Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ-БИЛИНГВОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРЕ: ДИАЛОГ КУЛЬТУР'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ-БИЛИНГВОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРЕ: ДИАЛОГ КУЛЬТУР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
540
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ-БИЛИНГВЫ / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ РЕГИОН / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / РУССКАЯ / ЯКУТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонова Надежда Ильинична, Залуцкая Светлана Юрьевна

Введение. Актуальность исследования проблемы патриотического воспитания российской молодёжи обусловлена резкой сменой в первой четверти XXI века иерархии общественных ценностей, приоритетов, идеалов, резким столкновением идеологических течений, необходимостью укрепления целостности современного мира и принятия его разнообразия, обострением проблем, связанных с формированием гражданских и патриотических убеждений подрастающего поколения в условиях разнонаправленных процессов глобализации и глокализации. В сложившихся реалиях становится весьма востребованным гармоничное сочетание явлений глобальной культуры и национальных и этнических культур, активно влияющее на воспитание личности, адекватно реагирующей на вызовы современного мира. Патриотическое воспитание обучающихся рассматривается в сопоставительном аспекте педагогических практик США, Китая и России. Цель исследования - изучение проблемы патриотического воспитания школьников - билингвов 7-8 классов городского лицея Республики Саха (Якутия) - мультикультурного субъекта России - на уроках литературы на основе «диалога культур». Материалы и методы. Применены анкетирование, качественный анализ статистических данных, метод включённого педагогического наблюдения, анализ учебного занятия, изучение и обобщение педагогического опыта. В экспериментальном обследовании принимали участие 68 обучающихся 7-8 классов билингвального политехнического лицея г. Якутска. Результаты исследования. Выявлено, что 61% обучающихся-билингвов подросткового возраста в силу возрастных и этнокультурных особенностей считает себя патриотом малой Родины, 23% - называются гражданами России; «гражданином мира» осознают себя 16%. Экспериментальное занятие с применением инструментов «диалога культур» на материале художественных текстов русской и якутской литературы доказало потенциальные возможности межкультурной коммуникации в формировании патриотической культуры. Обсуждение результатов. Особое значение в воспитании государственного патриотизма у школьников этнорегиона приобретают учебные занятия, основанные на межкультурной коммуникации, «диалоге культур», сопоставлении образов народных героев разных национальностей, сохранившихся в исторической памяти людей, представляющих собой образец для подражания, являющихся нравственным, патриотическим ориентиром для обучающихся - билингвов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF BILINGUAL STUDENTS IN LITERATURE CLASSES: DIALOGUE OF CULTURES

Introduction. The relevance of the study of the problem of patriotic education of Russian youth is due to a sharp change in the first quarter of the 21st century in the hierarchy of social values, priorities, ideals, a sharp clash of ideological currents, the need to strengthen the integrity of the modern world and accept its diversity, the aggravation of problems associated with the formation of civil and patriotic convictions of the younger generation in the conditions of multidirectional processes of globalization and glocalization. In the current realities, a harmonious combination of the phenomena of global culture and national and ethnic cultures becomes in demand, actively influencing the upbringing of a person who adequately responds to the challenges of the modern world. The patriotic education of students is considered in the comparative aspect of the pedagogical practices of the USA, China and Russia. The purpose of the study is to study the problem of patriotic education of schoolchildren - bilinguals of 7-8 grades of the city lyceum of the Republic of Sakha (Yakutia) - a multicultural subject of Russia - at literature lessons based on the «dialogue of cultures». Materials and methods. Questioning, qualitative analysis of statistical data, the method of included pedagogical observation, analysis of the training session, study and generalization of pedagogical experience were applied. The survey involved 68 students of grades 7-8 of the bilingual polytechnic lyceum in Yakutsk. Research results. It was revealed that 61% of bilingual students of adolescence, due to age and ethno-cultural characteristics, consider themselves a patriot of their small Motherland; 23% are called citizens of Russia; 16% consider themselves a «citizen of the world». An experimental lesson using the tools of the «dialogue of cultures» on the material of literary texts of Russian and Yakut literature proved the potential of intercultural communication in the formation of the patriotic culture of bilinguals. The discussion of the results. Of particular importance in the education of state patriotism among schoolchildren of the ethnoregion are training sessions based on intercultural communication, «dialogue of cultures», comparison of images of folk heroes of different nationalities, preserved in the historical memory of people, representing a role model, being a moral, patriotic guide for students-bilinguals.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ-БИЛИНГВОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРЕ: ДИАЛОГ КУЛЬТУР»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-02/ Дата публикации: 30.04.2022 УДК 372.882

Н. И. НиконовА, С. Ю. ЗАЛУЦКАЯ

Патриотическое воспитание обучающихся-билингвов на занятиях по литературе: диалог культур

Введение. Актуальность исследования проблемы патриотического воспитания российской молодёжи обусловлена резкой сменой в первой четверти XXI века иерархии общественных ценностей, приоритетов, идеалов, резким столкновением идеологических течений, необходимостью укрепления целостности современного мира и принятия его разнообразия, обострением проблем, связанных с формированием гражданских и патриотических убеждений подрастающего поколения в условиях разнонаправленных процессов глобализации и глокализации. В сложившихся реалиях становится весьма востребованным гармоничное сочетание явлений глобальной культуры и национальных и этнических культур, активно влияющее на воспитание личности, адекватно реагирующей на вызовы современного мира.

Патриотическое воспитание обучающихся рассматривается в сопоставительном аспекте педагогических практик США, Китая и России. Цель исследования - изучение проблемы патриотического воспитания школьников -билингвов 7-8 классов городского лицея Республики Саха (Якутия) - мультикультурного субъекта России - на уроках литературы на основе «диалога культур».

Материалы и методы. Применены анкетирование, качественный анализ статистических данных, метод включённого педагогического наблюдения, анализ учебного занятия, изучение и обобщение педагогического опыта. В экспериментальном обследовании принимали участие 68 обучающихся 7-8 классов билингвального политехнического лицея г. Якутска.

Результаты исследования. Выявлено, что 61% обучающихся-билингвов подросткового возраста в силу возрастных и этнокультурных особенностей считает себя патриотом малой Родины, 23% - называются гражданами России; «гражданином мира» осознают себя 16%. Экспериментальное занятие с применением инструментов «диалога культур» на материале художественных текстов русской и якутской литературы доказало потенциальные возможности межкультурной коммуникации в формировании патриотической культуры.

Обсуждение результатов. Особое значение в воспитании государственного патриотизма у школьников этнорегиона приобретают учебные занятия, основанные на межкультурной коммуникации, «диалоге культур», сопоставлении образов народных героев разных национальностей, сохранившихся в исторической памяти людей, представляющих собой образец для подражания, являющихся нравственным, патриотическим ориентиром для обучающихся - билингвов.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, обучающиеся-билингвы, поликультурный регион, диалог культур, русская, якутская литература, народный герой

Ссылка для цитирования:

Никонова Н. И., Залуцкая С. Ю. Патриотическое воспитание обучающихся-билингвов на занятиях по литературе: диалог культур // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 288-301. сЫ: 10.32744Zpse.20222.17

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-02/ Accepted: 8 December 2021 Published: 30 April 2022

N. I. NlKONOVA, S. Yu. ZALUTSKAYA

Patriotic education of bilingual students in literature classes: dialogue of cultures

Introduction. The relevance of the study of the problem of patriotic education of Russian youth is due to a sharp change in the first quarter of the 21st century in the hierarchy of social values, priorities, ideals, a sharp clash of ideological currents, the need to strengthen the integrity of the modern world and accept its diversity, the aggravation of problems associated with the formation of civil and patriotic convictions of the younger generation in the conditions of multidirectional processes of globalization and glocalization. In the current realities, a harmonious combination of the phenomena of global culture and national and ethnic cultures becomes in demand, actively influencing the upbringing of a person who adequately responds to the challenges of the modern world. The patriotic education of students is considered in the comparative aspect of the pedagogical practices of the USA, China and Russia.

The purpose of the study is to study the problem of patriotic education of schoolchildren - bilinguals of 7-8 grades of the city lyceum of the Republic of Sakha (Yakutia) - a multicultural subject of Russia - at literature lessons based on the «dialogue of cultures».

Materials and methods. Questioning, qualitative analysis of statistical data, the method of included pedagogical observation, analysis of the training session, study and generalization of pedagogical experience were applied. The survey involved 68 students of grades 7-8 of the bilingual polytechnic lyceum in Yakutsk.

Research results. It was revealed that 61% of bilingual students of adolescence, due to age and ethno-cultural characteristics, consider themselves a patriot of their small Motherland; 23% are called citizens of Russia; 16% consider themselves a «citizen of the world». An experimental lesson using the tools of the «dialogue of cultures» on the material of literary texts of Russian and Yakut literature proved the potential of intercultural communication in the formation of the patriotic culture of bilinguals.

The discussion of the results. Of particular importance in the education of state patriotism among schoolchildren of the ethnoregion are training sessions based on intercultural communication, «dialogue of cultures», comparison of images of folk heroes of different nationalities, preserved in the historical memory of people, representing a role model, being a moral, patriotic guide for students-bilinguals.

Keywords: patriotic education, bilingual students, multicultural region, dialogue of cultures, Russian, Yakut literature, folk hero

For Reference:

Nikonova, N. I., & Zalutskaya, S. Yu. (2022). Patriotic education of bilingual students in literature classes: dialogue of cultures. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 56 (2), 288-301. doi: 10.32744/pse.2022.2.17

_Введение

е контексте современных социально-политических мировых трендов и острых дискуссий широкой общественности о целях и технологиях воспитания подрастающего поколения патриотическое воспитание молодёжи повышает свою значимость и всё увереннее утверждает позиции как актуальная задача, поставленная перед системой образования в разных странах.

Эффективное решение данной задачи возможно при условии соблюдения таких руководящих принципов политики в области образования, изложенных в «Рекомендации о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод» ЮНЕСКО от 19 ноября 1974 г., как «понимание и уважение всех народов, их культур, цивилизаций, ценностей и образа жизни, включая местные этнические культуры и культуры других наций», «готовность отдельного лица участвовать в решении проблем своего общества, своей страны и мира в целом» [1]. Эти принципы лежат в основе, например, в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [2], где патриотическое воспитание характеризуется важнейшим фактором консолидации многонационального российского общества, обеспечения национальной безопасности и развития страны. Патриотическое воспитание, по мнению авторов программы, представляет собой «систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [2, с. 3]. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» дополняет, уточняет дефиницию понятия «воспитания» как деятельности, направленной «на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [3]. Цель такой деятельности очевидна - воспитания патриота, определяемого в его классическом толковании как «любителя отечества, ревнителя о благе его» [4, с. 24].

Вопрос о необходимости патриотического аспекта воспитания молодёжи актуализируется такими проблемами современного российского общества, как неустойчивость ценностных ориентаций молодых людей и повышение градуса их критичности к ценностям старших поколений; усиливающееся влияние всемирной электронной среды, быстро меняющей или отвергающей любые авторитеты; формализм в подходах к воспитанию в образовательных организациях; ослабление роли семьи в вопросах формирования целостной, многосторонне развитой лич-

ности и другие - все это представляет риски для сохранения гражданской идентичности россиян. В виду этого в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» указана приоритетная задача государства -формирование новых поколений, обладающих актуальными для XXI в. знаниями и умениями, ориентированных на традиционные нравственные ценности и готовых к мирному созиданию и защите Родины [5, с. 1].

Государственная политика зарубежных стран в области патриотического воспитания определяется культурно-историческими, идеологическими, ценностными установками территории, влияющими на выбор адекватных инструментов, применяемых для достижения воспитательных целей в образовательных организациях. Так, например, воспитание патриотизма в учебных заведениях США, регулируемое конкретными законодательными актами («Акт о национальном и общественном служении» (1990 г.); «Акт об образовании для демократии» (2001г.) и др.) [6, с. 162], обретает свою специфичность в связи принятием молодёжью демократических ценностей стремящейся к однополярному мироустройству страны, желанием граждан активно участвовать в общественных инициативах, нести ответственность за деятельность государства при реализации внешней и внутренней политики. «Более активное патриотическое воспитание в США осуществляется через военно-патриотические клубы и общества» [7, с. 89]. Особо значимы патриотические установки и для образовательной системы Китая, воспитывающей у молодёжи почитание истории страны, любовь к родине, семье и родному языку, осознание уникальности древней китайской цивилизации. Патриотизм чаще всего воспринимается китайскими исследователями в «космополитическом, националистическом, социальном и личностно-ориентированном» аспектах» [8, с. 30]. Для повышения эффективности патриотического воспитания имеет важное теоретическое значение углубленное изучение патриотической культуры в среде новых медиа. Так, учёный Wang, S. предлагает использование инновационных технологий, так как «патриотизм стал долгосрочным предметом идеологического и политического образования в колледжах и университетах» [9, с. 420]. Ответственность за реализацию патриотического воспитания в Китае несёт учитель в школе / преподаватель в вузе в союзе с партийной организацией и молодёжными объединениями, применяющими для достижения

V V U V / V I

целей самый современный инструментарий (специализированные сайты, форумы, социальные сети, интернет-проекты, онлайн-игры и т.п.) в сочетании с традиционными уроками пения и музыки, организацией национальных праздников. Для идеологического и политического воспитания школьников активно внедряются, например, «избранные песни для улучшения национальных коммуникационных возможностей и решения внутренних задач через традиционную китайскую культуру» [10, с. 83]. Патриотические песни считаются полезной и важной составляющей школьной программы, прививают обучающимся уважение, лояльность и формируют у них гражданскую позицию [11].

В мировом мультикультурном образовательном пространстве воспитательный методический арсенал рассматривается исследователями в разных аспектах: технологии общественных коммуникаций [12], эмоционального познания [13], информационные технологии [14], реализация метапредметных связей гуманитарно-художественного цикла [15], -опирается на достижения и традиции классической педагогики, включает в себя также новейшие технологии, востребованные цифровым поколением обучающихся. Одно из значимых мест в этом процессе занимает межкультурная

коммуникация в обучении гуманитарным предметам, в частности литературе. Родная литература и русская классическая литература оказывают непосредственное воспитательное влияние на духовно-нравственное становление личности, формирование её моральных качеств, развитие патриотических ценностей и идеалов. Художественные произведения включают в себя изображение родной природы во всей её красе, исторических событий и достижений родного края, страны, образы народных героев, которые представляют идеалы народа, наделены лучшими нравственными и физическими качествами, поэтому являются наиболее влиятельными в формировании у обучающихся культуры патриотизма. Под воспитанием культуры патриотизма российские исследователи понимают «процесс целенаправленного воздействия на сознание и чувства учащихся и функционально ориентировано на формирование у них определенных установок, мотивов, понятий, принципов ценностей, идеалов, черт характера, поведения, деятельности и межличностного общения» [16, с. 17].

Обзор научной литературы и нормативных документов в сфере патриотического воспитания позволяет сделать вывод о целесообразности и необходимости формирования патриотических ценностей школьников подросткового возраста в процессе литературного образования в контексте межкультурной коммуникации. Особое внимание, по мнению исследователей, следует уделять технологическому аспекту обучения, требующему адекватных современным вызовам в сфере образования методов и приёмов патриотического воспитания при изучении художественной литературы. Выводы определили цель исследования - анализ проблемы патриотического воспитания школьников - билингвов 7 - 8 классов на уроках литературы на основе «диалога культур».

_Материалы и методы

В целях выявления типа патриотизма обучающихся билингвальной образовательной организации крупнейшего по территории полилингвального, мультикультурного российского этнорегиона Республики Саха (Якутия) 15 сентября 2021 г. проведено анонимное анкетирование в очном формате. Количество респондентов: 68 лицеистов 7-8 классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Саха политехнический лицей» городского округа «г. Якутск», в котором обучаются городские дети - граждане Российской Федерации. Национальный состав респондентов: 100% якутов, говорящих на якутском и русском языках. Обучение в лицее билингвальное: ведётся на якутском и русском языках. Возраст респондентов от 12 до 14 лет. Выборка обусловлена национально-культурными, психологическими и возрастными особенностями лицеистов, позволяющими обучающимся сделать сознательный выбор ответов на вопросы анкеты, а педагогам плодотворно решать задачи патриотического воспитания респондентов в процессе их литературного образования.

Цели опроса:

• определить доминирующий тип патриотизма школьников-билингвов на основе их отношения к малой и большой Родине;

• выявить наиболее значимые составляющие патриотических чувств и убеждений респондентов-билингвов.

Анкета включала семь вопросов и заданий:

1) Выберите определение термина «патриотизм»:

«Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [17]

«Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа» [18]

«Патриотизм - любовь и гордость за свою страну» [19]

«Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран» [20]

«Патриотизм есть в наше время чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество, и что поэтому чувство это не должно быть воспитываемо, как это делается теперь, - а напротив, подавляемо и уничтожаемо всеми зависящими от разумных людей средствами» [21]

2) Кем Вы себя в большей степени ощущаете? Варианты ответов: 1. Гражданин России; 2. Житель г. Якутска; 3. Гражданин мира.

3) Согласны ли Вы с утверждением: «Я хотел бы родиться и жить не в России»? Варианты ответов: 1. Да; 2. Нет; 3. Затрудняюсь ответить.

4) Считаете ли Вы себя патриотом? Варианты ответов: 1. Да; 2. Нет; 3. Затрудняюсь ответить.

5) Чем, по вашему мнению, можно гордиться в России? (Открытый вопрос анкеты).

6) Чем можно гордиться в Якутии? (Открытый вопрос анкеты).

7) Любите ли Вы свой город, село? Варианты ответов: 1. Да; 2. Нет; 3. Затрудняюсь ответить.

Интерпретация полученных анкетных данных осуществлялась с применением методов описательной статистики и контент-анализа высказываний респондентов об осознании себя патриотом России.

_Результаты исследования

Анализ ответов респондентов на первый вопрос анкеты показал, что наибольшее количество подростков (37%) отдаёт предпочтение краткому, наиболее простому, понятному определению из самого популярного в России «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. По этой же причине 29% участников анкеты отметили Кембриджский словарь, в котором патриотизм трактуется как чувство любви к своей стране, больше, чем к другим, и гордость ею. У 19% респондентов, проживающих в многонациональном региональном сообществе, патриотизм связан с интернационализмом, чувством солидарности с другими народами. 12% обучающихся связывают патриотизм со стремлением защищать интересы страны, ставить их выше своих интересов. Лишь 3% школьников патриотизм кажется чувством отрицательным, неестественным, порождающим войны между странами.

Ответы респондентов на второй вопрос: «Кем Вы себя в большей степени ощущаете: гражданином России, жителем г. Якутска, гражданином мира?» - показали: подавляющее большинство (61%) идентифицируют себя жителями своего города; 23% называются гражданами России; «гражданином мира» ощущают себя 16% испытуемых.

Значимы для исследования и ответы на вопрос: «Согласны ли Вы с утверждением: «Я хотел бы родиться и жить не в России»?». Так, только 7% участников не согласны с данным утверждением; 16% затрудняются ответить; 77% выразили желание родиться и жить в другой стране (см. рис. 1).

77%

7% 16%

Да Нет Затрудняюсь о-тветить

Рисунок 1 Ответы на вопрос «Согласны ли Вы с утверждением: «Я хотел бы родиться и жить не в России»? (в %)

Примечательно, что на следующий вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?» -61% респондентов ответили положительно, 7% - отрицательно, а 32% затруднились ответить.

На вопрос: «Чем, по вашему мнению, можно гордиться в России?» - были получены следующие варианты (см. табл. 1):

Таблица 1

Варианты ответов респондентов на вопрос: «Чем, по вашему мнению, можно

гордиться в России?» (в %)

Варианты ответов Количество ответов в %

Победа в Великой Отечественной войне 100%

История страны 100%

Культурное наследие 80%

Природные богатства страны 55%

Положение России в мировом сообществе 32%

Другой вариант -

Гордиться нечем -

Ответы испытуемых убеждают, что 100% участников анкеты гордятся победой в Великой Отечественной войне, историей России и её культурным наследием. Поводом для гордости также служат природные богатства страны. Эти данные респондентов коррелируют с их ответами на вопрос: «Чем можно гордиться в Якутии?». Малая родина привлекает абсолютное большинство красотой своей природы, культурным наследием, полезными ископаемыми, большой территорией. Понятие «малая родина» все ученики определяют как «место, где ты родился и вырос», «родной город, село, деревня». Они любят свои родные места (93%), только 7% анкетируемых затрудняются с ответом, не могут правильно определить свои чувства, отношение к малой родине.

Результаты проведённого исследования позволили отнести патриотизм большинства респондентов (93%) по пространственно-территориальным характеристикам к региональному типу, обусловленному национально-территориальным устройством России, определяемому исследователями как любовь к родным местам [22, с. 15]. Это чувство подростков противопоставлено таким понятиям, как местничество, региональный эгоизм, национализм. Региональный (местный) патриотизм является

главным источником государственного патриотизма, осознание которого только начинается у участников анкеты (93% любят свою малую родину; 77% желают уехать из России; 100% гордятся Россией). Некоторое противоречие полученных анкетных данных приводит к выводу о том, что обучающиеся 12 - 14 лет находятся на первой стадии формирования патриотической культуры - стадии идентификации - активного усвоения «культурно-исторического опыта служения Отечеству, ... овладения смыслами и ценностями, ... позволяющими школьнику отождествлять себя с малой и большой Родиной, с другими людьми и активно включаться в отношения с окружающим миром» [16, с. 35]. На этой стадии для респондентов - билингвов значимыми являются такие патриотических чувства, как любовь к родным местам, гордость за страну и свою республику, уважение к историческому прошлому и культурному наследию России в целом и Якутии в частности.

«Диалог культур» на уроке литературы: практика применения

В контексте исследования огромным воспитательным потенциалом обладает фольклор, русская классическая литература и родная якутская литература, актуализирующие у читателя нравственность, духовность, патриотизм, гражданственность, гуманизм. Диапазон методического инструментария по воспитанию патриотизма обучающихся на уроках литературы в межкультурном аспекте достаточно широк. С учётом ментальных особенностей лицеистов, их билингвизма и доминирующего типа патриотизма считаем наиболее плодотворным организацию «диалога культур» на литературном материале, посвящённом героическому историческому прошлому народов России. Цель такого диалога - формирование патриотического сознания личности (взглядов и оценок).

В гуманитарном образовании межкультурный диалог - это в первую очередь образовательная технология, сотрудничество, сотворчество в процессе исследования содержания учебного материала и самого устройства души, речи, мысли личности. В диалоге с самим собой и окружающим поликультурным миром происходит становление человека, создание ценностей его духовной жизни. Такой диалог в российской педагогике рассматривается как цель, результат и содержание образования, способ познания действительности и дидактико-коммуникативная среда, обеспечивающая рефлексию и самореализацию личности обучающегося. «Диалог культур» позволяет результативно разрешать проблемные ситуации, которые моделируют различные проявления повседневности системы «человек - коллектив - общество - государство» [23], служат «проблемным полем», «в котором происходят качественные изменения в становлении патриотической позиции учащихся» [16, с. 143].

Содержание патриотического воспитания в билингвальной школе основано на диалоге двух культур и формировании в этих условиях равного чувства любви, гордости, сопричастности и к своей стране, и к малой Родине. «Сегодняшний школьник сильнее осознает свою национальную самобытность, нежели его ровесник второй половины прошлого столетия. В этих условиях очень важно научить молодёжь присваивать различные традиции и в то же время оставаться на почве культурных устоев своего народа» [24, с.157].

Приведём в качестве иллюстрации модель одного из экспериментальных уроков по литературе, построенного на «диалоге культур» с целью воспитания у обучающихся

- билингвов 7 - 8 классов Саха политехнического лицея г. Якутска регионального и государственного аспектов патриотизма с обязательной ориентацией на национальные, этнокультурные и общечеловеческие ценности. Урок был организован 17 сентября 2021 г. Общее количество обучающихся - 68 человек. Цели урока - анализ образов народных героев в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» и повести якутского прозаика Т.Е. Сметанина «Егор Чээрин»; актуализация понятий «патриотизм» и «народный герой». Оба произведения посвящены теме Великой Отечественной войны, победа в которой, согласно анкетным данным, является предметом особой гордости юных яку-тян - участников исследования.

Т.Е. Сметанин (1919 - 1947 гг.) - якутский писатель, поэт-фронтовик, автор повести «Егор Чээрин». Он участвовал в Великой Отечественной войне с августа 1942 года, сражался на Прибалтийском, Северо-Западном и Южном фронтах. Также принимал участие в сражении на Курской дуге. Был награждён медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и «За победу над Германией». В 1945 году вышел сборник его стихов «Сердце солдата», куда вошли написанные на фронте стихотворения, а в 1947 г. опубликована повесть «Егор Чээрин» [25]. В ней писатель в формате дневниковых записей рассказывает о фронтовых буднях снайпера-якута и его однополчан. Якут-воин Егор Чээрин представлен неунывающим, смекалистым тружеником, из многих трудных обстоятельств на войне он выходит не только живым, но и победителем. Дополнительным фактором повышения читательского интереса к произведению Сметанина стала экранизация повести «Егор Чээрин», которая была представлена зрителю в широком прокате в кинотеатрах страны 11 марта 2021 г. Согласно статистике Единой автоматизированной информационной системы [26] за период 11- 17 марта 2021 г. фильм «Рядовой Чээрин» обошёл все другие фильмы в прокате по России по средним сборам за сеанс. Картина собрала более 5 миллионов просмотров на YouTube-канале «Watch

- Русское кино», заняла вторую строчку среди лучшего российского кино на «Кинопоиске» по итогам 2021 года. Успех фильма стал мощным мотиватором общения молодых якутских читателей к тексту художественного произведения.

А.Т. Твардовский (1910 - 1971 гг.) - русский писатель, поэт-фронтовик, журналист. Обладатель государственных премий, орденов и наград. Во время Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом. Написал множество поэтических произведений, поэм, самая известная из которых «Василий Тёркин» (1941 - 1945 гг.)

- «книга про бойца без начала, без конца» [27]. Повествование о жизни Тёркина, простого русского деревенского парня, ведётся от имени его земляка. Василий Иванович наделён лёгким, весёлым характером, что помогает ему преодолевать все трудности войны. Смелый, отважный, добрый и смекалистый, любит свою Родину и готов защи-

/-Ч w V» V»

щать её до конца. Он настоящий народный герой.

На занятии обучающиеся раскрывают значение понятия «народный герой»: вымышленный, мифологический или реальный персонаж, наделённый лучшими чертами своего народа, идеал патриота, гражданина, защитника своей страны. К русским народным героям можно отнести былинных богатырей (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович), исторических личностей (князь Александр Невский), литературных персонажей (Владимир Дубровский, Тарас Бульба, Василий Тёркин). Героями якутского народа являются богатырь из якутского народного эпоса олонхо Ньургун Бо-отур, историческая личность Манчаары, а также литературный персонаж Егор Чээрин, который близок образу Василия Тёркина тем, что олицетворяет лучшие черты характера якутского народа. Поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» и повесть якутского

писателя Т.Е. Сметанина «Егор Чээрин» объединены общей авторской задачей - показать военные будни и подвиг простого солдата, его силу духа и веру в победу.

Используя приём сопоставления художественных произведений русской и якутской литературы, обучающиеся составляют подробную характеристику Тёркина и Чээ-рина и заполняют сравнительную таблицу (см. табл. 2).

Таблица 2

Характеристика Василия Тёркина и Егора Чээрина

Василий Тёркин Егор Чээрин

• простой парень, пехотинец стрелкового полка; • обычное телосложение, сильный; • наделен «щедрым сердцем»; • веселый, никогда не унывает; • балагур, общительный, шутник; • смекалистый, находчивый; • он сражается «не ради славы, а ради жизни на земле»; • храбрый, бесстрашный; • патриот, совершает самоотверженные и героические поступки ради спасения Отечества; • собирательный образ русского солдата, олицетворяет собой простой русский народ, наделен лучшими его чертами: доброта, мужество и сила духа • простой солдат, снайпер; • добрый нрав («утуе майгы») и храброе сердце («хорсун сурэх»); • находчивый, смекалистый (побег из плена с помощью гвоздя); • внимательный, терпеливый, хладнокровный (ключевые черты характера снайпера); • из любой ситуации выходит победителем; • собирательный образ якутских солдат, которые во время Великой Отечественной войны проявляли себя как меткие стрелки; • патриот, храбро сражается за Родину, остаётся преданным ей во время плена

Обучающиеся приходят к выводу, что оба героя - смелые, сильные, находчивые и веселые молодые мужчины, которые защищают свою Родину на фронте и совершают храбрые поступки. В них авторы отразили образ всего народа, наделили их характерными чертами. Например, Егор Чээрин, как и якутский народ, близок к природе: мог отлично ориентироваться в лесу, занимался на родине охотой (это помогло ему также и «в охоте» на врагов), был прекрасным стрелком. А Тёркин - талантливый мастер, труженик, играет на гармони, поёт и танцует, любит шутить. Несмотря на то, что персонажи Сметанина и Твардовского - вымышленные герои разных национальностей, все равно остались в памяти народа как образцы смелости, мужества, героизма, о которых люди помнят до сих пор и будут помнить всегда, потому что они - настоящие народные герои, патриоты своей малой и большой Родины.

В конце занятия обучающиеся составили ассоциативные ряды к словам «патриотизм» и «народный герой» (см. табл. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Ассоциации к словам «патриотизм», «народный герой»

Слово-стимул Ответы учащихся

Патриотизм любовь к Родине, героизм, чувство, честь, солдат, гордость, Отечество, защита, единство, преданность своей стране, своему народу и т.д.

Народный герой патриот, защитник, сильный, храбрый, подвиг, незабываемый своим народом, образ всего народа, лучшие качества и т.д.

Как видно, ассоциации обучающихся отражают их понимание патриотизма как любви к большой Родине, частью которой является якутский и русский народы. Истинный народный герой защищает всех, проявляя лучшие качества своего народа.

_Обсуждение результатов

Полученные результаты согласуются с мнением Н. Л. Кольчиковой, считающей, что наиболее мощным потенциалом для патриотического воспитания обладают уроки русской и родной литературы «как основы взаимного обогащения и саморазвития культур» [28, с.38]. Результаты исследования также коррелируют с теоретическими представлениями Е. Л. Райхлиной об опыте предыдущих поколений, с помощью которого возможно «проникнуть в глубины народного сознания, национального менталитета и традиций» [29, с. 26], а также взглядамроссийского учёного В. Я. Бабенко, который считает, что «патриотизм относится к тем идеалам, утрата которых делает общество нежизнеспособным и без которых у страны нет будущего» [30, с. 237]. Результаты исследования подтверждают актуальность воспитания патриотизма обучающихся - билингвов, проживающих в одном из этнорегионов РФ (49,9% якутов) [30], и определяют его вектор: формирование в процессе билингвального обучения гражданской идентичности подростков средствами межкультурной коммуникации в процессе усвоения гуманитарных дисциплин, в частности литературы. На завершающем этапе исследования обучающимся был задан вопрос: «Вы себя считаете патриотом Якутии или патриотом России?» - на который 81% обучающихся - билингвов ответили, что относят себя к патриотам России, 17% - патриотам Якутии, а 2% затруднились ответить. Отметим, что количественный показатель первичного анкетирования по данному вопросу вырос на 20%. В конце урока обучающиеся дали краткий письменный ответ на вопрос: «Какие чувства вы испытываете при изучении произведений, где рассказывается о подвигах народных героев, об их любви к своей Родине и к своему народу?». Большинство лицеистов (86%) отметили «гордость и уважение к своей стране», что еще раз доказывает: «диалог культур» в процессе анализа «разнонациональных» произведений о героическом прошлом народа актуализирует их богатый воспитательный потенциал, позволяет активно воздействовать на установки и эмоциональную сферу юных читателей - билингвов, способствует актуализации их патриотических чувств.

Заключение

Контент-анализ научных педагогических работ по теме исследования показал, что проблема патриотизма и патриотического воспитания подрастающего поколения рассматривается в разных странах (например, таких как Россия, Китай, США) как одна из важных для существования и развития государства, общества и личности гражданина - патриота своей страны. Однако несмотря на стратегическую значимость патриотического воспитания новых поколений граждан России и наличие в этой области богатых традиций отечественного поликультурного образования, требуют разрешения следующие проблемы:

• недостаточное внимание вопросам патриотического воспитания в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, в частности литературы;

• неиспользование всего спектра современного методического инструментария, ориентированного на формирование патриотической культуры обучающихся;

• отсутствие в аспекте патриотического воспитания целенаправленного и систематического диалога русской и родной культур в обучении билингвов.

Важно отметить, что само по себе патриотическое воспитание является сложным и многоаспектным процессом, требующим комплексного подхода. На практике работа по достижению его результатов как на государственном уровне, так и на уровне образовательных организаций в большинстве случаев, к сожалению, направлена только на развитие военно-патриотических чувств. Остаются без должного педагогического воздействия остальные составляющие патриотизма обучающихся. В современных российских школах на уроках гуманитарного цикла патриотическое воспитание является второстепенной задачей.

Данное исследование продемонстрировало педагогические возможности «диалога культур» при изучении художественных произведений русской и родной литератур в контексте патриотического воспитания обучающихся - билингвов 7-8 классов полилингвального, поликультурного региона Российской Федерации, которым в большей степени свойственен местный патриотизм. Такие лучшие практики убеждают, что «диалог культур» позволяет подросткам осмыслить свою позицию в диаде «личность - государство», выявить общие для всех россиян цели, интересы и ценности, ощутить себя неотъемлемой частью большой многонациональной страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рекомендация о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd. ru/document/901839536 (дата обращения: 19.01.2022).

2. Паспорт государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». Утверждена Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. №1493 (с изменениями на 30 марта 2020 г.) (в редакции, введенной в действие с 9 апреля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2020 года N 369). URL: http://docs.cntd.ru/document/420327349 (дата обращения: 10.11.2021).

3. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» // Российская газета -Федеральный выпуск. №174(8228) [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok. html (дата обращения: 12.01.2022).

4. Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3 «П». М.: Русский язык, 1980.

5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/18312/ (дата обращения: 10.11.2021).

6. Иваненко В.С. Международный опыт патриотического воспитания подрастающего поколения // Управленческое консультирование. 2018. №10. С.160-168.

7. Федорченко Л.В. Политика патриотического воспитания студентов в США и Китае // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2019. № 5 (352). С. 82-90.

8. Chua S., Sim J.B.Y. Postmodern patriotism: teachers' perceptions of loyalty to Singapore // Asian Education and Development Studies. 2017. № 6(1). P. 30-43.

9. Wang S. Patriotism education of higher vocational college students from the perspective of new media // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. № 1147. P. 420-427.

10. Ho W.-C. Propaganda Songs in Music Education: Between Chinese Nationalism and Chinese Socialism // Cultural Studies and Transdisciplinarity in Education. 2018. №7. P. 83-117.

11. Hebert D.G., Kertz-Welzel A. Patriotism and nationalism in music education. Patriotism and Nationalism in Music Education. 2012. P. 1-183.

12. Yan R. On the Function of Patriotic Education Bases in Beijing Against the Background of New Media // Meeting 4th International Conference on Economics and Management (ICEM). JUN 24-25. 2017. Р. 647-650.

13. Chen Y., Yao H. Approaches of patriotic education practice in vocational colleges with new perspectives-taking wuhan institute of shipbuilding technology as an example // International Conference on Computers, Information Processing and Advanced Education. 25-27 May. 2021. Р. 764 - 767.

14. Palatkina G.A, Sorokina Z.A, Palatkina A.A, Popov S.A, Galchenko G.A. Information technologies as a means of patriotic education of junior pupils // International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for theDevelopment of Agribusiness, INTERAGROMASH 2021, Rostov-on-Don. 24 February 2021 до 26 February 2021.

Том 27322. June 2021. № 1207314th.

15. Smirnova M.A., Savelieva E.V. Experience in the implementation of the tasks of patriotic education within the disciplines of humanities and art cycles // Journal of Computing and Information Technology. 2019. №4 (21). Р. 409-422.

16. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М. Б., Лутовинов В.И. Концептуальные основы патриотического воспитания учащейся молодёжи. Волгоград: ПринТерра, 2007. 40 с.

17. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Издательство «Азъ», 1997.

18. Социология: Энциклопедия / Сост.: А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евалькин, Г. Н. Соколова, О.В, Терещенко. Минск: Книжный дом, 2003. 1312 с.

19. Кембриджский бесплатный словарь английского языка и тезаурус. Cambridge University Press, 2008 [Электронный ресурс]. URL: https://dictionary.cambridge.org/ru (дата обращения: 06.05.2020).

20. Новейший психолого-педагогический словарь / авт. сост. Е.С. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. Минск : Современная школа, 2010. 927 с.

21. Толстой Л.Н. Патриотизм и правительство // Полное собрание сочинений в 90 томах. Т. 90. Произведения, дневники, письма. 1835-1910. М.: Издательство «Художественная литература», 1958.

22. Сиволобова Н.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи: опыт и инновации: монография. Ставрополь: Изд-во СГПИ; Дизайн-студия Б, 2017. 136 с.

23. Бузский М.П., Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания: монография. Волгоград, 2008.

24. Иванова С.Ю. Гражданско-патриотическое воспитание: учеб. пособие. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2012. 249 с.

25. Сметанин Т.Е. Егор Чээрин. Якутск.: ЯКГИЗ, 1947. 62 с.

26. Егор Чээрин [Электронный ресурс]. URL: https://www.cheerin.ru (дата обращения: 10.01.2022).

27. Твардовский А.Т. Василий Теркин : книга про бойца. М.: Наука, 1978. 528 с.

28. Кольчикова Н.Л. Диалог русской и родной культур на уроках литературы в национальной школе // Вестник ТГПУ. 2011. №1. С. 38-43.

29. Райхлина Е.Л. Подготовка студентов педагогического вуза к патриотическому воспитанию школьников // Казанский педагогический журнал. 2009. №4. С. 25-31.

30. Бабенко В.Я. Роль и место патриотического воспитания в формировании у молодежи гражданского сознания // Интернет-проект «Великая Победа». 2015. Т.11. С. 236-240 [Электронный ресурс]. URL : https://histrf.ru/ biblioteka/great-victory/articles/b/xi-chiem-nashie-slovo-otzovietsia (дата обращения: 06.11.2021).

31. Национальный состав и владение языками, гражданство населения Республики Саха (Якутия) // Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. Т. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://sakha.gks.ru/folder/39644 (дата обращения: 08.10.2021).

REFERENCES

1. Recommendation on education in the spirit of international understanding, cooperation and peace and education in the spirit of respect for human rights and fundamental freedoms. Available at: https://docs.cntd.ru/ document/901839536 (accessed 10 November 2021). (in Russ.)

2. Passport of the state program «Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016 - 2020». Approved Decree of the Government of the Russian Federation of December 30, 2015 No. 1493 (as amended on March 30, 2020) (as amended by Decree of the Government of the Russian Federation of March 30, 2020 No. 369). Available at: http://docs.cntd.ru/document/420327349 (accessed 10 November 2021). (in Russ.)

3. Federal Law of July 31, 2020 N 304-FZ «On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" on the Education of Students» // Rossiyskaya Gazeta - Federal Issue. No. 174(8228). Available at: https://rg.ru/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html (accessed 10 November 2021). (in Russ.)

4. Dal V. V. Explanatory dictionary of the living Great Russian language. Vol. 3 "P". Moscow, Russian language, 1980. (in Russ.)

5. Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025. Approved by the order of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 No. 996-r. Available at: http://government.ru/ docs/18312/ (accessed 10 November 2021). (in Russ.)

6. Ivanenko V.S. International experience of patriotic education of the younger generation. Management consulting, 2018, no. 10, pp.160-168. (in Russ.)

7. Fedorchenko L.V. The policy of patriotic education of students in the USA and China. Scientific and analytical journal Obozrevatel - Observer, 2019, no. 5 (352), pp. 82-90. (in Russ.)

8. Chua S., Sim J.B.Y. Postmodern patriotism: teachers' perceptions of loyalty to Singapore. Asian Education and Development Studies, 2017, no. 6(1), pp. 30-43.

9. Wang S. Patriotism education of higher vocational college students from the perspective of new media. Advances in Intelligent Systems and Computing, 2020, no. 1147, pp. 420-427.

10. Ho W.-C. Propaganda Songs in Music Education: Between Chinese Nationalism and Chinese Socialism. Cultural Studies and Transdisciplinarity in Education, 2018, no. 7, pp. 83-117.

11. Hebert D.G., Kertz-Welzel A. Patriotism and nationalism in music education. Patriotism and Nationalism in Music

Education, 2012, pp. 1-183.

12. Yan R. On the Function of Patriotic Education Bases in Beijing Against the Background of New Media. Meeting 4th International Conference on Economics and Management (ICEM). 2017, JUN 24-25, pp. 647-650.

13. Chen Y., Yao H. Approaches of patriotic education practice in vocational colleges with new perspectives-taking wuhan institute of shipbuilding technology as an example. International Conference on Computers, Information Processing and Advanced Education, 2021, 25-27 May, pp. 764 - 767.

14. Palatkina G.A, Sorokina Z.A, Palatkina A.A, Popov S.A, Galchenko G.A. Information technologies as a means of patriotic education of junior pupils. International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for theDevelopment of Agribusiness, INTERAGROMASH 2021, Rostov-on-Don. 24 February 2021 to 26 February 2021. vol. 27322, June 2021. No. 1207314th.

15. Smirnova M.A. Savelieva E.V. Experience in the implementation of the tasks of patriotic education within the disciplines of humanities and art cycles. Journal of Computing and Information Technology, 2019, no. 4 (21), pp. 409-422.

16. Vyrshchikov A.N., Kusmartsev M.B., Lutovinov V.I. Conceptual bases of patriotic education of student youth. Volgograd, PrintTerra Publ., 2007. 40 p. (in Russ.)

17. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language. Moscow, «Az» Publ., 1997.

18. Sociology: Encyclopedia / Comp.: A.A. Gritsanov, V.L. Abushenko, G.M. Evalkin, G. N. Sokolova, O. V. Tereshchenko. Minsk, Book House Publ., 2003. 1312 p. (in Russ.)

19. Cambridge Free English Dictionary and Thesaurus. Cambridge University Press, 2008. Available at: https:// dictionary.cambridge.org/en (accessed 10 November 2021). (in Russ.)

20. The latest psychological and pedagogical dictionary / ed. comp. E.S. Rapacevich; under total ed. A.P. Astakhov. Minsk, Modern school, 2010. 927 p. (in Russ.)

21. Tolstoy L.N. Patriotism and government. Complete works in 90 volumes. Vol. 90. Works, diaries, letters. 1835-1910. Moscow, Publishing house "Fiction", 1958. (in Russ.)

22. Sivolobova N.A. Civil-patriotic education of student youth: experience and innovations: monograph. Stavropol, Publishing house of SGPI; Design Studio B, 2017. 136 p. (in Russ.)

23. Buzsky M.P., Vyrshchikov A.N., Kusmartsev M.B. Theoretical problems of patriotism and patriotic education: monograph. Volgograd, 2008. (in Russ.)

24. Ivanova S.Yu. Civil-patriotic education: textbook. allowance. Stavropol, SKFU Publ., 2012. 249 p. (in Russ.)

25. Smetanin T.E. Egor Cheerin. Yakutsk, YAKGIZ Publ., 1947. 62 p. (in Russ.)

26. Egor Cheerin. Available at: https://www.cheerin.ru (accessed 10 November 2021). (in Russ.)

27. Tvardovsky A.T. Vasily Terkin: a book about a fighter. Moscow, Nauka Publ., 1978. 528 p. (in Russ.)

28. Kolchikova N.L. Dialogue of Russian and native cultures at the lessons of literature at the national school. Bulletin of the TSPU, 2011, no. 1, pp. 38-43. (in Russ.)

29. Raikhlina E.L. Preparation of students of a pedagogical university for the patriotic education of schoolchildren. Kazan Pedagogical Journal, 2009, no. 4, pp. 25-31. (in Russ.)

30. Babenko V.Ya. The role and place of patriotic education in the formation of civic consciousness among young people. Internet project «Great Victory», 2015, vol. 11, pp. 236-240. Available at: https://histrf.ru/biblioteka/great-victory/ articles/b/xi-chiem-nashie-slovo-otzovietsia (accessed 10 November 2021). (in Russ.)

31. Ethnic composition and language proficiency, citizenship of the population of the Republic of Sakha (Yakutia). Results of the All-Russian Population Census, 2010, vol. 4. Available at: https://sakha.gks.ru/folder/39644 (accessed 10 November 2021). (in Russ.)

Информация об авторах Никонова Надежда Ильинична

(Российская Федерация, Якутск) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-6282-3828 Scopus Author ID: 57191414746 ResearcherlD: AAH-9515-2021

Залуцкая Светлана Юрьевна

(Российская Федерация, Якутск) Кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-3784-3880 Scopus Author ID: 56020317900 ResearcherID: AAH-9529-2021

Information about the authors Nadezhda I. Nikonova

(Russian Federation, Yakutsk) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Methods of Teaching Russian and Literature

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University Email: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-6282-3828 Scopus Author ID: 57191414746 ResearcherlD: AAH-9515-2021

Svetlana Yu. Zalutskaya

(Russian Federation, Yakutsk) PhD in Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Methods of Teaching Russian Language and Literature M.K. Ammosov North-Eastern Federal University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-3784-3880 Scopus Author ID: 56020317900 ResearcherID: AAH-9529-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.