Научная статья на тему 'Патриотизм глазами студенческой молодежи Республики Крым'

Патриотизм глазами студенческой молодежи Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
118
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПАТРИОТИЗМ / ЦЕННОСТИ / РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чикарова Г. И.

В статье рассматриваются особенности патриотизма, сформированного у студенческой молодежи Республики Крым. На основе результатов прикладного социологического исследования, проведенного среди студентов Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского рассмотрены основные ценностные характеристики патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чикарова Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотизм глазами студенческой молодежи Республики Крым»

УДК 316.35

ПАТРИОТИЗМ ГЛАЗАМИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Чикарова Г.И.,

аспирант Института социологии и регионоведения ЮФУ, младший научный сотрудник Южнороссийского филиала ФНИСЦ РАН, г. Ростов-на-Дону, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются особенности патриотизма, сформированного у студенческой молодежи Республики Крым. На основе результатов прикладного социологического исследования, проведенного среди студентов Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского рассмотрены основные ценностные характеристики патриотизма.

Ключевые слова: молодежь; патриотизм; ценности; Республика

Крым.

На всех этапах развития российского общества патриотизм был неотъемлемой частью ценностных установок граждан, но трансформационные изменения, характерные для России в последние десятилетия ХХ века, привели к снижению уровня патриотизма. [4] В современных условиях усиливающихся региональных и глобальных вызовов формирование патриотического сознания граждан вновь становится приоритетной задачей государственной политики Российской Федерации. [ 1]

Особую важность в контексте данного вопроса представляет собой одна из наиболее уязвимых социальных групп - молодежь, так как ценностные установки современных молодых людей формируются достаточно хаотично, под воздействием различных агентов социализации, а также в большей степени для них характерна новая ценностная модель, основной акцент в которой смещен от духовно-нравственных составляющих к материальным ценностям. [5]

Научно-практическая значимость изучения данной темы также обусловлена тем фактом, что современная студенческая молодежь Республики Крым - это то, поколение крымчан, социализация которых проходила в рамках самостоятельного этапа развития независимого государства Украина.

Важно отметить, что в настоящее время существует большое количество интерпретаций понятия патриотизма. Патриотизм

281

рассматривается и как принцип, и как чувство, и как обязанность, и как идея, и как сознание. Такое многообразие подходов к определению сущности понятия обусловлено сложностью и многогранностью самого понятия.

Так, согласно словарю Ожегова С.И., патриотизм - это «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». [8] В философском словаре данное понятие определяется как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» [10]. В советское время патриотизм трактовался как «любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам». [2]

К настоящему времени существует большой пласт научно-исследовательских работ, посвященных изучению данной темы. Ряд работ посвящен аксиологическому подходу к патриотизму, в котором отражено ценностное отношение индивида к Родине.[7] Также в литературе есть работы, в которых ученые выделяют типы патриотизма.[12] Отдельное внимание исследователей сфокусировано на изучении гражданского патриотизма и перспектив его формирования.[6; 11] При этом важно подчеркнуть, что большинство исследовательских работ апеллирует к молодежи и проблемам патриотического воспитания в условиях современного общества.[9; 3]

Цель данной работы - рассмотреть значимые для студенческой молодежи Республики Крым характеристики патриотизма.

Задачи исследования: определить понятие патриотизма, с точки зрения тех смыслов, которые в него вложены студентами республики; выявить основные модели поведения индивида, который, по мнению студентов Крыма, может быть назван патриотом.

Эмпирической базой работы являются результаты прикладного социологического исследования «Опыт организации патриотического воспитания в организациях высшего образования: отражение в сознании студенческой молодежи российских вузов», проведенного сотрудниками Южнороссийского филиала ФНИСЦ РАН в 2017г. Вся выборка - 1178 человек. Студенты Республики Крым составили 15%. Метод исследования -анкетный опрос.

Результаты, проведенного исследования, позволили установить, что в понятие патриотизм студенты Республики Крым вкладывают такие характеристики как «любовь к месту, в котором родился» (58,7%), «готовность сделать свою страну лучше» (49,3%) и готовность «в случае

282

угрозы встать на защиту страны и ее народа» (49,3%), а также «гордость за страну» (41,3%).

Также больше трети крымских студентов отмечают, что готовы к самопожертвованию во имя страны и малой родины (37,3%), знание истории своей страны при этом важно для 33,3% опрошенных, столько же испытывают чувство гордости за героическое прошлое страны и ее исторические победы.

Согласно ответам респондентов, в наименьшей степени понятие патриотизма связывается крымскими студентами с такими характеристиками как «гражданские права и политические свободы, равенство перед законом» (5,3%), «поддержка политики, проводимой руководством страны» (4%), «преемственность поколений» (1,3%).

Таблица 1.

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какой смысл Вы вкладываете в понятие патриотизма?» (%)__

№ Вариант ответа %

1 Позитивные чувства к своей стране 26,7

2 Любовь к месту, в котором родился 58,7

3 Гордость за страну 41,3

4 Готовность к самопожертвованию во имя страны, малой родины 37,3

5 Законопослушность, соблюдение законов 20

6 Знание истории своей страны 33,3

7 Поддержка политики, проводимой руководством страны 4

8 Любовь к семье, родным 14,7

9 Готовность жить и трудиться в своей стране 28

10 Готовность сделать свою страну лучше 49,3

11 Преемственность поколений 1,3

12 Готовность (в случае угрозы) вставь на защиту страны и ее народа 49,3

13 Личная сопричастность и ответственность за происходящее 13,3

14 Гражданские права и политические свободы, равенство перед законом 5,3

15 Деятельная ориентация на благоприятное будущее 13,3

283

16 Гордость за героическое прошлое 33,3

страны, исторические победы

Результаты ответов опрошенных студентов на вопрос «Как Вы полагаете, что должно лежать в основе патриотических чувств человека?» позволили установить, что самым важным для студентов Крымского федерального университета им. И.В. Вернадского является защита прав и свобод граждан, защита их интересов и обеспечение безопасности со стороны государства (40%). Точку зрения о том, что в основу патриотизма составляет наличие одной государственной идеологии разделяют 28% участников исследования. (табл. 2). Также важно отметить, что большинство опрошенных студентов разделяют мнение о том, что «патриотами становятся в большей степени под влиянием воспитания» (64 %).

Таблица 2.

Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы полагаете, что должно лежать в основе патриотических чувств человека?»_

№ Вариант ответа %

1 Факт рождения в той или иной стране (если я рожден в этой стране - я уже ее патриот) 10,7

2 Наличие гражданства (я патриот, потому что я - гражданин этой страны) 5,3

3 Наличие внешней угрозы для страны (политической, техногенной и т.д.) 5,3

4 Наличие одной государственной идеологии 28

5 Защита прав и свобод граждан, защита их интересов и обеспечение безопасности со стороны государства 40

Важным в рамках данного исследования также представляется анализ не только характеристик, которые студенты вкладывают в понятие патриотизм, но и тех поведенческих установок, которые, по их мнению, являются приемлемыми или неприемлемыми для патриотов.

Полученные в ходе исследования данные позволили выявить, что для студентов Республики Крым характерно выделение гражданственности и соблюдение закона в качестве важного компонента патриотизма. Так, менее четверти участников исследования разделяют точку зрения, что люди, которые нарушают закон могут быть названы патриотом. При этом

284

необходимо обратить внимание, что велика доля респондентов, которые не могут дать однозначного ответа на вопрос: «Можно ли считать патриотами людей, которые берут/дают взятки, не платят налоги?» (26,7% студентов выбирали ответ затрудняюсь ответить).

Более 40% представителей студенческой молодежи Республики Крым также не приемлемым для патриота считают модель поведения, связанную с уклонением от службы в армии и не посещение выборов.

При этом патриотизм никак не связывается молодыми жителями Республики с привязанностью к определенному государству и допускает наличие двойного гражданства, бизнеса в другой стране, а также проживание на территории другого государства. (табл. 3)

Анализ ответов респондентов на блок вопросов, связанный с теми характеристиками, которые позволяют выделить патриотов среди всех индивидов, позволил подтвердить выдвинутый ранее тезис (табл. 1), что, согласно мнению представителей студенческой молодежи Республики Крым, главным критерием, патриотизма выступает его эмоционально-чувственный компонент. Так, 89,3% студентов-участников исследования отмечают, что патриотом нельзя считать человека, который не чувствуют любви к Родине. При этом важно подчеркнуть, что участники исследования разводят понятие Родина и государство.

Также в ходе исследования было выявлено, что для молодого поколения жителей Крыма особо значимой является гражданская установка, связанная с нацеленностью индивидов на бережное отношение к биосфере. Так, расточительное использование природных ресурсов, загрязнение природы является моделью поведения, которая, по мнению студентов, не приемлема для патриота. (табл. 3)

Отдельно необходимо подчеркнуть, что для студенческой молодежи Республики Крым критика власти является приемлемой позицией для патриота (56%), в то время как большинство жителей России отмечают, что патриоту не следует говорить о недостатках своей страны. [4]

Таблица 3.

Распределение ответов респондентов на вопрос «Можно ли считать патриотами людей, которые ...?» __

Да Нет Затрудняюсь ответить

живут заграницей 61,3% 21,3% 17,3%

имеют двойное гражданство 54,7% 28,0% 17,3%

285

имеют бизнес в 69,3% 20,0% 10,7%

другой стране

предпочитают зарубежную 76,0% 13,3% 10,7%

литературу и

искусство

отдыхают 76,0% 8,0% 14,7%

заграницей

берут взятки 17,3% 60,0% 22,7%

дают взятки 17,3% 56,0% 26,7%

не платят налоги 25,3% 48,0% 26,7%

уклоняются от 29,3% 44,0% 26,7%

службы в армии

не ходят на 34,7% 41,3% 24,0%

выборы

критикуют власть 56,0% 20,0% 22,7%

не чувствуют 8,0% 89,3% 2,7%

любви к Родине

не чувствуют 24,0% 62,7% 13,3%

любви к

государству

расточительно 5,3% 81,3% 13,3%

используют

природные

ресурсы,

загрязняют

природу

не знают историю 20,0% 60,0% 20,0%

своей страны

Что же касается уровня патриотизма среди представителей современных студентов Крыма, то результаты исследования установили, что большинство студентов Республики Крым придерживаются позиции «быть или не быть патриотом - личное дело каждого гражданина» (81,3%). При этом важно подчеркнуть, что больше половины всех участников исследования отметили, что считают себя патриотом (61,3%). Но также высока доля студентов (10%), которые не могут дать однозначный ответ на вопрос «Можете ли Вы сказать о себе, что являетесь патриотом?».

286

Таблица 4.

Распределение ответов респондентов на вопрос «Можете ли Вы

сказать о себе, что являетесь патриотом?»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Вариант ответа %

1 Да, могу 25,3%

2 Скорее могу 36,0%

3 Скорее не могу 14,7%

4 Нет, не могу 13,3%

5 Затрудняюсь ответить 10,7%

Таким образом, можно сделать вывод, что студентами Республики Крым патриотизм, в первую очередь, характеризуется такими составляющими как любовь к месту, в котором родился, гордость за страну, готовность сделать свою страну лучше и встать на защиту страны и ее народа в случае угрозы. Основным механизмом формирования патриотизма при этом выступает воспитание. Также важно отметить, что большинство студентов Крымского федерального университета считает себя патриотами и выделяет гражданственность и следование норме закона, в качестве одних из базовых составляющих патриотизма.

Литература:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 г. МОСКВА О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [Электронный документ]

URL:http://static.govemment.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx 2dE4q0ws.pdf (Дата обращения: 10.10.2018).

2. Большая Советская Энциклопедия / ред. О.Ю. Шмидт. - М.: Советская Энциклопедия, 1992. - 921 а

3. Волков Ю.Г., Мальсагова Х.И. Патриотическое самоопределение молодежи и перспективы развития солидарной активности в условиях новой российской реальности : монография / Ю.Г. Волков, Х.И. Мальсагова. - Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2018. - 230 с.

4. Горшков М.К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики) : в 2 т. М., 2016. Т. 2.

5. Институциональные практики патриотического воспитания в системе высшего образования: состояние, проблемы и перспективы: коллективная

287

монография / Ю.Г. Волков (отв. ред.) и [др.]. - Ростов-на-Дону - Майкоп: Участок оперативной полиграфии АГУ, 2018. - 204 с.

6. Лубский А.В. Гражданский патриотизм: о совместимости патриотизма и гражданственности в российском обществе // Гуманитарий Юга России. 2017. №1. С. 42-59.

7. Маршак А.Л., Рожкова Л.В. Ценности патриотизма в структуре ценностей современной студенческой молодежи // ПОИСК: Политика, Обществоведение, Искусство. Социология. Культура. 2014. №1.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка Издательство: М.: Аз; Издание 3-е, стер. 1996. - 928 с.

9. Патриотическое воспитание молодежи Ростовской области: проблемы, перспективы и новые подходы / Отв. ред. Волков Ю.Г., Ростов-на-Дону, 2013.

10. Философский энциклопедический словарь. - Москва : ИНФРА-М, 2009. -568 с.

11. Шевченко О.М., Вагина В.О. Гражданский патриотизм как идея консолидации молодежи на Юге России: специфика и трудности формирования // Гуманитарий Юга России. 2017. №3. С. 300-309.

12. Халий И.А. Патриотизм в России: опыт типологизации // Социологические исследования. 2017. №2.

288

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.