2. Сафронов А.Ф., Соколов А.Н. Методика расчета EROEI на примере разработки Средневилюйского газоконденсатного месторождения / А.Ф. Сафронов, А.Н. Соколов // Нефтегазовое дело. - 2011. - № 6. - С. 197-211.
3. Пояснительная записка ООП подготовки бакалавров 020100.62 - Химия [Электронный ресурс]. - Оренбург: ОГУ, 2011. - 52 с. - Режим досту-па:ht:tp://ito.osu.ш/index.php?page=000605&action=download&type=oop&id=7 0 (дата обращения: 18.12.2014).
4. Рабочая программа дисциплины «Источники энергии и топливные ресурсы» / сост. М.А. Киекпаев, П.А. Пономарева - Оренбург: ОГУ, 2011. -17 с.
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ
© Мизёва В.И.*
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
В данной статье рассматриваются особенности формирования мета-предметных умений у обучающихся в процессе изучения химии, в условиях перехода на новые стандарты в образовании. Проведенное исследование доказывает эффективности разработанной методики и ее положительную роль при включении в образовательный процесс.
Ключевые слова федеральный государственный образовательный стандарт, метапредметные умения, метапредметные результаты, универсальные учебные действия.
В условиях модернизации системы образования перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения [3, с. 18] требования к выпускникам общеобразовательных школ ведут к необходимости в изменении содержания обучения, поставив в основу принцип метапредметности как условия повышения качества содержания образования. В настоящее время формирование метапредметных умений становится центральной задачей любого обучения.
Качественные изменения процесса обучения ориентированы на формирование у учащихся системного представления об окружающем мире, ясного понимания существующих взаимосвязей в природных и созданных чело-
* Аспирант 1 курса кафедры Педагогики профессионального образования.
веком системах. Один из разделов стандартов второго поколения посвящен планируемым результатам, которые определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. В связи с этим, целью изучения химии является создание условий для целостного представления учащимися о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира.
Химия - наука о природе. В природе химические, физические и биологические явления взаимосвязаны. В учебном базисном плане данные феномены изучаются раздельно, тем самым разрывая связи между ними. Для решения этой проблемы в школе должно быть предусмотрено осуществление принципа метапредметности [1, с. 253], который подразумевает и открывает новые возможности в расширении и углублении содержания межпредметных связей. Активное использование в процессе обучения связей между предметами способствует овладению учащимися метапредметным умением оперировать знаниями из разных учебных дисциплин. Принцип метапредметности предполагает также обучение общим приемам мыслительной деятельности, которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
Использование метапредметного подхода через выполнение различных заданий возможно на различных уроках, в том числе и на уроках химии. Выполняя подобные задания, учащиеся приобретают естественнонаучную грамотность, а именно развивают умения исследовательской, практической деятельности; приобретают опыт решения проблемных, нестандартных, творческих задач. Так, к метапредметным химическим результатам относятся умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. В этом случае овладение языком химии, относясь к группе предметных результатов, является частью обозначенного выше метапредметного результата.
Формирование метапредметных умений учащихся в курсе химии основной общеобразовательной школы - сложный процесс, требующий специальной организации педагогических условий. Как показывает практика, преподавание курса химии основной общеобразовательной школы не обеспечивает формирование метапредметных умений у школьников. На основе анализа проблемы исследования выявлены педагогические условия формирования метапредметных умений учащихся на уроках химии. Четкое выделение и систематическая диагностика уровня сформированности метапред-метных умений с помощью специальных заданий - необходимое дидактическое условие их достижения каждым учащимся.
Составляя тематическое планирование курса химии [2, с. 142], необходимо ясно представить положение каждого урока в общей системе, уточнить его роль в решении поставленных учебно-воспитательных задач и достижении метапредметных результатов, которые могут быть выявлены традиционными средствами контроля, т.е. с помощью различных заданий.
Таким образом, на уроках, формирующих понятия о растворах [2, с. 144], учащиеся должны совершенствовать следующие метапредметные умения: знать понятие «электролит», свойства растворов электролитов; на основе схем в тексте параграфа объяснять сущность процесса электролитической диссоциации, роль воды в нем; научиться выбирать уровень сложности по силам, работать на доверии, следить за временем, самостоятельно оперировать модульной программой, сравнивать результат своей работы с поставленными целями.
Овладение этими умениями способствует развитию у учащихся общеучебного умения характеризовать основные методы изучения естественнонаучных дисциплин: наблюдение, эксперимент, моделирование. Для этого необходима целенаправленная работа учителя и систематическая самостоятельная работа учащихся по овладению способами решения учебных познавательных задач, умениями объяснять состав и свойства веществ, устанавливать связи между наблюдаемыми явлениями и процессами. Следовательно, необходимо создание системы дидактических заданий для усвоения химического содержания, обеспечивающих возможность осуществления совокупности универсальных учебных действий (УУД) на каждом этапе усвоения.
В разрабатываемом нами курсе химии предпринята попытка построить такую систему дидактических заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Для этого введена их типология и определены методические особенности, составлены задания каждого типа, используемые для работы с содержанием параграфов. Среди них нами были использованы контекстные задачи, ситуационные задания, творческие задания и кейс-технология. При выполнении подобных заданий учащиеся проявляют следующие УУД: ставят цель, планируют пути достижения цели, используют различные способы поиска информации, а также учатся действовать в условиях неопределенности: сделать ряд умозаключений на основании найденной информации.
Для проведения педагогического эксперимента были сформированы две группы учащихся 8 класса по 25 человек, изучающих химию на базовом уровне: экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группа (КГ). Экспериментальная работа в них характеризовалась ориентацией на различные педагогические условия:
- в КГ проводились традиционные формы уроков, соответствующих содержанию основной образовательной программы и календарно-тематическому планированию курса химии;
- в ЭГ реализовывался комплекс педагогических условий. Проводились метапредметные уроки с использованием системы дидактических заданий по темам школьного курса химии как средства формирования метапредметных умений.
Для проверки сформированности метапредметных умений у обучающихся нами предложены индивидуальный и фронтальный опрос, анкетирование, решение задач, соответствующие теме «Растворы» курса химии 8 класса основной общеобразовательной школы. Задания составлены из вопросов, различных по своему назначению. В работы включены задания тестового характера на выбор ответа, а также задачи, для которых необходимы дополнительные вычисления и подробное оформление решения в тетради. Каждая работа содержит задания, проверяющие сформированность определенной группы УУД, а также уровень сформированное™ метапредметных умений в целом.
Контекстный анализ заданий по каждой группе универсальных учебных действий позволил вывить сильные и слабые стороны достижений обучающихся. Каждая группа УУД была представлена в интегрированной диагностической работе несколькими заданиями, проверяющими различные виды УУД. Учащие контрольной и экспериментальной групп, показывают достаточно высокие результаты (выше 50 %). Уровень выполнения заданий обучающимися ЭГ по каждому критерию незначительно превышает показатели учеников КГ. Результаты диагностики уровня сформированности метапред-метных химических умений позволили сделать вывод о том, что большинство учащихся находятся на низком уровне успешности.
По окончании изучения темы «Растворы» в экспериментальной и контрольной группах проводилась проверочная работа, содержащая специально разработанную нами систему дидактических заданий. Распределение учащихся по уровням успешности в КГ и ЭГ следующее: количество обучающихся на низком уровне успешности в КГ на 25 % большее, чем в ЭГ; число учащихся, имеющих базовый уровень в ЭГ на 16 % выше, чем в КГ; а на высоком уровне в ЭГ - на 9 % больше, чем в КГ.
Анализируя полученные нами результаты, мы пришли к выводу, что предложенные дидактические условия являются эффективными для формирования у школьников метапредметных умений.
Необходимо также отметить, что при работе с системой дидактических заданий учащиеся учатся применять предметные знания в нестандартных ситуациях, близких к реальной жизни. Поэтому повышение уровня успешности при работе с контекстными, ситуационными, творческими и кейс-заданиями ведет к повышению уровня сформированности мета-предметных умений.
Полученные нами результаты в контрольной и экспериментальной группах в ходе экспериментальной работы позволяют сделать вывод о том, что формирование метапредметных умений учащихся протекает эффективнее при реализации системно-деятельностного подхода, формировании ме-тапредметных умений учащихся посредством использования нестандартных заданий в учебном процессе по химии, а также при соблюдении комплекса педагогических условий функционирования данной модели.
Список литературы:
1. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства) / Ю.В. Громыко. - Мн.: Технопринт, 2000. - 376 с.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. - (Стандарты второго поколения).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2014. - 63 с. - (Стандарты второго поколения).
ОБУЧЕНИЕ ТАНЦАМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Стикина Ю.В.*
Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, г. Коломна
В данной статье рассматриваются некоторые вопросы методики обучения детей дошкольного возраста. Проанализированы основные проблемы, встающие перед педагогами при подготовке к хореографическим занятиям. Выделены основные требования к организации занятий танцами дошкольников.
Ключевые слова: обучение танцам, хореография, руководство танцевальной деятельностью детей, партерный экзерсис, роль танца в развитии дошкольников, дозирование нагрузки, принципы обучения танцам.
Дети дошкольного возраста составляют большую часть детей и подростков, занимающихся танцами. Почти каждая девочка и более половины мальчиков хотя бы однажды побывали в танцевальном классе. В настоящее время у родителей и детей существует возможность выбора: танцевальные занятия предлагают учреждения культуры, детские центры различной направленности, детские дошкольные учреждения, спортивные центры. К сожалению, не всегда с детьми занимаются специалисты, часто занятия ведут люди, не знающие психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста, методических основ обучения танцу.
Танец - это многовековое искусство, к которому дети приобщаются практически с рождения. Дети с раннего возраста хорошо чувствуют ритм, легко передают своё понимание музыки посредством движения. Но без грамотного
* Старший преподаватель кафедры Начального, дошкольного и специального образования.