канчивая Днем Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1945), а при изучении темы «Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества» приводятся примеры воинских подвигов, совершенных Александром Матросовым, Николаем Гастелло, Дмитрием Карбышевым, даются понятия чести и достоинства российского воина. Образы людей сильной воли, самоотверженно борющихся за свободу своей страны, оказывают большое воспитательное влияние на студентов, дают им знания о лучших традициях российского народа. Военно-патриотические воспитательные цели преследует и внеучебная работа по данному предмету.
Как одно из направлений воспитательной работы в техникуме получило развитие волонтерское движение. Волонтерский отряд «Доброе сердце» под руководством мастера производственного обучения Татьяны Михайловны Никон работает по следующим направлениям: социальное, экологическое, волонтеры за ЗОЖ, патриотическое.
В рамках социального направления организуются акции для пожилых людей «Чистый двор», «Весенний огород», «Урожайные грядки», «Чистые дорожки», «Весенняя неделя добра» и другие. Основная цепь акций — добровольная помощь на благо общества.
С цепью развития у волонтеров техникума экологической ответственности по отношению к окружающей среде проводятся круглые столы по проблемам экологии, экологическая неделя в техникуме, выпуск эколистовок и стенных газет, участие в экопого-трудовых десантах и ак-
циях техникума «Чистый парк», «Чистый пруд», «Всероссийский субботник»; участие в экологических акциях поселка и района «Зеленый поселок», «Тяжин — наш дом!».
Волонтеры ведут работу по пропаганде ЗОЖ (листовки, газеты), профилактике употребления ПАВ, ВИЧ/СПИДа: конференции, семинары по ЗОЖ; неделя отказа от курения, флэшмо-бы, подготовка и распространение агитационного материала по профилактике употребления ПАВ, ВИЧ/СПИДа в техникуме, в школах района, предприятиях поселка.
Одним из важных направлений волонтерского движения является патриотическое волонтер-ство. Основные акции: «Цветы к обелиску», «Поздравь солдата», «Георгиевская ленточка», «Свеча памяти—свеча Победы», «Помоги ветерану».
Волонтерский отряд работает над реализацией семи целевых проектов, каждый из которых ориентирован на определенные слои населения и имеет свои цели: «Милосердие», «Спасибо тебе, ветеран», «Подари ребенку радость», «Наш поселок», «Мы — за здоровое поколение», «Тепло семейного очага», «Безопасная дорога». Каждая группа разработала свой добровольческий проект.
Делается много, но впереди еще большие совместные проекты педагогического, студенческого коллективов с общественностью Тяжин-ского муниципального района. Необходимо честно говорить с ребятами о хорошем, не закрывать глаза на плохое, обсуждать непонятные вопросы, учить извлекать уроки из прошлого. Учить служить России, защите ее исконных идеалов, ее духовных и культурных ценностей.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИКИ
С. П. Гэнчарова, преподаватель ГАПОУ «Юргииский техникум агротехнологий и сервиса»
Воспитание патриота и гражданина — важная задача, которую ставит перед собой наше государство, поэтому в стране создана система патриотического воспитания граждан.
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» определены приоритетные направления воспитания, среди которых — повышение качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся и повышению их мотивации к службе Отечеству.
Традиционно в образовательных учреждениях задачи патриотического воспитания в основном решаются во внеурочной деятельности и в процессе преподавания гуманитарных дисциплин.
Однако, как показала практика, цели и задачи гражданско-
го воспитания можно и необходимо реализовы-вать и на занятиях физики. Идею рассматривать вопросы гражданского воспитания в процессе преподавания физики подсказали сами студенты. Как классный руководитель группы 1-го курса, я провела анкетирование студентов. В числе других в анкете были вопросы: «Испытываете ли Вы гордость за свою страну?» и «Чем могут гордиться россияне?». Ответы студентов были следующими:
• чувство гордости за свою страну испытывают 95% студентов, не испытывают — 2%;
• научные достижения в качестве предмета гордости назвали только 24% опрошенных.
Данные ответы привели к выводу о необходимости акцентировать внимание студентов на том, что Российское государство славится не только военными подвигами, героизмом граждан, природными богатствами, но и серьезными научными открытиями и достижениями, причем как в далеком прошлом, так и сегодня, что Россия была и остается родиной многих научных разработок, инноваций.
К сожалению, последние годы стараниями отечественных и зарубежных средств массовой информации вклад России в мировую науку подвергается сомнениям. В статьях и книгах принижаются достижения и открытия, сделанные русскими и советскими учеными. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому и настоящему России, ее вкладу в развитие человечества и мировую культуру. Наверное, именно поэтому 37% респондентов считает свой уровень знаний в области истории отечественной физики достаточным для себя, 36% студентов безразличны к углублению знаний в этой области.
При выборе способов получения таких знаний 63% респондентов предпочитают получать их непосредственно от преподавателя, они не желают включаться в самостоятельную работу, активно познавать мир, чувствовать себя гражданином и патриотом своей страны. И только треть студентов осознает необходимость самостоятельной работы или работы с помощью преподавателя — это те, кто заинтересован не в формальном получении знаний, а в развитии своего творческого потенциала.
Эти данные привели к выводу о необходимости обновления не только содержания патриотического воспитания в процессе изучения физики, но и его методов. Так, с заинтересованными студентами, которые в процессе работы могут привлечь и других обучающихся, стоит ор-
ганизовывать проектную деятельность. Со студентами, не готовыми к публичным выступлениям, эффективнее будет работать над рефератами, создавать альбомы и выставки об ученых и их научных открытиях и изобретениях. В процессе работы обучающиеся вовлекаются и в исследовательскую деятельность. Это долгая, но увлекательная работа, которая займет не один год.
Составленная программа гражданского и патриотического воспитания в рамках изучения физики включает следующие мероприятия в направления:
1. Сообщения и доклады студентов на уроках о русских ученых-физиках и изобретателях.
2. Создание библиотеки открытий и изобретений русских ученых, куда войдет информация:
• о В. К. Зворыкине, изобретателе первого в мире электронного микроскопа, телевизора и телевещания,
• А. Ф. Можайском, изобретателе первого в мире самолета,
• И. И. Сикорском, создателе первого в мире вертолета, первого в мире бомбардировщика,
• A.M. Понятове, изобретателе первого в мире видеомагнитофона,
• С. М. Прокудине-Горском, создателе первой в мире цветной фотографии.
3. Разработка учебных проектов, посвященных открытиям и изобретениям ученых (например, проект «Российские ученые — лауреаты Нобелевской премии»).
4. Оформление выставки студенческих работ в кабинете физики.
5. Через видеостенд знакомство студентов ЮТАиС с открытиями и изобретениями современных отечественных ученых.
6. Создание лекторской группы студентов с выступлением на классных часах.
7. Разработка игрового и занимательного дидактического материала (конкурсов, викторин, кроссвордов) с использованием их на занятиях и во внеаудиторной деятельности студентов.
8. Проведение исторических экскурсов во время учебных занятий.
9. Исследовательская работа обучающихся «Сотворение будущего» — о научных открытиях современных российских физиков и их использовании в промышленности, медицине, быту и других сферах.
Результаты и материалы работы по этому направлению собраны в методической разработке «Гражданское и патриотическое воспитание на занятиях физики», которая была успешно представлена на Международной научно-прак-
тической конференции «Современные исследования гражданского и патриотического воспитания учащейся молодежи: традиции, опыт, проблемы и перспективы», а также в исследовательской работе студентов, с которой они выступили на городской научно-практической конференции «Человек и общество».
Таким образом, уделяя больше внимания проблемам гражданского и патриотического воспитания и образования, мы воспитываем гражданина и патриота, понимающего роль России в современном мире, умеющего гордиться ее достижениями, несущего ответственность за настоящее и будущее своей Родины.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ АКЦИЙ
Е. Н. Викторчик, педагог дополнительного образования, ГПОУ «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум»
Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека неслучайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм — вот те проблемы современного общества, которые свидетельствуют о его духовном кризисе.
Во всех стратегических документах федерального уровня духовно-нравственное становление подрастающего поколения провозглашается приоритетной государственной задачей. Специалистами области образования все отчетливее осознается, что глубинные первопричины социально-экономического кризиса и катастрофического ухудшения духовного здоровья нации находятся не только в сфере экономики, но и в области духовно-нравственного воспитания. Общество не может и дальше существовать без единых моральных устоев. Искажение их, потеря духовности ведет к упадку культуры, деградации общества, вырождению человека.
В Ленинск-Кузнецком политехнический техникуме большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию студентов в процессе образовательной и внеаудиторной деятельности. Одной из результативных форм внеаудиторной деятельности является организация благотворительных акций, цель которых — создание условий для формирования
социально-нравственных и духовных ценностей студентов.
Для достижения цели мы определили следующие задачи:
1. Способствовать развитию таких качеств студентов, как доброта, искренность, великодушие, милосердие, бескорыстие.
2. Познакомить студентов с понятием благотворительности.
3. Привлечь студентов к благотворительному движению.
Часто мы даже не задумываемся о том, что в роли благотворителя можем выступить мы сами, наши друзья и близкие, те, кто заинтересован в решении социальной проблемы. Благотворительной деятельностью вправе беспрепятственно заниматься все граждане и организации. И порой мы даже не представляем, как это просто. Благотворитель — тот, кто добровольно и бескорыстно передает свои знания, умения, силы и средства для нуждающихся людей и общественного блага.
Данное направление рассмотрим на примере успешно проведенных благотворительных акций студентами техникума в 2016 году: «1 марта — Весна пришла!», «Звезда Памяти», «Пусть будет теплой осень жизни».
Благотворительная акция «1 марта — Весна пришла!» проходит в первый весенний день! Как долго мы его адали: мерзли в зимние холода, спорили с колючим холодным ветром и вьюгой. И, наконец-то, вот оно — теплое, ласковое весеннее солнышко, игривые солнечные зайчики на хрустальных сосульках, первые капели и лужи. Один из символов любого праздника — цветок. Конечно, лучше всего, если к этому времени удастся найти первые подснежники, но это удается не всегда. Поэтому студен-