http://www.emissia.org/offline/2008/1238.htm.
3. Shchukina, G. I. (1971), Problem of cognitive interest in pedagogy, Pedagogy, Moscow.
4. Kuksa, M.A. (2020), "Development of cognitive interest in lessons in primary school", International scientific and practical conference "Science, education, innovation", Science and Education, Penza, pp. 119-122.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.05.2020
УДК 796.332
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОМАНДЕ ФУТБОЛИСТОВ НЕПРОФИЛЬНОГО ВУЗА
Валентина Николаевна Смоленцева, доктор психологических наук, профессор, Вячеслав Анатольевич Блинов, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Александрович Негодаев, студент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
Аннотация
Введение. Взаимопонимание между спортсменами является одним из факторов результативной деятельности, особенно в командных и коллективных видах спорта. Цель. Исследование применения невербальных и вербальных сигналов в процессе игрового взаимодействия, как фактора взаимопонимания между спортсменами в командных видах спорта. Материалы и методы. В исследовании приняли участие футболисты команды футбольного клуба «Иртыш» г. Омска и футболисты команды непрофильного вуза. Для оценки взаимопонимания между футболистами использовались опрос, тестирование, экспертная оценка обмена вербальными и невербальными сигналами в процессе взаимодействия. Результаты исследования. Футболисты команды футбольного клуба «Иртыш», по сравнению с футболистами команды непрофильного вуза, демонстрировали большую интенсивность обмена невербальными и вербальными сигналами и адекватное их «считывание» в различных игровых ситуациях. Футболисты непрофильного вуза, названные сигналы применяли реже, при этом в случае их применения они не всегда «считывались» партнером, которому предназначались, что естественно приводило к ошибочным технико-тактическим действиям и отрицательно влияло на результат соревновательной деятельности. Были выявлены факторы низкой эффективности применения и «считывания» невербальных и вербальных сигналов футболистами непрофильного вуза в процессе игрового взаимодействия: во-первых, обучение на разных факультетах и в разных корпусах вуза, что не обеспечивает прохождение необходимых этапов взаимопонимания между спортсменами, во-вторых, недостаточность выраженности индивидуально-психологических особенностей, обеспечивающих взаимопонимание в процессе взаимодействия. Заключение. Разработка комплекса психолого-педагогических средств и экспериментальная проверка его эффективности позволили повысить интенсивность применения и адекватность «считывания» невербальных и вербальных сигналов в команде футболистов непрофильного вуза, что, соответственно, выражалось в более эффективной организации совместных игровых комбинаций.
Ключевые слова: футболисты непрофильного вуза, невербальные и вербальные сигналы, взаимопонимание, игровое взаимодействие.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p414-418
IMPROVEMENT OF UNDERSTANDING IN THE PROCESS OF GAME INTERACTION IN FOOTBALL TEAM OF THE NON-CORE UNIVERSITY
Valentina Nikolaevna Smolentseva, the doctor of psychological sciences, professor, Vyacheslav Anatolyevich Blinov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitry Alexandrovich Negodaev, the student, Siberian State University of Physical Culture and
Sports, Omsk
Abstract
Introduction. Mutual understanding among the athletes is one of the factors of effective performance, especially in team and collective kinds of sport. Purpose. Study of implementation of non-verbal and verbal signals in the process of game interaction as a factor of mutual understanding among athletes in team kinds of sport. Materials and methods. The study involved football players from the team of "Irtysh" football club in Omsk and football players of team from the non-core university. To assess the mutual understanding among the players surveyed, the testing and expert assessment of exchange of verbal and nonverbal signals were used in the process of interaction. Results. Football players of team of "Irtysh" football club, in comparison with football players of team of the non-core university showed high intensity of nonverbal and verbal signals and their adequate "reading" in various game situations. Football players of the non-core university used these signals less frequently and, if they were used, they were not always «read» by the partner to whom they were intended, which naturally led to erroneous technical and tactical actions and negatively affected the result of competitive activity. Factors of low efficiency of the use and «reading» of non-verbal and verbal signals were identified by players of the non-core university in the process of game interaction: firstly, training at different faculties and in different buildings of the university, which does not provide necessary stages of mutual understanding among athletes, and secondly, lack of severity of individual psychological characteristics that provide mutual understanding in the process of interaction. Conclusion. Development of the set of psychological and pedagogical tools and experimental verification of its effectiveness made it possible to increase intensity of application and adequacy of «reading» nonverbal and verbal signals in a team of a non-core university football players, which accordingly resulted in more efficient organization of cooperative gaming combinations.
Keywords: non-core university football players, non-verbal and verbal signals, mutual understanding, game interaction.
ВВЕДЕНИЕ
Практика спорта позволяет утверждать, что взаимопонимание между спортсменами является одним из факторов результативной деятельности, особенно в командных и коллективных видах спорта [1-5]. Так, например, резкая смена игровых ситуаций в футболе, на которые игроки должны максимально быстро и четко реагировать, обусловливает необходимость организации совместных действий, в том числе, с помощью системы речевых и неречевых сигналов, направленных на привлечение внимания партнеров, выявление предполагаемых действий, уточнение комбинации, конкретизации основных моментов взаимодействия.
В непрофильных вузах при формировании команды футболистов, как правило, привлекаются студенты, обучающиеся на разных факультетах, что не способствует взаимопониманию в процессе организации совместных действий в игровой деятельности. В научно-методической литературе, представлены методические разработки и рекомендации по формированию социально-психологического климата в спортивных коллективах, как фактора взаимопонимания, однако, в большей степени, в них учитываются особенности специализированных спортивных организаций.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В исследовании приняли участие студенты - футболисты университета Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (15 чел.) и спортсмены команды футбольного клуба «Иртыш» г. Омска (15 чел.).
В процессе исследования проводились: опрос, тестирование, экспертная оценка, формирующий педагогический эксперимент.
Экспертная оценка проводилась с участием трех тренеров в условиях учебно-тренировочных занятий и трех соревнований. Анализировались, полученные с использование видеоаппаратуры, результаты обмена невербальными и вербальными сигналами между футболистами в различных ситуациях игрового взаимодействия.
Для выявления выраженности индивидуально-психологических особенностей личности спортсменов, обусловливающих эффективность взаимопонимания, выявлялись показатели: эмпатии, коммуникативной компетентности, образной памяти, невербального
восприятия и интерпретации психического состояния по фото-изображениям, характеристикам мимики и позы на графических изображениях человека.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ результатов экспертной оценки показал следующее. Футболисты команды футбольного клуба «Иртыш», демонстрировали большую степень взаимопонимание в процессе игрового взаимодействия.
В команде «Иртыш» обмен вербальными и невербальными сигналами, по сравнению командой непрофильного вуза, осуществлялся более интенсивно и эффективно, так как непонимание сигналов партнеров наблюдалось лишь в исключительных случаях.
Футболисты непрофильного вуза, названные сигналы применяли реже, при этом в случае их применения они не всегда «считывались» партнером, которому предназначались, что естественно приводило к ошибочным технико-тактическим действиям и отрицательно влияло на результат соревновательной деятельности (таблица 1).
Анализ полученных результатов позволял сделать вывод о необходимости выявления факторов, отрицательно влияющих на эффективность взаимопонимания в процессе игрового взаимодействия футболистов.
Таблица 1 - Результаты экспертной оценки обмена невербальными и вербальными сигналами в процессе взаимодействия в командах футболистов в условиях соревнований (Х±б), (п=30)_
Характер наблюдаемых сигналов Количество наблюдаемых сигналов за одну игру в командах Ро
непрофильного вуза (n=15) "Иртыш" (n=15)
1). Вербальные сигналы: - оценка действий партнера: «хорошо», «здорово», побуждение к действию («внимательнее», «резче»); - произнесение имя партнера, с целью привлечение его внимания и формирования у него готовности к действию; - озвучивание игровой комбинации: «дальняя», «ближняя»; - задуманные действия: «я», «ты», «на месте», «сразу»; - сообщение о положении своем, партнеров; - желаемые действия партнеров: «короткая», «прострел». 13,6±0,8 21±1,3 <0,05
2).Невербальные сигналы: - кивок головой: «в сторону направления передачи», «в знак согласия и подтверждения полученной информации», - указательный палец, поднятый вверх - «верховая передача»; - большой палец - «одобрение действия партнера»; - рука, поднятая вверх - «просьба дать передачу, готовность действовать»; - рука, отведенная в сторону - «указание партнеру направления действия»; - мимика (движение мышц, управляющих глазами, бровями, губами); - обманные действия (перемещения с целью ввести противника в заблуждение при реализации игровой ситуации). 8,6±0,8 14,6±0,4 <0,05
Значимым отрицательным фактором, по мнению футболистов непрофильного вуза, является обучение на разных факультетах и разных корпусах вуза, в связи с чем, члены команды встречаются только на тренировках, где, в первую очередь, решаются вопросы физической и технико-тактической подготовки, что не обеспечивает прохождение необходимых этапов взаимопонимания между спортсменами. При исследовании выраженности индивидуально-психологических особенностей, обеспечивающих, по мнению специалистов, эффективность взаимопонимания в процессе взаимодействия между людьми, было также выявлено преобладание показателей у спортсменов команды «Иртыш», что обусловило необходимость разработки комплекса психолого-педагогических средств,
направленных на их совершенствование у спортсменов команды непрофильного вуза (таблица 2).
Таблица 2 - Выраженность индивидуально-психологических особенностей у футболи-
Индивидуально-психологические особенности Команда «Иртыш» (n=15) Команда непрофильного вуза (n=15) Ро
Эмпатия (баллы) 3,6±07 3,0±0,7 Р<0,05
Коммуникативная компетентность (баллы) 73,25 ± 7,37 70,95 ± 7,35 Р<0,5
Восприятие психических состояний спортсменов по фото спортсменов (баллы) 3,8±0,6 2,9±0,7 Р<0,05
Восприятие мимики (баллы) 3,6±073, 2,6±0,7 Р<0,05
Восприятие позы (баллы) 3,9±0,7 3,1±0,6 Р<0,05
Для подбора психолого-педагогических средств были проанализированы научно-методические разработки специалистов данного направления в сфере физической культуры и спорта. Таким образом, был разработан комплекс мероприятий для проведения социально-психологического тренинга, включающий в себя три блока.
Первый блок был направлен на формирование у спортсменов мотивации к участию в тренинге и получение знаний о межличностном восприятии по невербальному каналу.
Для осознания значимости обмена невербальными сигналами, как средства, способствующего взаимопониманию в процессе игрового взаимодействия между членами своей команды и «считывания» намерений игроков противника при организации совместных действий, а также для приобретения опыта обмена названными сигналами спортсмены просматривали видеоролики с игрой команд высокого уровня. После просмотра спортсмены обсуждали полученную информацию и делали выводы о необходимости совершенствования умений обмена выше названными сигналами.
Второй блок предусматривал оптимизацию социально-психологического климата в команде и включал психолого-педагогические средства, способствующие организации условий для обмена планами, целями, интересами, идеями. С этой целью организовывались мероприятия по типу «Круглый стол», проигрывались упражнения «Осознай себя», «Моя история...», «Обмен ролями» и т.п., что позволяло обеспечить прохождение необходимых этапов взаимопонимания между членами команды.
Третий блок включал психолого-педагогических средства, способствующие совершенствованию умений спортсменов адекватно отражать «считывать» психоэмоциональное состояние другого человека по невербальному каналу общения, что обеспечивает взаимопонимание в совместной деятельности. Эффективность осуществления данного процесса, по мнению специалистов, обусловлена определенными знаниями и умениями: вербальными (навыки адекватного восприятия и оперирования знаниями); невербальными (навыки адекватного восприятия жестов, мимики, пантомимики) [3].
Для совершенствования способности «считывать» намерение другого игрока испытуемым предлагалось проигрывание определенных соревновательных ситуаций, с заданными невербальными проявлениями (мимика, жесты, тон голоса, движения тела), выражающими определенные эмоции и намерения игроков. Перед испытуемыми также ставилась задача распознать психоэмоциональное состояние спортсменов своей команды по заранее подготовленным фотоснимкам (например, в каком психоэмоциональном состоянии пребывает спортсмен в различных игровых ситуациях и перед игрой). Спортсмен, изображенный на фото, подтверждал или не подтверждал мнение испытуемого.
Много внимания в процессе тренинга уделялось совершенствованию образной памяти («запечатление» и «удержание»), для чего испытуемым предлагались специальные упражнения.
Четвертый блок предусматривал развитие у спортсменов способности управления эмоциями, что возможно при формировании у спортсменов умений создавать позитивные мысленные образы и концентрировать на них внимание. Освоение необходимых для до-
стижения данной цели психотехник предлагалось спортсменам как индивидуальное задание на дом, что, соответственно, сопровождалось необходимой инструкцией для их выполнения. Анализ результатов формирующего эксперимента позволил вывить достоверные изменения в исследуемых показателях индивидуально-психологических особенностей спортсменов футбольной команды непрофильного вуза. Повысились показатели: эмпатии (3,0±0,7 и 3,6±0,7), восприятия мимики (2,6±0,7 и 3,6±0,7), восприятие психических состояний спортсменов по фото (2,9±0,7 и 3,8±0,6), восприятие позы (3,1±0,6 и 4,9±0,6), коммуникативной компетентности (70,95±7,3 и 72,25±7,3).
Повысились показатели (Р <0,05) применения исследуемых сигналов в команде непрофильного вуза. В условиях одной игры футболисты применяли невербальные сигналы до эксперимента 8,6±0,8, после эксперимента 12,0±0,8, вербальные сигналы до эксперимента 13,6±0,8, после эксперимента 18±1,5, при этом отмечалось их адекватное «считывание», что, соответственно, способствовало взаимопониманию, которое выражалось в более эффективной организации совместных игровых комбинаций.
Выводы. Таким образом, результаты, полученные в процессе проведения педагогического эксперимента подтверждают эффективность применения комплекса психолого-педагогических средств для совершенствования взаимопонимания в процессе игрового взаимодействия спортсменов-футболистов непрофильного вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гречишникова, С.С. Анализ межличностных отношений социально-психологического микроклимата спортивной команды / С. С. Гречишникова, Ю.В. Елютин // Актуальные проблемы спортивной тренировки, адаптивной и оздоровительной физической культуры : материалы Всероссийской науч.-практ. конференции с международным участием. - Липецк, 2016. - С. 171-176.
2. Короткина, Е. Д. Взаимосвязи представлений о команде и критериях ее эффективности / Е.Д. Короткина, И.М. Пелевина // Вестник СПбГУ. Серия 12 : Психология. Социология. Педагогика. - 2009. - Вып. 2, ч. II. - С. 224-230.
3. Мироненко, Ю.А. Формирование перцептивных умений у студентов - будущих специалистов по физической культуре и спорту : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Мироненко Юлия Александровна. - Омск, 2009. - 24 с.
4. Непопалов, В.Н. Основные закономерности группообразования в спорте / В.Н. Непопа-лов // Материалы VII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения» (6-11 июня 2011 г.). - Москва, 2011. - С. 147-153.
5. Хасина, П.Л. Ролевой состав команды и динамика ее эффективности / П.Л. Хасина // Вопросы психологии. - 2009. - № 4. - С. 91-98.
REFERENCES
1. Grechishnikova, S.S. and Elyutin, Y.V. (2016), "Analysis of interpersonal relations of the so-cio-psychological microclimate of a sports team", Proceedings of the All-Russian scientific-practical. conference with international participation "Actual problems of sports training, adaptive and health-improving physical education", Lipetsk, pp.171-176.
2. Korotkina, E.D. and Pelevina, I.M. (2009), "Interconnection of team understanding and criteria of team efficiency", Bulletin of St. Petersburg State University, Series 12, Psychology, Sociology Pedagogy, No. 2 (2), pp. 224-230.
3. Mironenko, Yu.A. (2009), Formation ofperceptual skills among students - future specialists in physical education and sport, dissertation, Omsk.
4. Nepopalov, V.N. (2011), "The main regularities of grouping in sport", Proceedings of the VII International Scientific and Practical Conference of Psychologists of Physical Culture and Sport "Rudikovskie chteniya", Moscow, pp.146-153.
5. Hasina, P.L. (2009), "Role structure of a team and its efficacy dynamics", Psychology Questions, No. 4, pp. 91-98.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.05.2020