ХИМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 331.225.3 31.01
_ИГРOВЫE ТEXНOЛOГИИ В ^OgECCE OБУЧEНИЯ XИМИИ_
DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.3.79.1053 Алтенова Назерке Тлеубаевна1
магистрант специальности «Химия», Сергазина Самал Мубараковна2
кандидат химических наук, доцент кафедры химии и биотехнологии, Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова
г. Кокшетау, Республика Казахстан
GAME TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF CHIMESTRY
Nazerke Tleubaevna Altenova1
undergraduate specialities are "Chemistry", Samal Mubarakovna Sergazina1
PhD in Chemistry, Department of Chemistry and Biotechnology Sh. Ualikhanov Kokshetau State University Kokshetau, Kazakhstan
AННOТAЦИЯ
В статье рассматриваются aктуaльныe вoпрocы мeтoдoлoгии, кoнцeпций, тeoрии и практики xимичecкoгo образования. Особое внимание уделяется методу применения на уроках химии дидактических игр, которые делают их интересными и наиболее содержательными, что приводит к лучшему усвоению материала, способствует формированию и развитию интереса к химии. Рассмотрены роль, место и значения дидактических игр в процессе обучения, а также основные принципы их организации, возможность активизации познавательной деятельности учащихся на уроке химии с помощью дидактических игр.
ABSTRACT
The article reveals current issues of methodology, concepts, theory and practice of chemical education Special attention is paid to the method of application of didactic games in chemistry lessons, which make them interesting and most meaningful, which leads to better learning of material, contributes to formation and development of interest in chemistry. The role and importance of didactic games in the course of training, as well as the basic principles of their organization, the possibility of activating the cognitive activity of students in chemistry lessons with the help of didactic games are considered.
Ключeвыe cлoвa: игровые технологии, дидактическая игра, 3D молекулы, химический материал, биоорганическая химия.
Keywords: gaming technologies, didactic game, 3D molecules, chemical material, bioorganic chemistry.
В связи с переходом на новые стандарты обучения, развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике преподавания, новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм, методов и способов обучения. Новые стандарты в образовании заставили всех по новому взглянуть на качество преподавания как в высшей школе, так в общеобразовательных учреждениях и, конечно же, данные нововведения не обошли стороной и методику преподавания химии.
В инновационной методике преподавании функция преподавателя сводится в направлении обучающегося к познанию нового и развитию у него эффективной самостоятельной работы, а так же способности применять теоретические знания на практике.
Новые веяния в образовании привели к тому, что появились новые учебники, новые задания, новые подходы к оценке не знаний, умений и навыков учащихся, а результатов их деятельности.
Инновационный урок направлен на вовлечение учащихся в разные виды деятельности, развитие умений видеть проблемы, задавать вопросы, наблюдать, проводить эксперименты,
самостоятельно делать выводы [1, с.23].
В настоящее время увеличился поток информации для обучающихся, что приводит к сложности ее восприятия. Также очень сильно возросла и умственная нагрузка на учащихся, поэтому у педагогов возникает вопрос о том, как вызвать и суметь поддержать интерес к усвоению нового материала у учащихся, развить у них желание для самостоятельного изучения материала.
Обучение предмету химия, предполагает выработку у обучающихся правильного логического мышления, подкрепленного словесной грамотностью, т.е. обучающиеся должны четко знать и правильно озвучивать химические термины, названия веществ и их соединений, точно и максимально лаконично излагать свою точку
зрения. Словесно-логическое мышление совершенствуют с помощью систематических занятий [2, с. 114]. Они включают в себя определение основных понятий и положений химии, химических законов, воспроизведение главных постулатов химических теорий, точное применение химических определений, фактов, правил и теорий. Необходимо учиться лаконично и доступно формулировать химическую
терминологию, научно обосновывать факты, изложение и доказательство научных гипотез. Нельзя забывать про то, что обучающиеся отличаются по эмоциональной восприимчивости к новому учебному материалу, в силу своего природного темперамента. Поэтому сегодня важно уметь формировать мотивацию в учебе. Разработка мотивов осуществляется определенными методами. Соответственно возрасту обучаемого производится определенная направленность на перспективы, возможности, задачи развития мотивации. Обучающиеся привлекаются в активные сферы деятельности. Формируются новые психологические формы отношений к рассматриваемому материалу, к другим людям, к самому себе, своей работе [3, с.480].
Актуальным решением этой проблемы на современном этапе развития образования является применение инновационного подхода в учебном процессе через использования игровых технологий при преподавании своего предмета. Разработать и внедрить в учебный процесс такие технологии, которые предусматривали бы целенаправленное развитие творческих способностей учащихся. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу технологий, методов, приёмов и средств организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр [4, с.315]. Существенным
признаком использования игровых технологий является наличие четко сформулированной цели и соответствующим ей результатом, который характеризуется учебно-познавательной
направленностью. Игровая форма занятий выступает как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Как свидетельствуют психологические исследования, то, что мы слышим, активно усваивается на 40%, то, что видим - на 50%, если мы видим и слышим одновременно на 70-75%, а то, что мы делаем сами запоминается на 92%. Вот почему игровые методики так важны в процессе обучения на любом уровне. И еще одно преимущество использования игровых технологий состоит в что, что результат игры дает обучающимся моральное и умственное удовлетворение, а для преподавателя является показателем уровня усвоения знаний. И конечно же достоинством интерактивных дидактических игр является ненавязчивость обучения, делающая этот процесс интересным и увлекательным.
Исходя из актуальности рассматриваемого вопроса, нами была разработана игровая технология, которую можно использовать при изучении практического материала по дисциплине «Биоорганическая химия» в вузе, а также применять при изучении органической химии в рамках школьной программы, в качестве дополнительного материала.
В основу разработки положено компьютерное приложение, которая позволяет конструировать из атомов 3D модели молекул органических соединений. Главной особенностью этого редактора 3D молекул является режим «Проверь себя», в котором можно оценить знания 3D структуры органических соединений. Внешний вид приложения показан на рисунке 1.
-Г)
ь —
1 Gime ft Projtct Т: Hiewehy i - =
Cr..... _
Рисунок 1. Внешний вид приложения
Подача изучаемого материала в виде игры позволяет снять у обучающихся психологическое напряжение и страх перед «неизвестным», на первый взгляд, учебным материалом и способствует более быстрому и легкому усвоению информации. Необходимо помнить, что работа с компьютером уже сама по себе имеет интерактивный характер за счет способности информационно-коммуникационной системы по разному реагировать на действия пользователя. Применение игровых технологий при изучении биоорганической химии позволяет придать занятию более неформальный характер, при этом не снижая качество усвоения материала.
Таким образом, метод игровой технологии позволяет не только заинтересовать обучающихся в изучении биоорганической химии, но и способствует активному усвоению знаний и навыков, сбора, обработки и анализа информации, содержащей различные проблемные ситуации, а преподавателю - дифференцировать,
индивидуализировать процесс обучения, формировать у обучающихся навыки самоконтроля, адекватной самооценки,
способствовать развитию творческого мышления и культуры общения.
Литература:
2.Жумагулова С.К., Абилдаева Г.Б., Шакирова Ю.К. «Влияние развития информационных технологий на процесс обучения». [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014 URL: https://moluch.ru/archive/75/12643. 23с.
3.Мазанкова Т.В. Сборник рабочих программ. М.: Директ-Медиа. 2015. 114с.
4. Силкина Н.В. Системный подход как методологическая база исследования дополнительного образования. Новые технологии в науке и образовании. М.:Изд-во СНУПС, 2004. 480 с.
5.Пак М.С. Дидактика химии. М.:Владос. 2004. 315с.