REFERENCES
1. Nikishin, I.V. (2016), "The need to consider individual characteristics in the physical education of students", Science-2020, Vol. 4, No 10, pp. 54-60.
2. Sonkin, V.D. and Isaac, S.I. (1996), "Determination of the constitutional affiliation of youths 17-20 years old by the method of recognition of objects", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 40-44.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.05.2020
УДК 372.854
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА К ХИМИИ
Галина Николаевна Слепцова, кандидат педагогических наук, доцент, Туйяра Михайловна Михайлова, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет имени
М.К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация
В статье рассматривается проблема развития познавательного интереса и его влияние на процесс обучения школьников. Цель исследования - разработка методики дидактических игр как основы развития познавательного интереса обучающихся к химии. Дидактические игры на уроках химии помогают снять утомляемость, напряжение, эффективно активизирует учебную деятельность, создают условия для творческой деятельности, развивают логическое мышление учащихся, являются важным средством мотивации, повышения познавательного интереса к изучаемому предмету. Развитие познавательного интереса способствует успешному усвоению и закреплению знаний и оптимизации процесса обучения химии.
Ключевые слова: познавательный интерес, активные формы урока, дидактические игры.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p411-414
DIDACTIC GAMES AS BASIS FOR DEVELOPING COGNITIVE INTEREST IN
CHEMISTRY
Galina Nikolaevna Sleptsova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tuiyara
Mikhaylovna Mikhaylova, the master student, North-Eastern Federal University, Yakutsk
Abstract
The article deals with the problem of developing the cognitive interest and its impact on the learning process of schoolchildren. The purpose of the research: to develop the method of didactic games as a basis for the development of students' cognitive interest in chemistry. Didactic games in chemistry lessons help to relieve fatigue, stress, it effectively activates educational activities, creating conditions for creative activity, developing the logical thinking of students, being an important means of motivation, increasing cognitive interest in the subject being studied. The development of cognitive interest contributes to the successful assimilation and consolidation of knowledge and optimization of the learning process in chemistry.
Keywords: cognitive interest, active forms of the lesson, didactic games.
ВВЕДЕНИЕ
Исследования последних лет показывают снижение познавательного интереса к естественнонаучным предметам, в том числе химии. Имеются объективные причины снижения познавательного интереса к химии, такие как, сокращение часов в школе, абстрактность многих первоначальных химических понятий. По этой причине базовые химические понятия должным образом не закрепляются и многие обучающиеся теряют
всякий интерес к предмету. В связи с этим особую актуальность приобретает осмысление проблемы развития познавательной активности учащихся. Данная проблема актуализирует совершенствование методов, форм, приемов обучения химии. Большую роль в решении данной проблемы играет применение активных, творческих форм, разнообразных приемов, методов обучения, способствующих закреплению пройденных материалов, поддерживающих интерес и активность учащихся.
Цель исследования: разработка методики дидактических игр как основы развития познавательного интереса обучающихся на уроках химии.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Большой вклад в исследовании проблемы развития познавательного интереса внесли Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Ю.Б Гатанов, Т.В. Дуткевич, Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев и другие. В своих исследованиях С.Л. Рубинштейн подчеркивает тесную взаимосвязь между познавательным интересом и знанием и считает, что знания являются основой познавательного интереса, а удо -влетворение интереса расширяет и углубляет знания [1]. Важность познавательного интереса подчеркивает В. А. Машарова и считает его аккумулятором всех значимых для личности процессов. По уровню развития познавательного интерес, считает она, можно судить об общем развитии личности школьника [2]. Щукина Г.И. выделяет следующие виды познавательного интереса: ситуативный, устойчивый и личностный. В своем развитии, считает она, познавательный интерес проходит следующие стадии: любопытство, любознательность, познавательная активность и теоретический интерес [4]. Мы согласны с Кукса М.А, что с целью развития и формирования познавательного интереса нужно его постоянно инициировать [4]. Одним из подходов к развитию познавательной деятельности учащихся является дидактическая игра, которая положительно влияет на развитие познавательных интересов, облегчает процесс усвоения новых знаний, способствуют осознанному освоению учебного материала, помогает учащимся в непринужденной обстановке проявлять активность, творчество, самостоятельность.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Опытно-экспериментальная работа проводилась в 9 м классе 1 Кюпской СОШ Усть-Майского района Республики Саха (Якутия). Экспериментом было охвачено 51 учащихся. На констатирующем этапе эксперимента мы определили исходный уровень познавательного интереса обучаемых по диагностике «Методика с конвертами» Г.И. Щукиной; диагностической методике «Оценка уровня сформированности учебно-познавательного интереса» Н.Е. Елфимовой. Диагностирующий срез показал, что у 32,2% обучаемых выявлен средний, у 54,4% - низкий и у 13,4% высокий уровень познавательного интереса.
При планировании занятий с целью повышения познавательного интереса, популяризации химических знаний и качественного усвоения учебного материала подобраны различные дидактические игры. В ходе игры в непринужденной атмосфере у учащихся развиваются учебно-познавательные компетенции, как целеполагание, планирование, анализ, рефлексия. Усвоение материала происходит легче, естественно в ходе общего обсуждения, разбора задания, поиска ответа. Соревновательный дух игры способствует самоорганизации при выполнении учебных заданий, аргументированному, доказательному выступлению, обмену мнениями, совместной дружной работе. С целью активизации учебной деятельности мы проводим различные активные формы занятий, как урок-путешествие, урок-эстафета, внеклассные мероприятия, конкурс знатоков химии, используем занимательные упражнения с применением дидактических материалов таких, как кроссворды, ребусы, головоломки, загадки. В качестве дидактических материалов мы часто используем раздаточные карточки с краткими текстами. Учащимся дается задание -
по описанию, особенностям свойств, истории открытия, применению угадать, о каком металле идет речь. Приводим пример описания.
1) алхимики называли этот металл меркурием; 2) этот металл хорошо растворяет другие, образуя амальгамы; 3) пары металла ядовиты; 4) он находится внутри термометра.
Результативным средством для развития познавательных интересов является интерактивная доска, которая не только ускоряет темп работы, но и стимулирует активность учащихся, оживляет процесс обучения. С применением доски на уроках мы проводим разные игры, например «Химическую эстафету» на составление уравнений химических реакций. Приводим примерную схему.
Кальций -► основной оксид -^основание -► соль
1 \
Нитрид Соль
Развитию логико-смыслового мышления способствует игра «Что лишнее?» На доске отображены названия элементов. Дается задание - исключить лишнее, объяснить причину. Например:
1. Li, Na, Cu, K 2. Na, Al, Si, Mg.
Подобные виды работ с дидактическими материалами систематизируют, углубляют знания учеников о строении, происхождении, свойствах и применении химических элементов. Контрольный этап экспериментальной работы показал, что реализация педагогической технологии с применением дидактических игр позволила сократить количе -ство учащихся с низким уровнем познавательного интереса на 25,7% и увеличить число учащихся со средним и высоким уровнем на 17, 3% и на 8,4% соответственно. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показывают, что игровые методы обучения химии выступают эффективным средством развития познавательного интереса.
ВЫВОДЫ
Применение дидактических игр на уроках химии помогает снять утомляемость, напряжение, создает условия для творческой деятельности, развития логического мышления учащихся. На уроке химии, где требуется большая концентрация сил и внимания, активные формы и методы работы не только помогают снять утомляемость, напряжение, эффективно активизируют учебную деятельность, но и являются важным средством мотивации, повышения познавательного интереса к изучаемому предмету.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 705 с.
2. Машарова, В.А. Познавательный интерес школьников с позиции современности // Письма в эмиссия. Оффлайн : электронный научно-педагогический журнал. - 2008. - № 2. - URL : http://www.emissia.org/offline/2008/1238.htm (дата обращения: 05.04.2020).
3. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. -Москва : Педагогика, 1971. - 352 с.
4. Кукса, М.А. Развитие познавательного интереса на уроках в начальной школе / М.А. Кукса // Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты : сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза : Наука и Просвещение, 2020. -С. 119-122.
REFERENCES
1. Rubinstein, S.L. (2014), Fundamentals of General psychology, Peter, St. Petersburg.
2. Masharova, V.A. (2008), "Cognitive interest of schoolchildren from the position of modernity", Letters to issue. Offline, Electronic scientific and pedagogical journal, No. 2, available at:
http://www.emissia.org/offline/2008/1238.htm.
3. Shchukina, G. I. (1971), Problem of cognitive interest in pedagogy, Pedagogy, Moscow.
4. Kuksa, M.A. (2020), "Development of cognitive interest in lessons in primary school", International scientific and practical conference "Science, education, innovation", Science and Education, Penza, pp. 119-122.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.05.2020
УДК 796.332
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОМАНДЕ ФУТБОЛИСТОВ НЕПРОФИЛЬНОГО ВУЗА
Валентина Николаевна Смоленцева, доктор психологических наук, профессор, Вячеслав Анатольевич Блинов, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Александрович Негодаев, студент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
Аннотация
Введение. Взаимопонимание между спортсменами является одним из факторов результативной деятельности, особенно в командных и коллективных видах спорта. Цель. Исследование применения невербальных и вербальных сигналов в процессе игрового взаимодействия, как фактора взаимопонимания между спортсменами в командных видах спорта. Материалы и методы. В исследовании приняли участие футболисты команды футбольного клуба «Иртыш» г. Омска и футболисты команды непрофильного вуза. Для оценки взаимопонимания между футболистами использовались опрос, тестирование, экспертная оценка обмена вербальными и невербальными сигналами в процессе взаимодействия. Результаты исследования. Футболисты команды футбольного клуба «Иртыш», по сравнению с футболистами команды непрофильного вуза, демонстрировали большую интенсивность обмена невербальными и вербальными сигналами и адекватное их «считывание» в различных игровых ситуациях. Футболисты непрофильного вуза, названные сигналы применяли реже, при этом в случае их применения они не всегда «считывались» партнером, которому предназначались, что естественно приводило к ошибочным технико-тактическим действиям и отрицательно влияло на результат соревновательной деятельности. Были выявлены факторы низкой эффективности применения и «считывания» невербальных и вербальных сигналов футболистами непрофильного вуза в процессе игрового взаимодействия: во-первых, обучение на разных факультетах и в разных корпусах вуза, что не обеспечивает прохождение необходимых этапов взаимопонимания между спортсменами, во-вторых, недостаточность выраженности индивидуально-психологических особенностей, обеспечивающих взаимопонимание в процессе взаимодействия. Заключение. Разработка комплекса психолого-педагогических средств и экспериментальная проверка его эффективности позволили повысить интенсивность применения и адекватность «считывания» невербальных и вербальных сигналов в команде футболистов непрофильного вуза, что, соответственно, выражалось в более эффективной организации совместных игровых комбинаций.
Ключевые слова: футболисты непрофильного вуза, невербальные и вербальные сигналы, взаимопонимание, игровое взаимодействие.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p414-418
IMPROVEMENT OF UNDERSTANDING IN THE PROCESS OF GAME INTERACTION IN FOOTBALL TEAM OF THE NON-CORE UNIVERSITY
Valentina Nikolaevna Smolentseva, the doctor of psychological sciences, professor, Vyacheslav Anatolyevich Blinov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitry Alexandrovich Negodaev, the student, Siberian State University of Physical Culture and
Sports, Omsk