Научная статья на тему 'Историческая память и представления студентов о патриотизме (опыт исследования читательских интересов)'

Историческая память и представления студентов о патриотизме (опыт исследования читательских интересов) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
680
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / HISTORICAL MEMORY / PATRIOTISM / HISTORICAL FICTION / SOCIOLOGICAL SURVEY / STUDENT YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Василенко Оксана Витальевна, Карпова Ольга Владимировна, Харитонов Михаил Юрьевич

В статье на основе анализа материалов социологического исследования рассмотрены мнения студенческой молодежи о патриотизме, факторах, его формирующих, а также о роли и месте художественной исторической литературы в структуре их досуга. В работе обобщены результаты социологических опросов 2017-2018 гг., проведенных среди студентов Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова в рамках реализации гранта, поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ). Результаты опроса показали, что студенческая молодежь проявляет интерес к чтению художественной исторической литературы. Делается вывод о значении художественной исторической литературы в формировании исторической памяти и патриотического сознания. Предложено активизировать современные формы и методы привлечения студентов к чтению художественной исторической литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Василенко Оксана Витальевна, Карпова Ольга Владимировна, Харитонов Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL MEMORY AND STUDENTS’ UNDERSTANDING OF PATRIOTISM (EXPERIENCE OF STUDYING READERS’ INTERESTS)

The students' views on patriotism, on the factors that shape it as well as on the role and the place of historical fiction in the structure of their leisure based on the analysis of sociological research materials are examined in the article. The paper summarizes the results of sociological surveys performed in 2017-2018 among students of I.N. Ulianov Chuvash State University in the framework of implementing the grant, supported by the Russian Foundation for Basic Research (RFBR). The results of the survey showed that the student youth is interested in reading historical fiction. The conclusion about the significance of historical fiction in forming historical memory and patriotic consciousness is made in the article. It has been proposed to activate modern forms and methods of attracting students to reading historical fiction.

Текст научной работы на тему «Историческая память и представления студентов о патриотизме (опыт исследования читательских интересов)»

УДК [94:159.953]-057.875 ББК Т3(0):С543.172-3

О.В. ВАСИЛЕНКО, О.В. КАРПОВА, М.Ю. ХАРИТОНОВ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ПАТРИОТИЗМЕ *

(опыт исследования читательских интересов)*

Ключевые слова: историческая память, патриотизм, художественная историческая литература, социологический опрос, студенческая молодежь.

В статье на основе анализа материалов социологического исследования рассмотрены мнения студенческой молодежи о патриотизме, факторах, его формирующих, а также о роли и месте художественной исторической литературы в структуре их досуга. В работе обобщены результаты социологических опросов 20172018 гг., проведенных среди студентов Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова в рамках реализации гранта, поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ). Результаты опроса показали, что студенческая молодежь проявляет интерес к чтению художественной исторической литературы. Делается вывод о значении художественной исторической литературы в формировании исторической памяти и патриотического сознания. Предложено активизировать современные формы и методы привлечения студентов к чтению художественной исторической литературы.

В мае 2018 г. в стенах Чувашского государственного университета прошел второй (завершающий) этап социологического опроса студенческой молодежи на тему «Историческая художественная литература патриотической направленности в структуре досуга студенческой молодежи». Полученные по его итогам результаты по своей масштабности и значимости сравнимы с подобного рода историко-социологическими обследованиями, которые были проведены в вузе за последние годы. Более подробно с ними можно ознакомиться в работах И.И. Бойко, С.Ю. Михайловой, Ю.П. Смирнова, А.Л. Смирновой, М.Ю. Харитонова и др. [2, 10, 12-14].

Первый этап социологического исследования на тему изучения патриотизма и роли художественной исторической литературы в процессе ее формирования состоялся в апреле 2017 г. среди студентов-первокурсников Чувашского госуниверситета. Он носил пилотный характер и был направлен на апробацию рабочего инструментария по теме опроса.

По итогам обобщения материалов опроса, полученных в ходе первого этапа, было установлено, что у студенческой молодежи присутствует определенный интерес к чтению художественной исторической литературы. И он, в основном, обусловлен содержанием школьной программы. Более подробные результаты исследования 2017 г. нашли свое отражения в ряде других научных публикаций [3-7].

В целом обобщение эмпирических материалов первого этапа опроса предоставило их авторам возможность понять всю сложность проблем, возникающих при научном исследовании вышеназванной темы, определить основное направление дальнейшей работы, связанной с определением понимания того, от чего зависит формирование гражданской позиции подрастающего поколения и какую роль в этом процессе может играть художественная историческая

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-13-21008.

литература. Поиск ответов на указанный круг вопросов имеет не только научно-теоретический, но и мировоззренческо-прикладной характер. Об этом свидетельствуют и данные смежных научных изысканий. Так, В.А. Луков отмечает, что «если социальная аномия сметает периферию ценностного мира, то это хоть и потрясает общество, но не разваливает его. Если же она покушается на ядро тезауруса - картину мира, социализационный процесс подвергается очень серьезным испытаниям» [9. С. 22]. Важность указанной проблемы в свете формирования сознания обучающейся молодежи также состоит в том, что современная система образования именно через систему обучения и воспитания в вузе реализует право студенчества на допуск к будущей профессии в зависимости от выбранного молодым человеком профиля обучения. В процессе такой вторичной социализации личности в вузе реализуется большая воспитательная работа, включающая в себя различные методы и формы по граж-данско-патриотическому воспитанию студенческой молодежи.

Поэтому на втором этапе была поставлена цель: опросить студентов всех курсов университета на предмет выявления путей и основных факторов формирования патриотического сознания студенческой молодежи. В его основу легла доработанная после пилотажного обследования студентов-первокурсников анкета по той же теме. В отличие от предыдущей в ней несколько изменилась содержательная часть инструментария, направленная на уменьшение общего количества вопросов и уточнения их формулировок. В остальном новая анкета структурно осталась прежней и также была посвящена изучению проблем, связанных с формированием патриотизма и гражданственности в студенческой среде, выявлением степени проявления среди студенческой молодежи интереса к литературе патриотической направленности, выяснением структуры организации их досуга.

На втором этапе в качестве основного объекта исследования была взята статистически значимая малая группа - 30 человек с курса. Для обеспечения репрезентативности проведенной выборки авторам было важно провести опрос среди студентов технических, гуманитарных и естественнонаучных специальностей. В связи с этим опрос был проведен на нескольких факультетах вуза. В их число вошли: историко-географический факультет, факультет русской и чувашской филологии и журналистики, строительный факультет, факультет управления и социальных технологий, экономический факультет. Среди опрошенных распределение респондентов по полу выразилось следующим образом: 32,7% - юноши и 67,3% - девушки. Возрастное распределение: 17 лет - 0,4%; 18 лет - 17,8%; 19 лет - 23,5%; 20 лет - 25,5%; 21 год -22,8%; 22 лет и старше - 10,1% респондентов.

Как уже отмечалось выше, общая структура анкеты, использовавшейся в 2018 г. на втором этапе обследования, схожа со структурой анкеты, использовавшейся в 2017 г. Как и прежде, она состояла из трех частей. Первая часть, состоящая из 9 вопросов, была посвящена сбору материала, характеризующего личность опрашиваемого по ряду общих социально-демографических признаков: возраст, пол, курс обучения, социальное положение и др. Вторая часть, состоящая из 8 вопросов, была посвящена сбору данных, характеризующих понимание понятия патриотизма с точки зрения опрашиваемых. Третья часть, состоящая из 12 вопросов, была посвящена сбору информации, характеризующей отношение респондентов к своему досугу и определение роли художественной исторической литературы в нем.

По результатам обобщения полученных ответов на вопросы первой части социологической анкеты 2018 г. было установлено, что половозрастной состав, социальное положение опрашиваемых практически совпадают с аналогичными показателями, полученными по результатам анкетирования 2017 г. или же по ряду параметров незначительно отличаются в пределах статистической погрешности [5. С. 40] (см. табл. 1).

Таблица 1

Распределение ответов на вопросы, характеризующие личность респондента в ходе опросов 2017-2018 гг., %

Вопросы Варианты ответов 2017 2018

Пол мужской 37,1 32,7

женский 62,9 67,3

В настоящее время Вы проживаете: с родителями по месту прописки 42,4 42

в общежитии 23,5 19,1

в съемной квартире 25,4 25,9

Устраивает ли Вас доход Вашей семьи? да 36,8 32,3

скорее да, чем нет 32,9 35,6

скорее нет, чем да 21,0 23,5

нет 9,3 8,4

Семейное положение холост/ не замужем 98,8 98,3

женат/ замужем 1,2 1,7

Служили ли Вы в армии? да 2,1 2,2

нет 97,9 97,8

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что в обоих случаях произведенная выборка респондентов по ряду социально-демографических признаков является репрезентативной. Поэтому результаты опроса 2018 г. сопоставимы с аналогичными результатами 2017 г. Единственным исключением из приведенного ряда являются показатели возраста опрашиваемых. Это связано с тем, что если в 2017 г. объектом исследования стали только студенты первого курса девяти факультетов общей численностью 429 человек, то в 2018 г. в общей сложности было опрошено 545 респондентов очной формы обучения четырех курсов пяти факультетов Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова.

Таким образом, был сделан упор на параметры выборки охвата студентов всех курсов на выбранных факультетах без значительного превышения общей суммы выборочной совокупности. В ходе дальнейшего изложения материала в ряде случаев для сравнения будут приведены результаты ответов респондентов по схожим вопросам по обоим этапам исследования.

В ходе опроса 2018 г. при ответе на вопрос «Работаете (подрабатываете) ли вы?» 30,5% ответила утвердительно, 69,5% - отрицательно (аналогичные показатели по 2017 г.: 19,8% и 80,2%, соответственно). В общей массе опрошенных в 2018 г. студентов количество работающих студентов на старших курсах заметно выше по сравнению с таковым на младших. Так, если на первом курсе считали себя трудоустроенными 13,5% респондентов, то на четвертом курсе их было уже 37,6%. Следовательно, за период обучения в вузе студенты стремятся реализовать себя и в трудовой деятельности, приобретая тем самым первоначальные рабочие навыки. Что, на наш взгляд, также может оказывать определенное влияние на процесс социализации обучающейся студенческой молодежи.

Вторая часть исследования, посвященная сбору данных о понимании студенческой молодежью термина «патриотизм», предварялась вопросом «Что Вы подразумеваете под понятием "патриотизм"»? В табл. 2 представлены результаты ответов респондентов на данный вопрос.

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Что Вы подразумеваете под понятием "патриотизм"»?

Варианты ответов %

Любовь к Родине 79,6

Готовность защищать свою Родину 43,9

Убеждение, что твоя страна лучше других 7,9

Другое 5,5

Большая часть ответивших на этот вопрос воспользовалась правом выбора нескольких вариантов ответов. Как правило, студенты выбирали не более двух готовых вариантов. При этом лишь 5,5% опрошенных предложили свой вариант ответа на данный вопрос. Обобщая полученные таким образом ответы, условно их можно разделить на следующие дополнительные критериальные группы, которые не были озвучены в готовых ответах: 1) проявление определенных эмоциональных состояний: чувства любви, привязанности к Родине («быть верным стране», «гордость за свою страну», «готовность принять достоинства и недостатки страны», «любовь к народу» «уважение традиций, обычаев и взглядов», «рациональная любовь к Родине, умение видеть ее недостатки и готовность их исправлять»); 2) проявление различных форм деятельности («действия быть готовым умереть за царя», «готовность всегда отстоять честь страны», «желание менять страну к лучшему, не отрицать ее недостатки», «желание сделать Родину лучше», «желание сделать свою Родину лучше, которое проявляется в действиях», «желание сделать страну лучше, осознание проблем государства», «ответственность за благополучие Родины», «попытки внести вклад в развитие страны», «работа на благо Родины», «работа, направленная на развитие страны» «сделать так, чтобы люди в России жили так же, как на Западе», «сделать что-то полезное для страны»); 3) выражение различных форм сопричастности и общности людей: проживание на определенной территории и др. («объединение людей по территориальному признаку и их старание продвигать интересы страны на мировой арене, с возможно сопутствующим ущербом для "чужих" патриотов»); 4) ответственность самого государства («достойная жизнь граждан»).

Таким образом, в большинстве случаев проявление патриотизма трактуется респондентами не только как проявление определенных эмоций, но и как готовность к определенным действиям. То есть в сознании респондентов в своей основной массе чувства и действия опрошенных представляют как некое единое целое одного и того же явления. Вызывают некоторый интерес в этом отношении распределения ответов респондентов в зависимости от их пола. Так, готовность защищать родину из числа юношей выразило только 30,9% опрошенных, а из числа девушек - 50,3%. При этом воспользовались другой формой ответа 12,4% юношей и 2,2% девушек.

При ответе на вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом?» получены следующие данные (табл. 3).

Итоги полученных ответов по данному вопросу показали, что практически более 4/5 студентов причисляют себя в той или иной мере к категории «пат-

риотов». При этом существенных различий в зависимости от пола и курса обучаемых на этот ответ не было. Следовательно, быть или считать себя патриотом, по мнению опрошенных, на сегодня вполне приемлемый вариант самоидентификации личности.

Указанные результаты вполне совпадают с данными, полученными в ходе проведения аналогичных федеральных опросов населения. Так, исследование, проведенное в июле 2018 г. ФОМ, показало, что одним из критериев патриотизма респондентами называется знание истории своей страны, т.е. патриотом нельзя назвать человека, который «не знает историю страны» [11].

Следующий вопрос «Как Вы оцениваете уровень патриотизма в современной России?» практически является уточнением формулировки предыдущего вопроса и носит контрольный характер (табл. 4).

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?»

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете уровень патриотизма в современной России?»

Варианты ответов %

Скорее да 44,6

Да 42,6

Скорее нет 7,5

Затрудняюсь ответить 2,9

Нет 2,4

Варианты ответов %

Средний 63,7

Высокий 17,8

Низкий 17,1

Другое 0,9

Затрудняюсь ответить 0,6

Исходя из обобщения представленных данных, можно отметить, что большая часть опрошенных (63,7%) считает уровень патриотизма в стране средним. Таким образом, сопоставление двух первых ответов на этот и предыдущий вопросы дает нам примерно равнозначный результат. Что также свидетельствует о правильности предыдущего тезиса о том, что быть патриотом сегодня в России не стыдно. Сильных отклонений по указанным параметрам ответа по половозрастному принципу не установлено.

В современных условиях образ патриота - это один из главных факторов формирования самого понятия патриотизма. В связи с этим респондентам был задан следующий вопрос «Кто является для Вас образцом патриотизма?». Он был ориентирован на выявление мнения студентов относительно самоидентификации опрашиваемых с имеющимися в их представлениях образцами проявления патриотизма в поведении тех или иных личностей. Данный вопрос необходим для определения возможных основных факторов влияния на современную молодежь посредством выявления в их среде кумиров и лидеров, пользующихся у них определенным авторитетом. Указанный вопрос был сформулирован в открытой форме. Студентам было предоставлено право выразить открыто свое мнение. При этом количество ответов не ограничивалось. В большинстве своем респонденты указывали 2-3 варианта ответа. Наиболее распространенный, с точки зрения опрошенных, пример истинного патриотизма олицетворяет фигура Президента России В.В. Путина (22,6%). Близки к данной позиции представления респондентов об образцах патриотизма в лице родителей и близких родственников (21,3%), ветеранов, военных и участников боевых действий (21%). При этом в качестве патриотов опрошенные также называли военно-политических

личностей прошлых исторических эпох (8,5%) и современных общественно-политических деятелей (6,1%). То есть среди опрошенных преобладают все же образцы военно-политических способов проявления патриотизма (более половина опрошенных).

В качестве образца выражения патриотизма студентами упоминались и некоторые из действующих преподавателей вуза. Если судить по упомянутым именам конкретных работников, это преподаватели историко-географичес-кого факультета, с которыми студенты могли пересекаться в ходе обучения в учебном заведении. Но их доля крайне мала (2,7%). Она сопоставима с ответами студентов, которые упоминали в качестве образца патриотизма поэтов и писателей (2,3%), спортсменов (2,1%), современных журналистов (2,0%).

Следующие три вопроса анкеты были направлены на поиск фактического содержания понятия «патриотизм». При обобщении ответов на данный вопрос было установлено наличие определенных противоречий в сознании молодежи в том, как внешне находит выражение проявление патриотизма с их ожидаемым поведением в ближайшем будущем. Так, при ответе на вопрос «Какие события у Вас вызывают чувство гордости за свою страну?» подавляющее большинство респондентов олицетворяют чувство гордости за свою страну военными, а также спортивными победами и достижениями (91%). Достижения страны в экономике и политике отмечают только 7% респондентов.

Третья часть исследования 2018 г. была направлена на продолжение начатой в 2017 г. работы по определению роли художественной исторической литературы как фактора формирования патриотического сознания студенческой молодежи и ее места в общей досуговой деятельности студентов вуза. Напомним, что результаты, полученные в ходе первого этапа опроса 2017 г., показали, что чтение произведений художественной литературы в рамках школьной программы обучения способно оказывать определенное влияние на формирование сознания обучающейся молодежи.

Следует признать, что формирование патриотизма - это процесс долгий, довольно сложный и многофакторный. Процесс привития любви к родине первоначально закладывается в семье, в кругу родных и близких, в школе. Вуз, как особое образовательное пространство, лишь продолжает эту работу, используя для этого различные виды деятельности.

Для оценки конкретного содержания представлений студенческой молодежи о формах выражения патриотизма в анкете 2018 г. также содержалось несколько конкретных вопросов. Распределение ответов «Испытываете ли Вы патриотические настроения во время: ...» представлено в табл. 5.

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос: «Испытываете ли Вы патриотические настроения во время: ...»

Варианты ответов %

Просмотра художественных фильмов 61,6

Прослушивания песен военных лет 59,4

Участия в политических парадах и демонстрациях 38,2

Чтения художественной литературы 33,8

Не испытываю 4,1

Другое 3,3

Прослушивания гимна РФ 0,6

При ответе на данный вопрос студентам, как и в ряде предыдущих случаев, было предоставлено право выбора нескольких вариантов либо право формулирования своего ответа. В этом случае многие из опрошенных выбрали по 2-3 варианта ответа. Обобщение их ответов показывает, что треть опрошенных заявило о том, что испытывает патриотические чувства во время чтения художественной литературы. Этот показатель, конечно, заметно ниже других ответов, но все же свидетельствует о том, что в современных условиях художественная историческая литература может оказывать влияние на формирование патриотического сознания студенческой молодежи. Этот фактор можно учитывать в процессе обучения молодых людей как в школе, так и в вузе. Из 3,3% написавших свой вариант ответа были такие довольно оригинальные единичные варианты ответов, как «помощь малоимущим», «ничто не повышает патриотизм так, как забота самого государства над гражданами», «изучая историю страны», «из рассказов участников ВОВ» и др. И лишь 4,1% опрошенных однозначно заявили, что не испытывают патриотические настроения (например: «Участие в политических парадах и демонстрациях дарит мне антипатриотическое настроение, показывая весь этот театр, в котором большинство актеров не хотят быть в данном месте, но на них есть рычаги воздействия властей и поэтому они практически вынуждены натягивать улыбки»). Обобщая все полученные ответы на озвученный выше вопрос, можно сделать вывод о том, что чтение художественной литературы как фактор формирования патриотизма значительно уступает по своей значимости роли просмотра художественных фильмов, прослушивания песен военных лет и участия в политических акциях.

Один из вопросов анкеты был посвящен выявлению мероприятий, которые содействовали бы тому, чтобы молодежь интересовалась историей и культурой страны, способствовало бы формированию у нее чувства гражданственности и патриотизма. В анкете 2018 г. этот вопрос был сформулирован следующим образом: «Как Вы думаете, какие мероприятия необходимо проводить для поддержания патриотизма в обществе?» Ответы на него представлены в табл. 6.

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос: Как Вы думаете, какие мероприятия необходимо проводить для поддержания патриотизма в обществе?

Варианты ответов %

Мероприятия, посвященные истории и культуре родного края 53,3

Военно-спортивные игры 42,7

Занятия по патриотическому воспитанию 37,9

Патриотические акции 29,9

Публикации в СМИ на патриотическую тему 20,0

Другое 6,6

Как видно из представленных данных, более половины опрошенных (53,3%) молодых людей выступили за мероприятия, посвященные истории и культуре родного края; 42,7% - за проведение военно-спортивных игр, 37,9% - за занятия по патриотическому воспитанию, 29,9% - за патриотические акции. 2,0% респондентов предложили мероприятия по улучшению качества жизни населения. Также были такие ответы, как «патриотические фильмы и беседы (0,4%)», «помощь ветеранам (0,2%)», «публичная казнь

чиновников коррупционеров (0,2%)», «власть должна стать ближе к народу (0,2%)» и др. 1,0% ответили, что никакие мероприятия для поддержания патриотизма в обществе не нужны. Таким образом, подавляющее большинство из числа опрошенных считают, что мероприятия для поддержания патриотизма в обществе проводить надо, и они должны быть разноплановыми.

Часто в общественном сознании к числу патриотов причисляют тех людей, которые, несмотря на имеющиеся у них финансовые и другие возможности, целенаправленно не меняют место своего жительства и не стремятся уехать жить в другую страну вне зависимости от трудностей, с которыми сталкиваются в повседневной жизни. В этой связи в анкете 2018 г. был задан вопрос «Хотели бы Вы в будущем переехать жить в другую страну?» Вопрос ориентировал респондентов на выбор места жительства как фактора проявления патриотизма.

При обобщении ответов на этот вопрос выяснилось, что каждый пятый респондент (21,1%) хочет уехать жить в другую страну, четверть опрошенных (26,8%) иногда задумывается о смене страны, 17,6% респондентов затруднились ответить на данный вопрос. У 33,9% нет в планах переезда в другую страну. Из числа редких ответов можно отметить: 0,2% ответили, что хотели бы в будущем переехать жить в другую страну, если в России ничего не изменится, 0,2% переехали бы, но не на ПМЖ и 0,2% хотели бы жить полгода в России, а остальные полгода в других странах.

В целом полученные ответы от лица респондентов на данный вопрос носят для общества в определенной мере тревожный характер. Особенно если связать эти ответы с ответами на предыдущие два вопроса. Как уже говорилось выше, по мнению респондентов, есть за что испытывать чувства гордости за свою страну, они готовы поддержать различные мероприятия в области патриотизма, но при этом почти половина респондентов сомневаются в том, что их настоящее место жительства является наилучшим для жизни и уже в стенах вуза потенциально задумывается о возможности переезда в другую более благоприятную, по их мнению, страну проживания. Однозначно против переезда в другую страну высказалась только треть из числа опрошенных. При этом различий в ответах на эти вопросы в зависимости от курса и пола респондентов нет.

Указанное противоречие может свидетельствовать о возможной неискренности ответов респондентов либо о наличии других факторов, влияющих на стремление молодых людей жить в другой стране. На наш взгляд, более верной выглядит вторая позиция, так как патриотизм, в представлениях опрошенных, носит преимущественно военно-политический характер и не увязывается с социально-экономическими достижениями государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как было отмечено выше, существует большое количество форм и методов формирования патриотизма. Одной из таких форм является и чтение художественной исторической литературы. Последний блок анкеты 2018 г. был посвящен изучению места и роли такой литературы в процессе формирования патриотического сознания студенческой молодежи. Как правило, чтение художественной литературы осуществляется в свободное время. Поэтому в ходе исследования авторы прежде всего пытались выяснить, как проводят свое свободное время студенты вуза.

Ответы на вопрос «Как Вы проводите свободное время?» представлены в табл. 7.

Обобщение полученных данных показывает, что первое место у студентов как форма досуга занимает общение - реальное (78,3%) и виртуальное

(55,9%). Далее идут чтение книг (52,9%), занятия спортом (42,3%) и хобби (39,5%). При этом следует отметить, что выбор со стороны респондентов ответа «чтение литературы» в 2018 г. как формы проведения досуга остался на том же уровне, что и в 2017 г. (50,5% - 2017 г., 52,9% - 2018 г.). Очень удивительным стал выбор со стороны опрашиваемых ответа «просмотр фильмов». Напомним, что при ответе на вопрос «Испытываете ли вы патриотическое настроения во время просмотра художественных фильмов» было 60% утвердительных ответов со стороны опрошенных. При этом получается, что в свободное время реально смотрят фильмы всего лишь 0,6% респондентов.

Таблица 7

Распределение ответов на вопрос: Как Вы проводите свободное время?

Варианты ответов %

Общаюсь с друзьями 78,3

Общаюсь в социальных сетях 55,9

Читаю книги (бумажные и (или) электронные), слушаю аудиокниги 52,9

Занимаюсь спортом 42,3

Занимаюсь хобби 39,5

Провожу время с девушкой / молодым человеком 35,7

Работаю за компьютером 24,4

Посещаю театры, музеи, концерты 18,9

Играю за компьютером 17,3

Читаю журналы и газеты 11,2

Посещаю клубные заведения 7,4

Посещаю кружки 2,9

Не имею свободного времени 2,6

Другое 1,3

Работаю 0,9

Смотрю фильмы 0,6

Таким образом, можно предположить, что в общей своей массе студенческая молодежь предпочитает посещать мероприятия, подразумевающие различные формы общения и совместной деятельности.

В ходе исследования 2018 г. также установлено наличие больших различий в выборе ответов относительно формы проведения досуга в зависимости от пола респондента. Игра за компьютером как форма досуга превалирует у 38,8% юношей и лишь у 6,8% девушек; чтение книг предпочитаю 60,1% девушек и 38,2% юношей из числа опрошенных. Таким образом, девушки в свободное время чаще предпочитают почитать книгу, а юноши поиграть на компьютере.

Следующий вопрос анкеты 2018 г. был сформулирован таким образом: «Какую роль играет чтение в вашей жизни?». Результаты ответов респондентов представлены в табл. 8.

Определяя роль чтения в своей жизни, студенты выбрали следующие варианты ответов (в убывающей последовательности): способ развития личности (76,9% - 2017 г., 69,4% - 2018 г.), способ получения информации (54,7% -

2017 г., 51,6% - 2018 г.), необходимость для учебы (44,3% - 2017 г., 37,6% -

2018 г.), любовь к чтению (33,7% - 2017 г., 37,2% - 2018 г.). Важно заметить, что изменения есть в последнем пункте. То есть у респондентов есть осознание того, что чтение все-таки способно оказывать определенную роль в жизни человека. Не любят читать всего лишь 4,2%. Следует отметить, что девушкам просто нравится читать (44,4% против 22,5% у юношей), юношам чтение больше необходимо для работы и для учебы (60,7% против 39,8% у девушек).

Таблица 8 Распределение ответов на вопрос: Какую роль играет чтение в вашей жизни?

Варианты ответов %

Способ развития личности 69,4

Способ получения информации 51,6

Необходимо для учебы 37,6

Я люблю читать! 37,2

Возможность прикоснуться к мировой культуре 27,3

Необходимо для работы 9,0

Я не люблю читать! 4,2

Другое 0,6

Ответы на вопрос «Какой способ чтения книг Вы предпочитаете?» представлены в табл. 9.

Таблица 9 Распределение ответов на вопрос: Какой способ чтения книг Вы предпочитаете?

Варианты ответов %

Бумажная книга 81,7

Электронная книга - телефон, планшет и т.п. 23,6

Электронная книга - "читалка" 5,2

Аудиокнига 5,0

Любой, не имеет значения 0,9

Другое 0,2

По результатам 2018 г., по-прежнему наиболее популярным форматом для чтения остается печатное издание - 81,7% ответов. В 2017 г. этот показатель равнялся 71,1%. Результаты исследования показывают, что у студентов постепенно возрастает интерес и к электронным изданиям. Так, большинство студентов первого курса предпочитают читать бумажную книгу (91,4%), а студенты четвертого курса все чаще выбирают электронную книгу «читалку» и телефон, планшет (32,5%). При этом показатель так называемых «пассивных читателей», по данным обследования 2018 г., вырос в 2,5 раза (1,9% - 2017 г., 5,0% - 2018 г.).

При ответе на вопрос: «Где Вы находите книги для чтения?» наиболее популярными, по мнению респондентов, выбраны четыре источника: Интернет (51,8%), покупка в магазине (49,2%), библиотека (45,3%), знакомые и друзья (33,6%).

Полученные ответы свидетельствуют о том, что в век информационных технологий электронные библиотеки пользуются все большей популярностью среди подрастающего поколения.

Ответы на вопрос «Художественные произведения каких видов, жанров Вы чаще всего читаете?» представлены в табл. 10.

У студентов наиболее популярны жанры: приключения (49%), фантастика (41,6%), любовные романы (38,6%); исторические романы (32,4%) несколько превосходят детективы (29,2%), фэнтези и сказки (26,9%). Респонденты не очень внимательно вникают в суть вопроса: выбрать жанры художественной литературы, поэтому среди вариантов ответов были научная и учебная литература, составляющая всего лишь 2,0%, тут же студенты упоминают классическую литературу, литературу по психологии, бизнесу, медицине и др.

При этом довольно примечательны результаты, которые показывают, насколько могут разняться интересы опрошенных в зависимости от курса их обучения и пола о жанрах литературы. Так, если предпочтение детективам, лю-

бовным и историческим романам у студентов разных курсов примерно одинаково, то боевики, триллеры и фантастику предпочитают чаще всего студенты младших курсов. При этом разница между юношами, читающими боевики, и девушками, предпочитающими любовные романы, достигает 8 раз.

Таблица 10

Распределение ответов на вопрос: Художественные произведения каких видов, жанров Вы чаще всего читаете?

Варианты ответов %

Приключения 49,0

Фантастика 41,6

Любовный роман 38,6

Исторический роман 32,4

Детективы 29,2

Фэнтези, сказки 26,9

Триллер, ужасы, мистика 18,1

Боевик 6,6

Другое 4,1

Ответы на вопрос «Художественные произведения каких видов, жанров Вы чаще всего читаете?» даны в табл. 11.

Таблица 11

Распределение ответов на вопрос: Произведения каких авторов вы предпочитаете?

Варианты ответов %

Русских классиков 65,4

Зарубежных классиков 61,8

Современных зарубежных авторов 49,8

Современных отечественных авторов 25,9

Произведения чувашских авторов (региональных) 7,2

Другое 0,8

Выбор респондентов предсказуем - это произведения отечественных (65,4%) и зарубежных (61,8%) авторов-классиков. Традиционно, как и в 2017 г., низкий интерес у опрошенных демонстрирует показатель «произведения чувашских (региональных) авторов» (8,2% - 2017 г.; 7,2% - 2018 г.). По мнению фольклориста М. Алексеевского, «...иерархия восприятия литературы, конечно, формируется почти исключительно в школе. Безусловно, во всех слоях населения, во всех типах населенных пунктов огромное значение в этой ценностной иерархии играет классика, причем прежде всего классическая русская литература, которую называют наиболее ценной все - и те, кто читает много, и те, кто читает мало. В этом смысле представление о том, что классика - наше все, мы впитываем действительно со школьной скамьи, и это очень устойчивое представление, которое тоже передается через поколения. Родители говорили о том, что они очень хотят, чтобы дети читали классическую литературу, потому что они сами ее читали» [1].

Действующим механизмом сохранения исторической памяти, безусловно, являются книги. В анкете к следующему вопросу было дано пояснение, что «историческая художественная литература - это письменные произведения о событиях прошлого в истории человечества, имеющие высокую художественную и эстетическую ценность». Ответы на вопрос «Читаете ли Вы историческую художественную литературу?» представлены в табл. 12.

Таблица 12

Распределение ответов на вопрос: Читаете ли Вы историческую художественную литературу?

Варианты ответов %

Да 21,7

Иногда 50,6

Нет 25,7

Другое 0,4

Пропущенные 1,7

Косвенно небольшая тяга читать историческую художественную литературу прослеживается и в ответах на вопрос о любимых книгах и писателях.

Ответы на вопрос «Какие произведения Вы отнесли бы к исторической художественной литературе?» представлены в табл. 13.

Таблица 13

Распределение ответов на вопрос: Какие произведения Вы отнесли бы к исторической художественной литературе?

Варианты ответов %

«Война и мир» Л.Н.Толстой 57,6

«Тихий Дон» М.А.Шолохов 19,0

«Капитанская дочка» А.С. Пушкин 8,6

«А зори здесь тихие» Б.Л.Васильев 8,0

«Судьба человека» М.А.Шолохов 5,3

«Петр I» А.Н.Толстой 5,3

«История государства Российского» Н.М.Карамзин 3,9

«Повесть о настоящем человеке» Б.Н.Полевой 3,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Слово о полку Игореве» 3,0

Предложенный респондентами список ответов на данный вопрос включает в себе более 150 названий художественных произведений. Их обобщение показало, что, как и в 2017 г., студенты предпочитали литературные произведения отечественных дореволюционных и советских авторов. Между тем в единичных ответах также фигурировали произведения иностранных авторов, например, «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера» А. Дюма, а также исторические источники и труды «История государства Российского» Н.М. Карамзина, «От Руси до России» Л.Н. Гумилева, «Мемуары императрицы Екатерины II» и др.

Следующий вопрос был задан с целью выяснения того, какая причина могла бы побудить студенческую молодежь к чтению исторической художественной литературы. Ответы на этот вопрос представлены в табл. 14.

Респондентам было предложено выбрать несколько вариантов ответа или дать свой ответ. Как показали результаты исследования, одна треть опрашиваемых студентов предпочитает совместные просмотры экранизаций литературных произведений (36,1%). Примерно столько же респондентов отдали свои голоса за тематические паблики, блоги, конференции, сетевые сообщества, посвященные книгам, литературе и т.п. (34,7%). Также пользовались популярностью такие мероприятия, как «Литературные встречи» (23,2%) и книжные выставки библиотеки (19,4%). Некоторые из опрошенных называли и конкретные мероприятия, участником которых они были. Например, ряд респондентов называли встречи с писателем-современником Львом Анисовым, которые в последние годы регулярно организовывали на историко-географическом факультете.

Таблица 14

Распределение ответов на вопрос: Какая причина могла бы побудить Вас к чтению исторической художественной литературы?

Варианты ответов %

Совместные просмотры экранизаций литературных произведений 36,1

Специальные паблики, блоги, конференции, сетевые сообщества, посвященные книгам, литературе и т.п. 34,7

Литературные встречи 23,2

Книжные выставки библиотеки 19,4

Примерный список художественной литературы патриотической направленности 17,0

Викторины, конкурсы 15,8

Обмен книгами (буккроссинг) 14,8

Наличие электронной книги (e-book, ридер, букридер, читалка) 12,2

Создание буктрейлеров 7,8

Свой вариант 4,6

Никакая 0,8

О наличии примерного списка художественной литературы патриотической направленности высказались 17,0% респондентов. В последнее время такие списки могут предлагать личности, пользующиеся у подрастающего поколения определенной популярностью. Например, широко известным к настоящему времени является список «100 лучших книг мировой литературы по версии Дмитрия Быкова» [15].

Ответы на вопрос о читательских предпочтениях респондентов изложены в табл. 15.

Таблица 15

Распределение ответов на вопрос: Ваша любимая книга

Варианты ответов %

«Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков 13,3

«Война и мир» Л.Н. Толстой 8,5

«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский 4,0

«Гарри Поттер» Джоан Роулинг 4,0

«Судьба человека» М.А. Шолохов 3,0

«Тихий Дон» М.А. Шолохов 2,8

«1984» Джордж Оруэлл 2,8

«Анна Каренина» Л.Н. Толстой 2,5

«Унесенные ветром» Маргарет Митчелл 2,5

Респондентами при ответе на данный вопрос также был дан обширный список любимых книг. В этом рейтинге первые места заняли произведения М.А. Булгакова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Дж. Роулинг. Остальные предпочтения не подлежат обобщению, так как они оказались достаточно индивидуализированными. В общей сложности опрошенными были названы более 300 книг различных жанров.

Ответы на последние два вопроса анкеты 2018 г. практически идентичны ответам опроса 2017 г. И в 2017 г., и в 2018 г. в качестве любимого исторического писателя студентами называется Л.Н. Толстой (41,3%), а в качестве исторической книги, прочитанной за последнее время - «Война и мир» (20,4%). Полученные данные в целом также совпадают с результатами общероссийских опросов последних лет. Например, россияне, по опросу Левада-центра, организованному в 2016 г., Л.Н. Толстого назвали «наиболее выдающимся отечественным писателем» [8].

Подводя обобщающие и оценочные выводы по всей теме исследования, проведенного в 2017-2018 гг., следует подтвердить тезис о том, что современная студенческая молодежь продолжает проявлять интерес к чтению литературы разных жанров и форматов вообще и к художественной исторической литературе в частности. Лишь мизерная часть молодых людей вообще не любит читать. При этом в определенных условиях художественная историческая литература способна оказывать влияние на формирование патриотического сознания у студенческой молодежи. Так, у значительной части студентов процесс чтения подобной литературы вызывает патриотические чувства и формирует историческую память. Поэтому этот фактор необходимо особо учитывать в процессе получения высшего образования в вузе.

Результаты опроса наглядно демонстрируют тенденцию того, что современным студентам остро не хватает живого общения и участия в совместных мероприятиях по продвижению чтения художественной литературы. В связи с этим представляется целесообразным активизировать различные формы привлечения студентов в стенах вуза к таким мероприятиям, как «Литературные встречи», «Книжные выставки», «Викторины, конкурсы», в том числе в очень популярном среди обучающихся электронно-дистанционном формате через социальные сети, блоги, паблики и др.

Мнение быть и ощущать себя патриотом разделяют большинство современных студентов. Часто проявление патриотизма среди них трактуется не только как простое проявление определенных чувств, но и как готовность к конкретным действиям. Поэтому многие готовы участвовать в разных мероприятиях, направленных на поддержание патриотизма в обществе.

Однако в связи с тем, что патриотизм в представлениях студенческой молодежи олицетворяется преимущественно с военно-политическими достижениями российского государства и не увязывается с социально-экономическими успехами страны, среди студентов потенциально популярна идея о возможности переезда в другую страну, что представляет собой определенную угрозу для стабильного социально-экономического и общественно-политического развития страны в будущем.

Литература

1. Антропология чтения в современной России [Электронный ресурс]. и^: ИИрз^/роБ^ nauka.ru/video/55760 (дата обращения: 30.09.2018).

2. Бойко И.И. Рабочие Волго-Вятского региона: опыт и уроки социально-экономического развития (1960-1985 гг.) / ЧГИГН. Чебоксары, 1997. 256 с.

3. Василенко О.В. Мотивация к чтению художественной исторической литературы студенчества в условиях образовательного пространства // Вузовская библиотека XXI века: перспективы развития: материалы науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. С. 1-5.

4. Василенко О.В., Иванов Д.С. Роль художественной исторической литературы в формировании мировоззрения студенчества // Современное образовательное пространство: новые методы и технологии: сб. науч. ст. / отв. ред. Е.А. Ильина. Чебоксары: Изд-во Чуваш. гос. пед. унта имени И.Я. Яковлева, 2017. С. 41-45.

5. Василенко О.В., Иванов Д.С., Карпова О.В., Харитонов М.Ю. Патриотизм в структуре исторического сознания современной российской молодежи (по материалам опроса студентов Чувашского государственного университета) // Вестник Чувашского университета. 2017. № 4. С. 38-47.

6. Василенко О.В., Карпова О.В. К вопросу раскрытия содержания понятийного аппарата по проблеме исследования роли художественной исторической литературы в формировании патриотического сознания современной российской студенческой молодежи // Современный менеджмент в образовании: сб. науч. ст. / отв. ред. И.В. Кожанов, Е.А. Ильина. Чебоксары: Изд-во Чуваш. гос. пед. ун-та имени И.Я. Яковлева, 2017. С. 131-137.

7. Василенко О.В., Карпова О.В. Художественная литература и электронное чтение студенческой молодежи (анализ результатов социологического исследования) // Культура, личность,

общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: материалы XX Междунар. конф. памяти проф. Л.Н. Когана: в 2 т. Екатеринбург: Уральский фед. ун-т имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2017. С. 181-191.

8. Ко всемирному дню писателя [Электронный ресурс]. URL: http://www.levada.ru/2016/ 03/02/ko-vsemirnomu-dnyu-pisatelya (дата обращения: 30.09.2018).

9. Луков В.А. Концептуализация молодежи в XXI веке: новые идеи и подходы // СоцИс. 2012. № 2. С. 21-30.

10. Михайлова С.Ю. Историография рабочей молодежи республик Волго-Вятского региона во второй половине XX - начале XXI века. М.: ИНИОН РАН, 2006. 124 с.

11. Патриотизм. Можно ли вслух называть себя патриотом? И обязательно ли патриот должен считать свою страну лучшей? [Электронный ресурс]. URL: https://fom.ru/TSennosti/14076 (дата обращения: 30.09.2018).

12. Смирнов Ю.П. Индустриальное развитие автономных республик Поволжья и Приуралья в 50-80-е годы: опыт и проблемы. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1996. 264 с.

13. Смирнова А.Л. Культурное развитие рабочей молодежи России в 1971-1985 гг. (на материалах Чувашской АССР). дис. ... канд. ист. наук. Чебоксары, 2010.

14. Харитонов М.Ю. Применение математико-статистических методов в исследованиях о советском рабочем классе в 60-70-е годы: историографический обзор // Проблемы истории национальных республик Поволжья и Приуралья. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1997. С. 98-106.

15. 100 лучших книг мировой литературы по версии Дмитрия Быкова [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/BykovDmitriyLvovich/ posts/1096023843775107:0 (дата обращения: 30.09.2018).

ВАСИЛЕНКО ОКСАНА ВИТАЛЬЕВНА - кандидат философских наук, доцент кафедры до-кументоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

КАРПОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА - старший преподаватель кафедры документове-дения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

ХАРИТОНОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры до-кументоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

O. VASILENKO, O. KARPOVA, M. KHARITONOV HISTORICAL MEMORY AND STUDENTS' UNDERSTANDING OF PATRIOTISM (experience of studying readers' interests^ Key words: historical memory, patriotism, historical fiction, sociological survey, the student youth.

The students' views on patriotism, on the factors that shape it as well as on the role and the place of historical fiction in the structure of their leisure based on the analysis of sociological research materials are examined in the article. The paper summarizes the results of sociological surveys performed in 2017-2018 among students of I.N. Ulianov Chuvash State University in the framework of implementing the grant, supported by the Russian Foundation forBasic Research (RFBR). The results of the survey showed that the student youth is interested in reading historical fiction. The conclusion about the significance of historical fiction in forming historical memory and patriotic consciousness is made in the article. It has been proposed to activate modern forms and methods of attracting students to reading historical fiction.

References

1. Antropologiya chteniya v sovremennoi Rossii [Anthropology of reading in modern Russia]. Available at: https://postnauka.ru/video/55760 (Accessed 30 September 2018).

2. Boiko I.I. Rabochie Volgo-Vyatskogo regiona: opyt i uroki sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya (1960-1985 gg.) [The workers of the Volga-Vyatka region: experience and lessons of social and economic development (1960-1985)]. Cheboksary, 1997, 256 p.

3. Vasilenko O.V. Motivatsiya k chteniyu khudozhestvennoi istoricheskoi literatury studenchestva v usloviyakh obrazovatel'nogo prostranstva [Motivation to reading fiction historical literature in the conditions of educational space]. Vuzovskaya biblioteka XXI veka: perspektivy razvitiya: materialy nauch.-prakt. konf. [Proc. of Sci. Conf. «University library of the XXI century: prospects of development»]. Cheboksary, Chuvash State University Publ., 2017, pp. 1-5.

4. Vasilenko O.V., Ivanov D.S. Rol' khudozhestvennoi istoricheskoi literatury v formirovanii miro-vozzreniya studenchestva [The Role of art historical literature in the formation of students ' worldview].

Sovremennoe obrazovatel'noe prostranstvo: novye metody i tekhnologii: sb. nauch. st. [Modern educational space: new methods and technologies. Collection of scientific papers]. Cheboksary, Chuvash State Pedagogical University Publ., 2017, pp. 41-45.

5. Vasilenko O.V., Ivanov D.S., Karpova O.V., Kharitonov M.Yu. Patriotizm v strukture istoriches-kogo soznaniya sovremennoi rossiiskoi molodezhi (po materialam oprosa studentov Chuvashskogo go-sudarstvennogo universiteta) [Patriotism in the structure of historical consciousness of modern Russian youth (based on the survey of students of Chuvash State University)]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2017, no. 4, pp. 38-47.

6. Vasilenko O.V., Karpova O.V. K voprosu raskrytiya soderzhaniya ponyatiinogo apparata po probleme issledovaniya roli khudozhestvennoi istoricheskoi literatury v formirovanii patrioticheskogo soznaniya sovremennoi rossiiskoi studencheskoi molodezhi [To the question of the disclosure of the content of the conceptual apparatus on the problem of the study of the role of art historical literature in the formation of Patriotic consciousness of modern Russian student's youth]. Sovremennyi menedzhment v obrazovanii: sb. nauch. st. [Modern management in education: collection of scientific articles. Collection of scientific papers]. Cheboksary, Chuvash State Pedagogical University Publ., 2017, pp. 131-137.

7. Vasilenko O.V., Karpova O.V. Khudozhestvennaya literatura i elektronnoe chtenie stu-den-cheskoi molodezhi (analiz rezul'tatov sotsiologicheskogo issledovaniya) [Fiction and electronic reading of student youth (analysis of the results of sociological research)]. In: Kul'tura, lichnost', obshchestvo v sovremennom mire: metodologiya, opyt empiricheskogo issledovaniya: materialy mezhd. konf. pamyati professora L.N. Kogana [Culture, personality, society in the modern world: methodology, experience of empirical research]. Ekaterinburg, Ural Federal University Publ., 2017, pp. 181-191.

8. Ko vsemirnomu dnyu pisatelya [World writer's day]. Available at: http://www.levada.ru/2016/ 03/02/ko-vsemirnomu-dnyu-pisatelya (Accessed 30 September 2018).

9. Lukov Val. A. Kontseptualizatsiya molodezhi v XXI veke: novye idei i podkhody [Conceptualization of youth in the XXI century: new ideas and approaches]. SocIs, 2012, no. 2, pp. 21-30.

10. Mikhailova S.Yu. Istoriografiya rabochei molodezhi respublik Volgo-Vyatskogo regiona vo vtoroi polovine XX - nachale XXI veka [Historiography of young workers republics of the Volga-Vyatka region in the second half of XX - beginning of XXI century]. Moscow, INION RAN Publ., 2006, 124 p.

11. Patriotizm. Mozhno li vslukh nazyvat' sebya patriotom? I obyazatel'no li patriot dolzhen schitat' svoyu stranu luchshei? [Patriotism. Can you call yourself a patriot out loud? And do I have a patriot should consider their country a better place?]. Available at: https://fom.ru/TSennosti/14076 (Accessed 30 September 2018).

12. Smirnov Yu.P. Industrial'noe razvitie avtonomnykh respublik Povolzh'ya i Priural'ya v 50-80-e gody: opyt i problem [Industrial development of the autonomous republics of the Volga and the Urals in the 50-80s: experience and problems]. Cheboksary, 1996, 264 p.

13. Smirnova A.L. Kul'turnoe razvitie rabochei molodezhi Rossii v 1971-1985 gg. (na materialakh Chuvashskoi ASSR): dis. ... kand. ist. nauk[Cultural development of Young Workers in Russia in 1971- 1985 (on materials of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic). Doct. Diss.]. Cheboksary, 2010. 260 p.

14. Kharitonov M.Yu. Primenenie matematiko-statisticheskikh metodov v issledovaniyakh o sovetskom rabochem klasse v 60-70-e gody: istoriograficheskii obzor [Application of mathematicostatistical methods in researches about the Soviet working class in the 60-70th years: historiographic review]. In: Problemy istorii natsional'nykh respublik Povolzh'ya i Priural'ya [Problems of history of the national republics of the Volga region and Cisural area]. Cheboksary, 1997, pp. 98-106.

15. 100 luchshikh knig mirovoi literatury po versii Dmitriya Bykova [100 best books of world literature according to Dmitry Bykov]. Available at: https://www.facebook.com/BykovDmitriyLvovich/posts/ 1096023843775107:0 (Accessed 30 September 2018).

VASILENKO OKSANA - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Department for Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).

KARPOVA OLGA - Senior Lecturer of Department for Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).

KHARITONOV MIKHAIL - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of Department for Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).

Формат цитирования: Василенко О.В., Карпова О.В., Харитонов М.Ю. Историческая память и представления студентов о патриотизме (опыт исследования читательских интересов) // Вестник Чувашского университета. - 2018. -№ 4. - С. 21-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.