ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИКУМА
Н. М. Разжеваева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГПОУ «Тяжинский агропромышленный техникум»
В последнее время в обществе все больше стали говорить о патриотическом воспитании. Считаю, что своевременно была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.».
Мы, взрослые, понимаем, что патриотизм — это Отечество, любовь к Редине и готовность пожертвовать своими интересами ради нее. Это гордость за научные, творческие, спортивные и культурные достижения своей страны. Патриотизм — это гражданство, язык, наши многовековые традиции и традиции других народов.
Патриотизм — это стремление защищать интересы своего народа. Все это мы пытаемся донести до обучающихся через учебную и внеучеб-ную деятельность. Но главная задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы достучаться до сердец наших воспитанников. Одним из приоритетных направлений воспитательной работы в техникуме является воспитание у юношей и девушек патриотизма, гражданственности, формирование личности, уважающей традиции и обычаи своей страны.
В поселке Тяжинском стоит памятник Н. И. Ма-салову — Герою Кузбасса, спасшему немецкую
девочку. Есть могила, за которой ухаживают ребята, есть книга «Человек из легенды». И обучающиеся принимают самое активное участие в мероприятиях, связанных с именем этого человека. Все меньше остается участников войны, но тема подвигов куз-
бассовцев, тяжинцев проходит красной линией воспитательного процесса в техникуме. В гости приходят труженики тыла, жители блокадного Ленинграда. Ребята с большим интересом слушают рассказы о тех страшных днях. Волонтеры техникума оказывают всяческую помощь ветеранам и очень часто в районной газете «Призыв» получают слова благодарности. А начиная с апреля в техникуме проводится акция «Георгиевская ленточка», мероприятия посвященные Дню победы. Обучающиеся принимают участие в конкурсах военно-патриотической направленности, выпускают специальные выпуски студенческой газеты.
В День Победы педагогический коллектив и студенты техникума принимают участие в зажжение вечного огня и в районном торжественном митинге. Наши парни несут вахту памяти у памятника воина-освободителя.
Акция «Бессмертный полк» вызывает у ребят чувство гордости и уважения к нашему прошлому. И каждый участник, вышедший на улицы поселка с фотографией родственника, становится живым свидетельством того, что память гораздо длиннее жизней людей и она сохраняется потомками даже после смерти участников войны. А 22 июня мы приходим с ребятами на площадь Победы к мемориалу погибших в годы Великой Отечественной войны и зажигаем свечи в память о тех трагических событиях.
Большой материал собран в образовательной организации об участниках локальных войн. Традицией стало чтить память нашего выпускника, воина-афганца Александра Червова, который погиб, исполняя интернациональный долг. В память о Александре Червове организовывается выставка в музее техникума, проходит спортивный турнир по армреспингу, волонтеры выезжают на место его захоронения и возлагают цветы.
Февраль объявлен в техникуме месяцем оборон но-массовой работы: тематические выставки, конкурс плакатов, оформление уголка боевой славы, уроки мужества, спортивные мероприятия, акции «Рука помощи», «Поздравь солдата». На протяжении ряда лет стало традицией проводить спортивно-массовое мероприятие «Сегодня студенты, завтра солдаты», которое
содействует физическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи, повышает интерес к служению в рядах Российской армии. Лучшие парни техникума участвуют в районном конкурсе допризывной молодежи «Сегодня мальчишки, а завтра солдаты».
Сложились добрые дружеские отношения с ветеранами района, участвовашими в локальных войнах, которые ежегодно проводят конкурсы, круглые столы, дискуссии на тему патриотизма.
Благодатный материал для воспитательного воздействия на обучающихся имеется в распоряжении преподавателей истории, общество-знания, литературы и умело используется ими в процессе преподавания этих дисциплин.
Патриотическое воспитание на уроках истории (преподаватель Ирина Анатольевна Селезнева) осуществляется на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян — прекрасных иллюстрациях для подражания. Раскрывая подвиги героев, преподаватель подводит обучающихся к сознанию, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества.
Особенное внимание воспитанию патриотизма уделяется на уроках ОБЖ (преподаватель Дмитрий Владимирович Цыков). При изучении темы «Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества» преподаватель акцентируется внимание на моральных и боевых качествах российских воинов, истории их подвигов, начиная с Ледового побоища (1242 год) и за-
канчивая Днем Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1945), а при изучении темы «Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества» приводятся примеры воинских подвигов, совершенных Александром Матросовым, Николаем Гастелло, Дмитрием Карбышевым, даются понятия чести и достоинства российского воина. Образы людей сильной воли, самоотверженно борющихся за свободу своей страны, оказывают большое воспитательное влияние на студентов, дают им знания о лучших традициях российского народа. Военно-патриотические воспитательные цели преследует и внеучебная работа по данному предмету.
Как одно из направлений воспитательной работы в техникуме получило развитие волонтерское движение. Волонтерский отряд «Доброе сердце» под руководством мастера производственного обучения Татьяны Михайловны Никон работает по следующим направлениям: социальное, экологическое, волонтеры за ЗОЖ, патриотическое.
В рамках социального направления организуются акции для пожилых людей «Чистый двор», «Весенний огород», «Урожайные грядки», «Чистые дорожки», «Весенняя неделя добра» и другие. Основная цепь акций — добровольная помощь на благо общества.
С цепью развития у волонтеров техникума экологической ответственности по отношению к окружающей среде проводятся круглые столы по проблемам экологии, экологическая неделя в техникуме, выпуск эколистовок и стенных газет, участие в эколого-трудовых десантах и ак-
циях техникума «Чистый парк», «Чистый пруд», «Всероссийский субботник»; участие в экологических акциях поселка и района «Зеленый поселок», «Тяжин — наш дом!».
Волонтеры ведут работу по пропаганде ЗОЖ (листовки, газеты), профилактике употребления ПАВ, ВИЧ/СПИДа: конференции, семинары по ЗОЖ; неделя отказа от курения, флэшмо-бы, подготовка и распространение агитационного материала по профилактике употребления ПАВ, ВИЧ/СПИДа в техникуме, в школах района, предприятиях поселка.
Одним из важных направлений волонтерского движения является патриотическое волонтер-ство. Основные акции: «Цветы к обелиску», «Поздравь солдата», «Георгиевская ленточка», «Свеча памяти—свеча Победы», «Помоги ветерану».
Волонтерский отряд работает над реализацией семи целевых проектов, каждый из которых ориентирован на определенные слои населения и имеет свои цели: «Милосердие», «Спасибо тебе, ветеран», «Подари ребенку радость», «Наш поселок», «Мы — за здоровое поколение», «Тепло семейного очага», «Безопасная дорога». Каждая группа разработала свой добровольческий проект.
Делается много, но впереди еще большие совместные проекты педагогического, студенческого колле>сгивов с общественностью Тяжин-ского муниципального района. Необходимо честно говорить с ребятами о хорошем, не закрывать глаза на плохое, обсуждать непонятные вопросы, учить извлекать уроки из прошлого. Учить служить России, защите ее исконных идеалов, ее духовных и культурных ценностей.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИКИ
С. П. Гэнчарова, преподаватель ГАПОУ «Юргииский техникум агротехнологий и сервиса»
Воспитание патриота и гражданина — важная задача, которую ставит перед собой наше государство, поэтому в стране создана система патриотического воспитания граждан.
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» определены приоритетные направления воспитания, среди которых — повышение качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся и повышению их мотивации к службе Отечеству.
Традиционно в образовательных учреждениях задачи патриотического воспитания в основном решаются во внеурочной деятельности и в процессе преподавания гуманитарных дисциплин.
Однако, как показала практика, цели и задачи гражданско-