Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ПРИНЦИПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Припузова К.И.

В данной статье рассматривается история вопроса патриотического воспитания в различные периоды развития Российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА»

Для расчетов используй следующие данные: 1) площадь кабинета 75,5 м2, высота помещения 3 м; 2) в среднем за 40 минут человек выдыхает 13,3 л углекислого газа (0,0133 м3).

Для перевода в единицу измерения рр1 умножь полученное число на 10000.

2) Каким является качество воздуха в кабинете химии к концу урока? Используй для этого информацию из таблицы 1.

Таблица 1

Классификация воздуха в помещениях.

Класс Качество воздуха в помещении Содержание С02, ррт

Оптимальное Допустимое

1 Высокое - 400 и менее

2 Среднее - 400-600

3 - Допустимое 600-1000

4 - Низкое 1000 и более

3) Предложи способы улучшения качества воздуха в кабинете.

4) Что будет, если занятие продлится бесперерывно 80 минут (при закрытых окнах и дверях)? Таким образом, пропедевтический курс «Занимательная химия» в 5-6 классах опирается на

интересах учащихся к познанию окружающего мира, способствует развитию естественнонаучной грамотности (на примере формирования у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту, формирования умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире), имеет практико-ориентированное направление, выражающееся через достаточное количество практических работ.

Список использованной литературы:

1. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Полезная химия: задачи и истории. - М.: Дрофа, 2005. - 187 с.

2. Волцит П.М. Нескучная химия с веселыми задачами и неожиданными решениями // Серия «Русская школа». - М.: Белый город, Воскресный день, 2019. - 272 с.

3. Лаврова С.А. Занимательная химия // Серия «Моя первая книга», научно-популярное издание. - М.: Белый город, Воскресный день, 2016. - 128 с.

© Павлова Е.С., 2022

УДК 433

Припузова К.И.

Учитель истории МБОУ «Гимназия№3» Г. Белгород, Российская Федерация

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Аннотация

В данной статье рассматривается история вопроса патриотического воспитания в различные периоды развития Российского государства.

Ключевые слова:

патриотическое воспитание, патриотизм, принципы патриотического воспитания.

Слово «патриотизм» греческого происхождения. В переводе оно обозначает «соотечественник», «Родина», «любовь к Родине», готовность к его защите от врагов. В период французской буржуазной революции 1789-1794 гг. патриотами называли себя защитники республики в противовес сторонникам монархии.

Впервые о патриотизме, как государственном долге заговорил Петр Первый, в начале XVIII в. Именно тогда перед Полтавской битвой царь Петр обратился к армии со словами «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего» [1].

В том же XVIII в. в России стали появляться кадетские корпуса. Патриотическое воспитание, учащихся этих учебных заведений не вызывает сомнения, ведь именно их закончила целая плеяда замечательных полководцев, флотоводцев, военных инженеров.

После Октябрьской революции патриотическое воспитание приняло несколько другой окрас. Патриотами называли тех, кто поддерживал советскую власть. Но особенного подъема патриотическое движение в нашей стране достигло во время и после Великой Отечественной войны.

В советской школе 1920-30-х гг. патриотическое воспитание в процессе изучения истории характеризовалось приоритетностью общественно-политического и военно-патриотического содержания. В 1950-60-х гг. в контексте идейных основ социализма доминировала практика реализации патриотических ценностей и нравственных норм в труде, общественной жизни. Для периода 1970-80-х гг. характерно усиление мировоззренческого компонента в процессе патриотического воспитания подростков средствами общественно-политической и историко-краеведческой деятельности [2].

В Советском союзе выходило огромное количество педагогической и художественной литературы, направленной на гражданско-патриотическое воспитание. Среди педагогической литературы можно отметить труды А.С. Макаренко «Воспитание гражданина», В.А. Сухомлинского «Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы» [, А.А. Аронова «Воспитывать патриотов». Очень много изданий было посвящено военно-патриотическому воспитанию: А.Н. Вырщиков «Военно-патриотическое воспитание: теория и практика», В.Ф. Фарфоровский «Военно-патриотическое воспитание школьников» и т.д.

Для активизации патриотического движения в СССР были созданы и долгое время продолжали существовать различные организации, способствующие патриотическому воспитанию детей и молодежи. Среди них можно отметить: октябрятская, пионерская и комсомольская организации; ДОСААФ СССР; молодежные военно-патриотические объединения и клубы, Нахимовские и Суворовские военные училища.

После распада Советского Союза в обществе произошла ценностная дезориентация, которую сопровождал кризис экономики - это привело к разрушению системы патриотического воспитания, девальвации воспитательного потенциала курсов отечественной истории. На этом фоне резко возросла детская преступность, увеличилось количество девиантных подростков. Однако уже в конце 1990 х годов общество поняло, что систему патриотического и нравственного воспитания необходимо восстанавливать.

В результате проведенных мер в современной системе образования России патриотическому воспитанию подрастающего поколения уделяется большое внимание, т. к. детство и юность самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине, к своему народу. Патриотические чувства у учащихся формируются постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Таким образом, вопрос патриотического воспитания был одним из ведущих в российском обществе, начиная с XVIII в. и до наших дней, но его содержательное наполнение, идеологические акценты во многом зависели от идейно-политических приоритетов конкретно-исторического этапа развития страны.

Список использованной литературы:

1. Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе: история и современность: учебно-методические материалы / Р. В. Балашов, В. И. Лутовинов, И. В. Метлик, С. П. Поляков. М.: ДОСААФ России, 2010.

2. Галушко, Ю.А., Колесников, А. А. О долге и чести воинской в Российской армии/ Ю. А. Галушко, А. А. Колесников. — М.: Воениздат, 1990.

© Припузова К.И., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.