Научная статья на тему 'Патриотизм в структуре исторического сознания современной российской молодежи (по материалам опроса студентов Чувашского государственного университета)'

Патриотизм в структуре исторического сознания современной российской молодежи (по материалам опроса студентов Чувашского государственного университета) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
458
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / КРУГ ЧТЕНИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / HISTORICAL CONSCIOUSNESS / PATRIOTISM / HISTORICAL FICTION / CIRCLE OF READERS / STUDENT YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Василенко Оксана Витальевна, Иванов Дмитрий Сергеевич, Карпова Ольга Владимировна, Харитонов Михаил Юрьевич

Статья посвящена проблеме формирования идей патриотизма и исторического сознания у современной студенческой молодежи. Рассматриваются место и роль художественной литературы исторической направленности в жизни молодежи. Эмпирическую основу статьи составили материалы опроса студентов-первокурсников в Чувашском государственном университете имени И.Н.Ульянова в 2017 г. Результаты опроса показали, что у студенческой молодежи присутствует интерес к чтению художественной исторической литературы. Делается вывод о влиянии художественной исторической литературы на процессы социализации и формирование мировоззрения современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Василенко Оксана Витальевна, Иванов Дмитрий Сергеевич, Карпова Ольга Владимировна, Харитонов Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM IN THE STRUCTURE OF THE MODERN RUSSIAN YOUTH HISTORICAL CONSCIOUSNESS (ON MATERIALS OF THE CHUVASH STATE UNIVERSITY STUDENT SURVEY)

The article is devoted to the problem of patriotism ideas and historical consciousness formation in modern student youth. The place and role of historical fiction in the life of youth is examined. The empirical basis of the article was made by the materials of survey of I. N. Ulianov Chuvash State University first-year students that was carried out in 2017. The survey results showed that students had an interest in reading historical literature. The conclusion is made about the influence of historical fiction on the processes of socialization and worldview formation in the modern youth.

Текст научной работы на тему «Патриотизм в структуре исторического сознания современной российской молодежи (по материалам опроса студентов Чувашского государственного университета)»

УДК [82-311.6:[140.8:172.15]-057.875 ББК Ю628.13:Ш43(0)-152

О.В. ВАСИЛЕНКО, Д.С. ИВАНОВ, О.В. КАРПОВА, М.Ю. ХАРИТОНОВ

ПАТРИОТИЗМ В СТРУКТУРЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ (по материалам опроса студентов Чувашского государственного университета)*

Ключевые слова: историческое сознание, патриотизм, художественная историческая литература, круг чтения, студенческая молодежь.

Статья посвящена проблеме формирования идей патриотизма и исторического сознания у современной студенческой молодежи. Рассматриваются место и роль художественной литературы исторической направленности в жизни молодежи. Эмпирическую основу статьи составили материалы опроса студентов-первокурсников в Чувашском государственном университете имени И.Н.Ульянова в 2017 г. Результаты опроса показали, что у студенческой молодежи присутствует интерес к чтению художественной исторической литературы. Делается вывод о влиянии художественной исторической литературы на процессы социализации и формирование мировоззрения современной молодежи.

Внимание современного общества сегодня, как никогда, сконцентрировано на тех изменениях, которые происходят в среде молодежи. В связи с чем вопросы формирования мировоззрения молодого поколения, особенно его исторической составляющей, требуют повышенного внимания, актуальны и исследуемы в данный момент времени. Важное значение при этом отводится патриотическому воспитанию, что достаточно ясно выражено в положениях утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации в конце 2015 г. Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [6], где, в том числе, говорится о создании «...условий для знакомства широких слоев граждан с содержанием произведений ... писателей ... в области патриотического воспитания.» [6. С. 10]. Заинтересованность государственных институтов в исследовании и формировании патриотизма обосновывается теми противоречиями, которые существуют в современном социуме: идеологической несформированностью, аномией различных социальных групп, в том числе и молодежи. От настроя молодежи, наличия (или отсутствия) исторического сознания, гражданской активности во многом зависит вектор развития страны.

Человек, личность формируется под воздействием множества факторов. Особое, во многом определяющее, значение для молодых людей во все времена было формирование исторического сознания: осознание их связи с предыдущими поколениями, своего места в мире и истории, изучения предшествующего накопленного опыта и освоение передаваемых традиционных ценностей. Изначально патриотизм зарождается на обыденном уровне и только затем оформляется рационально. В силу своих возрастных особенностей молодые люди большую часть своего времени проводят в стенах средних и высших учебных заведений. Современная система образования позволяет использовать различные формы и методы воспитания исторического сознания подрастающего поколения. При этом надо учитывать тот факт, что боль-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 1713-21008.

шую роль в воспитательном процессе по формированию исторического сознания могут оказывать и произведения художественной литературы, особенно посвященные исторической тематике. Художественная историческая литература является одним из факторов процесса социализации, способствует формированию патриотических чувств и патриотического сознания, влияет на активную гражданскую позицию молодого человека. Специфика художественной литературы состоит в том, что благодаря живому описанию событий, переживаний героев она влияет не только на сознание, но и на непосредственные эмоции и поступки читателя. Не случайно, обращение к художественной исторической литературе является эффективным приемом в различных диспутах, «круглых столах» и других мероприятиях.

В рамках данного исследования ставилась цель выяснить, какое место занимает художественная историческая литература в структуре чтения современного российского студенчества, как формируются их исторические взгляды и оценки, происходит зарождение исторического сознания подрастающего поколения.

По теме формирования мировоззрения молодежи имеется достаточно большая литература (см. например: С.Н. Иконникова [10]; С.И. Дмитриева [8]; С.И. Григорьев, В.Г. Немировский [7]; С.П. Иваненков [9]; Е.Л. Омельченко [15]; С.К. Савин [18]; М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги [5]), в которой, однако, роль исторических представлений молодых людей освещалась достаточно слабо. Методологическое основание изучения вопросов формирования исторического сознания освещено в трудах А.И. Ракитова [16], Г.А. Антипова [1] и И.Д. Ковальченко [12]. Больше значение для изучаемой темы имеют статьи Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко и В.А. Фролова [24, 25, 26].

Ряд авторов поднимают схожие проблемы в своих исследованиях. Социально-философский анализ влияния исторической художественной литературы на формирование массового исторического сознания дан в работе М.И. Лыско-вой [13]. О важности, специфике и заслуге исторического романа в патриотическом воспитании граждан говорится в статье М.М. Каримова [11]. В исследовании З.Б. Рубаевой мы видим, что художественная литература влияет на формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений [17].

Изучение проблем молодежи в Чувашском государственном университете имеет богатую традицию. Еще в 70-80-х гг. ХХ столетия под руководством

B.Е. Полетаева и И.Л. Корнаковского преподаватели, сотрудники и студенты участвовали в историко-социологических обследованиях молодежи [22, 23] (см. об этом подробнее: М.Ю. Харитонов [27, 28, 29]; Д.М. Сергиенко, М.Ю. Харитонов [19]). Позднее эта работа была продолжена учениками В.Е. Полетаева и И.Л. Корнаковского уже на материале Чувашской Республики (И.И. Бойко [2];

C.Ю. Михайловой [14]; А.Л. Смирновой [21]).

В апреле 2017 г. в рамках реализации гранта, поддержанного РГНФ, в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова было проведено социологическое исследование на тему «Историческая художественная литература патриотической направленности в структуре досуга студенческой молодежи». Понятийный аппарат заявленной проблемы был рассмотрен в ранее опубликованной статье О.В. Василенко и О.В. Карповой [4]. В рамках указанной статьи авторами было выработано следующее определение основной смысловой единицы настоящего социологического исследования: «художественная историческая литература - это письменные произведения о событиях прошлого в истории человечества, имеющие высокую художественную и эстетическую ценность» [4. С. 135]. Исследование процесса чтения

студенческой молодежи рассмотрено в статье О.В. Василенко [3]. В настоящем исследовании будут обнародованы и обобщены результаты анкетного опроса по первому и второму блокам вопросов. Результаты по третьему блоку будут опубликованы в следующих статьях.

Исследование проводилось по анкете, которая представляла собой опросный лист из закрытых и открытых вопросов. Респондентам предлагалось выбрать ответы из числа предложенных, наиболее полно отвечающих их мнению, или, в ряде случаев, предложить свой вариант ответа. Структурно анкета состояла из трех логически взаимосвязанных между собой блоков. Первый блок, состоящий из 9 вопросов, носил идентификационный характер, нацеленный на индивидуализацию респондента по специальности и курсу обучения, полу, возрасту, семейному положению, месту проживания, доходу семьи, отношению к военной службе, наличию источников дохода. Второй блок, состоящий из 5 вопросов, был посвящен изучению понимания патриотизма со стороны опрошенных студентов. Третий блок, состоящий из 22 вопросов, был связан с изучением роли художественной литературы в жизни современного студента.

В социологическом исследовании приняли участие студенты очной формы обучения первых курсов девяти факультетов ФГБОУ ВО «ЧГУ имени И.Н. Ульянова». В их числе: факультет иностранных языков, историко-географический факультет, факультет прикладной математики, физики и информационных технологий, факультет радиоэлектроники и автоматики, факультет русской и чувашской филологии и журналистики, строительный факультет, факультет управления и социальных технологий, химико-фармацевтический факультет, экономический факультет. В общей сложности было опрошено 429 респондентов.

Среди опрошенных распределение респондентов по полу выразилось следующим образом: 37,1% - юноши и 62,9% - девушки. Возрастное распределение: 17 лет - 1,9%; 18 лет - 57,3%; 19 лет - 31,7%; 20 лет - 3,5%; 21 год -16%; 22 лет и старше - 8% респондентов. Таким образом, половозрастная картина опрошенных свидетельствует о том, что в большинстве своем студенты первого курса очного отделения - это молодые девушки и юноши в возрасте 18-19 лет. Представленные данные в среднем соответствуют половозрастному составу молодых людей, поступивших на первый курс вуза сразу после окончания общеобразовательной школы.

Распределение респондентов по полу по факультетам среди первокурсников выглядит следующим образом. На технических и естественнонаучных факультетах преобладают юноши (факультет радиоэлектроники и автоматики -84,3%, факультет прикладной математики, физики и информационных технологий - 70,8%), на гуманитарных направлениях преобладают девушки (факультет русской и чувашской филологии и журналистики - 86,5%, факультет иностранных языков - 82,2%). Это выглядит вполне традиционно, когда юноши предпочитают технические направления, а девушки - гуманитарные. Однако были и исключения из этих правил. Из числа опрошенных на строительном факультете, только 45,2% - юноши, на химико-фармацевтическом факультете - 12,2%, на экономическом - 6%. Эти данные свидетельствуют о популяризации в последние годы среди девушек считавшихся до недавнего времени «традиционно мужских» направлений подготовки специалистов с высшим образованием.

По результатам исследования установлено, что на момент проведения опроса 44,9% респондентов проживали с родителями или родственниками. Остальные респонденты или снимали жилье (25,4%), или проживали в общежитии (23,5%). Лишь 5,3% опрошенных заявило, что имеет свое собственное жилое помещение. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о

том, что около половины респондентов - это студенты, приехавшие на обучение из отдаленных в территориальном отношении от г. Чебоксары районов республики и из других регионов.

На вопрос «Устраивает ли Вас доход Вашей семьи?» больше половины респондентов ответили положительно (да - 36,8%, скорее да, чем нет -32,9%), а треть студентов ответили на этот же вопрос отрицательно (нет 9,3%, скорее нет, чем да - 21%). При этом при ответе на вопрос «Работаете (подрабатываете) ли вы?» лишь каждый пятый студент ответил утвердительно (19,8%), остальные 80,2% заявили, что не работают. Из общего числа, выбравших ответ, что они работают (подрабатывают) распределение по полу выглядело следующим образом: 29,6% юношей и 14,1% девушек. В той или иной мере уже трудоустроено больше всего студентов факультета иностранных языков (28,9%), факультета управления и социальных технологий (26,7%), факультета прикладной математики, физики и информационных технологий (25%).

Явной зависимости между ответами на вопросы, связанные с удовлетворенностью доходами семьи и трудоустройством самих опрашиваемых, не выявлено. Половина работающих студентов - это те, кого доход семьи в целом устраивает (да - 21,5%, скорее да, чем нет - 16,3%), а половина - это те, кого он не устраивает (нет - 30%, скорее нет, чем да - 17,8%).

Таким образом, распределение идентификационных показателей респондентов по заявленным выше критериям находится на уровне среднестатистических данных. Выборка групп студентов для опроса среди первокурсников упомянутых факультетов носила случайный характер. Внутри каждой группы на момент обследования была произведена сплошная выборка.

Одной из задач исследования было выявление смысла того, что студенты-первокурсники вкладывают в понятие «патриотизм». Для этого молодым людям был предложен ряд вопросов, ориентированных на выявление их отношения к теме патриотизма.

В табл. 1 представлены результаты ответов респондентов на вопрос «Что Вы подразумеваете под понятием «патриотизм»?

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Что Вы подразумеваете под понятием «патриотизм»?

Варианты ответов %

Любовь к Родине 80,9

Убеждение, что твоя страна лучше других 6,5

Готовность защищать свою Родину 58,7

Другое 5,6

Респондентам предоставлялась возможность выбрать несколько вариантов ответа на данный вопрос. Большинство выбрало 1-2 уже готовых варианта ответа. Помимо уже имевшихся ответов студентам давалась возможность предложить свой вариант ответа. Этим правом воспользовалось 5,6% из числа опрошенных. Среди сформулированных студентами ответов в большинстве своем формулировались идеи, связанные с их стремлением улучшить жизнь в стране, сделать ее более счастливой и благополучной (например: «бороться за счастливое и благополучное будущее Родины», «делать для ее развития хоть что-то», «деятельность на благо государству», «любить и уважать историю государства, уважать народ, и делать все, чтобы народ жил счастливо»).

На главный вопрос нашего исследования «Считаете ли Вы себя патриотом?» респонденты ответили следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?»

Варианты ответов %

Да 44,1

Скорее да 38,9

Скорее нет 7,0

Нет 3,7

Затрудняюсь ответить 6,3

Подавляющее большинство, т.е. свыше 80% опрошенных, считают себя патриотами, что вполне объяснимо, как и в любой другой стране. Таким образом, складывается впечатление, что быть патриотом - это модно, нежели наоборот.

С учетом специфики заявленного социологического исследования объектом изучения был выбран такой фактор формирования патриотического сознания, как чтение художественной литературы патриотической направленности. Так как опрос проходил среди студентов первого курса, предполагалось, что на формирование их сознания могло оказать влияние чтение произведений художественной литературы в рамках школьной программы обучения. Сюжеты, характеры персонажей художественного литературного творчества представляют собой готовый материал для патриотического воспитания. Через многие произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова, А.Т. Твардовского, В.А. Каверина проходит лейтмотивом идея патриотизма, любви к Родине и человеку.

Поскольку патриотизм - это сложное явление, он может выражаться и формироваться в различных видах деятельности, начиная от интереса к чтению литературы патриотической направленности и заканчивая участием в митингах. Для проверки этой гипотезы в анкете был сформулирован следующий контрольный вопрос «Испытываете ли Вы патриотические настроения во время: ...». Распределение ответов на него представлено в табл. 3.

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «Испытываете ли Вы патриотические настроения во время: ...»

Варианты ответов %

Чтения художественной литературы 42,1

Просмотра художественных фильмов 69,0

Прослушивания песен военных лет 60,0

Участия в политических парадах и демонстрациях 40,7

Другое 3,8

Респондентам предлагалось выбрать несколько вариантов ответа, а также была предоставлена возможность сформулировать свой вариант ответа. Из числа опрошенных многие выбирали по 2-3 варианта ответа. Из них 42,1% опрошенных заявило о том, что испытало патриотические чувства во время чтения художественной литературы. Из 3,8% написавших свой вариант ответа были такие довольно оригинальные единичные варианты ответов, как «прослушивание гимна», «научные открытия отечественных ученых», «чтение стихотворений на эту тему» и др.

В целях облегчения «припоминания» респондентами произведений литературного творчества, изучаемых в рамках школьной программы, был сформулирован закрытый вопрос анкеты «Кого из литературных персонажей Вы назвали бы патриотом?». Респондентам предлагалось выбрать несколько вариантов ответов из десяти предложенных. Результаты представлены в табл. 4.

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос: «Кого из литературных персонажей Вы назвали бы патриотом?»

Варианты ответов %

Василий Тёркин («Василий Тёркин» А.Т. Твардовский) 58,0

Илья Муромец («Илья Муромец и Соловей-разбойник») 53,4

Андрей Соколов («Судьба человека» М.А. Шолохов) 50,2

Тарас Бульба («Тарас Бульба» Н.В. Гоголь) 35,5

Князь Игорь («Слово о полку Игореве») 29,7

Платон Каратаев («Война и мир» Л.Н.Толстой) 13,8

д'Артаньян («Три мушкетёра» А. Дюма) 8,0

Александр (Саня) Григорьев («Два капитана» В. Каверин) 3,6

Константин Левин («Анна Каренина» Л.Н. Толстой) 3,1

Артур Бёртон («Овод» Э. Л. Войнич) 1,2

Отражение идеалов о любви к Родине, ее защите простым народом представлено в поэме «Василий Теркин» А.В. Твардовского, былинах об Илье Муромце, рассказе «Судьба человека» М.А. Шолохова; борьба за независимость своего Отечества - в поэме «Слово о полку Игореве», повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя и т.д. - эти художественные произведения благодаря своим идеям нравственности, патриотизма, мужества создают условия по формированию гражданской позиции у читателей.

Первые 6 ответов - это герои литературных произведений, изучаемых в рамках школьной программы, а остальные персонажи относятся к произведениям внеклассного чтения. Это еще раз подтверждает, что современная молодежь читает мало, поэтому большинство респондентов и выбрали в такой последовательности варианты ответов. Можно предположить, что системная работа по продвижению художественной литературы, в том числе исторической направленности, явится тем фактором, который будет формировать историческое сознание студенческой молодежи.

Студенты, которые участвовали в опросе, знакомы не только с произведениями школьной программы, но и с другими произведениями вне рамок школьной программы. Упоминались авторы и произведения, которые можно отнести к художественной исторической литературе: А. Дюма «Три мушкетера», А. Толстой «Петр I», М. Шолохов «Тихий Дон» и др.

Чтение художественной литературы по истории родного края - одно их важных направлений в формировании исторического сознания, патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения, но нами выявлен небольшой процент читающих региональных авторов (8,2%), а ведь такая литература благоприятно сказывается на самосознании молодых людей, позволяет «реально» взглянуть на окружающий мир и дать начало сохранению исторической памяти в душе каждого читателя.

Подводя предварительные итоги, необходимо констатировать, что у студенческой молодежи присутствует интерес к чтению художественной исторической литературы, но, в основном, чтение обусловлено школьной программой, которая, говоря словами М.И. Лысковой, не может не «учитывать содержательный, ценностный, интеллектуальный, эмоциональный ресурсы исторической художественной литературы» [13. С. 10].

Результаты данного исследования не являются исчерпывающими. Необходимо продолжить изучение поднятой темы о роли художественной исторической литературы в процессе формирования патриотизма и исторического сознания молодежи. Одним из направлений дальнейшей работы может стать опрос студентов старших курсов для выяснения путей формирования исторического сознания в период обучения в высшей школе. Благодаря подобного рода исследованиям может быть разработан комплекс мероприятий по мотивации интереса к чтению художественной исторической литературы патриотической направленности, что позволит остановить дальнейшее размывание исторического сознания современной молодежи .

Литература

1. Антипов Г.А. Историческое прошлое и пути его познания. Новосибирск: Наука, 1987.

242 с.

2. Бойко И.И. Рабочие Волго-Вятского региона: опыт и уроки социально-экономического развития (1960-1985 гг.) / ЧГИГН. Чебоксары, 1997. 256 с.

3. Василенко О.В. Чтение в структуре студенческого досуга (по данным социологических опросов) // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: материалы XX Междунар. конф. памяти проф. Л.Н. Когана (Екатеринбург, 16-18 марта 2017 г.). Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, 2017. С. 296-302.

4. Василенко О.В., Карпова О.В. К вопросу раскрытия содержания понятийного аппарата по проблеме исследования роли художественной исторической литературы в формировании патриотического сознания современной российской студенческой молодежи // Современный менеджмент в образовании: сб. науч. ст. / отв. ред.: И.В. Кожанов, Е.А. Ильина. Чебоксары: Изд-во Чуваш. гос. пед. ун-та имени И.Я. Яковлев, 2017. С. 131-137.

5. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. 592 с.

6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493). [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/fi-les/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf.

7. Григорьев С.И., Немировский В.Г. В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество России на пороге XXI века. Барнаул; Красноярск: Алтайск. кн. изд-во, 1995. 148 с.

8. Дмитриева С.И. Социальная ответственность подрастающего поколения как фактор общественного прогресса. Киев; Одесса: Высш. шк., 1988. 221 с.

9. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. СПб.: ИПК Синтез-Полиграф, 2003. 420 с.

10. Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 166 с.

11. Каримов М.М. Советская художественная литература 30-х гг. и ее вклад в воспитание патриотизма накануне войны // Нефтегазовое дело. 2015. № 2. С. 27-30.

12. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987. 440 с.

13. Лыскова М.И. Влияние художественной литературы на формирование массового исторического сознания // Концепт. 2013. Т. 3. С. 2961-2965. URL: http://e-koncept.ru/2013/53598.htm (дата обращения: 25.10.2017).

14. Михайлова С.Ю. Историография рабочей молодежи республик Волго-Вятского региона во второй половине XX - начале XXI века. М.: ИНИОН РАН, 2006. 124 с.

15. Омельченко Е.Л. Молодежь = Youth: открытый вопрос. Ульяновск: Симбирская книга, 2004. 184 с.

16. Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982. 303 с.

17. Рубаева З.Б. Художественная литература, как средство формирования у подрастающего поколения патриотизма и культуры межнациональных отношений // Вестник Костромского государственного университета. 2009. Т. 15, № 3. С. 382-384.

18. Савин С.К. Формирование мировоззрения молодежи Российской Федерации в современных условиях: дис. ... канд. филос. наук. М., 2006.

19. Сергиенко Д.М., Харитонов М.Ю. Компьютерные технологии в историческом образовании в Чувашском государственном университете // Инновационные методы преподавания в высшей школе: материалы регион. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1999. С. 184-186.

20. Смирнов Ю.П. Индустриальное развитие автономных республик Поволжья и Приуралья в 50-80-е годы: опыт и проблемы. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1996. 264 с.

21. Смирнова А.Л. Культурное развитие рабочей молодежи России в 1971-1985 гг. (на материалах Чувашской АССР). дис. ... канд. ист. наук. Чебоксары, 2010.

22. Социальный облик колхозной молодежи: По материалам социол. обследований 1938 и 1969 гг. / отв. ред. В.Е. Полетаев и др. М.: Мысль, 1976. 293 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Социальный облик рабочей молодежи: По материалам социол. обследований 1936 и 1972 гг. / отв. ред. В. Е. Полетаев и др. М.: Мысль, 1980. 299 с.

24. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е., Фролов В.А. Историческое сознание российской молодежи: особенности и противоречия // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3. С. 45.

25. Столяренко Л.Д. Фролов В.А. Историческое сознание российской молодежи: поиск жизненных ориентиров и институциональная композиция // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 80-84.

26. Столяренко Л.Д., Фролов В.А. Методологические основания исследования исторического сознания // Теория и практика общественного развития. 2013. № 2. С. 29-32.

27. Харитонов М.Ю. Квантитативная история: отечественный опыт: дис. ... канд. ист. наук. Чебоксары, 2002.

28. Харитонов М.Ю. Математические методы и компьютерные технологии в историческом образовании университетов республик Волго-Вятского региона // Анализ основных тенденций развития полиэтнических регионов России: проблемы открытого образования: материалы регион. науч.-практ. конф. и семинара. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. С. 55-58.

29. Харитонов М.Ю. Применение математико-статистических методов в исследованиях о советском рабочем классе в 60-70-е годы: историографический обзор // Проблемы истории национальных республик Поволжья и Приуралья. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1997. С. 98-106.

ВАСИЛЕНКО ОКСАНА ВИТАЛЬЕВНА - кандидат философских наук, доцент кафедры до-кументоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (vasilenkoksana@rambler.ru).

ИВАНОВ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ - магистрант II курса, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (praktika8352@mail.ru).

КАРПОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА - старший преподаватель кафедры документове-дения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (karp_olya@mail.ru).

ХАРИТОНОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры доку-ментоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (muha21@mail.ru).

O. VASILENKO, D. IVANOV, O. KARPOVA, M. KHARITONOV

PATRIOTISM IN THE STRUCTURE OF THE MODERN RUSSIAN YOUTH HISTORICAL CONSCIOUSNESS (ON MATERIALS OF THE CHUVASH STATE UNIVERSITY STUDENT SURVEY)

Key words: historical consciousness, patriotism, historical fiction, circle of readers, student youth.

The article is devoted to the problem of patriotism ideas and historical consciousness formation in modern student youth. The place and role of historical fiction in the life of youth is examined. The empirical basis of the article was made by the materials of survey of I. N. Ulianov Chuvash State University first-year students that was carried out in 2017. The survey results showed that students had an interest in reading historical literature. The conclusion is made about the influence of historical fiction on the processes of socialization and worldview formation in the modern youth.

References

1. Antipov G.A. Istoricheskoe proshloe i puti ego poznaniya [Historical past and ways of his knowledge]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1987, 242 p.

2. Boiko I.I. Rabochie Volgo-Vyatskogo regiona: opyt i uroki sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya (1960-1985 gg.) [The workers of the Volga-Vyatka region: experience and lessons of social and economic development (1960-1985)]. Cheboksary, 1997, 256 p.

3. Vasilenko O.V. Chtenie v strukture studencheskogo dosuga (po dannym sotsiologicheskikh oprosov) [Reading in the student leisure structure (According to the opinion polls)]. Kul'tura, lichnost', obshchestvo v sovremennom mire: metodologiya, opyt empiricheskogo issledovaniya: materialy XX Mezhdunar. konf. pamyati prof. L.N. Kogana [Proc. of XX Int. Conf. «Culture, the personality, society in the modern world: methodology, experience of an empirical research»]. Ekaterinburg, 2017, pp. 296-302.

4. Vasilenko O.V., Karpova O.V. K voprosu raskrytiya soderzhaniya ponyatiinogo apparata po probleme issledovaniya roli khudozhestvennoi istoricheskoi literatury v formirovanii patrioticheskogo soznaniya sovremennoi rossiiskoi studencheskoi molodezhi [To the question of the disclosure of the content of the conceptual apparatus on the problem studies of the role of art historical literature in the formation of patriotic consciousness of modern Russian youth]. Sovremennyi menedzhment v obrazovanii: sb. nauch. st. [Modern management in education: Collection of scientific articles]. Cheboksary, 2017, pp. 131-137.

5. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Molodezh' Rossii: sotsiologicheskii portret [The youth of Russia: sociological portrait]. Moscow, 2010, 592 p.

6. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiiskoi Federatsii na 2016-2020 gody» (utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 30 dekabrya 2015 g. № 1493) [State program «Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 20162020 years» (approved by Government Decree of December 30, 2015 No. 1493]. Available at: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf.

7. Grigor'ev S.I., Nemirovskii V.G. V poiskakh smysla zhizni i spravedlivosti: studenchestvo Rossii na poroge XXI veka [In search of the meaning of life and justice: the students of Russia on the threshold of the XXI century]. Barnaul, Krasnoyarsk, 1995, 148 p.

8. Dmitrieva S.I. Sotsial'naya otvetstvennost' podrastayushchego pokoleniya kak faktor obshchestvennogo progressa [The social responsibility of the younger generetion as a factor of social progress]. Kiev, Odessa, Vysshaya shkola Publ., 1988, 221 p.

9. Ivanenkov S.P. Problemy sotsializatsii sovremennoi molodezhi [Problems of modern youth socialization]. St. Petersburg, 2003, 390 p.

10. Ikonnikova S.N. Molodezh'. Sotsiologicheskii i sotsial'no-psikhologicheskii analiz. [The youth. Sociological and socio-psychological analysis]. Leningrad, 1974, 166 p.

11. Karimov M.M. Sovetskaya khudozhestvennaya literatura 30-kh gg. i ee vklad v vospitanie patriotizma nakanune voiny [Soviet artistic literature of the 30-s and its contribution on the education of patriotism on the eve of war]. Neftegazovoe delo [Oil and Gas Business], 2015, no. 2, pp. 27-30.

12. Koval'chenko I.D. Metody istoricheskogo issledovaniya [Methods of historical research]. Moscow, Nauka Publ., 1987, 440 p.

13. Lyskova M.I. Vliyanie khudozhestvennoi literatury na formirovanie massovogo istoricheskogo soznaniya [The influence of fiction on the formation of mass historical consciousness]. Kontsept, 2013, vol. 3, pp. 2961-2965. Available at: http://e-koncept.ru/2013/53598.htm.

14. Mikhailova S.Yu. Istoriografiya rabochei molodezhi respublik Volgo-Vyatskogo regiona vo vtoroi polovine XX - nachale XXI veka [Historiography of young workers republics of the Volga-Vyatka region in the second half of XX - beginning of XXI century]. Moscow, INION RAN Publ., 2006, 124 p.

15. Omel'chenko E.L. Molodezh': otkrytyi vopros [Youth: open question]. Ul'yanovsk, Simbirskaya kniga Publ., 2004, 184 p.

16. Rakitov A.I. Istoricheskoe poznanie: Sistemno-gnoseologicheskii podkhod [Historical knowledge: System-gnoseological approach]. Moscow,Politizdat Publ., 1982, 303 p.

17. Rubaeva Z.B. Khudozhestvennaya literatura, kak sredstvo formirovaniya u podrastayushchego pokoleniya patriotizma i kul'tury mezhnatsional'nykh otnoshenii [Fiction as a means of forming patriotism and culture of international relations in the younger generation]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta, 2009, vol. 15, no. 3, pp. 382-384.

18. Savin S.K. Formirovanie mirovozzreniya molodezhi Rossiiskoi Federatsii v sovremennykh usloviyakh: dis. ... kand. filos. nauk [Forming the world outlook of the youth of the Russian Federation in modern conditions. Doct. Diss.]. Moscow, 2006.

19. Sergienko D.M., Kharitonov M.Yu. Komp'yuternye tekhnologii v istoricheskom obrazovanii v chuvashskom gosudarstvennom universitete [Computer technologies in historical education in the Chuvash State University]. Innovatsionnye metody prepodavaniya v vysshei shkole: materialy region. nauch.-prakt. konf. [Proc. of. Sci. Pract. Conf. « Innovative methods of teaching in higher education. Materials of the regional scientific-practical conference »]. Cheboksary, 1999. pp. 184-186.

20. Smirnov Yu.P. Industrial'noe razvitie avtonomnykh respublik Povolzh'ya i Priural'ya v 50-80-e gody: opyt i problem [Industrial development of the autonomous republics of the Volga and the Urals in the 50-80s: experience and problems]. Cheboksary, 1996, 264 p.

21. Smirnova A.L. Kul'turnoe razvitie rabochei molodezhi Rossii v 1971-1985 gg. (na materialakh Chuvashskoi ASSR): dis. ... kand. ist. nauk [Cultural development of Young Workers in Russia in 19711985 (on materials of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic). Doct. Diss.]. Cheboksary, 2010. 260 p.

22. Sotsial'nyi oblik kolkhoznoi molodezhi: Po materialam sotsiol. obsledovanii 1938 i 1969 gg. [Social shape of collective-farm youth: Based on the materials of sociological surveys of 1938 and 1969]. Moscow, Mysl' Publ., 1976, 293 p.

23. Sotsial'nyi oblik rabochei molodezhi: Po materialam sotsiol. obsledovanii 1936 i 1972 gg. [Social shape of young workers: On materials социол. inspections of 1936 and 1972]. Moscow, Mysl' Publ., 1980, 299 p.

24. Stolyarenko L.D., Stolyarenko V.E., Frolov V.A. Istoricheskoe soznanie rossiiskoi molodezhi: osobennosti i protivorechiya [Historical consciousness of the Russian youth: features and contradictions]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2013, no. 3, p. 45.

25. Stolyarenko L.D. Frolov V.A. Istoricheskoe soznanie rossiiskoi molodezhi: poisk zhiznennykh orientirov i institutsional'naya kompozitsiya [Historical consciousness of the Russian youth: search of vital reference points and institutional composition]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2013, no. 11, pp. 80-84.

26. Stolyarenko L.D., Frolov V.A. Metodologicheskie osnovaniya issledovaniya istoricheskogo soznaniya [Methodological bases of a research of historical consciousness]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2013, no. 2, pp. 29-32.

27. Kharitonov M.Yu. Kvantitativnaya istoriya: otechestvennyi opyt: dis. ... kand. 1st. nauk [Quantitative history: Domestic experience. Doct. Dis.]. Cheboksary, 2002.

28. Kharitonov M.Yu. Matematicheskie metody i komp'yuternye tekhnologii v istoricheskom obrazovanii universitetov respublik volgo-vyatskogo regiona [Mathematical methods and computer technologies in historical formation of the universities of the republics of the Volga-Vyatka region]. Analiz osnovnykh tendentsii razvitiya polietnicheskikh regionov Rossii: problemy otkrytogo obrazovaniya: materialy region. nauch.-prakt. konf. i seminara [Proc. of Sci. and Pract. Conf. and Seminar «Analysis of the main tendencies of development of multiethnic regions of Russia: problems of open education»]. Cheboksary, 2001, pp. 55-58.

29. Kharitonov M.Yu. Primenenie matematiko-statisticheskikh metodov v issledovaniyakh o sovetskom rabochem klasse v 60-70-e gody: istoriograficheskii obzor [Application of mathematico-statistical methods in researches about the Soviet working class in the 60-70th years: historiographic review]. In: Problemy istorii natsional'nykh respublik Povolzh'ya i Priural'ya [Problems of history of the national republics of the Volga region and Cisural area]. Cheboksary, 1997, pp. 98-106.

VASILENKO OKSANA - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (vasilenkoksana@rambler.ru).

IVANOV DMITRY - Master's Program Student of the second course, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (praktika8352@mail.ru).

KARPOVA OLGA - Senior Lecturer, Department of Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (karp_olya@mail.ru).

KHARITONOV MIKHAIL - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of Department of Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (muha21@mail.ru).

Ссылка на статью: Василенко О.В., Иванов Д.С., Карпова О.В., Харитонов М.Ю. Патриотизм в структуре исторического сознания современной российской молодежи (по материалам опроса студентов Чувашского государственного университета) // Вестник Чувашского университета. - 2017. - № 4. - С. 38-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.