Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1103
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА / COGNITIVE INTEREST / DIDACTIC GAME / LEVEL OF COGNITIVE INTEREST DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туласынова Н.Ю., Громова А.С.

В статье рассмотрены дидактические игры как средство развития познавательного интереса у учащихся начальных классов на уроках русского языка. Выделены три уровня развития познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка во втором классе; приведены примеры заданий с использованием дидактических игр на каждом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туласынова Н.Ю., Громова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLYING DIDACTIC GAMES FOR COGNITION INTEREST FORMATION IN RUSSIAN LANGUAGE CLASSES

The article considers didactic games as methodical techniques for developing cognitive interest among younger schoolchildren at Russian language lessons. Three levels of cognitive interest formation among younger schoolchildren are identified at Russian language lessons of the second year of primary school; article provides the examples of didactic games at each level.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Н.Ю. Туласынова, канд. пед. наук, доцент А.С. Громова, студент

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (Россия, г. Якутск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11419

Аннотация. В статье рассмотрены дидактические игры как средство развития познавательного интереса у учащихся начальных классов на уроках русского языка. Выделены три уровня развития познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка во втором классе; приведены примеры заданий с использованием дидактических игр на каждом уровне.

Ключевые слова: познавательный интерес; дидактическая игра; уровень сформиро-ванности познавательного интереса.

Познавательный интерес определяется как избирательная направленность личности на предметы и явления действительности, которая характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким, знаниям, что процесс формирования и развития познавательного интереса возможен только в деятельности и прежде всего в учебной [1].

При этом путь развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте проходит несколько качественных этапов: от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира к проникновению в их сущность, к обнаружению связей и отношений, существующих между ними.

В нашем исследовании мы рассматриваем дидактические игры как средство развития познавательного интереса у учащихся начальных классов на уроках русского языка. Дидактическая игра определяется как метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи [2]. Использование на уроках игровых методик является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к урокам русского языка. Главное значение дидактических игр - это значительное повышение познавательного интереса у младших школьников.

Результаты исследования. Дидактическая игра имеет определенную структуру. Можно выделить следующие структурные составляющие дидактической игры:

- дидактическая задача;

- правила игры;

- результат подведения итогов.

Введение в процесс обучения игр способствует углублению познавательного интереса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений. Интерес к познавательной деятельности предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у детей сформировано одно из ведущих качеств личности - познавательный интерес.

Исходя из календарно-тематического планирования (УМК «Школа России»), с учетом уровней развития познавательного интереса у младших школьников, разработано 7 уроков по следующим темам:

1. Имя существительное;

2. Число имён существительных;

3. Правописание непроверяемых и проверяемых безударных гласных в корне слова;

4. Ударение. Проверочные слова;

5. Части речи;

6. Однокоренные слова;

7. Викторина по русскому языку.

Мы выявили следующие уровни развития познавательного интереса:

- потребность во впечатлениях (любопытство);

- активный поиск предмета или явления (любознательность);

- устойчивый интерес к познанию или теоретический интерес.

Первый уровень - потребность во впечатлениях (любопытство) - элементарная стадия, обусловленная внешними, часто неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка.

Игра «Эстафета». Дидактическая цель: закрепление умения изменять существительные по числам. Правила игры: играет весь класс по вариантам. Каждый вариант получает карточку с существительными в единственном числе. Задача учащихся записать справа данное существительное во множественном числе. Каждый ученик записывает одно слово и передает карточку сидящему сзади. Последний ученик в варианте возвращает карточку учителю. Учитель проверяет работу и определяет победителей. Результат: сформированные умения: различать имена существительные единственного и множественного числа; находить окончания при изменении существительных по числам; определять число имён существительных; образовывать формы множественного и единственного числа имён существительных.

Игра на внимательность. Дидактическая цель: закрепить знания о родственных словах. Развитие памяти, внимательности. Правила игры: если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо. Результат: сформированные знания и умения: знать понятие «корень слова»; находить в словах корень; подбирать и распознавать однокоренные слова; различать однокоренные слова.

Второй уровень - активный поиск предмета или явления (любознательность) - начальный толчок выявления интереса, средство развития интереса к предмету, способствующее переходу интереса на стадию более устойчивого познавательного отношения.

Игра: определи и раскрась. Дидактическая цель: закрепить знания о постановке ударения. Правила игры: перед вами картинка. Определите ударения и раскрасьте. Ударный 1 слог - коричневый. Ударный 2 слог - зеленый. Ударный 3 слог - синий. Ударный 4 слог - оранжевый. Результат: сформированное умение ставить ударение в слове; подбирать проверочные слова; проверить правописания безударной гласной.

Игра на внимательность Дидактическая цель: закрепить знания о родственных словах. Развитие памяти, внимательности. Правила игры: Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо. Результат: знание о понятии «корень слова»; сформированное умение находить в словах корень; подбирать и распознавать однокоренные слова; различать однокоренные слова.

Третий, высший уровень - устойчивый интерес к познанию или теоретический интерес - важное качество личности, характеризующее стремление человека проникнуть за пределы увиденного. Для этого уровня развития интереса характерны такие эмоции, как удивление, радость познания; требования поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями и приобретенными способами.

Крепость имен существительных. Дидактическая цель: Закрепить знания о частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе) Правила игры: как и в каждой крепости, на воротах стоят стражники. Чтобы пройти через ворота, нужно разделить предложенные существительные на одушевленные - неодушевленные.

Деревня словарных слов. Правила игры: записаны словарные слова с пропущенными буквами. Игрокам нужно вспомнить, как пишется слово, записать его в тетрадь, подчеркнуть букву, которую вставили, карандашом.

Лес имен прилагательных. Правила игры: придумать прилагательные, которые

помогут стать Лесу снова добрым и приветливым.

Мостик глаголов. Правила игры: игрокам необходимо заменить время глагола с прошедшего на настоящее, и изменить слово он на мы, чтобы оказаться на мостике.

Замок частей речи. Каждой группе дается определенное задание:

1. Рассказать все, что вам известно об имени существительном.

2. Рассказать все, что вам известно об имени прилагательном.

3. Рассказать все, что вам известно о глаголе.

Результат: обобщение и систематизация знаний о частях речи; закрепление умения определять части речи в связном тексте; формирование представления об основных грамматических признаках существительных, глаголов и прилагательных.

Библиографический список

1. Зайцева И. А. Формирование познавательного интереса к учению. - Ноябрьск, 2005. - 124 с.

2. Новиков М.А. Дидактические игры на уроках русского языка. - СПб.: Питер, 2005. -95 с.

APPLYING DIDACTIC GAMES FOR COGNITION INTEREST FORMATION IN

RUSSIAN LANGUAGE CLASSES

N.Yu. Tulasynova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor A.S. Gromova, Student

North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov (Russia, Yakutsk)

Abstract. The article considers didactic games as methodical techniques for developing cognitive interest among younger schoolchildren at Russian language lessons. Three levels of cognitive interest formation among younger schoolchildren are identified at Russian language lessons of the second year of primary school; article provides the examples of didactic games at each level.

Keywords: cognitive interest; didactic game; level of cognitive interest development.

Заключение. Исходя из всего вышесказанного, мы пришли к выводу о том, что познавательный интерес - это условие познавательной активности учащихся и, в конечном счете, условие успеха в обучении. Интерес направляет познавательную деятельность детей. Таким образом, интерес является не только внешним условием важности воспринимаемого, но и внутренним принципом отбора материала при восприятии.

В нашем исследовании мы рассматриваем дидактические игры как средство развития познавательного интереса у учащихся начальных классов на уроках русского языка. Разработаны уроки с использованием дидактических игр для развития познавательного интереса на уроках русского языка во 2-м классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.