Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ "ПАТРИОТИЗМ": ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ПОНЯТИЕ "ПАТРИОТИЗМ": ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2705
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТ / ПАТРИОТИЗМ / "РУССКАЯ ИДЕЯ" / ЦЕННОСТЬ / РУССКИЙ НАРОД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кобылкин Роман Александрович

В статье анализируется феномен патриотизма на всем протяжении истории Российского государства, начиная с императора Петра I. На основе философских рассуждений русских мыслителей XIX-XX веков (П. Я. Чаадаева, И. А. Ильина, В. Г. Белинского, Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, Г. О. Флоровского, Е. С. Троицкого, Н. Я. Данилевского и др.) идет обоснование российского патриотизма. Автор показывает, что в критические моменты истории, особенно во время войн, усиливаются патриотические чувства всех слоев населения. В эти непростые времена происходит объединение всех народов России одним желанием победить врага. На современном этапе в нашей стране проводится полномасштабная работа в области патриотического воспитания молодежи. Поэтому не случайно Правительством Российской Федерации вновь принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».The article analyses the phenomenon of patriotism throughout the history of the Russian state, starting from Emperor Peter I. The author builds the basis for Russian patriotism considering discussions of Russian philosophers of the 19th - 20th centuries P. Chaadayev, I. Ilyn, V. Belinsky, N. Berdyaev, V. Solovyov, G. Phlorovsky, E. Troicky, N. Danilevsky and others. The author points out that at the decisive historical moments, wars in particular, patriotic feelings of all social categories intensify. At these difficult moments people of all nationalities in Russia get united with the only wish to win the enemy. Currently comprehensive work in the field of patriotic education is conducted among young people of our country. Therefore the Government of the Russian Federation has adopted «Patriotic Education Program for the Russian Federation Citizens 2011-2015».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ "ПАТРИОТИЗМ": ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Р. А. Кобылкин

ПОНЯТИЕ «ПАТРИОТИЗМ»: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье анализируется феномен патриотизма на всем протяжении истории российского государства, начиная с императора Петра I. На основе философских рассуждений русских мыслителей XIX-XX веков (П. Я. Чаадаева, И. А. Ильина, В. Г. Белинского, Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, Г. О. Флоровского, Е. С. Троицкого, Н. Я. Данилевского и др.) идет обоснование российского патриотизма. Автор показывает, что в критические моменты истории, особенно во время войн, усиливаются патриотические чувства всех слоев населения. В эти непростые времена происходит объединение всех народов России одним желанием победить врага. На современном этапе в нашей стране проводится полномасштабная работа в области патриотического воспитания молодежи. Поэтому не случайно Правительством Российской Федерации вновь принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы».

Ключевые слова: патриот, патриотизм, «русская идея», ценность, русский народ.

R. A. Kobylkin

THE CONCEPT «PATRIOTISM»: HISTORY AND CONTEMPORARY WORLD

The article analyses the phenomenon of patriotism throughout the history of the Russian state, starting from Emperor Peter I. The author builds the basis for Russian patriotism considering discussions of Russian philosophers of the 19th — 20th centuries P. Chaadayev, I. Ilyn, V. Belinsky, N. Berdyaev, V. Solovyov, G. Phlorovsky, E. Troicky, N. Danilevsky and others. The author points out that at the decisive historical moments, wars in particular, patriotic feelings of all social categories intensify. At these difficult moments people of all nationalities in Russia get united with the only wish to win the enemy. Currently comprehensive work in the field of patriotic education is conducted among young people of our country. Therefore the Government of the Russian Federation has adopted «Patriotic Education Program for the Russian Federation Citizens 2011-2015».

Keywords: patriot, patriotism, «the Russian idea», value, the Russian people.

В духовной жизни общества идея патриотизма во все времена всегда занимала особое место. У всех народов патриотизм был основой, на которой происходила консолидация всех слоев населения. На крутых поворотах истории в России можно наблюдать явления, способствующие объедению и напряжению духовных сил социума во имя Родины и своего народа.

Само понятие патриот появилось в петровскую эпоху и было заимствовано из французского языка — patriote, суффиксального производного от patria — «Родина» [1, с. 329]. На наш взгляд, необходимость в появлении этого термина была связана с возникновением нового государства — Российской империи в 1721 г. Важной государственной задачей на тот момент было сплотить вокруг себя народы России и показать всей Европе, что новое государство ни в чем ей не уступает. Именно в этот период появляются первые отече-

ственные историки В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин. В своих трудах они показали, что Россия имеет собственную уникальную историю, культуру, традиции и язык. Таким образом, у народа просыпается интерес к изучению своих корней, русской культуре и науке вообще.

В период правления Петра I государственный патриотизм ставится выше всех нравственных ценностей. Фундаментом патриотического воспитания стала национальная идея преданности и верности своему Отечеству. Служба России, направленная на отдачу всего себя в государственных делах, ценилась выше всего, была объявлена главной добродетелью и нашла отражение в «Табелях о рангах» как непременное условие получения чинов, наград, званий. По наставлениям Петра I в процессе обучения и воспитания у будущих защитников Отечества вырабатывались чувства государственной ответственности за судьбу Роди-

ны, патриотизма, воинского долга, преданности и любви к «государевой службе».

По мнению Д. Н. Трескина, одного из известных русских педагогов, патриотическое сознание было тем стержнем, который во многом определяет поведение защитников Родины. «Дух патриотизма должен лежать в основании и венчать всякую военную систему, в противном случае она не будет иметь никакой цены» [2, с. 288]. Неопровержимость данного положения подтверждается множеством фактов из истории российского государства. Целая плеяда русских полководцев XVIII—XIX вв. в своей практической деятельности стремилась развивать старательное отношение всех воинов к воинскому долгу, чести и высокому призванию защитника Отечества. Талантливый русский полководец П. А. Румянцев выделял в воспитании два элемента — моральный и физический, причем приоритет отдавал моральному, главной составляющей которого, по его мнению, была любовь к своей Родине и преданность ей. Наиболее полное воплощение патриотических идей можно наблюдать в деятельности А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова, М. И. Кутузова и др. Как отмечал русский философ И. А. Ильин, «русская армия всегда была школой патриотической верности», выступала как «основа нашего национального самосознания», так как «армия невозможна без патриотизма и жертвенности» [3, с. 36, 37]. В основе патриотизма — писал И. А. Ильин, — лежит акт духовного самоопределения. Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, которая живым опытом испытала объективность и безусловное достоинство этого священного и узнала его в святынях своего народа [4, с. 197]. Система ценностей в Российской империи сформировала условия для высшего духовного самоопределения, а значит, и зрелого патриотизма русского народа.

Очередной вехой в развитии патриотических чувств в нашей стране была Отечественная война 1812 г., и как следствие этому, стало подниматься национальное самосознание, возникло декабристское движение. В итоге это привело к созданию государственной идеологии, которая нашла отражение в триаде «Православие. Самодержавие. Народность». Российской империи в очередной раз приходилось подключать государственные рычаги для того, чтобы сплотить народы России перед вызовами Европы. Вот что по этому поводу писал тогда С. С. Уваров: «Новое образование

системы европейских государств дало новый вид всем отношениям народов. Сии отношения стали многочисленнее и труднее. Быстрый ход наук и художеств, сильное распространение роскоши и общежития, направление к торговле сблизили между собой все государства Европы. Сей порядок вещей, искоренив мало-помалу почти в каждом государстве народный дух, готовит медленную пагубу Европе» [5, с. 211, 212].

Министр просвещения подготовил ряд мер, направленных на поддержание и укрепление народности, а также для поднятия патриотических чувств в Российской империи. «В многонациональном же государстве явить душу государство-образующего народа его соседям, сделать ее стержнем общеимперской жизни...» [6, с. 121]. Вся защита народности свелась, по существу, к изучению языка и постижению истории. «Все великие истины содержатся в истории. Она верховное судилище народов и царей. Горе тем, кто не наследует ее наставлениям. В политическом смысле русский язык можно уподобить оружию, которое должно нанести рану руке, неопытно им владеющей» [7, с. 271, 392, 393].

Благодаря творчеству А. С. Пушкина в нашей стране появился свой литературный национальный язык, способствовавший объединению всех народов, проживающих в стране. С появлением новой идеологии «.в первой трети XIX в. в России возникает русский «лингвистический национализм»...» [8, с. 19]. Творчество великого поэта было направлено на соединение всех народов России. «Пушкин завершил идеологический прорыв, в утверждении категории российский народ, безусловно, поэт пользовался словом «русский», возможно, даже чаще и в самых разных вариациях» [9, с. 120,121]. В этом году исполняется 215 лет со дня рождения русского стихотворца и, безусловно, этот факт говорит, что имя А. С. Пушкин — национальное достояние страны. Подобные меры привели к появлению мощного общественного движения, которое было связано с проявлением патриотизма, выразившегося в знаменитом споре западников и славянофилов.

Историческое и философское осмысление патриотизма в этот период осуществлялось различными течениями и направлениями общественной мысли, но наиболее активно и плодотворно разрабатывалась данная проблема в русле «русской идеи» [10]. Именно представителями данного направления отечественной философской и соци-

ально-политической мысли было сформировано целостное представление о самосознании русского народа и специфических признаках российского патриотизма.

«В «русской идее» отразилось понимание народом своей групповой общности и своего этнического своеобразия, своего исторического предназначения» [11, с. 7]. Именно на базе этих характеристик в рамках данного направления формируются взгляды на русский народ как на мессию, по причине того, что Россия является последовательной наследницей Византии. Ведь начиная с XV в. в нашей стране оформляются взгляды что Москва — это третий Рим, и появляется государственный герб — двуглавый орел. А во время собирания русских земель в XVII в. появляются понятия Белая Русь, Малороссия и Великороссия, которые были отражены в цветах государственного флага в 1667 г. [12].

Для нас представляют интерес взгляды Н. Я. Данилевского, который попытался аккумулировать представление о «русской идее» в рамках мировой цивилизации. По его мнению, Россия должна выступить в роли собирателя славянства. Вот что он пишет: «идея славянства должна быть высшею идеею, выше науки, выше свободы, выше просвещения, выше всякого земного блага, ибо ни одно из них для него недостижимо без ее осуществления — без духовно, народно и политически самобытного, независимого славянства; а, напротив того, все эти блага будут необходимыми последствиями этой независимости и самобытности» [13, с. 145]. Высшей формой патриотизма Н. Я. Данилевский считает объединительную идею всего славянского мира. Мысль писателя была реализована в ходе Русско-турецкой войны 1877—1878 гг., которая заключалась в защите славянских народов на Балканах.

Н. Н. Страхов, один из отечественных публицистов XIX, считал Н. Я. Данилевского, разработчика теории культурно-исторических типов, человеком «высокого ума и патриотизма» [14, с. 27]. Допуская искренность патриотизма Н. Я. Данилевского, В. С. Соловьев замечал, что достижения русских людей в литературе неоспоримы. В данном контексте В. С. Соловьев в своей работе «Русская идея» отмечал: «Проявлять свою мощь, преследовать свой национальный интерес — вот все, что надлежит делать народу, и долг патриота сводится к тому, чтобы поддерживать свою страну и служить ей в этой национальной политике» [15].

В философии В. С. Соловьева патриотизм был поднят на новую высоту, представлен перед народами в виде высшего идеала, цели их развития, в виде объединяющего начала, способствующего преодолению национальной ограниченности, эгоизма и нравственных пороков [16].

«Все наши политические достижения находятся в прямой зависимости от степени нашего патриотического воодушевления, от роста ответственного национального сознания в русском обществе и народе. Русский народ должен сейчас сделать величайшее напряжение духа, чтобы доказать миру, что в России есть патриотизм, есть национальное сознание, есть гражданское достоинство. Патриотизм есть великая школа гражданственности в опасный для Родины час. Зрелость России для мировой жизни и мировой роли будет прямо пропорциональна проявленному ею сознательному гражданскому патриотизму», — писал Н. А. Бердяев [17].

И. А. Ильин, основываясь на духовно-нравственном подходе к пониманию сущности патриотизма, идеализируя русскую культуру и возвеличивая душу русского народа, не сомневался в особом предназначении России. Огромной любовью к Родине пронизаны его мысли, посвященные своеобразию, самобытности, самостоятельности, суверенности русского народа, его культуры, сознания и чувств, деяний, в конечном счете, самой судьбы. «Люди без Родины, — полагал философ, — становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь» [18, с. 333, 334].

Патриотические чувства российского народа, связанные с идеей покровительства народам Сербии, привели в итоге к новой войне 1914 г. В этом году весь мир отмечает 100-летие с начала I мировой войны, поэтому будет небезынтересно вспомнить, какой патриотический подъем охватил всю страну в начале войны. По воспоминаниям очевидцев: «...подъем далеко превзошел своими размерами воодушевление 1877 г.» [19, с. 176]. Во всех концах России мобилизация превышала на 15 % норму, установленную Главным управлением Генерального штаба.

Для нужд войны были организованы многочисленные благотворительные фонды. Именно в 1914 г. появляется лозунг «Все для фронта, все для победы».

Примеры патриотизма, личного мужества и отваги показывали на фронтах I мировой войны прежде всего русские офицеры. По свидетельству иностранных наблюдателей, они не щадили своей крови и никому не уступали в вопросах личной храбрости. Неизменными преимуществами русских офицеров в годы I мировой войны являлись хладнокровие и крепкие нервы, не сдавшие даже в самых затруднительных положениях. Русский офицер был готов пойти на риск и самопожертвование, связанные с особыми трудностями и опасностями. Готовность к подвигу была выработана у него годами воинского воспитания и образования.

При оценке боевых действий в ходе I мировой войны важное место занимало исследование «морального духа» войск. Русский военный ученый Н. Н. Головин писал, что «стремление бойца к победе связано с его сочувствием политической, религиозной или экономической идее войны... Все решительные и победоносные войны имели в основе идею, которая была близка сердцу бойца» [20, с. 49]. Эта идея воплощалась в словах — «За веру, царя и Отечество!».

Герои I мировой войны были чтимы в народе. Уже в ходе войны им ставили памятники. Так, летом 1916 г. на имя начальника штаба Верховного Главнокомандующего генерала М. В. Алексеева пришло письмо, в котором сообщалось, что «в городе Вязьме... поставлен памятник героям войны», который строился исключительно на деньги, собранные жителями этого города. Позднее, в эмиграции, в мае 1937 г. был открыт мемориал русским солдатам, павшим в годы I мировой войны. «Спит мировая совесть. Пожелаем увидеть ее пробуждение», — сказал на открытии монумента генерал А. И. Деникин.

Отмеченные примеры патриотизма русских воинов показывают, что традиционные для российских военнослужащих качества — мужество, самоотверженность, массовый героизм в бою — имели в годы I мировой войны устойчивый характер и были широко распространенными в войсках. Вместе с тем стоит отметить, что итоги войны послужили одной из причин революционных потрясений 1917 г. Лозунг «За веру, царя и Отечество!» был заменен на другой — «Социалистическое отечество в опасности». Россия вступила в эпоху Советской власти, которая четко очертила понимание патриотизма, в результате чего подвиги сотен тысяч русских воинов были искусственно забыты и вычеркнуты из официальной истории. Однако

эти подвиги остались в памяти народа, сохранились в сознании россиян. Сегодня на территории Российской Федерации мы не найдем памятников российским солдатам и офицерам, павшим в этой войне, памятных знаков, рассказывающих о событиях тех дней. Во Франции стоит монумент военнослужащим русского экспедиционного корпуса, героически воевавшим на территории Франции в годы I мировой войны. Стойкость и героизм наших воинов, проявленные в I мировой войне, достойны уважения, подражания и памяти. Это страницы нашей истории, и о них нельзя забывать. Об этом говорил Президент РФ В. В. Путин на встрече с общественной организацией «Русское военно-историческое общество». В ходе этой встречи был выработан эскиз памятника, посвященного 100-летию I мировой войны.

В послеоктябрьский период развития нашей страны произошло переподчинение русских и российских интересов задаче интернационализации отношений в обществе, направленных на достижение утопических, непродуманных целей. Особенно большой вред русской культуре нанес воинствующий атеизм, направленный на искоренение православия. Все это отразилось на самосознании народа, которое деформировалось, ослабилось, утрачивая национальные корни и ценности. Значительно слабее стала преемственность поколений, нарастали тенденции маргинализации населения, особенно молодежи. В. И. Ленин дает в тот период свое определение патриотизма: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств». В статье «О национальной гордости великороссов» он трактует понятие пролетарского патриотизма: «Чуждо ли нам, сознательным великорусским пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык, свою родину» [21, с. 107].

В то же время в ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашей Родины, народ и армия проявили небывалый патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. «Не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, величайший патриотизм поднимали людей на подвиг», — писал маршал Г. К. Жуков [22, с. 101].

В советском патриотизме находит глубокое выражение братство народов СССР, сплотившихся вокруг великой русской нации, представляющей наиболее выдающуюся из всех наций, входящих в состав Советского Союза [23, с. 446]. В эту эпоху патриотическому воспитанию молодежи придавалось большое значение. Все усилия в данном направлении сводились к лозунгу: «Мы — строители коммунизма». Поэтому когда Советский Союз в 1991 г. перестал существовать, то образовался идеологический вакуум. В это время развитию патриотических чувств у молодых россиян уделялось крайне скудное внимание. В итоге выросло целое поколение граждан России, у которых патриотические чувства не развиты или они имеют националистический оттенок. Конечно, можно согласиться с тезисом, что любовь к своему народу — это светлое чувство, но в итоге оно же может привести к обособлению народов России. Здесь-то и должна была подключиться государственная машина с идеологическим аппаратом.

В 90-е годы прошлого века в нашей стране в обществе витала идея, что нужен молодой, сильный лидер, который сможет объединить российские народы и придать новый импульс общественного развития. Таким лидером стал В. В. Путин, ставший развивать общероссийский патриотизм, чтобы решить межнациональные проблемы. Он отметил, что после масштабных преобразований в стране образовался идеологический вакуум: одна идеология была утрачена, и ничего не было предложено взамен. В основе новой концепции должен лежать патриотизм в самом положительном смысле этого понятия, считает В. В. Путин. «У нас нет господствующей идеологии и нет соответствующей статьи в Конституции, которая гарантирует эксклюзив какой-то политической силе. Но нам вместе нужно найти нечто такое, что станет объединительным фактором для всей многонациональной, но единой российской нации. И я не вижу ничего другого, кроме патриотизма», — заявил В. В. Путин 29 февраля 2012 г. на встрече с представителями Общероссийского Народного фронта.

Итогом этой встречи стал Указ Президента РФ от 20 октября 2012 г. «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», в котором говорится об укреплении духовно-нравственных основ российского общества, совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания, разработке

и реализации значимых общественных проектов.

По оценке различных центров, проводящих социологические исследования, в нашем современном обществе присутствует высокая степень разобщенности, напряжения и раздраженности. Все явственнее проявляется растерянность, вызванная потерей жизненных ориентиров. Для россиян характерны: неуверенность людей в себе, робость, пассивность, астения, аутизм, хроническая тревожность, безадресная агрессия. Это подтверждают результаты исследований, проводимых Аналитическим центром Ю. Левады («Левада-Центр») и Фондом «Общественное мнение» (ФОМ) [24, с. 167].

Государство в России поэтому активно и пытается создать формулу национального единства, необходимую для сплочения населения вокруг неоспоримых ценностей преодоления разобщенности и кризиса самоидентификации, воспрепятствованию дальнейшей атомизации общества [25]. По этой причине делаются попытки найти те скрепы, которые бы смогли объединить российское общество. Сюда можно отнести отношение к Великой Отечественной войне. Важность таких усилий со стороны нашего государства неоспорима, хотя бы по последнему примеру, когда Президент США Б. Обама на выступлении во Франции 6 июня 2014 г., посвященной 70-ти летию высадки союзных войск в Нормандии, сказал, что решающая роль в разгроме фашизма принадлежит Америке. Уроки истории нужно помнить, и если мы не будем говорить о том, что даже в случае, когда союзные войска не высадились в далеком 1944 г. на севере Франции, то Красная Армия смогла бы и без них освободить Европу от фашизма. Правда, тогда расклад политических сил был бы не в пользу США. Об этом Б. Обама забыл или не захотел упомянуть.

Поэтому именно на примере войны, взывая к неким глубинам народной памяти, государство пытается сконструировать новую патриотическую риторику для России. Собственно только на молодое поколение рассчитаны и современные фильмы о войне, такие, как: «Мы из будущего», «Брестская крепость», «Сталинград». Так, в феврале 2011 г. В. В. Путин на заседании правительственного совета по развитию отечественной кинематографии сказал: «Кино по сути своей много больше, чем развлечение. Это значительный ресурс образования, общения, формирования личности. И, учитывая его неизменную популярность, особенно

в молодежной среде, этот ресурс должен использоваться в полной мере» [26].

Отечественные исследователи отмечают, что поступил государственный заказ на патриотизм в общенациональном значении и что государство «через массовое искусство и патриотику формирует социально значимые смыслы» [27], стремится достичь консенсуса в обществе, найти символы, на основе которых возможно создание новой российской идентичности.

Другим показательным примером мероприятий, направленных на сплочение российской нации, является отношение к спорту. Зимняя Олимпиада в Сочи показала единодушие и высокие патриотические чувства всех граждан России. Подобные мероприятия, в особенности победы наших спортсменов на крупных соревнованиях, способствуют сплочению нации.

Поиск новых консолидирующих идей и символов немыслим, с точки зрения властей, без обращения к патриотизму, призванному объяснить прежде всего молодому поколению, за какие идеалы боролись предки и за что стоит бороться в будущем [28]. Поэтому не случайно Правительством Российской Федерации вновь принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы» [29].

Подвести итог нашим рассуждениям относительно патриотизма хотелось бы словами В. В. Путина, 17 апреля 2014 г. на прямой линии, на наш взгляд, был задан самый интересный вопрос, связанный с тематикой патриотизма: «Что для Вас

Примечания

есть русский человек, русский народ? На Ваш взгляд, его плюсы и минусы, сильные и слабые стороны?».

«Мне кажется, что русский человек, или, сказать пошире, человек русского мира, он прежде всего думает о том, что есть какое-то высшее моральное предназначение самого человека, какое-то высшее моральное начало. И поэтому русский человек, человек русского мира, он обращен больше не в себя, любимого.

Хотя, конечно, в бытовой жизни мы все думаем о том, как жить богаче, лучше, быть здоровее, помочь семье, но все-таки не здесь главные ценности, он развернут вовне. Вот западные ценности заключаются как раз в том, что человек в себе сам, внутри, и мерило успеха — это личный успех, и общество это признает. Чем успешнее сам человек, тем он лучше.

У нас этого недостаточно. Даже очень богатые люди все равно говорят: «Ну заработал миллионы и миллиарды, дальше что?» Все равно это развернуто вовне, в общество.

Вот в этом и есть глубокие корни нашего патриотизма. Вот отсюда и массовый героизм во время военных конфликтов и войн, и даже самопожертвование в мирное время. Отсюда чувство локтя, наши семейные ценности. Конечно, мы менее прагматичны, менее расчетливы, чем представители других народов, но зато мы пошире душой. Может быть, в этом отражается и величие нашей страны» [30].

1. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. 2-е изд., испр. и доп. / под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. М, 1971.

2. Трескин Д. Н. Курс военно-прикладной педагогики. Дух реформ русского военного дела // О долге и чести воинской в Российской армии. М., 1991.

3. Ильин И. А. Спутник русского Христианского Националиста. Женева, 1937.

4. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Собр. соч.: в 10 т. М., 1993. Т. 1.

5. Уваров С. С. Избранные труды. М., 2010.

6. Сендеров В. А. «Православие. Самодержавие. Народность». Европейский проект для России // Вопросы философии. 2013. № 10.

7. Уваров С. С. Избр. тр. М., 2010.

8. Гранин Ю. Д. Станет ли Россия «Национальным государством»? // Вопросы философии. 2011. № 1.

9. Согрин В. В. Что есть российская нация и российский народ (Обобщающая работа В. А. Тишкова) // Общественные науки и современность. 2011. № 1.

10. Карамзин Н. М. О любви к Отечеству и народной гордости // Соч. СПб, 1948. Т. 3.; Чаадаев П. Я. Философические письма. М., 1989; Ильин И. А. Путь духовного обновления. Соч. М, 1993; Белинский В. Г.

Собр. соч. В 8 т. М., 1995. Т. 6; Бердяев Н. А. Судьба России. М, 1990; Соловьев B. C. Оправдание добра. Соч. в 2-х т. М., 1988. Т. 1; Флоровский Г. О. О патриотизме праведном и греховном. На путях. Кн. 2. Берлин, 1922; Троицкий Е. С. О русской идее. М, 1994; и др.

11. Стручалина А. П. Патриотизм в контексте априорных форм национального самопознания // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2014. № 5.

12. Кобылкин Р. А. Патриотическое воспитание сотрудников ОВД МВД России: содержание, критерии оценки и пути повышения его эффективности: метод. материалы, утв. ДГСК МВД России № 21/14/6883 от 27 июля 2011 г.

13. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Эпоха столкновения цивилизаций. М., 2014.

14. Новиков М. В., Швецов В. В. Владимир Соловьев и дискуссия о русском национализме // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 4. Т.1: Гуманитарные науки.

15. Соловьев В. С. Русская идея. М., 1992.

16. Соловьев В. С. Оправдание добра: в 2 т. М., 1988.

17. Волков С. Николай Александрович Бердяев // Сов. патриот. 1990. № 21.

18. Ильин И. А. Мы были правы // О грядущем России / под ред. Н. П. Полторацкого. М., 1993.

19. Керсновский А. А. История русской армии. М., 1994. Т. 3.

20. Головин Н. Н. Исследование боя // Диссертация экстраординарного профессора Императорской Николаевской академии. СПб., 1907.

21. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 26.

22. Жуков Г. К. Величие победы СССР и бессилие фальсификаторов истории. Полководцы. М. Роман-газета. 1994. № 18.

23. Краткий философский словарь / под ред. М. Розенталя и П. Юдина. М., 1964.

24. Зарубина С. Н. Патриотизм в современном российском кинематографе // Общественные науки и современность. 2012. № 6.

25. Урнов М. Ю., Касамара В. А. Современная Россия: вызовы и ответы. М., 2005.

26. Стенограмма заседания Правительственного Совета по развитию отечественной кинематографии. 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://goverment.ru/docs/14014/ (дата обращения: 12.06.2014).

27. Гудков Л. Негативная идентичность. Сборник статей. М., 2004; Куренной В. Философия фильма: упражнения в анализе. М., 2009.

28. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://base/garant.ru/188373/#100 (дата обращения: 09.05.2014).

29. Утверждена постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795.

30. Данную информацию см. на сайте: URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/20796 (дата обращения: 23.05.2014).

© Кобылкин Р. А., 2014

***

Г. А. Печников

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ПРОФЕССОРА В. Т. ТОМИНА

И О РАЗЛИЧИИ СОСТЯЗАТЕЛЬНОГО И ОБЪЕКТИВНО-ИСТИННОГО

ТИПОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

Данная статья посвящена научному творчеству профессора В. Т. Томина и приурочена к его 80-летнему юбилею. В ней рассматриваются актуальные проблемы и научные положения его работ. Кроме того, в статье проводится идея о необходимости четко отличать два различных типа уголовного процесса: состязательный (выигрышно-проигрышный) и объективно-истинный. В состязательном процессе (УПК РФ) состязательность самоценна и исключает объективную истину; цель и принципы в нем обеспечивают состязательность, «состязание для состязания» и подчинены установлению сильнейшего, победителя правового спора сторон. В данном типе процесса все осостязательствовано, включая и нравственность. По

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.