Научная статья на тему 'Формирование метапредметных умений на уроках химии'

Формирование метапредметных умений на уроках химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1038
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мизёва В. И.

В данной статье рассматриваются особенности формирования метапредметных умений у обучающихся в процессе изучения химии, в условиях перехода на новые стандарты в образовании. Проведенное исследование доказывает эффективности разработанной методики и ее положительную роль при включении в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование метапредметных умений на уроках химии»

2. Сафронов А.Ф., Соколов А.Н. Методика расчета EROEI на примере разработки Средневилюйского газоконденсатного месторождения / А.Ф. Сафронов, А.Н. Соколов // Нефтегазовое дело. - 2011. - № 6. - С. 197-211.

3. Пояснительная записка ООП подготовки бакалавров 020100.62 - Химия [Электронный ресурс]. - Оренбург: ОГУ, 2011. - 52 с. - Режим досту-па:ht:tp://ito.osu.ш/index.php?page=000605&action=download&type=oop&id=7 0 (дата обращения: 18.12.2014).

4. Рабочая программа дисциплины «Источники энергии и топливные ресурсы» / сост. М.А. Киекпаев, П.А. Пономарева - Оренбург: ОГУ, 2011. -17 с.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ

© Мизёва В.И.*

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

В данной статье рассматриваются особенности формирования мета-предметных умений у обучающихся в процессе изучения химии, в условиях перехода на новые стандарты в образовании. Проведенное исследование доказывает эффективности разработанной методики и ее положительную роль при включении в образовательный процесс.

Ключевые слова федеральный государственный образовательный стандарт, метапредметные умения, метапредметные результаты, универсальные учебные действия.

В условиях модернизации системы образования перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения [3, с. 18] требования к выпускникам общеобразовательных школ ведут к необходимости в изменении содержания обучения, поставив в основу принцип метапредметности как условия повышения качества содержания образования. В настоящее время формирование метапредметных умений становится центральной задачей любого обучения.

Качественные изменения процесса обучения ориентированы на формирование у учащихся системного представления об окружающем мире, ясного понимания существующих взаимосвязей в природных и созданных чело-

* Аспирант 1 курса кафедры Педагогики профессионального образования.

веком системах. Один из разделов стандартов второго поколения посвящен планируемым результатам, которые определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. В связи с этим, целью изучения химии является создание условий для целостного представления учащимися о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира.

Химия - наука о природе. В природе химические, физические и биологические явления взаимосвязаны. В учебном базисном плане данные феномены изучаются раздельно, тем самым разрывая связи между ними. Для решения этой проблемы в школе должно быть предусмотрено осуществление принципа метапредметности [1, с. 253], который подразумевает и открывает новые возможности в расширении и углублении содержания межпредметных связей. Активное использование в процессе обучения связей между предметами способствует овладению учащимися метапредметным умением оперировать знаниями из разных учебных дисциплин. Принцип метапредметности предполагает также обучение общим приемам мыслительной деятельности, которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

Использование метапредметного подхода через выполнение различных заданий возможно на различных уроках, в том числе и на уроках химии. Выполняя подобные задания, учащиеся приобретают естественнонаучную грамотность, а именно развивают умения исследовательской, практической деятельности; приобретают опыт решения проблемных, нестандартных, творческих задач. Так, к метапредметным химическим результатам относятся умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. В этом случае овладение языком химии, относясь к группе предметных результатов, является частью обозначенного выше метапредметного результата.

Формирование метапредметных умений учащихся в курсе химии основной общеобразовательной школы - сложный процесс, требующий специальной организации педагогических условий. Как показывает практика, преподавание курса химии основной общеобразовательной школы не обеспечивает формирование метапредметных умений у школьников. На основе анализа проблемы исследования выявлены педагогические условия формирования метапредметных умений учащихся на уроках химии. Четкое выделение и систематическая диагностика уровня сформированности метапред-метных умений с помощью специальных заданий - необходимое дидактическое условие их достижения каждым учащимся.

Составляя тематическое планирование курса химии [2, с. 142], необходимо ясно представить положение каждого урока в общей системе, уточнить его роль в решении поставленных учебно-воспитательных задач и достижении метапредметных результатов, которые могут быть выявлены традиционными средствами контроля, т.е. с помощью различных заданий.

Таким образом, на уроках, формирующих понятия о растворах [2, с. 144], учащиеся должны совершенствовать следующие метапредметные умения: знать понятие «электролит», свойства растворов электролитов; на основе схем в тексте параграфа объяснять сущность процесса электролитической диссоциации, роль воды в нем; научиться выбирать уровень сложности по силам, работать на доверии, следить за временем, самостоятельно оперировать модульной программой, сравнивать результат своей работы с поставленными целями.

Овладение этими умениями способствует развитию у учащихся общеучебного умения характеризовать основные методы изучения естественнонаучных дисциплин: наблюдение, эксперимент, моделирование. Для этого необходима целенаправленная работа учителя и систематическая самостоятельная работа учащихся по овладению способами решения учебных познавательных задач, умениями объяснять состав и свойства веществ, устанавливать связи между наблюдаемыми явлениями и процессами. Следовательно, необходимо создание системы дидактических заданий для усвоения химического содержания, обеспечивающих возможность осуществления совокупности универсальных учебных действий (УУД) на каждом этапе усвоения.

В разрабатываемом нами курсе химии предпринята попытка построить такую систему дидактических заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Для этого введена их типология и определены методические особенности, составлены задания каждого типа, используемые для работы с содержанием параграфов. Среди них нами были использованы контекстные задачи, ситуационные задания, творческие задания и кейс-технология. При выполнении подобных заданий учащиеся проявляют следующие УУД: ставят цель, планируют пути достижения цели, используют различные способы поиска информации, а также учатся действовать в условиях неопределенности: сделать ряд умозаключений на основании найденной информации.

Для проведения педагогического эксперимента были сформированы две группы учащихся 8 класса по 25 человек, изучающих химию на базовом уровне: экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группа (КГ). Экспериментальная работа в них характеризовалась ориентацией на различные педагогические условия:

- в КГ проводились традиционные формы уроков, соответствующих содержанию основной образовательной программы и календарно-тематическому планированию курса химии;

- в ЭГ реализовывался комплекс педагогических условий. Проводились метапредметные уроки с использованием системы дидактических заданий по темам школьного курса химии как средства формирования метапредметных умений.

Для проверки сформированности метапредметных умений у обучающихся нами предложены индивидуальный и фронтальный опрос, анкетирование, решение задач, соответствующие теме «Растворы» курса химии 8 класса основной общеобразовательной школы. Задания составлены из вопросов, различных по своему назначению. В работы включены задания тестового характера на выбор ответа, а также задачи, для которых необходимы дополнительные вычисления и подробное оформление решения в тетради. Каждая работа содержит задания, проверяющие сформированность определенной группы УУД, а также уровень сформированное™ метапредметных умений в целом.

Контекстный анализ заданий по каждой группе универсальных учебных действий позволил вывить сильные и слабые стороны достижений обучающихся. Каждая группа УУД была представлена в интегрированной диагностической работе несколькими заданиями, проверяющими различные виды УУД. Учащие контрольной и экспериментальной групп, показывают достаточно высокие результаты (выше 50 %). Уровень выполнения заданий обучающимися ЭГ по каждому критерию незначительно превышает показатели учеников КГ. Результаты диагностики уровня сформированности метапред-метных химических умений позволили сделать вывод о том, что большинство учащихся находятся на низком уровне успешности.

По окончании изучения темы «Растворы» в экспериментальной и контрольной группах проводилась проверочная работа, содержащая специально разработанную нами систему дидактических заданий. Распределение учащихся по уровням успешности в КГ и ЭГ следующее: количество обучающихся на низком уровне успешности в КГ на 25 % большее, чем в ЭГ; число учащихся, имеющих базовый уровень в ЭГ на 16 % выше, чем в КГ; а на высоком уровне в ЭГ - на 9 % больше, чем в КГ.

Анализируя полученные нами результаты, мы пришли к выводу, что предложенные дидактические условия являются эффективными для формирования у школьников метапредметных умений.

Необходимо также отметить, что при работе с системой дидактических заданий учащиеся учатся применять предметные знания в нестандартных ситуациях, близких к реальной жизни. Поэтому повышение уровня успешности при работе с контекстными, ситуационными, творческими и кейс-заданиями ведет к повышению уровня сформированности мета-предметных умений.

Полученные нами результаты в контрольной и экспериментальной группах в ходе экспериментальной работы позволяют сделать вывод о том, что формирование метапредметных умений учащихся протекает эффективнее при реализации системно-деятельностного подхода, формировании ме-тапредметных умений учащихся посредством использования нестандартных заданий в учебном процессе по химии, а также при соблюдении комплекса педагогических условий функционирования данной модели.

Список литературы:

1. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства) / Ю.В. Громыко. - Мн.: Технопринт, 2000. - 376 с.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. - (Стандарты второго поколения).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2014. - 63 с. - (Стандарты второго поколения).

ОБУЧЕНИЕ ТАНЦАМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Стикина Ю.В.*

Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, г. Коломна

В данной статье рассматриваются некоторые вопросы методики обучения детей дошкольного возраста. Проанализированы основные проблемы, встающие перед педагогами при подготовке к хореографическим занятиям. Выделены основные требования к организации занятий танцами дошкольников.

Ключевые слова: обучение танцам, хореография, руководство танцевальной деятельностью детей, партерный экзерсис, роль танца в развитии дошкольников, дозирование нагрузки, принципы обучения танцам.

Дети дошкольного возраста составляют большую часть детей и подростков, занимающихся танцами. Почти каждая девочка и более половины мальчиков хотя бы однажды побывали в танцевальном классе. В настоящее время у родителей и детей существует возможность выбора: танцевальные занятия предлагают учреждения культуры, детские центры различной направленности, детские дошкольные учреждения, спортивные центры. К сожалению, не всегда с детьми занимаются специалисты, часто занятия ведут люди, не знающие психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста, методических основ обучения танцу.

Танец - это многовековое искусство, к которому дети приобщаются практически с рождения. Дети с раннего возраста хорошо чувствуют ритм, легко передают своё понимание музыки посредством движения. Но без грамотного

* Старший преподаватель кафедры Начального, дошкольного и специального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.