Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ'

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЙ КЛУБ / ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / HISTORICAL REENACTMENT / PATRIOTIC EDUCATION / HISTORICAL CLUB / CHILDREN'S LIBRARY / REPUBLIC OF CRIMEA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шелягова А.А., Корчева Н.В.

В статье рассматриваются возможности использования исторической реконструкции в работе детской библиотеки на примере ЦГДБ им. А. П. Гайдара г. Севастополя Республики Крым. Анализируются основные формы и методы патриотического воспитания пользователей детской библиотеки при помощи реконструкции исторического прошлого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL RECONSTRUCTION IN THE PATRIOTIC EDUCATION OF USERS OF THE CHILDREN'S LIBRARY

The article deals with possibilities of using historical reenactment in the work of children’s library describing example of Central Children’s library by the name of Gaidar A.P., Sevastopol, Crimea. Basic forms and methods of patriotic education of children’s library users are analyzed with the help of historical past reenactment.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ»

УДК 37.035.6

Шелягова А.А., к.пед.н.

доцент

кафедра музеологии и библиотечно-информационной

деятельности Корчева Н.В., магистр «Библиотечно-информационная деятельность» ГБОУ ВО РК «Крымский университет культуры, искусств и

туризма» Россия, г. Симферополь ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования исторической реконструкции в работе детской библиотеки на примере ЦГДБ им. А. П. Гайдара г. Севастополя Республики Крым. Анализируются основные формы и методы патриотического воспитания пользователей детской библиотеки при помощи реконструкции исторического прошлого.

Ключевые слова: историческая реконструкция, патриотическое воспитание, исторический клуб, детская библиотека, Республика Крым

Shelyagova A.A., candidate of pedagogical sciences, associate Professor

of «Museology and library information activities» Korcheva N. V., magistr «Library and information activities» GBOU HE RC «Crimean University of culture, arts and tourism»

Russia, Simferopol HISTORICAL RECONSTRUCTION IN THE PATRIOTIC EDUCATION OF USERS OF THE CHILDREN'S LIBRARY Abstract. The article deals with possibilities of using historical reenactment in the work of children's library describing example of Central Children's library by the name of Gaidar A.P., Sevastopol, Crimea. Basic forms and methods of patriotic education of children's library users are analyzed with the help of historical past reenactment.

Keywords: historical reenactment, patriotic education, historical club, children's library, Republic of Crimea.

Сегодня историческая реконструкция становится все более узнаваемым явлением современной социальной и культурной жизни. Патриотическое воспитание граждан России и особенно молодого поколения содействует духовному и культурному подъёму государства, достижению социальной и экономической стабильности и является одной из самых насущных задач государства. В современном мире в системе патриотического воспитания особое внимание должно уделяться развитию нравственности, духовности, гражданственности, уважению ее истории, многонациональной культуре и

другим ценностям нашего общества [4, с. 348]. Как форма патриотического воспитания историческая реконструкция помогает лучше понять ценности и раскрыть их влияние на умы детей и подростков для формирования высоких моральных качеств.

Историческая реконструкция оказывает особое влияние на формирование чувства принадлежности к значимым событиям национальной истории, тем самым развивая патриотизм. Различные культурные и образовательные практики исторической реконструкции во всем ее разнообразии проявлений являются частью патриотического воспитания детей и подростков. Патриотическое воспитание в его современном понимании - это систематическая и целенаправленная деятельность государственных органов и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [2, с. 72].

Особенности и тенденции развития исторической реконструкции как феномена молодежной культуры в контексте социализации, патриотического воспитания детей и подростков раскрыты в исследовании Н. С. Божок. По его мнению, растущий интерес детей и подростков к исторической реконструкции позволяет им лучше понять свои духовные потребности в самоидентификации и культурной трансформации, войти в реальность прошлого и в контакт с «живой историей» [1].

Изучение понятия «историческая реконструкция» показало, что оно наиболее часто используется в двух значениях:

1) Восстановление внешнего облика и структуры какого-либо исторического объекта, практическое и теоретическое моделирование. Данная реконструкция основывается на обработке сохранившейся информации при помощи современных технологий (компьютерное моделирование, воссоздание копий, археологический эксперимент).

2) Деятельность исторических клубов или групп людей, направленная на воссоздание каких-либо исторических процессов, событий, предметов, одежды и т.д. [4, с. 350-351].

В библиотечно-информационной деятельности историческая реконструкция - молодое явление, которое сегодня пользуется большой популярностью среди детей и подростков. Историческая реконструкция в деятельности библиотеки предусматривает возрождение культурно -исторических традиций прошлого как целостного явления, включающего реконструкцию оружия, доспехов, военных костюмов на основе археологических, исторических, оружиеведческих научных трудов, древних текстов и рисунков, в полном соответствии с образцами реконструируемой эпохи на основе документальных источников. Реконструкция событий и объектов прошлого, так или иначе, отражает это прошлое и приводит к изучению широкого круга различных исторических и архивных материалов. Историческая реконструкция несет в себе обширную научную информацию,

полученную в процессе долгой исследовательской работы с различными видами источников. Библиотеки выступают хранителями документальных источников исторической реконструкции и являются связующим звеном при воспроизведении исторических событий.

Сегодня усиливается влияние исторической реконструкции в библиотеке, что подчеркивает растущую популярность исторической реконструкции в библиотеке среди детей и подростков, о чем свидетельствует функционирование исторических клубов при библиотеках. Детские библиотеки, используя современные формы и методы деятельности, ведут работу по патриотическому воспитанию молодого поколения в самых различных направлениях: военно-патриотическое, гражданско-патриотическое героико-патриотическое, национально-патриотическое.

В своей работе библиотеки руководствуются целевыми программами по патриотическому воспитанию молодого поколения. Привить любовь и уважение к героической истории нашей страны, максимально раскрыть информационные ресурсы библиотек помогают различные по форме массовые мероприятия: вечера-встречи, вечера-памяти, часы истории, обзоры литературы, встречи поколений, видео-экскурсы, историко-познавательные экскурсы, исторические репортажи, историко-познавательные экспедиции, экскурсы по местам боевой славы, дни фронтовой поэзии, историко-краеведческого турниры, литературно-музыкальные гостиные. Основная цель этих мероприятий - формирование патриотического сознания, воспитание любви и уважения к истории Отечества и родному краю.

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений деятельности детских библиотек, в том числе с использованием исторической реконструкции. Рассмотрим деятельность по патриотическому воспитанию с использованием исторической реконструкции на примере Центральной городской детской библиотеки имени А. П. Гайдара (далее ЦГДБ им. А. П. Гайдара) города Севастополя в Республике Крым. Севастополь - город-герой, город морской славы, крепость и военно-морская база, расположенная на юго-западном побережье Крыма, на берегах Севастопольской бухты. Севастополь - особый город, память в котором стирает границы времени, ломая стереотипы о «новом поколении, забывающем историю». Поэтому город-герой всевозможными средствами формирует патриотические чувства у молодого поколения. С одной стороны, патриотизм становится чувством (гордость за всю страну и маленькую родину, регион, место рождения в частности), а с другой стороны - активной гражданской позицией и готовностью служить Отечеству. Реконструкция эпизодов войны детьми и подростками дает возможность прочувствовать ими трагический момент истории, рассматриваемый глазами потенциальных защитников Отечества. Это позволяет всем присутствующим ощутить свою сопричастность к страшному прошлому нашей страны и прийти к неизбежному выводу - огромному желанию сохранить мир.

Важная роль в сохранении исторической памяти и передаче её подрастающему поколению через систему информационно-библиотечных мероприятий отводится историческим клубам при библиотеках. С целью формирования интереса к истории своей страны и не просто интереса, а и познавательной деятельности в ЦГДБ им. А. П. Гайдара города Севастополя создан «Исторический клуб морских путешествий», в котором под руководством библиотекарей проводятся патриотические мероприятия для детей и подростков. Членом клуба может быть каждый гражданин, который является читателем библиотеки, изъявил свое желание к активной творческой работе, поддерживает цели и формы деятельности клуба и готов выполнять возложенные на него обязанности.

Основными задачами «Исторического клуба морских путешествий» являются: воспитание у подростков чувства патриотизма и гордости за историческое прошлое России; воспитание чувства коллективизма и преемственности поколений; формирование устойчивого интереса у подростков к истории родного края; организация культурно-массовых мероприятий для детей и подростков по продвижению чтения и книг краеведческого содержания; совершенствование поисково-

исследовательской деятельности на локальном материале; духовное и физическое развитие детей и подростков.

Работа «Исторического клуба морских путешествий» организована по двум основным направлениям:

- осуществление реконструкций под руководством опытных и высококвалифицированных специалистов и библиотекарей;

- проведение образовательных и воспитательных, досуговых и прикладных мероприятий.

Формами работы клуба являются: презентации книг по истории; тематические вечера; беседы; публичные лекции, вечера вопросов и ответов; просмотр видеофильмов с последующим обсуждением; выездные экскурсии в музеи, памятные места; мастер-классы, посвящённые традиционным ремёслам. Подобные мероприятия заставляют взглянуть на культуру прошлого как на важную часть настоящего, с которой ассоциируются личные переживания и стремления.

Свои знания ребята показывают на интерактивных мероприятиях, таких как: литературно-исторические игры («Морской бой», «Дорогами Крымской войны»), литературные регаты «Под парусами знаний», литературно-исторические квесты («Малахов курган - памятник двух оборон», «Дорогами Крымской войны»), экскурсии по памятным местам города (например, на 30 -ю Береговую батарею и др.).

Партнерами мероприятий выступают: управление внутренних дел по городу Севастополю (полицейские обеспечивают безопасность мероприятий, выступают в роли агентов на квестах, организуют экскурсии); севастопольское отделение Российского военно -исторического общества и Севастопольский информационный центр развития туризма, севастопольское

отделение русского географического общества оказывают поддержку в поощрении участников; Малая академия наук - киностудия КлассТВ - в съемках видеороликов; севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого, военно-исторический музей фортификационных сооружений, народный музей истории севастопольской милиции, экспертно-криминалистический центр УМВД - в организации экскурсий для участников мероприятий [3, с.18].

Составной частью деятельности клуба является съемка короткометражных фильмов (роликов), выполненных на основе реконструкции событий обороны и освобождения Севастополя в Великую Отечественную войну. После экскурсии на 30-ю береговую батарею (сейчас там создан музей), сыгравшую решающую роль в обороне Севастополя 1941 -1942 годов, у курсантов флотилии родилась идея провести реконструкцию боя у долговременной огневой точки и воссоздать подвиг пионера - героя, крымского земляка - Валерия Волкова. На данный момент уже вышло четыре короткометражных фильма: «Игра-реконструкция «Подвиг Валерия Волкова», «Читая книгу памяти» (подвиг Ивана Голубца), «От героев былых времён» (оборона Михайловской батареи), «Их победа - наша память» (штурм Сапун-горы 1944 года).

При содействии Управления Министерства внутренних дел России по городу Севастополю, в 2017 г. состоялась презентация короткометражного фильма «Памяти павших будьте достойны», в память о тех, кто не вернулся с Великой Отечественной войны. Кадеты принимали непосредственное участие в съемках этого фильма [3, с. 20].

В решении поставленных задач члены клуба пользуются всесторонней поддержкой и помощью со стороны сотрудников ЦГДБ им. А.П. Гайдара. На межрегиональном уровне проводится цикл виртуальных турниров с городами России (Рязань, Ярославль, Архангельск, Волгоград, Кронштадт, Санкт-Петербург) - «Мы - Севастополь. Давайте знакомиться!». Много внимания на турнирах уделяется истории городов, флотилии и библиотек. Тематика турниров самая разная, а объединяет их одно - любовь к своим родным городам и их истории, желание поделиться своими знаниями со своими ровесниками, узнать что-то новое о нашей большой стране, и самое главное -желание общаться и познавать.

«Исторический клуб морских путешествий» совместно с библиотекарями проводят телемосты между Севастополем и Выборгом. Кронштадтом и Санкт-Петербургом, Волгоградом и Гатчиной, Рязанью и Архангельском, Ярославлем и Выборгом. Это не окончательный список городов, с которыми налажено сотрудничество по патриотическому воспитанию детей и подростков, так как современные технологии позволяют реализовывать новые идеи [3, с. 19].

Отдел новых информационно-библиотечных технологий в 2018 году снял художественный ролик по мотивам произведений Сергея Алексеева «Оборона Севастополя». Мысль о реконструкции обороны Севастополя по

рассказам Алексеева пришла еще во время проведения в детской библиотеке телемоста между городами-героями Севастополем и Волгоградом, посвященного освобождению Сталинграда от немецко-фашистских захватчиков [3, с. 22]. Съемки видеороликов дают возможность читателям библиотеки участвовать в исторических боях и проживать жизнь своих прадедов, что в свою очередь способствует пробуждению патриотических чувств у детей и подростков.

«Исторический клуб морских путешествий» под руководством библиотекарей систематически проводит патриотические мероприятия среди детей и подростков. На собраниях клуба рассказывают о героическом прошлом страны, вовлекают детей и подростков в работу по поиску материала об истории родного края, его солдатах и офицерах. В городском парке культуры и отдыха проводятся показательные реконструкции, сопровождающиеся демонстрацией военной исторической формы, различных видов оружия.

Активное участие дети и подростки принимают в ежегодных реконструкциях на День города Севастополя (14 июня): в этот день на главной площади города-героя, члены исторического клуба в течение дня разыгрывают сцены боя между французскими и русскими войсками, демонстрируют форму и оружие участников, которые близки к оригинальным или отреставрированы с учетом требований законодательства по образцам, найденным на полях сражений времен Великой Отечественной войны [3, с. 22]. Мероприятие обычно проводится весело и интересно, оно рассчитано на детей и подростков и, судя по количеству и составу участников, достигает своей цели.

Одним из интересных мероприятий, в котором были задействованы дети и подростки, было открытие выставки, посвященной победе Красной Армии. В ходе мероприятия члены клуба, одетые в форму солдат и офицеров времен войны, выступали с речами о значении битвы и победы в ней. Формой детей и подростков обеспечивал клуб, хотя реконструкторам зачастую самим приходится обеспечивать себя формой и оружием.

Для проведения мероприятия, посвященного Отечественной войне 1812 г., были задействованы практически все члены исторического клуба: реконструировалась сцена нападения партизан и русских солдат на обоз отступающих французов. Реконструкция была направлена на развитие интереса у детей и подростков к истории родного края.

Осенью проводится военно-историческая реконструкция обороны Севастополя, где разыгрывается «поле боя»: участники ходят друг на друга в «штыковые» атаки, стреляют холостыми патронами, берут друг друга в плен. Создается впечатление реальности происходящего. Элементы реконструкции применяются и в проведении учебных мероприятий, посвященных истории родного города с целью воспитания патриотизма и любви к малой родине.

В детской библиотеке еженедельно для юных моряков проводятся консультации по основам краеведческих библиотечно-библиографических

знаний, что дает возможность открыть для себя очередную страничку из истории, как родного Севастополя, так и великой страны, в которой мы живем. Узнавая о людях, которые прославляли Россию, ребята прикасаются к истории, представляя себя как великим А. Суворовым, так и бесстрашным И. Крузенштерном. Открывая для себя новые имена, пользователи детской библиотеки учатся любить свою страну и, конечно же, становятся патриотами, готовыми продолжать дело великих людей, прославивших когда -то свою Родину.

Таким образом, реконструкция осуществляет формирование общественной памяти, что важно как для всего общества и культуры в целом, так и отдельной личности. Историческая реконструкция как форма патриотического воспитания детей и подростков прекрасно отражает принцип исторической и социальной памяти, осуществляет связь времен, выполняет функцию сохранения духовного, морального, культурного и исторического наследия. Историческая реконструкция не просто возрождает и актуализирует определенные исторические и культурные образы, но, что особенно важно -пропускает их через живую ткань современности. В практическом отношении визуальная составляющая исторических реконструкций воплощается сегодня в продукт, который постепенно вырабатывается в результате организации и проведения различных мероприятий. Такой способ подачи информации оказывает на детей и подростков большое впечатление, так как визуализированная информация является отличным примером для подражания, что отлично сказывается на становлении личности патриота.

Участвуя в исторической реконструкции, дети и подростки приобретают и накапливают знания по истории и культуре родного края, что способствует формированию у них базовых ценностей (любовь к малой родине, интерес к её истории и культуре), развитию этнокультурной идентичности, патриотического сознания и стремления познавать родной край.

Можно утверждать, что сегодня в своей информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности детские библиотеки используют все доступные средства и технологии для проведения исторической реконструкции. Исторические клубы при библиотеках рассматриваются не только как средство просвещения, но и как средство сохранения исторического наследия. Благодаря исторической реконструкции возрастает внимание к историческому и культурному наследию, появляются новые динамичные формы, а также оригинальные методы работы с детьми в библиотечных учреждениях.

Использованные источники: 1. Божок Н. С. Движение исторической реконструкции как феномен молодежной культуры [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. соц. наук : 22.00.06. Саратов, 2013. Режим доступа : http://www.dslib.net/sociologia-kultury/dvizhenie-istoricheskoj-rekonstrukcii-kak-fenomen-molodezhnoj-kultury.html

2. Быков А. В. Историческая реконструкция // Внешкольник. 2015. № 6. С. 72-74.

3. Информационно-аналитический отчет ЦГДБ им. А. П. Гайдара Севастополь, 2017. 31 с.

4. Удилова И. Я. Военно-историческая реконструкция, как одна из инновационных форм военно-патриотического воспитания молодежи // Бюллетень науки и практики. 2016. С. 347-353.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.