Научная статья на тему 'Формирование устойчивого интереса к истории как основа патриотического воспитания молодежи'

Формирование устойчивого интереса к истории как основа патриотического воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
718
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / HISTORICAL MEMORY / ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / HISTORICAL CONSCIOUSNESS / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лесина Людмила Александровна

В статье определена роль истории как учебной дисциплины в процессе патриотического воспитания студенческой молодежи. На основе данных эмпирического исследования выявлен статус прошлого в историческом сознании молодого поколения, приоритетные источники знания о событиях и персоналиях прошлого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лесина Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SUSTAINABLE INTEREST TO HISTORY AS A BASIS OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

The article defines the role of history as a discipline in the process of patriotic education of student youth. On the basis of empirical research data, we reveal the status of the past in the historical consciousness of the younger generation, the priority sources of knowledge about events and personalities of the past.

Текст научной работы на тему «Формирование устойчивого интереса к истории как основа патриотического воспитания молодежи»

УДК 372.893

ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА К ИСТОРИИ КАК ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Лесина Я.А.

В статье определена роль истории как учебного дисциплины в процессе патриотического воспитания студенческой молодежи. На основе данных эмпирического исследования выявлен статус прошлого в историческом сознании молодого поколения, приоритетные источники знания о событиях и персоналиях прошлого.

Ключевые слова: патриотическое воспитание; патриотизм; историческая память; историческое сознание; молодежь.

FORMATION OF SUSTAINABLE INTEREST TO HISTORY AS A BASIS OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

Lesina L.A.

The article defines the role of history as a discipline in the process of patriotic education ofstudent youth. On the basis of empirical research data, we reveal the status of the past in the historical consciousness of the younger generation, the priority sources of knowledge about events and personalities of the past.

Keywords: patriotic education; patriotism; historical memoty; historical consciousness; youth.

Актуальность и постановка проблемы

В последние годы патриотическое воспитание, бесспорно, стало одним из важнейших направлений учебно-воспитательной работы вузов России, неотъемлемым компонентом подготовки будущих молодых специалистов. В контексте данной статьи патриотизм интер-

претируется как глубокая духовная ценность, которая проявляется в любви к Отечеству, преданности ему, стремлении своими действиями служить его интересам [1]. Различные аспекты патриотического воспитания молодежи регулярно обсуждаются в научной и публицистической литературе, выступают предметом анализа достаточно широкого круга ученых (Вишневский Ю.Р., Дулина Н.В., Левашов В.К., Меренков A.B., Шапко В.Т. и т.д.) Методологической проблемой системы патриотического воспитания выступает поиск эффективных технологий и методов ее реализации в информационно-образовательном пространстве.

Методология и методы исследования

Теоретической основой исследования роли истории как учебной дисциплины в процессе патриотического воспитания студенческой молодежи являются концепции исторической памяти [2], структурный подход к рассмотрению феномена исторического сознания [3, с. 40-43]. Изучение истории России в контексте конструирования исторической памяти позволяет осмыслить значение данного феномена для сохранения и генерирования новым поколениям жизненно важных смыслов прошлого, развития патриотических чувств и установок.

Анализ представлений о статусе истории в процессе патриотического воспитания, предпринятый в статье, базируется на материалах социологического исследования, которое было проведено в 2017 году в г. Екатеринбурге (опрошено 347 студентов УрФУ, РГППУ очной и заочной формы обучения в возрасте от 16 до 35 лет). Эмпирическая модель исследования включает в себя изучение мнений студенческой молодежи о содержательной стороне патриотизма, уровня осведомленности молодых людей о важнейших событиях истории страны, а также определение основных источников формирования исторической памяти молодого поколения.

Результаты анализа

Ответы на вопрос: «Можете ли Вы назвать себя патриотом?» свидетельствуют о явных просчетах в реализации системы патри-

отического воспитания студенческой молодежи. Патриотами в полной мере считают себя четверть опрошенных, примерно столько же не считают или практически не считают себя патриотами, а также затруднились с ответом. Молодым людям предлагалось конкретизировать свое понимание патриотизма. Большинство (67%) респондентов отождествляют патриотизм с уважением и знанием истории страны во всей противоречивости и многообразии ее проявлений. Действительно, чувство патриотизма неразрывно связано с исторической памятью. Оно должно целенаправленно формироваться на основе изучения и осмысления истории народа и страны в образовательном пространстве вузов.

Треть опрошенных молодых людей проявляет устойчивый интерес к истории, стремится осмыслить уроки прошлого. Больше половины респондентов (67%) воспринимает социальный опыт, зафиксированный в исторической памяти и транслируемый на занятиях по истории, как необходимый, прежде всего, в учебной деятельности, но не в их повседневных жизненных практиках. Ориентация на современность, по-видимому, является одной из ключевых тенденций формирования исторического сознания молодежи.

Один из блоков вопросов в анкете был посвящен выяснению уровня знаний молодежи об основных событиях, персоналиях прошлого. Вызывает оправданную озабоченность тот факт, что уровень осведомленности молодежи, как носителя и артикулятора исторической памяти, о фактах, событиях, общественно-политических деятелях прошлого крайне низкий, а сами знания фрагментарны и поверхностны. Молодые люди не знают, какое имя было у последнего российского императора. При ответе на вопрос: «Какой император 2 марта 1917 года издал манифест о своем отречении?» только 68% молодых людей назвали имя Николай II, 8% респондентов ответили, что это был Александр II, 6% - Александр III.

Больше половины студентов (58%) оценивают собственный уровень знаний как весьма посредственный и недостаточный для объективной оценки прошлого своей страны. Основные причины сложившейся ситуации молодые люди видят в значительном количестве противоречи-

вой информации (41%), в отрывочных сведениях в учебной и другой литературе (32%). Каждый третий (27%) недоволен формой подачи материала преподавателями во время учебных занятий.

В академическом дискурсе периодически предлагаются новые объяснительные модели исторических событий, поэтому интерпретация и оценка различных исторических периодов носит характер постоянной подвижности. Как молодежная аудитория воспринимает эти обновленные интерпретационные схемы? На вопрос «Сколько было революций в 1917 году в России?» 32% опрошенных ответили, что было две революции: в Феврале и Октябре. Каждый пятый молодой человек уверен, что в 1917г. была одна революция, а Февраль и Октябрь - два ее этапа. Каждый четвертый респондент интерпретирует события Февраля как революцию, а события Октября как вооруженный переворот заговорщиков-большевиков. В целом следует отметить, что представления молодежи о различных исторических событиях плюралистичны, поскольку формирование конструкта прошлого приходится в основном на занятия по истории в образовательных учреждениях.

Образ исторических событий у молодого поколения является результатом кумулятивного эффекта стратегий разнообразных агентов и институтов социализации, апеллирующих к прошлому (таблица). Подавляющее большинство молодых людей формирует собственное историческое сознание на основе знаний, полученных самостоятельно из учебников и на уроках истории в различных образовательных учреждениях (школе, колледже, вузе). Здесь возникает явное противоречие. С одной стороны, для 85% респондентов основной источник информации о прошлом - учебники, в которых представлено систематизированное и устойчивое историческое знание. На занятиях в образовательных учреждениях историческая память должна формироваться не стихийно, спонтанно, а целенаправленно и рационально. С другой стороны, молодежь демонстрирует крайне низкий уровень осведомленности о фактах и событиях прошлого.

Краткое по количеству академических часов время, которое отводится на изучение курса «История России», не позволяет сформиро-

вать у студентов целостный и законченный образ прошлого нашей страны. Учебники предлагают обезличенное и абстрактное знание, ориентированное на рациональное осмысление событий исторического прошлого и наполняющее память лишь отдельными фактами, без эмоционального восприятия, интерпретации и сопереживания страданиям своего народа в различные период социальных потрясений. Использование традиционных технологий обучения основано на фронтальном изложении теоретического материала, вербализме, редком применении наглядности. Как следствие, у студентов формируется инертность мышления, фрустрационная позиция по отношении к истории народа и страны.

Таблица.

Какие источники информации стали для Вас основными в приобретении исторических знаний? (в %)

Варианты ответов Возрастной интервал

16-17 18-20 21-24 25-30 31-35 ИТОГО:

Учебники, преподаватели истории 83 91 77 87 75 85

Интернет-ресурсы 38 29 45 39 20 34

Кинофильмы 32 24 19 17 45 27

Телевизионные передачи 26 19 19 30 20 23

Художественная литература 23 19 16 39 20 22

Рассказы родственников, знакомых 32 15 13 13 25 21

Второе место по значимости влияния на процесс формирования образов прошлого у молодых людей, как и ожидалось, занимают интернет-ресурсы. Представленная в виртуальном пространстве информация бессистемна и, зачастую, отрывочна, что приводит к закреплению в исторической памяти молодежи противоречивых образов.

Формирование представлений о событиях истории страны, сохранение их в исторической памяти детерминируется воздействием на сознание молодых людей специфических культурных продуктов и

практик, прежде всего, произведений литературы и искусства. Каждый четвертый респондент получает знания о том или ином историческом периоде, ориентируясь на визуальный ряд и художественную интерпретацию исторических событий. Поэтому в учебном процессе следует активно использовать демонстрацию фильмов, картин, раскрывающих разные периоды развития нашего государства.

Лишь каждый пятый респондент отметил, что их представления о событиях истории нашей страны сформировались в процессе общения с родственниками. Погружение в прошлое через историю своей семьи позволяет сформировать более четкий, личностно-значимый и, как следствие, эмоционально окрашенный конструкт исторических событий.

Заключение

Любовь к истории нельзя навязать, можно лишь мотивировать к истории прикоснуться посредством создания особой информационно-образовательной среды. Важно сочетать репродуктивные и продуктивные методы обучения при разумном доминировании последних. В качестве одного из возможных вариантов актуализации у студентов интереса к истории можно предложить организацию студенческой научной конференции в процессе изучения учебной дисциплины «История России». Предложенная форма работы со студентами побуждает к рефлексии по поводу событий прошлого, поиску личностно-значимого смысла произошедших событий, формирует стимул для дальнейшего самостоятельного изучения истории.

Список литературы

1. Вилков A.A., Колесников К.Ю. Особенности предметного пространства политологического анализа патриотизма // Вестник Московского государственного областного университета. 2015 г. №1. [Электронный ресурс]. URL: http://evestiiik-mgou.ru/ru/Articles/Doc/629 (дата обращения 18.02.2018).

2. Нора П. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3 (№40-41). [Электронныйресурс]. URL: http://magazines. russ.ru/nz/2005/2/nora22.1itml (дата обращения: 18.02.2018).

3. Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память / Война была позавчера... Российское студенчество о Великой Отечественной войне / Под общей ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2015. С. 40-43.

References

1. Vilkov A.A., Kolesnikov К.Yu. Osobennosti predmetnogo prostranstva politologicheskogo analiza patriotizma [Features of the subject space of the political analysis of patriotism] // Vestnik moskovskogo gosudarst-vennogo oblastnogo universiteta. 2015. №1. URL: http://evestuik-mgou. ru/ru/Articles/Doc/629 (data obrashcheniya 18.02.2018).

2. Nora P. Vsemimoe torzliestvo pamyati [World triumph of memory] // Neprikosnovennyj zapas. 2005. № 2-3 (№40-41). URL: http://maga-zines.russ.ru/nz/2005/2/nora22.html (data obrashcheniya 18.02.2018).

3. Toshchenko ZhT. Istoricheskoe sozuaiiie I istoricheskaya pamyat [Historical consciousness andliistoricalmemory] /Vojnabylapozavchera... Rossijskoe studenchestvo о velikoj otechestvennoj vojne / Pod obshchej red. Yu.R Vish-nevskogo. Ekaterinburg: izd-vo Ural, unisersiteta, 2015, pp. 40-43.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Лесина Людмила Александровна, доцент, кандидат социологических наук

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Елыщна

ул. Мира, 19, г. Екатеринбург, 620002, Российская Федерация. llesina(a)yandex. ги

DATA ABOUT THE AUTHOR

Lesina LudmilaAlexandrovna, Associate Professor, Candidate of Sociological Sciences, Docent

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin

18, Mira St., Ekaterinburg, 620002, Russian Federation ORCID: 0000-0002-7593-0179

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.