2010. № 3 (23). С. 21—25.

6. История советской милиции. М.: Академия МВД СССР, 1977. Т. 2.

Сталинградской битвы, «которая была ядром городского гарнизона и удерживала вместе с милицией Сталинград до подхода частей 62-й и 64-й армий, а затем во взаимодействии с ними» [16, с. 56]. Подвиг бойцов и командиров 10-й дивизии НКВД, чекистов Сталинградского фронта, солдат истребительных батальонов и работников милиции Сталинграда увековечен обелиском, воздвигнутым в центре города-героя Волгограда.

Особую значимость патриотическое воспитание приобретает в условиях противостояния в информационной сфере. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации указывает на угрозу, связанную с наращиванием информационного воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В связи с этим одним из направлений обеспечения информационной безопасности в Доктрине заявлена «нейтрализация информационно-психологического воздействия, в том числе направленного на подрыв исторических основ и патриотических традиций, связанных с защитой Отечества» [17, с. 21]. Однако нужно признать, что решение этих проблем только государственными средствами невозможно. Здесь необходима консолидация всех интеллектуальных ресурсов страны, мобилизация творческой энергии людей, активность всех слоев общества. У России нет другого пути для выхода из духовно-нравственного кризиса кроме возрождения самобытной цивилизации, основанной на традиционных ценностях всех 180 народов, проживающих на ее территории.

1. On the National Security Strategy of the Russian Federation: the Decree of the Russian Federation President (dated 31/12/2015), № 683. Access from Legal-Reference System "ConsultantPlus".

2. The official website of the Russian Federation President. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/51263 (Date of Access: 10/05/2017).

3. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the Russian Federation President (dated 31/12/2015). №. 683. Access from Legal-Reference System "ConsultantPlus".

4. Life-World of the Russians: 25 years later (late 1980-s — mid 2010-ies) / Edited by Zh. T. To-shchenko. M.: TSSP and M, 2016. 367 p.

5. Azarova A. V. On the Problem Related to the History of the Ideology of Patriotism Development in Russia // Vestnik of the Military University. 2010. No 3 (23). Pp. 21—25.

6. History of the Soviet Militia. M.: Academy of the Internal Affairs Ministry of the USSR, 1977. Vol. 2.

7. О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

8. Сухоруков В. А., Жуланов А. В. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел: учеб. пособие. Волгоград: ВА МВД РФ, 2014. 200 с.

9. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы»: постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря

2015 г. № 1493. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Патрин И. Т. Сила человеческого патриотизма. Волгоград: Альянс, 2006. 312 с.

11. Кобылкин Р. А., Жуланов А. В. Сущность патриотического воспитания курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2010. № 2 (13). С. 126—129.

12. Ильин И. А. Мы были правы // О грядущей России / под ред. Н. П. Полторацкого. М.: Воениздат, 1993. 368 с.

13. Севастьянов Ф. Первый и единственный министр полиции // Родина. 2012. № 11. С. 34—37.

14. Гудков Л. Негативная идентичность: сб. статей. М., 2004. 816 с.

15. Стенограмма заседания Правительственного Совета по развитию отечественной кинематографии. URL: http://archive.government.ru/docs/ 14014/ (дата обращения 08.04.2017 г.)

16. Гулевский А. Н. Патриотическое воспитание курсантов образовательных учреждений МВД России в контексте героической роли милиции в Великой Отечественной войне: социально-философский анализ: учеб. пособие. Волгоград: ВА МВД России, 2013. 78 с.

17. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 5 декабря

2016 г. № 646. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

© Кобылкин Р. А., Доронин Ю. П., Сухоруков В. А., 2017

7. On the Moral and Psychological Support of the Operative Service Activity of the Russian Federation Interior Bodies: the Order of the Internal Affairs Ministry of the Russian Federation (dated 11/02/2010) No 80. Access from Legal-Reference System "ConsultantPlus".

8. Sukhorukov V. A., Zhulanov A. V. Pedagogical Foundation of Educational Work in the Interior Bodies: Textbook. Volgograd: Volgograd Academy of the Interior of Russia, 2014. 200 p.

9. On the State Program "Patriotic Education of the Russian Federation Citizens in 2016—2020". Ordinance of the Russian Federation Government (dated 30/12/2015) No. 1493. Access from Legal-Reference System "ConsultantPlus".

10. Patrin I. T. Human Patriotism Power. Volgograd: Alliance, 2006. 312 p.

11. Kobylkin R. A., Zhulanov A. V. Essence of Patriotic Education of the Cadets and Students of Educational Institutions of the Internal Affairs Ministry of Russia // Bulletin of the Volgograd Academy of the Interior of Russia. 2010. № 2 (13). Pp. 126—129.

12. Ilyin I. A. We were right // On Russia to Come / Edited by N. P. Poltoratsky. M.: Voenizdat, 1993. 368 p.

13. Sevastyanov F. The First and the Only Police Minister // Rodina. 2012. No. 11. Pp. 34—37.

14. Gudkov L. Negative Identity: Collection of Articles. M., 2004. 816 p.

15. Shorthand Record of the Meeting of the Government Council on the Home (Russian) Cinematography Development. URL: http://archive.government.ru/ docs/14014/ (Date of Access: 08/04/2017).

16. Gulevsky A. N. Patriotic Education of the Cadets of Educational Institutions of the Internal Affairs Ministry of Russia in the Context of the Militia's Heroic Role in the Great Patriotic War: Social-Philosophical Analysis: Textbook. Volgograd: Volgograd Academy of the Interior of Russia, 2013. 78 p.

17. On Approval of the Doctrine of the Russian Federation Information Security: Decree of the Russian Federation President (dated 05/12/2016), № 646. Access from Legal-Reference System "Con-sultantPlus".

© Kobylkin R. A., Doronin Yu. P., Sukhorukov V. A., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.