Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ»'

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ХИМИИ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРОПЕДЕВТИКА ХИМИИ В 5-6 КЛАССАХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Е.С.

В статье рассматриваются вопросы формирования естественнонаучной грамотности на уроках элективного курса «Занимательная химия» в 5-6 классах. Приведена структура курса и примеры заданий для учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF NATURAL SCIENCE LITERACY OF STUDENTS IN THE PROPAEDEUTIC COURSE "ENTERTAINING CHEMISTRY"

The article deals with the formation of natural science literacy in the lessons of the elective course "Entertaining Chemistry" in grades 5-6. The course structure and examples of tasks for students are given.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ»»

показаны различные упражнения для развития мозга, межполушарных связей, приемы для быстрого запоминания. Одним из способов развития межполушарных связей является пальчиковая гимнастики.

По словам Василия Александровича Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», поэтому я решила применять этот метод на своих занятиях. Стоит отметить уникальность этих упражнений. Во-первых, они подходят для любого возраста, во-вторых, они очень хорошо дисциплинируют и помогают сконцентрировать внимание, в-третьих, нельзя переоценить пользу этих упражнений для развития мозга, т.к. при их выполнении формируются новые нейронные связи. Было замечено, что при выполнении этого задания у детей активизируется некий дух соперничества (в хорошем смысле), который повышает качество выполнения задания. И самое главное, что эти упражнения проходят всегда весело, интересно и с азартом. Благодаря этому у детей поднимается настроения, они улыбаются, а всем известно, что знания хорошо усваиваются, когда человек настроен позитивно и открыт миру. Список использованной литературы:

1. Дмитриева В. Г. Методика раннего развития Марии Монтессори, - М.: ЭКСМО. - 2019

2. Страубе Е. Методика раннего развития Глена Домана от 0 до 4, - М.: ЭКСМО. - 2004

3. Волосовец Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении / Т.В. Волосовец, О.Н. Сазонова. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 232 с

© Овчарова Е.С., Шатских О.В., 2022

УДК 372.854

Павлова Е.С.

канд.пед.наук, учитель СОШ № 86 г. Оренбург, РФ

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ»

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы формирования естественнонаучной грамотности на уроках элективного курса «Занимательная химия» в 5-6 классах. Приведена структура курса и примеры заданий для учащихся.

Ключевые слова

Преподавание химии, естественнонаучная грамотность, пропедевтика химии в 5-6 классах

Pavlova E.S.

PhD, teacher, secondary school No. 86 Orenburg, Russia

FORMING OF NATURAL SCIENCE LITERACY OF STUDENTS IN THE PROPAEDEUTIC COURSE

"ENTERTAINING CHEMISTRY"

Abstract

The article deals with the formation of natural science literacy in the lessons of the elective course "Entertaining Chemistry" in grades 5-6. The course structure and examples of tasks for students are given.

Keywords

Chemistry training, natural science literacy, propaedeutics of chemistry in grades 5-6

Курс «Занимательная химия» в МОАУ «СОШ № 86» был разработан для формирования интереса к химии, расширения кругозора школьников, а также постепенной подготовки учащихся к изучению химии на профильном уровне. Он ориентирован на учащихся 5-6 классов. В этом возрасте интерес учащихся к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Школьников окружает большое количество веществ, поэтому с раннего возраста они должны уметь обращаться с ними. В основе курса лежит принцип «Я и вещества вокруг меня». Программа курса рассчитана на 1 час в неделю (всего 68 часов) в 5 и 6 классах.

Главная цель курса - развитие познавательного интереса учащихся, формирование естественнонаучной грамотности, в том числе формирование у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту.

Содержание курса носит межпредметный характер, реализует связь со следующими предметами: экология (бережное отношение к природе, понимание изменений в окружающей среде); физика (физические свойства веществ, физические явления и их признаки); история (исторические сведения из мира химии); биология (химический состав объектов живой природы); география (распространенность веществ в природе, состав оболочек Земли); информатика (создание и оформление презентаций, видео, работа в текстовых редакторах, поиск информации в Интернете).

В содержании курса «Занимательная химия» можно выделить следующие логические блоки, каждый из которых способствует развитию естественнонаучной грамотности:

1) «Введение» - знакомство с предметом химии, понятиями «тело» и «вещество», физическими и химическими явлениями, признаками химических явлений; формирование навыков работы с лабораторным оборудованием. Используя информацию о признаках химических и физических явлений, учащиеся определяют, какие явления их окружают в повседневной жизни.

2) «Язык химической науки» - формирование первоначальных знаний о строении вещества, периодической системе, языке химической науки. Для визуализации материала проводится практическая работа по моделированию молекул.

3) «Разнообразие веществ» - знакомство с простыми и сложными веществами, наиболее распространенными в жизни ребенка - кислород, углерод, вода, углекислый газ, кислоты, основания и соли. С целью реализации практической направленности курса и формирования естественнонаучной грамотности проводятся практические работы, на которых учащиеся изучают свойства рассмотренных ранее веществ. Эти занятия способствуют достижению таких предметных результатов как 1) формирование умений объяснять происходящие явления, причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств; 2) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении химического эксперимента, осуществление химического эксперимента и его анализ.

4) «Смеси веществ» - знакомство с видами смесей, их способами разделения, понятием «массовая доля»; формирование навыка решения задач на нахождение массовой доли как элемента в соединении, так и вещества в смеси. Учащиеся рассматривают смеси, с которыми сталкиваются в повседневной жизни - воздух, почва, молоко, краски. На практических работах формируется умение разделять смеси различного состава, в том числе, и практическое применение этого умения - удаление пятен различного происхождения. В этом разделе целесообразным является выполнение учащимися творческого проекта «Смеси в повседневной жизни», в котором школьники приводят примеры разнообразных смесей, классифицируют их на гомогенные и гетерогенные, указывают состав, приводят фото.

5) «Растворы» - знакомство с составом растворов, их видами, понятием «растворимость», решение

практико-ориентированных расчетных задач на приготовление растворов, приготовление растворов с различной массовой долей растворенного вещества.

6) «Химическая реакция» - развитие знаний о физических и химических явлениях, формирование представлений о законе сохранения массы веществ, уравнении химической реакции, коэффициентах, видах химических реакций. На практических работах учащиеся развивают умение осуществлять эксперимент, а также применяют полученные знания об условиях и признаках химических реакций при проведении конкретных химических превращений, тренируются в расстановке коэффициентов.

Задания для формирования естественнонаучной грамотности на уроках «Занимательной химии» отвечают следующим требованиям:

• содержат как текстовую информацию, так и информацию в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем, рисунков;

• имеют межпредметный характер (для их выполнения необходимо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения);

• могут требовать привлечения дополнительной информации или, напротив, содержащих избыточную информацию и «лишние данные»;

• комплексные и структурированные, состоящие из нескольких взаимосвязанных вопросов.

Например, при изучении темы «Углекислый газ» (5 класс, 4 четверть) или «Воздух как смесь

веществ» (6 класс, 1 четверть) предлагаем следующее задание экологического характера.

«Коварный углекислый газ»

Что такое воздух? Это газ, а, вернее, смесь газов. Всего лишь два века назад ученые узнали, что воздух - это смесь многих газов, в основном, азота - 78%, кислорода - 21%, углекислого газа - 1%.

Задание: изучи рисунок и определите противоречия в текстовой информации и той, что изображена на диаграмме.

Состав воздуха

объемные доли газов

Азот 78,09 %

Кислород 20,95 %

Аргон 0,93 %

Углекислый газ 0,03%

Углекислый газ является неотъемлемой частью воздушной смеси, но его концентрация на улице не высока - всего около 400-450ppm (миллионные доли, parts per million), что соответствует 0,04% объемной концентрации. Норма уровня СО2 в помещении превышает уличные значения примерно в 1,5 раза, то есть до 600ppm. Концентрация в 800ppm уже считается небезопасной, а при 1000ppm, то есть 0,1% объемной концентрации, возникают первые признаки «отравления» (беспричинная вялость, затрудненное дыхание). Однако и эти значения все еще входят в норму: превышением по санитарным нормативам считается уровень выше 1400ppm. При таких показателях уже трудно концентрироваться на выполнении заданий, если человек на работе, и трудно нормально засыпать, если речь идет об отдыхе дома. Критические величины - более 3000ppm (0,3%). В этом случае быстро развиваются признаки кислородного голодания, тошнит, учащается пульс. Концентрация 15000ppm (1,5%) смертельно опасна.

Задания: 1) Рассчитай содержание углекислого газа в кабинете химии к концу урока по формуле: V(образовавшегося С02)*100%^(кабинета).

Для расчетов используй следующие данные: 1) площадь кабинета 75,5 м2, высота помещения 3 м; 2) в среднем за 40 минут человек выдыхает 13,3 л углекислого газа (0,0133 м3).

Для перевода в единицу измерения рр1 умножь полученное число на 10000.

2) Каким является качество воздуха в кабинете химии к концу урока? Используй для этого информацию из таблицы 1.

Таблица 1

Классификация воздуха в помещениях.

Класс Качество воздуха в помещении Содержание С02, ррт

Оптимальное Допустимое

1 Высокое - 400 и менее

2 Среднее - 400-600

3 - Допустимое 600-1000

4 - Низкое 1000 и более

3) Предложи способы улучшения качества воздуха в кабинете.

4) Что будет, если занятие продлится бесперерывно 80 минут (при закрытых окнах и дверях)? Таким образом, пропедевтический курс «Занимательная химия» в 5-6 классах опирается на

интересах учащихся к познанию окружающего мира, способствует развитию естественнонаучной грамотности (на примере формирования у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту, формирования умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире), имеет практико-ориентированное направление, выражающееся через достаточное количество практических работ.

Список использованной литературы:

1. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Полезная химия: задачи и истории. - М.: Дрофа, 2005. - 187 с.

2. Волцит П.М. Нескучная химия с веселыми задачами и неожиданными решениями // Серия «Русская школа». - М.: Белый город, Воскресный день, 2019. - 272 с.

3. Лаврова С.А. Занимательная химия // Серия «Моя первая книга», научно-популярное издание. - М.: Белый город, Воскресный день, 2016. - 128 с.

© Павлова Е.С., 2022

УДК 433

Припузова К.И.

Учитель истории МБОУ «Гимназия№3» Г. Белгород, Российская Федерация

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Аннотация

В данной статье рассматривается история вопроса патриотического воспитания в различные периоды развития Российского государства.

Ключевые слова:

патриотическое воспитание, патриотизм, принципы патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.