Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПО ХИМИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПО ХИМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕНИЕ / ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / КОНТЕКСТНАЯ ЗАДАЧА / УРОК ХИМИИ / ТРЕБОВАНИЯ ФГОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Мария Михайловна, Чаптыкова Ольга Юрьевна

В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы в школе по применению контекстных задач на уроках химии для формирования и закрепления практических умений обучающихся 9-х классов. Раскрываются понятия «умение», «практическое умение», «контекстная задача», выявлены преимущества контексных задач в формировании практических умений обучающихся. Исследование подтвердило эффективность использования контекстных задач на уроках химии в 9 классе для формирования практических умений обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON CONTEXTUAL TASKS APPLICATION FOR DEVELOPMENT OF PRACTICAL SKILLS IN CHEMISTRY

The article presents results of experimental work at school to use contextual tasks in chemistry lessons for the development of the 9th grade students’ practical skills. The author reveals concepts of a skill, practical skill, contextual task, as well as advantages of contextual tasks in the development of students’ practical skills. The experiment confirmed effectiveness of using contextual tasks in chemistry lessons in the 9th grade.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПО ХИМИИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.3.54

ПРИМЕНЕНИЕ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПО ХИМИИ

Васильева Мария Михайловна,

студент

Чаптыкова Ольга Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии и геоэкологии Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы в школе по применению контекстных задач на уроках химии для формирования и закрепления практических умений обучающихся 9-х классов. Раскрываются понятия «умение», «практическое умение», «контекстная задача», выявлены преимущества контексных задач в формировании практических умений обучающихся. Исследование подтвердило эффективность использования контекстных задач на уроках химии в 9 классе для формирования практических умений обучающихся.

Ключевые слова: умение, практические умения, контекстная задача, урок химии, требования ФГОС.

ON CONTEXTUAL TASKS APPLICATION FOR DEVELOPMENT OF PRACTICAL SKILLS

IN CHEMISTRY

Vasilyeva Mariya Michailovna,

Student

Chaptykova Olga Yuryevna,

Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor, Chemistry and Geoecology Department Katanov Khakass State University (Abakan).

The article presents results of experimental work at school to use contextual tasks in chemistry lessons for the development of the 9th grade students' practical skills. The author reveals concepts of a skill, practical skill, contextual task, as well as advantages of contextual tasks in the development of students' practical skills. The experiment confirmed effectiveness of using contextual tasks in chemistry lessons in the 9th grade.

Key words: skill, practical skill, contextual task, chemistry lesson, Federal State Educational Standard requirements.

Актуальность проблемы формирования практических умений по химии у школьников обусловлена изменением образовательной парадигмы, согласно которой человек будущего будет функционировать в динамично изменяющихся условиях неравновесности систем, высокого риска внешней среды, увеличения непредсказуемых последствий человеческой мысли. Кроме того, согласно новым образовательным стандартам третьего поколения, в качестве одного из требований к результатам освоения образовательной программы вводится новая категория -

«функциональная грамотность», одним из показателей которой является естественнонаучная грамотность обучающихся.

Проблема эффективного формирования практических умений на уроках химии в средней школе является на сегодняшний день одной из непростых проблем педагогики и дидактики. Формирование практических умений и навыков является значимым в образовательном процессе. Обществу необходимы люди, способные к самостоятельному добыванию знаний, эффективному их использованию, осуществлению различных

видов деятельности. В то же время современная общеобразовательная школа и вся система среднего образования ориентированы на традиционную передачу знаний, традиционную организацию учебного процесса, традиционное методическое обеспечение. Школа оказывается не готова к объективным изменениям, происходящим в обществе и сознании подрастающего поколения. Современный выпускник школы для полноценной адаптации во взрослой жизни должен не только обладать определённым багажом знаний, но и уметь применять полученные знания на практике, стремиться к самостоятельному освоению новой информации. Неслучайно в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Согласно определению психологического словаря, умение - способность человека успешно выполнять определённые действия, деятельность с высоким качеством и хорошими количественными результатами [3, с. 445].

Умение - способность адекватным и осознанным образом осуществлять сложные модели поведения для достижения цели. Умениям всегда предшествует накопление знаний, специальных навыков. Умение - мастерство - возникает на основе уже выработанных навыков и знаний.

Умение - это элементы деятельности, позволяющие делать что-то с высоким качеством, точно и правильно.

В основе любого умения лежат интеллектуальная деятельность, мыслительные процессы. Умения образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем.

Практическое умение - это способность выполнять определённую практиче-

скую деятельность в конкретной ситуации [4]. Данное понятие нашло широкое распространение в психолого-педагогической литературе и не вызывает разносторонних толкований.

Таким образом, практические умения дополняют теоретические знания, они развиваются в процессе преодоления препятствий при помощи интеллектуальных и физических усилий. Практические умения формируются в результате многочисленных практических занятий.

Процесс формирования практических умений является достаточно длительным и нуждается в целенаправленной отработке действий, составляющих содержание умения. Как правило, многие практические умения формируются на протяжении достаточно длительного времени, иногда занимая многие годы человеческой жизни.

Формирование практических умений школьников на уроках химии происходит в процессе изучения предмета и использования полученных знаний на практике. В процессе изучения курса химии формирование практических умений учащихся происходит постепенно, по нарастанию степени сложности. Однако многие учителя считают, что уделять время целенаправленной отработке практических умений не следует, поскольку ученики приобретают необходимые умения самостоятельно в процессе обучения и получения новых знаний. Не применяя полученные знания на практике, учащиеся легко забывают полученную информацию, даже несмотря на проведение различных проверочных работ. Учитель фиксирует уровень теоретических знаний и не контролирует наличие, глубину, разнообразие умений, стихийно сформировавшихся у ученика в процессе учебной деятельности. Нерациональные или ошибочные алгоритмы выполнения определённого действия в дальнейшем будут мешать эффективному освоению нового материала, продвижению учеников в

учебном процессе, углубленному изучению нового материала, развитию учебной деятельности. Нагромождение нерациональных приёмов выступает серьёзным тормозом учебного процесса, приводит к замедлению автоматизации практических умений и навыков.

Практические умения формируются и нарабатываются у учащихся: в результате использования различных форм и методов. К основным методам формирования практических умений относятся упражнения, лабораторные работы, практические работы, дидактические игры.

В химии, основанной на контексте, темы вводятся на основе «необходимости знать»; концепции представлены только по мере необходимости для решения проблемы или изучения реального применения.

Контекстные задачи формируют в когнитивной сфере учащихся: системность, логичность рассуждений, умение соотносить различные факты; осмысленность - способность приводить примеры из жизни, анализировать информацию, представленную в задаче, аргументировать собственные выводы; действенность (функциональность) - умение применять знания для решения задач; самостоятельность и гибкость мышления.

При разработке контекстных задач необходимо учитывать следующие дидактические принципы: принцип доступности, подразумевающий, что для выполнения таких заданий не требуется фактических знаний за пределами программного материала; принцип актуальности, требующий использования новостных научных материалов, анализа происходящих в мире событий с позиции химии, позволяющий избежать искусственности контекстных задач, значительно влияя на уровень учебной мотивации школьников; принцип учёта возраста школьников, предполагающий формулирование контекстной задачи таким образом, чтобы, с одной стороны, они не вызывали скуку уче-

ника, а с другой - были доступны, понятны и интересны подрастающему поколению.

Как правило, в контекстных заданиях содержатся вопросы и проблемы, с которыми ученик сталкивается в своей обыденно-практической жизни, литературных источниках, либо они соответствуют его профессиональным интересам и найдут применение в дальнейшем обучении.

Контекстные задачи эффективно стимулируют познавательную активность учащихся средней школы, имеют практическую направленность, демонстрируют необходимость знаний в области химии для современной жизнедеятельности. Контекстная задача содержит элементы, усиливающие эмоциональность, она стимулирует воображение учащихся, текст задачи содержит элементы недосказанности, в задаче имеется специальный блок заданий и вопросов, порядок вопросов имеет логическую последовательность, контекстная задача позволяет получить новую, ранее не известную школьникам информацию, поставленные вопросы позволяют связать информацию из задачи со знаниями, которыми школьники уже обладают [1].

Использование на уроках контекстных задач даёт возможность активизировать возможности и способности личности учащихся и оценить качество результатов их образовательной деятельности.

Таким образом, контекстные задачи в формировании практических умений по химии у обучающихся обладают следующими возможностями:

- повышают мотивацию обучающихся к обучению, их самостоятельность, способствуют формированию познавательного интереса к химии;

- позволяют связывать химическую науку с повседневной жизнью учащихся, с будущей профессиональной деятельностью;

- с помощью контекстных задач выявляются не только предметные знания и умения, но и

их системность, а также функциональность, самостоятельность и креативность мышления;

- осуществляется демонстрация возможности применения химии на практике, взаимосвязи абстрактных знаний и реальности, наблюдаемого и прогнозируемого;

- происходит снижение «порога сложности» изучаемого предмета.

Нами был проведён педагогический эксперимент, в начале которого была выдвинута гипотеза о том, что использование контекстных задач в программе преподавания химии в средней школе будет способствовать более эффективному формированию практических умений учащихся.

Опытно-экспериментальная работа была организована на базе МКОУ «Маломинусинская СОШ № 7 имени героя Советского Союза Н. И. Михайлова».

На первом этапе была проведена диагностика практических умений обучающихся по химии с целью выявления «западающих» умений. Анализ результатов показал, что у обучающихся 9 класса вызывают трудности задания, связанные с такими умениями как: умение определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях различного состава; умение составлять молекулярные и ионные уравнения химических реакций; умение проводить расчеты по уравнению химической реакции; умение рассчитывать массовую долю растворённого вещества в растворе. В связи с этим, целью формирующего этапа эксперимента явилось развитие указанных практических умений с использованием контекстных задач.

В качестве примера по развитию умения проводить расчеты по уравнению химической реакции рассмотрим задачу: «Конструкторы первых космических кораблей и подводных лодок столкнулись с проблемой: как поддерживать на судне или космической станции постоянный состав воздуха, т. е. как избавиться

от избытка углекислого газа и возобновить запас кислорода? Решение было найдено изящное - надо превратить СО2 в О2! Для этого было предложено использовать надперок-сид калия (КО2), который образуется при сгорании калия в кислороде. При взаимодействии надпероксида калия с углекислым газом выделяется кислород в свободном виде (атомы кислорода являются и окислителем, и восстановителем одновременно).

1.Составьте уравнения реакций, о которых идёт речь в тексте задачи.

2. Зная, что в сутки человек выделяет в среднем 0,51 м3 углекислого газа, рассчитайте, какое количество надпероксида калия должно быть на борту космической станции, чтобы обеспечить жизнедеятельность экипажа, состоящего из трёх человек, в течение месяца (30 дней)».

Проведём анализ текста задачи. Во-первых, следует обратить внимание на элементы, усиливающие эмоциональность задачи. Из содержания задачи следует, что ещё недавно актуальна была проблема выживания человека в условиях недостатка кислорода, но решение было найдено. Этот важный момент подчёркивается использованием в тексте задачи восклицательных и вопросительных предложений. Во-вторых, контекстная задача стимулирует воображение обучающихся, тем более когда речь идёт о решении такой важной проблемы. В-третьих, текст контекстной задачи неполный, он содержит элементы недосказанности, т. е. не отвечает на все вопросы, которые возникают после её прочтения. Как получить металлический калий в свободном виде? Какие условия необходимо соблюдать для обеспечения безопасного получения кислорода? В-четвёртых, контекстная задача содержит специальный блок заданий и вопросов. В-пятых, контекстная задача позволяет обучающимся самостоятельно получить новую,

ранее не известную им информацию как при прочтении текста задачи, так и при подготовке ответов на предлагаемое задание. И, наконец, в-шестых, в качестве задания требуется составить уравнение химической реакции, описанной в тексте задачи, и произвести необходимые расчеты.

Результаты педагогического эксперимента показали, что использование контекстных задач в образовательном процессе на уроках химии в 9 классе оказало положительное воздействие на уровень успеваемости, мотивацию,

качество знаний учащихся. Выдвинутая перед началом проведения педагогического эксперимента гипотеза подтвердилась.

Результаты проведённой работы позволяют утверждать, что использование контекстных задач в процессе изучения химии в 9 классе способствует повышению усвояемости материала и активации познавательной деятельности. Эффективность использования контекстных задач при обучении старшеклассников химии подтверждена полученными результатами эксперимента.

Библиографический список

1. Ахметов М. А. Секреты контекстной задачи // Школьные технологии. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/sekrety-kontekstnoy-zadachi (дата обращения: 20.12.2021)

2. Дудина М. Н. Новая образовательная парадигма: проблемы качества образования // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 5. С. 32-34.

3. Немов Р. С. Психологический словарь. М.: Владос, 2007. 560 с.

4. Мусайбеков Р. К., Дюсембекова М. Т. Роль контекстных задач в обучении математике и химии // Sciences of Europe. 2016. № 10-1 (10). С. 83-86.

© Васильева М. М., Чаптыкова О. Ю., 2021

УДК 001.895:[378.096:63]:332.3(476.4)

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАФЕДРЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Комлева Светлана Михайловна,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой землеустройства Белорусская государственная сельскохозяйственная академия (г. Горки, Республика Беларусь)

В статье представлен анализ применения метода игрового проектирования при проведении лабораторного занятия по дисциплине «Организация и устройство территории сельских населённых пунктов» кафедры землеустройства УО БГСХА. В работе рассмотрена также возможность использования данного метода при разработке курсовых проектов по этой же дисциплине.

Ключевые слова: инновационные технологии, игровое производственное проектирование, алгоритм занятия, послеигровая рефлексия, эскизный проект.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES USED TO IMPROVE THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE LAND MANAGEMENT DEPARTMENT

Komleva Svetlana Mikhailovna,

Ph. D. in Economics, Associate Professor, Head of the Land Management Department Belarusian State Agricultural Academy (Gorki, Republic of Belarus)

The article presents an analysis of the application of the game design method in conducting a laboratory lesson on the discipline «Organization and arrangement of the territory of rural settlements» of the Land Management Depart-

56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.