Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПО ХИМИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССОВ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПО ХИМИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
640
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дидактическая игра по химии / структура дидактической игры / формирование практических умений / диагностика практических умений по химии / didactic game in chemistry / structure of didactic game / formation of practical skills / diagnostics of practical skills in chemistry

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Юркова

В статье рассматривается применение дидактических игр для формирования практических умений по химии для обучающихся 8 классов. Приведены примеры дидактической игры и тестирования по одной из учебных тем, а также результаты диагностики сформированности рассматриваемых практических умений по химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC GAMES AS A MEANS OF FORMING PRACTICAL SKILLS IN CHEMISTRY OF STUDENTS OF 8 CLASSES

The article discusses the use of didactic games for the formation of practical skills in chemistry for 8th grade students. Examples of didactic games and testing on one of the educational topics are given, as well as the results of diagnostics of the formation of the considered practical skills in chemistry.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПО ХИМИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССОВ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПО ХИМИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССОВ

А.А. Юркова, студент

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Россия, г. Абакан)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-11-2-228-232

Аннотация. В статье рассматривается применение дидактических игр для формирования практических умений по химии для обучающихся 8 классов. Приведены примеры дидактической игры и тестирования по одной из учебных тем, а также результаты диагностики сформированности рассматриваемых практических умений по химии.

Ключевые слова: дидактическая игра по химии, структура дидактической игры, формирование практических умений, диагностика практических умений по химии.

Федеральные государственные стандарты общего образования определяют задачами изучения химии в основной школе овладение умениями и навыками формулировать гипотезы, оценивать результаты, анализировать и сопоставлять знания с реалиями жизни [7]. Перед современными учителями химии стоит задача с помощью учебного предмета создавать учебные ситуации, требующие применения практических умений. Дидактическая игра - важнейший путь осуществления связи теории с практикой при обучении, превращения знаний в убеждения [3]. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемыми учителем в целях обучения школьников. Они направлены на решение конкретных задач обучения школьников, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения школьников в основной школе показана в работах ведущих отечественных педагогов, таких как, Л.С. Выготский [1], В.Н. Кругликов [3], Е.И. Тихеева [6] и другие. В.Н. Кругликов определяет дидактическую игру как один из методов активного обучения, как вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания [3].

Л. С. Выготский [1], рассматривая роль игры в психическом развитии, отмечал, что игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, - говорил он, - игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде...». Освоение новой учебной деятельности, каким является химия для 8-классников, проходит более активно с включением в учебный процесс дидактических игр. Существуют значительные трудности адаптации при начальном изучении нового предмета (освоение им новой роли - освоение химии, при этом формирование навыков и умений по предмету). Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей. А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ученика» [2].

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Выделяются следующие структурные составляющие [4]: дидактическая задача, игровые действия, правила игры, результат (подведение итогов). Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Ди-

дактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Внимание ученика обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается [6]. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи. Правила игры. Правила содержат требования к взаимоотношениям школьников, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением школьников.

Подведение итогов (результат) проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление школьников, и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ученика, подчеркнуть успехи отстающих школьников.

Исходя из вышесказанного, дидактическая игра — это игра только для ученика. Для взрослого она — способ обучения. При проведении игр необходимо сохра-

Правила игры: Озвучивает ведущий (учитель). Играем в игру «Хорошо ли вы знаете начала химии?», у вас на столах таблички с номерами, слева сидит игрок, справа - помощник. Правильный ответ игрока - 1 балл, правильный ответ помощника - 2 балла, пара считается победившей, если набрала максимальное количество очков. Отвечать на вопросы в течение 30 секунд.

Подведение итогов: представитель Счетной палаты объявляет победителей (их может быть несколько), и призеров, занявших 2-3 место.

Пояснения для учителя: Вопросы к игре приготовить в презентации, обеспечив визуальный ряд учащимся, можно провести игру во внеурочное время. Счетная палата учитывает очки, разрешает споры. В конце

нить все структурные элементы, именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Приведем пример дидактической игры «Начала химии», направленной на формирование практических умений по химии обучающихся 8 класса.

Время проведения игры: на этапе обобщения или закрепления знаний, на втором-третьем уроке изучения химии как науки, продолжительность - до 15 мин.

Дидактическая задача: сформировать практические умения по классификации физических и химических явлений, веществ, их свойств и превращений. Игровая задача школьников: победить, набирая очки (занять призовое место).

Игровые действия: игроки и их помощники отвечают на вопросы ведущего, подсчет очков осуществляет «Счетная палата», очки заносятся в таблицу 1, затем при подведении итогов суммируются, представитель Счетной палаты озвучивает результат.

игры рекомендуется всем победителям, призерам, участникам выдать символические призы.

Примерные вопросы игры «Начала химии».

1. Температура плавления льда?

2. Что произойдет, если лед смешать с поваренной солью?

3. Зачем люди смешивают разные вещества: лед и соль? кислоту и воду?

4. Среди окружающих вас предметов многие состоят из веществ, не существующих в природе в готовом виде и полученных на химических производствах. Назовите пять из них.(За каждый правильный ответ после пяти веществ - дополнительный балл).

5. Среди перечисленных явлений только одно - химическое. Найдите его: а)

Таблица 1.

Фамилии, имена Очки Всего

Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Очков

Игрок1, помощник1

Игрок2, помощник2

сахар расплавили на огне, б) сахар растворили в воде, в) соль растворили в воде, г) сахар обуглили на огне, д) смешали соль и сахар

6. Разделите явления на химические и физические и т.п.

Дидактические игры для формирования практических умений по химии обучающихся 8 классов МБОУ «СОШ № 25» города Абакана Республики Хакасия были применены в результате педагогической практики в сентябре-октябре 2021 года. Алгоритм действий включал: 1) выделение практических умений по химии обучающихся 8 классов, которые необходимо сформировать, 2) разработку дидактических игр на формирование практических умений, 3) диагностику сформированно-сти практических умений, 2) анализ диагностики.

Для педагогического эксперимента были выбраны два класса - 8А и 8Б класс. Классы по уровню сформированности учебных навыков не различаются, что показывают результаты ВПР прошлого учебного года (например, 8А класс - на уровень «хорошо» выполнили работу по биологии 30% учащихся, 8Б класс - 29%). В 8А (экспериментальном) классе на этапах обобщения и закрепления применялись дидактические игры, разработанные автором, в 8Б (контрольном) классе на этапах закрепления и обобщения применялись

традиционные методы и формы работы: иллюстративный, фронтальный опрос, работа с учебником. Затем в классах были проведены диагностики (в форме тестов, разработанных автором) на сформирован-ность практических умений и навыков по химии.

1) На основе рабочей программы по химии МБОУ «СОШ № 25» г.Абакана для 8 класса [5] автором были выделены следующие практические умения:

- Различать вещества, свойства, превращения веществ;

- Различать физические и химические явления;

- Определить по химическому символу элемент (18-20 элементов);

- Определить по химическому элементу его символ (18-20 элементов);

- Написать по названию химического элемента его символ (18-20 элементов);

- Составить простую химическую формулу веществ по словесной записи;

2) Разработаны дидактические игры «Начала химии», «Периодическая система химических элементов», «Кто дальше?» (по химическим элементам), «Узнаем вещество по формуле».

3) На уроках обобщения и закрепления знаний проведено тестирование. Пример теста (на следующем уроке после применения дидактической игры):

Тест «Начала химии». Цель тестирования: определение уровня сформированности практических умений различать вещества, свойства, их превращения, химические и физические явления. Критерии оценивания: 10 правильных ответов - оценка «5», 8-9 ответов - «4», 6-7 - «3», 5 и менее - «2». Оценка «5» относится к высокому уровню, к среднему «4» и «3», оценка «2» - к низкому уровню сформированности проверяемых практических умений. Продолжительность - 10 мин

1. Изучение объекта про помощи аналогов это_

2. Исследование, которое проводят в управляемых и контролируемых условиях

3. Цель наблюдения в химии _

4. Химические модели можно разделить на группы:

а б в г

Предметные и Числовые и гра- Экспериментальные Лабораторные знаковые фические и исследователь- и практические

ские

5. Химические соединения - это:

а б в г д

Вода Сахар Алюминий Углекислый газ Кислород

6. Химический элемент - это:

А б в г д е

Водород Соль Медь Крахмал Сера Пластмасса

7. Признаки веществ, по которым одни вещества отличаются от других, называются_

8. Выпишите перечисленные названия веществ и тел: монета, стекло, стакан, ваза, керамика, кобальт, проволока, алюминий, хлор, камень, фтор.

Вещества Тела

9. Определите, какие из веществ относятся к сложным и простым веществам: кислород, сера, гелий, этиловый спирт, метан, углекислый газ, соляная кислота, калий, соль, сахар, водород, алюминий, медь.

4) Анализ диагностики сформирован-ности практических умений показал, что в 8А (экспериментальном) классе высокий уровень сформированности проверяемых практических умений показали от 16,67% до 20,69% учащихся, в контрольном 8Б классе этот процент ниже: от 7,41 до 11,1

сти практических умений экспериментального и контрольного классов показана на рис. 1. Средний уровень, соответствующий оценкам «4» и «3» (то есть навыки сформированы, но недостаточно), показали в 8А от 70% до 75,86% учащихся, в 8Б классе от 66,67% до 74,07% учащихся.

1%. Динамика уровня сформированно-

Диагностика уровня сформированности практических умений (высокий уровень) экспериментального и контрольного классов

20,00% 20,69% 20,69%

различать различать явления определить определить символ- составить формулу читать формулу вещества, свойства элемент-символ элемент вещества вещества

■ Высокий уровень 8Б класс ■ Высокий уровень 8А класс

Рис. 1. Динамика уровня сформированности практических умений (оценка «5») Диагностика уровня сформированности практических умений (средний уровень) экспериментального и контрольного классов

различать различать явления определить определить составить формулу читать формулу

вещества, свойства элемент-символ символ-элемент вещества вещества

■ Средний уровень 8Б класс ■ Средний уровень 8А класс

Рис. 2. Динамика уровня сформированности практических умений (оценка «4» и

оценка «3» )

Полученные в результате диагностики по химии обучающихся 8 классов оправ-результаты позволяют сделать вывод о дано, повышает уровень сформированно-том, что применение дидактических игр сти проверяемых практических умений для формирования практических умений обучающихся 8 класса.

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психол. 1966. № 6. С. 62-76.

2. Запорожец А.В. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976, 96 с.

3. Кругликов В. Н. Активное обучение в техническом вузе: Теоретико-методологический аспект тема дис. и автореф. д.п.н. - СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2000. - 424 с.

4. Курлаев К.О. Сущность и структура дидактической игры [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя - URL: http://si-sv.com/publ/1/didakt_igra/14-1-0-91 (дата обращения: 04.11.2021)

5. Рабочая программа по химии для обучающихся 8 класса МБОУ «СОШ № 25» (https://школа25.абакан.рф/assets/files/obraz_progr/Rabochie%20programm/FGOS_OOO/nev/ progr_8-9_fgos_him.pdf (последнее обращение 04.11.2021)

6. Тихеева Е.И. Дидактические игры. Учебное пособие / Просвещение, 1980.

7. Федеральные государственные стандарты основного общего образования./ https://fgos.ru/ (последнее обращение 01.10.2021)

8. Хорольская Е.Н., Куделенко А.С., Погребняк Т.А. Дидактические игры на уроках биологии как средство активизации познавательной активности учащихся.//Вестник Белгородского института развития образования. 2020. Т. 7. № 1 (15).с.126-134.

DIDACTIC GAMES AS A MEANS OF FORMING PRACTICAL SKILLS IN CHEMISTRY OF STUDENTS OF 8 CLASSES

A.A. Yurkova, Student

Khakass State University named after N.F. Katanova (Russia, Abakan)

Abstract. The article discusses the use of didactic games for the formation of practical skills in chemistry for 8th grade students. Examples of didactic games and testing on one of the educational topics are given, as well as the results of diagnostics of the formation of the considered practical skills in chemistry.

Keywords: didactic game in chemistry, structure of didactic game, formation of practical skills, diagnostics of practical skills in chemistry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.