Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖИ И ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖИ И ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / патриотизм / нравственность / отечество / родной край / историческая память / молодежь / education / patriotism / morality / fatherland / native land / historical memory / youth

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шендрикова Снежана Павловна

В статье в результате анализа опыта ра-боты исследователей и практиков, а также результатов социологических опросов под-нимаются вопросы, касающиеся поиска ме-тодологических подходов в сфере патриоти-ческого и нравственного воспитания моло-дежи и детей в современной России. Практи-ческой составляющей научной статьи являет-ся предложение автора активно использовать исторический контент в различных его ва-риациях и внедрение исторического кластера к разработкам образовательных программ как на государственном, так и на региональ-ном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotic education of national youth and children in the context of the problems of modern society

The article, by analyzing the experience of researchers and practitioners, as well as the re-sults of sociological surveys, raises questions con-cerning the search for methodological approaches in the field of patriotic and moral edu-cation of youth and children in modern Russia. The purpose of this work is to study the key problems of patriotic and moral education of Russian youth and children, in the context of which historical retrospectives of Russia in ge-neral and the native land in particular are con-sidered. The practical component of the scientific article is the author’s proposal for the active use of historical content in its various variations and the introduction of a historical cluster to the de-velopment of educational programs both at the state and regional levels.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖИ И ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

Щф}

улшиш^ные /к(//Ки

С. П. Шендрикова

УДК 37.017.4(470+571)

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖИ И ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Вв

Оведение. На современном этапе в ключе противостояния международных геополитических интересов социум является свидетелем и участником переформатизации многополярного мира, где имеет место понятие сверхдержав. Россия, укрепляя внешнеполитические активы, ориентируется на восстановление исторической правды. Национализм времен Второй мировой и Великой Отечественной воин на современном этапе трансформировался в радикальные нацистские принципы, что привело к идеологической несостоятельности многих государств. Выбрав за ориентир американское мировоззрение, эти страны отказываются от исторической правды, тем самым нанося непоправимый урон своей идеологии. В этом ключе особое значение приобретает историческая память, как один из важнейших инструментов воспитательного контента.

Формулировка цели статьи, ее актуальность. В настоящей статье рассматриваются проблемы патриотического воспитания отечественной молодежи и детей. В этом ключе автором видится использование исторической ретроспективы на примере как истории родного края в частности, так и России в целом.

Актуальность предлагаемой тематики, по мнению автора, вызвана утратой советской системы воспитания, наработанной в течение семи десятилетий. История нашего государства в контексте научного объекта исследования представляет собой источник патриотических идей, что в свою очередь является га-

рантом крепкого альянса общества. В этом случае недооценка роли патриотизма с точки зрения исторического опыта, приводит к вымиранию социально-экономических, духовных и культурных канонов развития общества, что, к примеру, наблюдалось в Российской Федерации после распада СССР в 90-е годы ХХ в. Рецессия и дефолт 1998 года, а также иные внушительные проблемы такого порядка выместили «на задворки» идеологическую составляющую и на этом фоне спровоцировали подмену моральных и духовных ценностей в российском обществе. В этом ключе И А. Васильев пишет: «...не было создано ничего нового, равного этой системе по общественно-политической значимости» [1, с. 120-132].

Данная ситуация явилась причиной подмены ценностей в среде молодежи и детей. Популярными же стали, преобладающие над моральными и патриотическими чувствами, материальные блага. Патриотизм, который зиждился на гордости за Советскую Родину, самоупразднился из системы ценностей россиян посредством привлечения западных ценностей. Как итог, понятия «патриот» и «патриотизм» стали нарицательными. Анализ социологических опросов современных исследователей приводит к выводу о том, что для современной российской молодежи на фоне общественного и государственного наиболее важным выступает личное [12, с. 117]. Молодые люди на сегодняшний день акцентируют внимание на своем образовании и самореализации в будущей профессии, результатом чего непременно должна стать материальная независимость. Все это еще раз подтверждает необходимость выработки единой программы в контексте идеологического воспитания молодежи и детей в современной России.

Изложение основного материала статьи. В контексте внешнеполитических вызовов современного мира патриотическое воспитание российской молодежи является приоритетным с точки зрения национальной безопасности. Одной из ведущих детерминант процесса патриотического воспитания, по мнению автора,

является природный, впитанныи «с молоком матери» принцип восприятия его идей, в котором нет места китчевым, имитационным методам воспитания.

Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.», главной задачей для российского общества в контексте воспитания молодого поколения является «...развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающие актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [11, с. 62-63].

На понятии «патриотизм» остановимся подробнее. В переводе с греческого - это «родина», «отечество», «соотечественник». В авторском же видении, генератором агрегации патриотизма и патриотического воспитания в контексте греческой цивилизации выступают природные, экономические, социокультурные, религиозные и этнические мотивы. С позиции современных исследователей под патриотизмом правильно подразумевать «Любовь к Родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от агрессивных врагов и внешних посягательств» [11, с. 3]. Из этого следует, что патриотическое воспитание - это постоянная, целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций в ключе выработки у молодежи патриотического самосознания, которое проявлялось бы в верности Отечеству на примере готовности выполнения гражданского долга [11, с. 3]. Анализируя научные исследования в данном контексте, автор резюмирует следующее: первоэлемент понятия «патриотическое воспитание» - это процесс формирования духовно -нравственных ценностей, подразумевающих любовь к Отечеству и его истории: «Патриотическое воспитание молодежи заключается в развитии у молодого человека любви к отечественной истории, а также нравственной ориентации на героические образы и гуманистический образ жизни» [12, с. 118]. Е. Л. Крылова, говоря о месте и роли истории России в контексте патриотиче-

ского воспитания, ссылается на слова В. В. Путина: «Нужно воспитывать у молодого поколения уважение к героическим страницам отечественной истории, чувство гордости за богатейшее духовное и культурное наследие нашего народа. Только обращаясь к своим истокам, сохраняя связь времен, можно двигаться вперед, добиваться высоких целей» [6, с. 137].

В одной из работ В. Е. Зиненко говорится: «Именно поступки человека, его деятельность, направленная на развитие общества и государства, свидетельствуют о том, что человек является патриотом. При этом важно, что истинный патриотизм чужд национализму, космополитизму и сепаратизму» [2, с. 146]. Доминирующим вектором в вопросах патриотического воспитания является развитие патриотического сознания личности, напрямую связанного с актуализацией нравственной позиции молодежи. В этом ключе актуальным видится активное приобщение современной молодежи и детей к историческому наследию России. Отечественные ученые под «патриотическим сознанием» понимают «отражение действительности в сознании индивида, синтез духовно-нравственных, эмоциональных и мировоззренческих компонентов [6, с. 138]. Резюмируя вышесказанное следует заключить, что благодаря становлению патриотического сознания имеет место формирование личностных качеств, а именно: любовь к Родине, героизм, мужество, верность, ответственность за родных и близких, трудолюбие и т. д.

В. Е. Зиненко, ссылаясь на статистические данные по итогам исследования 2017 года на тему «Ценностные ориентиры российской молодежи», проведенного Государственным университетом управления (г. Москва), в одной из своих работ приводит данные, касающиеся позиции молодежи и реализации молодежной политики в нашей стране: «48,6 % молодых людей встречаются с друзьями в реальности, 44 % - виртуально» [2, с. 148]. Это, по мнению исследователя, приводит к тому, что основным генератором формирования ценностных ориентиров российской молодежи выступает коллектив сверстников в виртуальном исполнении.

Опираясь на данные ВЦИОМ за 2010 год, 70 % из числа молодежи в возрасте от 18 до 24 лет и от 25 до 34 лет на вопрос «Существует ли патриотическое воспитание в России?» ответили отрицательно [2, с. 148]. Это говорит о том, что наибольшему проценту российской молодежи любовь к Родине видится ничего не деланием. Вывод: молодые люди на момент опроса называли себя патриотами, не являясь таковыми на деле.

В этом контексте следует маркировать, что Россия на данном этапе как никогда нуждается в сбережении исторического наследия и преемственности поколений в целях консолидации патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности выполнения гражданского долга с целью защиты интересов Родины. Согласно прозвучавшим выше причинам, это, прежде всего, касается молодого поколения россиян. Наличие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» еще раз подтверждает это [7]. А. В. Жукоцкая видит сегодня патриотическое воспитание в России в ключе острой идеологической борьбы оппонентов [4, с. 157]. Это, в свою очередь, ведет как к «размыванию» идеологии, так и к ее укреплению, но в иных, порой неприемлемых для российского социума формах, что тоже негативно.

Здесь, как указывалось выше, весьма существенную роль играет исторический контент, где инструментарием может выступать: изучение истории малой и большой Родины посредством произведений (литература, зодчество, изобразительное искусство, музыка, театр, кино), знакомство с историей через изучение персоналий (лектории, посвященные жизни и деятельности известных людей, прославивших Россию). Кроме этого, приобщение молодежи и детей к традиционным мероприятиям, соблюдению обычаев, ритуалов, нравов вне сомнений способствует посвящению юных россиян в историю и на основе этого - воспитанию их в патриотическом русле. Использование такого инструментария в регионах Российской Федерации уже сегодня показывает положитель-

ную динамику. Полуостров Крым в этом случае держит лидирующие позиции по ряду объективных и субъективных причин, обусловленных социально-экономическими, историческими и политическими факторами. Включение Крыма в состав Российской Федерации в 2014 году на правах субъекта заметно отразилось на патриотических настроениях крым-чан и крымской молодежи в частности. Согласно данным опроса, был отмечен резкий подъем чувства гордости россиян за страну после мероприятий в ходе Крымской весны: «если в 2013 года таких было 53%, то уже в октябре 2014 года - 69 %» [2, с. 151].

Патриотическое воспитание в Республике Крым на современном этапе осуществляется согласно Указу Главы Республики Крым С. В. Аксенова «Об утверждении Концепции патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в РК» № 522-У от 18 декабря 2014 года [9]. Выступая одной из главных возможностей консолидации единства и целостности многонационального Крыма, патриотическое воспитание видит своей целью формирование патриотических чувств и сознания у молодежи и детей республики.

Как отмечалось ранее, молодежь в настоящее время является заложником серьезной конкуренции, в которой ведущую роль, как правило, играют отнюдь не идеалы, символы героического прошлого и т. д. Однако молодежь как общественная ценность представляет собой, прежде всего, некий залог на будущее, перспективу для социума. Это значит наполнение молодого поколения ценностным контентом прочит перспективы для государства. На сегодня в этом ракурсе в Крыму популярно такое понятие, как молодежная политика. Целью ее является обеспечение благоприятной среды для патриотического воспитания, а также разностороннее развитие молодежи и детей.

Мероприятия, имеющие место в Республике Крым касательно патриотического воспитания, проводятся согласно государственной политики РФ и распространяются на все уровни воспитательной деятельности (семья, учебные и воспитательные организации, органы го-

сударственной власти республики). Юридическую подоплеку данных инициатив составляет законодательная база. В этом ключе правильно отметить Постановление № 1466 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие патриотического воспитания и гражданской активности молодежи муниципального образования городской округ Симферополь РК»», принятое 8 декабря 2015 года [8], а также Постановление Совета Министров РК № 258 «Об утверждении государственной программы РК «Реализация государственной политики в РК»», принятое 30 апреля 2020 года [7]. Эти документы обеспечивают организацию и проведение в республике мероприятий с использованием общественных и религиозных объединений посредством поддержки социальных проектов. В числе подобных мероприятий следует отметить:

1. Фестивали (фестиваль народной культуры «Мы едины», «Крымская весна», «Белые ночи Космодрома», «Крымская волна», «Таланты и поклонники», Салют Победы»);

2. Конкурсы творческих работ детей и подростков (ежегодный проект «Крымский вундеркинд»), дипломных работ выпускников исторических направленностей;

3. Конференции, уроки мужества и т.д. [3, с. 37].

Выводы. Геополитическая ситуация и противостояние западного мира России выявили в нашем обществе дефицит несуррогатного патриотизма. Положительные склонности в динамике патриотических чувств среди отечественной молодежи объективно носит инстинктивный характер, не являя собой результат продуманной государственной политики: «Ни полюбить, ни разлюбить по приказу Родину невозможно» [5, с. 154-156]. В этом ключе видится потребность подбора идейных начал с целью формирования подлинных патриотических чувств у подрастающего поколения. Основой для подобных идей, по мнению автора, призван стать многовековой исторический опыт и героическое прошлое России.

Дискуссия вокруг проблем патриотического воспитания современной молодежи и детей в Российской Федерации весьма актуальна.

Глобальное геополитическое противостояние России и Запада в политической, социально-экономической, культурной и информационной сферах тому подтверждение. Возрастающие внешнеполитические угрозы стали некой причиной к объединению российского социума вокруг идеи патриотизма.

Анализ научных исследований и практикумов в ключе патриотического воспитания отечественной молодежи позволяет автору сделать вывод: патриотическое воспитание станет результативным лишь в том случае, если будет влиять на чувства, убеждения и деятельность молодежи. Неизменным инструментов здесь выступает глубокое изучение истории государства и края и, как вспомогательный дополняющий продукт, - изучение истории России и родного края посредством художественных произведений; ретроспективный анализ на примере жизни и деятельности известных персоналий. Определяющей чертой патриотического воспитания выступает его действенность, где педагог, семья и общество в целом - образчики гражданских позиций, в числе первых из которых - патриотизм.

АННОТАЦИЯ

В статье в результате анализа опыта работы исследователей и практиков, а также результатов социологических опросов поднимаются вопросы, касающиеся поиска методологических подходов в сфере патриотического и нравственного воспитания молодежи и детей в современной России. Практической составляющей научной статьи является предложение автора активно использовать исторический контент в различных его вариациях и внедрение исторического кластера к разработкам образовательных программ как на государственном, так и на региональном уровнях.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, нравственность, отечество, родной край, историческая память, молодежь.

SUMMARY

The article, by analyzing the experience of researchers and practitioners, as well as the results of sociological surveys, raises questions concerning the search for methodological appro-

aches in the field of patriotic and moral education of youth and children in modern Russia. The purpose of this work is to study the key problems of patriotic and moral education of Russian youth and children, in the context of which historical retrospectives of Russia in general and the native land in particular are considered. The practical component of the scientific article is the author's proposal for the active use of historical content in its various variations and the introduction of a historical cluster to the development of educational programs both at the state and regional levels.

Keywords: education, patriotism, morality, fatherland, native land, historical memory, youth.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев И А. Воспитательный потенциал школы // Системная психология и социология. - 2015. - № 1 (13). - С. 120-132.

2. Зиненко В. Е. Патриотическое воспитание российской молодежи: современные реалии // Вестник Московского университета. Серия 18, Социология и политология. - 2019. -Т. 25. - № 1 - С. 137-147.

3. Иванова Е. Ю. Региональная политика по развитию патриотического воспитания молодежи в Республике Крым // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2021. - № 4 (56). -С. 35-39.

4. Идеология: социальная теория и практика: монография / А. В. Жукоцкая, С. Б. Кожевников, М. В. Сахарова [и др.] под ред. А. В. Жукоцкой. - М.: Социальный проект, 2017. - 208 с.

5. Ильин И. А. Сочинения: в 2 томах / И. А. Ильин; [сост., подготовка текста, примеч. и библиогр. Ю. Т. Лисица]. - М.: Московский философский фонд: Медиум, 19931994. - (Из истории отечественной философской мысли). - Т. 1: Философия права. Нравственная философия. - 1993. - 512 с.

6. Крылова Е. Л. Методы изучения патриотического сознания молодежи Е. Л. Крылова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2019. - № 2 (47). - С. 137-147.

7. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493: (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ: информационно-правовой портал. - URL: https://base.ga-rant.ru/71296398/ (дата обращения: 27.03.2023).

8. Об утверждении государственной программы Республики Крым «Реализация государственной молодежной политики в Республике Крым»: постановление Совета Министров Республики Крым 30.04.2020 № 258 [Электронный ресурс] // Правительство Республики Крым: офиц. портал. - URL: https://rk.gov. ru/ ru/document/show/21260 (дата обращения: 27.03.2023).

9. Об утверждении Концепции патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Республике Крым: указ Главы Республики Крым от 18.12.2014 № 522-У [Электронный ресурс] // Правительство Республики Крым: офиц. портал. - URL: https:// rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_237906.pdf (дата обращения: 27.03.2023).

10. Об утверждении муниципальной программы «Развитие патриотического воспитания и гражданской активности молодежи муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым»: Постановление администрации города Симферополя Республики Крым от 08.12.2015 № 1466 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: сайт. - URL: https://docs.cntd.ru/ document/ 446298813 (дата обращения: 27.03.2023).

11. Павлов Б. С. Актуальные модели государственной и региональной политики в сфере патриотического воспитания: монография / Б. С. Павлов, Г. М. Гогиберидзе, А. В. Пацула. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 154 с.

12. Патриотическое воспитание молодежи как направление реализации государственной политики (на примере России, Китая, Израиля) / Е. В. Лунева, Е. В. Селиванова, А. А. Поляруш, О. Г. Хрипунова // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2019. - № 4. -C. 117-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.