такими знаниями, как механическое понятие, теоретическая механика. Они в познании частных механических процессов и явлений выполняют управляющую, регулирующую функцию в процессе производства научных знаний.
Литература
1. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч.: в 6 т. М.: Мысль, 1964. Т. 3.
2. Микешина Л А Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М.: Прометей, 1990.
3. RichterM.N. Science as a cultural process. Cambridge; Massachusetts, 1972.
КУЛЬКОВ ЮРИИ ПЕТРОВИЧ - доктор философских наук, профессор кафедры философии и методологии науки, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
KULKOV YURIY PETROVICH - doctor of philosophical sciences, professor of Philosophy and Science Methodology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 130.12:371.83
Н.Д. НИКИТИНА, В.А. ФЕДОТОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Ключевые слова: духовность, нравственность, студенчество, культура.
На основе социологического исследования рассмотрены аспекты формирования
духовно-нравственной культуры современной студенческой молодежи, определяемой как специфическая социальная группа.
N.D. NIKITINA, V.A. FEDOTOV MORAL AND SPIRITUAL GUIDES OF YOUNG STUDENTS
Key words: spirituality, morality, role, studentship, culture.
On the ground of sociological studies the aspects of formation of moral and spiritual culture
of modern young students defined as specific social group, are considered.
Сегодня проблемы становления духовного мира студенческой молодежи имеют большое значение не только для молодого поколения, но и всего общества в целом. Роль духовного фактора резко возрастает в кризисных, экстремальных ситуациях. Стойкие жизненные ориентации - это необходимое условие адаптации молодежи в сложном современном мире и выработки собственной жизненной стратегии.
Процессы распада прежней системы ценностей, идеалов, существующих моделей социализации и поиск новых не могли не оказать влияния на личностное формирование и развитие молодежи. Данное влияние носит противоречивый, неоднозначный характер, о чем свидетельствуют результаты анкетного опроса, проведенного сотрудниками Научной библиотеки в 2011 г. среди студенческой молодежи Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова.
Цель исследования - выявление социальных факторов формирования духовной культуры студенческой молодежи; оценка в ходе социологического опроса ее культурного потенциала; выявление и анализ системы приоритетных ценностных ориентиров и установок студенческой молодежи во всех сферах жизни.
Основные задачи исследования: создание условий для развития духовности студенческой молодежи на основе общечеловеческих ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности; эффективное использование различных форм и методов в духовно-нравственном воспитании на основе взаимодействия учебно-воспитательных структур, общественных организаций и Научной библиотеки; воспитание нравственности и духовности личности студентов.
Мы предложили студентам ответить на вопросы анкеты, которая позволяла респондентам не только выбрать ответ из ряда предложенных, но и за-
фиксировать свое мнение в свободной форме. Анкета заполнялась ими непосредственно во время посещения Научной библиотеки и включала вопросы о возрасте, образовании респондентов.
В исследовании приняли участие 293 человека, из них 65,5% составляли девушки, 33,4% - юноши. Возраст опрошенных варьировался от 18 до 30 лет. Процентное соотношение возрастных групп следующее: от 18 до 20 лет -46,7%, от 21 до 30 лет - 52,3%. По образовательному уровню респонденты распределились следующим образом: неоконченное высшее - 73,0%, высшее - 14,3%, среднее - 9,5%, среднее специальное - 5,1%.
Что же происходит со студенческой молодежью в начале XXI в.? Какие жизненные ценности, социальные установки предпочитают молодые люди, на какие образцы они ориентируются? Каковы же сегодня духовно-нравственные ценности студенческой молодежи? Отвечая на эти вопросы, студенты высказали различные точки зрения.
На первый вопрос анкеты «Как Вы смотрите на свое будущее?» ответили «позитивно» 60,7% респондентов. Вот некоторые ответы на вопрос: «Позитивно», «Оптимистично. Я многого достигла и не собираюсь останавливаться. Считаю, что каждый получает в этом мире то, что заслуживает». «В нашей стране я смогу найти достойную работу, где смогу реализовать свои способности и умения, и она не лишит меня возможности создать крепкую семью». «С оптимизмом. Я верю в свое светлое будущее». «Я верю в счастливое будущее. А это значит, что я верю в счастье России», «Верю в свое светлое будущее, так как считаю, что вера в хорошее позволит достичь всего в жизни». «В своем будущем я вижу успешную карьеру, крепкую семью, счастливую жизнь», более половины респондентов оптимистически настроены, способны преодолеть трудности, опираясь на собственные силы, внутренне готовых к участию в преобразовательных процессах, что вселяет надежду на решение актуальных проблем студенческой молодежи, при условии участия государства. В связи с этим важно, чтобы молодежь нашла применение на практике, была востребована, поддержана государством, обществом.
12,3% респондентов выбрали вариант «Прочее»: «С надеждой», «С надеждой на светлое будущее», «Получить достойное образование и найти хорошую работу». Не ответили на данный вопрос 6,8% респондентов. «Неопределенно» ответило 4,1%, «с перспективой на будущее смотрят» 2,0%, «пессимистично» смотрят на свое будущее 1,0% респондентов: «Я живу сегодняшним днем». Исследование показало, что у небольшой группы студентов главными жизненными ценностями являются семья, любимая работа: «Мы сами строим свое будущее», «Нельзя сказать, что будущее зависит только от нас, но все же в большой степени зависит от наших поступков, действий».
Далее было предложено ответить на вопрос: «Нравится ли Вам Ваше поколение?». Более 58,5% ответило утвердительно, 21,1% - отрицательно, 15,5% «не очень», 4,4% выбрали вариант «Прочее» и не ответили 3,4% респондента. Утвердительные ответы комментировались высказываниями: «Большая часть современной молодежи - это стремящиеся получить образование люди, достойные граждане своей страны, и именно за ними я вижу будущее России». «Приходится принимать их, какие они есть; во всех поколениях есть и творцы, и разрушители. Но в целом, наверное, да», «Да. Считаю свое поколение целеустремленным, мобильным и разносторонне развитым», «Да, нравится. Чаще всего это активные, целеустремленные люди. Есть, конечно, и недостатки. Порой мы, молодежь, чересчур ленивые, много времени тратим на развлечения, а не на полезную деятельность», «Наше поколение еще подает надежды, но чем моложе, тем больше запущено моральное и идеологическое воспитание».
Скептические оценки сопровождались такими суждениями: «Не очень: среди молодежи много людей, не имеющих определенной цели, мало интере-
сов, низкий уровень культуры, алкоголизм, равнодушие к чужим проблемам». «21-й век диктует нам свои законы, по которым нужно жить». На наш взгляд, с подобными доводами нельзя не согласиться. Однако для того, чтобы разрушить привычные негативные стереотипы, недостаточно удостовериться, что 58,6% удовлетворены своим поколением. Ведь они не могут сравнить своих сверстников с молодыми людьми другого времени, ибо сами принадлежат к постсоветской молодежи и хотя бы поэтому пристрастны и необъективны. Правда, 21,1% респондентов, заявивших о разочаровании в своем поколении, показатель довольно высокий. Вот как ответили: «Нет. У нашего поколения нет никаких нравственных ценностей, по головам идем», «Нет, увы, поколение моих сверстников сильно деградировано», «Не устраивает меня бездуховность, безнравственность, безкультурие». 15,5% анкетируемых ответили, что молодое поколение «не очень» нравится, не ответили на этот вопрос 3,4% студентов.
Для ответа на вопрос «Как Вы относитесь к общечеловеческим ценностям?» респондентам был предложен набор ценностей. Анализ ценностных ориентаций существенно дополняет и расширяет рассмотрение данных о жизненных позициях студенческой молодежи, об отношении к общечеловеческим ценностям. О том, что молодежь проявляет себя по-разному, говорят ответы в анкете. Лидирует общечеловеческая ценность «отношение к семье», что составляет 86,0%, второе место занимают такие общечеловеческие ценности, как «честность и порядочность» (81,5%), а 80,0% респондентов дали ответ «уважение к родителям, старшим». Важную роль в жизни молодых людей играет любовь, 78,0% опрошенных считают ее общечеловеческой ценностью. И завершают ранжирование общечеловеческих ценностей такие критерии, как «трудолюбие и доброта».
Нравственные проблемы затрагивает и следующий вопрос анкеты: «Несет ли человек ответственность за свою страну и решение ее проблем?».
Социологический опрос продемонстрировал высокий уровень патриотизма респондентов, их небезразличное отношение к делам своего государства. На вопрос анкеты большинство опрошенных (79,1%) ответило положительно, 9,2% респондентов считают, что человек не несет моральную ответственность за свою страну. Не ответило на этот вопрос 6,1% респондентов. В варианте «Прочее» студенты ответили следующим образом: «Если каждый человек будет ответственен за свои поступки, морально нравственным человеком и патриотическим, то многое изменилось бы в стране» или «несет в первую очередь за себя». Большинство респондентов считает, что человек несет моральную ответственность за свою страну и решение ее проблем. Высокой является доля тех, кто считает необходимым дальнейшее усиление гражданской ответственности за конкретный вклад в реализацию различных проектов, направленных на обеспечение достойной и благополучной жизни в стране.
Следующий вопрос в анкете был посвящен актуальной проблеме - проблеме духовности. Особенно тревожным представляется снижение уровня духовности и нравственности у молодежи. Потеря духовных ориентиров усугубляет жизнь значительной части студенческой молодежи, толкая многих на безнравственные дела и поступки, погружая их бессмысленность. В анкете вопрос был поставлен следующим образом: «Что Вы понимаете под духовностью?». 40,9% респондентов ответило - «гармонию внешнего и внутреннего мира», «Для меня это полная гармония человека с самим собой и окружающим миром», «Это высокая культура человека, его моральные ценности, высокие цели». 24,6% не ответили на данный вопрос. Некоторые студенты считают, что духовность - это человеческие качества: «Это человечность и доброта, помощь другим в трудной жизненной ситуации, т.е. отзывчивость», «Духовность - это духовная составляющая человека как личности, это его моральные принципы, убеждения, ценности». Другая часть опрошенных студентов (15,7%) считают, что «Духовность -
это справедливость, совесть, ум». «Духовность в первую очередь - это совершение поступков по совести и чести, во-вторых, ответственность “за тех, кого приручили”». Незначительная часть студентов (11,9%) понимают под духовностью отношение к Богу: «Духовность - это вера в Бога», «Религия, вера, духовные потребности», «Вера в высшие силы». Небольшой процент респондентов считают, что духовность - это искусство, культура. «Посещение музеев, театров, библиотек - духовное просвещение»; «Культурное обогащение духовными ценностями страны»; «Состояние человека, его искренность, душевность, милосердие, культура». 1,7% студентов ответили - «необъяснимо».
Особый интерес представляли ответы на вопрос «Что вы цените в человеке: ум или красоту?».
Анализ анкет показал, что большинство студентов (47,0%) ценит вместе «Ум и красоту», на втором месте оказался «Ум» - это 43,0%.
Ключевым был вопрос анкеты: «Как вы оцениваете современное состояние духовной культуры?». Результаты социологического опроса показывают, что 44,0% респондентов на данный вопрос затрудняются ответить, 31,0% опрошенных оценивают отрицательно современное состояние культуры. Положительно оценивают только 21,1% студентов. Не ответили 3,9% респондентов.
Культура есть социальное зеркало, поэтому общее состояние культуры зависит от каждого из нас, особенно от студенческой молодежи. В наше время культура все чаще осознается как эпицентр человеческого бытия. Укрепляется убеждение в том, что любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только в том случае, если они сохраняют свою культурную идентичность, не теряют своеобразия своей культуры. Академик Д.С. Лихачев считает, что сохранение культурной среды является не менее существенной задачей, чем сохранение окружающей природы. Культурная среда так же необходима для духовной, нравственной жизни, как и природа необходима человеку для его биологической жизни [1].
В настоящее время активное внедрение техники в сферы культуры создает особый тип так называемой «домашней культуры», составными элементами которого являются, помимо книг, видеокассеты, видеомагнитофон, радио, телевизор, персональный компьютер. Наряду с положительными чертами налицо и тенденция возрастающей духовной изоляции индивида. Коренным образом меняется система социализации общества в целом, существенно сокращается сфера межличностных отношений.
Был задан также вопрос: «Существует ли зависимость духовного состояния от Вашего материального положения?». 43,6% студентов не подтвердили эту зависимость: «Нет, не существует. Материальное положение не может влиять на духовное состояние». Но 35,1% студентов считают, что такая зависимость существует: «В настоящее время материальное положение играет существенную роль в формировании духовной культуры современной молодежи»; «В некоторой степени, да, так как проблемы с материальным положением могут стать серьезным препятствием на пути духовного обогащения». 10,9% студентов ответили «Иногда», 6,1% не ответило на данный вопрос.
На наш взгляд, следующий вопрос анкеты «Какие условия способствуют формированию духовной культуры?» является наиболее важным для исследования. Ведь именно система духовно-нравственных ценностей определяет поведение человека в семье, обществе, мире. Принадлежность к социальной общности и выступает основой диалога, общения и взаимодействия как между людьми, так и между социальными общностями, цивилизациями.
К сожалению, у студенческой молодежи, духовно-нравственные ценности отходят на второй план. Все большее влияние на молодое поколение приоб-
ретают потребительская психология и культ материального успеха. Поэтому появляется «одноразовая культура» с «одноразовыми» фильмами, книгами, отношениями. Изменяются духовно-нравственные ценности, принижается значение прошлого опыта, несмотря на то, что это опыт поколений, а его передача - это механизм социокультурного воспроизводства нации.
В российской культуре многие века существовала иная, отличная от западной, «модель жизненного успеха» личности. Это всегда был исторически сложившийся культ духовно-нравственного начала, благотворительности, патриотизма, патриархальности. В то время как западная модель «жизненного успеха» ориентировала личность на прагматические, утилитарные ценности, материальный успех, жизненный рационализм. В системе образования начались поиски подходов к формированию духовно-нравственной культуры у студенческой молодежи. Необходимо уточнить понятия «культура», «духовность».
Что понимается под духовной культурой? О.А. Митрошенков дает следующее определение: «Духовная культура представляет собой мир развернутых человеческих способностей, связанных с состоянием духа и реализованных в деятельности» [2. С. 37-43]. Духовность - это системная целостность готовности личности к самоанализу поступков и переживаний, стремление к идеалам, постановке и достижению жизненных целей на основе добра, истины, красоты, любви, гармонии с окружающим миром. Степень развитости духовной культуры - важное условие успеха модернизации, которую претерпевает сегодня российское общество. Формирование у студентов этических знаний и умений, связанных с усвоением и применением нравственных норм; развитие духовно-нравственных ценностей, мотивов и смыслов, которыми они будут руководствоваться в своей деятельности и общении; гуманизация и гармонизация взаимоотношений студента с преподавателями, родителями, друзьями; построение системы обучения на основе интеграции форм обучения и воспитания - необходимые составляющие духовности.
В ходе анкетного опроса изучались условия формирования духовной культуры среди студенческой молодежи. Анкетирование показало, что приоритетным условием формирования духовной культуры 80,0% студентов считают «чтение художественной литературы», хотя в последнее время интерес к книге среди студенческой молодежи падает. Следующим условием для формирования духовной культуры 67,5% студентов считают «посещение театров, музеев». Больше половины (54,6%) респондентов ответили, что для формирования духовной культуры важны «советы родителей». И только 43,0% респондентов формируют свою духовную культуру, «общаясь с ровесниками».
Формирование духовно-нравственной культуры у студенческой молодежи содействует развитию ответственности, гражданственности, патриотизма, милосердия, способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний и служению людям и Отечеству, проявлению доброй воли.
Таким образом, доминирующими ценностями, определяющими жизненные позиции, молодежи, являются: семья, уважение к родителям, старшим, честность, порядочность, трудолюбие, доброта, здоровье близких, благополучие. Согласно результатам анкетирования, в сознании молодежи продолжают сохраняться многие моральные ценности, в то же время начали проявляться зачатки новых черт, характеризующих новое поколение. Формируются новое мышление и рыночная психология. Наблюдаются прагматизм, стремление к материальному достатку среди молодежи. Но эти тенденции не доминируют, не отодвигают на задний план традиционные ценности общества (значимость семейных отношений), молодые люди больше рассчитывают на собственные силы, личные качества и способности, что позволяет максимально увеличить свой социальный ресурс в конкурентном обществе. Наблюдается признание ценности образования. Молодежь осознает, что милосердие, целеустремленность, деловитость, неза-
висимость - это те качества, которыми должен обладать современный человек для успешной деятельности. Необходимо актуализировать проблему формирования духовности в семье, так как без духовно здорового человека невозможно построить эффективное экономически развитое общество.
В заключение следует отметить, что предстоит большая духовно-нравственная работа по воспитанию и социализации подрастающего поколения, консолидации и сплочению молодежи, всех групп, на основе патриотизма и гражданственности.
Литература
1. ЛихачевД.С. Прошлое - будущему: ст. и очерки. Л.: Наука, 1985. 575 с.
2. Митрошенков О.А. Пространство российской духовной культуры: испытание переменами // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 37-46.
НИКИТИНА НИНА ДМИТРИЕВНА - соискатель ученой степени кандидата философских наук кафедры философии и методологии науки, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
NIKITINA NINA DMITRIEVNA - a competitor of scientific degree of Philosophical Sciences candidate of Philosophy and Methodology Science Chair, Chuvash State University, Cheboksary, Russia.
ФЕДОТОВ ВАСИЛИЙ АРТЕМЬЕВИЧ - доктор философских наук, профессор кафедры философии и методологии науки, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
FEDOTOV VASILIY ARTEMYEVICH - doctor of philosophical sciences, professor of Philosophy and Methodology Science Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 31б.б5:39
Э.В. НИКИТИНА
ЭТНОМЕНТАЛИТЕТ КАК КОМПОНЕНТ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ’
Ключевые слова: этнический менталитет, гражданственность, диалектика гражданственности и этничности, общегражданское самосознание, полиэтническая среда, полиэтническое Поволжье.
Освещены проблемы соотношения этноменталитета и гражданственности в полиэтнической Российской Федерации, рассмотрены некоторые ментальные характеристики народов Поволжья в свете проблемы формирования единой гражданственности россиян. Выделены две плоскости исследования динамики взаимоотношений этничности и гражданственности в рамках социально-философского анализа: 1) гражданственность и этноментальность как социокультурные и политические параметры полиэтнической среды; 2) гражданственность и этномен-тальность как основополагающие качества полиэтничного человека.
E.V. NIKITINA
ETHNIC MENTALITY AS A COMPONENT OF CIVIL CONSCIOUSNESS
Key words: ethnic mentality, civic consciousness, dialectics of citizenship and ethnicity, civic identity, multiethnic environment, polyethnic Volga region.
In article the problems of a correlation ethnic mentality and civic consciousness in the multiethnic Russian Federation are covered, some mental characteristics of the peoples of the Volga region in the light of the problem of a formation of the uniform civic identity of Russians are considered. Two planes of the research of a relationship between ethnicity and citizenship within the social-philosophical analysis are allocated: 1) civic consciousness and ethnic mentality as sociocultural and political parameters of the multiethnic environment; 2) civic consciousness and ethnic mentality as fundamental qualities of the polyethnic person.
Среди проблем, сопутствующих формированию единой гражданственности и гражданского общества в современной конфессионально и культурологически разнородной Российской Федерации, стремящейся к восхождению на
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 12-33-012б0 а2).